Гефсиманский Черниговский скит: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) |
|||
(не показано 66 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=56. | {{Местоположение святыни|локация=56.308049,38.179563|вид=Монастырь}} [[Категория:Пещерные и скальные храмы]] | ||
[[Файл:Гефсиманский Черниговский скит.jpg|мини|справа|alt=Гефсиманский Черниговский скит]] | |||
'''Гефсиманский Черниговский скит''' [[Аннотация::является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры]]. Скит основан в 1844 году наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобным Антонием (Медведевым) при деятельном участии святителя Филарета (Дроздова). В апреле 2016 года Гефсиманский Черниговский скит приобрел статус объекта культурного наследия федерального значения. | |||
[[ | == История == | ||
В 1844 году тщанием святителя [https://azbyka.org/days/sv-filaret-moskovskij-drozdov Филарета (Дроздова)], митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры [https://azbyka.org/days/sv-antonij-medvedev преподобного Антония (Медведева)] было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту. | |||
В 3-х верстах к северо-востоку от [[Свято-Троицкая Сергиева лавра|обители Преподобного Сергия]] на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова [https://azbyka.org/neusypayemaya-psaltir Псалтирь], освящая обитель и благотворящих ей. | |||
В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества. | |||
Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, из расположенного там Успенского монастыря. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года. | |||
Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо. | |||
Святитель Филарет, часто останавливавшийся в скиту, так говорит в письме к преподобному Антонию, бывшему наместником Лавры в то время: «Праздновать в скитской церкви ближайший после праздника Успения Пресвятыя Богородицы воскресный день хороню тем, что новое частное празднование присоединилось бы к готовому общему празднику… С историей Гефсимании согласно было бы праздновать третий день по дне Успения. Но еще будет время рассудить о сем». | |||
С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери. Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит. | |||
Одну из главных святынь привез в скит православный писатель и историк Андрей Николаевич Муравьев. Из иерусалимской Гефсимании им были доставлены два камня. Муравьев в своем письме святителю Филарету пишет: «Что мне сказать Вам о сладостной для Вас Гефсимании? Говорю для Вас потому, что Вы обновили память ее в Лавре: я принесу в новую Гефсиманию два камня с изсеченными на них крестами из старой: один из пещеры Гефсиманской для вашей верхней церкви и другой из пещеры, где молился Господь о миновании Чаши, – для нижней. Пусть это останется у вас памятью освященных мест и недостойного их посетителя». Один из камней, принесенных Андреем Николаевичем Муравьевым в 1850 году, сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию». | |||
В том же 1850 году Муравьевым от Патриарха Иерусалимского Кирилла II была привезена грамота с благословением Новой Гефсимании, в которой говорилось: «…Но что вознесло сердце наше на верх духовной радости – это сообщенное нам его превосходительством А.Н. Муравьевым отрадное известие, что Ваше Высокопреосвященство, питая крайнее благоговение ко всечестному гробу Владычицы нашей Богородицы во Святой Земле и желая живее переноситься умом в святую Гефсиманию Иерусалимскую, создали близ святого храма Преподобного Сергия церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы и, освятив оную, наименовали новою Гефсиманиею… Могущественнейшая и православнейшая держава Всероссийская, содержа ныне в недрах своих новый Иерусалим и новую Гефсиманию, да соблюдает во веки обновляющуюся ревность о благочестии и особенное благоговение ко всечестным и первейшим достопоклоняемым местам при нашем Престоле и да продолжает являть неоскудно Матери всех Церквей державное свое заступление и помощь». | |||
Пещерное отделение при ските обязано своим появлением юродивому Филиппу (крестьянину Филиппу Андреевичу Хореву). Приняв на себя тяжкий крест юродства, он отправился в пешее паломничество из Владимирской губернии в Киево-Печерскую Лавру. Увиденное там так поразило его, что по возвращении к обители Преподробного Сергия Филипп задумал устроить пещеры. Испросив благословения у преподобного Антония на «ископание погребка» для хранения продуктов трапезной при Гефсиманском ските, юродивый принялся осуществлять свою идею. Через некоторое время близ скита, на пригорке, в Исаакиевской роще, расположенной через пруд от обители, появились первые подземные келии. Узнав об этом, преподобный Антоний сообщил об увиденном святителю Филарету, и тот благословил начинание со словами: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной». | |||
Вскоре появилась первая церковь в пещерном отделении при Гефсиманском скиту. Она также была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах, был освящен 27 сентября 1851года в честь Архангела Михаила. Верхний, надпещерный, – в честь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящен 7 июля 1857 года). | |||
С самого своего устроения пещерное отделение привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше благочестивых христиан начало притекать в эту обитель, расположенную в самой чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Божией Матери, именуемую Черниговской Гефсиманской. | |||
Первоначально икона Богоматери, именуемая Черниговская Ильинская, была передана вкладом в пещерный храм девицей Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году. Первое же чудо совершилось от образа 1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор по молитвам перед иконой происходит множество чудесных исцелений. | |||
По чудесном прославлении образа Божией Матери еще больше паломников начало прибывать в пещерное отделение, и деревянная церковь уже не могла вместить всех. Поэтому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Николаю Владимировичу Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и благодаря своим инженерным навыкам сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент в весьма влажной почве. Более того, во время строительства собора неразобранной оставалась старая деревянная церковь, чтобы служба в ней, по возможности, не прекращалась. Новый величественный собор был освящен 26 августа 1894 года. | |||
