Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 18 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=Украина, г. Киев, ул. Китаевская, 15|вид=Монастырь}}
{{Местоположение|локация=50.366954, 30.542191|вид=Монастырь}}
'''Кита́евская пу́стынь''' —[[Файл:Китаева пустынь.jpg|мини|справа|Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)]] православный монастырь в Китаеве (историческая местность в Киеве). Действовал в XVIII — начале XX веков; восстановлен в 1990-е годы.
[[Файл:Китаева пустынь.jpg|мини|справа|alt=Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)]]
'''Кита́евская пу́стынь''' — [[Аннотация::православный монастырь в Китаеве (историческая местность в Киеве). Действовал в XVIII — начале XX веков; восстановлен в 1990-е годы.]]


== История ==
== История ==
16 октября 1720 г. Петр I подтвердил права Лавры на «построенный вновь на земле Печерской обители в 1716 году монастырь Малый Китаевский урочища Китаевского, которая земля в крепостях Троицкого больницкого монастыря приналежна, который монастырь построил губернатор наш Киевский князь Дмитрий Михайлович Голицын» (Свято-Троицкий больничный монастырь – автономная часть Лавры до нач. ХХ в.). Описание Лавры митрополита Самуила (Миславского, †1796) называет Голицына основателем пустыни и сообщает предание, по которому на Китай-горе был когда-то загородный дом Андрея Боголюбского. Предание основано на «Грамоте Андрея Боголюбского Киево-Печерской Лавре 1159 г.», в которой князь назван «Китаем» (по одному из толкований – «Крепким»). Ее текст известен по копии XVIII в.: он изобилует анахронизмами и расхождениями с древними историческими источниками (в частности, неверна исходная дата). Допуская факт пожертвований Лавре со стороны князя Андрея, митрополиты Евгений (Болховитинов, †1837) и Макарий (Булгаков, †1882) констатировали, что известный ныне список грамоты не соответствует оригиналу (по мнению современной исследовательницы Ирины Жиленко, этот текст является плодом неоднократных правок, предпринятых в Лавре с целью защиты древних привилегий в меняющихся политических условиях). Тем не менее, со ссылкой на то же предание, в описании Лавры митр. Евгения князь Андрей назван уже основателем пустыни, а Голицын – «возобновителем». В более поздних описаниях (сер. XIX – нач. ХХ вв.), при разной степени доверия к преданию о Боголюбском, высказывалась уверенность, что трудам Голицына предшествовало появление в Китаево в XVII в. скита лаврских пустынножителей. Историк Ольга Крайняя (2004) датирует основание скита периодом настоятельства в Лавре архимандрита Елисея Плетенецкого (1599-1624), известного строгостью своей жизни.
16 октября 1720 г. Петр I подтвердил права Лавры на «построенный вновь на земле Печерской обители в 1716 году монастырь Малый Китаевский урочища Китаевского, которая земля в крепостях Троицкого больницкого монастыря приналежна, который монастырь построил губернатор наш Киевский князь Дмитрий Михайлович Голицын» (Свято-Троицкий больничный монастырь – автономная часть Лавры до нач. ХХ в.). Описание Лавры митрополита Самуила (Миславского, †1796) называет Голицына основателем пустыни и сообщает предание, по которому на Китай-горе был когда-то загородный дом Андрея Боголюбского. Предание основано на «Грамоте Андрея Боголюбского Киево-Печерской Лавре 1159 г.», в которой князь назван «Китаем» (по одному из толкований – «Крепким»). Ее текст известен по копии XVIII в.: он изобилует анахронизмами и расхождениями с древними историческими источниками (в частности, неверна исходная дата). Допуская факт пожертвований Лавре со стороны князя Андрея, митрополиты [https://azbyka.org/otechnik/Evgenij_Bolhovitinov/ Евгений (Болховитинов, †1837)] и Макарий (Булгаков, †1882) констатировали, что известный ныне список грамоты не соответствует оригиналу (по мнению современной исследовательницы Ирины Жиленко, этот текст является плодом неоднократных правок, предпринятых в Лавре с целью защиты древних привилегий в меняющихся политических условиях). Тем не менее, со ссылкой на то же предание, в описании Лавры митр. Евгения князь Андрей назван уже основателем пустыни, а Голицын – «возобновителем». В более поздних описаниях (сер. XIX – нач. ХХ вв.), при разной степени доверия к преданию о Боголюбском, высказывалась уверенность, что трудам Голицына предшествовало появление в Китаево в XVII в. скита лаврских пустынножителей. Историк Ольга Крайняя (2004) датирует основание скита периодом настоятельства в Лавре архимандрита Елисея Плетенецкого (1599-1624), известного строгостью своей жизни.


