Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 14 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация= | {{Местоположение|локация=40.638982930534894, 22.947833527282178|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Кафедральный_собор_великомученика_Димитрия_Солунского_(Салоники).jpg|мини|справа|350px|alt=Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники)]] | [[Файл:Кафедральный_собор_великомученика_Димитрия_Солунского_(Салоники).jpg|мини|справа|350px|alt=Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники)]] | ||
'''Собор святого Димитрия Солунского''' — [[Аннотация::пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи]]. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. Входит в состав Элладской Православной Церкви. | |||
== История == | == История == | ||
'''Византийский период''' | |||
Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии — над его могилой) была построена между 313—323 годами. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году. | Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij святой Димитрий] (по другой версии — над его могилой) была построена между 313—323 годами. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году. | ||
По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке — либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике). | По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке — либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в [[Сербия|Сербии]]), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике). | ||
Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно, в 629—634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центрального нефа базилики: «занялся огнем его святой серебряный киворий… серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке». Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора Уолтера Сайкса Джорджа). | Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно, в 629—634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центрального нефа базилики: «занялся огнем его святой серебряный киворий… серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке». Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора Уолтера Сайкса Джорджа). | ||
После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века. После пожара 1917 года на восточной колоннаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия, бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник. | После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века. После пожара 1917 года на восточной колоннаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных [https://azbyka.org/days/saint/4578/3709/group Кирилла и Мефодия], бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник. | ||
О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и о проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениата в своём труде «Взятие Фессалоники», посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала): «…не уступает им и храм упомянутого уже мною достославного и победой венчанного мученика Димитрия, поставленный там, где он свершил святые подвиги и восприял победную награду. Собирая народ по чередою наступающим праздникам в своих стенах, храмы эти даруют прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом — свои чины священников, совершающих богослужение, и корпорации чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосый и сладостный сонм и чарует взор великолепием сверкающих риз, и услаждает слух искусным псалмолением». | О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и о проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениата в своём труде «Взятие Фессалоники», посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала): «…не уступает им и храм упомянутого уже мною достославного и победой венчанного мученика Димитрия, поставленный там, где он свершил святые подвиги и восприял победную награду. Собирая народ по чередою наступающим праздникам в своих стенах, храмы эти даруют прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом — свои чины священников, совершающих богослужение, и корпорации чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосый и сладостный сонм и чарует взор великолепием сверкающих риз, и услаждает слух искусным псалмолением». | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме маленькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году. | В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме маленькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году. | ||
'''Турецкое владычество''' | |||
После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным. | После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным. | ||
Строка 30: | Строка 31: | ||
В ходе великого пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик. | В ходе великого пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик. | ||
После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона). | После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij святого Димитрия], хранятся мощи [https://azbyka.org/days/sv-anisija-solunskaja-fessalonikijskaja Анисии Солунской] (серебряная рака установлена недалеко от амвона). | ||
В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия. | В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия. | ||
Строка 36: | Строка 37: | ||
В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия. | В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия. | ||
== Архитектура == | === Архитектура === | ||
Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV век). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений. | Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел [https://azbyka.org/days/sv-evfimij-novyj святого Евфимия] — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV век). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений. | ||
Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой. | Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой. | ||
Строка 46: | Строка 47: | ||
Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. С наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века. | Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. С наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века. | ||
== Внутреннее убранство == | === Внутреннее убранство === | ||
'''Колоннада''' | |||
Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн. Вероятно, они были заимствованы из более старых строений (они различаются по высоте и по внешнему виду капителей). Во время реконструкции базилики после пожара (позднее 634 года) к колоннам среднего нефа были добавлены столбы прямоугольного сечения. Капители весьма разнообразны; особенно изящно выглядят капители с листьями колючего кустарника (аканфа), развевающегося на ветру. Этот тип был распространён в V—VIII веках, но образцов его сохранилось немного. Такие капители есть, например, в храме святого Аполлинария в Равенне, а также в базилике Ахиропойитос и Храме Святой Софии (оба — в Салониках), в Египте, Малой Азии, Сирии. Листья имеют форму кружев и заключены в зубчатую рамку, над двумя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья расположены вертикально и их кончики зубчатой формы смотрят вниз. В углах расположены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В некоторых местах вместо завитков в углах расположены головы баранов с витыми рогами. | Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн. Вероятно, они были заимствованы из более старых строений (они различаются по высоте и по внешнему виду капителей). Во время реконструкции базилики после пожара (позднее 634 года) к колоннам среднего нефа были добавлены столбы прямоугольного сечения. Капители весьма разнообразны; особенно изящно выглядят капители с листьями колючего кустарника (аканфа), развевающегося на ветру. Этот тип был распространён в V—VIII веках, но образцов его сохранилось немного. Такие капители есть, например, в храме святого Аполлинария в Равенне, а также в базилике Ахиропойитос и Храме Святой Софии (оба — в Салониках), в Египте, Малой Азии, Сирии. Листья имеют форму кружев и заключены в зубчатую рамку, над двумя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья расположены вертикально и их кончики зубчатой формы смотрят вниз. В углах расположены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В некоторых местах вместо завитков в углах расположены головы баранов с витыми рогами. | ||