Архитектурный облик пещерного отделения, ставшего известным как Черниговский монастырь, был завершен в самом начале XX века, когда территория его была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб. | |||
Разумеется, прославляла скит не архитектура, но духовная жизнь. Паломники приезжали сюда не только, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, но и для того, чтобы испросить совета и наставления у преподобного Варнавы. | |||
Строгостью и духом православной ревности славился устав Гефсиманского скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – всё было направлено ко спасению души человеческой. | |||
Где строгость, там утешение и ласка. Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в с. Прудищи Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в с. Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при Крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Богобоязненный отрок во время одного из паломничеств в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру решил поступить в монастырь. Так в 1851 году он вместе с духовником своим старцем Геронтием поселился в скиту, исполняя послушание слесаря, псалмопевца, проводника богомольцев по пещерам скита. В 1863 году ему было доверено основать новый общежительный монастырь близ с. Выксы Нижегородской губернии. 27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского – «сын утешения») в честь апостола от 70-ти Варнавы. Так начался подвиг старчества. Господь отметил преподобного Варнаву видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал более 500 посетителей, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом. | |||
Преставился ко Господу старец в алтаре храма домовой церкви при Александро-Мариинском доме призрения перед Святым Престолом в 1906 году 17 февраля (1/2 марта по новому стилю). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. В 1995 году преподобный Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудесным образом сохранился деревянный домик старца, в котором он принимал многочисленных паломников. | |||
К сожалению, в 20-х годах прошлого века даже в эти глухие места пришло страшное иго гонений на Церковь. Именно в Гефсиманский скит 21 октября 1919 года переселили братию закрытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Испытания богоборческим игом сам скит впервые испытал 31 августа 1918 года, когда с особой дерзостью новые власти произвели обыск в обители. Монашеское общежитие в пещерном отделении было ликвидировано в 1921 году, а сам собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» окончательно отняли у молящихся в 1922 году. Гефсиманский скит в 1924 году получил статус сельскохозяйственной артели, а здания были переданы Московскому областному отделу социального обеспечения (МООСО) для размещения колонии для несовершеннолетних имени Каляева и общества престарелых работников просвещения. Последняя церковь Успения Божией Матери, с переноса которой и началось строительство в глухом лесу, была закрыта в Гефсиманском скиту в 1928 году. Затем ее отдали под клуб глухонемых, а после войны территория скита была передана в распоряжение Центрального физико-технического института. Церкви были разрушены, а на месте скитского кладбища выстроили учебно-административное здание. | |||
Лишь в 1991 году благодаря дневниковым записям писателя Михаила Михайловича Пришвина, часто бывавшего в скиту и пещерном отделении, удалось установить место расположения могил двух известнейших философов конца XIX – начала XX веков: Константина Николаевича Леонтьева (в монашестве Климента) и его идейного наследника Василия Васильевича Розанова. | |||
Большую часть пещерного отделения скита в 1944 отдали под профессиональную школу-интернат для инвалидов. Собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» уцелел отчасти благодаря своим размерам: новая власть приспособила его для тюрьмы-колонии, интерната, а затем – для склада Загорского горпромторга. Внутренний объем был поделен на два этажа. Часть этих перекрытий после возрождения была оставлена и используется ныне для размещения хора. | |||
20-е столетие принесло жестокие испытания. Свидетельства очередного духовного запустения – затопленные пещеры Черниговского скита и поруганные фрески святых с выщербленными ликами. Именно в таком виде вернули Церкви собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» и колокольню с расположенными в ней двумя храмами. | |||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
Возвращение скита Церкви началось 13 сентября 1989 года. Накануне праздника в честь иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» состоялась первая встреча наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский) с представителями Загорского горисполкома, а 11 апреля 1990 года светские власти приняли решение о поэтапной передаче Лавре Черниговского скита. | |||
18 июля 1990 года скит посетил приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С тех пор началось возрождение этого святого места и внешнее, и внутреннее, духовное. В храме вновь служится Литургия, возносятся молитвы, многие труды прилагаются к восстановлению былой красоты обители. | |||
В своем слове по окончании Божественной литургии, совершенной в скиту 10 марта 2012 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Несомненно, Черниговский Гефсиманский скит был местом особого взаимодействия Церкви и российской интеллигенции, которая была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину от лжи… Зная о том, что произошло сто лет тому назад, зная о том, как совратились мыслящие люди с пути истинного, мы должны сегодня извлекать из этих тяжких уроков истории уроки для своей собственной жизни, чтобы, упаси Бог, не повторить роковых ошибок». | |||
К настоящему времени проведен большой объем архитектурно-восстановительных работ в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская», восстановлены пещерные храмы Архангела Михаила и Преподобных Антония и Феодосия Печерских, обновлена колокольня и находящиеся в ней храмы Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и Святых равноапостольных Константина и Елены, на берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня, в которой еще до революции многочисленные паломники набирали воду из источника. | |||
