Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Местоположение|локация=55.009829°N 37.342335°E|вид=Приходской храм}} Файл:Храм Спаса Нерукотвор...»)
 
Нет описания правки
 
(не показано 14 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=55.009829°N 37.342335°E|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение|локация=55.009714, 37.342178|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское).jpg|мини|справа]]
[[Файл:Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское).jpg|мини|справа]]
'''Храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Райсеменовское''' [[Аннотация::образец классицизма, построен между 1774 и 1783 годами по проекту знаменитого русского архитектора М. Ф. Казакова на средства П. Ф. Нащокина.]]  
'''Храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Райсеменовское''' [[Аннотация::образец классицизма, построен между 1774 и 1783 годами по проекту знаменитого русского архитектора М. Ф. Казакова на средства П. Ф. Нащокина.]]  
Строка 5: Строка 5:
== История ==
== История ==
[[Файл:Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)2.jpg|мини|слева|Архивное изображение]]
[[Файл:Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)2.jpg|мини|слева|Архивное изображение]]
В обиходе церковь Спаса Нерукотворного Образа в Рай-Семеновском известна как Спасская церковь. Основана она была в 1765 году, а последнее сооружение храма было достроено в 1783 году. Церковь является православной, и в настоящее время относится к РПЦ МП.
Село Семёновское стоит на серпуховской земле с середины XVI столетия. Спустя столетие это поместье перешло в вотчину потомка «выехавшего из Царьграда при царе Иоанне Васильевиче» и служившего «по московскому списку» Кирилла Ивановича Дохтурова, Алексею Степановичу Дохтурову. Состояло в те годы это имение из сельца Семёновского с деревнями Ворониной, Языково, Акулово и Дернополье (312 человек в 37 дворах). Алексей Степанович Дохтуров – стольник царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой жены Петра I, не имел наследников и потому вотчины свои завещал своему двоюродному брату, майору Лейб-Гвардии Преображенского полка Петру Ивановичу Дохтурову. Дочь последнего Татьяна (1738-1798 гг.) вышла замуж за опекуна московского воспитательного дома статского советника Петра Фёдоровича Нащокина (1733-1809 гг.), принеся ему в приданое серпуховские владения.


Храм представляет собой двухэтажное каменное однокупольное сооружение, выполненное в стиле классицизма.
Рай-Семеновское славилось превосходной архитектурой усадебных построек, красотою местоположения, богато сконструированным парком, террасообразно спускающимся к реке. Выдающимся памятником русской архитектуры XVIII века является усадебная Спасская церковь. Храм, выстроенный по проекту знаменитого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова, поражает воображение. Вот свидетельство того же Свербеева: «церковь, выстроенная… в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси». Со Свербеевым перекликается неизвестный автор, посетивший усадьбу в начале прошлого века: «нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь».


Средства на возведение церкви в свое время выделил Нащекин П. Ф. – гофмаршал, которому принадлежала усадьба Рай-Семеновское в те времена.
Начало строительства церкви относится к 1765 году, когда был сооружен теплый придел в честь святителя Димитрия Ростовского, расположенный теперь в первом ярусе здания. Основная часть храма и колокольня возведены в 1774-1783 годах. Участие М. Ф. Казакова в строительстве церкви связано именно с этим периодом.


Церковь состоит из двух сооружений – нижней Спасской церкви Димитрия Ростовского и верхней Спасской церкви. Первая была возведена в 1765 году, а строительство второй продолжалось с 1774 по 1783 гг.
Спасская церковь в Райсеменовском представляет собой прямоугольный в плане объем, увенчанный световым барабаном и полусферическим куполом. Центральная часть храма дополнительно выделена приставными портиками со сдвоенными колоннами и фронтонами. Небольшим переходом верхняя церковь соединяется с колокольней, которая обработана парными колоннами. По размеру, рисунку, высоте расположения колонны эти точно соответствуют колоннам церковных портиков, что подчеркивает единство всего сооружения. Над колокольней возвышается оригинальный шпиль в виде обелиска.