Домонастырское прошлое Китаева в значительной мере прояснили археологические раскопки ХХ в.: в VIII-X вв. на западном берегу ручья возникло поселение; в сер. Х в. крайняя юго-восточная часть «полуострова» была обращена в укрепленную цитадель; на стыке Х-ХI вв. на Китай-горе возвели более мощную крепость, тогда же начал функционировать могильник, где найдены как языческие, так и христианские погребения (до и после Крещения киевлян 988 г.; под тем же годом летописи сообщают об окружении Киева оборонными городами); вскоре вал и ров цитадели сровняли, и поселение превратилось в большой (площадью 40 га) ремесленный посад (многие историки XIX-ХХ вв. отождествляли с Китаевым древнерусской поры летописный  Пересечин, упоминаемый под 1154 и 1161 гг.); после нашествия Батыя (1240) крепость Китай-горы не возрождалась, посад существовал до XV в.: возможно, он запустел вследствие нападений Едигея (1416) и Менгли-Гирея (1482).
Домонастырское прошлое Китаева в значительной мере прояснили археологические раскопки ХХ в.: в VIII-X вв. на западном берегу ручья возникло поселение; в сер. Х в. крайняя юго-восточная часть «полуострова» была обращена в укрепленную цитадель; на стыке Х-ХI вв. на Китай-горе возвели более мощную крепость, тогда же начал функционировать могильник, где найдены как языческие, так и христианские погребения (до и после Крещения киевлян 988 г.; под тем же годом летописи сообщают об окружении Киева оборонными городами); вскоре вал и ров цитадели сровняли, и поселение превратилось в большой (площадью 40 га) ремесленный посад (многие историки XIX-ХХ вв. отождествляли с Китаевым древнерусской поры летописный  Пересечин, упоминаемый под 1154 и 1161 гг.); после нашествия Батыя (1240) крепость Китай-горы не возрождалась, посад существовал до XV в.: возможно, он запустел вследствие нападений Едигея (1416) и Менгли-Гирея (1482).
Строка 12: Строка 13:
=== Основная усадьба ===
=== Основная усадьба ===
Оканчиваясь на полуострове между озер, ул. Китаевская разделяет находящуюся здесь усадьбу монастыря на западную и восточную половины. Главные сооружения обители – включая храмы Св. Троицы и свв. 12-ти Апостолов (а также чтимые могилы) – расположены во 2-й из них (на этой же территории были выявлены при раскопках следы цитадели сер. Х – нач. XI в.); отсюда же устроены спуски к озерам – дорога по дамбе между 2-мя нижними озерами ведет к началу бетонного лестничного «серпантина», поднимающегося на террасу у главной пещеры Китай-горы. В западной половине усадьбы обители возвышается новый храм прп. Серафима Саровского.
Оканчиваясь на полуострове между озер, ул. Китаевская разделяет находящуюся здесь усадьбу монастыря на западную и восточную половины. Главные сооружения обители – включая храмы Св. Троицы и свв. 12-ти Апостолов (а также чтимые могилы) – расположены во 2-й из них (на этой же территории были выявлены при раскопках следы цитадели сер. Х – нач. XI в.); отсюда же устроены спуски к озерам – дорога по дамбе между 2-мя нижними озерами ведет к началу бетонного лестничного «серпантина», поднимающегося на террасу у главной пещеры Китай-горы. В западной половине усадьбы обители возвышается новый храм прп. Серафима Саровского.
 
[[Файл:Китаева пустынь Киев.jpg|мини|справа|Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)|alt=Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)]]
В 1716 г. князь Дмитрий Голицын воздвиг в пустыни деревянную церковь прп. Сергия Радонежского. В 1763-1767 гг. ее сменил каменный храм Св. Троицы с приделами прп. Сергия Радонежского (южный) и свт. Димитрия Ростовского (северный), ныне – архитектурная доминанта монастыря. Постройкой храма руководил трудившийся при Лавре зодчий Степан Ковнир. Исполненный в формах украинского барокко, храм, однако, не сразу обрел свой нынешний вид: в 1853-1854 гг. к 2-м изначальным его куполам были добавлены еще 3 из 5-ти существующих, в 1892 г. архитектор Владимир Николаев укрепил стены контрфорсами и устроил с запада новый притвор. В 1941 г. кровля и купола пострадали от военных действий, а в 1950-х гг. частично обрушились; в 1965 г. храм включили в реестр памятников архитектуры, в 1978 – разработали проект его реставрации, к 1982 – осуществили ее снаружи; в 1990-х гг. внутри был произведен капитальный ремонт, обновлены лики свв. Архангелов Михаила и Гавриила (1874) на западной паре опорных столпов, установлен барочный иконостас (спроектированный реставратором Р. Быковой по описаниям утраченного иконостаса XVIII в.); в 2009-2011 гг. интерьер храма оформлен в псевдовизантийском стиле рубежа XIX-XX вв. (включая замену иконостаса).
В 1716 г. князь Дмитрий Голицын воздвиг в пустыни деревянную церковь прп. Сергия Радонежского. В 1763-1767 гг. ее сменил каменный храм Св. Троицы с приделами прп. Сергия Радонежского (южный) и свт. Димитрия Ростовского (северный), ныне – архитектурная доминанта монастыря. Постройкой храма руководил трудившийся при Лавре зодчий Степан Ковнир. Исполненный в формах украинского барокко, храм, однако, не сразу обрел свой нынешний вид: в 1853-1854 гг. к 2-м изначальным его куполам были добавлены еще 3 из 5-ти существующих, в 1892 г. архитектор Владимир Николаев укрепил стены контрфорсами и устроил с запада новый притвор. В 1941 г. кровля и купола пострадали от военных действий, а в 1950-х гг. частично обрушились; в 1965 г. храм включили в реестр памятников архитектуры, в 1978 – разработали проект его реставрации, к 1982 – осуществили ее снаружи; в 1990-х гг. внутри был произведен капитальный ремонт, обновлены лики свв. Архангелов Михаила и Гавриила (1874) на западной паре опорных столпов, установлен барочный иконостас (спроектированный реставратором Р. Быковой по описаниям утраченного иконостаса XVIII в.); в 2009-2011 гг. интерьер храма оформлен в псевдовизантийском стиле рубежа XIX-XX вв. (включая замену иконостаса).