Комплекс скита включает в себя следующие строения: | |||
* Собор в честь иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» | |||
* Храм Архангела Михаила | |||
* Храм святителя Николая, Чудотворца Мир Ликийских | |||
* Часовню в честь святого благоверного князя Владислава Сербского | |||
* Боголюбскую Киновию с храмами в честь Боголюбской иконы Божией Матери и святого благоверного князя Игоря Черниговского | |||
'''Боголюбская Киновия''' | |||
На берегу Скитских прудов, вдали от шумных дорог, в глуши лесов, неподалеку от Гефсиманского Черниговского Скита [[Свято-Троицкая Сергиева лавра|Свято-Троицкой Сергиевой Лавры]] на месте, называемом Корбухой, полтора столетия назад (в 1858 г.) [https://azbyka.org/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhizneopisanija-otechestvennyh-podvizhnikov/16 блаженный схимонах Филипп] основал Боголюбскую Киновию (от греческого «киновия» – «общежитие»). | |||
В самом начале здесь была устроена двухэтажная церковь с двумя престолами: во имя святых жен Матроны и Капитолины на нижнем этаже и в честь Боголюбской иконы Божией Матери на верхнем этаже. В этом тихом, умиротворенном месте, близ двухэтажной церкви было обустроено кладбище братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В нижней церкви был погребен схимонах Филипп. Несколько лет назад честные останки его были перенесены в Иверскую часовню пещер Скита. | |||
Постепенно Киновия расширялась и превратилась в большой общежительный монастырь. Для братии были выстроены пять деревянных келейных корпусов, один из которых имел три этажа; за оградой стояло деревянное здание странноприимной; содержался собственный скотный двор. В 1875 г. на западном краю обители было построено каменное двухэтажное здание трапезной. Между церковью и трапезной возведены Святые врата – главный вход на территорию Киновии для богомольцев. Чтобы подойти к вратам богомольцы должны были по деревянному мостику пересечь залив скитского пруда и затем подняться по ступеням довольно крутой лестницы, устроенной по склону холма, на котором возвышались ворота. В 1907 г. Киновию окружили каменной оградой протяженностью 250 сажен. | |||
К сожалению, даже в эти глухие места в 20-х годах прошлого века пришло страшное иго гонений на Церковь, которое разрушило не только большинство построек в Киновии, но и некрополь, надгробные плиты с которого кощунственным образом были использованы для мощения дороги. Киновия была закрыта после революции 2 мая 1922 г. Из монастыря были изъяты все ценности (иконы, утварь) и переданы в фонд помощи голодающим. Затем территория обители перешла к швейной фабрике. | |||
До наших дней сохранился лишь каменный одноглавый храм в старорусском стиле с шатровой колокольней, который с недавних пор возвращен в ведение Русской Православной Церкви. | |||
Ремонтно-реставрационные работы по восстановлению церкви Боголюбской Киновии начались в 2012 году. Сейчас, благодаря тщаниям благодетелей, храму возвращено былое благолепие. | |||
Великое освящение храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери состоялось 24 июля 2019 года. | |||
Великое освящение храма в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского состоялось в Боголюбской Киновии 30 августа 2019 года. Чин совершил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон. | |||
'''[[Часовня святого благоверного князя Владислава Сербского (Сергиев Посад)|Часовня святого благоверного князя Владислава Сербского]]''' | |||
Гефсиманский Черниговский Скит основан в 1844 году. Трудами схимонаха Филиппа в 1847 году образовалось пещерное отделение. Вскоре после ископания пещер там, на глубине порядка 15-20 метров, забил источник. Братия использовала воду из него как колодезную. После постройки собора в честь иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской кладезь оказался расположенным с западной стороны храма, непосредственно под папертью. | |||
Для удобства набора воды была устроена часовня, в которую заходили многочисленные паломники, приезжавшие в скит, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери Черниговской Гефсиманской. После прославления чудотворной иконы люди начали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов и от источника. | |||
В двадцатые годы XX столетия система отвода воды из подземного колодца была разрушена и все строения пришли в полное запустение, а сама часовня была полностью разрушена. | |||
По Промыслу Божию, трудами специалистов и попечением благочестивых православных христиан, в настоящее время восстановлен отвод воды, обустроена купель и над ней построена часовня в честь святого благоверного князя Владислава Сербского. Чин освящения был совершен 14 сентября 2016 года, в день прославления иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской. Вновь, как и в исторические времена, открыт доступ к набору воды для потребления ее на пользу души и тела. | |||
Часовня открыта с 5:00 до 21:00. | |||
== Деятельность монастыря == | |||
* Воскресная школа | |||
* Кондитерский цех | |||
При Гефсиманском Черниговском ските действует небольшой кондитерский цех, который обеспечивает вкусной выпечкой не только братию, но и прихожан. Предлагаются изготовленные нашим кондитерским цехом куличи и пасхи (пасха шоколадная, с вареной сгущенкой, с цукатами, с изюмом, с орехами, с черносливом, с миндалем). В ассортимент цеха входят не только обычные пироги с самой разнообразной начинкой, но и замечательные торты, которые могут украсить любой праздничный стол. В пост на изготовление тортов, для теста и крема, идут жиры растительного происхождения. По старинным рецептам изготавливаются самые разнообразные виды хлеба и кваса. Весь хлеб производится без использования дрожжей. | |||
== Святые == | |||
* [https://azbyka.org/days/sv-varnava-merkulov Преподобный Варнава Гефсиманский] | |||
== Святыни == | == Святыни == | ||
