Часовня преподобного Даниила Столпника (Васильева Гора): различия между версиями

Нет описания правки
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 6: Строка 6:
В километре пешего пути от Райка через заброшенный усадебный парк стоит часовня-ротонда на Васильевой Горе, построенная по проекту Н. А. Львова и сохранившая в интерьере росписи XVIII века.
В километре пешего пути от Райка через заброшенный усадебный парк стоит часовня-ротонда на Васильевой Горе, построенная по проекту Н. А. Львова и сохранившая в интерьере росписи XVIII века.


В феврале 1792 года в Знаменское приезжает архитектор англичанин Вальтер Ирвен. Не исключено, что приглашением Ирвен обязан знакомству с Н.А. Львовым, под началом которого работал «на прииске и разработке угля». С этого времени все работы ведутся под руководством Ирвена.  
В феврале 1792 года в Знаменское приезжает архитектор англичанин Вальтер Ирвен. Не исключено, что приглашением Ирвен обязан знакомству с Н.А. Львовым, под началом которого работал «на прииске и разработке угля». С этого времени все работы в имении Глебовых ведутся под руководством Ирвена.  


Весной 1792 Глебов обратился в Тверскую духовную консисторию с просьбой перенести кладбище Знаменской церкви. Погост вокруг храма, находившийся слишком близко к новой роскошной усадьбе, был «неудобный» для проектируемого ландшафта. В компенсацию, Глебов ремонтирует деревянную часовню в деревне Васильевская Гора, поставленную в память явившейся иконы Даниила Столпника, и начинает заготавливать материал для каменной.
Весной 1792 Глебов обратился в Тверскую духовную консисторию с просьбой перенести кладбище Знаменской церкви. Погост вокруг храма, находившийся слишком близко к новой роскошной усадьбе, был «неудобный» для проектируемого ландшафта. В компенсацию, Глебов ремонтирует деревянную часовню в деревне Васильевская Гора, поставленную в память явившейся иконы Даниила Столпника, и начинает заготавливать материал для каменной.
Строка 12: Строка 12:
Вскоре же после постройки часовня Даниила Столпника была расписана. Вероятно, росписи парадных залов главного дома Глебовых и часовни-ротонды относятся к одному и тому же времени, а именно к 1794 году.
Вскоре же после постройки часовня Даниила Столпника была расписана. Вероятно, росписи парадных залов главного дома Глебовых и часовни-ротонды относятся к одному и тому же времени, а именно к 1794 году.


В часовню ведут три входа, разделенные двумя прямоугольными окнами. Главный вход фланкируют изображения четырех святых. Слева от входа — апостолы Петр и Павел, справа — Симеон Столпник и Даниил Столпник. Изображенные святые показаны в полуобороте к центральной фигуре, расположенной над порталом, все они смотрят на Христа, восседающего на облаках.
В часовню ведут три входа, разделенные двумя прямоугольными окнами. Главный вход фланкируют изображения четырех святых. Слева от входа — апостолы Петр и Павел, справа — Симеон Столпник и Даниил Столпник. Изображенные святые показаны в полуобороте к центральной фигуре, расположенной над порталом, все они смотрят на Христа, восседающего на облаках. Над всеми этими композициями у основания купола расположен живописный орнаментальный фриз с изображением чаш, стилизованных растительных элементов, различных знаков и символов. В центре купола солнечный диск с длинными радиальными лучами и цветным свечением, а по краям — изображение ангелов на фоне облаков.
 
Над всеми этими композициями у основания купола расположен живописный орнаментальный фриз с изображением чаш, стилизованных растительных элементов, различных знаков и символов. В центре купола солнечный диск с длинными радиальными лучами и цветным свечением, а по краям — изображение ангелов на фоне облаков.


Росписи часовни распадаются на две части: в восточной части представлены сюжетные композиции. Западная часть состоит из девяти аллегорических женских образов.
Росписи часовни распадаются на две части: в восточной части представлены сюжетные композиции. Западная часть состоит из девяти аллегорических женских образов.
Строка 55: Строка 53:
Часовня преподобного Даниила Столпника (Васильева Гора)24.jpg|Васильева Гора
Часовня преподобного Даниила Столпника (Васильева Гора)24.jpg|Васильева Гора
</gallery>
</gallery>
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://youtu.be/uhqtm2NRVzA|550|left||frame}}
== Ссылки ==
[http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/torzhokskij-rajon/1665-vasileva-gora-daniila-stolpnika-chasovnya Васильева Гора - '''Даниила Столпника часовня''']
[http://old.moskva.kotoroy.net/rides/544.html '''Часовня Даниила Столпника в деревне Васильева Гора''']
[https://cyberpedia.su/12x10f8a.html '''Часовня Даниила Столпника в Васильевой Горе''']
[http://nataturka.ru/muzey-usadba/chasovnya-daniila-stolpnika.html '''Часовня Даниила Столпника (Васильева гора)''']
{{SEO|в Васильеву Гору, часовня преподобного Даниила Столпника|Тверской области}}

Текущая версия от 23:45, 23 марта 2021

Идёт загрузка карты…

Часовня преподобного Даниила Столпника в деревне Васильева Гора построена по проекту архитектора Н. А. Львова в 1794-1795 годах, в интерьере сохранились росписи XVIII века.

