Дивногорский Успенский мужской монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 49 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=50.979775, 39.317331|вид=Монастырь}}
{{Местоположение|локация=50.979775, 39.317331|вид=Монастырь}} [[Категория:Пещерные и скальные храмы]]
[[Файл:01-01.jpg|alt=Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь|thumb|450x450px|Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь]]
[[Файл:01-01.jpg|alt=Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь|thumb|450x450px|Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь]]
[[Аннотация::'''[http://xn----8sbeedycihxfggbf0aijiu3qxa.xn--p1ai/ Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь]''' Воронежской епархии расположен в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу р. Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна.]] В просторечии меловые останцы в районе Дивногорского монастыря и сам пещерный монастырь назывались Дивье или Дивы. Основан в 1653 г. игуменом Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании монастырю хлебной руги от 20 сентября 1657 г. и о передаче сенных покосов на р. Тихая Сосна от 1700 и 1701 гг. Но местное предание, бытовавшее с конца XVII в., относило устроение пещерного монастыря к более раннему периоду. В начале XX в. историк П. В. Никольский писал, что «среди подвижников и простецов монахов и мирян упрочилось убеждение, что Дивногорские пещеры обязаны своим происхождением сицилийским выходцам» схимонахам Ксенофонту и Иоасафу, «спасавшимся от гонений язычников». По преданию, схимонахи подвизались в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Возможность существования на месте Дивногорского монастыря древней обители подтверждают лишь косвенные данные: упоминания в переписке Московских митрополитов Феогноста и Алексия (XIV в.) неких игуменов Червлёного Яра, на землях которого впоследствии располагалась Дивногорская обитель.
[[Аннотация::'''Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь''' Воронежской епархии расположен в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу р. Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна.]] В просторечии меловые останцы в районе Дивногорского монастыря и сам пещерный монастырь назывались Дивье или Дивы. Основан в 1653 г. игуменом Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании монастырю хлебной руги от 20 сентября 1657 г. и о передаче сенных покосов на р. Тихая Сосна от 1700 и 1701 гг. Но местное предание, бытовавшее с конца XVII в., относило устроение пещерного монастыря к более раннему периоду. В начале XX в. историк П. В. Никольский писал, что «среди подвижников и простецов монахов и мирян упрочилось убеждение, что [[Дивногорский монастырь (пещеры)|Дивногорские пещеры]] обязаны своим происхождением сицилийским выходцам» схимонахам Ксенофонту и Иоасафу, «спасавшимся от гонений язычников». По преданию, схимонахи подвизались в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Возможность существования на месте Дивногорского монастыря древней обители подтверждают лишь косвенные данные: упоминания в переписке Московских митрополитов Феогноста и Алексия (XIV в.) неких игуменов Червлёного Яра, на землях которого впоследствии располагалась Дивногорская обитель.
 
== История ==
== История ==


[[Файл:Двиногорье, монастырь в прошлом веке-1.jpg|501х302px|обрамить|слева|Дореволюционный вид обители]]
[[Файл:Двиногорье, монастырь в прошлом веке-1.jpg|501х302px|обрамить|слева|Дореволюционный вид обители|alt=Дивногорский Успенский мужской монастырь]]
Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное-1 Лискинского района Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием - Дивы.
Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное-1 Лискинского района Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием - Дивы.


Главная природная особенность монастыря – лабиринты пещер, ископанных в меловой горе. Кто первым начал здесь прокладывать подземные ходы? По преданию, вошедшему в историческое описание монастыря, известно, что его основателями являются схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, пришедшие сюда из Италии с иконой Божией Матери, именуемой Сицилийская. Позже игумен Гурий напишет об Успенской церкви, что она «выбита в камни в столбе у горы» и о церкви во имя «великого чудотворца Николы», что была «на берегу Дона». Пещерный храм в честь Успения Божией Матери дал священное название всей обители, и по преданию именно Ксенофонт с Иоасафом положили ему начало. Только дата этих событий не установлена. По мнению исследователя протоиерея А. Кремецкого.  Архиепископ и историк Димитрий (Самбикин) относит дату основания монастыря к XV-XVI веку, тогда, как большинство исследователей ХХI века в своих трудах стремятся придать более древний облик эпохе, когда создавались пещеры и пещерные храмы. Имея в виду раннюю датировку монастыря, мы можем сказать, что обитель в своем первоначальном виде просуществовала недолго.
Главная природная особенность монастыря – лабиринты пещер, ископанных в меловой горе. Кто первым начал здесь прокладывать подземные ходы? По преданию, вошедшему в историческое описание монастыря, известно, что его основателями являются схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, пришедшие сюда из Италии с иконой Божией Матери, именуемой Сицилийская. Позже игумен Гурий напишет об Успенской церкви, что она «выбита в камни в столбе у горы» и о церкви во имя «великого чудотворца Николы», что была «на берегу Дона». Пещерный храм в честь Успения Божией Матери дал священное название всей обители, и по преданию именно Ксенофонт с Иоасафом положили ему начало. Только дата этих событий не установлена. По мнению исследователя протоиерея А. Кремецкого.  Архиепископ и историк Димитрий (Самбикин) относит дату основания монастыря к XV-XVI веку, тогда, как большинство исследователей ХХI века в своих трудах стремятся придать более древний облик эпохе, когда создавались пещеры и пещерные храмы. Имея в виду раннюю датировку монастыря, мы можем сказать, что обитель в своем первоначальном виде просуществовала недолго.


