Дивногорский Успенский мужской монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показаны 162 промежуточные версии 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=50.979775, 39.317331|вид=Монастырь}}
{{Местоположение|локация=50.979775, 39.317331|вид=Монастырь}} [[Категория:Пещерные и скальные храмы]]
[[Файл:Успенский Дивногорский мужской монастырь, Дивногорье.jpg|alt=Дивногорский Успенский мужской монастырь, Дивногорье|thumb|400x400px|]]  
[[Файл:01-01.jpg|alt=Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь|thumb|450x450px|Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь]]
 
[[Аннотация::'''Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь''' Воронежской епархии расположен в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу р. Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна.]] В просторечии меловые останцы в районе Дивногорского монастыря и сам пещерный монастырь назывались Дивье или Дивы. Основан в 1653 г. игуменом Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании монастырю хлебной руги от 20 сентября 1657 г. и о передаче сенных покосов на р. Тихая Сосна от 1700 и 1701 гг. Но местное предание, бытовавшее с конца XVII в., относило устроение пещерного монастыря к более раннему периоду. В начале XX в. историк П. В. Никольский писал, что «среди подвижников и простецов монахов и мирян упрочилось убеждение, что [[Дивногорский монастырь (пещеры)|Дивногорские пещеры]] обязаны своим происхождением сицилийским выходцам» схимонахам Ксенофонту и Иоасафу, «спасавшимся от гонений язычников». По преданию, схимонахи подвизались в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Возможность существования на месте Дивногорского монастыря древней обители подтверждают лишь косвенные данные: упоминания в переписке Московских митрополитов Феогноста и Алексия (XIV в.) неких игуменов Червлёного Яра, на землях которого впоследствии располагалась Дивногорская обитель.
[[Аннотация::Монастырь основан украинскими иноками при помощи острогожского полковника]] И. Дзинковского в 1653. Расположен у подножия мелового берегового кряжа, в котором, возможно, уже были пещеры, в 1670-х пострадал от набегов татар, в 1-й пол. XVIII в. отстроен в камне. В 1788 упразднен. Вновь восстановлен в 1828. Во 2-й пол. XIX в. известен иконой Сицилийской Богоматери (прославлена после холеры 1831), которую с крестными ходами носили по всей южной половине Воронежской губернии, заново сооружены корпуса келий. Закрыт в 1923, часть построек сломана. Использовался как дом отдыха, санаторий. Восстановлен в 1997-м.


== История ==
== История ==


В Лискинском районе, на правом берегу Дона выше впадения в него реки Тихой Сосны расположен Дивногорский Успенский монастырь. Красоту и своеобразие местности придают находящиеся здесь на береговом кряже две группы меловых столбов, которые называют Малыми и Большими Дивами.
[[Файл:Двиногорье, монастырь в прошлом веке-1.jpg|501х302px|обрамить|слева|Дореволюционный вид обители|alt=Дивногорский Успенский мужской монастырь]]
Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное-1 Лискинского района Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием - Дивы.


Этот монастырь был основан в середине ХYII века. Историк Воронежского края Е.Болховитинов относил появление здесь первых отшельников к 1640 г. Историк-краевед В.Н.Тевяшов называл наиболее вероятным временем возникновения монастыря 1651-1652 гг. По его мнению, первые иноки пришли сюда с отрядом украинских казаков полковника И.Н.Дзиньковского, получившего разрешение на поселение в крепости Острогожске в целях охраны и колонизации края.  
Главная природная особенность монастыря – лабиринты пещер, ископанных в меловой горе. Кто первым начал здесь прокладывать подземные ходы? По преданию, вошедшему в историческое описание монастыря, известно, что его основателями являются схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, пришедшие сюда из Италии с иконой Божией Матери, именуемой Сицилийская. Позже игумен Гурий напишет об Успенской церкви, что она «выбита в камни в столбе у горы» и о церкви во имя «великого чудотворца Николы», что была «на берегу Дона». Пещерный храм в честь Успения Божией Матери дал священное название всей обители, и по преданию именно Ксенофонт с Иоасафом положили ему начало. Только дата этих событий не установлена. По мнению исследователя протоиерея А. Кремецкого. Архиепископ и историк Димитрий (Самбикин) относит дату основания монастыря к XV-XVI веку, тогда, как большинство исследователей ХХI века в своих трудах стремятся придать более древний облик эпохе, когда создавались пещеры и пещерные храмы. Имея в виду раннюю датировку монастыря, мы можем сказать, что обитель в своем первоначальном виде просуществовала недолго.


История сохранила имена первых жителей пещер - иноков Ксенофонта и Иоасафа, которые, поселившись на уступе кряжа на высоте, не затопляемой полыми водами Дона, начали рыть в одном из столбов Малых Дивов первую пещерную церковь. Церковь освятили во имя Успения Божией Матери. Она и дала впоследствии название монастырю. Могилы иеромонахов Ксенофонта и Иоасафа находились рядом с пещерной церковью направо от входа. Вплоть до 1917 г. они сохранялись и показывались паломникам.
Воронежский край подвергся нападению кочевников: половцев, печенегов, татаро-монголов, которые опустошили его полностью, - об этом в Никоновской летописи повествует диакон Игнатий Смольянин – спутник московского митрополита Пимена, посетившего проездом эти края в 1389 году.


