Спасский храм (Серпухов): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Местоположение святыни|локация=|вид=Приходской храм}} 350px|мини|справа '''Спасский храм (Серпухов).''' Аннотация:: {{Погода|id=10754}} == История == == Современное состояние == За годы с момента возобновления богослужений были в...»)
 
 
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=54.910383, 37.383320|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Спасский храм (Серпухов).jpg|350px|мини|справа]]
[[Файл:Спасский храм (Серпухов).jpg|350px|мини|справа]]
'''Спасский храм (Серпухов).''' [[Аннотация:: ]]
'''Спасский храм (Серпухов).''' [[Аннотация:: Кирпичное здание храма с отштукатуренными деталями принадлежит к типу центрических сооружений: в основе пространственной композиции интерьера лежит равноконечный Крест, ветви которого перекрыты вспарушенными сводами.]]
{{Погода|id=10754}}
{{Погода|id=10754}}
== История ==
== История ==


'''Занарское (или Старое) кладбище было заложено в Серпухове в 1772 г'''. после эпидемии чумы 1771 г. До указа о запрещении хоронить умерших при приходских церквах при каждом храме города были погосты, на которых погребали умерших прихожан. В Серпухове, в посадской его части с XVI столетия существовал также и «убогий дом» — общественное кладбище, где хоронили «странников и разный неизвестный горемычный люд». В XIX в. На месте его был уже «порядочный курган», как писал в своей книге «История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественную историею» П. Ф. Симсон. К кургану ежегодно, храня древний обычай, в седьмой четверг по Пасхе спускалось из Троицкого собора городское духовенство и служило общую панихиду.
Занарское кладбище расположилось на супесчано-известково-каменистой почве в сосновом бору в полуверсте от города на северо-запад от центра. Из-за отсутствия на нем храма или часовни жителям занарской части Серпухова приходилось отпевать покойных в приходских храмах, а затем погребальные кортежи следовали до кладбища на подводах или пешком. Также большое неудобство испытывали родственники в дни поминовения усопших, не имея возможности совершать поминовения непосредственно на кладбище. В 1893 г. серпуховской купец Василий Фёдорович Астапов от имени общины Богоявленской церкви выступил с предложением к Серпуховской городской Думе построить на свои средства на Занарском кладбище храм с главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами Знамения Божией Матери и Трех Святителей. В. Ф. Астапов принадлежал к одной из старейших семей города, упоминаемых с XVII в., известных производителей и торговцев кожевенными товарами, а с 1781 г. — владельцев кожевенных заводов в Занарье, был потомственным прихожанином и благотворителем Богоявленской церкви.
Проект храма выполнил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924 гг.). Место под постройку Спасского храма определили 16 июля 1893 года. «Место, избранное для сооружения храма при Занарском Серпуховском кладбище находится на городской луговой земле, рядом с кладбищем, ничем не занято, от жилых построек вдали…» — писал благочинный г. Серпухова протоиерей Богоявленской церкви Василий Розанов в Московскую Духовную Консисторию. 21 августа 1893 года протоколом Консистории «…утверждено новое строительство каменного храма на Занарском кладбище и начато производство работ».
'''9 января 1896 года''' в отчете статского советника инженера Ф. Шуберского записано, что закончено строительство церкви Спаса Нерукотворного Образа на Занарском кладбище в г. Серпухове — «как церковь, так и колокольня, устроены вполне прочно и соблюдены все правила технического искусства». 30 апреля 1896 года состоялось освящение правого придела храма во имя иконы Знамения Божией Матери. В июне-июле были освящены главный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа и придельный — в честь Трех Вселенских Святителей. Все три иконостаса в храме были выполнены из цинка с позолотой. Центральный иконостас имел иконы, изображающие последние дни земной жизни Спасителя: «Тайная Вечеря», «Распятие Господне», «Снятие Господа с креста» и «Воскресение Христово».
Возле храма была возведена отдельно стоящая колокольня с парадными воротами, которая образует вход на кладбище. Рядом находились дома церковного причта. Архитектурный ансамбль Спасского храма представляет собой яркий пример «русского стиля» конца XIХ — начала XX века. Русский стиль — тенденция к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре этого времени. Кирпичное здание храма с отштукатуренными деталями принадлежит к типу центрических сооружений: в основе пространственной композиции интерьера лежит равноконечный крест, ветви которого перекрыты вспарушенными сводами. Четыре центральных пилона поддерживают восьмерик, завершающийся шатром с главой. С востока к основному объему примыкает граненая алтарная апсида, а с севера и юга — шатровые крыльца на квадратных столбах. Основной вход в храм расположен с запада и украшен перспективным порталом. Каждая ветвь креста на фасаде отмечена фронтоном с тимпаном в форме бочки. Кирпичные стены храма украшены белокаменным декором — оконные наличники разнообразного рисунка, многорядные пояса и сложнопрофилированные карнизы.
'''До 1929 года''' настоятелем Спасского храма был протоиерей Николай Алексеевич Боголепов. Он родился в 1869 году в Серпухове в семье священнослужителя. Жил с женой Александрой Михайловной и детьми: Марией, Антониной, Всеволодом и Зинаидой в доме, входящем в ансамбль Спасской церкви. В мае 1929 года отец Николай был арестован и заключен в тюрьму. Через месяц, 5 июня ОГПУ был вынесен приговор группе священнослужителей, в числе которых значились настоятель Высоцкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Орлов) и протоиерей Николай Боголепов. В 1932 году отец Николай вернулся из заключения, но в Серпухове мог находиться только нелегально, т. к. ему было запрещено жить в Московской области. Позже в качестве зоны проживания батюшке был определен город Мценск Орловской губернии. Спустя несколько лет о. Николай тяжело заболел и скончался на руках у матушки, приехавшей его навестить. Сестра о. Николая Елена Алексеевна была женой расстрелянного в Бутово священномученика Иакова Бриллиантова. Другая сестра Ольга Алексеевна была репрессирована за веру и сослана в Казахстан.
'''В 1923 году''' в храме служил священник Сергий Крутяков. Последним псаломщиком Спасского храма был Илья Никитич Пикин (1874-1938 гг.), скончавшийся от инфаркта вскоре после закрытия храма. Протоиерей Николай Трофимович Ищенко (1887 г. р.) окончил Киевскую духовную семинарию, с 1929 года служил в Спасо-Занарской кладбищенской церкви. В феврале 1930 года был назначен благочинным г. Серпухова. 14 ноября 1930 года был арестован и 23 февраля 1931 года расстрелян, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
'''В конце 30-х годов XX века церковь была закрыта.''' Богослужения и требы совершались в колокольне до начала Великой Отечественной войны. В конце сороковых годов здание храма стали использовать под продовольственный склад. Впоследствии церковь была разграблена, храм лишился шатра и главок, был разрушен верхний ярус колокольни с парадными воротами. Из интерьера на момент возрождения приходской жизни сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи. В паспортах на церковь и парадные ворота, составленных 1 декабря 1975 года Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры, признано, что техническое состояние данных объектов по всем параметрам «плохое и аварийное». За советский период вокруг храма с трех сторон на расстоянии 5-6 метров было построено около 40 гаражей. Домики при церкви приватизированы в 1990-е.
'''В 1999 году храм''' Спаса Нерукотворного начал возрождаться после долгих лет забвения. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия братия Высоцкого мужского монастыря приступила к восстановлению разрушенной святыни. Настоятелем храма в тот момент являлся священник Александр Голубев. В ноябре 2001 года настоятелем Спасской церкви был назначен священник Павел Колосов.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Строка 13: Строка 30:


Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.
Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.
=== Храмы ===


[https://yandex.ru/maps/org/tserkov_spasa_nerukotvornogo_obraza/190109061691/?ll=37.383355%2C54.910389&panorama%5Bdirection%5D=32.693574%2C5.445589&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=37.382807%2C54.909961&panorama%5Bspan%5D=62.196909%2C60.000000&z=15 '''Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма''']
[https://yandex.ru/maps/org/tserkov_spasa_nerukotvornogo_obraza/190109061691/?ll=37.383355%2C54.910389&panorama%5Bdirection%5D=32.693574%2C5.445589&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=37.382807%2C54.909961&panorama%5Bspan%5D=62.196909%2C60.000000&z=15 '''Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма''']
Строка 20: Строка 35:
== Деятельность прихода ==
== Деятельность прихода ==


*  
* Воскресная школа для детей
 
* Библейско-богословские курсы
== Святыни ==
* Певческое отделение ПРК "Лик" Серпуховского благочиния


== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==


*  
* '''[[Престольный праздник::Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-perenesenie-iz-edessy-v-konstantinopol-nerukotvorennogo-obraza-ubrusa-gospoda-iisusa-hrista-944 29 августа]
* '''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы "Знамение"]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-znamenie 10 декабря]
* '''[[Престольный праздник::Собор Трех Святителей|Трех Святителей]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-sobor-vselenskih-uchitelej-i-svjatitelej-vasilija-velikogo-grigorija-bogoslova-i-ioanna-zlatoustogo 12 февраля]


