Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) |
Нет описания правки |
||
(не показано 14 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация= | {{Местоположение святыни|локация=52.009395, 33.283462 |вид=Монастырь}} [[Категория:Монастыри с гостиницей]] | ||
[[Файл:Монастырь Новгород-Северский.jpg|мини|справа]] | |||
'''Спасо-Преображенский монастырь''' — [[Аннотация::православный мужской монастырь на берегу реки Десны в городе Новгород-Северский. Благодаря обилию построек XVI—XVIII веков является наиболее значимой в историко-культурном плане достопримечательностью города. Имеется гостиница для паломников.]] | |||
== История == | == История == | ||
Время основания монастыря указывают по-разному: Афанасий Шафонский («Описание Черниговского наместничества», 1786) относит событие к 1033 г. и связывает его с князем Черниговским Мстиславом (эта дата встречается и в современной литературе). Некоторые авторы наших дней датируют появление обители кон. XI в. Данные «Историко-статистического описания Черниговской епархии» 1873 г. позволяли думать, что обитель основана не позже 1-й пол. XII в.: этим временем автор датировал древний каменный Спасо-Преображенский храм монастыря; однако, во 2-й пол. ХХ в. археологи изучили остатки храма и отнесли его к рубежу XII-XIII вв. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. храм пострадал от пожара при разорении города в ходе княжеских междоусобиц. Под 1179 г. летописи сообщают о погребении Новгород-Северского князя Олега в храме св. Архангела Михаила; по одной версии, этот храм находился в Чернигове, по другой – в центре Новгорода-Северского, по третьей – в Спасо-Преображенской обители. Во 2-й пол. ХХ в. археологи также открыли в монастыре следы поселения XII в. Возникло предположение, что это – загородная резиденция князя. В 2003 г. севернее фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма открыты остатки каменного сооружения, названного, по находкам в нем, загородным княжеским теремом, разрушенным при монгольском нашествии. В этой связи полагают, что храм также был частью загородной резиденции князя. Последнее, впрочем, не исключает возможности основания возле нее патронального монастыря. | Время основания монастыря указывают по-разному: Афанасий Шафонский («Описание Черниговского наместничества», 1786) относит событие к 1033 г. и связывает его с князем Черниговским Мстиславом (эта дата встречается и в современной литературе). Некоторые авторы наших дней датируют появление обители кон. XI в. Данные «Историко-статистического описания Черниговской епархии» 1873 г. позволяли думать, что обитель основана не позже 1-й пол. XII в.: этим временем автор датировал древний каменный Спасо-Преображенский храм монастыря; однако, во 2-й пол. ХХ в. археологи изучили остатки храма и отнесли его к рубежу XII-XIII вв. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. храм пострадал от пожара при разорении города в ходе княжеских междоусобиц. Под 1179 г. летописи сообщают о погребении Новгород-Северского князя Олега в храме св. Архангела Михаила; по одной версии, этот храм находился в Чернигове, по другой – в центре Новгорода-Северского, по третьей – в Спасо-Преображенской обители. Во 2-й пол. ХХ в. археологи также открыли в монастыре следы поселения XII в. Возникло предположение, что это – загородная резиденция князя. В 2003 г. севернее фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма открыты остатки каменного сооружения, названного, по находкам в нем, загородным княжеским теремом, разрушенным при монгольском нашествии. В этой связи полагают, что храм также был частью загородной резиденции князя. Последнее, впрочем, не исключает возможности основания возле нее патронального монастыря. | ||
На стыке XV-XVI вв. монастырь получил грамоту князя Московского Василия III на угодья, а в нач. XVI в. был разорен крымчаками – при этом сгорел его храм в честь свт. Петра (†1326), митрополита Киевского и Московского, и упомянутая грамота (об этом упоминает грамота 1552 г. с подтверждением старой). В 1603 г. в обители останавливался инок московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Уезжая в Речь Посполитую, он оставил в келье записку, в которой назвал себя сыном Иоанна Грозного и обещал, завоевав Москву, вознаградить настоятеля за гостеприимство; но в 1604 г. Новгород-Северский дал отпор войску Лжедмитрия, и в отместку за это обитель подверглась новому разорению (она стояла вне городских стен). Из-за уступки Северщины Речи Посполитой (1618), иноки монастыря перешли в Россию, забрав с собой ризы, иконы, книги, казну и колокола. В 1620 г. обитель возродилась, но бедствовала, лишенная прежних угодий. В 1635 г. польский король отдал ее католикам, которые владели ею до 1648 г. | На стыке XV-XVI вв. монастырь получил грамоту князя Московского Василия III на угодья, а в нач. XVI в. был разорен крымчаками – при этом сгорел его храм в честь свт. Петра (†1326), митрополита Киевского и Московского, и упомянутая грамота (об этом упоминает грамота 1552 г. с подтверждением старой). В 1603 г. в обители останавливался инок московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Уезжая в Речь Посполитую, он оставил в келье записку, в которой назвал себя сыном Иоанна Грозного и обещал, завоевав Москву, вознаградить настоятеля за гостеприимство; но в 1604 г. Новгород-Северский дал отпор войску Лжедмитрия, и в отместку за это обитель подверглась новому разорению (она стояла вне городских стен). Из-за уступки Северщины Речи Посполитой (1618), иноки монастыря перешли в Россию, забрав с собой ризы, иконы, книги, казну и колокола. В 1620 г. обитель возродилась, но бедствовала, лишенная прежних угодий. В 1635 г. польский король отдал ее католикам, которые владели ею до 1648 г. | ||