[[Файл:Вид на обитель сверху.jpg|alt=Вид на обитель сверху|thumb|250x250px|Вид на обитель сверху |left]]
С восстановлением границ России и возрастанием ее могущества, со строительством таких городов, как Воронеж, Острогожск, Коротояк тесно связана и судьба монастыря.
Официальной датой основания монастыря считают 1652 г. Первым его настоятелем был игумен Гурий, под началом которого находилось 15 иноков, не считая «бельцов».
Ровно 350 лет назад, в 1653 г. сюда было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений монастыря и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая наземная деревянная церковь Николая Чудотворца. После пожара, уничтожившего ее, в 1658 г. на этом месте выстроили новую церковь, которую освятили во имя Успения Божией Матери. В 1690 г. в меловом столпе, к юго-востоку от пещерной церкви была вырублена колокольня. Пещерную же Успенскую церковь реконструировали и вновь освятили в 1693 г. во имя Иоанна Предтечи.


К концу ХYII - началу ХYIII веков расширилось и укрепилось хозяйство монастыря. Он имел пожалованные ему правительством земельные угодья (пашни, луга, леса), четыре водяные мельницы и четыре пасеки, занимался торговлей хлебом и скотом. Прибыль приносила ему и привилегия беспошлинного производства и торговли вином. К началу ХYIII в. Дивногорский Успенский монастырь стал самым богатым и процветающим в Воронежском крае. В 1751 г. строится новая каменная церковь Успения Божией Матери, в 1758 году – каменная трапезная церковь иконы Владимирской Божией Матери. В 1780 г. были выстроены надвратная колокольня с корпусом монашеских келий, а также флигель для келий.
Первыми иноками обители стали украинские монахи, пришедшие в эти места вместе с казаками. Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.


[[Файл:Церковь Успения Пресвятой Богородицы.jpg|alt=Церковь Успения Пресвятой Богородицы|thumb|250x250px|Церковь Успения Пресвятой Богородицы|left]]
Уже к концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками.


В царствование Екатерины II при проведении секуляризации церковных земель в 1764 г. Дивногорский монастырь предназначался к упразднению. Однако была принята во внимание история происхождения монастыря, и его причислили к малороссийским обителям, что дало возможность монастырю просуществовать еще более 20 лет. В 1786 г. Дивногорский монастырь был закрыт, его братия переведена в другие обители. В 1828 г. последовал указ Синода о переходе братии Коротоякского монастыря в Дивы с восстановлением Дивногорского Успенского монастыря. Появление в монастыре во время эпидемий холеры 1831 г. иконы Сицилийской Божией Матери, объявленной чудотворной, способствовало известности монастыря по всей России.
В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии.


Рост известности, увеличение богомольцев, пожертвований и вкладов укрепили материальное положение монастыря. В 1860г. здесь строится новая трапезная церковь, освященная во имя иконы Сицилийской Божией Матери. В 1880-1886гг. на месте обветшавшей Успенской церкви был выстроен новый храм по образцу греческой церкви Св. Дмитрия Солунского в Санкт-Петербурге. В эти годы были построены также двухэтажный гостиничный корпус, несколько корпусов келий, хозяйственные здания. Трапезная церковь Сицилийской Божией Матери была соединена переходом с западным корпусом келий, в результате чего в конце Х1Х в. образовался единый Г-образный корпус, ограничивший монастырь с запада и севера.
Первый епископ Воронежский святитель Митрофан распорядился иметь в обители приходно-расходную книгу. Святитель, по-видимому, с почтением относился к настоятелю Дивногорского монастыря, ибо, несмотря на чрезвычайную рачительность, подарил архимандриту Амвросию хрустальный стакан. Других сведений об отношении Воронежского святителя к насельникам Дивногорья не сохранилось.


В середине Х1Х века реконструируется и благоустраивается и пещерная церковь И.Предтечи. Над входом, на выступающей меловой скале была установлена шаровидная главка с крестом. Фасад пещерной церкви был облицован меловыми блоками, прорезанными в два яруса широкими арочными проемами правильной формы. Считается, что кусочки мела из этих пещер оказывают на человека исцеляющее
В 1699 году по свидетельству адмирала Крюйса, монастырь посещал царь Пётр I Великий.
действие.  


[[Файл:Вход в пещеры, у подножия Дивногорской Голгофы.jpg|alt=Вход в пещеры, у подножия Дивногорской Голгофы|thumb|250x250px|Вход в пещеры, у подножия Дивногорской Голгофы|left]]
Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год.


В конце Х1Х - начале ХХ в., в период наивысшего расцвета и известности монастыря, его территория представляла собой треугольную площадь, ограниченную с севера кирпичной оградой. Основная композиционная ось, имеющая четкую ориентацию север-юг, начиналась от железнодорожной станции Дивногорье. На этой оси располагались главные композиционные акценты комплекса: надвратная колокольня, церковь Успения Божией Матери, пещерная церковь Иоанна Предтечи. Эта же ось объединяла три основные зоны монастыря: западную, центральную и восточную. Западную зону (у парадного въезда в монастырь) ограничивали служебные корпуса, протяженный двухэтажный гостиничный корпус и небольшой монастырский сад, из которого открывался вид на окружающий ландшафт.
В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению, но затем его все же сохранили как заштатный монастырь.