Престольным праздником храма является Спас Нерукотворный, отмечаемый 29 августа.
Отделка интерьеров Спасской церкви проводилась, как показали исследования, в два этапа. Первоначально интерьер храма был скромнее и суровее. Прежде всего, иными были карнизы, выполненные из местного мрамора, – строгие и простые по рисунку. Отсутствовала лепнина, появившаяся лишь на рубеже XVIII — XIX веков. Не вполне ясно, к какому периоду относятся живописные карнизы, наличники, пилястры и другие элементы рисованного декора, сохранившиеся в различных частях храма. Особенно много подобной живописи в трапезной, где входная дверь украшена живописным порталом, на стенах изображены антаблементы (горизонтальные перекрытия, подпираемые колоннами) и каннелированные пилястры (вертикальные выступы стены, условно изображающие колонны). Здесь же можно видеть остатки росписи на библейские сюжеты. Рисованные карнизы и наличники есть и в самой церкви (например, в барабане). Но особую пышность интерьеру придавали богатейшие лепные украшения. Парные каннелированные (с вертикальными желобками на стволе) колонны с коринфскими капителями несли антаблемент с изящными кронштейнами. Лепные венки, гирлянды, изображения ангелочков дополняли оформление интерьера. Но более всего интересны рельефные композиции над окнами южной и северной стен центральной части храма. Поклонение волхвов, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Бегство в Египет, Чудесный улов, Бегство святого Павла из Дамаска – таковы сюжеты этих рельефов, главной особенностью которых является экспрессивность, напряженная динамика фигур, декоративный характер их композиции.


Главная святыня церкви – икона Пресвятой Богородицы, которая именуется как «Взыскание погибших».
Проект мраморного иконостаса храма был изображен Казаковым на известном офорте. Иконостас задуман архитектором в виде грандиозной триумфальной арки, оформленной каннелированными коринфскими колоннами, украшенной лепниной и скульптурными группами. Однако, сравнивая офорт со старой фотографией интерьера церкви, видишь, что замысел Казакова не был полностью осуществлен. Прежде всего, в окончательном варианте отсутствовал высокий аттик с венчающим фронтоном, придававший всему сооружению особую монументальность и величие. Несколько скромнее стала лепнина, а скульптурные группы, изображенные на офорте, вообще не были установлены. Но и в незавершенном виде иконостас являлся подлинным произведением искусства, об утрате которого остается теперь лишь сожалеть. В отделке храма не использовались ни позолота, ни дерево только местные мраморы и металл. Роспись церкви, выполненная художником Дроздовым, была в некотором отношении любопытна. Так, перед святым Павлом живописец, следуя желанию заказчика, изобразил коленопреклоненного отца – хозяина усадьбы (явление нередкое для росписи усадебной церкви). Икона Богоматери представляла собой копию одной из рафаэлевских мадонн.


В храме есть придел Димитрия Ростовского.
Несохранившаяся ограда церкви походила на псевдоготическую крепостную стену с башнями. В ее оформлении были использованы стрельчатые проемы, белокаменные наличники, декоративные машикули (навесные бойницы) и зубчатые завершения стен. Автором ее был, вероятно, также М. Ф. Казаков, один из создателей псевдоготики конца XVIII века.  


Село Семеновское, где расположена церковь, с середины 16 века принадлежит серпуховским землям. Усадьба Рай-Семеновское разместилась на высоком побережье реки Нары, а ее основателем был основатель храма – Нащекин П. Ф. Это место, как и сама усадьба, известно своей живописностью, великолепием архитектуры построек, выполненных в классицизме, соответствующих духу 18 века.
Нащокины владели имением до начала XX века, когда за долги праправнука П. Ф. Нащокина Анатолия Константиновича Тарновского оно было продано серпуховскому суконному  фабриканту  Диомиду Митрофановичу Хутареву за 125 тысяч рублей. Имение перешло к многодетному сыну Д. М. Хутарева — Дмитрию, который устроил в нём молочную ферму.


Тем не менее изучена архитектура и история храма на сегодняшний день не досконально. Даже даты закладки и возведения церкви являются противоречивыми. Предположительно, освящена она была в 1783 году. Общепринятая дата создания проекта для иконостаса – 1778 год.
С 1930 года в храме прекратились богослужения, и началось его безжалостное разграбление. В эти годы в здании церкви располагались МТС, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр и магазин. Служивший в храме с 1903 по 1930 года священник Георгий Троицкий, ныне причислен к лику местночтимых святых Московской Епархии.


