Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 29 промежуточных версий 6 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=55.7669833,37.6176361|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение|локация=55.7669833,37.6176361|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Храм Крапивники1.jpg|400px|мини|справа|alt=Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва), Храм Крапивники1]]
[[Аннотация::'''Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках''' — православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии. Церковь построена как усыпальница бояр Ухтомских в 1678 г., сменив деревянный храм XVI в.]]
[[Аннотация::'''Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках''' — православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии. Церковь построена как усыпальница бояр Ухтомских в 1678 г., сменив деревянный храм XVI в.]]
{{Погода|id=213}}


== История ==
== История ==
Церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, «что в Старых Сторожах», «что в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе» известна по документам с 1591 года. Она расположена напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и Нарышкиных.
Церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, «что в Старых Сторожах», «что в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе» известна по документам с 1591 года. Она расположена напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и Нарышкиных.


Время построения Сергиевской церкви в точности не известно, в описании XIX века предположительно указывается 1591 год. Пока единственным документальным подтверждением этой даты является так называемый «Петров чертеж» (1597), на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. Название местности «Старые Серебряники» говорит о том, что здесь располагались дворы серебряников — мастеровых, работавших на Монетном дворе.
'''Время построения Сергиевской церкви в точности не известно''', в описании XIX века предположительно указывается 1591 год. Пока единственным документальным подтверждением этой даты является так называемый «Петров чертеж» (1597), на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. Название местности «Старые Серебряники» говорит о том, что здесь располагались дворы серебряников — мастеровых, работавших на Монетном дворе.


Определение «на Петровке у Трубы» указывает на расположение храма в переулке между Петровкой и Трубной площадью. А о происхождении названия «в Крапивниках» (или «в Крапивках») мнения разнятся. Чаще всего говорят о том, что здешняя местность была изобильна крапивой. Есть и другие версии: «Еще один переулок в этих местах — Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, — возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка» (С. К. Романюк. Из истории московских переулков (1988)).
Определение «на Петровке у Трубы» указывает на расположение храма в переулке между Петровкой и Трубной площадью. А о происхождении названия «в Крапивниках» (или «в Крапивках») мнения разнятся. Чаще всего говорят о том, что здешняя местность была изобильна крапивой. Есть и другие версии: «Еще один переулок в этих местах — Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, — возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка» (С. К. Романюк. Из истории московских переулков (1988)).


Трудно сказать, были ли в XVII задворки Высоко-Петровского монастыря столь глухи и чащобны, чтобы дать название переулку. По Сигизмундову плану Москвы 1610 года все пространство между улицей Петровкой и речкой Неглинной было застроено деревянными домами. Однако на плане Горихвостова 1767 года восточнее Петровки разбросаны отдельные дворы, городских кварталов нет; вдоль низменного берега Неглинной темным тоном показана пойменная луговина или пустырь, возможно, возникший в результате пожаров в первой половине XVIII века. В Переписных книгах 1738–1742 годов местность позади дворов прихожан церкви Сергия Чудотворца в сторону Неглинной значится «безгласной».
Трудно сказать, были '''ли в XVII''' задворки Высоко-Петровского монастыря столь глухи и чащобны, чтобы дать название переулку. По Сигизмундову плану Москвы 1610 года все пространство между улицей Петровкой и речкой Неглинной было застроено деревянными домами. Однако на плане Горихвостова 1767 года восточнее Петровки разбросаны отдельные дворы, городских кварталов нет; вдоль низменного берега Неглинной темным тоном показана пойменная луговина или пустырь, возможно, возникший в результате пожаров в первой половине XVIII века. В Переписных книгах 1738–1742 годов местность позади дворов прихожан церкви Сергия Чудотворца в сторону Неглинной значится «безгласной».
[[Файл:Храм Крапивники.jpg|200px|мини|слева|alt=Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва), Храм Крапивники]]
Церковь преподобного Сергия впервые упоминается в документах в 1625 году. Церковь названа деревянной, и записано, что «по окладу дани 18 алтын 2 деньги платил поп Иван». Та же запись повторяется и в 1628 году.


Церковь преподобного Сергия впервые упоминается в документах в 1625 году. Церковь названа деревянной, и записано, что «по окладу дани 18 алтын 2 деньги платил поп Иван». Та же запись повторяется и в 1628 году.
'''В 1631–1632 годах''' в приходе церкви насчитывалось 40 дворов, священником был Кузьма Игнатьев. За последующие 6 лет приход увеличился на 14 дворов, и в Переписной книге 1638 года у «Сергия Чудотворца Старых Серебреников» записано уже 54 двора — в том числе двор попа Агафоника, дворы стольника Семена Яковлева сына Вельяминова, князя Феодора княж Васильева сына Долгорукова, князя Василья княж Григорьева сына Козловского, его сына стольника князя Алексия, Микиты княж Левонтьева сына Шаховского, стольника Микифора Иванова сына Плещеева, стряпчего князя Юрья княж Михайлова сына Ухтомского и других.  


В 1631–1632 годах в приходе церкви насчитывалось 40 дворов, священником был Кузьма Игнатьев. За последующие 6 лет приход увеличился на 14 дворов, и в Переписной книге 1638 года у «Сергия Чудотворца Старых Серебреников» записано уже 54 двора — в том числе двор попа Агафоника, дворы стольника Семена Яковлева сына Вельяминова, князя Феодора княж Васильева сына Долгорукова, князя Василья княж Григорьева сына Козловского, его сына стольника князя Алексия, Микиты княж Левонтьева сына Шаховского, стольника Микифора Иванова сына Плещеева, стряпчего князя Юрья княж Михайлова сына Ухтомского и других.  
Какой вид имела церковь в первой половине XVII века, мы можем приблизительно представить по плану Мериана, относящемуся к 1638 году. На нем изображена шатровая деревянная церковь.