[[Файл:Архивное фото.jpg|402х251px|обрамить|справа|Вид Пещерного храма 1912 год]]
Воронежский край подвергся нападению кочевников: половцев, печенегов, татаро-монголов, которые опустошили его полностью, - об этом в Никоновской летописи повествует диакон Игнатий Смольянин – спутник московского митрополита Пимена, посетившего проездом эти края в 1389 году.
Воронежский край подвергся нападению кочевников: половцев, печенегов, татаро-монголов, которые опустошили его полностью, - об этом в Никоновской летописи повествует диакон Игнатий Смольянин – спутник московского митрополита Пимена, посетившего проездом эти края в 1389 году.


Строка 18: Строка 18:
Уже к концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками.
Уже к концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками.


[[Файл:Икона Дивногорская.jpg|251х357px|обрамить|слева|Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери ]]
В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии.
В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии.


Строка 39: Строка 38:
В 1831 году состоялось величайшее в истории монастыря событие - в урочище Большие Дивы на меловом столбе была обретена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Образ стал особо чтимой святыней Дивногорского монастыря, а местные жители называли эту икону - Исцелийская, потому что молящиеся перед образом Пресвятой Богородицы исцелялись от болезней.
В 1831 году состоялось величайшее в истории монастыря событие - в урочище Большие Дивы на меловом столбе была обретена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Образ стал особо чтимой святыней Дивногорского монастыря, а местные жители называли эту икону - Исцелийская, потому что молящиеся перед образом Пресвятой Богородицы исцелялись от болезней.


[[Файл:Территория обители 1997 год.jpg|400х266px|обрамить|справа|Вид обители 1997 год]]
Завершая краткий обзор истории монастыря, отметим, что в 1903 году состоялось торжественное празднование 250-летия обители. К этому времени прошлым монастыря стали особенно интересоваться историки, краеведы, этнографы, археологи, географы. Путешественник Е. Марков, посетивший в это время монастырь, оставил интересные путевые заметки под названием «В краю белых гор». Интерес этот есть и в наши дни, возможно, что со временем, мы узнаем доселе неизвестное об истории монастыря.
Завершая краткий обзор истории монастыря, отметим, что в 1903 году состоялось торжественное празднование 250-летия обители. К этому времени прошлым монастыря стали особенно интересоваться историки, краеведы, этнографы, археологи, географы. Путешественник Е. Марков, посетивший в это время монастырь, оставил интересные путевые заметки под названием «В краю белых гор». Интерес этот есть и в наши дни, возможно, что со временем, мы узнаем доселе неизвестное об истории монастыря.


Строка 45: Строка 43:


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
[[Файл:20171010 084447-1.jpg|400х300px|обрамить|справа|Вид монастыря. Осень 2017]]


[[Файл:Востановление обители.jpg|400х264px|обрамить|без|Восстановление обители ]]
В 1997 году земля и здания монастыря были официально переданы Русской Православной Церкви. Вскоре начались богослужения, а затем - большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.


 
В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы. В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает [http://xn----8sbeedycihxfggbf0aijiu3qxa.xn--p1ai/questions.html паломническая служба].
 
 
В 1997 году земля и здания монастыря были официально переданы Русской Православной Церкви. Вскоре начались богослужения, а затем - большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.
В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы. В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается  
подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает [http://xn----8sbeedycihxfggbf0aijiu3qxa.xn--p1ai/questions.html паломническая служба].


