Часовня Тихвинской иконы Божией Матери (Хвалинская): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Местоположение святыни|локация=61.705857, 38.059440|вид=Приходской храм}} Файл:Часовня Тихвинс...»)
 
 
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника)
Строка 12: Строка 12:
Можно только догадываться о первоначальной архитектуре здания. Но, скорее всего, это была традиционная клетская часовня с каркасной папертью с западной стороны, крытая общей двухскатной крышей. Несомненно существовавшие подклет и крыльцо часовни на сегодняшний день утрачены, равно как и глава с крестом, венчавшая крышу здания. Рассказы жителей о существовании звонницы пока не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Сведений о времени устройства «неба» в Тихвинской часовне не обнаружено.
Можно только догадываться о первоначальной архитектуре здания. Но, скорее всего, это была традиционная клетская часовня с каркасной папертью с западной стороны, крытая общей двухскатной крышей. Несомненно существовавшие подклет и крыльцо часовни на сегодняшний день утрачены, равно как и глава с крестом, венчавшая крышу здания. Рассказы жителей о существовании звонницы пока не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Сведений о времени устройства «неба» в Тихвинской часовне не обнаружено.


''Из книги: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский»''
В советское время верх часовни был разобран, а «небеса» забелены. В 1960–1970-е годы, когда Кенозерье впервые вызвало интерес у художников и архитекторов, побелку отмыли. Непрофессиональная реставрация привела к значительным потерям красочного слоя. Утраты составляли около 70%, от головок херувимов остались только призрачные силуэты. Потери особенно ощущались на контрасте с сохранившимися фрагментами живописи. Промежутки между досками граней когда-то заклеивались бумагой для утепления, которая и сберегла остатки прежней живописи. По этим фрагментам можно судить, насколько она была энергичной, даже пастозной, в отличие от тех «акварельных тонов», которые имеются теперь.
 
Деревянную основу сильно повредил жук-точильщик, причем морозостойкий, ведь часовня промерзала зимой. За помощью пришлось обращаться к биологам. Реставраторы частично удалили истлевшую и изъеденную древесину, но большей частью укрепили. Совместно с коллегами из отдела реставрации мебели разработали многослойные вставки из той же породы — сосны, которые позволили целиком восстановить полотно каждой грани. А благодаря технологам из Италии при реставрации впервые в российской практике использовался совершенно новый синтетический материал для восполнения утрат деревянной основы. Безусадочный обратимый материал обрабатывается как дерево и выдерживает большие перепады температуры.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Хвалинские «небеса» созданы в конце XVIII столетия; они — самые ранние из имеющихся сейчас в национальном парке. Их иконография для Кенозерья уникальна: почти все пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством.
Хвалинские «небеса» созданы в конце XVIII столетия; они — самые ранние из имеющихся сейчас в национальном парке. Их иконография для Кенозерья уникальна: почти все пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством.


Однако сохранность комплекса оставляла желать лучшего. Восстановлением хвалинских «небес» занималась целая бригада в течение двух лет. «У нас были две сложные проблемы, — рассказал TANR художник-реставратор Александр Горматюк, возглавлявший эту работу, — с деревянной конструкцией граней и с живописным слоем. В обоих случаях нам пришлось искать нетривиальные решения, задействовать силы разных отделов нашего центра».
Однако сохранность комплекса оставляла желать лучшего. Восстановлением хвалинских «небес» занималась целая бригада в течение двух лет.
 
В советское время верх часовни был разобран, а «небеса» забелены. В 1960–1970-е годы, когда Кенозерье впервые вызвало интерес у художников и архитекторов, побелку отмыли. Непрофессиональная реставрация привела к значительным потерям красочного слоя. Утраты составляли около 70%, от головок херувимов остались только призрачные силуэты. Потери особенно ощущались на контрасте с сохранившимися фрагментами живописи. Промежутки между досками граней когда-то заклеивались бумагой для утепления, которая и сберегла остатки прежней живописи. По этим фрагментам можно судить, насколько она была энергичной, даже пастозной, в отличие от тех «акварельных тонов», которые имеются теперь.
 
