Спасо-Преображенский собор (Углич): различия между версиями
DmitryNel (обсуждение | вклад) м (Замена текста — «45» на «45») |
SergeyU (обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
||
(не показано 6 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=57. | {{Местоположение святыни|локация=57.53000,38.32000|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Преображенский собор Углич7.jpg|350px|мини|справа]] | [[Файл:Преображенский собор Углич7.jpg|350px|мини|справа|alt=Спасо-Преображенский собор (Углич)]] | ||
[[Аннотация::'''Спасо-Преображенский собор''' — кафедральный собор города Углича, расположенный на берегу Волги в Угличском кремле. Собор, построенный под руководством Григория Федорова в 1710-е гг на месте разобранного древнего храма, является характерным для ярославского зодчества XVII века.]] | [[Аннотация::'''Спасо-Преображенский собор''' — кафедральный собор города Углича, расположенный на берегу Волги в Угличском кремле. Собор, построенный под руководством Григория Федорова в 1710-е гг на месте разобранного древнего храма, является характерным для ярославского зодчества XVII века.]] | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
Лаконичный кубический объем увенчан традиционным пятиглавием. С востока и запада симметрично расположены невысокие апсиды и паперть, зрительно связанные опоясывающей здание дорожкой из городков. Примыкающие части создают эффект мерного ступенчатого нарастания масс. | Лаконичный кубический объем увенчан традиционным пятиглавием. С востока и запада симметрично расположены невысокие апсиды и паперть, зрительно связанные опоясывающей здание дорожкой из городков. Примыкающие части создают эффект мерного ступенчатого нарастания масс. | ||
Построение фасада чисто изобразительно. Трехчастность, двухъярусность, ложные закомары и декоративное пятиглавие не отвечают единому внутреннему пространству, перекрытому глухим сомкнутым сводом. Эти композиционные приемы — как бы воспоминание об архитектонике четырехстолпного крестово-куполыного храма. Пятиглавие служит и средством создания живописного компактного силуэта, хотя оно недостаточно крупно по отношению к основному объему. | Построение фасада чисто изобразительно. Трехчастность, двухъярусность, ложные закомары и декоративное пятиглавие не отвечают единому внутреннему пространству, перекрытому глухим сомкнутым сводом. Эти композиционные приемы — как бы воспоминание об архитектонике четырехстолпного крестово-куполыного храма. Пятиглавие служит и средством создания живописного компактного силуэта, хотя оно недостаточно крупно по отношению к основному объему. | ||
[[Файл:Преображенский собор Углич3.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Преображенский собор Углич3.jpg|мини|справа|alt=Спасо-Преображенский собор (Углич)]] | ||
Введенные с чувством меры детали оставляют открытой гладь степ. С традиционным декором сочетаются элементы «нарышкинского барокко» — тонкие полуколонки, пышный белокаменный портал и наличники с фигурными сандриками, в разрывы которых включены балясины. Портал решен в виде двухколонного портика с раскренованпым антаблементом и разрезным сандриком. Формы портала, изукрашенного высокорельефной «флемской» резьбой с густым и сочным растительным орнаментом, навеяны иконостасами конца XVII века. Масштаб южного входа укрупнил четырехколонный портик в стиле классицизма, пристроенный около 1840 года. Придел с аналогичным портиком появился одновременно и с северной стороны здания. | Введенные с чувством меры детали оставляют открытой гладь степ. С традиционным декором сочетаются элементы «нарышкинского барокко» — тонкие полуколонки, пышный белокаменный портал и наличники с фигурными сандриками, в разрывы которых включены балясины. Портал решен в виде двухколонного портика с раскренованпым антаблементом и разрезным сандриком. Формы портала, изукрашенного высокорельефной «флемской» резьбой с густым и сочным растительным орнаментом, навеяны иконостасами конца XVII века. Масштаб южного входа укрупнил четырехколонный портик в стиле классицизма, пристроенный около 1840 года. Придел с аналогичным портиком появился одновременно и с северной стороны здания. | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