В 1657-1672 гг. монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа (с кон. 1660-х гг. архиеп.) Лазаря (Барановича), который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия Михайловича, открыл в ней славяно-латинскую школу и типографию, которые позже перевел в Чернигов. В 1664 г. в обители останавливался польский король Ян Казимир, возвращавшийся из неудачного похода и не впущенный жителями в Новгород-Северский. Международный авторитет владыки Лазаря спас тогда монастырь, по словам «Историко-статистического описания», от нового погрома. В 1699-1701 гг. монастырем управлял, в сане архимандрита, будущий свт. Димитрий Ростовский (Туптало, †1709), окончивший здесь 3-й том своих знаменитых «Житий святых». | В 1657-1672 гг. монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа (с кон. 1660-х гг. архиеп.) Лазаря (Барановича), который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия Михайловича, открыл в ней славяно-латинскую школу и типографию, которые позже перевел в Чернигов. В 1664 г. в обители останавливался польский король Ян Казимир, возвращавшийся из неудачного похода и не впущенный жителями в Новгород-Северский. Международный авторитет владыки Лазаря спас тогда монастырь, по словам «Историко-статистического описания», от нового погрома. В 1699-1701 гг. монастырем управлял, в сане архимандрита, будущий [https://azbyka.org/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/ свт. Димитрий Ростовский] (Туптало, †1709), окончивший здесь 3-й том своих знаменитых «Житий святых». | ||
В 1752-1757 гг. в обители жил на покое и управлял ею владыка Арсений (Могилянский) – духовник императрицы Елизаветы Петровны и будущий Киевский митрополит. В годы существования отдельной Новгород-Северской епархии (1785-1797) ее правящий епископ Иларион (Кондратовский) жил в Спасо-Преображенском монастыре. Владыка открыл в обители семинарию (действовала до упразднения епархии), достроил храм св. прор. Илии при корпусе настоятеля. Храм был освящен 24 янв. 1787 г. в присутствии Екатерины II, которая в тот же день пожаловала монастырю свой вклад. Позже она внесла другие пожертвования на обитель, включая постройку нового Спасо-Преображенского храма (заложен в 1791 г. на месте разобранного в 1787 г.). При упразднении епархии, владыку Илариона, согласно его прошению, оставили в монастыре на покое. Почивший в 1799 г. иерарх был погребен в алтаре храма св. прор. Илии. | В 1752-1757 гг. в обители жил на покое и управлял ею владыка Арсений (Могилянский) – духовник императрицы Елизаветы Петровны и будущий Киевский митрополит. В годы существования отдельной Новгород-Северской епархии (1785-1797) ее правящий епископ Иларион (Кондратовский) жил в Спасо-Преображенском монастыре. Владыка открыл в обители семинарию (действовала до упразднения епархии), достроил храм св. прор. Илии при корпусе настоятеля. Храм был освящен 24 янв. 1787 г. в присутствии Екатерины II, которая в тот же день пожаловала монастырю свой вклад. Позже она внесла другие пожертвования на обитель, включая постройку нового Спасо-Преображенского храма (заложен в 1791 г. на месте разобранного в 1787 г.). При упразднении епархии, владыку Илариона, согласно его прошению, оставили в монастыре на покое. Почивший в 1799 г. иерарх был погребен в алтаре храма св. прор. Илии. | ||
Строка 14: | Строка 15: | ||
В 1926 г. обитель закрыли. В годы нацистской оккупации здесь находился концлагерь, в котором погибло 20 тыс. человек. Во время боев 1943 г. за освобождение города от нацистов здания монастыря значительно пострадали. В 1950-х гг. Николай Холостенко провел раскопки фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма. До 1980 г. часть зданий обители отреставрировали и приспособили для дома инвалидов, размещенного к тому времени на ее территории. В 1980-х гг. проведены повторные раскопки древних фундаментов Спасо-Преображенского храма, отреставрированы крепостные сооружения на участке св. ворот. В кон. 1990-х гг. в обители возродилась монашеская жизнь. После этого, при активной помощи меценатов, выполнен комплекс ремонтно-реставрационных работ, вернувших монастырю благолепный вид. | В 1926 г. обитель закрыли. В годы нацистской оккупации здесь находился концлагерь, в котором погибло 20 тыс. человек. Во время боев 1943 г. за освобождение города от нацистов здания монастыря значительно пострадали. В 1950-х гг. Николай Холостенко провел раскопки фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма. До 1980 г. часть зданий обители отреставрировали и приспособили для дома инвалидов, размещенного к тому времени на ее территории. В 1980-х гг. проведены повторные раскопки древних фундаментов Спасо-Преображенского храма, отреставрированы крепостные сооружения на участке св. ворот. В кон. 1990-х гг. в обители возродилась монашеская жизнь. После этого, при активной помощи меценатов, выполнен комплекс ремонтно-реставрационных работ, вернувших монастырю благолепный вид. | ||
'''Смотрите также:''' [https://azbyka.org/palomnik/images/5/5c/35_Описание_Новгородсеверского_Спасопреображенского_первоклассного_compressed.pdf ОПИСАНІЕ НОВГОРОДСЕВЕРСКАГО СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКАГО ПЕРВОКЛАССНАГО МУЖЕСКАГО МОНАСТЫРЯ (1873 год, 122 страницы)] | |||
== Описание == | == Описание == | ||
[[Файл:Монастырь Новгород-Северский4.jpg|мини|справа|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь|alt=Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь]] | |||
Снаружи у стен обители установлены памятники жертвам концлагеря (севернее курдонёра у Св. ворот) и Ярославне (у восточного угла монастырской крепости), 2-й из них является частью триптиха 1989 г., посвященного «Слову о полку Игореве» (изображает знаменитый «плач Ярославны» – жены Игоря, ожидавшей вестей о муже на стене города Путивля). | Снаружи у стен обители установлены памятники жертвам концлагеря (севернее курдонёра у Св. ворот) и Ярославне (у восточного угла монастырской крепости), 2-й из них является частью триптиха 1989 г., посвященного «Слову о полку Игореве» (изображает знаменитый «плач Ярославны» – жены Игоря, ожидавшей вестей о муже на стене города Путивля). | ||