Строка 23: Строка 24:


=== Пещеры ===
=== Пещеры ===
[[Файл:Китаева пустынь келья.jpg|мини|справа|Келья в Китаевских пещерах|alt=Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)]]
После времен прп. Досифея, устья пещер Китаева периодически накрывало оползнем: описание пустыни 1785 г. (Василий Новгородцев) обходит подземелья молчанием, в 1831 г. – они упоминаются (митр. Евгений), в 1847 г. – опять молчание («Обозрение Киева» Ивана Фундуклея), в 1858 г. – пещеры заново «открыл» некий послушник (видя, как в землю провалился вбиваемый кол). В 1843 г. подземелья посетил Тарас Шевченко (в 1853 г. он описал их в повести «Варнак»); в 1844 г. киевлянин Авраамий Гунин нашел здесь оставленные благотворителями иконы, кресты, подсвечники, лампады, паникадило, аналои и ладан. В 1870-х гг. в пещерах поселился лаврский схимонах Тит. Со своим келейником Иосифом «Железная шапка» и насельниками скита он расчистил лабиринт длиной до 100 м и построил в его центре кирпичный храм. Когда работа близилась к концу, пришел неизвестный инок и молвил: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро». Пророчество сбылось: из-за болезни начальника скита, установку иконостаса из металла отложили. Не теряя надежды, о. Тит остался жить при пещерах. Он выстроил поперек входа убогую келью, водил через ее внутреннюю дверь паломников в подземелья, терпел нужду и невзгоды, а также побои от разных грабителей, и наконец преставился. В нач. 1880-х о келье схимника остались только воспоминания, пещеры были закрыты. Однако к концу того же десятилетия здесь появилась деревянная часовня, и лабиринт вновь стал посещаемым.
После времен прп. Досифея, устья пещер Китаева периодически накрывало оползнем: описание пустыни 1785 г. (Василий Новгородцев) обходит подземелья молчанием, в 1831 г. – они упоминаются (митр. Евгений), в 1847 г. – опять молчание («Обозрение Киева» Ивана Фундуклея), в 1858 г. – пещеры заново «открыл» некий послушник (видя, как в землю провалился вбиваемый кол). В 1843 г. подземелья посетил Тарас Шевченко (в 1853 г. он описал их в повести «Варнак»); в 1844 г. киевлянин Авраамий Гунин нашел здесь оставленные благотворителями иконы, кресты, подсвечники, лампады, паникадило, аналои и ладан. В 1870-х гг. в пещерах поселился лаврский схимонах Тит. Со своим келейником Иосифом «Железная шапка» и насельниками скита он расчистил лабиринт длиной до 100 м и построил в его центре кирпичный храм. Когда работа близилась к концу, пришел неизвестный инок и молвил: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро». Пророчество сбылось: из-за болезни начальника скита, установку иконостаса из металла отложили. Не теряя надежды, о. Тит остался жить при пещерах. Он выстроил поперек входа убогую келью, водил через ее внутреннюю дверь паломников в подземелья, терпел нужду и невзгоды, а также побои от разных грабителей, и наконец преставился. В нач. 1880-х о келье схимника остались только воспоминания, пещеры были закрыты. Однако к концу того же десятилетия здесь появилась деревянная часовня, и лабиринт вновь стал посещаемым.


Строка 28: Строка 30:


== Святые ==
== Святые ==
* прп. Досифей (†25 сент. 1777 г.; память 8 окт. н. ст.)
* Прп. Досифей (†25 сент. 1777 г.; память 8 окт. н. ст.)
* прп. Феофил Киевский (1788†28 окт. 1853 г.; память 10 нояб. н.ст.).
* Прп. Феофил Киевский (1788†28 окт. 1853 г.; память 10 нояб. н.ст.).
* Христа ради юродивый прп. Паисий Киевский (Яроцкий, †1893)
* Христа ради юродивый прп. Паисий Киевский (Яроцкий, †1893)
* прмч. Зинон (Беда), в миру Захарий (1867†1937)  
* Прмч. Зинон (Беда), в миру Захарий (1867†1937)  
* прмч. Неофит (Соболенко), в миру Николай (1870†1937)
* Прмч. Неофит (Соболенко), в миру Николай (1870†1937)
* прп. исп. схиархиеп. Антоний (Абашидзе), в миру Давид (1867†1 нояб. 1942)
* Прп. исп. схиархиеп. Антоний (Абашидзе), в миру Давид (1867†1 нояб. 1942)
   