Средняя зона - собственно монастырский двор - была прямоугольной в плане, с северо-запада ограничена Г-образным корпусом келий. С запада возвышалась 32-х метровая двухъярусная колокольня с высоким шпилем. С северо-востока, над двухэтажным корпусом поднимался небольшой четверик с купольной кровлей и главкой, акцентируя расположенную здесь церковь иконы Сицилийской Божией Матери. В южной части двора стояло несколько двухэтажных корпусов келий. В центре, на главной оси, располагалась соборная церковь Успения Божией Матери, крестообразная в плане с полукруглыми апсидой и притворами. Замыкали парадный двор деревянные корпуса кладовой и флигеля церковно-приходской школы.  
Известный немецкий путешественник, географ, геолог и биолог Самуил Георг Гмелин (племянник знаменитого академика Иоганна Георга Гмелина), посетивший обитель в 1769 году, застал в ней только одного игумена. В 1773 году по ходатайству святителя Тихона Задонского, возглавлявшего тогда Воронежскую епархию, все земли и имущества вернули монастырю, и жизнь в обители снова возродилась.


В восточной зоне размещался хозяйственный двор. Он имел форму неправильного четырехугольника и был ограничен несколькими одно- и двухэтажными служебными постройками. После революции монастырь не был официально упразднен, но жизнь в нем замерла. Позже в его помещениях разместился туберкулезный санаторий, просуществовавший здесь до 1997г., когда монастырь официально был передан Епархии. Сегодня здесь - мужской монастырь, идут восстановительные работы.
Но согласно указу 1786 года монастырь был всё же упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь.


В двух километрах от Дивногорского Успенского монастыря, на правом берегу р. Тихая Сосна, при ее впадении в р. Дон, расположены Большие Дивы, в меловом столпе которых находится пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Церковь в Больших Дивах имеет много общего в композиции с комплексом при храме Иоанна Предтечи в Малых Дивах, однако специалисты считают, что сооружена она была несколько позднее. В отличие от церкви Иоанна Предтечи фасад церкви Сицилийской Божией Матери декорирован гораздо выразительнее: вертикальная ось завершалась крестом на вершине столба, над входной аркой было лежачее окно с фигурной решеткой и киотом в барочном оформлении. С 1856 г. пещеры Больших Дивов были переданы Дивногорскому монастырю. Церковь была реконструирована и открыта для богослужения и посещения паломниками.  
С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, согласно которому Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского.


В советское время храм был закрыт и многие годы не использовался. В конце 1980-х годов в пещерной церкви была проведена научная реставрация. Сегодня этот храм действующий, он также является одним из основных объектов осмотра многочисленных экскурсий, проводимых Дивногорским музеем-заповедником.
Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Инок Анфим руководил обителью 20 лет.


== Современное состояние ==
В 1831 году состоялось величайшее в истории монастыря событие - в урочище Большие Дивы на меловом столбе была обретена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Образ стал особо чтимой святыней Дивногорского монастыря, а местные жители называли эту икону - Исцелийская, потому что молящиеся перед образом Пресвятой Богородицы исцелялись от болезней.


Разными путями пришли в обитель монахи и послушники. Одного через невзгоды и озарения жизнь привела в духовное училище и уже оттуда открылся этот подвижнический путь. Другого с детства манило Царство не от мира сего, и он с ранних лет был на клиросе. Третий в поисках смысла жизни повидал и испытал многое, сменил не одну специальность, побывал в разных уголках страны и, как говорят о нем, подобно Экклезиасту пришел к выводу, что «все суета сует и всяческая суета и томление духа». Теперь одна цель соединила их - спастись, а может быть и помочь спастись другим.
Завершая краткий обзор истории монастыря, отметим, что в 1903 году состоялось торжественное празднование 250-летия обители. К этому времени прошлым монастыря стали особенно интересоваться историки, краеведы, этнографы, археологи, географы. Путешественник Е. Марков, посетивший в это время монастырь, оставил интересные путевые заметки под названием «В краю белых гор». Интерес этот есть и в наши дни, возможно, что со временем, мы узнаем доселе неизвестное об истории монастыря.


Чуть ни с первых дней возрождения монастыря едут сюда люди. Неприкаянные не только духовно, но и в бытовом смысле. Едут, чтобы помочь обители и получить от нее помощь: бывает, в работе, бывает, в жилье, а главное - в поиске самих себя. Кажется, инокам одно беспокойство: и здесь достает мир со своей суетой. Но нет. Ничто духовное не приходит извне. Послушание, смирение, молитва — вот стена, за которую ничто мирское не проникнет. "Инок, аще смиряет себя, на всяком месте покой обрящет".
Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник Дом отдыха, а позже - санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались советские эвакуационные госпитали. В послевоенное время монастырские постройки снова использовали под санаторий. В 1997 году здания монастыря вновь переданы Русской Православной Церкви. 25 декабря того же года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь. В настоящее время здесь находится мужской монастырь, воссоздаётся прежний исторический и духовный облик обители.


Восстановление монастыря началос, и,по словам послушника Михаила, новым инокам пришлось выкорчевать вековые тополя,  вывозить более 500 «КАМАЗов» земли, нанесенной селями.
== Современное состояние ==


Обретенные мощи живших здесь когда-то иноков перезахоранивали у стен храмов (одна из могил оказалось в кадилом - отличительная особенность диаконской могилы). Сейчас в монастыре подвизается 6 монахов и несколько послушников, регулярно
В 1997 году земля и здания монастыря были официально переданы Русской Православной Церкви. Вскоре начались богослужения, а затем - большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.
приезжают трудники.  