Год закладки храма указан и на обложке Евангелие из него, и согласно этой надписи, это 1774 год.
== Современное состояние ==
С октября 1995 года храм передан общине верующих. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и великим праздникам. В школьной библиотеке собран раздел православной литературы.


М. Александровский высказал предположение, что 1765 год – это год закладки нижней – Димитровской — церкви, а надпись на Евангелие имеет отношение к дате построения верхнего храма.
== Святые ==
[https://azbyka.ru/days/sv-georgij-troickij '''Исповедник Георгий Троицкий, пресвитер''']


Многие специалисты такую теорию считают достаточно сомнительной, поскольку им кажется нецелесообразным использование проекта, которому порядка 10 лет, для продолжения возведения храма, если оно было приостановлено.
== Святыни ==
*Местночтимая икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».


По их мнению, более вероятной является иная версия. Она предполагает, что храм действительно был заложен в 1765 году и к 1770 году его возведение было окончено, но не были завершены отделочные работы. До их завершения служения, скорее всего, проводились в нижнем храме.
*Источник "Воды Спасителя" в Райсеменовском


В 1774 году началась отделка церкви, а в 1778 году или немного позднее началось изготовление иконостаса. К 1783 году все эти работы были завершены, и тогда же храм освятили. Что касается причины того, что работа над отделкой церкви была приостановлена на целый десяток лет, она может заключаться в том, что Казаков М. Ф. работал над важными проектами в Твери до 1768 года, после чего был задействован в строительстве Кремлевского дворца.
== [[Престольные праздники]] ==
'''[[Престольный праздник::Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-perenesenie-iz-edessy-v-konstantinopol-nerukotvorennogo-obraza-ubrusa-gospoda-iisusa-hrista-944 29 августа]


Дизайн церкви был создан известным талантливым архитектором Казаковым М. Ф. От многих других храмов ее отличает новизна и неординарность идеи, которая несет не только эстетическую наполненность, но и историческую значимость для России, ее культуры.
'''[[Престольный праздник::Димитрий Ростовский, святитель]]''' - [https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-rostovskij 4 октября (обре́тение мощей), 10 ноября]


Иконостас церкви изначально был изготовлен из мрамора, и это было необычной чертой, не присущей соборам того времени, возведенным частными лицами, равно как и изысканность декора храма в целом.
== Контакты ==
'''Адрес:''' 142282, Московская область, Серпуховский район, село Райсеменовское


В убранстве церкви, ее отделке четко прослеживаются признаки разновременности. Под карнизом, выполненном в лепнине, сохранился изначальный карниз, изготовленный из мрамора, который выглядит грубовато. Он отлично гармонирует с небольшим карнизом постамента для колонн.
'''Телефон:''' [tel:+79151478393 +7(915)147-83-93], [tel:+74967706249 +7(496)770-62-49], [tel:+7915155-74-66 +7(915)155-74-66]


В изначальном варианте оформления храма не было фризовой лепнины, консолей карниза. Появление этих элементов, учитывая их форму и стиль, приходится на конец 18 начало 19 века. На этот же период приходится и новая роспись церкви.
'''Как добраться:''' с помощью общественного транспорта, отправляющегося из города Серпухов. Автобусы маршрутов №23 и №35. В этом случае путь будет пролегать по направлению Серпухов Сьяново-2. Нужно учитывать, что иногда автобусы, курсирующие по этим маршрутам, в РайСеменовское не заезжают, поэтому следует уточнять у водителя эту информацию.


По предположению Денике, новая роспись относится к 60-м годам 19 века, но это очень сомнительно, потому как архитектурные задумки, присущие ей, максимально приближены к идеям московских памятников рубежа 18 и 19 столетия. Ближайшая аналогия этой росписи – роспись храма Преображенья, находящегося в селе Комлеве.
Добираться на машине до места можно, следуя по Симферопольскому шоссе. На Большом московском кольце нужно повернуть на Московское шоссе, вытекающее из Варшавского, имеющего направление, параллельное Симферопольскому. Далее нужно миновать Васильевское, Сьяново, затем снова свернуть направо на дорогу А108. Минуя Злобино, Гавшино, можно попасть в Пущино, а из него в РайСеменовское.