Строка 29: | Строка 33: | ||
=== Спасо-Преображенский собор === | === Спасо-Преображенский собор === | ||
Возведен на месте древнего одноименного каменного храма. При разборке прежнего храма, как гласит «Историко-статистическое описание», нашли «овальный камень, резная надпись которого показывала, что строителями сей церкви были Владимир и Изяслав Давидовичи, первые князья Новгород-Северские, внуки Святослава Ярославича, князя Черниговского, владевшие Новгород-Северском с 1127 по 1136 год». Во 2-й пол. ХХ в. фундаменты древнего храма изучили археологи и датировали постройку рубежом XII-XIII вв. Древний храм стоял на месте западной части нынешнего собора, имел 3 полукруглых выступа с востока, по одному такому же выступу с юга и севера и почти квадратный в плане выступ с запада. Сооружение венчал купол, опиравшийся на 4 столпа в центре храма. Внутри стены были расписаны фресками, полы выложены цветными плитками. В общих чертах храм, вероятно, походил на известную Пятницкую церковь в Чернигове. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. он пострадал от пожара при разорении Новгорода-Северского из-за княжеских междоусобиц. Во 2-й пол. XVII в. владыка Лазарь (Баранович) отремонтировал здание. Вид храма после этих работ запечатлен на гравюре с изображением монастыря на титульном листе «Анфологиона», изданного монастырской типографией в 1678 г. Опись монастыря 1785 г. указывает в храме приделы Рождества Христова и св. Архангела Михаила (высказывалось мнение, что, если Свято-Михайловская церковь, упоминаемая в летописях под 1179 г. в связи с кончиной Новгород-Северского князя Олега, находилась в Спасо-Преображенском монастыре, то один из приделов освящен в память о ней; другие исследователи отождествляли с летописной церковью сам придел). | Возведен на месте древнего одноименного каменного храма. При разборке прежнего храма, как гласит «Историко-статистическое описание», нашли «овальный камень, резная надпись которого показывала, что строителями сей церкви были Владимир и Изяслав Давидовичи, первые князья Новгород-Северские, внуки Святослава Ярославича, князя Черниговского, владевшие Новгород-Северском с 1127 по 1136 год». Во 2-й пол. ХХ в. фундаменты древнего храма изучили археологи и датировали постройку рубежом XII-XIII вв. Древний храм стоял на месте западной части нынешнего собора, имел 3 полукруглых выступа с востока, по одному такому же выступу с юга и севера и почти квадратный в плане выступ с запада. Сооружение венчал купол, опиравшийся на 4 столпа в центре храма. Внутри стены были расписаны фресками, полы выложены цветными плитками. В общих чертах храм, вероятно, походил на известную Пятницкую церковь в Чернигове. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. он пострадал от пожара при разорении Новгорода-Северского из-за княжеских междоусобиц. Во 2-й пол. XVII в. владыка Лазарь (Баранович) отремонтировал здание. Вид храма после этих работ запечатлен на гравюре с изображением монастыря на титульном листе «Анфологиона», изданного монастырской типографией в 1678 г. Опись монастыря 1785 г. указывает в храме приделы Рождества Христова и св. Архангела Михаила (высказывалось мнение, что, если Свято-Михайловская церковь, упоминаемая в летописях под 1179 г. в связи с кончиной Новгород-Северского князя Олега, находилась в Спасо-Преображенском монастыре, то один из приделов освящен в память о ней; другие исследователи отождествляли с летописной церковью сам придел). | ||
[[Файл:Монастырь Новгород-Северский1.jpg|мини|справа|Преображенский собор|alt=Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь]] | |||
В 1787 г. древний храм разобрали, и в 1791 г. на том же месте заложили существующий ныне собор, возведенный на средства императрицы Екатерины II. 5-главый храм в стиле классицизма построен по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), который с 1780 г. работал в Российской империи. Руководил строительством архитектор Антон Карташевский. В 1796 г. собор был окончен вчерне, завершение внутренней отделки и освящение последовали в 1806 г. Но уже через 10 лет зданию угрожало падение: нарушив контракт, строители применяли слабый кирпич и заложили в стены деревянные связи вместо железных (на допускаемые строителями нарушения еще в 1795 г. обращал внимание властей епископ Новгород-Северский Иларион; небезупречен был и проект Кваренги, недооценившего слабость почвы на склоне возле реки). В 1817 г. А. Карташевский разработал план укрепления собора дополнительными колоннами. Их установка и новое освящение храма состоялись в 1821 г. | В 1787 г. древний храм разобрали, и в 1791 г. на том же месте заложили существующий ныне собор, возведенный на средства императрицы Екатерины II. 5-главый храм в стиле классицизма построен по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), который с 1780 г. работал в Российской империи. Руководил строительством архитектор Антон Карташевский. В 1796 г. собор был окончен вчерне, завершение внутренней отделки и освящение последовали в 1806 г. Но уже через 10 лет зданию угрожало падение: нарушив контракт, строители применяли слабый кирпич и заложили в стены деревянные связи вместо железных (на допускаемые строителями нарушения еще в 1795 г. обращал внимание властей епископ Новгород-Северский Иларион; небезупречен был и проект Кваренги, недооценившего слабость почвы на склоне возле реки). В 1817 г. А. Карташевский разработал план укрепления собора дополнительными колоннами. Их установка и новое освящение храма состоялись в 1821 г. | ||