Фронтоны арок были украшены плитами из тёмно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора. В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века. | Фронтоны арок были украшены плитами из тёмно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора. В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века. | ||
'''Мозаики''' | |||
В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII-VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества. Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям и более подчёркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения. | В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII-VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества. Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям и более подчёркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения. | ||
Строка 58: | Строка 60: | ||
Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций. | Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций. | ||
'''Фрески''' | |||
Фрески, украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе. Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII—XIV веках. | Фрески, украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе. Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII—XIV веках. | ||
=== Крипта базилики === | === Крипта базилики === | ||
Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря. | Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря. | ||
Строка 72: | Строка 74: | ||
== Святые == | == Святые == | ||
* [http://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij | * [http://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij Вмч. Димитрий Солунский] | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
* | * Мощи [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij вмч. Димитрия Солунского] (IV в.) | ||
* | * Икона вмч. Димитрия Солунского | ||
* | * Мощи [https://azbyka.org/days/sv-anisija-solunskaja-fessalonikijskaja мц. Анисии] (IV в.) | ||
* | * Мощи [https://azbyka.org/days/sv-grigorij-iraklijskij свт. Григория Ираклийского] (ХХ в.) | ||
* | * Частица мощей [https://azbyka.org/days/sv-evfimij-novyj мч. Евфимия Нового, Солунского] (X в.) | ||
* | * Глава [https://azbyka.org/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-2/1_7 мц. Елены] (XVIII в.) | ||
* | * Глава [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-peloponesskij-tripolskij прмч. Димитрия Триполийского] (XIX в.) | ||
=== Реликвии святого Димитрия === | === Реликвии святого Димитрия === | ||
Строка 96: | Строка 98: | ||
=== Кровь святого === | === Кровь святого === | ||
Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский сообщает, что Лупп, раб святого Димитрия, «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес»). При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре на Афоне), с пропитанной кровью землёй (в Ватопедском монастыре на Афоне), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее). | Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский сообщает, что Лупп, раб святого Димитрия, «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес»). При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в [[Монастырь Великая Лавра (Афон)|Великой Лавре]] на [[Афон|Афоне]]), с пропитанной кровью землёй (в [[Монастырь Ватопед (Афон)|Ватопедском монастыре]] на [[Афон|Афоне]]), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее). | ||
== Престольные праздники == | |||
'''[[Престольный праздник::Димитрий Солунский, великомученик]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij 8 ноября (день преставления)] | |||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Адрес:''' | '''Адрес:''' Agiou Dimitriou, Thessaloniki 546 33, Греция | ||
'''Проезд:''' Собор Святого Димитрия Солунского находится в самом центре Салоников. От площади Аристотеля до неё можно добраться пешком всего за четверть часа, двигаясь через парк Аристотеля, а затем мимо Римского форума. Храм находится на улице Святого Димитрия. | |||
'''Телефон:''' [tel:+302310270008 +30 231 027 0008] | |||
== Фото == | == Фото == | ||
Строка 108: | Строка 117: | ||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=_1PcGdjuCHg|550|left||frame}} | |||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Текущая версия от 17:34, 4 января 2022
Собор святого Димитрия Солунского — пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. Входит в состав Элладской Православной Церкви.
История
Византийский период
Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии — над его могилой) была построена между 313—323 годами. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.
По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке — либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).
Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно, в 629—634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центрального нефа базилики: «занялся огнем его святой серебряный киворий… серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке». Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора Уолтера Сайкса Джорджа).
После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века. После пожара 1917 года на восточной колоннаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия, бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник.
О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и о проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениата в своём труде «Взятие Фессалоники», посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала): «…не уступает им и храм упомянутого уже мною достославного и победой венчанного мученика Димитрия, поставленный там, где он свершил святые подвиги и восприял победную награду. Собирая народ по чередою наступающим праздникам в своих стенах, храмы эти даруют прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом — свои чины священников, совершающих богослужение, и корпорации чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосый и сладостный сонм и чарует взор великолепием сверкающих риз, и услаждает слух искусным псалмолением».
В 1185 году, когда Салоники были захвачены норманнами, базилика была разграблена, а гробница святого Димитрия осквернена.
В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме маленькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году.
Турецкое владычество
После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным.
В 1493 году церковь была обращена в мечеть Касымие-джами и оставалась ею до 1912 года. В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в небольшом приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделал отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были сокрыты под штукатуркой и новыми стенами.