Карниз из мрамора до сегодня сохранился только в области, приходящейся на пространство над колоннами. Сегодня трудно сказать, имел ли место лепной карниз на других участках церкви.
== Паломнику ==
Актуальное расписание богослужений смотрите на [https://spas-ray.nethouse.ru/posts/raspisanie-bogosluzhenii '''сайте храма''']


Намет, толщина которого составляет приблизительно 1 см, скрывает под собой канеллированные старые пилястры, выполненные в темно-серых тонах. Капители утопают за их уровнем в силу того, что слой штука достаточно широк.
== Фото ==
<gallery>
Источник Воды Спасителя в Райсеменовском.jpg|Источник Воды Спасителя в Райсеменовском
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)21.jpg|Исповедник Георгий Троицкий, пресвитер
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)9.jpg|Проект иконостаса
Иконостас Спасской церкви в с. Райсеменовское. Начало ХХ в..jpg|Иконостас Спасской церкви в с. Райсеменовское. Начало ХХв.
Спасская церковь в с. Райсеменовское. Начало ХХ в..jpg|Спасская церковь в с. Райсеменовское. Начало ХХ в.
Спасская церковь в с. Райсеменовское. Середина ХХ в..jpg|Спасская церковь в с. Райсеменовское. Середина ХХ в.
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)30.jpg|Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)17.jpg|Спасская церковь в с. Райсеменовское
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское) 2014г.jpg|Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское) 2014 год
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)3.jpg|Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)16.jpg|Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)19.jpg|Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)18.jpg|Лепнина
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)7.jpg|Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)34.jpg|Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское) 2018 год
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)12.jpg|Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)20.jpg|Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)
</gallery>


Судя по всему, постаменты имели изначально окантовку только во внутренней части, а именно, непосредственно в парадной. На остальных участках храма она, скорее всего, была рисованной, что касается и руста на цоколе постамента, сохранившегося до сегодня.
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://youtu.be/qsXLrbn2a44|350|left||frame}}


Что касается старой росписи храма под живопись, то она сохранилась до наших дней лишь частично. Ее цвета в настоящее время сильно изменились, разительно отличаются от первоначальных тонов, и все же, даже будучи сейчас не в самом лучшем виде, она представляет культурный интерес как памятник живописи 19 века.
{{#ev:youtube|https://youtu.be/CezLr7RWujI|350|left||frame}}


План храма имеет прямоугольную форму, а увенчан он куполом в виде полусферы, световым барабаном. В центральной части церкви расположены фронтоны, сдвоенные колонны. Увенчивает колокольню шпиль, имеющий вид обелиска.
{{#ev:youtube|https://youtu.be/r3QTClU3Oxc|350|left||frame}}


Согласно исследованиям, декорирование интерьера Спасской церкви осуществлялось двумя этапами. Изначально дизайн храма был гораздо лаконичнее, и даже несколько суровее. В частности, отличными от теперешних были карнизы, имевшие прямой рисунок и характеризующиеся строгим дизайном.
== Ссылки ==
[https://spas-ray.nethouse.ru/ '''Сайт храма''']


Лепнины в изначальном варианте дизайна храма тоже не было, а появилась она только на рубеже 18-19 столетий.
[http://ray-semenovskoye.cerkov.ru/ '''Страница храма''']


Первоначальная ограда церкви имела сходство с псевдоготическими стенами крепости с башнями. Предположительно, автором ее являлся тоже Казаков М. Ф. Декор ограды состоял из стрельчатых проемов, декоративных навесных бойниц, белокаменных наличников. Завершали стены зубчатые декоративные элементы. Во второй половине 19 века ограда храма претерпела существенных изменений, практически полностью потеряв свою архитектурную необычность.
[https://tsobor.ru/%d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bc-%d1%81%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%b0-%d0%bd%d0%b5%d1%80%d1%83%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%b2%d0%be%d1%80%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b0-%d0%b2-%d1%81%d0%b5/ '''Храм Спаса Нерукотворного Образа''' села Рай-Семёновское]


В 1903-1930 гг. священником церкви был Георгий Троицкий, который сегодня входит в список местно-чтимых святых.
[http://pserpuhov.sergbond.ru/blagochinie/hrami/rai-semen/index.php Храмы Серпуховского благочиния — '''Спасская церковь в селе Рай-Семеновское''']