В 1838 г. собор стал местом упокоения праха Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822) – сына гетмана Украины. Перезахоронение графа, почившего и погребенного в местечке Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне город в Брянской области России), совершено по желанию родных. В 1853 г. в храме устроили 2 придела: правый – Успения Божией Матери, левый – свт. Димитрия Ростовского. В 1954-1956 гг. Николай Холостенко нашел под собором остатки прежнего храма и выполнил его графическую реконструкцию. В ходе новых раскопок 1981-1983 гг. Владимир Коваленко и Андрей Карнабида уточнили выводы Н. Холостенко. Тогда же в западной части собора обнаружили хорошо сохранившиеся фрагменты апсиды и пола рубежа XI-XIII вв. Раскоп оставили открытым для обозрения. Собор называют одним из лучших творений Кваренги (как мастера) и классицизма в Украине (как целой эпохи). | В 1838 г. собор стал местом упокоения праха Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822) – сына гетмана Украины. Перезахоронение графа, почившего и погребенного в местечке Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне город в Брянской области России), совершено по желанию родных. В 1853 г. в храме устроили 2 придела: правый – Успения Божией Матери, левый – [https://azbyka.org/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/ свт. Димитрия Ростовского]. В 1954-1956 гг. Николай Холостенко нашел под собором остатки прежнего храма и выполнил его графическую реконструкцию. В ходе новых раскопок 1981-1983 гг. Владимир Коваленко и Андрей Карнабида уточнили выводы Н. Холостенко. Тогда же в западной части собора обнаружили хорошо сохранившиеся фрагменты апсиды и пола рубежа XI-XIII вв. Раскоп оставили открытым для обозрения. Собор называют одним из лучших творений Кваренги (как мастера) и классицизма в Украине (как целой эпохи). | ||
=== Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла === | === Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла === | ||
Строка 41: | Строка 45: | ||
=== Кельи и бурса === | === Кельи и бурса === | ||
[[Файл:Монастырь Новгород-Северский6.jpg|мини|справа|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь|alt=Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь]] | |||
Севернее собора стоит корпус келий, построенный, по преданию, трудами о. Михаила (Лежайского). Специалисты датируют здание XVII в. Под корпусом сохранился глубокий подвал. Северо-восточнее собора стоит 2-этажное здание бурсы. Оно построено в 1657-1667 гг. для славяно-латинской школы, переведенной позже в Чернигов. Парадный фасад, обращенный к собору, оформлен большими арками, расположенными, по числу этажей, на 2-х уровнях. Внутри здания, по длине, вдоль арок устроены галереи, откуда можно попасть во все остальные помещения. Сооружение признано редким памятником гражданской архитектуры XVII в. Это последнее из 3-х строений обители, изображенных на гравюре в «Анфологионе» 1678 г. В годы существования Новгород-Северской епархии (1785-1797) здесь действовала семинария, с 1818 г. – духовное училище. В 1954-1958 гг. здание отреставрировано, в 1970-1980 гг. оно использовалось для жилых помещений дома инвалидов. | Севернее собора стоит корпус келий, построенный, по преданию, трудами о. Михаила (Лежайского). Специалисты датируют здание XVII в. Под корпусом сохранился глубокий подвал. Северо-восточнее собора стоит 2-этажное здание бурсы. Оно построено в 1657-1667 гг. для славяно-латинской школы, переведенной позже в Чернигов. Парадный фасад, обращенный к собору, оформлен большими арками, расположенными, по числу этажей, на 2-х уровнях. Внутри здания, по длине, вдоль арок устроены галереи, откуда можно попасть во все остальные помещения. Сооружение признано редким памятником гражданской архитектуры XVII в. Это последнее из 3-х строений обители, изображенных на гравюре в «Анфологионе» 1678 г. В годы существования Новгород-Северской епархии (1785-1797) здесь действовала семинария, с 1818 г. – духовное училище. В 1954-1958 гг. здание отреставрировано, в 1970-1980 гг. оно использовалось для жилых помещений дома инвалидов. | ||
Строка 50: | Строка 55: | ||
== Святые == | == Святые == | ||
* | * [https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-rostovskij Святитель Димитрий Ростовский] (Туптало, †1709) | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
* Список иконы Божией Матери «Леньковской» («Спасительницы утопающих») | * Список иконы Божией Матери «Леньковской» («Спасительницы утопающих») | ||
== | == Престольные праздники == | ||
''' | '''[[Престольный праздник::Преображение Господне]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda.. 19 августа] | ||
'''[[Престольный праздник:: Петр и Павел, первоверховные апостолы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-slavnyh-i-vsehvalnyh-pervoverhovnyh-apostolov-petra-i-pavla 12 июля] | |||
== Как добраться == | |||
== | |||
Спасо-Преображенский монастырь стоит на холме у самой реки, в лесопарке. В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» 1873 г. есть прекрасные строки о месте расположения обители: «Монастырь издали представляет величественный вид, особенно из-за реки Десны. Из монастыря видны лучшая часть города, прибрежные горы, усеянные деревьями и рощами, обширный луг Десны, богатый озерами и речками, и дремучий лес, находящийся на необозримой равнине левого берега оной. Если на высотах гор душа человеческая с благоговейным чувством приближается к Беспредельному Творцу и Промыслителю Вселенной, то место, занимаемое этим монастырем, вполне способно производит подобные чувствования». | Спасо-Преображенский монастырь стоит на холме у самой реки, в лесопарке. В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» 1873 г. есть прекрасные строки о месте расположения обители: «Монастырь издали представляет величественный вид, особенно из-за реки Десны. Из монастыря видны лучшая часть города, прибрежные горы, усеянные деревьями и рощами, обширный луг Десны, богатый озерами и речками, и дремучий лес, находящийся на необозримой равнине левого берега оной. Если на высотах гор душа человеческая с благоговейным чувством приближается к Беспредельному Творцу и Промыслителю Вселенной, то место, занимаемое этим монастырем, вполне способно производит подобные чувствования». | ||
