Чита: различия между версиями
Ivfeden (обсуждение | вклад) |
Natalia (обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
||
(не показана 51 промежуточная версия 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{ | {{Населённый пункт}} | ||
[[Файл:Казаснкий собор Чита.jpg|мини|270px|справа|[[Казанский кафедральный собор (Чита)]]]] | |||
'''Чита́''' — город в Восточной Сибири, Российская Федерация. Административный центр Забайкальского края и Читинского района, образует муниципальное образование Городской округ «Город Чита». | '''Чита́''' — город в Восточной Сибири, Российская Федерация. Административный центр [[Забайкальский край|Забайкальского края]] и Читинского района, образует муниципальное образование Городской округ «Город Чита». | ||
Население — 339 453 чел. (2015). Расположена в котловине у подножия сопок, на берегах реки Читы при её впадении в реку Ингоду. Климат резко континентальный. | Население — 339 453 чел. (2015). Расположена в котловине у подножия сопок, на берегах реки Читы при её впадении в реку Ингоду. Климат резко континентальный. | ||
== История православия == | == История православия == | ||
<p style="text-align:justify">Первые русские пришли в Забайкалье в середине XVII века, и с этого времени Забайкалье вошло в состав Тобольской епархии. В 1664 году, согласно Сибирской «Киприановской» летописи, был основан Нерчинский Успенский мужской монастырь — первый русский монастырь за Байкалом. | <p style="text-align:justify">Первые русские пришли в Забайкалье в середине XVII века, и с этого времени Забайкалье вошло в состав Тобольской епархии. В 1664 году, согласно Сибирской «Киприановской» летописи, был основан Нерчинский Успенский мужской монастырь — первый русский монастырь за Байкалом. | ||
В 1681 году по указу царя Феодора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима в Забайкалье, в Даурию, была отправлена первая организованная православная Духовная Миссия. Она состояла из 12 монахов из разных монастырей во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосием; в тот же год ими был основан Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь. В грамоте царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савелова) от 1681 года Даурской Духовной миссии разрешалось «где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель». Согласно этой грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория устья Селенги от хребта Хамар-Дабан до Селенги и до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — Мысовая).</p> | В 1681 году по указу царя Феодора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима в Забайкалье, в Даурию, была отправлена первая организованная православная Духовная Миссия. Она состояла из 12 монахов из разных монастырей во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосием; в тот же год ими был основан Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь. В грамоте царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савелова) от 1681 года Даурской Духовной миссии разрешалось «где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель». Согласно этой грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория устья Селенги от хребта Хамар-Дабан до Селенги и до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — Мысовая).</p> | ||
<p style="text-align:justify">В том же 1861-м году, когда был основан Троице-Селенгинский монастырь, в память о вероломно убитых русских послах и для совершения заупокойной о них молитвы вблизи их могил была основана Пустынь - подворье Троицкого Селенгинского монастыря. Первыми насельниками Пустыни были иеромонах Макарий, иеродиакон Триффилий и монах-старец Филарет. Трудами монашествующих была воздвигнута часовня во имя св. Николая Чудотворца. Так была основана обитель, которая впоследствии получит имя Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Первое время монастырь именовался Свято-Никольской пустынью, затем – Посольским Знаменским монастырем по имени построенного деревянного храма во имя иконы Божьей Матери "Знамение". В дальнейшем была построена церковь во имя Преображения Господня, и монастырь стал именоваться Спасо-Преображенским. В 1684 году принял крещение тунгусский князь Гантимур со всем своим семейством. В 1707 году митрополит Филофей назначил в Иркутск викарного епископа Варлаама (Коссовского), бывшего архимандрита-наместника Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве, ставшего первым епископом Иркутским и Нерчинским. Он был первым православным епископом, посетившим Забайкалье. В 1713 году Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь приобрел самостоятельный статус. В 1721 году в сане епископа Переяславского был отправлен с миссией в Пекин Иннокентий (Кульчицкий); китайцы не допустили его, и в ожидании разрешения он провел три года в Селенгинском Троицком монастыре (1722-1725).