Деревянную основу сильно повредил жук-точильщик, причем морозостойкий, ведь часовня промерзала зимой. За помощью пришлось обращаться к биологам. Реставраторы частично удалили истлевшую и изъеденную древесину, но большей частью укрепили. Совместно с коллегами из отдела реставрации мебели разработали многослойные вставки из той же породы — сосны, которые позволили целиком восстановить полотно каждой грани. А благодаря технологам из Италии при реставрации впервые в российской практике использовался совершенно новый синтетический материал для восполнения утрат деревянной основы. Безусадочный обратимый материал обрабатывается как дерево и выдерживает большие перепады температуры.


Живопись была выполнена краской на эмульсионном связующем — масле и яичном желтке — и нанесена прямо на выровненную древесину без подложки и грунта. Но из-за утраты связующего в красочном слое живопись стала ближе к пастели, она превратилась в порошащую красочную массу, которая красится от прикосновения. Реставраторы из отдела графики предложили методику для укрепления графики и тонирование с применением тех пигментов, которые обычно используются для мелков пастели.
Живопись была выполнена краской на эмульсионном связующем — масле и яичном желтке — и нанесена прямо на выровненную древесину без подложки и грунта. Но из-за утраты связующего в красочном слое живопись стала ближе к пастели, она превратилась в порошащую красочную массу, которая красится от прикосновения. Реставраторы из отдела графики предложили методику для укрепления графики и тонирование с применением тех пигментов, которые обычно используются для мелков пастели.
После участия в выставке к 100-летию Центра имени Грабаря «небеса» отправятся обратно в Кенозерье. Но не в часовню, а в экспозиционное пространство — так называемый Рухлядный амбар (большинство часовен парка не имеет охраны и уже страдало от вандалов). В открытом хранении комплекс ждут зимой те же минус 30 градусов, что и на протяжении последних трех веков. Проведенная реставрация позволит ему без потерь переносить зимние условия, пока в парке не появится музейное помещение с более щадящим температурно-влажностным режимом.


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==
Строка 31: Строка 27:


== Как добраться ==
== Как добраться ==
'''Адрес:''' Архангельская область, Каргопольский муниципальный округ, деревня Хвалинская,  Центральная ул., 40
'''Адрес:''' Россия, Архангельская область, Каргопольский район, д. Хвалинская,  Центральная ул., 40


'''Проезд:''' Деревня Хвалинская расположена на западном берегу Лекшмозера.
'''Проезд:''' Деревня Хвалинская расположена на западном берегу Лекшмозера, на территории национального парка "Онежское Поморье".


== Фото ==
== Фото ==
Строка 43: Строка 39:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/chasovnya-vo-imya-ikony-tikhvinskoy-bozhiey-materi-1790-g/ Национальный парк "Онежское Поморье"/ Часовня во имя иконы Тихвинской Божией Матери, 1790 г.]
* [http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/chasovnya-vo-imya-ikony-tikhvinskoy-bozhiey-materi-1790-g/ Национальный парк "Онежское Поморье". Часовня во имя иконы Тихвинской Божией Матери, 1790 г.]
* [http://www.kenozero.ru/o-parke/materialy/novosti/25-marta-2021-g-ispolnilos-150-let-so-dnya-rozhdeniya-igorya-emmanuilovicha-grabarya-/?special_version=Y 25 марта 2021 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря. Фото]
* [http://www.kenozero.ru/o-parke/materialy/novosti/25-marta-2021-g-ispolnilos-150-let-so-dnya-rozhdeniya-igorya-emmanuilovicha-grabarya-/?special_version=Y 25 марта 2021 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря. Фото]


{{SEO|в Хвалинскую, часовню Тихвинской иконы Божией Матери|Архангельской области}}
{{SEO|в Хвалинскую, часовню Тихвинской иконы Божией Матери|Архангельской области}}

Текущая версия от 20:52, 29 декабря 2022

Идёт загрузка карты…
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери (Хвалинская)

Часовня Тихвинской иконы Божией Матери — православный храм 1790 года в деревне Хвалинской Каргопольского районе на западном берегу Лекшмозера.