Какой вид имела церковь в первой половине XVII века, мы можем приблизительно представить по плану Мериана, относящемуся к 1638 году. На нем изображена шатровая деревянная церковь.
'''В 1639 году''' проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает Строельная книга 1657 года.  


В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает Строельная книга 1657 года.
'''В 1677 году''' церковь сгорела, в связи с чем вышло постановление церковных властей: «С сей церкви для пожарного разорения данных денег велено взять половину». Скорее всего, в следующем году началась постройка каменного храма. В Писцовой книге 1680 года он уже показан как «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». На плане Готофреда (1695) Сергиевский храм предстает скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.
 
В 1677 году церковь сгорела, в связи с чем вышло постановление церковных властей: «С сей церкви для пожарного разорения данных денег велено взять половину». Скорее всего, в следующем году началась постройка каменного храма. В Писцовой книге 1680 года он уже показан как «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». На плане Готофреда (1695) Сергиевский храм предстает скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.


При церкви, видимо, существовала колокольня. Где именно она располагалась и какие формы имела — неизвестно. Но до конца XIX века в Сергиевской церкви сохранялся вкладной колокол 1689 года, который «приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих». Весил колокол 73 пуда (примерно 1 200 кг).  
При церкви, видимо, существовала колокольня. Где именно она располагалась и какие формы имела — неизвестно. Но до конца XIX века в Сергиевской церкви сохранялся вкладной колокол 1689 года, который «приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих». Весил колокол 73 пуда (примерно 1 200 кг).  


Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Эта реконструкция не отражена в документах, однако известно, что 21 марта 1702 года был «выдан антиминс в церковь Преподобного Сергия Чудотворца, что в Белом городе у Трубы, в Старых Серебряниках. Взял диакон Стефан Алексеев». Антиминсы выдавались на вновь освящаемые престолы. Следовательно, можно с уверенностью считать, что незадолго до того строительство Предтеченского придела завершилось.
Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Эта реконструкция не отражена в документах, однако известно, что 21 марта 1702 года был «выдан антиминс в церковь Преподобного Сергия Чудотворца, что в Белом городе у Трубы, в Старых Серебряниках. Взял диакон Стефан Алексеев». Антиминсы выдавались на вновь освящаемые престолы. Следовательно, можно с уверенностью считать, что незадолго до того строительство Предтеченского придела завершилось.


Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов.
Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов.


В 1737 году в Окладных книгах Синодального казенного приказа церковь Сергия писалась по Никитскому сороку; дани и пошлин платила 1 рубль 44 копейки. В ведомости «О ветхостях московских церквей», составленной в 1747 году, сказано, что на «церкви Сергия Чудотворца на Tрубе на двух главах кресты покривились». Значит, в это время у церкви было две главы: вторая либо на предполагаемой колокольне, либо на пристроенном в 1701 году приделе Иоанна Предтечи.
'''Во время нашествия французов в 1812 году''' церковь была разграблена и, видимо, сильно пострадала, так как не значится в списках уцелевших по Тверской части. Указом Святейшего Синода от 9 апреля 1813 года ее как бесприходную приписали к церкви Григория Богослова, что близ Дмитровки. Утварь и имущество Сергиевского храма описали, часть взяли в церковь свт. Григория, а икону преподобного Сергия в 1816 году передали в церковь села Бородина.


Кроме покосившихся крестов, других повреждений в церкви не указано, однако через два года, 20 сентября 1749 года, следует указ Московской Синодальной конторы «церкви Сергия Чудотворца на Трубе священнику Семену Иванову с приходскими людьми о постройке вместо оной ветхой церкви каменной настоящей церкви с двумя приделами». Очевидно, это самая крупная переделка в истории храма преподобного Сергия в Крапивниках. После нее он приобрел планировку, близкую к современной: основной четверик надстроили вторым ярусом, а с северной стороны появился Никольский придел. Тогда же, очевидно, возвели и колокольню.
По упразднении Сергиевского прихода дома священнослужителей разобрали, а в 1828 году, ввиду требования гражданского начальства, чтобы в Белом городе все дома были каменными, староста и прихожане церкви Григория обратились к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с прошением о позволении разобрать ветхую Сергиевскую церковь, а материал пустить на постройку домов для священнослужителей.
 
Митрополит не одобрил этой инициативы, пожелав сохранить в целости святой храм. В 1847 году он сам осмотрел церковь преподобного Сергия и, найдя ее «прочной, исправно отделанной», предложил для устройства Антиохийского подворья, но митрополит Илиопольский предпочел Вознесенско-Ипатьевский храм в Китай-городе.


Любопытная деталь: на самом раннем из сохранившихся планов церкви 1770 года колокольня не показана. Тут мы имеем дело, скорее всего, с ошибкой. Известно, что в 1771 году в Москве свирепствовала эпидемия чумы, вследствие которой Сергиевский храм лишился и священника, и прихожан (в приходе осталось всего 6 дворов) и был приписан к церкви Знамения за Петровскими воротами. Храм несколько лет не действовал, никаких построек здесь не производилось, а на плане 1774 года он показан уже с колокольней. Значит, выстроили ее все-таки раньше, во время капитальной перестройки, инициированной указом 1749 года.
'''В 1848 году''' о передаче Сергиевского храма для устройства подворья ходатайствовали представители Афонского Пантелеимонова монастыря, однако священнослужители и прихожане Григорие-Богословской церкви уступить приписной храм афонитам не согласились «из благоговения к угоднику Божию преподобному Сергию». Митрополит Филарет также был против устроения в Москве Афонского подворья. «Иное дело идти на Афон для безмолвия, — писал владыка обер-секретарю Святейшего Синода А. Н. Муравьеву, — а иное, после удаления на Афон, с именем афонского безмолвника идти жить в молву московскую, на подворье».


