Мужской монастырь Сопочаны: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 20 промежуточных версий этого же участника)
Строка 6: Строка 6:


== История ==
== История ==
В южной части Сербии, в живописной долине реки Рашка близ города Нови-Пазар возвышается православный мужской монастырь XIII века Сопочаны. В название монашеской обители заложено старославянское слово сопот, то есть источник, родник.
В южной части Сербии, в живописной долине реки Рашка близ города Нови-Пазар, возвышается православный мужской монастырь XIII века Сопочаны. Название монастыря происходит от старославянского слова «сопот», то есть «источник», «родник».


Основателем монастыря является сербский король [https://azbyka.org/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1066 Урош I Великий], который основал обитель как семейный мавзолей рядом с древним Расом — центром Сербского государства. Это была одна из крупнейших средневековых обителей, в которой проживало свыше сотни монахов.
Основателем монастыря является сербский король [https://azbyka.org/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1066 Урош I Великий], который основал обитель как семейный мавзолей рядом с древним Расом — центром Сербского государства. Это была одна из крупнейших средневековых обителей, в которой проживало свыше сотни монахов.


В лучшие свои годы монастырский комплекс состоял из церкви Святой Троицы (1264-1265), трапезной, монашеских келлий, каменной стены, окружавшей обитель. До сегодняшнего дня из древнего комплекса сохранилась только церковь (1264-1265) — однонефная постройка, отличающаяся стройностью и композиционной цельностью. Особенностью храма является то, что он имеет некоторые черты базилики. Прежде всего это заметно по лишенным куполов боковым помещениям. Большой открытый притвор с трехэтажной колокольней был пристроен в XIV веке, во времена короля Душана.
В лучшие свои годы монастырский комплекс состоял из церкви Святой Троицы (1264-1265 гг.), трапезной, монашеских келлий, каменной стены, окружавшей обитель. До сегодняшнего дня из древнего комплекса сохранилась только Троицкая церковь — однонефная постройка, отличающаяся стройностью и композиционной цельностью. Особенностью храма является то, что он имеет некоторые черты базилики. Прежде всего это заметно по лишенным куполов боковым помещениям. Большой открытый притвор с трехэтажной колокольней был пристроен в XIV веке, во времена короля Душана.


В 1389 году после Косовской битвы монастырь был сожжен турками; восстановлен при деспоте Стефане. В 1689 году с сожжением обрушением кровли церкви монастырь опустел; реставрирован в 1929, 1948—1956 годах. В 1990-х гг. из монастыря [[Мужской монастырь Высокие Дечаны|Высокие Дечаны]] в Сопочаны были перенесены мощи святых врачей-бессребреников [https://azbyka.org/days/saint/3490/5490/6101/group Космы и Дамиана], а в 2002 году из [[Мужской монастырь Пива|монастыря Пива]] — мощи [https://azbyka.org/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1066 короля Уроша].
В 1389 году после Косовской битвы<ref> Битва на Косовом поле (серб. Косовска битка) – крупное сражение, состоявшееся 15 июня 1389 года между объединённым войском сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Битва произошла на Косовом поле, в 5 километрах от современной Приштины. Сербские войска возглавляли князь Лазарь Хребелянович, Вук Бранкович и великий воевода Влатко Вукович. Османским войском командовал султан Мурад I вместе со своими сыновьями Якубом и Баязидом. В бою погибла большая часть сражавшихся армий и оба предводителя: Лазарь, попавший в плен и затем казнённый, и Мурад, предположительно, убитый Милошем Обиличем. Несмотря на победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь, а также опасений наследника Мурада Баязида, что смерть его отца может привести к смутам в Османской империи. Косовская битва играет важную роль в сербском национальном самосознании, истории и фольклоре. Князь Лазарь и Милош Обилич почитаются как святые Сербской православной церковью. </ref> монастырь был сожжен турками; восстановлен при деспоте Стефане. В 1689 году после сожжения и обрушения кровли церкви монастырь опустел; реставрирован в 1929 и 1948-1956 годах. В 1990-х гг. из монастыря [[Мужской монастырь Высокие Дечаны|Высокие Дечаны]] в Сопочаны были перенесены мощи святых врачей-бессребреников [https://azbyka.org/days/saint/3490/5490/6101/group Космы и Дамиана], а в 2002 году из [[Мужской монастырь Пива|монастыря Пива]] — мощи [https://azbyka.org/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1066 короля Уроша].