История

В километре пешего пути от Райка через заброшенный усадебный парк стоит часовня-ротонда на Васильевой Горе, построенная по проекту Н. А. Львова и сохранившая в интерьере росписи XVIII века.

В феврале 1792 года в Знаменское приезжает архитектор англичанин Вальтер Ирвен. Не исключено, что приглашением Ирвен обязан знакомству с Н.А. Львовым, под началом которого работал «на прииске и разработке угля». С этого времени все работы в имении Глебовых ведутся под руководством Ирвена.

Весной 1792 Глебов обратился в Тверскую духовную консисторию с просьбой перенести кладбище Знаменской церкви. Погост вокруг храма, находившийся слишком близко к новой роскошной усадьбе, был «неудобный» для проектируемого ландшафта. В компенсацию, Глебов ремонтирует деревянную часовню в деревне Васильевская Гора, поставленную в память явившейся иконы Даниила Столпника, и начинает заготавливать материал для каменной.

Вскоре же после постройки часовня Даниила Столпника была расписана. Вероятно, росписи парадных залов главного дома Глебовых и часовни-ротонды относятся к одному и тому же времени, а именно к 1794 году.

В часовню ведут три входа, разделенные двумя прямоугольными окнами. Главный вход фланкируют изображения четырех святых. Слева от входа — апостолы Петр и Павел, справа — Симеон Столпник и Даниил Столпник. Изображенные святые показаны в полуобороте к центральной фигуре, расположенной над порталом, все они смотрят на Христа, восседающего на облаках. Над всеми этими композициями у основания купола расположен живописный орнаментальный фриз с изображением чаш, стилизованных растительных элементов, различных знаков и символов. В центре купола — солнечный диск с длинными радиальными лучами и цветным свечением, а по краям — изображение ангелов на фоне облаков.

Росписи часовни распадаются на две части: в восточной части представлены сюжетные композиции. Западная часть состоит из девяти аллегорических женских образов.

Примечателен тот факт, что четыре фигуры из росписи часовни Даниила Столпника повторяют роспись Станца делла Сеньятура Рафаэля в Ватикане. Практика заимствования и переработки западноевропейских образцов в русской монументальной живописи была достаточно популярна в течение всего XVIII века. В данном отношении часовня Даниила Столпника не является исключением. Росписи часовни доподлинно повторяют своих предшественников XVI века не только в колористическом и композиционном решении, но и полностью копируют латинские надписи и атрибутику аллегорий. Из девяти аллегорических композиций ясно читаются четыре женские фигуры Философии, Теологии, Правосудия и Поэзии.

Соотнося факт работы в это время в усадьбе архитектора-англичанина, можно сделать предположение, что именно он является источником идеи воссоздания шедевра западноевропейской живописи в сельской часовни русской провинции. Идея изображения трех христианских добродетелей нашла свое продолжение и в часовне Даниила Столпника. Определить их оказалось возможным только благодаря характерной атрибутике: огонь — у Любви, цветок — у Надежды, крест и книга — у Веры.

Всю восточную стену часовни-ротонды занимают три крупных изображения "Вознесений" — Илии, Христа и Еноха. Нимбов на большинстве персонажей нет, отчего общее чувство холода от этих росписей, и так исполненных в холодных разбеленных тонах, только усиливается.

В последней четверти XIX века при помещиках Дубасовых часовня в Васильевой Горе была преобразована в кладбищенскую церковь и освящена во имя преподобного Даниила Столпника. Тогда же выполнены наружные росписи ее, частично сохранившиеся до наших дней.

Расчистка и реставрация уникальных росписей, начатая в 2004 году, до сих пор не завершена.

Престольные праздники

Даниил Столпник, преподобный - 24 декабря

Контакты

Адрес: 172022, Тверская область, Торжокский район, деревня Васильева Гора

Телефон: +7(910)648-23-73

Электронная почта: marieno1904@yandex.ru

Как добраться: от Москвы по шоссе [М 10] за населенные пункты Завидово и Медное. Минуем придорожное Марьино со скромной церковью по правую сторону от дороги, за границей села пересекаем едва заметную под шоссе речку Логовеж, слева виден указатель — «Знаменское Раек — 3 км». Сворачиваем, а при подъезде к Райкам едем прямо. Дорога из асфальтированной почти сразу превращается в грунтовую, идет полем. Слева — погост, а на пригорке село — Васильева гора, принадлежавшее Ф. И. Глебову так же как и Раёк.

Фото


Видео

Ссылки

Васильева Гора - Даниила Столпника часовня

Часовня Даниила Столпника в деревне Васильева Гора

Часовня Даниила Столпника в Васильевой Горе

Часовня Даниила Столпника (Васильева гора)