</p> | <p style="text-align:justify">В том же 1861-м году, когда был основан Троице-Селенгинский монастырь, в память о вероломно убитых русских послах и для совершения заупокойной о них молитвы вблизи их могил была основана Пустынь - подворье Троицкого Селенгинского монастыря. Первыми насельниками Пустыни были иеромонах Макарий, иеродиакон Триффилий и монах-старец Филарет. Трудами монашествующих была воздвигнута часовня во имя св. Николая Чудотворца. Так была основана обитель, которая впоследствии получит имя Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Первое время монастырь именовался Свято-Никольской пустынью, затем – Посольским Знаменским монастырем по имени построенного деревянного храма во имя иконы Божьей Матери "Знамение". В дальнейшем была построена церковь во имя Преображения Господня, и монастырь стал именоваться Спасо-Преображенским. В 1684 году принял крещение тунгусский князь Гантимур со всем своим семейством. В 1707 году митрополит Филофей назначил в Иркутск викарного епископа Варлаама (Коссовского), бывшего архимандрита-наместника Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве, ставшего первым епископом Иркутским и Нерчинским. Он был первым православным епископом, посетившим Забайкалье. В 1713 году Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь приобрел самостоятельный статус. В 1721 году в сане епископа Переяславского был отправлен с миссией в Пекин Иннокентий (Кульчицкий); китайцы не допустили его, и в ожидании разрешения он провел три года в Селенгинском Троицком монастыре (1722-1725).</p> | ||
<p style="text-align:justify">В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия, первым правящим епископом которой стал Преосвященный Иннокентий (Кульчицкий). Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий скончался в Иркутске в 1731 году. Мощи его были обретены в 1764 году, а в 1804 году Иннокентий (Кульчицкий) был причислен Церковью к лику святых.</p> | <p style="text-align:justify">В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия, первым правящим епископом которой стал Преосвященный Иннокентий (Кульчицкий). Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий скончался в Иркутске в 1731 году. Мощи его были обретены в 1764 году, а в 1804 году Иннокентий (Кульчицкий) был причислен Церковью к лику святых.</p> | ||
Строка 18: | Строка 17: | ||
В 1820 году на границе Троицкосавского и Верхнеудинского округов, недалеко от монгольской границы, в глухой тайге пустынником Василием Надеждиным ( св. преп. Варлаамом Чикойским) был основан скит, который в 1831 году был преобразован в мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1862 году «в целях лучшей постановки миссионерского дела» состоялось учреждение Селенгинского викариатства Иркутской епархии. С этого времени Забайкальская Духовная Миссия получает свою организацию и средства из казны.</p> | В 1820 году на границе Троицкосавского и Верхнеудинского округов, недалеко от монгольской границы, в глухой тайге пустынником Василием Надеждиным ( св. преп. Варлаамом Чикойским) был основан скит, который в 1831 году был преобразован в мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1862 году «в целях лучшей постановки миссионерского дела» состоялось учреждение Селенгинского викариатства Иркутской епархии. С этого времени Забайкальская Духовная Миссия получает свою организацию и средства из казны.</p> | ||
<p style="text-align:justify">Первым епископом Селенгинским был Вениамин (Благонравов), выпускник Казанской духовной академии, рукоположенный 20 мая 1862 года. Он управлял Забайкальской Православной Миссией до 1868 года. Вторым епископом Селенгинским был Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим – епископ Мелетий (Якимов) (1878-1888), четвертым – епископ Макарий (Дарский) (1889-1892). Местопребыванием Селенгинскому епископу был назначен Посольский Спасо-Преображенский монастырь. 3 июня 1879 года был издан указ Императора Александра II о перенесении викарной кафедры из Посольского монастыря в областной город Читу.</p> | <p style="text-align:justify">Первым епископом Селенгинским был Вениамин (Благонравов), выпускник Казанской духовной академии, рукоположенный 20 мая 1862 года. Он управлял Забайкальской Православной Миссией до 1868 года. Вторым епископом Селенгинским был Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим – [https://azbyka.org/otechnik/Meletij_Yakimov/ епископ Мелетий (Якимов) (1878-1888)], четвертым – епископ Макарий (Дарский) (1889-1892). Местопребыванием Селенгинскому епископу был назначен Посольский Спасо-Преображенский монастырь. 3 июня 1879 года был издан указ Императора Александра II о перенесении викарной кафедры из Посольского монастыря в областной город Читу.</p> | ||