В 1997 году монастырь возвращён Воронежской епархии. Первым был передан разрушенный Успенский храм. Алтарная часть, уничтоженная в 1951-1952 годах, полностью отсутствовала. Шла реставрация храма, в 1991 г. в пещерной церкви Больших Див, где в 1831 году была чудесно обретена Сицилийская икона Божией Матери, начались богослужения, а затем — большие восстановительные работы. В 2003 году на куполе храма установлен крест. Обустроено хозяйство монастыря: подведены вода и газ, возделывается земля, есть пасека, коровы. С 2004 года в селении Масловка существует подворье монастыря.
В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы. В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает [http://xn----8sbeedycihxfggbf0aijiu3qxa.xn--p1ai/questions.html паломническая служба].


В 1998 году наместником назначен игумен Парфений (Шалатонов) (позднее возведён в сан архимандрита). 25 декабря 2009 года Священным Синодом отстранён от должности наместника[1]. В настоящее время настоятель обители игумен Максим (Лапыгин).
== Храмы ==


Богослужения совершаются каждый день, для помощи паломникам при епархиальном управлении работает экскурсионно-паломнический центр.
'''Успенский собор'''
По состоянию на август 2015 года в монастыре ведутся активные ремонтно-восстановительные работы. Восстанавливаются пещерные храмы, строится колокольня в нижней части монастыря.


Возрождение обители зависит и от добровольных пожертвований. Значительную часть их вносят православные паломники, приезжающие поклониться святой, политой мученической кровью земле и помолиться иконе Владычицы. И каждый получает по вере своей.
[[Файл:006-1.jpg|500х491px|обрамить|без|Свято-Успенский Соборный храм|alt=Дивногорский Успенский мужской монастырь]]


== Храмы ==
'''Храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)'''


Церковь Успения Пресвятой Богородицы
[[Файл:007-1.jpg|500х375px|обрамить|без|Домовый храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)|alt=Дивногорский Успенский мужской монастырь]]


Церковь Сицилийской иконы Божией Матери
'''Храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна'''


Церковь Рождества Иоанна Предтечи
[[Файл:008-1.jpg|500х402px|обрамить|без|Пещерный храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна|alt=Дивногорский Успенский мужской монастырь]]


Колокольня
== [http://xn----8sbeedycihxfggbf0aijiu3qxa.xn--p1ai/ikona-siczilijskaya.html Чудотворная икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)] ==
[[Файл:Divnogorskaya-Siciliyskaya-1.jpg|300х431px|обрамить|центр|Икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)|alt=Дивногорский Успенский мужской монастырь]]


== Святыни ==
В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали,завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье. Поставление иконы в храме сопровождалось молебствием с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощным бдением. На другой день после литургии и молебна с освящением воды с городской площади начался крестный ход с иконою Матери Божией Сицилийской. После этого болезнь стала отступать. Между тем горожане спешили брать икону в дома для совершения перед ней молитв Божией Матери. В скором времени болезнь совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно брать эту икону к себе - в те дни, когда обнаружилось первое чудо исцеления и избавления города Коротояк от эпидемии. В 1847-1848 гг. Россию снова постигла холерная эпидемия. Коротояк не пострадал. Но соседний Острогожск был охвачен этим бедствием. Жители города прибегли к заступничеству Божией Матери и испросили Сицилийскую икону Заступницы у Дивногорского строителя иеромонаха Меркурия. 29 августа 1847 г. они внесли ее в первый раз в свой город. И опять болезнь стала ослабевать. Благодарные горожане в 1848 г. просили Воронежского архиепископа Игнатия позволить им ежегодно вносить в город икону для молебствий с 29 августа. Преосвященный Игнатий разрешил принимать икону в Острогожске только в течение трех дней (с 28 июня по 1 июля). Но жители Острогожска снова просили удовлетворить их прежнее ходатайство, «почитая это возможным тем более, что граждане соседственного города Коротояка с давнего времени пользуются правом ежегодно брать ее в свой город с 1 июля по 14 августа, а Дивногорский монастырь, состоя в дачах Острогожского уезда, в понятии общежития составляет нашу общую принадлежность» (П. Никольский «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.). На этот раз они просили, чтобы чудотворная Сицилийская икона Божией Матери оставалась в Острогожске с 29 августа по 25 октября, так, чтобы каждый житель города мог, по усердию, помолиться перед иконою в собственном доме, да и уездные жители могли молиться здесь, чего при отдаленности от монастыря многие не могли сделать. Одним из следствий такого порядка дела было бы и увеличение средств для возобновления Дивногорской обители. Архиепископ Игнатий после этого ходатайства счел необходимым обратиться с представлением в Священный Синод. СвященныйСинод, согласно мнению преосвященного Игнатия 2 сентября 1850 г. определил дозволить гражданам г. Острогожска приносить в свой город Сицилийскую икону Божией Матери сроком на два месяца - с 29 августа по 29 октября, на что последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая Павловича. С тех пор ежегодно в Острогожск к 29 августа стекаются окрестные жители. К этому дню собирается в монастырь множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из отдаленных местностей. Утром этого дня, после литургии, чудотворная икона уносится из Дивногорского монастыря, в сопровождении нескольких иеромонахов и священников в ризах, диаконов с кадилами, с церковным пением, в предшествии фонаря со свечою. Икону сопровождают благочестивые богомольцы, большей частью направляющиеся из монастыря, частью подходящие на пути (более 20 верст) из Коротояка и близлежащих селений. Когда икона приближается к Острогожску, навстречу ей, за несколько верст от города, выходит городское духовенство, и икона торжественно вносится в городской собор, где отправляется молебствие, а затем на всенощном бдении читается акафист Пресвятой Богородице. На другой день и во все последующие горожане берут святой образ в свои дома. Только ночью она приносится в церковь