В 1813 году собор был расписан заново под руководством крепостного живописца Т. А. Медведева. (Время создания первоначальной росписи не установлено.) Художники полностью перешли от традиций древнерусской стенописи в русло академического искусства. Пятьдесят пять композиций, обходящих в четыре яруса стены, выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Каждая сцена (все они посвящены евангельским притчам) — это отдельная картина, заключенная в написанную на стене раму. Такой принцип росписи, напоминающий дворцовые картинные залы со шпалерной развеской, противоречил принципам монументального искусства. Впечатление резкой пестроты усиливают яркие, по грубые клеевые краски. Вместе с тем роспись отличается высоким уровнем ремесленного мастерства. Художники уверенно владеют академическими приемами. Перспектива дается с переходом от первого плана в глубину, расположение фигур подчиняется форме круга или треугольника, колорит строится на сочетаниях интенсивных дополнительных цветов. Полной иллюзорности достигает роспись в технике гризайль, живописная имитация архитектурных деталей и рельефов. | В 1813 году собор был расписан заново под руководством крепостного живописца Т. А. Медведева. (Время создания первоначальной росписи не установлено.) Художники полностью перешли от традиций древнерусской стенописи в русло академического искусства. Пятьдесят пять композиций, обходящих в четыре яруса стены, выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Каждая сцена (все они посвящены евангельским притчам) — это отдельная картина, заключенная в написанную на стене раму. Такой принцип росписи, напоминающий дворцовые картинные залы со шпалерной развеской, противоречил принципам монументального искусства. Впечатление резкой пестроты усиливают яркие, по грубые клеевые краски. Вместе с тем роспись отличается высоким уровнем ремесленного мастерства. Художники уверенно владеют академическими приемами. Перспектива дается с переходом от первого плана в глубину, расположение фигур подчиняется форме круга или треугольника, колорит строится на сочетаниях интенсивных дополнительных цветов. Полной иллюзорности достигает роспись в технике гризайль, живописная имитация архитектурных деталей и рельефов. | ||
[[Файл:Преображенский собор Углич1.jpg|мини|справа]] | [[Файл:Преображенский собор Углич1.jpg|мини|справа|alt=Спасо-Преображенский собор (Углич)]] | ||
Главный храмовый сюжет — «Преображение» со сценой исцеления бесноватого — является копией с картины Рафаэля. Позднее произведение великого мастера привлекало академистов бурной динамикой страстей, аффектацией движений и жестов, внешней патетикой и театральностью. Провинциальный художник (вероятно, сам Т. А. Медведев) утрировал эти черты. Мимика местами шаржирована, резкие цветовые столкновения вызывают порой ощущение дисгармонии. Крупная, проникнутая экспрессией роспись служит смысловым и зрительным центром интерьера. Она помещена на северной степе, против входа в собор. Таким образом, в отличие от общепринятой и христианских церквах ориентации на восток здесь не менее значительна ось «юг — север», обусловленная расположением входа па южном фасаде. | Главный храмовый сюжет — «Преображение» со сценой исцеления бесноватого — является копией с картины Рафаэля. Позднее произведение великого мастера привлекало академистов бурной динамикой страстей, аффектацией движений и жестов, внешней патетикой и театральностью. Провинциальный художник (вероятно, сам Т. А. Медведев) утрировал эти черты. Мимика местами шаржирована, резкие цветовые столкновения вызывают порой ощущение дисгармонии. Крупная, проникнутая экспрессией роспись служит смысловым и зрительным центром интерьера. Она помещена на северной степе, против входа в собор. Таким образом, в отличие от общепринятой и христианских церквах ориентации на восток здесь не менее значительна ось «юг — север», обусловленная расположением входа па южном фасаде. | ||
Строка 40: | Строка 40: | ||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Адрес:''' Россия, Ярославская область, г.Углич, Кремль, 5 | '''Адрес:''' Россия, Ярославская область, г.Углич, Кремль, 5 | ||
Строка 45: | Строка 46: | ||
'''Электронная почта:''' [mailto:pigors@mail.ru pigors@mail.ru] | '''Электронная почта:''' [mailto:pigors@mail.ru pigors@mail.ru] | ||
'''Cайт:''' http://uglich-s-p-sobor.cerkov.ru/ | |||
== Паломнику == | == Паломнику == | ||
Строка 60: | Строка 63: | ||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=a2y424qm86Y| | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=a2y424qm86Y|300|left|Угличский кремль. Бой часов колокольни Спасо-Преображенского собора|frame}} | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[https:// | * [http://uglich-s-p-sobor.cerkov.ru/ Спасо-Преображенский собор (г.Углич)] | ||
* [https://sobory.ru/article/?object=01005 Храм на сайте sobory.ru] | |||
* [http://temples.ru/card.php?ID=3453 Храм на сайте temples.ru] | |||
{{SEO|в Москву, |Москвы}} | {{SEO|в Москву, |Москвы}} |
Текущая версия от 18:59, 24 августа 2020
Спасо-Преображенский собор — кафедральный собор города Углича, расположенный на берегу Волги в Угличском кремле. Собор, построенный под руководством Григория Федорова в 1710-е гг на месте разобранного древнего храма, является характерным для ярославского зодчества XVII века.
