Кирилловская церковь (Киев): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 18 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=Украина, Киев, ул. Кирилловская (Фрунзе), 103 |вид=Приходской храм}}
{{Местоположение|локация=50.483618, 30.472091|вид=Приходской храм}}
'''Кирилловская церковь''' (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских) — шестистолпный, крестовокупольный храм в Киеве, один из древнейших сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства.
[[Файл:Кирриловская церковь Киев.jpg|мини|справа||alt=Кирилловская церковь (Киев)]]
'''Кирилловская церковь''' (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских) — шестистолпный, крестовокупольный храм в Киеве, один из древнейших сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства. В настоящее время церковь входит в комплекс [[Киевский Свято-Кирилловский мужской монастырь|Кирилловского монастыря]]


== История ==
== История ==
Строка 11: Строка 12:
Первые послемонгольские известия о Кирилловском монастыре датируются 1539 г. Эти документы касаются его земельных владений и дают основания для вывода, что Кирилловский монастырь не просто существовал, а и функционировал до ХVІІ ст. как упорядоченная обитель. В начале ХVІІ ст. патроном Кирилловского монастыря стал князь К.К.Острожский, который поручил восстановление храма и управления им и монастырем своему любимцу — игумену Василию Красовскому — Чорнобрывцю, для чего перевел его туда с Острожского монастыря Святого Хреста.
Первые послемонгольские известия о Кирилловском монастыре датируются 1539 г. Эти документы касаются его земельных владений и дают основания для вывода, что Кирилловский монастырь не просто существовал, а и функционировал до ХVІІ ст. как упорядоченная обитель. В начале ХVІІ ст. патроном Кирилловского монастыря стал князь К.К.Острожский, который поручил восстановление храма и управления им и монастырем своему любимцу — игумену Василию Красовскому — Чорнобрывцю, для чего перевел его туда с Острожского монастыря Святого Хреста.


Наиважнейшим делом игумена Василия стала реставрация большого монастырского храма, который после татарского ига остался без крыши и постепенно разрушался. После смерти Василия Красовского игуменами в Кирилловском монастыре были выдающиеся деятели Православной Церкви: Киприан Жеребыло-Лобунский (1614 — 1626), Софроний Жеребыло-Лобунский (1626 — 1648), Иннокентий Гизель (1650 — 1652), Лазар Баранович (1652 — 1657), Мелетий Дзык (1658 — 1677). Наивысшего расцвета Кирилловский монастырь достиг при игумене Иннокентии Монастырском. Славную традицию святителя церкви продолжили его приемники, в частности, Димитрий Ростовский (Туптало), известный православный писатель, автор “Житий святых”. Несмотря на кратковременное (лишь от января до июня 1697г.) игуменство в Кирилловском монастыре, имя святого Димитрия осталось памятным и священным в истории этой обители.
Наиважнейшим делом игумена Василия стала реставрация большого монастырского храма, который после татарского ига остался без крыши и постепенно разрушался. После смерти Василия Красовского игуменами в Кирилловском монастыре были выдающиеся деятели Православной Церкви: Киприан Жеребыло-Лобунский (1614 — 1626), Софроний Жеребыло-Лобунский (1626 — 1648), Иннокентий Гизель (1650 — 1652), Лазар Баранович (1652 — 1657), Мелетий Дзык (1658 — 1677). Наивысшего расцвета Кирилловский монастырь достиг при игумене Иннокентии Монастырском. Славную традицию святителя церкви продолжили его приемники, в частности, [https://azbyka.org/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/ Димитрий Ростовский (Туптало)], известный православный писатель, автор “Житий святых”. Несмотря на кратковременное (лишь от января до июня 1697г.) игуменство в Кирилловском монастыре, имя святого Димитрия осталось памятным и священным в истории этой обители.