* '''Чудотворный [https://azbyka.org/days/ikona-chernigovskaja-gefsimanskaja Черниговский-Гефсиманский образ Божией Матери].''' 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия в Скиту просияла Черниговская икона Божией Матери, данная вкладом в Пещерный храм. Произошло исцеление парализованной крестьянки, страдавшей от своей болезни девять лет. С этого момента было зарегистрировано свыше 100 чудес и исцелений, исходящих от этой иконы. Многие больные устремились в Скит и прикладывались к чудотворному образу. По почте просили прислать маслица от лампадки, заочно заказывали молебны, молились даже перед изображением иконы в книгах - и все были услышаны, все получали помощь. Списки с чудотворного образа Божией Матери разошлись повсюду и почитаются во многих православных храмах. Не случайно, что прообраз этой иконы был обретен преподобным Антонием Печерским, родоначальником русского монашества и первым русским пещерником. | |||
* Голгофа с частицей Древа Животворящего Креста Господня | |||
* Камень от гроба Божией Матери, привезенный из [[Иерусалим|Иерусалима]] в 1850 на благословение новой Северной Гефсимании | |||
* Икона Божией Матери «Нерушимая Стена» | |||
* Икона Божией Матери Всецарица – благословение [[Афон|Святой Горы Афон]], дар [[Монастырь Ватопед (Афон)|монастыря Ватопед]] | |||
* Рака с частичками мощей Киево-Печерских и других святых | |||
* Святые мощи преподобного Варнавы Гефсиманского | |||
* Чудотворный источник | |||
* Иконы с частицами мощей: | |||
** Икона святой блаженной Матроны Московской | |||
** Икона святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии | |||
** Икона святителя Николая | |||
** Икона преподобного Сергия Радонежского | |||
** Икона преподобного благоверного князя Олега Брянского | |||
** Икона святого благоверного князя Андрея Боголюбского | |||
** Икона преподобного Максима Грека | |||
== [[Престольные праздники]] == | == [[Престольные праздники]] == | ||
* '''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы "Черниговская-Гефсиманская"]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-chernigovskaja-gefsimanskaja 14 сентября] | |||
* '''[[Престольный праздник:: Варнава Гефсиманский (Меркулов), преподобный]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-varnava-merkulov 19 июля, 13 сентября] | |||
* '''[[Престольный праздник::День Святой Троицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-den-svjatoj-troicy-pjatidesjatnica 50-й день после Пасхи] | |||
* '''[[Престольный праздник::Михаил, Архистратиг]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-mihail-arhangel 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)] | |||
* '''[[Престольный праздник::Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij 22 мая, 19 декабря] | |||
* '''[[Престольный праздник::Владислав Сербский, благоверный князь]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-vladislav-serbskij 7 октября] | |||
* '''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы "Боголюбская"]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-bogoljubskaja 1 июля] | |||
* '''[[Престольный праздник::Игорь Черниговский, благоверный князь]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-igor-v-kreshchenii-georgij-chernigovskij-i-kievskij 18 июня, 2 октября] | |||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Адрес:''' | '''Адрес:''' 141307 Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1 | ||
'''Канцелярия Скита:''' | |||
'''Телефон:''' [tel:+74965492528 +7 496 549 25 28], [tel:+74959953017 +7 495 995 30 17] (звонить с 8:30 до 17:00) | |||
'''Электронная почта:''' [mailto:info-gefsimaniya@yandex.ru info-gefsimaniya@yandex.ru] | |||
'''Проезд:''' Гефсиманский Черниговский cкит находится на восточной окраине Сергиева Посада Московской области, в 3 км от Лавры между посёлками Ферма и Киновия. | |||
Добраться от Москвы до Сергиева Посада можно пригородным автобусом №388 (станция метро ВДНХ) или электричкой (с Ярославского вокзала), от вокзала Сергиева Посада до скита – автотранспортом: | |||
'''Автобус №38''' | |||
Примерно раз в час: 5:45, 6:50, 7:50, 9:05, 10:50, 11:55, 13:10, 14:30, 15:30, 16:36, 17:36, 19:05, 20:10, 21:15. Выйти через 15 мин на остановке «ул. Каляевская». | |||
'''Маршрутки и автобусы до пос. Ферма (№7, №18), Лоза (№30), №36, №37''' | |||
''' | Выйти на въезде в Ферму (остановка «КПП»), перейти дорогу и двигаться по ул. Солнечной на север. | ||
'''Автомобилем''' | |||
От Лавры – с проспекта Красной Армии по ул. Карла Маркса, далее Вифанской (2 поворот налево с указателем после ж/д переезда) и Новоогородной до указателя «НИИРП» для поворота направо. | |||
С северо-восточной стороны скита располагается парковка для больших туристических автобусов. | |||
'''[https://skit-chernigovsky.ru/ru/contacts/ Подробнее см. на сайте]''' | |||
== Паломнику == | == Паломнику == | ||
=== Расписание богослужений === | |||
'''[https://skit-chernigovsky.ru/ru/timing/worship/ Актуальное расписание богослужений представлено официальном на сайте скита]''' | |||
=== Трапезные === | |||
Для паломнических групп организовано питание в «Трапезе Паломника», которая располагается у въездных ворот. В новой трапезной обустроена безбарьерная среда для маломобильных групп граждан, а также все для комфортного отдыха родителей с маленькими детьми: есть столики для кормления детей, пеленальный столик. В новой трапезной, где могут разместиться до 60 человек, можно не только приобрести выпечку или заготовки, но и заказать завтраки, комплексный обед или поминальную трапезу. Заказ питания производится заблаговременно по телефону +7(985) 098-89-34. | |||
На территории Гефсиманского Черниговского Скита ежедневно с 8:00 до 20:00 открыта «Монастырская трапеза». С четверга по воскресенье с 10:00 до 18:00 открыта «Монастырская трапеза» у колокольни. | |||
В трапезных также можно заказать и приобрести монастырскую продукцию. | |||
'''[https://skit-chernigovsky.ru/ru/monastyrskaya-trapeza/ Подробности на сайте]''' | |||
== Фото == | == Фото == | ||
<gallery> | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит18.jpg | |||
Гефсиманский Черниговский скит2.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит1.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит6.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит7.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит8.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит9.jpg | |||