История[править | править код]
Спасо-Преображенский собор Угличского кремля стоит на самом берегу Волги и является главным храмом Углича. По преданию, когда-то в конце 10-начале 11 вв. князь Ростова Борис Владимирович, построил в Угличе соборный деревянный храм Константина и Елены с приделом в честь Похвалы Богородицы. В первой половине 13 в. рядом с этой церковью возвели Спасо-Преображенский собор, который и стал главным храмом города, а Константиноеленинская церковь долго еще была приписана к нему.
Спасо-Преображенский собор сначала был деревянным. В 1485-1487 гг. его перестроили в камне. Он стал частью комплекса ранее выстроенного княжеского дворца. Храм располагался с запада от Палат. Собор был с одной главой и стоял на четырех столпах. Он поднимался на подклете. С трех сторон его окружала галерея.
В Смутное время в соборе был похоронен царевич Димитрий, погибший в Угличе. В 1611 г., во время польского нашествия в храме укрывались жители города. Но враги ворвались в церковь и перебили их, а собор подожгли. После ухода поляков Спасо-Преображенский собор был восстановлен в числе первых. В конце 17 в. храм снова обветшал, и в 1700 г. было получено разрешение царя на строительство нового, более крупного храма. Уже в 1706 г. новый храм был освящен.
Иконостас был установлен в 1853 г. и выполнен в стиле «нарышкинского барокко». Он украшен роскошной резьбой. Все его иконы являются древними.
В 19 в. фасады храма были перестроены. Северный Похвальский придел, южный портик и западная паперть были возведены в 1830-1840-х гг. в классическом стиле.
В 1929 г. собор закрыли и передали его в ведение музея. Начиная с 1990-х гг. в соборе время от времени совершались церковные службы. С 2004 г. службы проходят каждое воскресенье и в праздничные дни. Сегодня в Спасо-Преображенском соборе располагается экспозиция, посвященная древнерусскому искусству, для осмотра доступен интерьер храмовой части.
Описание[править | править код]
Здание имеет ярко выраженный главный южный фасад, который обращен к городу, а раньше выходил на центральную площадь кремля. Лаконичный кубический объем увенчан традиционным пятиглавием. С востока и запада симметрично расположены невысокие апсиды и паперть, зрительно связанные опоясывающей здание дорожкой из городков. Примыкающие части создают эффект мерного ступенчатого нарастания масс. Построение фасада чисто изобразительно. Трехчастность, двухъярусность, ложные закомары и декоративное пятиглавие не отвечают единому внутреннему пространству, перекрытому глухим сомкнутым сводом. Эти композиционные приемы — как бы воспоминание об архитектонике четырехстолпного крестово-куполыного храма. Пятиглавие служит и средством создания живописного компактного силуэта, хотя оно недостаточно крупно по отношению к основному объему.
Введенные с чувством меры детали оставляют открытой гладь степ. С традиционным декором сочетаются элементы «нарышкинского барокко» — тонкие полуколонки, пышный белокаменный портал и наличники с фигурными сандриками, в разрывы которых включены балясины. Портал решен в виде двухколонного портика с раскренованпым антаблементом и разрезным сандриком. Формы портала, изукрашенного высокорельефной «флемской» резьбой с густым и сочным растительным орнаментом, навеяны иконостасами конца XVII века. Масштаб южного входа укрупнил четырехколонный портик в стиле классицизма, пристроенный около 1840 года. Придел с аналогичным портиком появился одновременно и с северной стороны здания.