Современное состояние
Базилика практически полностью выгорела при пожаре 6 августа 1917 года. Разрушения начали восстанавливать в 1926 году, в ходе реставрации был обнаружен вход в крипту, а под алтарём сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия, а также были расчищены сохранившиеся фрески и мозаики. Реставрационные работы были завершены к октябрю 1948 года, когда было совершено освящение церкви.
В ходе великого пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик.
После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона).
В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия.
В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия.
Архитектура
Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV век). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений.
Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой.
Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.
Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. С наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.
Внутреннее убранство
Колоннада
Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн. Вероятно, они были заимствованы из более старых строений (они различаются по высоте и по внешнему виду капителей). Во время реконструкции базилики после пожара (позднее 634 года) к колоннам среднего нефа были добавлены столбы прямоугольного сечения. Капители весьма разнообразны; особенно изящно выглядят капители с листьями колючего кустарника (аканфа), развевающегося на ветру. Этот тип был распространён в V—VIII веках, но образцов его сохранилось немного. Такие капители есть, например, в храме святого Аполлинария в Равенне, а также в базилике Ахиропойитос и Храме Святой Софии (оба — в Салониках), в Египте, Малой Азии, Сирии. Листья имеют форму кружев и заключены в зубчатую рамку, над двумя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья расположены вертикально и их кончики зубчатой формы смотрят вниз. В углах расположены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В некоторых местах вместо завитков в углах расположены головы баранов с витыми рогами.
Фронтоны арок были украшены плитами из тёмно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора. В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века.
Мозаики
В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII-VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества. Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям и более подчёркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения.
Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций.
Фрески
Фрески, украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе. Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII—XIV веках.
Крипта базилики
Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря.
Крипта включает в себя место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и располагается под алтарной частью базилики. Ансамбль крипты состоит из однопридельной базилики в которой в древности покоились мощи святого, а также полукруглого пространства с парапетами и колоннами, окружённого цистернами для воды. В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, предназначенная для сбора мира, по преданию, истекавшего из мощей Димитрия. В северной части крипты находился ряд захоронений епископов Салоник.
В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды (происходил из римских терм), которая текла по устроенному в X веке водопроводу. Колодец с источником воды существует в настоящее время.
В 1980-х годах в крипте был открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе раскопок, а также часть мозаик, ранее украшавших стены базилики. К наиболее ценным экспонатам музея относят чашу для помазания миром, связанную с культом святого Димитрия, а также восстановленный амвон храма и архитектурные скульптуры раннего храма.
Святые
Святыни
- Мощи вмч. Димитрия Солунского (IV в.)
- Икона вмч. Димитрия Солунского
- Мощи мц. Анисии (IV в.)
- Мощи свт. Григория Ираклийского (ХХ в.)
- Частица мощей мч. Евфимия Нового, Солунского (X в.)
- Глава мц. Елены (XVIII в.)
- Глава прмч. Димитрия Триполийского (XIX в.)
Реликвии святого Димитрия
Базилика, построенная на месте мученичества святого Димитрия, с самого её основания была хранилищем реликвий, связанных с этим святым. Изначально центральное место в культе святого Димитрия занимал его киворий, который в житии и чудесах святого описывается как место, откуда святой общался с верующими. Позднее акцент сместился на поклонение мощам святого, которые с середины XI века почитались как мироточивые.
Мощи святого
В настоящее время мощи хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории, созданном вместо утраченного при пожаре в VII веке серебряного (это второй мраморный киворий святого Димитрия, первый был уничтожен в 1430 году при захвате города турками). Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).
Мощи с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI—XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.
С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).
В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.
Кровь святого
Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский сообщает, что Лупп, раб святого Димитрия, «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес»). При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре на Афоне), с пропитанной кровью землёй (в Ватопедском монастыре на Афоне), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее).
Престольные праздники
Димитрий Солунский, великомученик - 8 ноября (день преставления)
Как добраться
Адрес: Agiou Dimitriou, Thessaloniki 546 33, Греция
Проезд: Собор Святого Димитрия Солунского находится в самом центре Салоников. От площади Аристотеля до неё можно добраться пешком всего за четверть часа, двигаясь через парк Аристотеля, а затем мимо Римского форума. Храм находится на улице Святого Димитрия.
Телефон: +30 231 027 0008
Фото
Видео
Ссылки
- Греция, г. Салоники. Фессалоникийская митрополия. Храм вмч. Димитрия Солунского
- Собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники). Фотографии и общая информация
- Собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники). Сайт Елицы
- Собор великомученика Димитрия Солунского. История
- Великомученик Димитрий Солунский (†306) и собор Димитрия Солунского
- Базилика Cвятого Дмитрия Солунского. Салоники. Фотоотчет
- Храм Димитрия Солунского (Греция, Салоники). Фотоотчет