<p style="text-align:justify">В 1886 году на окраине Читы был заложен каменный фундамент под постройку первого корпуса будущего женского монастыря; 30 мая 1889 года был освящен монастырский храм Святой мученицы Александры и семи дев; в 1887 году Читинская женская Богородицкая община была высочайше утверждена, а 16 марта 1893 года указом Святейшего синода была преобразована в женский общежительный монастырь.</p> | <p style="text-align:justify">В 1886 году на окраине Читы был заложен каменный фундамент под постройку первого корпуса будущего женского монастыря; 30 мая 1889 года был освящен монастырский храм Святой мученицы Александры и семи дев; в 1887 году Читинская женская Богородицкая община была высочайше утверждена, а 16 марта 1893 года указом Святейшего синода была преобразована в женский общежительный монастырь.</p> | ||
<p style="text-align:justify">24 октября 1892 г. архимандрит Георгий (Орлов) был назначен епископом Селингинским, викарием Иркутской епархии. 22 января 1893 г. состоялось его наречение епископом Селенгинским. 24 января 1894 г. Георгий (Орлов) был рукоположен в епископский сан в Иркутском Вознесенском монастыре. На место своего служения в г. Читу как епископ Селенгинский, он прибыл 11 февраля 1893 г. 12 марта 1894 г. преосвященнейший Георгий был назначен на Забайкальскую кафедру с именем епископа Забайкальского и Нерчинского.</p> | <p style="text-align:justify">24 октября 1892 г. архимандрит Георгий (Орлов) был назначен епископом Селингинским, викарием Иркутской епархии. 22 января 1893 г. состоялось его наречение епископом Селенгинским. 24 января 1894 г. Георгий (Орлов) был рукоположен в епископский сан в Иркутском Вознесенском монастыре. На место своего служения в г. Читу как епископ Селенгинский, он прибыл 11 февраля 1893 г. 12 марта 1894 г. преосвященнейший Георгий был назначен на Забайкальскую кафедру с именем епископа Забайкальского и Нерчинского.</p> | ||
<p style="text-align:justify">24 декабря 1898 г. епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен Мефодий (Герасимов), который возглавлял Забайкальскую епископскую кафедру до 1912 г. В 1902 г. был открыт второй женский монастырь в бывшем мужском Посольском Спасо-Преображенском монастыре, опустевшем к концу XIX века.</p> | <p style="text-align:justify">24 декабря 1898 г. епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен Мефодий (Герасимов), который возглавлял Забайкальскую епископскую кафедру до 1912 г. В 1902 г. был открыт второй женский монастырь в бывшем мужском Посольском Спасо-Преображенском монастыре, опустевшем к концу XIX века.</p> | ||
<p style="text-align:justify">20 декабря 1912 г. епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен Иоанн (Смирнов). 21 января 1916 г. за заслуги перед Церковью владыка Иоанн (Смирнов) был возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую и Верхоленскую кафедру. В 1915 г. был упразднен мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь, а братия переведена в новый Селенгинский Спасский монастырь, который предполагалось построить при Старо-Селенгинском Спасском соборе.</p> | <p style="text-align:justify">20 декабря 1912 г. епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Smirnov/ Иоанн (Смирнов)]. 21 января 1916 г. за заслуги перед Церковью владыка Иоанн (Смирнов) был возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую и Верхоленскую кафедру. В 1915 г. был упразднен мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь, а братия переведена в новый Селенгинский Спасский монастырь, который предполагалось построить при Старо-Селенгинском Спасском соборе.</p> | ||
<p style="text-align:justify">20 ноября 1916 года в Чите Начальник Забайкальской Духовной Миссии архимандрит Ефрем (Кузнецов) был рукоположен во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии.</p> | <p style="text-align:justify">20 ноября 1916 года в Чите Начальник Забайкальской Духовной Миссии архимандрит Ефрем (Кузнецов) был рукоположен во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии.</p> | ||
Строка 36: | Строка 35: | ||