Гефсиманский Черниговский скит3.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит10.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит11.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит12.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит13.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит15.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит17.jpeg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит19.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит20.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит21.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит22.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит5.jpg | |||
Гефсиманский_Черниговский_скит23.jpg | |||
</gallery> | |||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|| | |||
{{#ev:youtube|| | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=OJza4NDjsTA|300|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|| | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=cDK6kimg6_o|300|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=GhayP3v4GXs|300|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=c4XjWC7djmM|300|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=CWb_h--rap0|300|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=AKzD_93AjIs|300|left||frame}} | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[http://www.stsl.ru/about_lavra/all/gefsimanskiy-chernigovskiy-skit/ Гефсиманский Черниговский скит] | * [http://www.stsl.ru/about_lavra/all/gefsimanskiy-chernigovskiy-skit/ Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Гефсиманский Черниговский скит] | ||
* [http://www.skit-chernigovsky.ru/ru/ Официальный сайт Гефсиманского Черниговского скита] | |||
[http://www.skit-chernigovsky.ru/ru/ Гефсиманский Черниговский | * [https://vk.com/skit_chernigovsky Гефсиманский Черниговский скит Вконтакте] | ||
* [https://monasterium.ru/monastyri/monastery/gefsimanskiy-chernigovskiy-skit/ Монастырский вестник. Гефсиманский Черниговский скит Троице-Сергиевой лавры] | |||
* [[Свято-Троицкая Сергиева лавра]] | |||
{{SEO|в Гефсиманский Черниговский скит|Московской области}} | {{SEO|в Гефсиманский Черниговский скит|Московской области}} |
Текущая версия от 00:22, 30 декабря 2023
Гефсиманский Черниговский скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Скит основан в 1844 году наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобным Антонием (Медведевым) при деятельном участии святителя Филарета (Дроздова). В апреле 2016 года Гефсиманский Черниговский скит приобрел статус объекта культурного наследия федерального значения.
История[править | править код]
В 1844 году тщанием святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту.
В 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь, освящая обитель и благотворящих ей.
В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества.
Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, из расположенного там Успенского монастыря. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.
Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо.
Святитель Филарет, часто останавливавшийся в скиту, так говорит в письме к преподобному Антонию, бывшему наместником Лавры в то время: «Праздновать в скитской церкви ближайший после праздника Успения Пресвятыя Богородицы воскресный день хороню тем, что новое частное празднование присоединилось бы к готовому общему празднику… С историей Гефсимании согласно было бы праздновать третий день по дне Успения. Но еще будет время рассудить о сем».
С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери. Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит.
Одну из главных святынь привез в скит православный писатель и историк Андрей Николаевич Муравьев. Из иерусалимской Гефсимании им были доставлены два камня. Муравьев в своем письме святителю Филарету пишет: «Что мне сказать Вам о сладостной для Вас Гефсимании? Говорю для Вас потому, что Вы обновили память ее в Лавре: я принесу в новую Гефсиманию два камня с изсеченными на них крестами из старой: один из пещеры Гефсиманской для вашей верхней церкви и другой из пещеры, где молился Господь о миновании Чаши, – для нижней. Пусть это останется у вас памятью освященных мест и недостойного их посетителя». Один из камней, принесенных Андреем Николаевичем Муравьевым в 1850 году, сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию».
В том же 1850 году Муравьевым от Патриарха Иерусалимского Кирилла II была привезена грамота с благословением Новой Гефсимании, в которой говорилось: «…Но что вознесло сердце наше на верх духовной радости – это сообщенное нам его превосходительством А.Н. Муравьевым отрадное известие, что Ваше Высокопреосвященство, питая крайнее благоговение ко всечестному гробу Владычицы нашей Богородицы во Святой Земле и желая живее переноситься умом в святую Гефсиманию Иерусалимскую, создали близ святого храма Преподобного Сергия церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы и, освятив оную, наименовали новою Гефсиманиею… Могущественнейшая и православнейшая держава Всероссийская, содержа ныне в недрах своих новый Иерусалим и новую Гефсиманию, да соблюдает во веки обновляющуюся ревность о благочестии и особенное благоговение ко всечестным и первейшим достопоклоняемым местам при нашем Престоле и да продолжает являть неоскудно Матери всех Церквей державное свое заступление и помощь».
Пещерное отделение при ските обязано своим появлением юродивому Филиппу (крестьянину Филиппу Андреевичу Хореву). Приняв на себя тяжкий крест юродства, он отправился в пешее паломничество из Владимирской губернии в Киево-Печерскую Лавру. Увиденное там так поразило его, что по возвращении к обители Преподробного Сергия Филипп задумал устроить пещеры. Испросив благословения у преподобного Антония на «ископание погребка» для хранения продуктов трапезной при Гефсиманском ските, юродивый принялся осуществлять свою идею. Через некоторое время близ скита, на пригорке, в Исаакиевской роще, расположенной через пруд от обители, появились первые подземные келии. Узнав об этом, преподобный Антоний сообщил об увиденном святителю Филарету, и тот благословил начинание со словами: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной».