Верхний ярус храма, поставленный на первоначальном четверике, представляет собой невысокий четверик со срезанными углами, типичный для барокко середины XVIII века. Основные грани прорезаны окнами, промежуточные обработаны арочными нишами, углы — пилястрами. Этот надстроенный ярус напоминает небольшие церкви Высоко-Петровского монастыря: церковь Пахомия Великого над южными вратами, выходящими в Крапивенский переулок (построена в 1753–1755 годах, когда в монастыре работал Д. В. Ухтомский), и церковь Толгской иконы Божией Матери (построена в 1744–1750 годах, когда в монастыре работал И. Ф. Мичурин).
'''В 1870 году''' прихожане и причт Григорьевского храма снова отказались передать Сергиевскую церковь, теперь уже для устройства Сербского подворья, указав, что это единственная в Москве приходская церковь, где главный престол посвящен преподобному Сергию Радонежскому.


Учитывая, что Д. В. Ухтомский был с 1745 года архитектором полицмейстерской канцелярии и ведал всей застройкой и благоустройством Москвы, можно предположить, что проект перестройки нашего храма выполнил архитектор из команды Д. В. Ухтомского. Судя по планам, при перестройке была сохранена первоначальная планировка придела Иоанна Предтечи, апсида которого несколько отстоит от объема главной церкви, в то время как вновь выстроенный придел Николая Чудотворца поставлен вровень с центральной апсидой.
В 1875 году «церковь была возобновлена прихожанами с позолотою всех трех ее иконостасов. Богослужения в ней совершались под все и во все большие праздники». В этом же году случилось и неприятное происшествие: храм посетили воры.  


От XVIII века до нас дошло несколько планов церкви, но наиболее близким к истине следует признать план 1780 года, хранящийся в РГАДА. Этот план был, видимо, скопирован с упоминавшегося плана 1770 года, но затем сверен с натурой, о чем свидетельствуют внесенные исправления: отмечена колокольня и изменена конфигурация апсид главной церкви и Никольского придела.  
'''К началу 1880-х годов''' в Москве не осталось приписных церквей. В 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: указом Александра III от 15 ноября 1883 года его передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья. Церковь принял по описи архимандрит Серафим (Скорули).


Во время нашествия французов в 1812 году церковь была разграблена и, видимо, сильно пострадала, так как не значится в списках уцелевших по Тверской части. Указом Святейшего Синода от 9 апреля 1813 года ее как бесприходную приписали к церкви Григория Богослова, что близ Дмитровки. Утварь и имущество Сергиевского храма описали, часть взяли в церковь свт. Григория, а икону преподобного Сергия в 1816 году передали в церковь села Бородина.
В ней в это время имелись два Евангелия, дискос и серебряный позолоченный потир с надписью, что тот устроен в церкви Сергия в 1775 году. Ризница была пуста, но иконостасы целы.
[[Файл:Храм Крапивники5.jpg|мини|справа|alt=Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва), Храм Крапивники5]]
В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920–1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). Колоритный образ архимандрита Василия сохранился в мемуарах художника и историка Церкви М. Е. Губонина. Существует также посвященная ему статья священника Александра Мазырина, сотрудника кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ, «Последний представитель Константинопольского Патриарха в Москве архимандрит Василий (Димопуло) и его церковно-политическая деятельность» (2013).


По упразднении Сергиевского прихода дома священнослужителей разобрали, а в 1828 году, ввиду требования гражданского начальства, чтобы в Белом городе все дома были каменными, староста и прихожане церкви Григория обратились к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с прошением о позволении разобрать ветхую Сергиевскую церковь, а материал пустить на постройку домов для священнослужителей.
'''В 1922 году''' из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками. Упоминание о них содержится в Информационной сводке № 92 Московского губотдела ГПУ «О политическом состоянии Москвы и губернии за 25 апреля 1922 года»: «У церкви Сергия (Трубная пл.) сегодня собралась толпа мальчишек, которые бросали в членов комиссии (имеется в виду комиссия по изъятию церковных ценностей. — Прим. ред.) камни. Были приняты соответствующие меры, толпа была рассеяна отрядом кавалеристов».


Митрополит не одобрил этой инициативы, пожелав сохранить в целости святой храм. В 1847 году он сам осмотрел церковь преподобного Сергия и, найдя ее «прочной, исправно отделанной», предложил для устройства Антиохийского подворья, но митрополит Илиопольский предпочел Вознесенско-Ипатьевский храм в Китай-городе.
В 1925 году жилтоварищество, объединявшее окружающие церковь дома, устроило между уличной оградой участка и стеной церкви дровяной сарай, против чего возражал Музейный отдел, так как сарай угрожал пожарной безопасности храма.  


В 1848 году о передаче Сергиевского храма для устройства подворья ходатайствовали представители Афонского Пантелеимонова монастыря, однако священнослужители и прихожане Григорие-Богословской церкви уступить приписной храм афонитам не согласились «из благоговения к угоднику Божию преподобному Сергию». Митрополит Филарет также был против устроения в Москве Афонского подворья. «Иное дело идти на Афон для безмолвия, — писал владыка обер-секретарю Святейшего Синода А. Н. Муравьеву, — а иное, после удаления на Афон, с именем афонского безмолвника идти жить в молву московскую, на подворье».
После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде дверь. В здании храма разместился цех № 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления.