Главная святыня монастыря — Сицилийская или Дивногорская чудотворная икона Божией Матери
'''''Из книги П. Никольского «Дивногорский Успенский монастырь.Исторический очерк». Воронеж, 1904 г'''''


== Престольные праздники ==
== Святыни ==
 
'''Ковчеги с частицами мощей святых угодников Божьих'''
Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа;
<gallery>
 
Файл:002-1.jpg|Ковчег 1
Празднованин в честь Сицилийской иконы Божией Матери 5 (18) февраля и 1 (14) июля;
Файл:003-1.jpg|Ковчег 2
Файл:004-1.jpg|Ковчег 3
</gallery>


Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля).
== [[Престольные праздники]] ==
'''[[Престольный праздник::Успение Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-uspenie-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 28 августа]


== Фото ==
'''Празднование в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийска) 5 (18) февраля и 1 (14) июля;
'''


<gallery>
'''[[Престольный праздник::Рождество Иоанна Предтечи]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-rozhdestvo-chestnogo-slavnogo-proroka-predtechi-i-krestitelja-gospodnja-ioanna 7 июля]
Файл:Архивное дореволюционное фото.jpg|Архивное дореволюционное фото
Файл:Двиногорье, монастырь в прошлом веке.jpg|Двиногорье, монастырь в прошлом веке
Файл:Территория обители, вид издали.jpg|Территория обители, вид издали
Файл:Сицилийская икона Божией Матери в Дивногорье.jpg|Сицилийская икона Божией Матери в Дивногорье
Файл:Современная железная дорога.jpg|Современная железная дорога.jpg
Файл:Пещерный храм, кельи.jpg|Пещерный храм, кельи
Файл:Лестница, названная монахами "Голгофой".jpg|Лестница, названная монахами "Голгофой"
Файл:Поклонный крест в Дивногорье.jpg|Поклонный крест в Дивногорье
Файл:В монастырском храме, Дивногорье.JPG|В монастырском храме, Дивногорье
Файл:Церковь Сицилийской иконы Божией Матери в Дивногорье.jpg|Церковь Сицилийской иконы Божией Матери в Дивногорье
Файл:Церковь Рождества Иоанна Предтечи.jpg|Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Файл:Знаменитые пещеры.jpg|Знаменитые пещеры
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==
 
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?time_continue=38&v=J8Zfw7IBYzs|350|left|Русский вопрос Дивногорский мужской монастырь|frame}}  
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=iCzI7YJd6-4|230|left|Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=wCNqtHmIj4Y|350|left|Дивногорский монастырь|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?time_continue=38&v=J8Zfw7IBYzs|230|left|Русский вопрос Дивногорский мужской монастырь|frame}}  
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=wCNqtHmIj4Y|230|left|Дивногорский монастырь|frame}}  


== Как добраться ==
== Как добраться ==
'''Адрес:''' 397965 Россия, Воронежская обл., Лискинский р-н, с. Селявное-1.


Благодаря тому, что Дивногорский монастырь находится рядом с железной дорогой, добраться до него не составляет труда. Достаточно с вокзала Воронеж-1 сесть на электричку до станции «Лиски», а дальше электричка «Лиски — Острогожск» (или «Лиски — Алексеевка») довезет вас до платформы «Дивногорье».
Благодаря тому, что Дивногорский монастырь находится рядом с железной дорогой, добраться до него не составляет труда. Достаточно с вокзала Воронеж-1 сесть на электричку до станции «Лиски», а дальше электричка «Лиски — Острогожск» (или «Лиски — Алексеевка») довезет вас до платформы «Дивногорье».


'''На автомобиле''' следует ехать по трассе М-4 «Дон». Если вы едете со стороны Москвы, то, проехав Воронеж, примерно через 60 км следите за указателями — вам нужно направо до Лисок. В Лисках переезжаете по мосту через Дон и двигаетесь все время по главной дороге до села Пухова. Минуете поворот на первый железнодорожный переезд, а на втором пересекаете железную дорогу и едете до Селявного (по дороге будет указатель на музей «Дивногорье»). В Селявном следуете по указателям на монастырь, это совсем рядом. Автостоянка удалена от обители на несколько сотен метров, которые придется пройти пешком.  
'''Схемы проезда на автомобиле:''' По автотрассе М-4 "Дон" необходимо ехать до поворота на г. Лиски (если Вы едете на Юг, поворот будет направо). Далее, не доезжая до Лисок, по указателю на г. Острогожск до железнодорожного переезда села Пухово, который пересекать не надо, а двигаться прямо два километра до села Ковалево, в котором следует пересечь железнодорожный переезд. Далее прямо по главной дороге до села Селявное-1. В населенном пункте Селявное-1 по указателю "монастырь", едем до стоянки монастыря. Автостоянка удалена от обители на несколько сотен метров из-за крутого спуска по меловой горе. Спуск осуществляется самостоятельно. Просим позаботиться об удобной обуви.


