[[Файл:Феодосия1.jpg|мини|[[Екатерининский храм (Феодосия)|Екатерининский храм]]]]
[[Файл:Феодосия_город.jpg|мини|[[Екатерининский храм (Феодосия)|Екатерининский храм]]]]
'''Феодо́сия''' (укр. Феодосія, крымско-тат. Кефе, Kefe) — город в Республике [[Крым]], расположенный на юго-восточном побережье Чёрного моря. Административный центр городского округа Феодосия (Феодосийского горсовета). Город воинской славы (с 2015 года).
'''Феодо́сия''' (укр. Феодосія, крымско-тат. Кефе, Kefe) — город в Республике [[Крым]], расположенный на юго-восточном побережье Чёрного моря. Административный центр городского округа Феодосия (Феодосийского горсовета). Город воинской славы (с 2015 года).
Строка 37:
Строка 37:
== Святыни ==
== Святыни ==
'''[[Свято-Троицкий храм (Береговое)]]:'''
* Частицы мощей святых
'''[[Феодосийский Иверский храм]]:'''
'''[[Феодосийский Иверский храм]]:'''
Строка 47:
Строка 50:
Благодаря помощи многих верующих людей и трудам настоятеля храма, протоиерея Стефана, совсем недавно в храме появилось более 150 частиц мощей.
Благодаря помощи многих верующих людей и трудам настоятеля храма, протоиерея Стефана, совсем недавно в храме появилось более 150 частиц мощей.
Святыни пришли в храм через Иерусалимскую Патриархию, на них есть все соответствующие Грамоты. Это мощи не только многих святых угодников, но даже частица хитона (туники) Спасителя из г. Трир, крест с частичкой древа Животворящего Креста Господня, частица плата Пресвятой Богородицы (в котором была Божия Матерь во время рождения Иисуса Христа) из г. Шартр, а также частицы мощей покровителей детей — прав. Симеона Богоприимца, прп. Стилиана Пафлагонского и свт. Иулиана Кеноманийского…
Святыни пришли в храм через Иерусалимскую Патриархию, на них есть все соответствующие Грамоты. Это мощи не только многих святых угодников, но даже частица хитона (туники) Спасителя из г. Трир, крест с частичкой древа Животворящего Креста Господня, частица плата Пресвятой Богородицы (в котором была Божия Матерь во время рождения Иисуса Христа) из г. Шартр, а также частицы мощей покровителей детей — прав. Симеона Богоприимца, прп. Стилиана Пафлагонского и свт. Иулиана Кеноманийского.
Часть из мощей уже находятся в одноименных иконах, часть в ковчегах.
Часть из мощей уже находятся в одноименных иконах, часть в ковчегах.
== Храмы ==
== Храмы ==
Список всех храмов Феодосии смотрите '''[[Феодосия (храмы)|ЗДЕСЬ]]'''.
=== [[Казанский собор (Феодосия)]] ===
=== [[Казанский собор (Феодосия)]] ===
[[Файл:Казанский собор Феодосия.jpg|мини|справа|alt=Крым (храмы), Казанский собор Феодосия]]
[[Файл:Казанский собор Феодосия.jpg|мини|справа|alt=Крым (храмы), Казанский собор Феодосия]]
Феодо́сия (укр. Феодосія, крымско-тат. Кефе, Kefe) — город в Республике Крым, расположенный на юго-восточном побережье Чёрного моря. Административный центр городского округа Феодосия (Феодосийского горсовета). Город воинской славы (с 2015 года).
Кафа, древняя Феодосия — центр генуэзских владений в Северном Причерноморье была епархиальным центром католической епархии. Католические епископы в Кафе известны с 1318 года. Немецкий путешественник Штильберг в 1421 году пишет, что в Кафе три епископа: католический, армянский и греческий, подразумевая под греческим скорее всего митрополита Сугдеи, случайно оказавшегося там.