Вскоре появилась первая церковь в пещерном отделении при Гефсиманском скиту. Она также была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах, был освящен 27 сентября 1851года в честь Архангела Михаила. Верхний, надпещерный, – в честь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящен 7 июля 1857 года).
С самого своего устроения пещерное отделение привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше благочестивых христиан начало притекать в эту обитель, расположенную в самой чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Божией Матери, именуемую Черниговской Гефсиманской.
Первоначально икона Богоматери, именуемая Черниговская Ильинская, была передана вкладом в пещерный храм девицей Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году. Первое же чудо совершилось от образа 1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор по молитвам перед иконой происходит множество чудесных исцелений.
По чудесном прославлении образа Божией Матери еще больше паломников начало прибывать в пещерное отделение, и деревянная церковь уже не могла вместить всех. Поэтому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Николаю Владимировичу Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и благодаря своим инженерным навыкам сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент в весьма влажной почве. Более того, во время строительства собора неразобранной оставалась старая деревянная церковь, чтобы служба в ней, по возможности, не прекращалась. Новый величественный собор был освящен 26 августа 1894 года.
Архитектурный облик пещерного отделения, ставшего известным как Черниговский монастырь, был завершен в самом начале XX века, когда территория его была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб.
Разумеется, прославляла скит не архитектура, но духовная жизнь. Паломники приезжали сюда не только, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, но и для того, чтобы испросить совета и наставления у преподобного Варнавы.
Строгостью и духом православной ревности славился устав Гефсиманского скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – всё было направлено ко спасению души человеческой.
Где строгость, там утешение и ласка. Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в с. Прудищи Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в с. Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при Крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Богобоязненный отрок во время одного из паломничеств в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру решил поступить в монастырь. Так в 1851 году он вместе с духовником своим старцем Геронтием поселился в скиту, исполняя послушание слесаря, псалмопевца, проводника богомольцев по пещерам скита. В 1863 году ему было доверено основать новый общежительный монастырь близ с. Выксы Нижегородской губернии. 27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского – «сын утешения») в честь апостола от 70-ти Варнавы. Так начался подвиг старчества. Господь отметил преподобного Варнаву видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал более 500 посетителей, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом.
Преставился ко Господу старец в алтаре храма домовой церкви при Александро-Мариинском доме призрения перед Святым Престолом в 1906 году 17 февраля (1/2 марта по новому стилю). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. В 1995 году преподобный Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудесным образом сохранился деревянный домик старца, в котором он принимал многочисленных паломников.
К сожалению, в 20-х годах прошлого века даже в эти глухие места пришло страшное иго гонений на Церковь. Именно в Гефсиманский скит 21 октября 1919 года переселили братию закрытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Испытания богоборческим игом сам скит впервые испытал 31 августа 1918 года, когда с особой дерзостью новые власти произвели обыск в обители. Монашеское общежитие в пещерном отделении было ликвидировано в 1921 году, а сам собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» окончательно отняли у молящихся в 1922 году. Гефсиманский скит в 1924 году получил статус сельскохозяйственной артели, а здания были переданы Московскому областному отделу социального обеспечения (МООСО) для размещения колонии для несовершеннолетних имени Каляева и общества престарелых работников просвещения. Последняя церковь Успения Божией Матери, с переноса которой и началось строительство в глухом лесу, была закрыта в Гефсиманском скиту в 1928 году. Затем ее отдали под клуб глухонемых, а после войны территория скита была передана в распоряжение Центрального физико-технического института. Церкви были разрушены, а на месте скитского кладбища выстроили учебно-административное здание.
Лишь в 1991 году благодаря дневниковым записям писателя Михаила Михайловича Пришвина, часто бывавшего в скиту и пещерном отделении, удалось установить место расположения могил двух известнейших философов конца XIX – начала XX веков: Константина Николаевича Леонтьева (в монашестве Климента) и его идейного наследника Василия Васильевича Розанова.
Большую часть пещерного отделения скита в 1944 отдали под профессиональную школу-интернат для инвалидов. Собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» уцелел отчасти благодаря своим размерам: новая власть приспособила его для тюрьмы-колонии, интерната, а затем – для склада Загорского горпромторга. Внутренний объем был поделен на два этажа. Часть этих перекрытий после возрождения была оставлена и используется ныне для размещения хора.
20-е столетие принесло жестокие испытания. Свидетельства очередного духовного запустения – затопленные пещеры Черниговского скита и поруганные фрески святых с выщербленными ликами. Именно в таком виде вернули Церкви собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» и колокольню с расположенными в ней двумя храмами.
Современное состояние[править | править код]
Возвращение скита Церкви началось 13 сентября 1989 года. Накануне праздника в честь иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» состоялась первая встреча наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский) с представителями Загорского горисполкома, а 11 апреля 1990 года светские власти приняли решение о поэтапной передаче Лавре Черниговского скита.
18 июля 1990 года скит посетил приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С тех пор началось возрождение этого святого места и внешнее, и внутреннее, духовное. В храме вновь служится Литургия, возносятся молитвы, многие труды прилагаются к восстановлению былой красоты обители.