От пл. «О.П. 143 км.» Подняться вверх по лестнице 200 м. до пещерного храма.
'''Тел./факс:''' [tel:+74739159183 +7(47391) 5-91-83]


Важно: вход в пещеру-храм осуществляется только с экскурсионными группами. В остальное время храм закрыт.
'''Паломническая служба:''' [tel:+79204363257 +7 (920) 436-32-57]


'''Адрес'''
'''Электронная почта:''' [mailto:divnogor-m@mail.ru divnogor-m@mail.ru]; [mailto:palomnik36@gmail.com palomnik36@gmail.com]


397771, Воронежская область, Лискинский район, с. Дивногорье.
== Паломнику ==
'''Расписание богослжуений:'''


== Паломнику ==
6:00 - Братский молебен, Полунощница.


'''Богослужения''' совершаются ежедневно. Божественная литургия в будни начинается в 7.30. В воскресные дни и двунадесятые праздники – две Литургии: ранняя в 6.30, поздняя в 8.30. Вечернее богослужение в летний период – в 17.00, в зимнее время – в 16.00.
7:15 - Божественная литургия.


Дивногорское подворье – самобытный музейный объект, представляющий стилизованную усадьбу малороссов, в интерьерах которой размещена этнографическая экспозиция музея-заповедника. Воссозданы интерьеры и быт хаты украинских переселенцев. Среди подлинных предметов можно увидеть красный угол с иконами, рушники, домотканые половики, прялки. Всем желающим предлагается знакомство с животными, содержащимися на скотном дворике. Здесь обычно проходят традиционные фольклорные праздники, выступления музыкальных и творческих коллективов, проводятся мастер-классы. Во время интерактивной экскурсии можно выполнить некоторые крестьянские работы, пообщаться с животными. Территория Дивногорского подворья стало живой декорацией для выступления артистов как самодеятельных, так и профессиональных.
16:00 - Вечернее Богослужение.


Свято-Успенский Дивногорский монастырь активно принимает паломников и туристов, экскурсии проводят сами послушники. Посещение его пещерных храмов можно совместить с экскурсией по территории музея-заповедника «Дивногорье», в которую, в том числе, входит осмотр церкви той самой чудотворной Сицилийской иконы Божией матери.
'''Экскурсии'''


Желающие задержаться на территории Дивных гор подольше могут остановиться в монастырской гостинице для паломников или в гостинице на территории хутора Дивногорье, всего в нескольких километрах от монастыря.  
Экскурсионная служба монастыря знакомит гостей и паломников с духовно-историческим наследием обители, её храмами, в том числе с пещерным храмом, уникальными природными пейзажами, меловыми горами с нерукотворными Дивами. Вы сможете помолиться у главной святыни монастыря - чудотворной иконы Матери Божией Сицилийской или Дивногорской, узнать о жизни монахов обители. Экскурсии проводят опытные экскурсоводы и насельники монастыря.


Администрация музея-заповедника работает с 9-30 до 18-00.  
Вы имеете возможность заблаговременно с помощью электронной
'''[https://дивногорский-монастырь.рф/questions.html ЗАЯВКИ НА ПОСЕЩЕНИЕ МОНАСТЫРЯ]''', заказать планируемое паломничество в святую обитель, указав информацию о себе, желаемых экскурсиях, питании, ночлеге.


'''Телефон'''
== Ссылки ==
[http://www.дивногорский-монастырь.рф/ Свято-Успенский Дивногорский монастырь]


(47391) 2-12-17, 5-91-11, 5-91-83
[[Дивногорский монастырь (пещеры)]]


{{SEO|в Дивногорский Успенский мужской монастырь|Воронежа}}
{{SEO|в Дивногорский Успенский мужской монастырь|Воронежской области}}

Текущая версия от 00:26, 11 декабря 2023

Идёт загрузка карты…
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Воронежской епархии расположен в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу р. Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна. В просторечии меловые останцы в районе Дивногорского монастыря и сам пещерный монастырь назывались Дивье или Дивы. Основан в 1653 г. игуменом Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании монастырю хлебной руги от 20 сентября 1657 г. и о передаче сенных покосов на р. Тихая Сосна от 1700 и 1701 гг. Но местное предание, бытовавшее с конца XVII в., относило устроение пещерного монастыря к более раннему периоду. В начале XX в. историк П. В. Никольский писал, что «среди подвижников и простецов монахов и мирян упрочилось убеждение, что Дивногорские пещеры обязаны своим происхождением сицилийским выходцам» схимонахам Ксенофонту и Иоасафу, «спасавшимся от гонений язычников». По преданию, схимонахи подвизались в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Возможность существования на месте Дивногорского монастыря древней обители подтверждают лишь косвенные данные: упоминания в переписке Московских митрополитов Феогноста и Алексия (XIV в.) неких игуменов Червлёного Яра, на землях которого впоследствии располагалась Дивногорская обитель.