В 1870 году прихожане и причт Григорьевского храма снова отказались передать Сергиевскую церковь, теперь уже для устройства Сербского подворья, указав, что это единственная в Москве приходская церковь, где главный престол посвящен преподобному Сергию Радонежскому.
'''В 1984 году''' искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви.


В 1875 году «церковь была возобновлена прихожанами с позолотою всех трех ее иконостасов. Богослужения в ней совершались под все и во все большие праздники». В этом же году случилось и неприятное происшествие: храм посетили воры.  
'''В 1991 году''' храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. Первым настоятелем Сергиевского храма после его возвращения Церкви стал протоиерей Иоанн Экономцев (впоследствии — архимандрит), а в составе клира были [https://azbyka.org/otechnik/Gleb_Kaleda/ протоиерей Глеб Каледа], иерей Иоанн Вавилов, иерей Иоанн Свиридов. После того как в 1993 году верующим передали церковь преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре, клир переместился туда, а в Сергиевском храме в Крапивниках остался иерей Иоанн Вавилов, ставший его настоятелем.


К началу 1880-х годов в Москве не осталось приписных церквей. В 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: указом Александра III от 15 ноября 1883 года его передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья. Церковь принял по описи архимандрит Серафим (Скорули).
15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского.  


В ней в это время имелись два Евангелия, дискос и серебряный позолоченный потир с надписью, что тот устроен в церкви Сергия в 1775 году. Ризница была пуста, но иконостасы целы.
В новое тысячелетие храм преподобного Сергия вошел с воссозданной колокольней. Решение о ее восстановлении было принято в начале 2000 года. Над возобновлением звона трудился И. В. Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей. Проект выполнялся методом стереофотограмметрии по фотографии из альбома Найденова. Метод позволил с точностью до нескольких сантиметров восстановить размеры и формы колокольни. Воссоздан также весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового: 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и 0,5 пудов. По завершении работ 15 декабря 2001 года на колокольне был установлен крест с четырьмя растяжками.


Центральный иконостас был пятиярусный, с четырьмя иконами в нижнем ярусе, все — в медных посеребренных ризах. Храмовая икона преподобного Сергия была «весьма древняя. По преданию, пред сею иконою три раза возжигалась ночью свеча, почему и икона сия считается и доныне чудотворной. На ней до 1875 года 1 октября висел сребропозлащенный крест с частицей мощей Преподобного Сергия, но в этом году похищен злоумышленниками, выломавшими оконную раму и решетку в приделе Иоанна Предтечи. В то же время были похищены Евангелие среднее, малинового бархата, с серебряной доской и крест напрестольный весом 1 фунт 2 золотника» (Архим. Серафим. Церковь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (1884)).
Первый звон в стопудовый колокол состоялся на всенощном бдении на Крещение Господне 2002 года. Колокола весом 50 и 25 пудов были изготовлены и доставлены в храм весной 2002 года. 5 апреля 2002 года состоялось освящение колоколов на колокольне. Первый звон во все колокола прозвучал на Благовещение 2002 года.


Придельные иконостасы были двухъярусные и также имели древние иконы. В проходе из главного храма в Никольский придел находилась большая старинная икона «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию» в сребропозлащенной ризе, устроенной в 1884 году. Пять больших, замечательных по древнему письму икон в медных вызолоченных ризах висели в трапезной: икона святителя Николая Чудотворца, икона Спаса Нерукотворенного образа и иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Казанская и Балыкинская.  
'''В 2010 году''' настоятелем храма назначен протоиерей Александр Абрамов. В том же году было совершено малое освящение придела Всех святых, в земле Русской просиявших. Началась (и продолжается) научная реставрация облика храма и его святынь. В 2013 году новое убранство получил Серафимовский придел: росписи алтарной части выполнила Ирина Зарон, алтарную преграду — Сергей Антонов. В 2014 году завершились работы по перевеске колоколов, золочению глав колокольни и храма.


В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920–1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). Колоритный образ архимандрита Василия сохранился в мемуарах художника и историка Церкви М. Е. Губонина. Существует также посвященная ему статья священника Александра Мазырина, сотрудника кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ, «Последний представитель Константинопольского Патриарха в Москве архимандрит Василий (Димопуло) и его церковно-политическая деятельность» (2013).
== Современное состояние ==


В 1922 году из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками. Упоминание о них содержится в Информационной сводке № 92 Московского губотдела ГПУ «О политическом состоянии Москвы и губернии за 25 апреля 1922 года»: «У церкви Сергия (Трубная пл.) сегодня собралась толпа мальчишек, которые бросали в членов комиссии (имеется в виду комиссия по изъятию церковных ценностей. — Прим. ред.) камни. Были приняты соответствующие меры, толпа была рассеяна отрядом кавалеристов».
В настоящее время храм благоустроен. На приходе ведется духовно-просветительская деятельность, организуются паломнические поездки.


В 1925 году жилтоварищество, объединявшее окружающие церковь дома, устроило между уличной оградой участка и стеной церкви дровяной сарай, против чего возражал Музейный отдел, так как сарай угрожал пожарной безопасности храма.
=== Храмы ===


После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде — дверь. В здании храма разместился цех № 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления.
* '''[[Домовой храм Сретения Господня при театре Школа драматического искусства (Москва)]]'''. Домовая церковь при театре «Школа драматического искусства», расположенная на крыше одного из корпусов театрального здания, представляет собой уникальный архитектурный объект, выполненный в стиле современного зодчества. Возможно, это единственный в России, а может быть, и в мире, храм, устроенный на крыше театра. Инициатором создания храма стал основатель «Школы драматического искусства» Анатолий Васильев. Имеет одноименный престол.