   
== Святыни ==
== Святыни ==
Строка 39: Строка 41:
* В храме Двенадцати апостолов собраны мощи всех 12-ти апостолов (за исключением святого Иоанна Богослова, взятого с телом в Рай, и предателя Иуды Искариота, отпавшего от апостольского лика), а также мощи святых праведных Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и праведных Захарии и Елизаветы (родителей Иоанна Крестителя) и многих других великих святых.
* В храме Двенадцати апостолов собраны мощи всех 12-ти апостолов (за исключением святого Иоанна Богослова, взятого с телом в Рай, и предателя Иуды Искариота, отпавшего от апостольского лика), а также мощи святых праведных Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и праведных Захарии и Елизаветы (родителей Иоанна Крестителя) и многих других великих святых.


== Богослужения ==
== Престольные праздники ==
'''Праздники:'''  
'''[[Престольный праздник::День Святой Троицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-den-svjatoj-troicy-pjatidesjatnica 50-й день после Пасхи]


День Святой Троицы (Пятидесятница) 50-й день после Светлого Христова Воскресения (Пасхи)
'''[[Престольный праздник::Собор Пресвятой Богородицы]]''' [https://azbyka.org/days/sv-sobor-presvjatoj-bogorodicy 8 января]


Собор Пресвятой Богородицы — 26 декабря (8 января)
'''[[Престольный праздник::Собор 12-ти апостолов]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-sobor-slavnyh-i-vsehvalnyh-12-ti-apostolov 13 июля]


Собор славных и всехвальных 12-ти Апостолов — 30 июня (13 июля)
'''Особо чтимые праздники:'''


Память прп. Досифея Киевского — 25 сентября (8 октября)
Память прп. Досифея Киевского — 25 сентября (8 октября)
Строка 55: Строка 57:


== Местонахождение ==
== Местонахождение ==
[[Файл:Китаева пустынь2.jpg|мини|справа|alt=Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)]]
Китаево представляет собой глубокую S-образную в плане впадину в массиве коренной возвышенности правого берега Днепра, открытую северным концом в долину реки. По дну впадины издревле проходил ручей, в нижнем течении которого к нач. ХХ в. существовали 3 пруда, а во 2-й пол. ХХ в. – был устроен каскад из 4-х озер, разделенных дамбами с водосбросами. С востока над озерами господствует кряж, отделяющий Китаево от долины Днепра и оканчивающийся на севере круглой Китай-горой. В противоположность крутым склонам кряжа, западный «борт» урочища более отлогий.
Китаево представляет собой глубокую S-образную в плане впадину в массиве коренной возвышенности правого берега Днепра, открытую северным концом в долину реки. По дну впадины издревле проходил ручей, в нижнем течении которого к нач. ХХ в. существовали 3 пруда, а во 2-й пол. ХХ в. – был устроен каскад из 4-х озер, разделенных дамбами с водосбросами. С востока над озерами господствует кряж, отделяющий Китаево от долины Днепра и оканчивающийся на севере круглой Китай-горой. В противоположность крутым склонам кряжа, западный «борт» урочища более отлогий.


Строка 60: Строка 63:


'''Адрес:''' 03083, Украина, г. Киев, ул. Китаевская, 15.
'''Адрес:''' 03083, Украина, г. Киев, ул. Китаевская, 15.
'''Телефон:''' (044) 527–97–79


'''Как добраться''' на общественном транспорте:
'''Как добраться''' на общественном транспорте:
Строка 68: Строка 69:
* От ст. Метро «Лыбедская» автобусом № 52 до ост. «Школа». Автобусом № 20, 27 до ост. «Китаевская улица».
* От ст. Метро «Лыбедская» автобусом № 52 до ост. «Школа». Автобусом № 20, 27 до ост. «Китаевская улица».
* От ст. Метро «Выдубичи» автобусом № 45 до ост. 1-й Корчеватский массив, также любые марш. Такси до этой же остановки.
* От ст. Метро «Выдубичи» автобусом № 45 до ост. 1-й Корчеватский массив, также любые марш. Такси до этой же остановки.
'''Телефон:''' [tel:+380445279779 +38 (044) 527–97–79]


== Где остановиться ==
== Где остановиться ==
Строка 74: Строка 77:
'''Дом "Лаврский паломник"'''  
'''Дом "Лаврский паломник"'''  


'''Адрес:''' Киев, ул. Лаврская, 15 <br>
'''Адрес:''' Киев, ул. Лаврская, 15  


'''Телефоны:'''  
'''Телефоны:'''  


+38(044)379-34-05, +38(063)220-99-33 - Дом «Лаврский паломник» корпус №58  <br> 
[tel:+380443793405 +38(044)379-34-05], [tel:+380632209933 +38(063)220-99-33] - Дом «Лаврский паломник» корпус №58   
+38(044)379-34-80, +38(093)381-01-87 - Дом "Лаврский паломник" корпус №54  <br>
 
+38(093)345-01-21 - Дом "Лаврский паломник" корпус №56 <br>
[tel:+380443793480 +38(044)379-34-80], [tel:+380933810187 +38(093)381-01-87] - Дом "Лаврский паломник" корпус №54   
 
[tel:+380933450121 +38(093)345-01-21] - Дом "Лаврский паломник" корпус №56  
 
Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц.


Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц. <br>
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).


Строка 98: Строка 104:
'''Адрес:''' переулок Бехтеревский, 15.  
'''Адрес:''' переулок Бехтеревский, 15.  


'''Телефон:''' (044) 486-71-68.
'''Телефон:''' [tel:0444867168 (044) 486-71-68].


* '''[[Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь)]]'''  
* '''[[Свято-Покровский монастырь (Голосеевская пустынь)]]'''  
Строка 111: Строка 117:
'''Контакты:'''
'''Контакты:'''


Гостиница: +38 (067) 910-61-48
Гостиница: [tel:+380679106148 +38 (067) 910-61-48]


Чайная монастырская: (096) 052-83-87
Чайная монастырская: [tel:0960528387 (096) 052-83-87]


Церковная лавка: (098) 900-22-47
Церковная лавка: [tel:0989002247 (098) 900-22-47]


'''Адрес:''' Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.
'''Адрес:''' Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Китаева_пустынь1.jpg|Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)
Китаева_пустынь3.jpg|Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)
Китаева_пустынь4.jpg|Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)
Китаева_пустынь5.jpg|Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)
Китаева_пустынь6.jpg|Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==
<youtube>ссылка на видео</youtube>
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=eBVrxQ5tLnw|350|left|Свято Троицкий мужской монастырь Китаева пустынь|frame}}
 
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Tri9dMoJiPw|350|left|Китаевская Пустынь. Мой неизвестный Киев (на украинском языке)|frame}}
 
== Ссылки ==
== Ссылки ==
[http://kitaevo.church.ua/ Свято-Троицкий мужской монастырь «Китаева пустынь»]
[http://kitaevo.church.ua/ Свято-Троицкий мужской монастырь «Китаева пустынь»]


{{SEO|в Свято-Троицкий монастырь|Киева}}
{{SEO|в Свято-Троицкий монастырь|Киева}}

Текущая версия от 23:26, 19 апреля 2024

Идёт загрузка карты…
Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)

Кита́евская пу́стынь — православный монастырь в Китаеве (историческая местность в Киеве). Действовал в XVIII — начале XX веков; восстановлен в 1990-е годы.

История[править | править код]

16 октября 1720 г. Петр I подтвердил права Лавры на «построенный вновь на земле Печерской обители в 1716 году монастырь Малый Китаевский урочища Китаевского, которая земля в крепостях Троицкого больницкого монастыря приналежна, который монастырь построил губернатор наш Киевский князь Дмитрий Михайлович Голицын» (Свято-Троицкий больничный монастырь – автономная часть Лавры до нач. ХХ в.). Описание Лавры митрополита Самуила (Миславского, †1796) называет Голицына основателем пустыни и сообщает предание, по которому на Китай-горе был когда-то загородный дом Андрея Боголюбского. Предание основано на «Грамоте Андрея Боголюбского Киево-Печерской Лавре 1159 г.», в которой князь назван «Китаем» (по одному из толкований – «Крепким»). Ее текст известен по копии XVIII в.: он изобилует анахронизмами и расхождениями с древними историческими источниками (в частности, неверна исходная дата). Допуская факт пожертвований Лавре со стороны князя Андрея, митрополиты Евгений (Болховитинов, †1837) и Макарий (Булгаков, †1882) констатировали, что известный ныне список грамоты не соответствует оригиналу (по мнению современной исследовательницы Ирины Жиленко, этот текст является плодом неоднократных правок, предпринятых в Лавре с целью защиты древних привилегий в меняющихся политических условиях). Тем не менее, со ссылкой на то же предание, в описании Лавры митр. Евгения князь Андрей назван уже основателем пустыни, а Голицын – «возобновителем». В более поздних описаниях (сер. XIX – нач. ХХ вв.), при разной степени доверия к преданию о Боголюбском, высказывалась уверенность, что трудам Голицына предшествовало появление в Китаево в XVII в. скита лаврских пустынножителей. Историк Ольга Крайняя (2004) датирует основание скита периодом настоятельства в Лавре архимандрита Елисея Плетенецкого (1599-1624), известного строгостью своей жизни.

Домонастырское прошлое Китаева в значительной мере прояснили археологические раскопки ХХ в.: в VIII-X вв. на западном берегу ручья возникло поселение; в сер. Х в. крайняя юго-восточная часть «полуострова» была обращена в укрепленную цитадель; на стыке Х-ХI вв. на Китай-горе возвели более мощную крепость, тогда же начал функционировать могильник, где найдены как языческие, так и христианские погребения (до и после Крещения киевлян 988 г.; под тем же годом летописи сообщают об окружении Киева оборонными городами); вскоре вал и ров цитадели сровняли, и поселение превратилось в большой (площадью 40 га) ремесленный посад (многие историки XIX-ХХ вв. отождествляли с Китаевым древнерусской поры летописный Пересечин, упоминаемый под 1154 и 1161 гг.); после нашествия Батыя (1240) крепость Китай-горы не возрождалась, посад существовал до XV в.: возможно, он запустел вследствие нападений Едигея (1416) и Менгли-Гирея (1482).