Город со смешанным населением, состоявшим преимущественно из греков и армян, и при господстве в нём католиков генуэзцев оказался благодатной почвой для унии. Поэтому появление здесь униатского епископа было делом вполне ожидаемым. Первое упоминание униатского епископа относится к 1464 году. После его смерти в 1468 году волей папы Римского и при содействии титулярного униатского патриарха Константинополя Виссариона на Кафскую кафедру был поставлен архиепископ Амасийский Пахомий, но по дороге в 1470 году был убит разбойниками. В 1472 епископом Кафы стал кафинский же священник Николай. Поставленный согласно папской булле для христиан Кафы и Солдайи (Сугдеи), он получил наименование Фулльского. Однако добраться до своей кафедры он смог только в конце 1474 года, а в 1475 году Кафа была захвачена османами.
Кроме католиков и униатов в городе большое число армян, принадлежавших к Армянской Апостольской церкви, но многие армяне принимали католицизм.
Католическая епархия вряд ли сохранилась после завоевания Кафы османами. Вероятно та же участь постигла и униатскую. Разгром города, который последовал за его захватом, не лишил значения этот важный пункт крымского побережья. Поэтому не удивительно, что в скором времени город был восстановлен уже под властью новых хозяев.
Кафская митрополия
До учреждения православной Кафской митрополии местное православное население окормлялось митрополитом Сугдеи. Православная епархия Константинопольской церкви возникла здесь уже при турецком владычестве, в 1485 году.
Первый известный Кафинский владыка, митрополит Софроний, упомянут под 1546 годом.
В 1616 году к Кафской епархии была присоединена Сугдейская и Фулльская. С этого времени епархия получила наименование Кафской и Фулльской. Первым митрополитом Кафским и Фулльским стал Митрофан.
В 1666 года епархия была передана в управление митрополитов Амасийских, а в 1678 году — присоединена к Готфийской митрополии, причём Готфийские митрополиты некоторое время имели резиденцию в Каффе. Титул Каффского (в позднейшей форме «Кефайского») вошел в титулатуру Готфийских владык: его носил и последний из них, святитель Игнатий Мариупольский во второй половине XVIII века, и сохранил его при переходе в юрисдикцию Российской Церкви.
Феодосийское и Мариупольское викариатство
7 марта 1787 года в городе, при Введенском храме, была возрождена своя епископская кафедра как полусамостоятельное викариатство Екатеринославской епархии для окормления православных греков, которые стали активно переселяться в пределы Империи в эти годы. Викариатство получило название «Феодосийского и Мариупольского» в связи с тем, что Мариуполь служил последним местопребыванием последнего епископа древней Готфийской кафедры. Служить епископам Феодосийским было очень тяжело: отсутствие паствы, грамотных священников, знакомых с порядками русского церковного управления, большая ограниченность в средствах. Буквально по крохам восстанавливалась церковная жизнь полуострова.
Вскоре, хотя Феодосийские владыки сохранили прежний титул, их местопребывание было переведено под Карасу-Базар (ныне Белогорск). Здесь викарии пребывали в устроенном князем Потёмкиным Таврическим дворце с 1791 года и до упразднения кафедры 16 октября 1799 года.
В 1917 году или немного позже Феодосийское викариатство было возобновлено, но к началу 1930-х пресеклось.
31 мая 2010 было учреждено титулярное Каффское викариатство Корсунской епархии с местопребыванием во Франции. В том же году епархия оказалась незамещённой и упразднилась.
Феодосийская епархия
20 декабря 2012 года епархия была снова возрождена решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, будучи выделенной из Симферопольской в пределах Феодосийского и Керченского благочиний.
Благодаря помощи многих верующих людей и трудам настоятеля храма, протоиерея Стефана, совсем недавно в храме появилось более 150 частиц мощей.
Святыни пришли в храм через Иерусалимскую Патриархию, на них есть все соответствующие Грамоты. Это мощи не только многих святых угодников, но даже частица хитона (туники) Спасителя из г. Трир, крест с частичкой древа Животворящего Креста Господня, частица плата Пресвятой Богородицы (в котором была Божия Матерь во время рождения Иисуса Христа) из г. Шартр, а также частицы мощей покровителей детей — прав. Симеона Богоприимца, прп. Стилиана Пафлагонского и свт. Иулиана Кеноманийского.
Часть из мощей уже находятся в одноименных иконах, часть в ковчегах.