Интерьер собора необычен. Это просторный двусветный квадратный зал с размером стороны в четырнадцать метров и высотой около семнадцати метров. Легкое, как бы парящее перекрытие столь обширного помещения без промежуточных опор было большим достижением строителей. Свободное пространство, ровные плоскости стен содействовали лучшему восприятию живописи.
В 1813 году собор был расписан заново под руководством крепостного живописца Т. А. Медведева. (Время создания первоначальной росписи не установлено.) Художники полностью перешли от традиций древнерусской стенописи в русло академического искусства. Пятьдесят пять композиций, обходящих в четыре яруса стены, выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Каждая сцена (все они посвящены евангельским притчам) — это отдельная картина, заключенная в написанную на стене раму. Такой принцип росписи, напоминающий дворцовые картинные залы со шпалерной развеской, противоречил принципам монументального искусства. Впечатление резкой пестроты усиливают яркие, по грубые клеевые краски. Вместе с тем роспись отличается высоким уровнем ремесленного мастерства. Художники уверенно владеют академическими приемами. Перспектива дается с переходом от первого плана в глубину, расположение фигур подчиняется форме круга или треугольника, колорит строится на сочетаниях интенсивных дополнительных цветов. Полной иллюзорности достигает роспись в технике гризайль, живописная имитация архитектурных деталей и рельефов.
Главный храмовый сюжет — «Преображение» со сценой исцеления бесноватого — является копией с картины Рафаэля. Позднее произведение великого мастера привлекало академистов бурной динамикой страстей, аффектацией движений и жестов, внешней патетикой и театральностью. Провинциальный художник (вероятно, сам Т. А. Медведев) утрировал эти черты. Мимика местами шаржирована, резкие цветовые столкновения вызывают порой ощущение дисгармонии. Крупная, проникнутая экспрессией роспись служит смысловым и зрительным центром интерьера. Она помещена на северной степе, против входа в собор. Таким образом, в отличие от общепринятой и христианских церквах ориентации на восток здесь не менее значительна ось «юг — север», обусловленная расположением входа па южном фасаде.
Сильнейший декоративный эффект производит включение композиции в «нарисованную» архитектуру. Перед зрителем открываются уходящие вдаль ренессансные колоннады и выступающий портик с разорванным фронтоном, в просвете которого парит озаренная светом фигура Христа. Иллюзорный прорыв в глубину и ввысь, повторенный в росписи свода, уводит взгляд за пределы интерьера. Тем самым решается типично барочная задача зрительного расширения пространства.
Грандиозное и торжественное сооружение представляет собой многоярусный резной иконостас (1860). Он близко повторяет формы «нарышкинского барокко», однако не достигает их пластичности. Убывающие по ярусам колонки, оплетенные вьющейся лозой, раскрепованые карнизы, насыщенные орнаментом фризы составляют богатые обрамления икон.
Более старые иконы находятся в нижних ярусах. «Покров Богоматери» из местного ряда — яркий образец живописи ярославской школы второй половины XVII века. К произведениям этой же школы принадлежит праздничный чин, созданный в начале следующего столетия. Основная часть икон датируется XIX веком. Но и в этот период, когда высокое искусство иконописи переродилось в ремесленничество, художники во многом сохранили живописную культуру. Иконопись не была чисто станковым искусством, она включалась в конкретную пространственную среду. Ясно читаемые силуэты, ритмичность, общее плавное движение к центру сообщают живописи иконостаса композиционное единство, способствуют взаимодействию с архитектурными членениями, а мерцающий блеск золоченой резьбы сливается с золотыми фонами икон.
Престольные праздники[править | править код]
Преображение Господне - 19 августа
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, Ярославская область, г.Углич, Кремль, 5
Телефон: 89159943051
Электронная почта: pigors@mail.ru
Cайт: http://uglich-s-p-sobor.cerkov.ru/
Паломнику[править | править код]
Актуальное расписание богослужений
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]