== Храмы ==
== Храмы ==
Строка 60: Строка 52:
'''Успенский собор'''
'''Успенский собор'''


[[Файл:006-1.jpg|500х491px|обрамить|без|Свято-Успенский Соборный храм]]
[[Файл:006-1.jpg|500х491px|обрамить|без|Свято-Успенский Соборный храм|alt=Дивногорский Успенский мужской монастырь]]


'''Храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)'''
'''Храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)'''


[[Файл:007-1.jpg|500х375px|обрамить|без|Домовый храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)]]
[[Файл:007-1.jpg|500х375px|обрамить|без|Домовый храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)|alt=Дивногорский Успенский мужской монастырь]]


'''Храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна'''
'''Храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна'''


[[Файл:008-1.jpg|500х402px|обрамить|без|Пещерный храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна]]
[[Файл:008-1.jpg|500х402px|обрамить|без|Пещерный храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна|alt=Дивногорский Успенский мужской монастырь]]


== [http://xn----8sbeedycihxfggbf0aijiu3qxa.xn--p1ai/ikona-siczilijskaya.html Чудотворная икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)] ==
== [http://xn----8sbeedycihxfggbf0aijiu3qxa.xn--p1ai/ikona-siczilijskaya.html Чудотворная икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)] ==
[[Файл:Divnogorskaya-Siciliyskaya-1.jpg|300х431px|обрамить|центр|Икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)]]
[[Файл:Divnogorskaya-Siciliyskaya-1.jpg|300х431px|обрамить|центр|Икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)|alt=Дивногорский Успенский мужской монастырь]]