<p style="text-align:justify">В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) была упразднена. В 1948 году была восстановлена Иркутская епархия. Правящие архиереи теперь именовались Иркутскими и Читинскими. | <p style="text-align:justify">В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) была упразднена. В 1948 году была восстановлена Иркутская епархия. Правящие архиереи теперь именовались Иркутскими и Читинскими. | ||
21 апреля 1994 года указом Святейшего синода была восстановлена в прежних границах Забайкальская епархия, ставшая именоваться Читинской и Забайкальской епархией.</p> | 21 апреля 1994 года указом Святейшего синода была восстановлена в прежних границах Забайкальская епархия, ставшая именоваться Читинской и Забайкальской епархией.</p> | ||
<p style="text-align:justify">Первым епископом был назначен Преосвященный Палладий (Шиман), который до этого был ректором Одесской духовной семинарии, викарием Киевской митрополии, епископом Ижевским и Удмуртским, имел степень кандидата богословия. Заслуга епископа Палладия заключалась прежде всего в восстановлении финансово-экономической и миссионерской деятельности Читинской и Забайкальской епархии. В ноябре 1996 года епископа Палладия сменил епископ Иннокентий (Васильев), который управлял епархией до октября 1999 года.</p> | <p style="text-align:justify">Первым епископом был назначен Преосвященный Палладий (Шиман), который до этого был ректором Одесской духовной семинарии, викарием Киевской митрополии, епископом Ижевским и Удмуртским, имел степень кандидата богословия. Заслуга епископа Палладия заключалась прежде всего в восстановлении финансово-экономической и миссионерской деятельности Читинской и Забайкальской епархии. В ноябре 1996 года епископа Палладия сменил епископ Иннокентий (Васильев), который управлял епархией до октября 1999 года.</p> | ||
Строка 44: | Строка 42: | ||
<p style="text-align:justify">Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал №82) из состава Читинской епархии выделена Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Преосвященным Читинским определено иметь титул Читинский и Краснокаменский. В связи с реорганизацией переименовывается и сама епархия в «Читинскую и Краснокаменскую». Все структуры епархии, Духовное училище, прогимназия, храмы и приходы на территории Забайкальского края относятся к Читинской и Краснокаменской епархии.</p> | <p style="text-align:justify">Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал №82) из состава Читинской епархии выделена Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Преосвященным Читинским определено иметь титул Читинский и Краснокаменский. В связи с реорганизацией переименовывается и сама епархия в «Читинскую и Краснокаменскую». Все структуры епархии, Духовное училище, прогимназия, храмы и приходы на территории Забайкальского края относятся к Читинской и Краснокаменской епархии.</p> | ||
== | == Святыни == | ||
'''[[Казанский кафедральный собор (Чита)]]:''' | |||
В приделе св. благоверного князя Александра Невского находится рака с мощами св. Варлаама, Чикойского чудотворца. | |||
Особо чтимые святые иконы: | |||
* икона прп. Сергия Радонежского с мощами; | |||
* св. Николая Чудотворца с мощами; | |||
* икона Божией Матери «Смоленская», именуемой Путеводительница, подаренная собору митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси); | |||
* икона св. Иннокентия, епископа Иркутского с мощами; | |||
* икона св. Матроны Московской с мощами; | |||
* список чудотворной иконы Божией Матери «Албазинская», подаренной архиепископом Благовещенским Гавриилом в 2006 г.; | |||
* икона св. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, апостола Сибири и Америки. | |||
''' | '''[[Иоанно-Рождественский храм (Чита)]]:''' | ||
* Чудотворная икона Божией Матери "Казанская" | |||
===[[Свято- | == Монастыри == | ||
[[Файл:Сумм 1.jpg| | === [[Свято-Успенский монастырь (Молоковка)]] === | ||
[[Файл:Сумм 1.jpg|300px|thumb|right|alt=Чита, Сумм 1]] | |||
В 2005 г. был основан Свято-Успенский мужской монастырь. | В 2005 г. был основан Свято-Успенский мужской монастырь. | ||
Монастырь находится на территории бывшего пионерского лагеря, построенного в начале 1960-х гг. | Монастырь находится на территории бывшего пионерского лагеря, построенного в начале 1960-х гг. | ||
Строка 69: | Строка 73: | ||
'''Адрес''': Чита, Молоковский тракт, 30 | '''Адрес''': Чита, Молоковский тракт, 30 | ||
'''Телефон''': +7 (3022) 32-94-13, (3022) 32-54-78 | '''Телефон''': [tel:+73022329413 +7 (3022) 32-94-13], [tel:3022325478 (3022) 32-54-78] | ||
[[Свято- | [[Свято-Успенский монастырь (Молоковка)|Подробнее...]] | ||
== Храмы == | == Храмы == | ||
===[[ | [[Чита (храмы)|Основные храмы Читы]] | ||