В 1979 года включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1979 года включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Около 1265 года церковь расписана фресками (в центральной части храма имитируют мозаику). В апсиде изображены Богородица с Младенцем и с двумя ангелами по сторонам, Причастие апостолов, Поклонение Жертве (в процессии изображены архиепископы Сербские Савва I, Арсений I, Савва II), на стенах — Великие праздники, на западной стене — Успение Богоматери, на хорах — Сорок мучеников, Гостеприимство Авраамово и апостолы, в нартексе — Вселенские соборы, Притча о праведном Иосифе, Древо Иессеево, Страшный суд, портреты ктиторов, смерть Анны Дандоло, матери ктитора; в южном притворе — Житие святого [https://azbyka.org/days/sv-simeon-mirotochivyj-v-miru-stefan-nemanja Симеона Немани], в северном — [https://azbyka.org/days/sv-stefan-pervomuchenik Стефана Первомученика]. В боковых пристройках сохранились фрески конца XIII века, начала XIV века и XVI—XVII веков.  
Около 1265 года церковь расписана фресками (в центральной части храма имитируют мозаику). В апсиде изображены Богородица с Младенцем и с двумя ангелами по сторонам, Причастие апостолов, Поклонение Жертве (в процессии изображены архиепископы Сербские Савва I, Арсений I, Савва II), на стенах — Великие праздники, на западной стене — Успение Богоматери, на хорах — Сорок мучеников, Гостеприимство Авраамово и апостолы, в нартексе — Вселенские соборы, Притча о праведном Иосифе, Древо Иессеево, Страшный суд, портреты ктиторов, смерть Анны Дандоло, матери ктитора; в южном притворе — Житие святого [https://azbyka.org/days/sv-simeon-mirotochivyj-v-miru-stefan-nemanja Симеона Немани], в северном — [https://azbyka.org/days/sv-stefan-pervomuchenik Стефана Первомученика]. В боковых пристройках сохранились фрески конца XIII века, начала XIV века и XVI—XVII веков.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Некоторое время после ремонта в обители Сопочаны были женским монастырем. После прихода десяти монахов и послушников из монастыря [[Мужской монастырь Црна Река/Черная Река|Црна Река]] в 1996 году монастырь снова стал, каким он был в средние века. Сегодня Сопочаны – мужской монастырь.
Некоторое время после ремонта обители Сопочаны были женским монастырем. В 1996 с приходом десяти монахов и послушников из монастыря [[Мужской монастырь Црна Река/Черная Река|Црна Река]] году монастырь снова стал таким, каким он и был в средние века. Сегодня Сопочаны – мужской монастырь.


Сопочаны — один из самых часто посещаемых сербских монастырей.  
Сопочаны — один из самых часто посещаемых сербских монастырей.  
Строка 34: Строка 34:
* Фрески
* Фрески


Фрески Сопочан — одного из центральных созданий византийского искусства — отличают внутренняя сосредоточенность образов, крупные масштабы, лапидарные формы, светлый колорит, в образах нет ничего эффектного, чрезмерно конкретного и чувственного, но впечатление покоя и величия. Фрескам Сопочан близки фрески других сербских монастырей этого периода (фрески в церкви Святых Апостолов в [[Печский патриарший женский монастырь|Печской патриархии]], 1260 год; в церкви Успения [[Мужской монастырь Морача|монастыря Морача]], 1251—1252).
Фрески Сопочан — одного из центральных созданий византийского искусства — отличают внутренняя сосредоточенность образов, крупные масштабы, лапидарные формы, светлый колорит, в образах нет ничего эффектного, чрезмерно конкретного и чувственного, но впечатление покоя и величия. Им близки фрески других сербских монастырей этого периода (фрески в церкви Святых Апостолов в [[Печский патриарший женский монастырь|Печской патриархии]], 1260 год; в церкви Успения [[Мужской монастырь Морача|монастыря Морача]], 1251—1252).