В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали,завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье. Поставление иконы в храме сопровождалось молебствием с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощным бдением. На другой день после литургии и молебна с освящением воды с городской площади начался крестный ход с иконою Матери Божией Сицилийской. После этого болезнь стала отступать. Между тем горожане спешили брать икону в дома для совершения перед ней молитв Божией Матери. В скором времени болезнь совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно брать эту икону к себе - в те дни, когда обнаружилось первое чудо исцеления и избавления города Коротояк от эпидемии. В 1847-1848 гг. Россию снова постигла холерная эпидемия. Коротояк не пострадал. Но соседний Острогожск был охвачен этим бедствием. Жители города прибегли к заступничеству Божией Матери и испросили Сицилийскую икону Заступницы у Дивногорского строителя иеромонаха Меркурия. 29 августа 1847 г. они внесли ее в первый раз в свой город. И опять болезнь стала ослабевать. Благодарные горожане в 1848 г. просили Воронежского архиепископа Игнатия позволить им ежегодно вносить в город икону для молебствий с 29 августа. Преосвященный Игнатий разрешил принимать икону в Острогожске только в течение трех дней (с 28 июня по 1 июля). Но жители Острогожска снова просили удовлетворить их прежнее ходатайство, «почитая это возможным тем более, что граждане соседственного города Коротояка с давнего времени пользуются правом ежегодно брать ее в свой город с 1 июля по 14 августа, а Дивногорский монастырь, состоя в дачах Острогожского уезда, в понятии общежития составляет нашу общую принадлежность» (П. Никольский «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.). На этот раз они просили, чтобы чудотворная Сицилийская икона Божией Матери оставалась в Острогожске с 29 августа по 25 октября, так, чтобы каждый житель города мог, по усердию, помолиться перед иконою в собственном доме, да и уездные жители могли молиться здесь, чего при отдаленности от монастыря многие не могли сделать. Одним из следствий такого порядка дела было бы и увеличение средств для возобновления Дивногорской обители. Архиепископ Игнатий после этого ходатайства счел необходимым обратиться с представлением в Священный Синод. СвященныйСинод, согласно мнению преосвященного Игнатия 2 сентября 1850 г. определил дозволить гражданам г. Острогожска приносить в свой город Сицилийскую икону Божией Матери сроком на два месяца - с 29 августа по 29 октября, на что последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая Павловича. С тех пор ежегодно в Острогожск к 29 августа стекаются окрестные жители. К этому дню собирается в монастырь множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из отдаленных местностей. Утром этого дня, после литургии, чудотворная икона уносится из Дивногорского монастыря, в сопровождении нескольких иеромонахов и священников в ризах, диаконов с кадилами, с церковным пением, в предшествии фонаря со свечою. Икону сопровождают благочестивые богомольцы, большей частью направляющиеся из монастыря, частью подходящие на пути (более 20 верст) из Коротояка и близлежащих селений. Когда икона приближается к Острогожску, навстречу ей, за несколько верст от города, выходит городское духовенство, и икона торжественно вносится в городской собор, где отправляется молебствие, а затем на всенощном бдении читается акафист Пресвятой Богородице. На другой день и во все последующие горожане берут святой образ в свои дома. Только ночью она приносится в церковь
В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали,завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье. Поставление иконы в храме сопровождалось молебствием с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощным бдением. На другой день после литургии и молебна с освящением воды с городской площади начался крестный ход с иконою Матери Божией Сицилийской. После этого болезнь стала отступать. Между тем горожане спешили брать икону в дома для совершения перед ней молитв Божией Матери. В скором времени болезнь совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно брать эту икону к себе - в те дни, когда обнаружилось первое чудо исцеления и избавления города Коротояк от эпидемии. В 1847-1848 гг. Россию снова постигла холерная эпидемия. Коротояк не пострадал. Но соседний Острогожск был охвачен этим бедствием. Жители города прибегли к заступничеству Божией Матери и испросили Сицилийскую икону Заступницы у Дивногорского строителя иеромонаха Меркурия. 29 августа 1847 г. они внесли ее в первый раз в свой город. И опять болезнь стала ослабевать. Благодарные горожане в 1848 г. просили Воронежского архиепископа Игнатия позволить им ежегодно вносить в город икону для молебствий с 29 августа. Преосвященный Игнатий разрешил принимать икону в Острогожске только в течение трех дней (с 28 июня по 1 июля). Но жители Острогожска снова просили удовлетворить их прежнее ходатайство, «почитая это возможным тем более, что граждане соседственного города Коротояка с давнего времени пользуются правом ежегодно брать ее в свой город с 1 июля по 14 августа, а Дивногорский монастырь, состоя в дачах Острогожского уезда, в понятии общежития составляет нашу общую принадлежность» (П. Никольский «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.). На этот раз они просили, чтобы чудотворная Сицилийская икона Божией Матери оставалась в Острогожске с 29 августа по 25 октября, так, чтобы каждый житель города мог, по усердию, помолиться перед иконою в собственном доме, да и уездные жители могли молиться здесь, чего при отдаленности от монастыря многие не могли сделать. Одним из следствий такого порядка дела было бы и увеличение средств для возобновления Дивногорской обители. Архиепископ Игнатий после этого ходатайства счел необходимым обратиться с представлением в Священный Синод. СвященныйСинод, согласно мнению преосвященного Игнатия 2 сентября 1850 г. определил дозволить гражданам г. Острогожска приносить в свой город Сицилийскую икону Божией Матери сроком на два месяца - с 29 августа по 29 октября, на что последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая Павловича. С тех пор ежегодно в Острогожск к 29 августа стекаются окрестные жители. К этому дню собирается в монастырь множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из отдаленных местностей. Утром этого дня, после литургии, чудотворная икона уносится из Дивногорского монастыря, в сопровождении нескольких иеромонахов и священников в ризах, диаконов с кадилами, с церковным пением, в предшествии фонаря со свечою. Икону сопровождают благочестивые богомольцы, большей частью направляющиеся из монастыря, частью подходящие на пути (более 20 верст) из Коротояка и близлежащих селений. Когда икона приближается к Острогожску, навстречу ей, за несколько верст от города, выходит городское духовенство, и икона торжественно вносится в городской собор, где отправляется молебствие, а затем на всенощном бдении читается акафист Пресвятой Богородице. На другой день и во все последующие горожане берут святой образ в свои дома. Только ночью она приносится в церковь
Строка 92: Строка 84:


'''[[Престольный праздник::Рождество Иоанна Предтечи]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-rozhdestvo-chestnogo-slavnogo-proroka-predtechi-i-krestitelja-gospodnja-ioanna 7 июля]
'''[[Престольный праздник::Рождество Иоанна Предтечи]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-rozhdestvo-chestnogo-slavnogo-proroka-predtechi-i-krestitelja-gospodnja-ioanna 7 июля]
== Фото ==


== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=iCzI7YJd6-4|350|left|Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?time_continue=38&v=J8Zfw7IBYzs|350|left|Русский вопрос Дивногорский мужской монастырь|frame}}  
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?time_continue=38&v=J8Zfw7IBYzs|350|left|Русский вопрос Дивногорский мужской монастырь|frame}}  
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=wCNqtHmIj4Y|350|left|Дивногорский монастырь|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=wCNqtHmIj4Y|350|left|Дивногорский монастырь|frame}}


== Как добраться ==
== Как добраться ==
'''Адрес:''' 397965 Россия, Воронежская обл., Лискинский р-н, с. Селявное-1.