[[Файл:Ккс 1.jpg| | |||
===[[Казанский кафедральный собор (Чита)]]=== | |||
[[Файл:Ккс 1.jpg|300px|thumb|right|alt=Чита, Ккс 1]] | |||
<p style="text-align:justify">Кафедральный собор расположен в Чите в районе Привокзальной площади на территории бывшего стадиона «Труд» (ранее Атаманская площадь). Является главным храмом Забайкальской митрополии.</p> | <p style="text-align:justify">Кафедральный собор расположен в Чите в районе Привокзальной площади на территории бывшего стадиона «Труд» (ранее Атаманская площадь). Является главным храмом Забайкальской митрополии.</p> | ||
Строка 89: | Строка 95: | ||
'''Адрес''': Россия, г. Чита, ул. Бутина, 6 | '''Адрес''': Россия, г. Чита, ул. Бутина, 6 | ||
[[ | [[Казанский кафедральный собор (Чита)|Подробнее...]] | ||
=== [[Храм святителя Луки Крымского (Чита)]] === | |||
[[Файл:Храм Луки Чита1.jpg|мини|справа|alt=Чита, Храм Луки Чита1]] | |||
Первоначально в честь святителя Луки было названо Общество православных медиков г. Читы. Среди задач этого объединения врачей была достаточно смелая — возведение на территории Читинской государственной медицинской академии православного храма. | |||
Храма — как лечебницы духовной и телесной, как училища благочестия для духовно-нравственного воспитания будущих врачей — студентов медицинского вуза. | |||
И, конечно же, именоваться храм также должен был в честь святого-врача. Так задолго до постройки будущий храм обрел своего небесного покровителя – Святителя Луку, архиепископа Симферопольского и Крымского. | |||
В 2007 году по благословению епископа Читинского и Забайкальского Евстафия в Читу из Симферополя была доставлена капсула с частицей мощей Святителя Луки, которая была заложена в основание будущего храма. | |||
За полгода на территории медицинской академии выросли стены будущего храма. | |||
Храм строился на пожертвования медицинских коллективов и учреждений. | |||
'''Адрес:''' Россия, Забайкальский край, г. Чита, Центральный район, ул. Горького, 37 | |||
'''Электронная почта:''' [mailto:hramluky@mail.ru hramluky@mail.ru] | |||
[[Храм святителя Луки Крымского (Чита)|Подробнее...]] | |||
=== [[Церковь Архангела Михаила (Чита)]] === | |||
[[Файл:Церковь декабристов2.jpg|мини|справа|alt=Чита, Церковь декабристов2]] | |||
В старейшей юго-восточной части города, на Селенгинской улице в 1776 году была построена деревянная церковь, освященная в честь Архангела Михаила. Сейчас это самое старинное строение в Чите. По архитектуре своей - это обычный русский православный храм. Стены её сложены из кондовых лиственничных брёвен, а свод поддерживается аркой и деревянными колоннами. | |||
В 1883 году бревенчатый сруб церкви был обшит досками и выкрашен «под кирпич». У входа были уложены каменные плиты. | |||
После 1928 года служб в храме не было, а здание использовалось под соляной склад и общежитие стройтреста. | |||
Здание Градочитинской Михайло-Архангельской церкви в заброшенном виде было передано краеведческому музею в 1971 году для открытия филиала. Тут были размещены экспозиции, связанные с историей города Читы. | |||
К 160-летнему юбилею восстания декабристов в 1985 году музей был торжественно открыт как «музей декабристов». | |||
'''Адрес:''' ул. Декабристов, 3б, Чита, Забайкальский край, Россия, 672039 | |||
[[Церковь Архангела Михаила (Чита)|Подробнее...]] | |||
== Проезд из Москвы / из Санкт-Петербурга == | == Проезд из Москвы / из Санкт-Петербурга == | ||
<p style="text-align:justify">Добраться из Москвы и Санкт-Петербурга до | <p style="text-align:justify">Добраться из Москвы и Санкт-Петербурга до Читы можно на поезде и самолетом.</p> | ||
== Галерея == | == Галерея == | ||
Строка 102: | Строка 141: | ||
Файл:Чита 3.jpg | Файл:Чита 3.jpg | ||
Файл:Чита 4.jpg | Файл:Чита 4.jpg | ||
Файл:Чита 6.jpg | Файл:Чита 6.jpg | ||
Файл:Чита 7.jpg | Файл:Чита 7.jpg | ||
Файл:Чита 8.jpg | Файл:Чита 8.jpg | ||
</gallery> | |||
== Видео == | |||
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=k4BeHBs9jjw|550|left|С.М. Авдеев. Экскурсия "Чита Православная". 03.05.2014 г.|frame | |||
}} | |||
== | == Ссылки == | ||
[http://www.eparhiachita.ru/ Читинская епархия] | [http://www.eparhiachita.ru/ Читинская епархия] | ||
[https://azbyka.org/forum/xfa-blog-entry/ot-peterburga-do-zabajkalja-2.1290/ От Петербурга до Забайкалья: 2] | |||
{{SEO|в Читу|Читы}} | {{SEO|в Читу|Читы}} |
Текущая версия от 23:44, 4 февраля 2021
Чита́ — город в Восточной Сибири, Российская Федерация. Административный центр Забайкальского края и Читинского района, образует муниципальное образование Городской округ «Город Чита».