Строка 78: | Строка 81: | ||
Мужчины и женщины селятся отдельно. Души и туалеты на этаже, есть горячая и холодная вода. В комнатах можно попить чаю или перекусить т.к. предоставляются чайные принадлежности. | Мужчины и женщины селятся отдельно. Души и туалеты на этаже, есть горячая и холодная вода. В комнатах можно попить чаю или перекусить т.к. предоставляются чайные принадлежности. | ||
По вопросам поселения обращаться '''по номеру''' 8(04658) 2-17-57 | По вопросам поселения обращаться '''по номеру''' [tel:80465821757 8(04658) 2-17-57] | ||
== Фото == | == Фото == | ||
<gallery> | <gallery> | ||
Преображенский_Новгород-Северский_монастырь.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь | Преображенский_Новгород-Северский_монастырь.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь | ||
Монастырь_Новгород-Северский2.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь | |||
Монастырь_Новгород-Северский3.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь | |||
Монастырь_Новгород-Северский5.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь | |||
Монастырь_Новгород-Северский12.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь | |||
Монастырь_Новгород-Северский7.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь | |||
Монастырь_Новгород-Северский8.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь | |||
Монастырь_Новгород-Северский9.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь | |||
Монастырь_Новгород-Северский10.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь | |||
Монастырь_Новгород-Северский11.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь | |||
</gallery> | </gallery> | ||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=7D3sVJ1kC2Q| | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=7D3sVJ1kC2Q|350|left||frame}} | ||
}} | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=UWHnsNxJzSI|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=UWHnsNxJzSI| | |||
}} | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[http://novgorod-sev-mon.church.ua/ Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь] | [http://novgorod-sev-mon.church.ua/ Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь] | ||
[https://azbyka.org/palomnik/images/5/5c/35_Описание_Новгородсеверского_Спасопреображенского_первоклассного_compressed.pdf ОПИСАНІЕ НОВГОРОДСЕВЕРСКАГО СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКАГО ПЕРВОКЛАССНАГО МУЖЕСКАГО МОНАСТЫРЯ] | |||
{{SEO|в Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь|Черниговской области}} | {{SEO|в Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь|Черниговской области}} |
Текущая версия от 23:06, 13 мая 2024
Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь на берегу реки Десны в городе Новгород-Северский. Благодаря обилию построек XVI—XVIII веков является наиболее значимой в историко-культурном плане достопримечательностью города. Имеется гостиница для паломников.
История[править | править код]
Время основания монастыря указывают по-разному: Афанасий Шафонский («Описание Черниговского наместничества», 1786) относит событие к 1033 г. и связывает его с князем Черниговским Мстиславом (эта дата встречается и в современной литературе). Некоторые авторы наших дней датируют появление обители кон. XI в. Данные «Историко-статистического описания Черниговской епархии» 1873 г. позволяли думать, что обитель основана не позже 1-й пол. XII в.: этим временем автор датировал древний каменный Спасо-Преображенский храм монастыря; однако, во 2-й пол. ХХ в. археологи изучили остатки храма и отнесли его к рубежу XII-XIII вв. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. храм пострадал от пожара при разорении города в ходе княжеских междоусобиц. Под 1179 г. летописи сообщают о погребении Новгород-Северского князя Олега в храме св. Архангела Михаила; по одной версии, этот храм находился в Чернигове, по другой – в центре Новгорода-Северского, по третьей – в Спасо-Преображенской обители. Во 2-й пол. ХХ в. археологи также открыли в монастыре следы поселения XII в. Возникло предположение, что это – загородная резиденция князя. В 2003 г. севернее фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма открыты остатки каменного сооружения, названного, по находкам в нем, загородным княжеским теремом, разрушенным при монгольском нашествии. В этой связи полагают, что храм также был частью загородной резиденции князя. Последнее, впрочем, не исключает возможности основания возле нее патронального монастыря.
На стыке XV-XVI вв. монастырь получил грамоту князя Московского Василия III на угодья, а в нач. XVI в. был разорен крымчаками – при этом сгорел его храм в честь свт. Петра (†1326), митрополита Киевского и Московского, и упомянутая грамота (об этом упоминает грамота 1552 г. с подтверждением старой). В 1603 г. в обители останавливался инок московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Уезжая в Речь Посполитую, он оставил в келье записку, в которой назвал себя сыном Иоанна Грозного и обещал, завоевав Москву, вознаградить настоятеля за гостеприимство; но в 1604 г. Новгород-Северский дал отпор войску Лжедмитрия, и в отместку за это обитель подверглась новому разорению (она стояла вне городских стен). Из-за уступки Северщины Речи Посполитой (1618), иноки монастыря перешли в Россию, забрав с собой ризы, иконы, книги, казну и колокола. В 1620 г. обитель возродилась, но бедствовала, лишенная прежних угодий. В 1635 г. польский король отдал ее католикам, которые владели ею до 1648 г.