Благодаря тому, что Дивногорский монастырь находится рядом с железной дорогой, добраться до него не составляет труда. Достаточно с вокзала Воронеж-1 сесть на электричку до станции «Лиски», а дальше электричка «Лиски — Острогожск» (или «Лиски — Алексеевка») довезет вас до платформы «Дивногорье».
Благодаря тому, что Дивногорский монастырь находится рядом с железной дорогой, добраться до него не составляет труда. Достаточно с вокзала Воронеж-1 сесть на электричку до станции «Лиски», а дальше электричка «Лиски — Острогожск» (или «Лиски — Алексеевка») довезет вас до платформы «Дивногорье».
Строка 107: Строка 96:
'''Схемы проезда на автомобиле:''' По автотрассе М-4 "Дон" необходимо ехать до поворота на г. Лиски (если Вы едете на Юг, поворот будет направо). Далее, не доезжая до Лисок, по указателю на г. Острогожск до железнодорожного переезда села Пухово, который пересекать не надо, а двигаться прямо два километра до села Ковалево, в котором следует пересечь железнодорожный переезд. Далее прямо по главной дороге до села Селявное-1. В населенном пункте Селявное-1 по указателю "монастырь", едем до стоянки монастыря. Автостоянка удалена от обители на несколько сотен метров из-за крутого спуска по меловой горе. Спуск осуществляется самостоятельно. Просим позаботиться об удобной обуви.
'''Схемы проезда на автомобиле:''' По автотрассе М-4 "Дон" необходимо ехать до поворота на г. Лиски (если Вы едете на Юг, поворот будет направо). Далее, не доезжая до Лисок, по указателю на г. Острогожск до железнодорожного переезда села Пухово, который пересекать не надо, а двигаться прямо два километра до села Ковалево, в котором следует пересечь железнодорожный переезд. Далее прямо по главной дороге до села Селявное-1. В населенном пункте Селявное-1 по указателю "монастырь", едем до стоянки монастыря. Автостоянка удалена от обители на несколько сотен метров из-за крутого спуска по меловой горе. Спуск осуществляется самостоятельно. Просим позаботиться об удобной обуви.


Адрес: 397965 Россия, Воронежская обл., Лискинский р-н, с. Селявное-1.
'''Тел./факс:''' [tel:+74739159183 +7(47391) 5-91-83]
 
'''Паломническая служба:''' [tel:+79204363257 +7 (920) 436-32-57]
 
'''Электронная почта:''' [mailto:divnogor-m@mail.ru divnogor-m@mail.ru]; [mailto:palomnik36@gmail.com palomnik36@gmail.com]


== Паломнику ==
== Паломнику ==
'''Расписание богослжуений:'''


'''Начало Богослужений:'''
6:00 - Братский молебен, Полунощница.
6:00 - Братский молебен, Полунощница.
7:15 - Божественная литургия.
7:15 - Божественная литургия.
16:00 - Вечернее Богослужение.
16:00 - Вечернее Богослужение.


Дорогие братья и сестры!
'''Экскурсии'''
Мы всегда рады приветствовать вас в нашей святой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы.
 
Экскурсионная служба монастыря знакомит гостей и паломников с духовно-историческим наследием обители, её храмами, в том числе с пещерным храмом, уникальными природными пейзажами, меловыми горами с нерукотворными Дивами. Вы сможете помолиться у главной святыни монастыря - чудотворной иконы Матери Божией Сицилийской или Дивногорской, узнать о жизни монахов обители. Экскурсии проводят опытные экскурсоводы и насельники монастыря.
Экскурсионная служба монастыря знакомит гостей и паломников с духовно-историческим наследием обители, её храмами, в том числе с пещерным храмом, уникальными природными пейзажами, меловыми горами с нерукотворными Дивами. Вы сможете помолиться у главной святыни монастыря - чудотворной иконы Матери Божией Сицилийской или Дивногорской, узнать о жизни монахов обители. Экскурсии проводят опытные экскурсоводы и насельники монастыря.