В 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви.
[https://yandex.ru/maps/org/khram_prepodobnogo_sergiya_radonezhskogo_v_krapivnikakh/1059664809/?ll=37.617612%2C55.766941&panorama%5Bdirection%5D=69.799338%2C17.498027&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=37.617212%2C55.766955&panorama%5Bspan%5D=63.094782%2C60.000000&z=13 '''Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма''']


В 1991 году храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. Первым настоятелем Сергиевского храма после его возвращения Церкви стал протоиерей Иоанн Экономцев (впоследствии — архимандрит), а в составе клира были протоиерей Глеб Каледа, иерей Иоанн Вавилов, иерей Иоанн Свиридов. После того как в 1993 году верующим передали церковь преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре, клир переместился туда, а в Сергиевском храме в Крапивниках остался иерей Иоанн Вавилов, ставший его настоятелем.
== Деятельность прихода ==


15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского.
* Духовно-просветительская деятельность
* Паломническо-экскурсионная деятельность


В новое тысячелетие храм преподобного Сергия вошел с воссозданной колокольней. Решение о ее восстановлении было принято в начале 2000 года. Над возобновлением звона трудился И. В. Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей. Проект выполнялся методом стереофотограмметрии по фотографии из альбома Найденова. Метод позволил с точностью до нескольких сантиметров восстановить размеры и формы колокольни. Воссоздан также весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового: 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и 0,5 пудов. По завершении работ 15 декабря 2001 года на колокольне был установлен крест с четырьмя растяжками.
== Святыни ==


Первый звон в стопудовый колокол состоялся на всенощном бдении на Крещение Господне 2002 года. Колокола весом 50 и 25 пудов были изготовлены и доставлены в храм весной 2002 года. 5 апреля 2002 года состоялось освящение колоколов на колокольне. Первый звон во все колокола прозвучал на Благовещение 2002 года.
* Кийский Крест Патриарха Никона с мощами более 300 святых угодников Божиих.
* Также в храме находятся иконы Божией Матери Феодоровская и Владимирская.
* Иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с мощами этих святых угодников Божиих.
* На территории храма находится погост с захоронениями священнослужителей XVII-XVIII века и рода Ухтомских.


В 2010 году настоятелем храма назначен протоиерей Александр Абрамов. В том же году было совершено малое освящение придела Всех святых, в земле Русской просиявших. Началась (и продолжается) научная реставрация облика храма и его святынь. В 2013 году новое убранство получил Серафимовский придел: росписи алтарной части выполнила Ирина Зарон, алтарную преграду — Сергей Антонов. В 2014 году завершились работы по перевеске колоколов, золочению глав колокольни и храма.
== Престольные праздники ==


== Святыни ==
* '''[[Престольный праздник::Сергий Радонежский, преподобный]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-sergij-radonezhskij 18 июля (Обретение честных мощей), 8 октября (Преставление)]
* '''[[Престольный праздник::Собор всех святых, в земле Русской просиявших]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-sobor-vseh-svjatyh-v-zemle-rossijskoj-prosijavshih 2-е вос­кре­се­нье по­сле празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы]
* '''[[Престольный праздник::Серафим Саровский, преподобный]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-serafim-sarovskij 15 января, 1 августа]


== Престольные праздники ==
== Контакты ==
== Как добраться ==
'''Адрес:''' Россия, Москва, 127051, Крапивенский переулок, дом 4, строение 2
'''Адрес:''' Россия, Москва, 127051, Крапивенский переулок, дом 4, строение 2


'''Телефон:''' +7 (495) 623-47-80
'''Телефон:''' [tel:+74956234780 +7 (495) 623-47-80]


'''Эл. почта:''' krapivnikiru@gmail.com  
'''Электронная почта:''' [mailto:krapivnikiru@gmail.com krapivnikiru@gmail.com]
 
'''Сайт:''' http://krapivniki.ru/


== Паломнику ==
== Паломнику ==
[http://krapivniki.ru/timetable Расписание богослужений на месяц]  
 
Храм открыт ежедневно с 9:00 до 18:00 часов.
 
=== Богослужения ===
Богослужения в храме совершаются регулярно:
 
* В субботу — Божественная литургия в 8:00.
* В воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Божественная литургия в 9:30
* Накануне Всенощное бдение в 17:00.
* В пятницу в 17:00 акафист у Чудотворного Кийского Креста (кроме дней Великого Поста и Всенощных бдений праздников). Пассии и все службы Кресту совершаются у Чудотворного Кийского Креста.
* В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8:00.
 
[http://krapivniki.ru/timetable Расписание богослужений на месяц]
 
=== Экскурсии ===
 
Паломническая экскурсия по храму преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках познакомит вас с историей, архитектурой и достопримечательностями первого храма в Белом городе Москвы, посвященного преподобному Сергию. Вы увидите святыни храма — иконы XVII–XVIII веков; узнаете, как создавался уникальный крест-мощевик — Кийский крест Патриарха Никона; перед вами предстанет интереснейший архитектурный ансамбль бывшего Константинопольского подворья.
 
Экскурсия адресована слушателям, интересующимся церковной историей и традицией.
 
