Женский монастырь Радовашница: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 15 промежуточных версий этого же участника)
Строка 14: Строка 14:
Среди сохранившихся документов есть Минея 1550 года, в котором диакон Растко написал: ''«Если кто по наущения диавола посмеет взять сию книгу из сего святого храма, то будет проклят Господом Богом и его Пресвятой Матерью и всеми святыми, аминь».''
Среди сохранившихся документов есть Минея 1550 года, в котором диакон Растко написал: ''«Если кто по наущения диавола посмеет взять сию книгу из сего святого храма, то будет проклят Господом Богом и его Пресвятой Матерью и всеми святыми, аминь».''
   
   
Когда в 1860 году писатель-путешественник Феликс Каниц посетил лесные массивы Поцерины <ref>Поцерина – регион западной Сербии, включающий холмы и равнины на севере горы Цер и охватывающий территорию Мачвы и Посавины</ref>, то записал в своей записной книжке следующее: «Радовашница с церковью Архангела Михаила». Далее он описывает, что в этом монастыре живут один монах и один священник, которые «удовлетворяют потребности одноименной и четырех других деревень», что монастырь имеет годовой доход в размере 1200 динаров, 131 га пахотных земель, леса, луга и так далее.
Когда в 1860 году писатель-путешественник Феликс Каниц посетил лесные массивы Поцерины <ref>Поцерина – регион западной Сербии, включающий холмы и равнины на севере горы Цер и охватывающий территорию Мачвы и Посавины</ref>, и сделал запись в своей записной книжке: «Радовашница с церковью Архангела Михаила». Далее он описывает, что в этом монастыре живут один монах и один священник, которые «удовлетворяют потребности одноименной и четырех других деревень», что монастырь имеет годовой доход в размере 1200 динаров, 131 га пахотных земель, леса, луга и так далее.


Считается, что во времена турок монахи монастыря Радовашница имели особые привилегии, которыми они всецело пользовались, основывая другие монастыри и школу, где переписывались богослужебные книги, также у них часто останавливались беженцы из других монастырей. Так, в 1686 году братия Хоповского монастыря укрылась в монастыре Радовашница, унеся с собой мощи святого великомученика Феодора Тирона.
Считается, что во времена турок монахи монастыря Радовашница имели особые привилегии, которыми они всецело пользовались, основывав другие монастыри и школу, где переписывались богослужебные книги, также в Радовашнице часто останавливались беженцы из других монастырей. Так, в 1686 году братия [[Мужской монастырь Старое Хопово|монастыря Хопово]] укрылась в монастыре Радовашница, унеся с собой мощи святого великомученика Феодора Тирона.


Монастырь разделил судьбу жителей этой местности. Он был разрушен и сожжён во время турецкого нашествия, затем во время Первой мировой войны, то же самое с монастырем произошло и в годы Второй мировой войны.
Монастырь разделил судьбу жителей этой местности. Он был разрушен и сожжён во время турецкого нашествия, затем во время Первой мировой войны, то же самое с монастырем произошло и в годы Второй мировой войны.
   
   
Среди сербов, перешедших реку Саву под предводительством патриарха Арсения Чарноевича, была и братия монастыря Радовашница. Они взяли с собой книги и другое ценное имущество и остались в Бешеновском монастыре. По возвращении они нашли монастырь сожженным и разграбленным, который постепенно отстроили заново, чтобы в 1799 году церковь была расписана. Во время Первого сербского восстания в монастыре располагалась больница. А в 1854 году в монастырском саду была основана первая школа, проработавшая почти двадцать лет.
Среди сербов, перешедших реку Саву под предводительством патриарха [https://azbyka.org/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-1/525 Арсения (Чарноевича)], была и братия монастыря Радовашница. Они взяли с собой книги и другое ценное имущество и остались в [[Мужской монастырь Бешеново|монастыре Бешеново]]. По возвращении они нашли монастырь сожженным и разграбленным, который постепенно отстроили заново; новый монастырский храм был расписан в 1799 году.
 
Во время Первого сербского восстания (1804-1813 гг.) в монастыре располагалась больница. А в 1854 году на монастырской территории была основана первая школа, проработавшая почти двадцать лет.
   
   
Во время Первой мировой войны монастырь оказался в эпицентре боевых действий. Бои шли не только в районе прихода, но и вокруг самой обители, которая не сильно пострадала, но были увезены оба монастырских колокола. После окончания войны в воротах монастыря местные жители установили два памятника в память о павших соотечественниках, а в 1925 году монастырь получил в подарок от верующих новый колокол. Большой колокол монастырю подарил король Александр. Затем, в 1938 году, был построен новый конак.
Во время Первой мировой войны монастырь оказался в эпицентре боевых действий. Бои шли не только в районе прихода, но и вокруг самой обители, которая не сильно пострадала, но были увезены оба монастырских колокола. После окончания войны в воротах монастыря местные жители установили два памятника в память о павших соотечественниках, а в 1925 году монастырь получил в подарок от верующих новый колокол. Большой колокол монастырю подарил король Александр. Затем, в 1938 году, был построен новый конак.