В 1657-1672 гг. монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа (с кон. 1660-х гг. архиеп.) Лазаря (Барановича), который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия Михайловича, открыл в ней славяно-латинскую школу и типографию, которые позже перевел в Чернигов. В 1664 г. в обители останавливался польский король Ян Казимир, возвращавшийся из неудачного похода и не впущенный жителями в Новгород-Северский. Международный авторитет владыки Лазаря спас тогда монастырь, по словам «Историко-статистического описания», от нового погрома. В 1699-1701 гг. монастырем управлял, в сане архимандрита, будущий свт. Димитрий Ростовский (Туптало, †1709), окончивший здесь 3-й том своих знаменитых «Житий святых».
В 1752-1757 гг. в обители жил на покое и управлял ею владыка Арсений (Могилянский) – духовник императрицы Елизаветы Петровны и будущий Киевский митрополит. В годы существования отдельной Новгород-Северской епархии (1785-1797) ее правящий епископ Иларион (Кондратовский) жил в Спасо-Преображенском монастыре. Владыка открыл в обители семинарию (действовала до упразднения епархии), достроил храм св. прор. Илии при корпусе настоятеля. Храм был освящен 24 янв. 1787 г. в присутствии Екатерины II, которая в тот же день пожаловала монастырю свой вклад. Позже она внесла другие пожертвования на обитель, включая постройку нового Спасо-Преображенского храма (заложен в 1791 г. на месте разобранного в 1787 г.). При упразднении епархии, владыку Илариона, согласно его прошению, оставили в монастыре на покое. Почивший в 1799 г. иерарх был погребен в алтаре храма св. прор. Илии.
В 1799-1800 гг. обителью руководил архимандрит Феофан (Шиянов), будущий викарный епископ при Киевском митрополите и основатель монастыря «Феофании» в Киеве. В 1813-1823 гг. в обители пожизненно содержался бывший архиеп. Могилевский Варлаам (Шишацкий), лишенный сана за то, что при оккупации территории его епархии французами в 1812 г. дал под давлением присягу Наполеону. Отец Варлаам завершал земную жизнь на родной Черниговщине, в обители, где в 1785-1786 гг. был ректором семинарии. В последние годы о. Варлаам ослеп. Уважая ученость ссыльного, ему приходили читать книги преподаватели Новгород-Северской гимназии и духовного училища, открытого в монастыре в 1818 г. Между главным храмом и корпусом, где жил о. Варлаам, протянули веревку, служившую слепцу ориентиром во время прогулок.
В 1926 г. обитель закрыли. В годы нацистской оккупации здесь находился концлагерь, в котором погибло 20 тыс. человек. Во время боев 1943 г. за освобождение города от нацистов здания монастыря значительно пострадали. В 1950-х гг. Николай Холостенко провел раскопки фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма. До 1980 г. часть зданий обители отреставрировали и приспособили для дома инвалидов, размещенного к тому времени на ее территории. В 1980-х гг. проведены повторные раскопки древних фундаментов Спасо-Преображенского храма, отреставрированы крепостные сооружения на участке св. ворот. В кон. 1990-х гг. в обители возродилась монашеская жизнь. После этого, при активной помощи меценатов, выполнен комплекс ремонтно-реставрационных работ, вернувших монастырю благолепный вид.
Смотрите также: ОПИСАНІЕ НОВГОРОДСЕВЕРСКАГО СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКАГО ПЕРВОКЛАССНАГО МУЖЕСКАГО МОНАСТЫРЯ (1873 год, 122 страницы)
Описание[править | править код]
Снаружи у стен обители установлены памятники жертвам концлагеря (севернее курдонёра у Св. ворот) и Ярославне (у восточного угла монастырской крепости), 2-й из них является частью триптиха 1989 г., посвященного «Слову о полку Игореве» (изображает знаменитый «плач Ярославны» – жены Игоря, ожидавшей вестей о муже на стене города Путивля).
Территория монастыря в плане близка к квадрату, сориентирована углами по сторонам света и обведена крепостной стеной с башнями. Северо-восточная грань крепости тянется вдоль Десны, северо-западная обращена к центру города, юго-западная является парадной и имеет на середине св. ворота. На оси св. ворот, в центре обители, возвышается Спасо-Преображенский собор. Его окружают другие здания, вытянутые параллельно ближайшим к ним граням крепости.
Стены и башни[править | править код]
В центре юго-западной грани крепости стена образует трапецевидную в плане впадину (курдонёр), из торца которой навстречу гостю выступает 8-гранная башня-колокольня со св. воротами в 1-м ярусе. Башня возведена на стыке XVI-XVII вв. и вскоре разрушена взрывом (вероятно, по воле Лжедмитрия I), но затем отстроена без особых изменений. В башню вел подъемный мост через ров. Вдоль рва к башне с двух сторон подходил земляной вал. В кон. XVII в. вал снесли, линию обороны сдвинули на юго-запад и соорудили там каменную стену. Ров засыпали, оставив участок перед воротами, который обложили кирпичом. В 1830-1832 гг. шатровый верх башни заменили шлемовидным, в 1850 г. засыпали остаток рва у ворот, но недавно он воспроизведен.
Дворовой стороной башня глубоко «вклинивается» в придаточное 2-ярусное прямоугольное в плане здание почти одинаковой высоты с крепостной стеной, образующее торец курдонёра. Дворовой фасад здания по-своему примечателен: нижний ярус фасада оформлен 3-мя арками; за ними внутри здания помещается галерея, куда по оси средней арки выходит воротный проезд; верхний ярус представляет собой крытую галерею-гульбище, примыкающую к среднему этажу башни.