История[править | править код]

Дивногорский Успенский мужской монастырь
Дореволюционный вид обители

Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное-1 Лискинского района Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием - Дивы.

Главная природная особенность монастыря – лабиринты пещер, ископанных в меловой горе. Кто первым начал здесь прокладывать подземные ходы? По преданию, вошедшему в историческое описание монастыря, известно, что его основателями являются схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, пришедшие сюда из Италии с иконой Божией Матери, именуемой Сицилийская. Позже игумен Гурий напишет об Успенской церкви, что она «выбита в камни в столбе у горы» и о церкви во имя «великого чудотворца Николы», что была «на берегу Дона». Пещерный храм в честь Успения Божией Матери дал священное название всей обители, и по преданию именно Ксенофонт с Иоасафом положили ему начало. Только дата этих событий не установлена. По мнению исследователя протоиерея А. Кремецкого. Архиепископ и историк Димитрий (Самбикин) относит дату основания монастыря к XV-XVI веку, тогда, как большинство исследователей ХХI века в своих трудах стремятся придать более древний облик эпохе, когда создавались пещеры и пещерные храмы. Имея в виду раннюю датировку монастыря, мы можем сказать, что обитель в своем первоначальном виде просуществовала недолго.

Воронежский край подвергся нападению кочевников: половцев, печенегов, татаро-монголов, которые опустошили его полностью, - об этом в Никоновской летописи повествует диакон Игнатий Смольянин – спутник московского митрополита Пимена, посетившего проездом эти края в 1389 году.

С восстановлением границ России и возрастанием ее могущества, со строительством таких городов, как Воронеж, Острогожск, Коротояк тесно связана и судьба монастыря.

Первыми иноками обители стали украинские монахи, пришедшие в эти места вместе с казаками. Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.

Уже к концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками.

В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии.

Первый епископ Воронежский святитель Митрофан распорядился иметь в обители приходно-расходную книгу. Святитель, по-видимому, с почтением относился к настоятелю Дивногорского монастыря, ибо, несмотря на чрезвычайную рачительность, подарил архимандриту Амвросию хрустальный стакан. Других сведений об отношении Воронежского святителя к насельникам Дивногорья не сохранилось.

В 1699 году по свидетельству адмирала Крюйса, монастырь посещал царь Пётр I Великий.

Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год.

В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению, но затем его все же сохранили как заштатный монастырь.

Известный немецкий путешественник, географ, геолог и биолог Самуил Георг Гмелин (племянник знаменитого академика Иоганна Георга Гмелина), посетивший обитель в 1769 году, застал в ней только одного игумена. В 1773 году по ходатайству святителя Тихона Задонского, возглавлявшего тогда Воронежскую епархию, все земли и имущества вернули монастырю, и жизнь в обители снова возродилась.

Но согласно указу 1786 года монастырь был всё же упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь.

С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, согласно которому Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского.

Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Инок Анфим руководил обителью 20 лет.

В 1831 году состоялось величайшее в истории монастыря событие - в урочище Большие Дивы на меловом столбе была обретена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Образ стал особо чтимой святыней Дивногорского монастыря, а местные жители называли эту икону - Исцелийская, потому что молящиеся перед образом Пресвятой Богородицы исцелялись от болезней.

Завершая краткий обзор истории монастыря, отметим, что в 1903 году состоялось торжественное празднование 250-летия обители. К этому времени прошлым монастыря стали особенно интересоваться историки, краеведы, этнографы, археологи, географы. Путешественник Е. Марков, посетивший в это время монастырь, оставил интересные путевые заметки под названием «В краю белых гор». Интерес этот есть и в наши дни, возможно, что со временем, мы узнаем доселе неизвестное об истории монастыря.

Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник Дом отдыха, а позже - санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались советские эвакуационные госпитали. В послевоенное время монастырские постройки снова использовали под санаторий. В 1997 году здания монастыря вновь переданы Русской Православной Церкви. 25 декабря того же года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь. В настоящее время здесь находится мужской монастырь, воссоздаётся прежний исторический и духовный облик обители.

Современное состояние[править | править код]

В 1997 году земля и здания монастыря были официально переданы Русской Православной Церкви. Вскоре начались богослужения, а затем - большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.

В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы. В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба.

Храмы[править | править код]

Успенский собор

Дивногорский Успенский мужской монастырь
Свято-Успенский Соборный храм

Храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)

Дивногорский Успенский мужской монастырь
Домовый храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)

Храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна

Дивногорский Успенский мужской монастырь
Пещерный храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна

Чудотворная икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)[править | править код]

Дивногорский Успенский мужской монастырь
Икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)