Как только монастырь зажил нормальной жизнью, пришла Вторая мировая война и все, что она принесла с собой. Из-за сопротивления, оказанного в этом районе, немецкий генерал Хингхоф в октябре 1941 года направил сильную карательную экспедицию в сторону Цера. Все монастырское имущество было разграблено, а затем подожжены монастырская резиденция и все остальные постройки. Монастырская церковь была заминирована и полностью разрушена.
Как только монастырь зажил нормальной жизнью, пришла Вторая мировая война и все, что она принесла с собой. Из-за сопротивления, оказанного в этом районе, немецкий генерал Хингхоф в октябре 1941 года направил сильную карательную экспедицию в сторону Цера. Все монастырское имущество было разграблено, подожжены монастырская резиденция и все остальные постройки. Монастырская церковь была заминирована и полностью разрушена.


Очередной ремонт начался со строительства небольшой часовни, колокольни и жилого дома. И так, с годами монастырь Радовашница обрел свой новый облик. В 1988 году на месте бывшей часовни был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырь стал женским.
Очередной ремонт начался со строительства небольшой часовни, колокольни и монастырского конака. В 1988 году на месте бывшей часовни был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырь стал женским.


== Святыни ==
== Святыни ==
*Частицы мощей свт. [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij Николая Чудотворца] и вмч. [https://azbyka.org/days/sv-georgij-pobedonosec Георгия Победоносца] (дар русской церкви из Беча)
*Частицы мощей свт. [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij Николая Чудотворца] и вмч. [https://azbyka.org/days/sv-georgij-pobedonosec Георгия Победоносца] (дар русской церкви из Беча)
*Частица мощей (ребра) вмч. [https://azbyka.org/days/sv-feodor-tiron Феодора Тирона] (дар братии монастыря Ново-Хопово 1965 год, находится в малом ковчеге)   
*Частица мощей (ребра) вмч. [https://azbyka.org/days/sv-feodor-tiron Феодора Тирона] (дар братии монастыря Старо-Хопово в 1965 году, находится в малом ковчеге)   
*Частица мощей [[Мужской монастырь Архангела Михаила (Михольска Превлака)|Превлакских]] мучеников] (в алтаре монастырской церкви)
*Частица мощей [[Мужской монастырь Архангела Михаила (Михольска Превлака)|Превлакских]] мучеников (в алтаре монастырской церкви)
*Копия чудотворной иконы [https://azbyka.org/days/ikona-troeruchica «Троеручица»] (дар [[Монастырь Хиландар (Афон)|монастыря Хиландар]])
*Копия чудотворной иконы [https://azbyka.org/days/ikona-troeruchica «Троеручица»] (дар [[Монастырь Хиландар (Афон)|монастыря Хиландар]])
* Святой источник
* Святой источник
Строка 41: Строка 43:
'''Адрес:''' Радовашница, Сербия
'''Адрес:''' Радовашница, Сербия


'''Проезд:''' Монастырь находится в Шабацкой епархии, расположен в 23 километрах к юго-западу от Шабаца в деревне Радовашница. До монастыря также можно добраться через деревню Липолист, которая находится на полпути между Шабацем и Прнявором. Рядом с монастырем Радовашница находятся монастыри [[Женский монастырь Петковица|Петковица]], [[Мужской монастырь Каона|Каона]], [[Илинье (Очаге)]].
'''Проезд:''' Монастырь находится в Шабацкой епархии, расположен в 23 километрах к юго-западу от Шабаца в деревне Радовашница. До монастыря также можно добраться через деревню Липолист, которая находится на полпути между Шабацем и Прнявором. Рядом с монастырем Радовашница находятся монастыри [[Женский монастырь Петковица|Петковица]], [[Мужской монастырь Каона|Каона]], [[Мужской монастырь Илинье (Очаге)|Илинье (Очаге)]].


'''Телефон:''' [tel:+38115268241 +381 15 268241]
'''Телефон:''' [tel:+38115268241 +381 15 268241]

Текущая версия от 20:49, 9 июня 2022

Идёт загрузка карты…
Женский монастырь Радовашница

Монастырь Радовашница (серб. Манастир Радовашница) — женский монастырь Шабацкой епархии Сербской Православной Церкви недалеко от города Шабац, в Сербии.