В XVIII – нач. ХХ вв. и 1993-1996 гг. Китаевская пустынь являлась скитом Киево-Печерской Лавры, здесь трудились и были погребены многие подвижники (см. ниже). В 1924-1933 гг. Китаево стало организационным центром для монашеской братии, поэтапно вытесняемой советской властью из Лавры и рассеянной по разным лаврским угодьям (см. ниже). После закрытия обители, ее территорией владел Институт плодово-ягодного хозяйства. В 1965 г. Китаево обрело статус памятника археологии, в 1980-х гг. была предпринята попытка организации здесь археологического заповедника. Церковное возрождение пустыни началось с праздничного богослужения в день Св. Троицы 1990 г. в храме прп. Серафима Саровского. С 1991 г. регулярные богослужения совершались в храме Св. Троицы, который до 2009 г. был приходским. С 1993 г. возрождение монашеской жизни на территории обители вел назначенный из числа насельников Лавры архимандрит Пафнутий (Россоха), принявший в схиме имя Феофил (†1996) в честь прп. Феофила Киевского; для совершения богослужений по монастырскому уставу были отведены храмы свв. 12-ти Апостолов и прп. Серафима Саровского, а также пещерная церковь. В 1996 г. обитель преобразована из скита в самостоятельный монастырь. В 2001 г. братией и прихожанами пустыни была разоблачена сделка администрации техникума пчеловодства, работавшего на территории обители с советских лет, по сдаче одного из корпусов в субаренду законспирированной секте «тамплиеров»; признанный нерентабельным, техникум был закрыт, а часть занимаемых им помещений возвращена монастырю (однако властными структурами до сих пор не предоставлено достойное альтернативное жилье семьям, расквартированным в жилом фонде бывшего комбината).

Описание[править | править код]

Основная усадьба[править | править код]

Оканчиваясь на полуострове между озер, ул. Китаевская разделяет находящуюся здесь усадьбу монастыря на западную и восточную половины. Главные сооружения обители – включая храмы Св. Троицы и свв. 12-ти Апостолов (а также чтимые могилы) – расположены во 2-й из них (на этой же территории были выявлены при раскопках следы цитадели сер. Х – нач. XI в.); отсюда же устроены спуски к озерам – дорога по дамбе между 2-мя нижними озерами ведет к началу бетонного лестничного «серпантина», поднимающегося на террасу у главной пещеры Китай-горы. В западной половине усадьбы обители возвышается новый храм прп. Серафима Саровского.

Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)
Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)

В 1716 г. князь Дмитрий Голицын воздвиг в пустыни деревянную церковь прп. Сергия Радонежского. В 1763-1767 гг. ее сменил каменный храм Св. Троицы с приделами прп. Сергия Радонежского (южный) и свт. Димитрия Ростовского (северный), ныне – архитектурная доминанта монастыря. Постройкой храма руководил трудившийся при Лавре зодчий Степан Ковнир. Исполненный в формах украинского барокко, храм, однако, не сразу обрел свой нынешний вид: в 1853-1854 гг. к 2-м изначальным его куполам были добавлены еще 3 из 5-ти существующих, в 1892 г. архитектор Владимир Николаев укрепил стены контрфорсами и устроил с запада новый притвор. В 1941 г. кровля и купола пострадали от военных действий, а в 1950-х гг. частично обрушились; в 1965 г. храм включили в реестр памятников архитектуры, в 1978 – разработали проект его реставрации, к 1982 – осуществили ее снаружи; в 1990-х гг. внутри был произведен капитальный ремонт, обновлены лики свв. Архангелов Михаила и Гавриила (1874) на западной паре опорных столпов, установлен барочный иконостас (спроектированный реставратором Р. Быковой по описаниям утраченного иконостаса XVIII в.); в 2009-2011 гг. интерьер храма оформлен в псевдовизантийском стиле рубежа XIX-XX вв. (включая замену иконостаса).

В 1757 г. пожар уничтожил в обители деревянные кельи и трапезную; в 1758 упоминается новая деревянная трапеза с церковью свтт. Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Киевских и Московских; к 1761 г. была освящена 2-я деревянная церковь – свв. 12-ти Апостолов. В 1830-х гг. деревянные церкви сменило каменное сооружение храма свв. 12-ти Апостолов с трапезной в стиле классицизма; П-образное в плане здание расположено к северо-западу от церкви Св. Троицы, его параллельные крылья направлены на восток и завершены апсидами: в южном крыле – церковь свв. 12-ти Апостолов, в северном – трапезная. В 1829-1837 гг. к югу от храма свв. Апостолов и западу от храма Св. Троицы возвели 50-метровую каменную колокольню (также в стиле классицизма) в виде сужающейся кверху 3-ярусной круглой башни на массивном прямоугольном здании; в 1930-х гг. сооружение было разобрано; в кон. 1990-х гг. ближе к церкви свв. Апостолов стояла временная деревянная колокольня, а в нач. XXI в. ее заменила каменная звонница псково-новгородского типа (фронтон с проемами для колоколов), надстроенная между храмом и трапезной (на дворовом фасаде средней части здания); в ходе той же самой реконструкции, фасады всего сооружения были отделаны в псевдорусском стиле (рубежа XIX-XX вв.), а интерьер церкви – расписан в манере византийской и древнерусской иконописи.