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==
Строка 42: Строка 42:
'''Адрес:''' 36308 Сопоћани, Стари Рас, Сербия  
'''Адрес:''' 36308 Сопоћани, Стари Рас, Сербия  


'''Проезд:''' Нови Пазар находится вблизи от границы с Косово (275 км от Белграда). До монастыря можно добраться на автобусе или на автомобиле. Автобус курсирует из Белграда почти каждые полчаса. Дорога занимает 5-6 часов. Также прямое сообщение есть из города Сараево (Босния и Герцеговина), Подгорицы (Черногория).  
'''Проезд:''' Нови-Пазар находится недалеко от границы с Косово (275 км от Белграда). До монастыря можно добраться на автобусе или на автомобиле. Автобус курсирует из Белграда почти каждые полчаса. Дорога занимает 5-6 часов. Также прямое сообщение есть из города Сараево ([[Босния и Герцеговина|Босния и Герцеговина]]), Подгорицы ([[Черногория|Черногория]]).
 
'''Электронная почта:''' [mailto:jerejsrdjanbelenzada@gmail.com jerejsrdjanbelenzada@gmail.com]
 
'''[https://manastirozerkovici.com/bogosluzenja/ Актуальное расписание богослужений см. на сайте монастыря]'''


== Паломнику ==
== Паломнику ==
Не доезжая монастыря Сопочаны можно увидеть руины древнего города Стари-Рас, который на протяжении долгого времени являлся столицей раннего средневекового государства сербов, расположенного в Старой Сербии, ныне – комплекс памятников средневековья Стари-Рас, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории Старого Раса находится известная [[Церковь Святых Апостолов Петра и Павла (Стари-Рас)|Петрова церковь]], старейшая из сохранившихся церквей Сербии, датируемая приблизительно VIII веком. Входит в 1979 г. Вокруг церкви находится кладбище с позднеримскими и славянскими захоронениями.
Не доезжая монастыря Сопочаны можно увидеть руины древнего города Стари-Рас, который на протяжении долгого времени являлся столицей раннего средневекового государства сербов, расположенного в Старой Сербии, ныне – комплекс памятников средневековья Стари-Рас, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории Старого Раса находится известная [[Церковь Святых Апостолов Петра и Павла (Стари-Рас)|Петрова церковь]], старейшая из сохранившихся церквей Сербии, датируемая приблизительно VIII веком. Вокруг церкви находится кладбище с позднеримскими и славянскими захоронениями.


== Фото ==
== Фото ==

Текущая версия от 23:37, 2 июня 2022

Идёт загрузка карты…
Мужской монастырь Сопочаны

Монастырь Сопочаны (серб. Манастир Сопоћани) — сербский православный монастырь близ города Нови-Пазар на юге Сербии. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История[править | править код]

В южной части Сербии, в живописной долине реки Рашка близ города Нови-Пазар, возвышается православный мужской монастырь XIII века — Сопочаны. Название монастыря происходит от старославянского слова «сопот», то есть «источник», «родник».

Основателем монастыря является сербский король Урош I Великий, который основал обитель как семейный мавзолей рядом с древним Расом — центром Сербского государства. Это была одна из крупнейших средневековых обителей, в которой проживало свыше сотни монахов.

В лучшие свои годы монастырский комплекс состоял из церкви Святой Троицы (1264-1265 гг.), трапезной, монашеских келлий, каменной стены, окружавшей обитель. До сегодняшнего дня из древнего комплекса сохранилась только Троицкая церковь — однонефная постройка, отличающаяся стройностью и композиционной цельностью. Особенностью храма является то, что он имеет некоторые черты базилики. Прежде всего это заметно по лишенным куполов боковым помещениям. Большой открытый притвор с трехэтажной колокольней был пристроен в XIV веке, во времена короля Душана.