В своем слове по окончании Божественной литургии, совершенной в скиту 10 марта 2012 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Несомненно, Черниговский Гефсиманский скит был местом особого взаимодействия Церкви и российской интеллигенции, которая была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину от лжи… Зная о том, что произошло сто лет тому назад, зная о том, как совратились мыслящие люди с пути истинного, мы должны сегодня извлекать из этих тяжких уроков истории уроки для своей собственной жизни, чтобы, упаси Бог, не повторить роковых ошибок».
К настоящему времени проведен большой объем архитектурно-восстановительных работ в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская», восстановлены пещерные храмы Архангела Михаила и Преподобных Антония и Феодосия Печерских, обновлена колокольня и находящиеся в ней храмы Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и Святых равноапостольных Константина и Елены, на берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня, в которой еще до революции многочисленные паломники набирали воду из источника.
Комплекс скита включает в себя следующие строения:
- Собор в честь иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская»
- Храм Архангела Михаила
- Храм святителя Николая, Чудотворца Мир Ликийских
- Часовню в честь святого благоверного князя Владислава Сербского
- Боголюбскую Киновию с храмами в честь Боголюбской иконы Божией Матери и святого благоверного князя Игоря Черниговского
Боголюбская Киновия
На берегу Скитских прудов, вдали от шумных дорог, в глуши лесов, неподалеку от Гефсиманского Черниговского Скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на месте, называемом Корбухой, полтора столетия назад (в 1858 г.) блаженный схимонах Филипп основал Боголюбскую Киновию (от греческого «киновия» – «общежитие»).
В самом начале здесь была устроена двухэтажная церковь с двумя престолами: во имя святых жен Матроны и Капитолины на нижнем этаже и в честь Боголюбской иконы Божией Матери на верхнем этаже. В этом тихом, умиротворенном месте, близ двухэтажной церкви было обустроено кладбище братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В нижней церкви был погребен схимонах Филипп. Несколько лет назад честные останки его были перенесены в Иверскую часовню пещер Скита.
Постепенно Киновия расширялась и превратилась в большой общежительный монастырь. Для братии были выстроены пять деревянных келейных корпусов, один из которых имел три этажа; за оградой стояло деревянное здание странноприимной; содержался собственный скотный двор. В 1875 г. на западном краю обители было построено каменное двухэтажное здание трапезной. Между церковью и трапезной возведены Святые врата – главный вход на территорию Киновии для богомольцев. Чтобы подойти к вратам богомольцы должны были по деревянному мостику пересечь залив скитского пруда и затем подняться по ступеням довольно крутой лестницы, устроенной по склону холма, на котором возвышались ворота. В 1907 г. Киновию окружили каменной оградой протяженностью 250 сажен.
К сожалению, даже в эти глухие места в 20-х годах прошлого века пришло страшное иго гонений на Церковь, которое разрушило не только большинство построек в Киновии, но и некрополь, надгробные плиты с которого кощунственным образом были использованы для мощения дороги. Киновия была закрыта после революции 2 мая 1922 г. Из монастыря были изъяты все ценности (иконы, утварь) и переданы в фонд помощи голодающим. Затем территория обители перешла к швейной фабрике.
До наших дней сохранился лишь каменный одноглавый храм в старорусском стиле с шатровой колокольней, который с недавних пор возвращен в ведение Русской Православной Церкви.
Ремонтно-реставрационные работы по восстановлению церкви Боголюбской Киновии начались в 2012 году. Сейчас, благодаря тщаниям благодетелей, храму возвращено былое благолепие.
Великое освящение храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери состоялось 24 июля 2019 года.
Великое освящение храма в честь святого благоверного князя Игоря Черниговского состоялось в Боголюбской Киновии 30 августа 2019 года. Чин совершил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон.
Часовня святого благоверного князя Владислава Сербского
Гефсиманский Черниговский Скит основан в 1844 году. Трудами схимонаха Филиппа в 1847 году образовалось пещерное отделение. Вскоре после ископания пещер там, на глубине порядка 15-20 метров, забил источник. Братия использовала воду из него как колодезную. После постройки собора в честь иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской кладезь оказался расположенным с западной стороны храма, непосредственно под папертью.
Для удобства набора воды была устроена часовня, в которую заходили многочисленные паломники, приезжавшие в скит, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери Черниговской Гефсиманской. После прославления чудотворной иконы люди начали получать благодатную помощь в исцелении различных недугов и от источника.
В двадцатые годы XX столетия система отвода воды из подземного колодца была разрушена и все строения пришли в полное запустение, а сама часовня была полностью разрушена. По Промыслу Божию, трудами специалистов и попечением благочестивых православных христиан, в настоящее время восстановлен отвод воды, обустроена купель и над ней построена часовня в честь святого благоверного князя Владислава Сербского. Чин освящения был совершен 14 сентября 2016 года, в день прославления иконы Божией Матери Черниговской Гефсиманской. Вновь, как и в исторические времена, открыт доступ к набору воды для потребления ее на пользу души и тела.
Часовня открыта с 5:00 до 21:00.