Население — 339 453 чел. (2015). Расположена в котловине у подножия сопок, на берегах реки Читы при её впадении в реку Ингоду. Климат резко континентальный.
История православия[править | править код]
Первые русские пришли в Забайкалье в середине XVII века, и с этого времени Забайкалье вошло в состав Тобольской епархии. В 1664 году, согласно Сибирской «Киприановской» летописи, был основан Нерчинский Успенский мужской монастырь — первый русский монастырь за Байкалом. В 1681 году по указу царя Феодора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима в Забайкалье, в Даурию, была отправлена первая организованная православная Духовная Миссия. Она состояла из 12 монахов из разных монастырей во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосием; в тот же год ими был основан Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь. В грамоте царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савелова) от 1681 года Даурской Духовной миссии разрешалось «где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель». Согласно этой грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория устья Селенги от хребта Хамар-Дабан до Селенги и до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — Мысовая).
В том же 1861-м году, когда был основан Троице-Селенгинский монастырь, в память о вероломно убитых русских послах и для совершения заупокойной о них молитвы вблизи их могил была основана Пустынь - подворье Троицкого Селенгинского монастыря. Первыми насельниками Пустыни были иеромонах Макарий, иеродиакон Триффилий и монах-старец Филарет. Трудами монашествующих была воздвигнута часовня во имя св. Николая Чудотворца. Так была основана обитель, которая впоследствии получит имя Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Первое время монастырь именовался Свято-Никольской пустынью, затем – Посольским Знаменским монастырем по имени построенного деревянного храма во имя иконы Божьей Матери "Знамение". В дальнейшем была построена церковь во имя Преображения Господня, и монастырь стал именоваться Спасо-Преображенским. В 1684 году принял крещение тунгусский князь Гантимур со всем своим семейством. В 1707 году митрополит Филофей назначил в Иркутск викарного епископа Варлаама (Коссовского), бывшего архимандрита-наместника Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве, ставшего первым епископом Иркутским и Нерчинским. Он был первым православным епископом, посетившим Забайкалье. В 1713 году Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь приобрел самостоятельный статус. В 1721 году в сане епископа Переяславского был отправлен с миссией в Пекин Иннокентий (Кульчицкий); китайцы не допустили его, и в ожидании разрешения он провел три года в Селенгинском Троицком монастыре (1722-1725).
В 1727 году была учреждена самостоятельная Иркутская епархия, первым правящим епископом которой стал Преосвященный Иннокентий (Кульчицкий). Епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий скончался в Иркутске в 1731 году. Мощи его были обретены в 1764 году, а в 1804 году Иннокентий (Кульчицкий) был причислен Церковью к лику святых.
В 1773 году был упразднен старейший в Забайкалье Нерчинский мужской Успенский монастырь. В 1805 году было открыто Нерчинское духовное училище. В течение всего XIX века оно обеспечивало Забайкалье священно- и церковнослужителями. В 1820 году на границе Троицкосавского и Верхнеудинского округов, недалеко от монгольской границы, в глухой тайге пустынником Василием Надеждиным ( св. преп. Варлаамом Чикойским) был основан скит, который в 1831 году был преобразован в мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1862 году «в целях лучшей постановки миссионерского дела» состоялось учреждение Селенгинского викариатства Иркутской епархии. С этого времени Забайкальская Духовная Миссия получает свою организацию и средства из казны.
Первым епископом Селенгинским был Вениамин (Благонравов), выпускник Казанской духовной академии, рукоположенный 20 мая 1862 года. Он управлял Забайкальской Православной Миссией до 1868 года. Вторым епископом Селенгинским был Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим – епископ Мелетий (Якимов) (1878-1888), четвертым – епископ Макарий (Дарский) (1889-1892). Местопребыванием Селенгинскому епископу был назначен Посольский Спасо-Преображенский монастырь. 3 июня 1879 года был издан указ Императора Александра II о перенесении викарной кафедры из Посольского монастыря в областной город Читу.