История[править | править код]

Первая церковь на этом месте появилась еще в 14 веке. Считается, что монастырь является задужбиной короля Драгутина Неманича, правившего с 1282 по 1316 год. Монастырь построен в рашском стиле и посвящен Святому Архангелу Гавриилу. Расположен в долине горы Цер, в месте, окруженном вековыми дубовыми, буковыми и липовыми лесами, в деревне Радовашница. До времен турецкого владычества на Балканах «монастырь на Цере» занимал видное место.

О монастыре впервые упоминается в турецкой переписи 1548 года. В турецких переписях 1600 и 1624 годов появляется другое название этого монастыря – Косаник. Название, возможно, связано со старым городом Косана (Косанин Град), руины которого находятся на вершине горы Цер, над монастырем. В старых записях монастырь также называется храмом Святого Архангела Михаила, или Михаила и Гавриила, на реке Радованщице.

Рядом с разрушенным средневековым храмом, на месте, где раньше стоял храм-часовня в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в 1988 году был построен и освящен нынешний храм. Построены монастырское общежитие и хозяйственные постройки. При раскопках на остатках фундамента найден камень в виде надгробной плиты. Монахи и местные жители верят, что под ним находятся кости неизвестного угодника Божия, чьи молитвы и помощь многим помогли обрести исцеление.

Среди сохранившихся документов есть Минея 1550 года, в котором диакон Растко написал: «Если кто по наущения диавола посмеет взять сию книгу из сего святого храма, то будет проклят Господом Богом и его Пресвятой Матерью и всеми святыми, аминь».

Когда в 1860 году писатель-путешественник Феликс Каниц посетил лесные массивы Поцерины [1], и сделал запись в своей записной книжке: «Радовашница с церковью Архангела Михаила». Далее он описывает, что в этом монастыре живут один монах и один священник, которые «удовлетворяют потребности одноименной и четырех других деревень», что монастырь имеет годовой доход в размере 1200 динаров, 131 га пахотных земель, леса, луга и так далее.

Считается, что во времена турок монахи монастыря Радовашница имели особые привилегии, которыми они всецело пользовались, основывав другие монастыри и школу, где переписывались богослужебные книги, также в Радовашнице часто останавливались беженцы из других монастырей. Так, в 1686 году братия монастыря Хопово укрылась в монастыре Радовашница, унеся с собой мощи святого великомученика Феодора Тирона.

Монастырь разделил судьбу жителей этой местности. Он был разрушен и сожжён во время турецкого нашествия, затем во время Первой мировой войны, то же самое с монастырем произошло и в годы Второй мировой войны.

Среди сербов, перешедших реку Саву под предводительством патриарха Арсения (Чарноевича), была и братия монастыря Радовашница. Они взяли с собой книги и другое ценное имущество и остались в монастыре Бешеново. По возвращении они нашли монастырь сожженным и разграбленным, который постепенно отстроили заново; новый монастырский храм был расписан в 1799 году.

Во время Первого сербского восстания (1804-1813 гг.) в монастыре располагалась больница. А в 1854 году на монастырской территории была основана первая школа, проработавшая почти двадцать лет.

Во время Первой мировой войны монастырь оказался в эпицентре боевых действий. Бои шли не только в районе прихода, но и вокруг самой обители, которая не сильно пострадала, но были увезены оба монастырских колокола. После окончания войны в воротах монастыря местные жители установили два памятника в память о павших соотечественниках, а в 1925 году монастырь получил в подарок от верующих новый колокол. Большой колокол монастырю подарил король Александр. Затем, в 1938 году, был построен новый конак.

Как только монастырь зажил нормальной жизнью, пришла Вторая мировая война и все, что она принесла с собой. Из-за сопротивления, оказанного в этом районе, немецкий генерал Хингхоф в октябре 1941 года направил сильную карательную экспедицию в сторону Цера. Все монастырское имущество было разграблено, подожжены монастырская резиденция и все остальные постройки. Монастырская церковь была заминирована и полностью разрушена.

Очередной ремонт начался со строительства небольшой часовни, колокольни и монастырского конака. В 1988 году на месте бывшей часовни был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырь стал женским.

Святыни[править | править код]

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: Радовашница, Сербия

Проезд: Монастырь находится в Шабацкой епархии, расположен в 23 километрах к юго-западу от Шабаца в деревне Радовашница. До монастыря также можно добраться через деревню Липолист, которая находится на полпути между Шабацем и Прнявором. Рядом с монастырем Радовашница находятся монастыри Петковица, Каона, Илинье (Очаге).

Телефон: +381 15 268241

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]


  1. Поцерина – регион западной Сербии, включающий холмы и равнины на севере горы Цер и охватывающий территорию Мачвы и Посавины