Все остальные башни и стена возведены в кон. XVII в.: 4 башни стоят на углах крепости, еще 2 – на углах курдонёра, и 1 – в центре северо-западной грани крепости. Башни на углах крепости – прямоугольные или квадратные в плане, прочие – круглые. Башня в центре северо-западной грани крепости отличается от других своей небольшой высотой, вровень со стеной. При реставрации угловые башни северо-восточной грани крепости вновь обрели характерные для XVII в. деревянные шатровые верхи, а стена – деревянные детали боевой галереи; в центре северо-западной грани крепости была воссоздана утраченная в 1941-1943 гг. башня.
Спасо-Преображенский собор[править | править код]
Возведен на месте древнего одноименного каменного храма. При разборке прежнего храма, как гласит «Историко-статистическое описание», нашли «овальный камень, резная надпись которого показывала, что строителями сей церкви были Владимир и Изяслав Давидовичи, первые князья Новгород-Северские, внуки Святослава Ярославича, князя Черниговского, владевшие Новгород-Северском с 1127 по 1136 год». Во 2-й пол. ХХ в. фундаменты древнего храма изучили археологи и датировали постройку рубежом XII-XIII вв. Древний храм стоял на месте западной части нынешнего собора, имел 3 полукруглых выступа с востока, по одному такому же выступу с юга и севера и почти квадратный в плане выступ с запада. Сооружение венчал купол, опиравшийся на 4 столпа в центре храма. Внутри стены были расписаны фресками, полы выложены цветными плитками. В общих чертах храм, вероятно, походил на известную Пятницкую церковь в Чернигове. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. он пострадал от пожара при разорении Новгорода-Северского из-за княжеских междоусобиц. Во 2-й пол. XVII в. владыка Лазарь (Баранович) отремонтировал здание. Вид храма после этих работ запечатлен на гравюре с изображением монастыря на титульном листе «Анфологиона», изданного монастырской типографией в 1678 г. Опись монастыря 1785 г. указывает в храме приделы Рождества Христова и св. Архангела Михаила (высказывалось мнение, что, если Свято-Михайловская церковь, упоминаемая в летописях под 1179 г. в связи с кончиной Новгород-Северского князя Олега, находилась в Спасо-Преображенском монастыре, то один из приделов освящен в память о ней; другие исследователи отождествляли с летописной церковью сам придел).
В 1787 г. древний храм разобрали, и в 1791 г. на том же месте заложили существующий ныне собор, возведенный на средства императрицы Екатерины II. 5-главый храм в стиле классицизма построен по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), который с 1780 г. работал в Российской империи. Руководил строительством архитектор Антон Карташевский. В 1796 г. собор был окончен вчерне, завершение внутренней отделки и освящение последовали в 1806 г. Но уже через 10 лет зданию угрожало падение: нарушив контракт, строители применяли слабый кирпич и заложили в стены деревянные связи вместо железных (на допускаемые строителями нарушения еще в 1795 г. обращал внимание властей епископ Новгород-Северский Иларион; небезупречен был и проект Кваренги, недооценившего слабость почвы на склоне возле реки). В 1817 г. А. Карташевский разработал план укрепления собора дополнительными колоннами. Их установка и новое освящение храма состоялись в 1821 г.
В 1838 г. собор стал местом упокоения праха Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822) – сына гетмана Украины. Перезахоронение графа, почившего и погребенного в местечке Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне город в Брянской области России), совершено по желанию родных. В 1853 г. в храме устроили 2 придела: правый – Успения Божией Матери, левый – свт. Димитрия Ростовского. В 1954-1956 гг. Николай Холостенко нашел под собором остатки прежнего храма и выполнил его графическую реконструкцию. В ходе новых раскопок 1981-1983 гг. Владимир Коваленко и Андрей Карнабида уточнили выводы Н. Холостенко. Тогда же в западной части собора обнаружили хорошо сохранившиеся фрагменты апсиды и пола рубежа XI-XIII вв. Раскоп оставили открытым для обозрения. Собор называют одним из лучших творений Кваренги (как мастера) и классицизма в Украине (как целой эпохи).
Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла[править | править код]
Южнее собора находится самобытный по архитектуре и сложный по внутренней планировке Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла, трапезной палатой и кельями. Опись обители 1785 г. упоминала о заметных на здании следах пожара 1176 г. По преданию (приведено в «Историко-статистическом описании»), храм был пристроен к корпусу архимандритом Михаилом (Лежайским), управлявшим обителью в 1670-1699 гг. Подразумевая разновременность частей постройки, современные издания датируют ее XII-XVII вв. Сооружение изображено на гравюре «Анфологиона» 1678 г. Примечательны разная кривизна подкупольных арок храма и опора сводов трапезной палаты на 1 столп (2-е характерно для древних трапезных палат России).