Вы имеете возможность заблаговременно с помощью электронной  
Вы имеете возможность заблаговременно с помощью электронной  
'''[http://xn----8sbeedycihxfggbf0aijiu3qxa.xn--p1ai/questions.html ЗАЯВКИ НА ПОСЕЩЕНИЕ МОНАСТЫРЯ]''', заказать планируемое паломничество в святую обитель, указав информацию о себе, желаемых экскурсиях, питании, ночлеге.
'''[https://дивногорский-монастырь.рф/questions.html ЗАЯВКИ НА ПОСЕЩЕНИЕ МОНАСТЫРЯ]''', заказать планируемое паломничество в святую обитель, указав информацию о себе, желаемых экскурсиях, питании, ночлеге.
 
'''Контактная информация:
'''
 
Паломническая служба: +7 920 436 3257
 
Тел./факс: +7(47391) 5-91-83


e-mail:[[palomnik36@gmail.com]]
== Ссылки ==
[http://www.дивногорский-монастырь.рф/ Свято-Успенский Дивногорский монастырь]


сайт: [http://xn----8sbeedycihxfggbf0aijiu3qxa.xn--p1ai/ www.дивногорский-монастырь.рф]
[[Дивногорский монастырь (пещеры)]]


{{SEO|в Дивногорский Успенский мужской монастырь|Воронежа}}
{{SEO|в Дивногорский Успенский мужской монастырь|Воронежской области}}

Текущая версия от 00:26, 11 декабря 2023

Идёт загрузка карты…
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Воронежской епархии расположен в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу р. Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна. В просторечии меловые останцы в районе Дивногорского монастыря и сам пещерный монастырь назывались Дивье или Дивы. Основан в 1653 г. игуменом Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании монастырю хлебной руги от 20 сентября 1657 г. и о передаче сенных покосов на р. Тихая Сосна от 1700 и 1701 гг. Но местное предание, бытовавшее с конца XVII в., относило устроение пещерного монастыря к более раннему периоду. В начале XX в. историк П. В. Никольский писал, что «среди подвижников и простецов монахов и мирян упрочилось убеждение, что Дивногорские пещеры обязаны своим происхождением сицилийским выходцам» схимонахам Ксенофонту и Иоасафу, «спасавшимся от гонений язычников». По преданию, схимонахи подвизались в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Возможность существования на месте Дивногорского монастыря древней обители подтверждают лишь косвенные данные: упоминания в переписке Московских митрополитов Феогноста и Алексия (XIV в.) неких игуменов Червлёного Яра, на землях которого впоследствии располагалась Дивногорская обитель.

История[править | править код]

Дивногорский Успенский мужской монастырь
Дореволюционный вид обители

Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное-1 Лискинского района Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием - Дивы.

Главная природная особенность монастыря – лабиринты пещер, ископанных в меловой горе. Кто первым начал здесь прокладывать подземные ходы? По преданию, вошедшему в историческое описание монастыря, известно, что его основателями являются схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, пришедшие сюда из Италии с иконой Божией Матери, именуемой Сицилийская. Позже игумен Гурий напишет об Успенской церкви, что она «выбита в камни в столбе у горы» и о церкви во имя «великого чудотворца Николы», что была «на берегу Дона». Пещерный храм в честь Успения Божией Матери дал священное название всей обители, и по преданию именно Ксенофонт с Иоасафом положили ему начало. Только дата этих событий не установлена. По мнению исследователя протоиерея А. Кремецкого. Архиепископ и историк Димитрий (Самбикин) относит дату основания монастыря к XV-XVI веку, тогда, как большинство исследователей ХХI века в своих трудах стремятся придать более древний облик эпохе, когда создавались пещеры и пещерные храмы. Имея в виду раннюю датировку монастыря, мы можем сказать, что обитель в своем первоначальном виде просуществовала недолго.

Воронежский край подвергся нападению кочевников: половцев, печенегов, татаро-монголов, которые опустошили его полностью, - об этом в Никоновской летописи повествует диакон Игнатий Смольянин – спутник московского митрополита Пимена, посетившего проездом эти края в 1389 году.

С восстановлением границ России и возрастанием ее могущества, со строительством таких городов, как Воронеж, Острогожск, Коротояк тесно связана и судьба монастыря.

Первыми иноками обители стали украинские монахи, пришедшие в эти места вместе с казаками. Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.

Уже к концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками.

В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии.