Казанский собор вместе с прилегающими к нему постройками был подворьем женского Топловского Параскевиевского Свято-Троицкого монастыря и тесно связан с ним своей историей. Собор был возведен в 1907 году, освящен в 1911 году. Построенный в традициях русско-византийского стиля, собор не обременен множеством архитектурных элементов и кажется лёгким, стройным, стремящимся в небо. Это впечатление создают полукруглые завершения стен, тонкие изящные колонны по углам здания, три соединенные между собой арки над входом. Купол собора напоминает шлем русского воина, под ним световой барабан с десятью арочными окнами.
В 1919 году был разграблен Топловский монастырь, пострадало и его подворье. Разграбленный храм долгое время пустовал, но в 1943 году был открыт немцами для расквартированных румынских войск. В апреле 1944 года Феодосия была освобождена, но храм не закрыли.
Храм был заложен 21 апреля 1892 года для рабочих-железнодорожников посёлка Сарыголь, который позднее вошел в черту города Феодосии. Храм строился на добровольные пожертвования.
В 1937 году церковь была закрыта и превращена в склад.
В 1941 году вновь открыта немецкими оккупационными властями. С тех пор является одной из немногих действующих церквей в Крыму.
В 1999 году при Екатерининской церкви построен храм Андрея Феодосийского с крестильней полного погружения, подготовлено новое здание для занятий с детьми в воскресной школе.
В 2002 году был начат капитальный ремонт церкви, который плавно перешел в строительство других объектов. Был построен целый комплекс, включающий в себя помещения для воскресной школы, методического кабинета, библиотеки и гостиницы.
Адрес: Крым, г. Феодосия, ул. Федько, 95
Проезд: храм расположен между железнодорожной станцией «Айвазовская» и городским автовокзалом
Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы – один из древнейших православных храмов Феодосии. Его постройка датируется VIII-IX веками.
С 1787 года церковь стала кафедральным храмом полусамостоятельной Феодосийской епархии. Введенская церковь принадлежала греческой общине города.
В 1825 году при церкви была построена из белого камня колокольня, а в 1854 году сделана большая пристройка. Тогда же внутри храм был украшен фресками и изящной резьбой по камню. Купол был украшен цветным стеклом. С северной строны церкви на расстоянии 4-х метров, против жертвенника в стене, имелся колодец с чистой водой, впоследствии вошедший в алтарную часть храма. Церковь имела жилые дома (во дворе стоял дом священника), торговые помещения, землю, сад, лесную дачу "Бакаташ" недалеко от Старого Крыма. Имелась также начальная школа, над входом которой красовалась надпись: "Элинико сколио" (греческая школа). Построена школа была в 1891 году меценатами Мануилом и Скирагдой Грамматиковыми, вначале была одноклассной, а затем - четырехклассной.
Гостиница расположена близ древнего Феодосийского некрополя, на отдельной охраняемой и огороженной территории храма. Рассчитана на 30-40 чел. Двух-трех местные кельи эконом-класса. Две кухни общие, душевые и туалеты на каждом этаже. Горячая вода и холодильники. Воскресная школа для детей. До моря 10 мин. Рядом автобусные остановки и магазины, все достопримечательности города. Экскурсии по договоренности.
Для гостей и паломников предлагается жилье в гостевом доме.
Гостевой дом Светлица паломника в п. Орджоникидзе расположен на прихрамовой территории. Здесь разбиты цветники, много хвойных деревьев, есть детская площадка, места для отдыха.
К морю идти 4 минуты. Расстояние не велико, но его достаточно, чтобы оставить на набережной суету и музыку, а с собой взять свежие бризы и потрясающие виды сиреневых киммерийских холмов. Поселок Орджоникидзе уникален. И своим расположением на берегу бухты Провато, где вода прогревается быстрее, чем у берегов Феодосии, и тем, что холодные ветра и течения редкие гости в этих краях.
Вулкан Кара-Даг закрывает залив с юго-запада и дарит жителям и гостям Орджоникидзе потрясающие по красоте закаты и необыкновенное ощущение сказки. Самостоятельно исследуйте побережье Коктебельского залива, и вы обнаружите бухточки, пройдете по пескам Тихой бухты и сможете провести терапию голубой глиной, открытые выходы которой встретятся на вашем пути. Чистая и спокойная красота поселка пленит и никогда вас не отпустит.