В конце ХVІІІ ст. по указу императрицы Екатерины ІІ о секуляризации (конфискации церковных земель в пользу государства) Киево-Кирилловский мужской монастырь, как и большое количество других монастырей, был ликвидирован. Свое существование, как упорядоченной обители, монастырь прекратил в 1786 году, а все строения, которые находились на территории монастыря с храмом Св. Троицы, во имя которой в ХVІІ ст. переосвятили Кирилловскую церковь, перешли во владения Киевского “Приказа Общественного Призрения” для устроения в них благотворительных и богоугодных учреждений. Впоследствии, на территории монастыря было организовано городскую больницу, а Кирилловский храм превратили на больничную церковь.
В конце ХVІІІ ст. по указу императрицы Екатерины ІІ о секуляризации (конфискации церковных земель в пользу государства) Киево-Кирилловский мужской монастырь, как и большое количество других монастырей, был ликвидирован. Свое существование, как упорядоченной обители, монастырь прекратил в 1786 году, а все строения, которые находились на территории монастыря с храмом Св. Троицы, во имя которой в ХVІІ ст. переосвятили Кирилловскую церковь, перешли во владения Киевского “Приказа Общественного Призрения” для устроения в них благотворительных и богоугодных учреждений. Впоследствии, на территории монастыря было организовано городскую больницу, а Кирилловский храм превратили на больничную церковь.
Строка 24: Строка 25:


== Описание ==
== Описание ==
[[Файл:Кирилловский монастырь Киев3.jpg|мини|справа|alt=Кирилловская церковь (Киев)]]
=== Архитектура ===
=== Архитектура ===
В древности храм представлял собой крестовокупольное, одноглавое типично византийское сакральное сооружение, ориентированное с запада на восток. С тремя нефами, и закомарным перекрытием, аркатурными поясками, полосами поребрика, двух- и трёхступенчатыми амбразурами порталов. Применены крестовые своды. Пол из поливной керамики, уцелели значительные фрагменты древней фресковой живописи. Толщина стен, сооруженых в технике равнослойной кладки, доходит до 2х метров.
В древности храм представлял собой крестовокупольное, одноглавое типично византийское сакральное сооружение, ориентированное с запада на восток. С тремя нефами, и закомарным перекрытием, аркатурными поясками, полосами поребрика, двух- и трёхступенчатыми амбразурами порталов. Применены крестовые своды. Пол из поливной керамики, уцелели значительные фрагменты древней фресковой живописи. Толщина стен, сооруженых в технике равнослойной кладки, доходит до 2х метров.
Строка 43: Строка 45:


== Святыни ==
== Святыни ==
* Иконы свт. Димитрия Ростовского, прпмчч. Феодора и Василия Печерских с частицами мощей.
* Ковчежец с частицами мощей Ап. Стефана, вмч. Пантелеимона, мч. Александра Римского и прмч. Евстратия Печерского.
* Частица мощей Ап. Андрея Первозванного.
* Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Отрада» или «Утешение» (праздн. 21 января/3 февраля), привезенная с Афона (в Ватопедском монастыре хранится сама чудотворная икона).
== Престольные праздники ==
* '''[[Престольный праздник::Афанасий и Кирилл, Патриархи Александрийские]]''' - [https://azbyka.org/days/saint/928/4590/group 31 января, 15 мая, 22 июня]
* '''[[Престольный праздник::Василий Великий, святитель]]''' — [https://azbyka.org/days/sv-vasilij-velikij 14 января, 12 февраля (Собор Трех святителей)]
* '''[[Престольный праздник::Димитрий Ростовский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-rostovskij 4 октября (обре́тение мощей), 10 ноября]


== Богослужения ==
== Богослужения ==
Строка 54: Строка 66:
'''Телефоны:'''
'''Телефоны:'''


* иконная лавка: + 38 044 468 0212
* иконная лавка: [tel:+380444680212 + 38 044 468 0212]


* служба казначея: + 38 050 727 4265 о. Віталій
* служба казначея: [tel:+380507274265 + 38 050 727 4265] о. Віталій


== Где остановиться ==
== Где остановиться ==
Строка 67: Строка 79:
'''Телефоны:'''  
'''Телефоны:'''  