== Контакты ==
== Контакты ==

Текущая версия от 01:38, 2 декабря 2023

Идёт загрузка карты…

Спасский храм (Серпухов). Кирпичное здание храма с отштукатуренными деталями принадлежит к типу центрических сооружений: в основе пространственной композиции интерьера лежит равноконечный Крест, ветви которого перекрыты вспарушенными сводами.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Занарское (или Старое) кладбище было заложено в Серпухове в 1772 г. после эпидемии чумы 1771 г. До указа о запрещении хоронить умерших при приходских церквах при каждом храме города были погосты, на которых погребали умерших прихожан. В Серпухове, в посадской его части с XVI столетия существовал также и «убогий дом» — общественное кладбище, где хоронили «странников и разный неизвестный горемычный люд». В XIX в. На месте его был уже «порядочный курган», как писал в своей книге «История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественную историею» П. Ф. Симсон. К кургану ежегодно, храня древний обычай, в седьмой четверг по Пасхе спускалось из Троицкого собора городское духовенство и служило общую панихиду.

Занарское кладбище расположилось на супесчано-известково-каменистой почве в сосновом бору в полуверсте от города на северо-запад от центра. Из-за отсутствия на нем храма или часовни жителям занарской части Серпухова приходилось отпевать покойных в приходских храмах, а затем погребальные кортежи следовали до кладбища на подводах или пешком. Также большое неудобство испытывали родственники в дни поминовения усопших, не имея возможности совершать поминовения непосредственно на кладбище. В 1893 г. серпуховской купец Василий Фёдорович Астапов от имени общины Богоявленской церкви выступил с предложением к Серпуховской городской Думе построить на свои средства на Занарском кладбище храм с главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами Знамения Божией Матери и Трех Святителей. В. Ф. Астапов принадлежал к одной из старейших семей города, упоминаемых с XVII в., известных производителей и торговцев кожевенными товарами, а с 1781 г. — владельцев кожевенных заводов в Занарье, был потомственным прихожанином и благотворителем Богоявленской церкви.

Проект храма выполнил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924 гг.). Место под постройку Спасского храма определили 16 июля 1893 года. «Место, избранное для сооружения храма при Занарском Серпуховском кладбище находится на городской луговой земле, рядом с кладбищем, ничем не занято, от жилых построек вдали…» — писал благочинный г. Серпухова протоиерей Богоявленской церкви Василий Розанов в Московскую Духовную Консисторию. 21 августа 1893 года протоколом Консистории «…утверждено новое строительство каменного храма на Занарском кладбище и начато производство работ».

9 января 1896 года в отчете статского советника инженера Ф. Шуберского записано, что закончено строительство церкви Спаса Нерукотворного Образа на Занарском кладбище в г. Серпухове — «как церковь, так и колокольня, устроены вполне прочно и соблюдены все правила технического искусства». 30 апреля 1896 года состоялось освящение правого придела храма во имя иконы Знамения Божией Матери. В июне-июле были освящены главный храм в честь Спаса Нерукотворного Образа и придельный — в честь Трех Вселенских Святителей. Все три иконостаса в храме были выполнены из цинка с позолотой. Центральный иконостас имел иконы, изображающие последние дни земной жизни Спасителя: «Тайная Вечеря», «Распятие Господне», «Снятие Господа с креста» и «Воскресение Христово».

Возле храма была возведена отдельно стоящая колокольня с парадными воротами, которая образует вход на кладбище. Рядом находились дома церковного причта. Архитектурный ансамбль Спасского храма представляет собой яркий пример «русского стиля» конца XIХ — начала XX века. Русский стиль — тенденция к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре этого времени. Кирпичное здание храма с отштукатуренными деталями принадлежит к типу центрических сооружений: в основе пространственной композиции интерьера лежит равноконечный крест, ветви которого перекрыты вспарушенными сводами. Четыре центральных пилона поддерживают восьмерик, завершающийся шатром с главой. С востока к основному объему примыкает граненая алтарная апсида, а с севера и юга — шатровые крыльца на квадратных столбах. Основной вход в храм расположен с запада и украшен перспективным порталом. Каждая ветвь креста на фасаде отмечена фронтоном с тимпаном в форме бочки. Кирпичные стены храма украшены белокаменным декором — оконные наличники разнообразного рисунка, многорядные пояса и сложнопрофилированные карнизы.