Музей «Слова о полку Игореве»[править | править код]
Западнее собора находится 2-этажное здание бывших покоев настоятеля. Оно состоит из 2-х частей. Основную, крестообразную в плане часть, вытянутую с юго-запада на северо-восток, датируют 2-й пол. XVI в.; другую, примыкающую под прямым углом с юго-запада, – кон. XVIII в. В нач. 2000-х гг. обе части отреставрированы в стиле, соответствующем времени их постройки. Ныне здание занимает Музей «Слова о полку Игореве». Северо-восточнее расположен так называемый «Корпус на погребах», датируемый 2-й пол. XVI в. Некогда он соединялся с покоями настоятеля. В 1780-х гг. к ним с востока пристроили храм св. прор. Илии и провели от этой церкви крытый переход к «Корпусу на погребах». 24 янв. 1787 г. епископ Новгород-Северский Иларион совершил освящение храма в присутствии императрицы Екатерины II. После окончания постройки церкви в склеп под алтарем перенесли из подземного хода под колокольней гроб Новгород-Северского наместника Илии Журмана, завещавшего средства на возведение этого храма. Позже рядом с И. Журманом похоронили его супругу Агафию, которая, исполняя завещание наместника, радела о создании церкви. В 1799 г. под алтарем погребли владыку Илариона. В XIX в. храм расширили за счет пристройки дополнительного нефа с севера, и в итоге покои настоятеля с церковью и «Корпусом на погребах» объединились в одно сооружение. В 1943 г. оно пострадало, к 1980 г. было перестроено и приспособлено для нужд дома инвалидов, в 1990-х гг. – вновь лежало в руинах (от храма св. прор. Илии почти ничего не осталось). В нач. 2000-х гг. «Корпус на погребах» и бывшие покои настоятеля отреставрированы без воссоздания 2-го этажа и церкви св. прор. Илии, как поздней пристройки. На глубине более 5 м под «Корпусом на погребах» залегает система облицованных кирпичом подземелий с залом, небольшими помещениями, напоминающими пещерные кельи, и ходом, ведущим глубоко под землю в сторону Десны.
Кельи и бурса[править | править код]
Севернее собора стоит корпус келий, построенный, по преданию, трудами о. Михаила (Лежайского). Специалисты датируют здание XVII в. Под корпусом сохранился глубокий подвал. Северо-восточнее собора стоит 2-этажное здание бурсы. Оно построено в 1657-1667 гг. для славяно-латинской школы, переведенной позже в Чернигов. Парадный фасад, обращенный к собору, оформлен большими арками, расположенными, по числу этажей, на 2-х уровнях. Внутри здания, по длине, вдоль арок устроены галереи, откуда можно попасть во все остальные помещения. Сооружение признано редким памятником гражданской архитектуры XVII в. Это последнее из 3-х строений обители, изображенных на гравюре в «Анфологионе» 1678 г. В годы существования Новгород-Северской епархии (1785-1797) здесь действовала семинария, с 1818 г. – духовное училище. В 1954-1958 гг. здание отреставрировано, в 1970-1980 гг. оно использовалось для жилых помещений дома инвалидов.
Археологический раскоп[править | править код]
Примерно в центре воображаемого квадрата между собором, корпусом келий и зданием бурсы находится застекленный археологический раскоп 2003 г. с остатками каменной древнерусской постройки. Найденный в раскопе материал позволил сделать ряд предположений. Постройка возведена на стыке XII-XIII вв. Прямоугольная в плане, она тянулась параллельно продольной оси собора, имела 4 внутренних опорных столба, расписанных фресками, не менее 2-х этажей, витражи в окнах. В западном углу здания сохранилось погребение беременной женщины с украшениями. Под северо-западной стеной обнаружен сделанный изнутри постройки подкоп с останками погибших в нем женщины, пятерых детей и двух собак. Археологический слой над уцелевшими частями кладки говорил о пожаре и обрушении верхнего этажа с последующим постепенным развалом стен. Здание могло быть каменным теремом, воздвигнутым вместе с древним Спасо-Преображенским храмом для загородной княжеской резиденции и разоренным монголами в 1239 г.
Подворья[править | править код]
22 мая 2003 г. при Новгород-Северском СИЗО № 32 состоялось освящение храма Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», который является подворьем обители.
Святые[править | править код]
- Святитель Димитрий Ростовский (Туптало, †1709)
Святыни[править | править код]
- Список иконы Божией Матери «Леньковской» («Спасительницы утопающих»)
Престольные праздники[править | править код]
Преображение Господне - 19 августа
Петр и Павел, первоверховные апостолы - 12 июля
Как добраться[править | править код]
Спасо-Преображенский монастырь стоит на холме у самой реки, в лесопарке. В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» 1873 г. есть прекрасные строки о месте расположения обители: «Монастырь издали представляет величественный вид, особенно из-за реки Десны. Из монастыря видны лучшая часть города, прибрежные горы, усеянные деревьями и рощами, обширный луг Десны, богатый озерами и речками, и дремучий лес, находящийся на необозримой равнине левого берега оной. Если на высотах гор душа человеческая с благоговейным чувством приближается к Беспредельному Творцу и Промыслителю Вселенной, то место, занимаемое этим монастырем, вполне способно производит подобные чувствования».
Адрес: Украина, Черниговская область, г. Новгород-Северский, ул. Пушкина, 1
Телефон: (04658) 2–17–57
Где остановиться[править | править код]
В 2015 году гостиница Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря открыла двери для приема паломников.
Гостиница располагается с восточной стороны, в непосредственной близости от Спасо-Преображенского собора. Бывшие монашеские келии, переделанные в уютные гостиничные номера, сохранили следы строгого монастырского быта.
Это уютная и чистая гостиница, где созданы условия для подготовки к Таинствам, возможно участие в совместном чтении утренних и вечерних молитв. Номера в гостинице рассчитаны на 4-12 человек.
Мужчины и женщины селятся отдельно. Души и туалеты на этаже, есть горячая и холодная вода. В комнатах можно попить чаю или перекусить т.к. предоставляются чайные принадлежности.
По вопросам поселения обращаться по номеру 8(04658) 2-17-57
Фото[править | править код]
-
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
-
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
-
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
-
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
-
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
-
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
-
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
-
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
-
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
-
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
ОПИСАНІЕ НОВГОРОДСЕВЕРСКАГО СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКАГО ПЕРВОКЛАССНАГО МУЖЕСКАГО МОНАСТЫРЯ