'''Экскурсионная программа:'''
* храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках;
* иконы храма;
* Кийский крест Патриарха Никона;
* бывшее подворье Константинопольского Патриархата;
* музей «Советский Союз: вера и люди» (подробнее о музее: podspudom.ru).
 
'''Как записаться на экскурсию:'''
* Позвонить по телефону храма: [tel:+74956234780 +7 (495) 623-47-80].
* Вам ответит дежурная за свечным ящиком.
* Дежурной сообщить следующие сведения: когда именно вы хотите прийти на экскурсию, сколько вас (оптимальное число экскурсантов — от десяти до двадцати человек, но это не критично), откуда вы (самостоятельные паломники, приход такого-то храма, воскресная школа и т. д.).
* Не забудьте, пожалуйста, оставить телефон для связи с вами!
* Если у вас или у дежурной появятся какие-то дополнительные вопросы (например, наш штатный экскурсионный день вам не подходит или вас гораздо больше, чем может вместить наш маленький храм), вас свяжут с уполномоченным сотрудником, и совместными усилиями мы что-нибудь придумаем.
 
=== Как добраться ===
 
'''Проезд:'''
* до станции метро "Трубная", далее перейти Бульварное кольцо в сторону Театра современной пьесы, повернуть направо, идти прямо по Петровскому бульвару, первый поворот налево - Крапивенский пер., идти по нему, с левой стороны будет храм.
 
 
* [https://mosmetro.ru/metro-map Схема московского метрополитена]
* [https://mosgortrans.ru График движения и маршруты автобусов Москвы]


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Храм_Крапивники2.jpg
Храм_Крапивники4.jpg
Храм_Крапивники6.jpg
Файл:Храм Крапивники3.jpg|Китайский крест Патриарха Никона
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=O7Ff3bsGmmw|230|left|Храм Сергия Радонежского в Крапивниках|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=O7Ff3bsGmmw|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=D-1zfO68xNg|230|left|Колокольный звон в храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках |frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=D-1zfO68xNg|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://youtu.be/9V7hbNTQZxs|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://youtu.be/wHjcF4LYPvo|350|left||frame}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[http://krapivniki.ru/ Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках]
 
* [https://vk.com/club145297691 Страница храма ВКонтакте]
* [https://t.me/KDPaniArchive Telegram канал храма.]
* [https://vladimirdar.livejournal.com/69399.html Храм преподобного Сергия в Крапивниках или Чудом сохранившееся жемчужина православной архитектуры.]
* [https://um.mos.ru/houses/tserkov-sergiya-chto-v-krapivnikakh/ Церковь Сергия, что в Крапивниках.]
* [https://radiovera.ru/hramyi-moego-goroda-hram-sergiya-radonezhskogo-v-krapivnikah.html Радио вера. Храмы моего города. Храм Сергия Радонежского в Крапивниках..]
* [https://moscowsteps.com/tserkov-sergiya-v-krapivnikah Шагаю по Москве Церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.]
* [https://www.culture.ru/objects/1741/khram-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-v-krapivnikakh-v-moskve Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве.]
* [https://центрвик.рф/hramy/sergija-radonezhskogo-v-krapivnikah-hram/ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ВИКАРИАТСТВО ГОРОДА МОСКВЫ. Сергия Радонежского в Крапивниках, храм.]


{{SEO|в Москву, храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках|Москвы}}
{{SEO|в Москву, храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках|Москвы}}

Текущая версия от 23:08, 16 октября 2024

Идёт загрузка карты…
Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва), Храм Крапивники1

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках — православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии. Церковь построена как усыпальница бояр Ухтомских в 1678 г., сменив деревянный храм XVI в.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, «что в Старых Сторожах», «что в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе» известна по документам с 1591 года. Она расположена напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и Нарышкиных.

Время построения Сергиевской церкви в точности не известно, в описании XIX века предположительно указывается 1591 год. Пока единственным документальным подтверждением этой даты является так называемый «Петров чертеж» (1597), на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. Название местности «Старые Серебряники» говорит о том, что здесь располагались дворы серебряников — мастеровых, работавших на Монетном дворе.

Определение «на Петровке у Трубы» указывает на расположение храма в переулке между Петровкой и Трубной площадью. А о происхождении названия «в Крапивниках» (или «в Крапивках») мнения разнятся. Чаще всего говорят о том, что здешняя местность была изобильна крапивой. Есть и другие версии: «Еще один переулок в этих местах — Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, — возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка» (С. К. Романюк. Из истории московских переулков (1988)).

Трудно сказать, были ли в XVII задворки Высоко-Петровского монастыря столь глухи и чащобны, чтобы дать название переулку. По Сигизмундову плану Москвы 1610 года все пространство между улицей Петровкой и речкой Неглинной было застроено деревянными домами. Однако на плане Горихвостова 1767 года восточнее Петровки разбросаны отдельные дворы, городских кварталов нет; вдоль низменного берега Неглинной темным тоном показана пойменная луговина или пустырь, возможно, возникший в результате пожаров в первой половине XVIII века. В Переписных книгах 1738–1742 годов местность позади дворов прихожан церкви Сергия Чудотворца в сторону Неглинной значится «безгласной».

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва), Храм Крапивники

Церковь преподобного Сергия впервые упоминается в документах в 1625 году. Церковь названа деревянной, и записано, что «по окладу дани 18 алтын 2 деньги платил поп Иван». Та же запись повторяется и в 1628 году.