В 1389 году после Косовской битвы[1] монастырь был сожжен турками; восстановлен при деспоте Стефане. В 1689 году после сожжения и обрушения кровли церкви монастырь опустел; реставрирован в 1929 и 1948-1956 годах. В 1990-х гг. из монастыря Высокие Дечаны в Сопочаны были перенесены мощи святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана, а в 2002 году из монастыря Пива — мощи короля Уроша.

В 1979 года включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Около 1265 года церковь расписана фресками (в центральной части храма имитируют мозаику). В апсиде изображены Богородица с Младенцем и с двумя ангелами по сторонам, Причастие апостолов, Поклонение Жертве (в процессии изображены архиепископы Сербские Савва I, Арсений I, Савва II), на стенах — Великие праздники, на западной стене — Успение Богоматери, на хорах — Сорок мучеников, Гостеприимство Авраамово и апостолы, в нартексе — Вселенские соборы, Притча о праведном Иосифе, Древо Иессеево, Страшный суд, портреты ктиторов, смерть Анны Дандоло, матери ктитора; в южном притворе — Житие святого Симеона Немани, в северном — Стефана Первомученика. В боковых пристройках сохранились фрески конца XIII века, начала XIV века и XVI—XVII веков.

Современное состояние[править | править код]

Некоторое время после ремонта обители Сопочаны были женским монастырем. В 1996 с приходом десяти монахов и послушников из монастыря Црна Река году монастырь снова стал таким, каким он и был в средние века. Сегодня Сопочаны – мужской монастырь.

Сопочаны — один из самых часто посещаемых сербских монастырей.

Фото-экскурсия по монастырю

Деятельность монастыря[править | править код]

Братия занимается пчеловодством, иконописью, есть и швейники, и резчики по дереву.

Святые[править | править код]

Святыни[править | править код]

  • Фрески

Фрески Сопочан — одного из центральных созданий византийского искусства — отличают внутренняя сосредоточенность образов, крупные масштабы, лапидарные формы, светлый колорит, в образах нет ничего эффектного, чрезмерно конкретного и чувственного, но впечатление покоя и величия. Им близки фрески других сербских монастырей этого периода (фрески в церкви Святых Апостолов в Печской патриархии, 1260 год; в церкви Успения монастыря Морача, 1251—1252).

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: 36308 Сопоћани, Стари Рас, Сербия

Проезд: Нови-Пазар находится недалеко от границы с Косово (275 км от Белграда). До монастыря можно добраться на автобусе или на автомобиле. Автобус курсирует из Белграда почти каждые полчаса. Дорога занимает 5-6 часов. Также прямое сообщение есть из города Сараево (Босния и Герцеговина), Подгорицы (Черногория).

Паломнику[править | править код]

Не доезжая монастыря Сопочаны можно увидеть руины древнего города Стари-Рас, который на протяжении долгого времени являлся столицей раннего средневекового государства сербов, расположенного в Старой Сербии, ныне – комплекс памятников средневековья Стари-Рас, объект всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории Старого Раса находится известная Петрова церковь, старейшая из сохранившихся церквей Сербии, датируемая приблизительно VIII веком. Вокруг церкви находится кладбище с позднеримскими и славянскими захоронениями.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]


  1. Битва на Косовом поле (серб. Косовска битка) – крупное сражение, состоявшееся 15 июня 1389 года между объединённым войском сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Битва произошла на Косовом поле, в 5 километрах от современной Приштины. Сербские войска возглавляли князь Лазарь Хребелянович, Вук Бранкович и великий воевода Влатко Вукович. Османским войском командовал султан Мурад I вместе со своими сыновьями Якубом и Баязидом. В бою погибла большая часть сражавшихся армий и оба предводителя: Лазарь, попавший в плен и затем казнённый, и Мурад, предположительно, убитый Милошем Обиличем. Несмотря на победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь, а также опасений наследника Мурада Баязида, что смерть его отца может привести к смутам в Османской империи. Косовская битва играет важную роль в сербском национальном самосознании, истории и фольклоре. Князь Лазарь и Милош Обилич почитаются как святые Сербской православной церковью.