В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали,завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье. Поставление иконы в храме сопровождалось молебствием с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощным бдением. На другой день после литургии и молебна с освящением воды с городской площади начался крестный ход с иконою Матери Божией Сицилийской. После этого болезнь стала отступать. Между тем горожане спешили брать икону в дома для совершения перед ней молитв Божией Матери. В скором времени болезнь совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно брать эту икону к себе - в те дни, когда обнаружилось первое чудо исцеления и избавления города Коротояк от эпидемии. В 1847-1848 гг. Россию снова постигла холерная эпидемия. Коротояк не пострадал. Но соседний Острогожск был охвачен этим бедствием. Жители города прибегли к заступничеству Божией Матери и испросили Сицилийскую икону Заступницы у Дивногорского строителя иеромонаха Меркурия. 29 августа 1847 г. они внесли ее в первый раз в свой город. И опять болезнь стала ослабевать. Благодарные горожане в 1848 г. просили Воронежского архиепископа Игнатия позволить им ежегодно вносить в город икону для молебствий с 29 августа. Преосвященный Игнатий разрешил принимать икону в Острогожске только в течение трех дней (с 28 июня по 1 июля). Но жители Острогожска снова просили удовлетворить их прежнее ходатайство, «почитая это возможным тем более, что граждане соседственного города Коротояка с давнего времени пользуются правом ежегодно брать ее в свой город с 1 июля по 14 августа, а Дивногорский монастырь, состоя в дачах Острогожского уезда, в понятии общежития составляет нашу общую принадлежность» (П. Никольский «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.). На этот раз они просили, чтобы чудотворная Сицилийская икона Божией Матери оставалась в Острогожске с 29 августа по 25 октября, так, чтобы каждый житель города мог, по усердию, помолиться перед иконою в собственном доме, да и уездные жители могли молиться здесь, чего при отдаленности от монастыря многие не могли сделать. Одним из следствий такого порядка дела было бы и увеличение средств для возобновления Дивногорской обители. Архиепископ Игнатий после этого ходатайства счел необходимым обратиться с представлением в Священный Синод. СвященныйСинод, согласно мнению преосвященного Игнатия 2 сентября 1850 г. определил дозволить гражданам г. Острогожска приносить в свой город Сицилийскую икону Божией Матери сроком на два месяца - с 29 августа по 29 октября, на что последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая Павловича. С тех пор ежегодно в Острогожск к 29 августа стекаются окрестные жители. К этому дню собирается в монастырь множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из отдаленных местностей. Утром этого дня, после литургии, чудотворная икона уносится из Дивногорского монастыря, в сопровождении нескольких иеромонахов и священников в ризах, диаконов с кадилами, с церковным пением, в предшествии фонаря со свечою. Икону сопровождают благочестивые богомольцы, большей частью направляющиеся из монастыря, частью подходящие на пути (более 20 верст) из Коротояка и близлежащих селений. Когда икона приближается к Острогожску, навстречу ей, за несколько верст от города, выходит городское духовенство, и икона торжественно вносится в городской собор, где отправляется молебствие, а затем на всенощном бдении читается акафист Пресвятой Богородице. На другой день и во все последующие горожане берут святой образ в свои дома. Только ночью она приносится в церковь

Из книги П. Никольского «Дивногорский Успенский монастырь.Исторический очерк». Воронеж, 1904 г

Святыни[править | править код]

Ковчеги с частицами мощей святых угодников Божьих


Престольные праздники[править | править код]

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Празднование в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийска) 5 (18) февраля и 1 (14) июля;

Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля

Видео[править | править код]

Русский вопрос Дивногорский мужской монастырь
Дивногорский монастырь

Как добраться[править | править код]

Адрес: 397965 Россия, Воронежская обл., Лискинский р-н, с. Селявное-1.

Благодаря тому, что Дивногорский монастырь находится рядом с железной дорогой, добраться до него не составляет труда. Достаточно с вокзала Воронеж-1 сесть на электричку до станции «Лиски», а дальше электричка «Лиски — Острогожск» (или «Лиски — Алексеевка») довезет вас до платформы «Дивногорье».

Схемы проезда на автомобиле: По автотрассе М-4 "Дон" необходимо ехать до поворота на г. Лиски (если Вы едете на Юг, поворот будет направо). Далее, не доезжая до Лисок, по указателю на г. Острогожск до железнодорожного переезда села Пухово, который пересекать не надо, а двигаться прямо два километра до села Ковалево, в котором следует пересечь железнодорожный переезд. Далее прямо по главной дороге до села Селявное-1. В населенном пункте Селявное-1 по указателю "монастырь", едем до стоянки монастыря. Автостоянка удалена от обители на несколько сотен метров из-за крутого спуска по меловой горе. Спуск осуществляется самостоятельно. Просим позаботиться об удобной обуви.

Тел./факс: +7(47391) 5-91-83

Паломническая служба: +7 (920) 436-32-57

Электронная почта: divnogor-m@mail.ru; palomnik36@gmail.com

Паломнику[править | править код]

Расписание богослжуений:

6:00 - Братский молебен, Полунощница.

7:15 - Божественная литургия.

16:00 - Вечернее Богослужение.

Экскурсии

Экскурсионная служба монастыря знакомит гостей и паломников с духовно-историческим наследием обители, её храмами, в том числе с пещерным храмом, уникальными природными пейзажами, меловыми горами с нерукотворными Дивами. Вы сможете помолиться у главной святыни монастыря - чудотворной иконы Матери Божией Сицилийской или Дивногорской, узнать о жизни монахов обители. Экскурсии проводят опытные экскурсоводы и насельники монастыря.

Вы имеете возможность заблаговременно с помощью электронной ЗАЯВКИ НА ПОСЕЩЕНИЕ МОНАСТЫРЯ, заказать планируемое паломничество в святую обитель, указав информацию о себе, желаемых экскурсиях, питании, ночлеге.

Ссылки[править | править код]

Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Дивногорский монастырь (пещеры)