В сер. XIX – нач. ХХ вв. храм Св. Троицы был окружен кольцом каменных корпусов, заменивших деревянные кельи (одним из звеньев кольца стала церковь с трапезной). В тот же период каменные корпуса были возведены и в западной половине усадьбы. В советское время некоторые из старинных жилых построек подверглись переделке, появилось и несколько дополнительных, сравнительно небольших строений. В нач. XXI в. в центре западной половины усадьбы сооружен храм прп. Серафима Саровского; он стоит на месте одноименной домовой церкви, пристроенной в 1904 г. (после канонизации подвижника – в память его встречи с прп. Досифеем) к зданию богадельни (ее первичное строение 1871 г. расширено в 1900 г.).

Братское кладбище[править | править код]

В 1786-1870 гг. пустынь служила местом погребения лаврской братии. Кроме прпп. Досифея и Феофила, здесь были похоронены киевский юродивый Иоанн Босой (Ковалевский, †1855), мать прп. Паисия Киевского (Яроцкого, †1893) Мария. За советские годы от кладбища уцелели лишь несколько надгробий в храме Св. Троицы и к северу от него. В 1990-х гг. сквер, примыкающий к северной стене церкви, был ухожен, в нем установили деревянные кресты и надгробия на могилах прпп. Досифея и Феофила, совершили погребение схиархимандрита Феофила (Россохи, †1996). Несколько лет назад сквер заново благоустроен, надгробия заменены мраморными. Предполагается также восстановление надгробий на большом участке кладбища к северу от восточной половины основной монастырской усадьбы.

Пещеры[править | править код]

Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)
Келья в Китаевских пещерах

После времен прп. Досифея, устья пещер Китаева периодически накрывало оползнем: описание пустыни 1785 г. (Василий Новгородцев) обходит подземелья молчанием, в 1831 г. – они упоминаются (митр. Евгений), в 1847 г. – опять молчание («Обозрение Киева» Ивана Фундуклея), в 1858 г. – пещеры заново «открыл» некий послушник (видя, как в землю провалился вбиваемый кол). В 1843 г. подземелья посетил Тарас Шевченко (в 1853 г. он описал их в повести «Варнак»); в 1844 г. киевлянин Авраамий Гунин нашел здесь оставленные благотворителями иконы, кресты, подсвечники, лампады, паникадило, аналои и ладан. В 1870-х гг. в пещерах поселился лаврский схимонах Тит. Со своим келейником Иосифом «Железная шапка» и насельниками скита он расчистил лабиринт длиной до 100 м и построил в его центре кирпичный храм. Когда работа близилась к концу, пришел неизвестный инок и молвил: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро». Пророчество сбылось: из-за болезни начальника скита, установку иконостаса из металла отложили. Не теряя надежды, о. Тит остался жить при пещерах. Он выстроил поперек входа убогую келью, водил через ее внутреннюю дверь паломников в подземелья, терпел нужду и невзгоды, а также побои от разных грабителей, и наконец преставился. В нач. 1880-х о келье схимника остались только воспоминания, пещеры были закрыты. Однако к концу того же десятилетия здесь появилась деревянная часовня, и лабиринт вновь стал посещаемым.

К кон. ХХ в. подземелья были почти целиком завалены. В 1990 г. сотрудники отдела «Киев подземный» Музея истории Киева начали их расчистку и укрепили коридор от входа до храма временными бетонными крепями (они стоят до сих пор). Слабое финансирование экспедиции обернулось тем, что работу продолжили братия и прихожане возрожденного скита. В сер. 1990-х гг. пещерный храм был наречен во имя прп. Досифея, в 2000 г. – переименован в честь Собора Пресвятой Богородицы; к 2000 г. в церкви выстроили кирпичные иконостас и киворий над престолом, тогда же были обложены кирпичом и несколько пещерных келий. На сегодня подземная церковь Китаева является самым крупным пещерным храмом Киева – при длине 7, ширине 4, высоте 4 м; ее отличают также наличие старинных световых проемов в своде (благодаря небольшой глубине залегания главной пещеры) и хор, надстроенный в 1990-х гг. над входным коридором. В 2011-2012 гг. проведено дополнительное укрепление пещер кирпичом (включая обкладку еще одной кельи). В 1995 г. над входом в пещеры воздвигнута новая деревянная часовня, а рядом – кирпичный домик иноков-смотрителей (позже обе постройки были реконструированы).