В 1930 году Спасскую церковь не обошла стороной судьба других храмов – она была закрыта, после чего разграблена. С этого периода в сооружении размещались склады, зернохранилища, действовали магазин, кинотеатр вплоть до 1980 года, когда здание было полностью заброшено.
[https://dimitryrostovsky.ru/temples/spasskaja-cerkov-podmoskovnoj-usadby-rajsemenovskoe/ СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОДМОСКОВНОЙ УСАДЬБЫ РАЙСЕМЕНОВСКОЕ]


В октябре 1995 года Спасскую церковь передали общине верующих. Постепенно здесь был сделан ремонт, а богослужения в великие церковные праздники, по субботам и воскресеньям в храме проводятся с тех пор и по сей день.
{{SEO|в Райсеменовское, храм Спаса Нерукотворного Образа|Московской области}}

Текущая версия от 16:57, 7 марта 2021

Идёт загрузка карты…

Храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Райсеменовское образец классицизма, построен между 1774 и 1783 годами по проекту знаменитого русского архитектора М. Ф. Казакова на средства П. Ф. Нащокина.

История[править | править код]

Архивное изображение

Село Семёновское стоит на серпуховской земле с середины XVI столетия. Спустя столетие это поместье перешло в вотчину потомка «выехавшего из Царьграда при царе Иоанне Васильевиче» и служившего «по московскому списку» Кирилла Ивановича Дохтурова, Алексею Степановичу Дохтурову. Состояло в те годы это имение из сельца Семёновского с деревнями Ворониной, Языково, Акулово и Дернополье (312 человек в 37 дворах). Алексей Степанович Дохтуров – стольник царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой жены Петра I, не имел наследников и потому вотчины свои завещал своему двоюродному брату, майору Лейб-Гвардии Преображенского полка Петру Ивановичу Дохтурову. Дочь последнего Татьяна (1738-1798 гг.) вышла замуж за опекуна московского воспитательного дома статского советника Петра Фёдоровича Нащокина (1733-1809 гг.), принеся ему в приданое серпуховские владения.

Рай-Семеновское славилось превосходной архитектурой усадебных построек, красотою местоположения, богато сконструированным парком, террасообразно спускающимся к реке. Выдающимся памятником русской архитектуры XVIII века является усадебная Спасская церковь. Храм, выстроенный по проекту знаменитого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова, поражает воображение. Вот свидетельство того же Свербеева: «церковь, выстроенная… в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси». Со Свербеевым перекликается неизвестный автор, посетивший усадьбу в начале прошлого века: «нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь».

Начало строительства церкви относится к 1765 году, когда был сооружен теплый придел в честь святителя Димитрия Ростовского, расположенный теперь в первом ярусе здания. Основная часть храма и колокольня возведены в 1774-1783 годах. Участие М. Ф. Казакова в строительстве церкви связано именно с этим периодом.

Спасская церковь в Райсеменовском представляет собой прямоугольный в плане объем, увенчанный световым барабаном и полусферическим куполом. Центральная часть храма дополнительно выделена приставными портиками со сдвоенными колоннами и фронтонами. Небольшим переходом верхняя церковь соединяется с колокольней, которая обработана парными колоннами. По размеру, рисунку, высоте расположения колонны эти точно соответствуют колоннам церковных портиков, что подчеркивает единство всего сооружения. Над колокольней возвышается оригинальный шпиль в виде обелиска.

Отделка интерьеров Спасской церкви проводилась, как показали исследования, в два этапа. Первоначально интерьер храма был скромнее и суровее. Прежде всего, иными были карнизы, выполненные из местного мрамора, – строгие и простые по рисунку. Отсутствовала лепнина, появившаяся лишь на рубеже XVIII — XIX веков. Не вполне ясно, к какому периоду относятся живописные карнизы, наличники, пилястры и другие элементы рисованного декора, сохранившиеся в различных частях храма. Особенно много подобной живописи в трапезной, где входная дверь украшена живописным порталом, на стенах изображены антаблементы (горизонтальные перекрытия, подпираемые колоннами) и каннелированные пилястры (вертикальные выступы стены, условно изображающие колонны). Здесь же можно видеть остатки росписи на библейские сюжеты. Рисованные карнизы и наличники есть и в самой церкви (например, в барабане). Но особую пышность интерьеру придавали богатейшие лепные украшения. Парные каннелированные (с вертикальными желобками на стволе) колонны с коринфскими капителями несли антаблемент с изящными кронштейнами. Лепные венки, гирлянды, изображения ангелочков дополняли оформление интерьера. Но более всего интересны рельефные композиции над окнами южной и северной стен центральной части храма. Поклонение волхвов, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Бегство в Египет, Чудесный улов, Бегство святого Павла из Дамаска – таковы сюжеты этих рельефов, главной особенностью которых является экспрессивность, напряженная динамика фигур, декоративный характер их композиции.