В 1631–1632 годах в приходе церкви насчитывалось 40 дворов, священником был Кузьма Игнатьев. За последующие 6 лет приход увеличился на 14 дворов, и в Переписной книге 1638 года у «Сергия Чудотворца Старых Серебреников» записано уже 54 двора — в том числе двор попа Агафоника, дворы стольника Семена Яковлева сына Вельяминова, князя Феодора княж Васильева сына Долгорукова, князя Василья княж Григорьева сына Козловского, его сына стольника князя Алексия, Микиты княж Левонтьева сына Шаховского, стольника Микифора Иванова сына Плещеева, стряпчего князя Юрья княж Михайлова сына Ухтомского и других.

Какой вид имела церковь в первой половине XVII века, мы можем приблизительно представить по плану Мериана, относящемуся к 1638 году. На нем изображена шатровая деревянная церковь.

В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает Строельная книга 1657 года.

В 1677 году церковь сгорела, в связи с чем вышло постановление церковных властей: «С сей церкви для пожарного разорения данных денег велено взять половину». Скорее всего, в следующем году началась постройка каменного храма. В Писцовой книге 1680 года он уже показан как «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». На плане Готофреда (1695) Сергиевский храм предстает скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.

При церкви, видимо, существовала колокольня. Где именно она располагалась и какие формы имела — неизвестно. Но до конца XIX века в Сергиевской церкви сохранялся вкладной колокол 1689 года, который «приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих». Весил колокол 73 пуда (примерно 1 200 кг).

Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Эта реконструкция не отражена в документах, однако известно, что 21 марта 1702 года был «выдан антиминс в церковь Преподобного Сергия Чудотворца, что в Белом городе у Трубы, в Старых Серебряниках. Взял диакон Стефан Алексеев». Антиминсы выдавались на вновь освящаемые престолы. Следовательно, можно с уверенностью считать, что незадолго до того строительство Предтеченского придела завершилось.

Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов.

Во время нашествия французов в 1812 году церковь была разграблена и, видимо, сильно пострадала, так как не значится в списках уцелевших по Тверской части. Указом Святейшего Синода от 9 апреля 1813 года ее как бесприходную приписали к церкви Григория Богослова, что близ Дмитровки. Утварь и имущество Сергиевского храма описали, часть взяли в церковь свт. Григория, а икону преподобного Сергия в 1816 году передали в церковь села Бородина.

По упразднении Сергиевского прихода дома священнослужителей разобрали, а в 1828 году, ввиду требования гражданского начальства, чтобы в Белом городе все дома были каменными, староста и прихожане церкви Григория обратились к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с прошением о позволении разобрать ветхую Сергиевскую церковь, а материал пустить на постройку домов для священнослужителей.

Митрополит не одобрил этой инициативы, пожелав сохранить в целости святой храм. В 1847 году он сам осмотрел церковь преподобного Сергия и, найдя ее «прочной, исправно отделанной», предложил для устройства Антиохийского подворья, но митрополит Илиопольский предпочел Вознесенско-Ипатьевский храм в Китай-городе.

В 1848 году о передаче Сергиевского храма для устройства подворья ходатайствовали представители Афонского Пантелеимонова монастыря, однако священнослужители и прихожане Григорие-Богословской церкви уступить приписной храм афонитам не согласились «из благоговения к угоднику Божию преподобному Сергию». Митрополит Филарет также был против устроения в Москве Афонского подворья. «Иное дело идти на Афон для безмолвия, — писал владыка обер-секретарю Святейшего Синода А. Н. Муравьеву, — а иное, после удаления на Афон, с именем афонского безмолвника идти жить в молву московскую, на подворье».

В 1870 году прихожане и причт Григорьевского храма снова отказались передать Сергиевскую церковь, теперь уже для устройства Сербского подворья, указав, что это единственная в Москве приходская церковь, где главный престол посвящен преподобному Сергию Радонежскому.

В 1875 году «церковь была возобновлена прихожанами с позолотою всех трех ее иконостасов. Богослужения в ней совершались под все и во все большие праздники». В этом же году случилось и неприятное происшествие: храм посетили воры.

К началу 1880-х годов в Москве не осталось приписных церквей. В 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: указом Александра III от 15 ноября 1883 года его передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья. Церковь принял по описи архимандрит Серафим (Скорули).

В ней в это время имелись два Евангелия, дискос и серебряный позолоченный потир с надписью, что тот устроен в церкви Сергия в 1775 году. Ризница была пуста, но иконостасы целы.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва), Храм Крапивники5

В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920–1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). Колоритный образ архимандрита Василия сохранился в мемуарах художника и историка Церкви М. Е. Губонина. Существует также посвященная ему статья священника Александра Мазырина, сотрудника кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ, «Последний представитель Константинопольского Патриарха в Москве архимандрит Василий (Димопуло) и его церковно-политическая деятельность» (2013).

В 1922 году из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками. Упоминание о них содержится в Информационной сводке № 92 Московского губотдела ГПУ «О политическом состоянии Москвы и губернии за 25 апреля 1922 года»: «У церкви Сергия (Трубная пл.) сегодня собралась толпа мальчишек, которые бросали в членов комиссии (имеется в виду комиссия по изъятию церковных ценностей. — Прим. ред.) камни. Были приняты соответствующие меры, толпа была рассеяна отрядом кавалеристов».

В 1925 году жилтоварищество, объединявшее окружающие церковь дома, устроило между уличной оградой участка и стеной церкви дровяной сарай, против чего возражал Музейный отдел, так как сарай угрожал пожарной безопасности храма.

После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде — дверь. В здании храма разместился цех № 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления.

В 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви.