+38(044)379-34-05, +38(063)220-99-33 - Дом «Лаврский паломник» корпус №58  <br>   
[tel:+380443793405 +38(044)379-34-05], [tel:+380632209933 +38(063)220-99-33] - Дом «Лаврский паломник» корпус №58  <br>   
+38(044)379-34-80, +38(093)381-01-87 - Дом "Лаврский паломник" корпус №54  <br>  
[tel:+380443793480 +38(044)379-34-80], [tel:+380933810187 +38(093)381-01-87] - Дом "Лаврский паломник" корпус №54  <br>  
+38(093)345-01-21 - Дом "Лаврский паломник" корпус №56 <br>  
[tel:+380933450121 +38(093)345-01-21] - Дом "Лаврский паломник" корпус №56 <br>  


Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц. <br>
Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц. <br>
Строка 87: Строка 99:
'''Адрес:''' переулок Бехтеревский, 15.  
'''Адрес:''' переулок Бехтеревский, 15.  


'''Телефон:''' (044) 486-71-68.
'''Телефон:''' [tel:0444867168 (044) 486-71-68].


* '''[[Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь)]]'''  
* '''[[Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь)]]'''  
Строка 100: Строка 112:
'''Контакты:'''
'''Контакты:'''


Гостиница: +38 (067) 910-61-48
Гостиница: [tel:+380679106148 +38 (067) 910-61-48]


Чайная монастырская: (096) 052-83-87
Чайная монастырская: [tel:0960528387 (096) 052-83-87]


Церковная лавка: (098) 900-22-47
Церковная лавка: [tel:0989002247 (098) 900-22-47]


'''Адрес:''' Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.
'''Адрес:''' Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Кирилловская_церковь.jpg|Кирилловская церковь
Кирриловская_церковь_Киев1.jpg|Кирилловская церковь. Интерьер
Кирриловская_церковь_Киев2.jpg|Кирилловская церковь
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==
<youtube>ссылка на видео</youtube>
 
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=8F-t2yygUOQ&spfreload=10|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=UrVzPeOOCN4|350|left||frame}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==

Текущая версия от 11:36, 8 мая 2024

Идёт загрузка карты…
Кирилловская церковь (Киев)

Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских) — шестистолпный, крестовокупольный храм в Киеве, один из древнейших сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства. В настоящее время церковь входит в комплекс Кирилловского монастыря

История[править | править код]

Киевская Кирилловская церковь была основана в ХІІ ст. на далекой живописной околице Киева — Дорогожичах. Урочище (в летописи “Дорожиче” или “Дорогожиче”) получило такое название не только потому, что там сходились множественные дороги в Киев, а и еще потому, что оно находилось на болоте (жичи). Во времена междусобиц на этом плацдарме решалась судьба многих князей, которые претендовали на киевський престол, с одной стороны, и судьба самого Киева, — с другой. Такое стратегическое значение данной местности и стало одной из причин основания здесь монументальной церкви-крепости.

В 1139 году к Дорогожицкому стратегическому пункту на северо-западной околице подошел черниговский князь Всеволод Ольгович, овладел этой местностью и сразу же получил удобный плацдарм на подступах к Киеву. Позже на Дорогожичах построилась Кирилловская церковь, появление которой связано с именем Всеволода Ольговича. Постройка церкви-крепости – логичный шаг Всеволода — князя-воина, князя-стратега — к укреплению околиц желанного для многих “стольного града”.

Кирилловская церковь строилась как семейная усыпальница Ольговичей. Первое с известных захоронений в Кирилловской церкви датируется 1179 годом. Это захоронение жены Всеволода Ольговича, дочки Мстислава Великого, Марии Мстиславовны. Как сказано в летописях, в том же 1179 году умерла и была похоронена в Кирилловской церкви невестка Марии Мстиславовны — княгиня Мария Казимировна. В 1194 году в Кирилловском некрополе появилось захоронение знатной особы: 27 июля в дворце загородной Кирилловской резиденции на 78-м году умер старший сын Всеволода Ольговича, великий киевский князь, один из главных героев древнерусской поэмы “Слово о полку Игореве” — Святослав Всеволодович. Последнее в древнейшей истории Кирилловского некрополя захоронения – сына Святослава, Всеволода Чермного, датируется 1215 г.