Деятельность монастыря[править | править код]
- Воскресная школа
- Кондитерский цех
При Гефсиманском Черниговском ските действует небольшой кондитерский цех, который обеспечивает вкусной выпечкой не только братию, но и прихожан. Предлагаются изготовленные нашим кондитерским цехом куличи и пасхи (пасха шоколадная, с вареной сгущенкой, с цукатами, с изюмом, с орехами, с черносливом, с миндалем). В ассортимент цеха входят не только обычные пироги с самой разнообразной начинкой, но и замечательные торты, которые могут украсить любой праздничный стол. В пост на изготовление тортов, для теста и крема, идут жиры растительного происхождения. По старинным рецептам изготавливаются самые разнообразные виды хлеба и кваса. Весь хлеб производится без использования дрожжей.
Святые[править | править код]
Святыни[править | править код]
- Чудотворный Черниговский-Гефсиманский образ Божией Матери. 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия в Скиту просияла Черниговская икона Божией Матери, данная вкладом в Пещерный храм. Произошло исцеление парализованной крестьянки, страдавшей от своей болезни девять лет. С этого момента было зарегистрировано свыше 100 чудес и исцелений, исходящих от этой иконы. Многие больные устремились в Скит и прикладывались к чудотворному образу. По почте просили прислать маслица от лампадки, заочно заказывали молебны, молились даже перед изображением иконы в книгах - и все были услышаны, все получали помощь. Списки с чудотворного образа Божией Матери разошлись повсюду и почитаются во многих православных храмах. Не случайно, что прообраз этой иконы был обретен преподобным Антонием Печерским, родоначальником русского монашества и первым русским пещерником.
- Голгофа с частицей Древа Животворящего Креста Господня
- Камень от гроба Божией Матери, привезенный из Иерусалима в 1850 на благословение новой Северной Гефсимании
- Икона Божией Матери «Нерушимая Стена»
- Икона Божией Матери Всецарица – благословение Святой Горы Афон, дар монастыря Ватопед
- Рака с частичками мощей Киево-Печерских и других святых
- Святые мощи преподобного Варнавы Гефсиманского
- Чудотворный источник
- Иконы с частицами мощей:
- Икона святой блаженной Матроны Московской
- Икона святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии
- Икона святителя Николая
- Икона преподобного Сергия Радонежского
- Икона преподобного благоверного князя Олега Брянского
- Икона святого благоверного князя Андрея Боголюбского
- Икона преподобного Максима Грека
Престольные праздники[править | править код]
- Икона Пресвятой Богородицы "Черниговская-Гефсиманская" - 14 сентября
- Варнава Гефсиманский (Меркулов), преподобный - 19 июля, 13 сентября
- День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи
- Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)
- Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
- Владислав Сербский, благоверный князь - 7 октября
- Икона Пресвятой Богородицы "Боголюбская" - 1 июля
- Игорь Черниговский, благоверный князь - 18 июня, 2 октября
Как добраться[править | править код]
Адрес: 141307 Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1
Канцелярия Скита:
Телефон: +7 496 549 25 28, +7 495 995 30 17 (звонить с 8:30 до 17:00)
Электронная почта: info-gefsimaniya@yandex.ru
Проезд: Гефсиманский Черниговский cкит находится на восточной окраине Сергиева Посада Московской области, в 3 км от Лавры между посёлками Ферма и Киновия.
Добраться от Москвы до Сергиева Посада можно пригородным автобусом №388 (станция метро ВДНХ) или электричкой (с Ярославского вокзала), от вокзала Сергиева Посада до скита – автотранспортом:
Автобус №38
Примерно раз в час: 5:45, 6:50, 7:50, 9:05, 10:50, 11:55, 13:10, 14:30, 15:30, 16:36, 17:36, 19:05, 20:10, 21:15. Выйти через 15 мин на остановке «ул. Каляевская».
Маршрутки и автобусы до пос. Ферма (№7, №18), Лоза (№30), №36, №37
Выйти на въезде в Ферму (остановка «КПП»), перейти дорогу и двигаться по ул. Солнечной на север.
Автомобилем От Лавры – с проспекта Красной Армии по ул. Карла Маркса, далее Вифанской (2 поворот налево с указателем после ж/д переезда) и Новоогородной до указателя «НИИРП» для поворота направо.
С северо-восточной стороны скита располагается парковка для больших туристических автобусов.
Паломнику[править | править код]
Расписание богослужений[править | править код]
Актуальное расписание богослужений представлено официальном на сайте скита
Трапезные[править | править код]
Для паломнических групп организовано питание в «Трапезе Паломника», которая располагается у въездных ворот. В новой трапезной обустроена безбарьерная среда для маломобильных групп граждан, а также все для комфортного отдыха родителей с маленькими детьми: есть столики для кормления детей, пеленальный столик. В новой трапезной, где могут разместиться до 60 человек, можно не только приобрести выпечку или заготовки, но и заказать завтраки, комплексный обед или поминальную трапезу. Заказ питания производится заблаговременно по телефону +7(985) 098-89-34.
На территории Гефсиманского Черниговского Скита ежедневно с 8:00 до 20:00 открыта «Монастырская трапеза». С четверга по воскресенье с 10:00 до 18:00 открыта «Монастырская трапеза» у колокольни.
В трапезных также можно заказать и приобрести монастырскую продукцию.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Гефсиманский Черниговский скит
- Официальный сайт Гефсиманского Черниговского скита
- Гефсиманский Черниговский скит Вконтакте
- Монастырский вестник. Гефсиманский Черниговский скит Троице-Сергиевой лавры
- Свято-Троицкая Сергиева лавра