Святые[править | править код]

  • Прп. Досифей (†25 сент. 1777 г.; память 8 окт. н. ст.)
  • Прп. Феофил Киевский (1788†28 окт. 1853 г.; память 10 нояб. н.ст.).
  • Христа ради юродивый прп. Паисий Киевский (Яроцкий, †1893)
  • Прмч. Зинон (Беда), в миру Захарий (1867†1937)
  • Прмч. Неофит (Соболенко), в миру Николай (1870†1937)
  • Прп. исп. схиархиеп. Антоний (Абашидзе), в миру Давид (1867†1 нояб. 1942)

Святыни[править | править код]

  • Мощи и вериги преподобного Феофила Киевского
  • В храме Двенадцати апостолов собраны мощи всех 12-ти апостолов (за исключением святого Иоанна Богослова, взятого с телом в Рай, и предателя Иуды Искариота, отпавшего от апостольского лика), а также мощи святых праведных Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и праведных Захарии и Елизаветы (родителей Иоанна Крестителя) и многих других великих святых.

Престольные праздники[править | править код]

День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи

Собор Пресвятой Богородицы8 января

Собор 12-ти апостолов - 13 июля

Особо чтимые праздники:

Память прп. Досифея Киевского — 25 сентября (8 октября)

Память прп. Серафима Саровского — 2 (15) января, 19 июля (1 августа)

Память прп. Феофила Киевского — 14 (27) июля, 28 октября (10 ноября)

Местонахождение[править | править код]

Свято-Троицкий мужской монастырь (Китаева Пустынь)

Китаево представляет собой глубокую S-образную в плане впадину в массиве коренной возвышенности правого берега Днепра, открытую северным концом в долину реки. По дну впадины издревле проходил ручей, в нижнем течении которого к нач. ХХ в. существовали 3 пруда, а во 2-й пол. ХХ в. – был устроен каскад из 4-х озер, разделенных дамбами с водосбросами. С востока над озерами господствует кряж, отделяющий Китаево от долины Днепра и оканчивающийся на севере круглой Китай-горой. В противоположность крутым склонам кряжа, западный «борт» урочища более отлогий.

На западном берегу озер, представляющем собой полуостров, располагается основной ансамбль построек монастыря. Покрытая лесом Китай-гора хранит на вершине остатки валов древнерусского городища, а в недрах – монашеские пещеры с выходами на запад. Устье главной пещеры – на террасе у самой вершины – заметно по примыкающим к нему малым наземным постройкам. На продолжении кряжа, также поросшем лесом, находятся несколько древнерусских могильников.

Адрес: 03083, Украина, г. Киев, ул. Китаевская, 15.

Как добраться на общественном транспорте:

  • От ст. Метро «Арсенальная», «Печерская», «Дружбы народов», от Киево-Печерской Лавры на маршрутке № 470.
  • От ст. Метро «Лыбедская» автобусом № 52 до ост. «Школа». Автобусом № 20, 27 до ост. «Китаевская улица».
  • От ст. Метро «Выдубичи» автобусом № 45 до ост. 1-й Корчеватский массив, также любые марш. Такси до этой же остановки.

Телефон: +38 (044) 527–97–79

Где остановиться[править | править код]

Дом "Лаврский паломник"

Адрес: Киев, ул. Лаврская, 15

Телефоны:

+38(044)379-34-05, +38(063)220-99-33 - Дом «Лаврский паломник» корпус №58

+38(044)379-34-80, +38(093)381-01-87 - Дом "Лаврский паломник" корпус №54

+38(093)345-01-21 - Дом "Лаврский паломник" корпус №56

Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц.

На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).

При Свято-Покровском монастыре имеется гостиница для паломников остановиться в гостинице для паломников Покровского монастыря (при себе нужно иметь паспорт).

Приют на три ночи дают всем паломникам, как женщинам, так и мужчинам. Т.к. монастырь женский, мужчину могут не заселить, если он один, без супруги или не с паломнической группой.

Если очень много паломников, а они обычно приезжают большими группами, то располагают на матрасах на полу. Мужчины и женщины размещаются в разных комнатах. Туалет общий, душа – нет, документы и деньги надо постоянно держать при себе.

Подъём в 4-30. В 5-00 служба, после службы можно покушать в трапезной, и, если не несете послушания, на территории монастыря находится не рекомендуется.

Размещение бесплатное.

Адрес: переулок Бехтеревский, 15.

Телефон: (044) 486-71-68.

Приезжающим в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.

Недалеко от храма расположено четырёхэтажное здание гостиницы с необходимым для проживания комплексом гостиничных услуг.

При поселении необходимо иметь при себе паспорт(оригинал).

При монастыре есть монастырская трапезная где можно покушать с 8:00 до 20:00, также можно заказать: обед для группы паломников, поминальный обед, отметить: дни ангела-хранителя, венчание и крещение.

Контакты:

Гостиница: +38 (067) 910-61-48

Чайная монастырская: (096) 052-83-87

Церковная лавка: (098) 900-22-47

Адрес: Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Свято Троицкий мужской монастырь Китаева пустынь
Китаевская Пустынь. Мой неизвестный Киев (на украинском языке)

Ссылки[править | править код]

Свято-Троицкий мужской монастырь «Китаева пустынь»