Первый епископ Воронежский святитель Митрофан распорядился иметь в обители приходно-расходную книгу. Святитель, по-видимому, с почтением относился к настоятелю Дивногорского монастыря, ибо, несмотря на чрезвычайную рачительность, подарил архимандриту Амвросию хрустальный стакан. Других сведений об отношении Воронежского святителя к насельникам Дивногорья не сохранилось.

В 1699 году по свидетельству адмирала Крюйса, монастырь посещал царь Пётр I Великий.

Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год.

В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению, но затем его все же сохранили как заштатный монастырь.

Известный немецкий путешественник, географ, геолог и биолог Самуил Георг Гмелин (племянник знаменитого академика Иоганна Георга Гмелина), посетивший обитель в 1769 году, застал в ней только одного игумена. В 1773 году по ходатайству святителя Тихона Задонского, возглавлявшего тогда Воронежскую епархию, все земли и имущества вернули монастырю, и жизнь в обители снова возродилась.

Но согласно указу 1786 года монастырь был всё же упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь.

С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, согласно которому Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского.

Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Инок Анфим руководил обителью 20 лет.

В 1831 году состоялось величайшее в истории монастыря событие - в урочище Большие Дивы на меловом столбе была обретена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Образ стал особо чтимой святыней Дивногорского монастыря, а местные жители называли эту икону - Исцелийская, потому что молящиеся перед образом Пресвятой Богородицы исцелялись от болезней.

Завершая краткий обзор истории монастыря, отметим, что в 1903 году состоялось торжественное празднование 250-летия обители. К этому времени прошлым монастыря стали особенно интересоваться историки, краеведы, этнографы, археологи, географы. Путешественник Е. Марков, посетивший в это время монастырь, оставил интересные путевые заметки под названием «В краю белых гор». Интерес этот есть и в наши дни, возможно, что со временем, мы узнаем доселе неизвестное об истории монастыря.

Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник Дом отдыха, а позже - санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались советские эвакуационные госпитали. В послевоенное время монастырские постройки снова использовали под санаторий. В 1997 году здания монастыря вновь переданы Русской Православной Церкви. 25 декабря того же года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь. В настоящее время здесь находится мужской монастырь, воссоздаётся прежний исторический и духовный облик обители.

Современное состояние[править | править код]

В 1997 году земля и здания монастыря были официально переданы Русской Православной Церкви. Вскоре начались богослужения, а затем - большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.

В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы. В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба.

Храмы[править | править код]

Успенский собор

Дивногорский Успенский мужской монастырь
Свято-Успенский Соборный храм

Храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)

Дивногорский Успенский мужской монастырь
Домовый храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)

Храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна

Дивногорский Успенский мужской монастырь
Пещерный храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна

Чудотворная икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)[править | править код]

Дивногорский Успенский мужской монастырь
Икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)