Первые послемонгольские известия о Кирилловском монастыре датируются 1539 г. Эти документы касаются его земельных владений и дают основания для вывода, что Кирилловский монастырь не просто существовал, а и функционировал до ХVІІ ст. как упорядоченная обитель. В начале ХVІІ ст. патроном Кирилловского монастыря стал князь К.К.Острожский, который поручил восстановление храма и управления им и монастырем своему любимцу — игумену Василию Красовскому — Чорнобрывцю, для чего перевел его туда с Острожского монастыря Святого Хреста.

Наиважнейшим делом игумена Василия стала реставрация большого монастырского храма, который после татарского ига остался без крыши и постепенно разрушался. После смерти Василия Красовского игуменами в Кирилловском монастыре были выдающиеся деятели Православной Церкви: Киприан Жеребыло-Лобунский (1614 — 1626), Софроний Жеребыло-Лобунский (1626 — 1648), Иннокентий Гизель (1650 — 1652), Лазар Баранович (1652 — 1657), Мелетий Дзык (1658 — 1677). Наивысшего расцвета Кирилловский монастырь достиг при игумене Иннокентии Монастырском. Славную традицию святителя церкви продолжили его приемники, в частности, Димитрий Ростовский (Туптало), известный православный писатель, автор “Житий святых”. Несмотря на кратковременное (лишь от января до июня 1697г.) игуменство в Кирилловском монастыре, имя святого Димитрия осталось памятным и священным в истории этой обители.

В конце ХVІІІ ст. по указу императрицы Екатерины ІІ о секуляризации (конфискации церковных земель в пользу государства) Киево-Кирилловский мужской монастырь, как и большое количество других монастырей, был ликвидирован. Свое существование, как упорядоченной обители, монастырь прекратил в 1786 году, а все строения, которые находились на территории монастыря с храмом Св. Троицы, во имя которой в ХVІІ ст. переосвятили Кирилловскую церковь, перешли во владения Киевского “Приказа Общественного Призрения” для устроения в них благотворительных и богоугодных учреждений. Впоследствии, на территории монастыря было организовано городскую больницу, а Кирилловский храм превратили на больничную церковь.

Последующие незначительные по объему ремонтные работы, которые проводились в сооружении, не внесли изменений во внешний вид храма. Зато в интерьере церкви в 1860 году под поздней штукатуркой обнаружено уникальные фресковые росписи ХІІ ст.

С приходом советской власти все монастырские строения были национализированы и отданы Киевскому психоневрологическому диспансеру (ныне Киевская городская клиническая психоневрологическая больница № 1 имени И. П. Павлова), колокольня разрушена. Сама же Кирилловская церковь в 1929 году объявлена историко-культурным музеем, позже вошедшим в состав заповедника «София Киевская».

В 1950-х годах при проведении земляных работ под храмом обнаружен подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет вход в пещеры был завален камнями и залит бетоном. Эти вынужденные меры приняты после того, как одна из стен Кирилловской церкви дала сквозную трещину. Результатом работ по укреплению фундамента стала фактическая консервация подземелий.

В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская», но с 1995 года ещё и действующий храм УПЦ МП. 14 июня 2011 года приход был преобразован в Свято-Кирилловский мужской монастырь.

Описание[править | править код]

Кирилловская церковь (Киев)

Архитектура[править | править код]

В древности храм представлял собой крестовокупольное, одноглавое типично византийское сакральное сооружение, ориентированное с запада на восток. С тремя нефами, и закомарным перекрытием, аркатурными поясками, полосами поребрика, двух- и трёхступенчатыми амбразурами порталов. Применены крестовые своды. Пол из поливной керамики, уцелели значительные фрагменты древней фресковой живописи. Толщина стен, сооруженых в технике равнослойной кладки, доходит до 2х метров.

Нартекс открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. В толще северной стены нартекса находится подъём на хоры. В южной апсиде в толще стены, находится ход, который заканчивался на высоте 4х метров отверстием арочной формы.

После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. Четыре боковых купола были достроены в XVII веке гетманом Самойловичем, Константином Острожским. После пожара 1734 года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством известного киевского архитектора Григоровича-Барского. Перестройки преимущественно затронули своды, боковые купола, был пристроен фронтон над входом, оформлены лепным декором окна и порталы.