До 1929 года настоятелем Спасского храма был протоиерей Николай Алексеевич Боголепов. Он родился в 1869 году в Серпухове в семье священнослужителя. Жил с женой Александрой Михайловной и детьми: Марией, Антониной, Всеволодом и Зинаидой в доме, входящем в ансамбль Спасской церкви. В мае 1929 года отец Николай был арестован и заключен в тюрьму. Через месяц, 5 июня ОГПУ был вынесен приговор группе священнослужителей, в числе которых значились настоятель Высоцкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Орлов) и протоиерей Николай Боголепов. В 1932 году отец Николай вернулся из заключения, но в Серпухове мог находиться только нелегально, т. к. ему было запрещено жить в Московской области. Позже в качестве зоны проживания батюшке был определен город Мценск Орловской губернии. Спустя несколько лет о. Николай тяжело заболел и скончался на руках у матушки, приехавшей его навестить. Сестра о. Николая Елена Алексеевна была женой расстрелянного в Бутово священномученика Иакова Бриллиантова. Другая сестра Ольга Алексеевна была репрессирована за веру и сослана в Казахстан.

В 1923 году в храме служил священник Сергий Крутяков. Последним псаломщиком Спасского храма был Илья Никитич Пикин (1874-1938 гг.), скончавшийся от инфаркта вскоре после закрытия храма. Протоиерей Николай Трофимович Ищенко (1887 г. р.) окончил Киевскую духовную семинарию, с 1929 года служил в Спасо-Занарской кладбищенской церкви. В феврале 1930 года был назначен благочинным г. Серпухова. 14 ноября 1930 года был арестован и 23 февраля 1931 года расстрелян, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В конце 30-х годов XX века церковь была закрыта. Богослужения и требы совершались в колокольне до начала Великой Отечественной войны. В конце сороковых годов здание храма стали использовать под продовольственный склад. Впоследствии церковь была разграблена, храм лишился шатра и главок, был разрушен верхний ярус колокольни с парадными воротами. Из интерьера на момент возрождения приходской жизни сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи. В паспортах на церковь и парадные ворота, составленных 1 декабря 1975 года Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры, признано, что техническое состояние данных объектов по всем параметрам «плохое и аварийное». За советский период вокруг храма с трех сторон на расстоянии 5-6 метров было построено около 40 гаражей. Домики при церкви приватизированы в 1990-е.

В 1999 году храм Спаса Нерукотворного начал возрождаться после долгих лет забвения. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия братия Высоцкого мужского монастыря приступила к восстановлению разрушенной святыни. Настоятелем храма в тот момент являлся священник Александр Голубев. В ноябре 2001 года настоятелем Спасской церкви был назначен священник Павел Колосов.

Современное состояние[править | править код]

За годы с момента возобновления богослужений были выполнены консервационные работы. Устроена временная кровля, шатер и главки с Крестами. Проведено газовое отопление, водопровод и электричество. Восстановлена разрушенная кирпичная кладка фасадов, частично оштукатурены внутренние помещения. Над входом в церковь установлена керамическая икона Спаса Нерукотворного. Были расчищены подвал и прилегающая территория, обустроено крыльцо. В домике при церкви, где находится воскресная школа, канцелярия, трапезная и просфорня, проведен косметический ремонт.

На приходе ведется духовно-просветительская работа, действует Воскресная школа для детей, проводятся катехизаторские беседы на Библейско-богословских курсах и обучают церковному пению на певческом отделении ПРК "Лик" Серпуховского благочиния.

Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.

Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

Деятельность прихода[править | править код]

  • Воскресная школа для детей
  • Библейско-богословские курсы
  • Певческое отделение ПРК "Лик" Серпуховского благочиния

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: Россия, Московская область, г. Серпухов, ул. Чернышевского, д. 50-А

Телефон: 72-47-60 +7 (4967) 72-47-60

Электронная почта: serp.blagochinie@gmail.com

Сайт: https://spasahram.ru

Паломнику[править | править код]

Богослужения[править | править код]

Богослужения в храме совершаются в выходные и праздничные дни.

Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма

Храм открыт для посещения во время совершения богослужений.

Как добраться[править | править код]

Проезд из Москвы:

  • с Курского вокзала до станции «Серпухов», далее автобусами № 5, 11 до остановки «Школа № 5».

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]