История[править | править код]

Деревня Хвалинская (Орлово) расположена на западном берегу Лекшмозера, в двенадцати километрах от приходского центра в деревне Морщихинская. В середине XIX века в приозёрном селении проживало в двенадцати дворах сто сорок пять человек. В 1790 году хвалинские крестьяне построили часовню. Поставили её на берегу озера, в центре деревни, «иконами украсив изрядно».

Исторический облик часовни сильно искажён перестройками XIX и ХХ веков. В тридцатых – сороковых годах ХХ века её приспособили под магазин. Сейчас здание представляет собой прямоугольный в плане объём, завершённый двухскатной крышей. Его фасады обшиты горизонтальным тёсом «в рустик», углы и внутренняя перегородка акцентированы вертикальной тесовой обшивкой. Свесы кровли над фасадами также подшиты досками. Подобное оформление фасадов характерно для кенозерских часовен последней трети XIX века. По два окна на продольных стенах и двери значительно увеличены в размерах и переделаны. Вход в часовню напоминает створчатые ворота хозяйственных построек. Над воротами, на фронтоне, прибит деревянный крест. Фасады окрашены в голубой цвет, вертикальные элементы обшивки, подшивка свесов кровли, наличники окон выкрашены охрой.

Внутри здание разделено поперечной перегородкой на два помещения, стены которых скрыты обоями и древесноволокнистой плитой. Низкие потолки набраны из досок.

Можно только догадываться о первоначальной архитектуре здания. Но, скорее всего, это была традиционная клетская часовня с каркасной папертью с западной стороны, крытая общей двухскатной крышей. Несомненно существовавшие подклет и крыльцо часовни на сегодняшний день утрачены, равно как и глава с крестом, венчавшая крышу здания. Рассказы жителей о существовании звонницы пока не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Сведений о времени устройства «неба» в Тихвинской часовне не обнаружено.

В советское время верх часовни был разобран, а «небеса» забелены. В 1960–1970-е годы, когда Кенозерье впервые вызвало интерес у художников и архитекторов, побелку отмыли. Непрофессиональная реставрация привела к значительным потерям красочного слоя. Утраты составляли около 70%, от головок херувимов остались только призрачные силуэты. Потери особенно ощущались на контрасте с сохранившимися фрагментами живописи. Промежутки между досками граней когда-то заклеивались бумагой для утепления, которая и сберегла остатки прежней живописи. По этим фрагментам можно судить, насколько она была энергичной, даже пастозной, в отличие от тех «акварельных тонов», которые имеются теперь.

Деревянную основу сильно повредил жук-точильщик, причем морозостойкий, ведь часовня промерзала зимой. За помощью пришлось обращаться к биологам. Реставраторы частично удалили истлевшую и изъеденную древесину, но большей частью укрепили. Совместно с коллегами из отдела реставрации мебели разработали многослойные вставки из той же породы — сосны, которые позволили целиком восстановить полотно каждой грани. А благодаря технологам из Италии при реставрации впервые в российской практике использовался совершенно новый синтетический материал для восполнения утрат деревянной основы. Безусадочный обратимый материал обрабатывается как дерево и выдерживает большие перепады температуры.

Современное состояние[править | править код]

Хвалинские «небеса» созданы в конце XVIII столетия; они — самые ранние из имеющихся сейчас в национальном парке. Их иконография для Кенозерья уникальна: почти все пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством.

Однако сохранность комплекса оставляла желать лучшего. Восстановлением хвалинских «небес» занималась целая бригада в течение двух лет.

Живопись была выполнена краской на эмульсионном связующем — масле и яичном желтке — и нанесена прямо на выровненную древесину без подложки и грунта. Но из-за утраты связующего в красочном слое живопись стала ближе к пастели, она превратилась в порошащую красочную массу, которая красится от прикосновения. Реставраторы из отдела графики предложили методику для укрепления графики и тонирование с применением тех пигментов, которые обычно используются для мелков пастели.

Престольные праздники[править | править код]

Икона Пресвятой Богородицы "Тихвинская" - 9 июля

Как добраться[править | править код]

Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, д. Хвалинская, Центральная ул., 40

Проезд: Деревня Хвалинская расположена на западном берегу Лекшмозера, на территории национального парка "Онежское Поморье".

Фото[править | править код]



Ссылки[править | править код]