Казанский Папоротский женский монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=Россия, Тульская обл., Богородицкий р-н, с. Папоротка|вид=Монастырь}}
{{Местоположение святыни|локация=53.632530, 38.351207|вид=Монастырь}}
[[Файл:Монастырь Папоротка3.jpg|мини|справа|alt=Казанский Папоротский женский монастырь]]
[[Файл:Монастырь Папоротка3.jpg|мини|справа|alt=Казанский Папоротский женский монастырь]]
'''Свято-Казанский женский монастырь''' [[Аннотация::был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма]].  
'''Свято-Казанский женский монастырь''' [[Аннотация::был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма]].  

Текущая версия от 22:47, 16 июля 2024

Идёт загрузка карты…
Казанский Папоротский женский монастырь

Свято-Казанский женский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма.

История[править | править код]

Свято-Казанский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма. Когда был построен первый, осталось неизвестным; второй, во имя Покрова Божией Матери, был поставлен в 1774 г. на средства прихожан, почему и село некоторое время носило название «Покровского-Папоротки тож».

В 1846 г. для деревянной колокольни приобрели новый колокол, весов 155 пудов. Поднять его на уже ветхую колокольню было невозможно, и было решено заменить ее каменной. Епархиальное начальство предложило построить и новый храм, так как деревянный тоже стал ветхим.

В 1855 г. началось строительство храма. За недостатком средств, стройка длилась 15 лет. Храм строился под руководством статского советника, архитектора-академика Дмитриева Алексея Михайловича, по проекту русского архитектора Громова. Новую церковь освятили в 1870 г. Жители села не остались безучастными к событиям 5 февраля 1880 г., когда произошел взрыв в Зимнем дворце. В этот же год на свои средства они устроили в храме придельный алтарь во имя Вознесения Господня, в память чудесного спасения семьи императора Александра II.

Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930г. чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него.

Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах.

Казанский Папоротский женский монастырь

В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001г. по благословению пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой).

Указом от 6 октября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил открытие в селе Папоротка Свято-Казанского женского монастыря. Духовником обители был назначен священник Казанского храма протоиерей Иоанн (Титов), который в 2004 году принял монашеский постриг под именем Кирилл. Первое время жить насельницам было негде. Два с половиной года сестры ютились в сторожке около храма.

Постепенно монастырь стал обустраиваться. Первым делом начали ставить ограду, обозначив тем самым монастырскую территорию. Часть огорожена каменной кирпичной оградой, а часть железобетонными панелями. Кирпичная ограда с кирпичными столбами квадратного сечения. Нижняя часть стены ограды – старая, с вычинками кладки, с отделочным рядом кладки («пилой»), верхняя часть выложена заново. На западной стороне ограды – въездные ворота с калитками: четыре каменных столба, на которых лежат арки. Под ними металлические двустворчатые ажурные ворота.

К престольному празднику 4 ноября 2004 г. был благоустроен святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери и построена купальня Уже через два года со дня приезда сестер был отстроен двухэтажный келейный корпус, а летом 2004 г. на территории монастыря разбиты цветники, посажен огород и заасфальтированы дорожки. В настоящее время монастырь принимает паломников, которые могут разместиться в бывшей сторожке, превращенной в гостевой домик.

Решением Тулоблисполкома от 09.04.1969г. № 6-294 на госохрану поставлена церковь Казанской иконы Божией Матери (1855-1870), сторожка и ограда с воротами.

Описание[править | править код]

Церковь, построенная из красного кирпича, сложная в плане, состоит из доминирующей по высоте прямоугольной паперти квадратной колокольни, непосредственно примыкающей к церкви квадратной трапезной, двух квадратных притворов с севера и юга, самой церкви и апсиды алтаря с двумя небольшими прямоугольными алтарными помещениями.

Самым высоким объемом является колокольня. Она состоит из четырех убывающих кверху четвериков и заканчивается шатром и крестом. Третий ярус ее прорезан арками окон, по два с каждой стороны. В первом ярусе колокольни расположен западный притвор с главным входом в храм. Церковь и колокольня выполнены из красного глиняного кирпича. Сама церковь представляет собой восьмерик барабана на четверике храма. К восточной стене основного объема храма примыкает апсида. С северной и южной стороны – более низкие по высоте притворы. Большой арочный проем в интерьере разделяет основной объем и квадратную в плане одноэтажную четырехстолпную трапезную с двумя приделами. Входы – западный, северный и южный – с крытыми папертями с крыльцами. Храм перекрыт сомкнутыми сводами, в замке которых – глухой восьмигранный барабанчик. Общее состояние внешних конструкций удовлетворительное.

На фасаде западного притвора висит охранная доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». Цоколь белокаменный, высокий, с небольшими уступами. Поверхность покрашена известковой краской. Отмостка бетонная. Плоскости стен прорезаны оконными и дверными проемами с кирпичными клинчатыми перемычками.

Казанский Папоротский женский монастырь

Крыша сложная в плане, скатная, над куполом крыша чешуйчатая. Храм венчается восьмигранным куполом с невысоким барабаном в замке купола. Каждая грань барабана прорезана спаренными аркообразными окнами. Купол завершен луковичной главкой с шестиконечным крестом на яблоке. Над колокольней небольшое шатровое покрытие с крестом.

Алтарь, основной объем, четырехстолпная трапезная с двумя нефами, западный притвор разделены стенами с широкими и высокими арками. Трапезная перекрыта системой кирпичных сводов с распалубками и подпружных арок. Стены трапезной и церкви расчленены лопатками, окна выделены наличниками.

В основном объеме световой барабан лежащий на подпружных арках и расположенных по углам треугольных тромпах, перекрыт восьмилотковым кирпичным куполом с небольшим барабаном в замке. Северный и южный приделы перекрыты комбинированными сводами (пятилотковые конхи и цилиндрические своды). Края подпружных арок окантованы профилированными тягами. Капители столпов – трехярусные, профилированные, раскрепованные. Оконные проемы обрамлены тянутыми наличниками. Имеются розетки.

Входные двери деревянные, двухстворчатые, с наружной стороны обшиты металлом. Имеется деревянная лестница, ведущая на колокольню.

Интерьер храма составляет органично связанные между собой элементы - настенная живопись, два иконостаса, иконы, предметы, декоративно-прикладного искусства. Все выполнено примерно в 80-х годах XIX века. Все это создает единый исторический ансамбль внутреннего убранства храма.

Настенная живопись по стилистическим признакам относится к концу XIX века. Письмо выполнено в традициях академической школы, но в сюжетных композициях просматриваются традиции народного искусства. Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда. Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма.

Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом.

Святыни[править | править код]

  • святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери

Престольные праздники[править | править код]

Икона Пресвятой Богородицы "Казанская" - 21 июля, 4 ноября

Как добраться[править | править код]

Адрес: Тульская обл., Богородицкий р-н, с. Папоротка

Телефон: +7 (48761) 4-91-27

Паломнику[править | править код]

При обители имеется гостиница для паломников, но лучше предварительно позвонить.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Святой источник Казанской иконы Божией Матери. Село Папоротка.

Ссылки[править | править код]

Свято-Казанский женский монастырь с.Папоротка