В 1886 году на окраине Читы был заложен каменный фундамент под постройку первого корпуса будущего женского монастыря; 30 мая 1889 года был освящен монастырский храм Святой мученицы Александры и семи дев; в 1887 году Читинская женская Богородицкая община была высочайше утверждена, а 16 марта 1893 года указом Святейшего синода была преобразована в женский общежительный монастырь.
24 октября 1892 г. архимандрит Георгий (Орлов) был назначен епископом Селингинским, викарием Иркутской епархии. 22 января 1893 г. состоялось его наречение епископом Селенгинским. 24 января 1894 г. Георгий (Орлов) был рукоположен в епископский сан в Иркутском Вознесенском монастыре. На место своего служения в г. Читу как епископ Селенгинский, он прибыл 11 февраля 1893 г. 12 марта 1894 г. преосвященнейший Георгий был назначен на Забайкальскую кафедру с именем епископа Забайкальского и Нерчинского.
24 декабря 1898 г. епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен Мефодий (Герасимов), который возглавлял Забайкальскую епископскую кафедру до 1912 г. В 1902 г. был открыт второй женский монастырь в бывшем мужском Посольском Спасо-Преображенском монастыре, опустевшем к концу XIX века.
20 декабря 1912 г. епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен Иоанн (Смирнов). 21 января 1916 г. за заслуги перед Церковью владыка Иоанн (Смирнов) был возведен в сан архиепископа и назначен на Иркутскую и Верхоленскую кафедру. В 1915 г. был упразднен мужской общежительный Иоанно-Предтеченский монастырь, а братия переведена в новый Селенгинский Спасский монастырь, который предполагалось построить при Старо-Селенгинском Спасском соборе.
20 ноября 1916 года в Чите Начальник Забайкальской Духовной Миссии архимандрит Ефрем (Кузнецов) был рукоположен во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии.
26 ноября 1916 года новым епископом Забайкальским и Нерчинским был назначен преосвященный Мелетий (Заборовский). В апреле 1917 года в Чите собрание псаломщиков и диаконов организовало «Союз низших членов клира для защиты профессиональных интересов»; тогда же в Чите под председательством священника Сергия Старкова состоялся съезд духовенства и мирян Забайкальской епархии. В 1920 году вместе с отступавшими из Читы войсками атамана Семенова Забайкалье навсегда покинул епископ Мелетий (Заборовский). Еще два года он пытался управлять Забайкальской епархией из Харбина. В 1922 году в Харбине был рукоположен во епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии читинский священник Сергий Старков, много лет служивший в домовой церкви Учительской семинарии. Епископ Софроний (Старков) в том же году вернулся в Читу; в 1923 году он был арестован. С 5 декабря 1924 по 1927 гг. временно управлял Забайкальской епархией епископ Охотский Даниил (Шеостенников).
Епископ Евсевий (Рождественский) в ноябре 1926 года (1927?) митрополитом Сергием (Страгородским) назначен епископом Забайкальским, 27 марта 1930 года возведен в сан архиепископа.
В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) была упразднена. В 1948 году была восстановлена Иркутская епархия. Правящие архиереи теперь именовались Иркутскими и Читинскими. 21 апреля 1994 года указом Святейшего синода была восстановлена в прежних границах Забайкальская епархия, ставшая именоваться Читинской и Забайкальской епархией.
Первым епископом был назначен Преосвященный Палладий (Шиман), который до этого был ректором Одесской духовной семинарии, викарием Киевской митрополии, епископом Ижевским и Удмуртским, имел степень кандидата богословия. Заслуга епископа Палладия заключалась прежде всего в восстановлении финансово-экономической и миссионерской деятельности Читинской и Забайкальской епархии. В ноябре 1996 года епископа Палладия сменил епископ Иннокентий (Васильев), который управлял епархией до октября 1999 года.
В феврале 2000 года в Читу прибыл епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов).
Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал №82) из состава Читинской епархии выделена Улан-Удэнская и Бурятская епархия. Преосвященным Читинским определено иметь титул Читинский и Краснокаменский. В связи с реорганизацией переименовывается и сама епархия в «Читинскую и Краснокаменскую». Все структуры епархии, Духовное училище, прогимназия, храмы и приходы на территории Забайкальского края относятся к Читинской и Краснокаменской епархии.
Святыни[править | править код]
Казанский кафедральный собор (Чита):
В приделе св. благоверного князя Александра Невского находится рака с мощами св. Варлаама, Чикойского чудотворца.