Под надзором Григоровича-Барского в 1748—1760 годах возле церкви были выстроены каменные монастырские здания. Из них сохранилась часть ограды с угловой башенкой, а колокольня была снесена в советское время.

Стенопись[править | править код]

В XII веке стены храма были покрыты фресками (сохранились 800 м.кв. — пятая часть от когда-то существовавших). В XVII веке временные повреждения стенописи обновили в технике темперы. Роспись этого времени представлена портретом игумена Иннокентия Монастырского на пилоне южного нефа.

В XVIII веке по указу Екатерины Второй Кирилловский Свято-Троицкий монастырь был упразднен. На территории монастырских помещений была создана больница, а стены церкви изнутри полностью оштукатурены и забелены.

В 60х годах XIX века во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена древняя фреска. А уже в 1880—1884 годах под руководством искусствоведа А. В. Прахова в храме начинались работы по расчистке старинных фресок, а утерянные фрагменты древней стенописи были оновлены в технике масляной живописи. К проведению реставрационных работ профессор Прахов привлёк около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, среди которых ныне классики украинской живописи: Иван Ижакевич, Иван Селезнёв, Сергей Костенко, Николай Пимоненко и др., а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель. Врубель работал в Киеве с мая по ноябрь 1884 года. Врубель написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.

Также для мраморного иконостаса храма Врубелем были написаны иконы «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Образы художник написал во время своей поездки в Италию, в 1884—1885 гг. Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.

Святыни[править | править код]

  • Иконы свт. Димитрия Ростовского, прпмчч. Феодора и Василия Печерских с частицами мощей.
  • Ковчежец с частицами мощей Ап. Стефана, вмч. Пантелеимона, мч. Александра Римского и прмч. Евстратия Печерского.
  • Частица мощей Ап. Андрея Первозванного.
  • Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Отрада» или «Утешение» (праздн. 21 января/3 февраля), привезенная с Афона (в Ватопедском монастыре хранится сама чудотворная икона).

Престольные праздники[править | править код]

Богослужения[править | править код]

Сб 16-30 Всенощное бдение

Вс 09-15 Литургия

Местонахождение[править | править код]

Адрес: Украина, Киев, ул. Кирилловская (Фрунзе), 103

Телефоны:

Где остановиться[править | править код]

Дом "Лаврский паломник"

Адрес: Киев, ул. Лаврская, 15

Телефоны:

+38(044)379-34-05, +38(063)220-99-33 - Дом «Лаврский паломник» корпус №58
+38(044)379-34-80, +38(093)381-01-87 - Дом "Лаврский паломник" корпус №54
+38(093)345-01-21 - Дом "Лаврский паломник" корпус №56

Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц.
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).

При Свято-Покровском монастыре имеется гостиница для паломников остановиться в гостинице для паломников Покровского монастыря (при себе нужно иметь паспорт).

Приют на три ночи дают всем паломникам, как женщинам, так и мужчинам. Т.к. монастырь женский, мужчину могут не заселить, если он один, без супруги или не с паломнической группой.

Если очень много паломников, а они обычно приезжают большими группами, то располагают на матрасах на полу. Мужчины и женщины размещаются в разных комнатах. Туалет общий, душа – нет, документы и деньги надо постоянно держать при себе.

Подъём в 4-30. В 5-00 служба, после службы можно покушать в трапезной, и, если не несете послушания, на территории монастыря находится не рекомендуется.

Размещение бесплатное.

Адрес: переулок Бехтеревский, 15.

Телефон: (044) 486-71-68.

Приезжающим в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.

Недалеко от храма расположено четырёхэтажное здание гостиницы с необходимым для проживания комплексом гостиничных услуг.

При поселении необходимо иметь при себе паспорт(оригинал).

При монастыре есть монастырская трапезная где можно покушать с 8:00 до 20:00, также можно заказать: обед для группы паломников, поминальный обед, отметить: дни ангела-хранителя, венчание и крещение.

Контакты:

Гостиница: +38 (067) 910-61-48

Чайная монастырская: (096) 052-83-87

Церковная лавка: (098) 900-22-47

Адрес: Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Кирилловский монастырь