Проект мраморного иконостаса храма был изображен Казаковым на известном офорте. Иконостас задуман архитектором в виде грандиозной триумфальной арки, оформленной каннелированными коринфскими колоннами, украшенной лепниной и скульптурными группами. Однако, сравнивая офорт со старой фотографией интерьера церкви, видишь, что замысел Казакова не был полностью осуществлен. Прежде всего, в окончательном варианте отсутствовал высокий аттик с венчающим фронтоном, придававший всему сооружению особую монументальность и величие. Несколько скромнее стала лепнина, а скульптурные группы, изображенные на офорте, вообще не были установлены. Но и в незавершенном виде иконостас являлся подлинным произведением искусства, об утрате которого остается теперь лишь сожалеть. В отделке храма не использовались ни позолота, ни дерево – только местные мраморы и металл. Роспись церкви, выполненная художником Дроздовым, была в некотором отношении любопытна. Так, перед святым Павлом живописец, следуя желанию заказчика, изобразил коленопреклоненного отца – хозяина усадьбы (явление нередкое для росписи усадебной церкви). Икона Богоматери представляла собой копию одной из рафаэлевских мадонн.

Несохранившаяся ограда церкви походила на псевдоготическую крепостную стену с башнями. В ее оформлении были использованы стрельчатые проемы, белокаменные наличники, декоративные машикули (навесные бойницы) и зубчатые завершения стен. Автором ее был, вероятно, также М. Ф. Казаков, один из создателей псевдоготики конца XVIII века.

Нащокины владели имением до начала XX века, когда за долги праправнука П. Ф. Нащокина Анатолия Константиновича Тарновского оно было продано серпуховскому суконному фабриканту Диомиду Митрофановичу Хутареву за 125 тысяч рублей. Имение перешло к многодетному сыну Д. М. Хутарева — Дмитрию, который устроил в нём молочную ферму.

С 1930 года в храме прекратились богослужения, и началось его безжалостное разграбление. В эти годы в здании церкви располагались МТС, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр и магазин. Служивший в храме с 1903 по 1930 года священник Георгий Троицкий, ныне причислен к лику местночтимых святых Московской Епархии.

Современное состояние[править | править код]

С октября 1995 года храм передан общине верующих. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и великим праздникам. В школьной библиотеке собран раздел православной литературы.

Святые[править | править код]

Исповедник Георгий Троицкий, пресвитер

Святыни[править | править код]

  • Местночтимая икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
  • Источник "Воды Спасителя" в Райсеменовском

Престольные праздники[править | править код]

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа - 29 августа

Димитрий Ростовский, святитель - 4 октября (обре́тение мощей), 10 ноября

Контакты[править | править код]

Адрес: 142282, Московская область, Серпуховский район, село Райсеменовское

Телефон: +7(915)147-83-93, +7(496)770-62-49, +7(915)155-74-66

Как добраться: с помощью общественного транспорта, отправляющегося из города Серпухов. Автобусы маршрутов №23 и №35. В этом случае путь будет пролегать по направлению Серпухов – Сьяново-2. Нужно учитывать, что иногда автобусы, курсирующие по этим маршрутам, в РайСеменовское не заезжают, поэтому следует уточнять у водителя эту информацию.

Добираться на машине до места можно, следуя по Симферопольскому шоссе. На Большом московском кольце нужно повернуть на Московское шоссе, вытекающее из Варшавского, имеющего направление, параллельное Симферопольскому. Далее нужно миновать Васильевское, Сьяново, затем снова свернуть направо на дорогу А108. Минуя Злобино, Гавшино, можно попасть в Пущино, а из него в РайСеменовское.

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Сайт храма

Страница храма

Храм Спаса Нерукотворного Образа села Рай-Семёновское

Храмы Серпуховского благочиния — Спасская церковь в селе Рай-Семеновское

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОДМОСКОВНОЙ УСАДЬБЫ РАЙСЕМЕНОВСКОЕ