Входо-Иерусалимский храм (Верея): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 37: Строка 37:


== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==
'''[[Престольный праздник:: Вход Господень в Иерусалим]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim 2 апреля - переходящая]
'''[[Престольный праздник:: Вход Господень в Иерусалим]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim 2 апреля (переходящая)]


== Как добраться ==
== Как добраться ==
Строка 65: Строка 65:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
'''[http://hramvereya.ru/ Входо-Иерусалимский храм (Верея)]'''
'''[http://hramvereya.ru/ Входо-Иерусалимский храм (Верея)]'''
{{SEO|в Верея, Входо-Иерусалимский храм| Московской области}}
{{SEO|в Верею, Входо-Иерусалимский храм| Московской области}}

Текущая версия от 17:44, 30 мая 2020

Идёт загрузка карты…

Входо-Иерусалимский храм построен в 1667 году во времена правления Патриарха Иоакима. Возведен на высоком живописном берегу реки Протвы, первоначально имел статус собора Спасского монастыря. Является памятником федерального значения.

История[править | править код]

Храм Входа Господа Спаса в Иерусалим в Красной слободе — бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764 г. в связи с указом Екатерины II об упразднении малоимущих монастырей. Относится к древнейшим памятникам Вереи, является памятником федерального значения. Этот храм, безусловно, наиболее ценный в художественном отношении памятник Вереи. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени.

Первое упоминание о монастыре встречается в начале XVII века. В Верейских писцовых книгах «письма и меры Микифора Неплюева да подъячего Алексея Берестова 7135 (1627) и 7136 (1628) годов» мы встречаем упоминание о Входиерусалимском монастыре и его владениях: «Монастырь Вход Иерусалимской на реке на Поротве. А на монастыре церковь Вход во Иеросалим Господа нашего Иисуса Христа древяна клецки. А в церкве образы и свечи и книги и всякое церковное строение монастырское. Да на манастыре ж келья, а в ней черной поп Корнилей. А около монастыря ограды нет, все пусто, да под Монастырем пустошь, что была слободка Служня».

В 1631 году Вход Иерусалимский монастырь вновь встречается в письменных источниках, в мае 1631 г. упоминается «строит.» (очевидно, строитель) Антоний. В 1677-1679 гг. Входоиерусалимская монастырская соборная церковь была выстроена в кирпиче, о чем гласит текст закладной доски, находящейся у западного портала. Кроме того, в XVII в. в монастыре сохранялся «полотняный антиминс, священодействован Иоакимом Патриархом московским в лето 7188 (1680 г.) сентября дня на храм подписан».

В 1679 г. монастырь был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю по челобитной архимандрита Варсонофия. 1717 г. мая в день Спаса Входоиерусалимского монастыря игумен Павел с братию в прошении, поданном в патр. Казенный приказ, объяснял, что в том монастыре церковь Спаса Вход во Иерусалим каменная холодная без трапезы, а теплой церкви в том монастыре нет, а нужда в ней есть, особенно зимней порой; а в то же время в Верейском уезде, в вотчине князя Алексея Коркодинова, в селе Тропарево церковь Покрова пр. Богородицы деревянная ветхая и той церковью поступился вышеупомянутый помещик нам в монастырь. Игумен просил Высочайшего Указа, чтобы Тропареве ветхую церковь разобрать и перевести в Верею, в Спасской монастырь и построить в том монастыре теплую церковь во имя Николая чудотворца, освятить ее и выдать антиминс.

На этом прошении есть отметка о выдаче антиминса. Однако в описи монастыря 1764 г., составленной поручиком Семеном Берсеневым, упоминается о хранившемся в этом приделе антиминсе, освященном «в лето 1700 г.». Возможно, при перевозе Покровской церкви из Тропарево в Спасский монастырь был сохранен антиминс, выданный в этот храм в 1700 году.

Перед упразднением монастыря храм пришел в ветхость и разрушение, своды «разсълись», на колокольне «крестъ отъ вътру сломленъ, глава въ ветхости», и вся колокольня «отъ верху до паперти разсълась».

В конце XIX века в нижнем храме, который до этого не использовался, трудами графини Толстой был возобновлен и освящен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Активные работы по ремонту храма начались в конце XIX и были продолжены в начале XX в. 20 июля 1882 года на звоннице было установлено шесть колоколов. Самый большой в 35 пуд. 31 фунтов, самый маленький в 1 пуд. Пожертвованы они были крестьянином деревни Хрупенки Яковом Дмитриевым с завода Самгина. К 1885 году относится общий ремонт и окраска церкви. Южное крыльцо с лестницей, поднимавшейся вдоль фасада, разобрано около 1886 г., еще раньше утеряна северная паперть.

В 1905 году была устроена солея с мозаичными полами.

В 1904-1905 гг. церковь была впервые расписана внутри, часть этих росписей сохранялась вплоть до начала восстановления храма в 2007 г., был сделан новый метлахский пол, растесаны проемы подклета и нижнего яруса храма. В процессе ремонта была изменена форма глав, поставлены железные кресты, сделано металлическое покрытие, убраны карнизы барабанов, заложены арки западного крыльца, заложен выход из колокольни на галерею, старый колокол пошел в перелив. Эти изменения хорошо видны на фотографии храма 1912 года. Живопись уничтожена в 1934 году. Иконостас – позднее.

Между левым клиросом и входом в алтарь как бы на страже имелось изображение Святителя и Чудотворца Николая (Никола Верейский. Объемная деревянная скульптура была большой редкостью среди храмовых изображений.

В 1877 г. Русское Археологическое общество объявило Входоиерусалимский храм памятником архитектуры XVII века, что само по себе было довольно редкое явление для России того времени.

В 1934 г. храм был закрыт, хотя не функционировал он уже с 1928 года. Богатейший иконостас и церковная утварь были реквизированы. Церковь использовалась в хозяйственных целях.

В 30-х годах в здании храма размещалась ветлечебница. До войны (1941-1945 гг.) на территории располагался пионерлагерь одного из московских предприятий. В годы Великой Отечественной войны завершение храма было повреждено снарядом: снесена глава, пробит барабан. Памятник частично реставрирован в 1960-х годах. В процессе восстановительных работ, проведенных под руководством Н.Н.Свешникова, разобрана пристройка при входе в нижний храм, здание было покрыто тесом, главы – лемехом, установлены деревянные кресты, отреставрировано западное крыльцо, его лестница, некоторые оконные проемы, парапет и арки пролетов, цоколь, карнизы барабанов. Работы были до конца не завершены из-за недостатка средств.

В 2000 г. храм передана православной общине, в 2006 году началось активное восстановление - за 6 лет храм практически полностью восстановлен и вновь предстал во всей своей красоте.

Престольные праздники[править | править код]

Вход Господень в Иерусалим - 2 апреля (переходящая)

Как добраться[править | править код]

Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, г. Верея, ул. Лесная, стр. 3. Входо-Иерусалимский храм.

Проезд:

  • на автомобиле: из Москвы по Можайскому (Минскому) шоссе доехать до 85 км и повернуть на указателе «ВЕРЕЯ» налево, по этой дороге еще 28 км, затем поворот в дер. Колодкино направо.
  • на автобусе: на автостанции «Тушинская» сесть на прямой автобус «Москва-Верея».

Электронная почта: xramwereypmk1@yandex.ru

Паломнику[править | править код]

Расписание богослужений

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]

Входо-Иерусалимский храм (Верея)