В 1991 году храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. Первым настоятелем Сергиевского храма после его возвращения Церкви стал протоиерей Иоанн Экономцев (впоследствии — архимандрит), а в составе клира были протоиерей Глеб Каледа, иерей Иоанн Вавилов, иерей Иоанн Свиридов. После того как в 1993 году верующим передали церковь преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре, клир переместился туда, а в Сергиевском храме в Крапивниках остался иерей Иоанн Вавилов, ставший его настоятелем.

15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского.

В новое тысячелетие храм преподобного Сергия вошел с воссозданной колокольней. Решение о ее восстановлении было принято в начале 2000 года. Над возобновлением звона трудился И. В. Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей. Проект выполнялся методом стереофотограмметрии по фотографии из альбома Найденова. Метод позволил с точностью до нескольких сантиметров восстановить размеры и формы колокольни. Воссоздан также весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового: 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и 0,5 пудов. По завершении работ 15 декабря 2001 года на колокольне был установлен крест с четырьмя растяжками.

Первый звон в стопудовый колокол состоялся на всенощном бдении на Крещение Господне 2002 года. Колокола весом 50 и 25 пудов были изготовлены и доставлены в храм весной 2002 года. 5 апреля 2002 года состоялось освящение колоколов на колокольне. Первый звон во все колокола прозвучал на Благовещение 2002 года.

В 2010 году настоятелем храма назначен протоиерей Александр Абрамов. В том же году было совершено малое освящение придела Всех святых, в земле Русской просиявших. Началась (и продолжается) научная реставрация облика храма и его святынь. В 2013 году новое убранство получил Серафимовский придел: росписи алтарной части выполнила Ирина Зарон, алтарную преграду — Сергей Антонов. В 2014 году завершились работы по перевеске колоколов, золочению глав колокольни и храма.

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время храм благоустроен. На приходе ведется духовно-просветительская деятельность, организуются паломнические поездки.

Храмы[править | править код]

  • Домовой храм Сретения Господня при театре Школа драматического искусства (Москва). Домовая церковь при театре «Школа драматического искусства», расположенная на крыше одного из корпусов театрального здания, представляет собой уникальный архитектурный объект, выполненный в стиле современного зодчества. Возможно, это единственный в России, а может быть, и в мире, храм, устроенный на крыше театра. Инициатором создания храма стал основатель «Школы драматического искусства» Анатолий Васильев. Имеет одноименный престол.

Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

Деятельность прихода[править | править код]

  • Духовно-просветительская деятельность
  • Паломническо-экскурсионная деятельность

Святыни[править | править код]

  • Кийский Крест Патриарха Никона с мощами более 300 святых угодников Божиих.
  • Также в храме находятся иконы Божией Матери Феодоровская и Владимирская.
  • Иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с мощами этих святых угодников Божиих.
  • На территории храма находится погост с захоронениями священнослужителей XVII-XVIII века и рода Ухтомских.

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: Россия, Москва, 127051, Крапивенский переулок, дом 4, строение 2

Телефон: +7 (495) 623-47-80

Электронная почта: krapivnikiru@gmail.com

Сайт: http://krapivniki.ru/

Паломнику[править | править код]

Храм открыт ежедневно с 9:00 до 18:00 часов.

Богослужения[править | править код]

Богослужения в храме совершаются регулярно:

  • В субботу — Божественная литургия в 8:00.
  • В воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Божественная литургия в 9:30
  • Накануне Всенощное бдение в 17:00.
  • В пятницу в 17:00 акафист у Чудотворного Кийского Креста (кроме дней Великого Поста и Всенощных бдений праздников). Пассии и все службы Кресту совершаются у Чудотворного Кийского Креста.
  • В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8:00.

Расписание богослужений на месяц

Экскурсии[править | править код]

Паломническая экскурсия по храму преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках познакомит вас с историей, архитектурой и достопримечательностями первого храма в Белом городе Москвы, посвященного преподобному Сергию. Вы увидите святыни храма — иконы XVII–XVIII веков; узнаете, как создавался уникальный крест-мощевик — Кийский крест Патриарха Никона; перед вами предстанет интереснейший архитектурный ансамбль бывшего Константинопольского подворья.

Экскурсия адресована слушателям, интересующимся церковной историей и традицией.

Экскурсионная программа:

  • храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках;
  • иконы храма;
  • Кийский крест Патриарха Никона;
  • бывшее подворье Константинопольского Патриархата;
  • музей «Советский Союз: вера и люди» (подробнее о музее: podspudom.ru).

Как записаться на экскурсию:

  • Позвонить по телефону храма: +7 (495) 623-47-80.
  • Вам ответит дежурная за свечным ящиком.
  • Дежурной сообщить следующие сведения: когда именно вы хотите прийти на экскурсию, сколько вас (оптимальное число экскурсантов — от десяти до двадцати человек, но это не критично), откуда вы (самостоятельные паломники, приход такого-то храма, воскресная школа и т. д.).
  • Не забудьте, пожалуйста, оставить телефон для связи с вами!
  • Если у вас или у дежурной появятся какие-то дополнительные вопросы (например, наш штатный экскурсионный день вам не подходит или вас гораздо больше, чем может вместить наш маленький храм), вас свяжут с уполномоченным сотрудником, и совместными усилиями мы что-нибудь придумаем.

Как добраться[править | править код]

Проезд:

  • до станции метро "Трубная", далее перейти Бульварное кольцо в сторону Театра современной пьесы, повернуть направо, идти прямо по Петровскому бульвару, первый поворот налево - Крапивенский пер., идти по нему, с левой стороны будет храм.


Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]