Особо чтимые святые иконы:
- икона прп. Сергия Радонежского с мощами;
- св. Николая Чудотворца с мощами;
- икона Божией Матери «Смоленская», именуемой Путеводительница, подаренная собору митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси);
- икона св. Иннокентия, епископа Иркутского с мощами;
- икона св. Матроны Московской с мощами;
- список чудотворной иконы Божией Матери «Албазинская», подаренной архиепископом Благовещенским Гавриилом в 2006 г.;
- икона св. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, апостола Сибири и Америки.
Иоанно-Рождественский храм (Чита):
- Чудотворная икона Божией Матери "Казанская"
Монастыри[править | править код]
Свято-Успенский монастырь (Молоковка)[править | править код]
В 2005 г. был основан Свято-Успенский мужской монастырь.
Монастырь находится на территории бывшего пионерского лагеря, построенного в начале 1960-х гг.
Наместник монастыря: иеромонах Софроний (Валов)
Адрес: Чита, Молоковский тракт, 30
Телефон: +7 (3022) 32-94-13, (3022) 32-54-78
Храмы[править | править код]
Казанский кафедральный собор (Чита)[править | править код]
Кафедральный собор расположен в Чите в районе Привокзальной площади на территории бывшего стадиона «Труд» (ранее Атаманская площадь). Является главным храмом Забайкальской митрополии.
Под главным алтарем храма в цокольной части расположен крестильный храм в честь Святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. Также в цоколе, под основным храмом, находятся конференц-зал, музейная экспозиция истории православия в Забайкалье, библиотека, классы Воскресной школы.
Собор выполнен в русско-византийском архитектурном стиле по образцу владимиро-суздальских храмов в бело-голубых тонах и является пятикупольным, трехпрестольным храмом с пристроенной колокольней.
В настоящее время Казанский кафедральный собор является самым большим храмом в Сибири и на Дальнем Востоке. Высота колокольни до креста равняется 60м, высота главного купола до креста – 47м. Вместимость собора – 2500 человек.
Святыни: В соборе пребывает рака со святыми мощами Преподобного Варлаама Чикойского, а также иконы с частицами святых мощей Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Иннокентия Иркутского, Блаженной Матроны Московской и др.
Адрес: Россия, г. Чита, ул. Бутина, 6
Храм святителя Луки Крымского (Чита)[править | править код]
Первоначально в честь святителя Луки было названо Общество православных медиков г. Читы. Среди задач этого объединения врачей была достаточно смелая — возведение на территории Читинской государственной медицинской академии православного храма.
Храма — как лечебницы духовной и телесной, как училища благочестия для духовно-нравственного воспитания будущих врачей — студентов медицинского вуза.
И, конечно же, именоваться храм также должен был в честь святого-врача. Так задолго до постройки будущий храм обрел своего небесного покровителя – Святителя Луку, архиепископа Симферопольского и Крымского.
В 2007 году по благословению епископа Читинского и Забайкальского Евстафия в Читу из Симферополя была доставлена капсула с частицей мощей Святителя Луки, которая была заложена в основание будущего храма.
За полгода на территории медицинской академии выросли стены будущего храма.
Храм строился на пожертвования медицинских коллективов и учреждений.
Адрес: Россия, Забайкальский край, г. Чита, Центральный район, ул. Горького, 37
Электронная почта: hramluky@mail.ru
Церковь Архангела Михаила (Чита)[править | править код]
В старейшей юго-восточной части города, на Селенгинской улице в 1776 году была построена деревянная церковь, освященная в честь Архангела Михаила. Сейчас это самое старинное строение в Чите. По архитектуре своей - это обычный русский православный храм. Стены её сложены из кондовых лиственничных брёвен, а свод поддерживается аркой и деревянными колоннами.
В 1883 году бревенчатый сруб церкви был обшит досками и выкрашен «под кирпич». У входа были уложены каменные плиты.
После 1928 года служб в храме не было, а здание использовалось под соляной склад и общежитие стройтреста.
Здание Градочитинской Михайло-Архангельской церкви в заброшенном виде было передано краеведческому музею в 1971 году для открытия филиала. Тут были размещены экспозиции, связанные с историей города Читы.
К 160-летнему юбилею восстания декабристов в 1985 году музей был торжественно открыт как «музей декабристов».
Адрес: ул. Декабристов, 3б, Чита, Забайкальский край, Россия, 672039
Проезд из Москвы / из Санкт-Петербурга[править | править код]
Добраться из Москвы и Санкт-Петербурга до Читы можно на поезде и самолетом.
Галерея[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
От Петербурга до Забайкалья: 2