В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали,завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье. Поставление иконы в храме сопровождалось молебствием с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощным бдением. На другой день после литургии и молебна с освящением воды с городской площади начался крестный ход с иконою Матери Божией Сицилийской. После этого болезнь стала отступать. Между тем горожане спешили брать икону в дома для совершения перед ней молитв Божией Матери. В скором времени болезнь совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно брать эту икону к себе - в те дни, когда обнаружилось первое чудо исцеления и избавления города Коротояк от эпидемии. В 1847-1848 гг. Россию снова постигла холерная эпидемия. Коротояк не пострадал. Но соседний Острогожск был охвачен этим бедствием. Жители города прибегли к заступничеству Божией Матери и испросили Сицилийскую икону Заступницы у Дивногорского строителя иеромонаха Меркурия. 29 августа 1847 г. они внесли ее в первый раз в свой город. И опять болезнь стала ослабевать. Благодарные горожане в 1848 г. просили Воронежского архиепископа Игнатия позволить им ежегодно вносить в город икону для молебствий с 29 августа. Преосвященный Игнатий разрешил принимать икону в Острогожске только в течение трех дней (с 28 июня по 1 июля). Но жители Острогожска снова просили удовлетворить их прежнее ходатайство, «почитая это возможным тем более, что граждане соседственного города Коротояка с давнего времени пользуются правом ежегодно брать ее в свой город с 1 июля по 14 августа, а Дивногорский монастырь, состоя в дачах Острогожского уезда, в понятии общежития составляет нашу общую принадлежность» (П. Никольский «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.). На этот раз они просили, чтобы чудотворная Сицилийская икона Божией Матери оставалась в Острогожске с 29 августа по 25 октября, так, чтобы каждый житель города мог, по усердию, помолиться перед иконою в собственном доме, да и уездные жители могли молиться здесь, чего при отдаленности от монастыря многие не могли сделать. Одним из следствий такого порядка дела было бы и увеличение средств для возобновления Дивногорской обители. Архиепископ Игнатий после этого ходатайства счел необходимым обратиться с представлением в Священный Синод. СвященныйСинод, согласно мнению преосвященного Игнатия 2 сентября 1850 г. определил дозволить гражданам г. Острогожска приносить в свой город Сицилийскую икону Божией Матери сроком на два месяца - с 29 августа по 29 октября, на что последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая Павловича. С тех пор ежегодно в Острогожск к 29 августа стекаются окрестные жители. К этому дню собирается в монастырь множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из отдаленных местностей. Утром этого дня, после литургии, чудотворная икона уносится из Дивногорского монастыря, в сопровождении нескольких иеромонахов и священников в ризах, диаконов с кадилами, с церковным пением, в предшествии фонаря со свечою. Икону сопровождают благочестивые богомольцы, большей частью направляющиеся из монастыря, частью подходящие на пути (более 20 верст) из Коротояка и близлежащих селений. Когда икона приближается к Острогожску, навстречу ей, за несколько верст от города, выходит городское духовенство, и икона торжественно вносится в городской собор, где отправляется молебствие, а затем на всенощном бдении читается акафист Пресвятой Богородице. На другой день и во все последующие горожане берут святой образ в свои дома. Только ночью она приносится в церковь

Из книги П. Никольского «Дивногорский Успенский монастырь.Исторический очерк». Воронеж, 1904 г

Святыни[править | править код]

Ковчеги с частицами мощей святых угодников Божьих


Престольные праздники[править | править код]

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Празднование в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийска) 5 (18) февраля и 1 (14) июля;

Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля

Видео[править | править код]

Русский вопрос Дивногорский мужской монастырь
Дивногорский монастырь

Как добраться[править | править код]

Адрес: 397965 Россия, Воронежская обл., Лискинский р-н, с. Селявное-1.

Благодаря тому, что Дивногорский монастырь находится рядом с железной дорогой, добраться до него не составляет труда. Достаточно с вокзала Воронеж-1 сесть на электричку до станции «Лиски», а дальше электричка «Лиски — Острогожск» (или «Лиски — Алексеевка») довезет вас до платформы «Дивногорье».

Схемы проезда на автомобиле: По автотрассе М-4 "Дон" необходимо ехать до поворота на г. Лиски (если Вы едете на Юг, поворот будет направо). Далее, не доезжая до Лисок, по указателю на г. Острогожск до железнодорожного переезда села Пухово, который пересекать не надо, а двигаться прямо два километра до села Ковалево, в котором следует пересечь железнодорожный переезд. Далее прямо по главной дороге до села Селявное-1. В населенном пункте Селявное-1 по указателю "монастырь", едем до стоянки монастыря. Автостоянка удалена от обители на несколько сотен метров из-за крутого спуска по меловой горе. Спуск осуществляется самостоятельно. Просим позаботиться об удобной обуви.

Тел./факс: +7(47391) 5-91-83

Паломническая служба: +7 (920) 436-32-57

Электронная почта: divnogor-m@mail.ru; palomnik36@gmail.com

Паломнику[править | править код]

Расписание богослжуений:

6:00 - Братский молебен, Полунощница.

7:15 - Божественная литургия.

16:00 - Вечернее Богослужение.

Экскурсии

Экскурсионная служба монастыря знакомит гостей и паломников с духовно-историческим наследием обители, её храмами, в том числе с пещерным храмом, уникальными природными пейзажами, меловыми горами с нерукотворными Дивами. Вы сможете помолиться у главной святыни монастыря - чудотворной иконы Матери Божией Сицилийской или Дивногорской, узнать о жизни монахов обители. Экскурсии проводят опытные экскурсоводы и насельники монастыря.

Вы имеете возможность заблаговременно с помощью электронной ЗАЯВКИ НА ПОСЕЩЕНИЕ МОНАСТЫРЯ, заказать планируемое паломничество в святую обитель, указав информацию о себе, желаемых экскурсиях, питании, ночлеге.

Ссылки[править | править код]

Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Дивногорский монастырь (пещеры)