Мужской монастырь Витовница: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 10 промежуточных версий этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
[[Файл:Мужской монастырь Витовница.jpg|мини|справа||alt=Мужской монастырь Витовница]]
[[Файл:Мужской монастырь Витовница.jpg|мини|справа||alt=Мужской монастырь Витовница]]


'''Монастырь Витовница''' (серб. Манасир Витовница) — [[Аннотация::монастырь Браничевской епархии Сербской Православной Церкви в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Расположен в восточной части Сербии на правом берегу реки Витовницы, в десяти километрах от Петровац-на-Млави.]]
'''Монастырь Витовница''' (серб. Манасир Витовница) — [[Аннотация::монастырь Браничевской епархии Сербской Православной Церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Расположен в восточной части Сербии на правом берегу реки Витовницы, в десяти километрах от Петровац-на-Млави.]]


== История ==
== История ==
Монастырь основал сербский король Стефан Милутин Неманич в 1291 году после победы над болгарскими мятежниками Дрманом и Куделином, которые укрепились в местечке Ждрело, неподалёку от нынешнего монастыря Горняк.
Монастырь основал сербский король [https://azbyka.org/days/sv-stefan-miljutin Стефан Милутин] в 1291 году после победы над болгарскими мятежниками Дрманом и Куделином, которые укрепились в местечке Ждрело, неподалёку от нынешнего [[Женский монастырь Горняк|монастыря Горняк]]. Дрман и Куделин превратили Браничевскую область в своего рода разбойничье логово, из которого они совершали набеги на соседние области. В честь победы над мятежниками св. Милутин выстроил свою задушбину – монастырь Витовницу.
 
Дрман и Куделин превратили Браничевскую область в своего рода разбойничье логово, из которого они совершали набеги на соседние области.
 
В честь победы над мятежниками св. Милутин выстроил свою задушбину – монастырь Витовницу.


В выпуске журнала «Старинар» Сербского археологического общества за 1888 год Михаило Ризнич пишет: «Король Милутин мог построить этот монастырь после боя с татарами в 1291 году. Тогда восстали против северного сербского короля, Милутинова брата Драгутина, двое мятежников в Ждрело в Браничевской области, Дрман и Куделин. Милутин собрал сильное войско и наголову разбил татар, так что воды Млавы окрасились кровью».
В выпуске журнала «Старинар» Сербского археологического общества за 1888 год Михаило Ризнич пишет: «Король Милутин мог построить этот монастырь после боя с татарами в 1291 году. Тогда восстали против северного сербского короля, Милутинова брата Драгутина, двое мятежников в Ждрело в Браничевской области, Дрман и Куделин. Милутин собрал сильное войско и наголову разбил татар, так что воды Млавы окрасились кровью».
Монастырь в XVI веке
Начиная с XVI века, монастырь достаточно часто упоминается как в сербских, так и в турецких источниках.
Согласно турецкой переписи от 1527 года, в монастыре жили двое монахов.
Турецкая перепись от 1537 года гласит, что в монастыре жили твое монахов и притом монастырь платил большой налог, по чему можно предположить, что его материальное положение было неплохим. Согласно турецкой переписи от 1578 года, в монастыре живут шестеро монахов.
Сохранилось известное Витовницкое Евангелие, датированное XVI веком.
Витовницкое Евангелие – это рукописное Евангелие, написанное в монастыре Витовница в первой половине XVI века. Точно известно, что в 1557 году Евангелие было оправлено серебром с позолотой – работа известного мастера-златокузнеца того времени Вука Кондо, который оставил в верхней части оправы свою подпись.


Евангелие написано чёрными чернилами, особо важные места выделены золотой краской. Орнаменты и начальные буквы глав разрисованы золотой, синей, красной и зелёной красками, золотой краской проставлены и точки между предложениями. Переднюю крышку переплёта украшают изображения двунадесятых праздников, а заднюю крышку – изображение Успения Пресвятой Богородицы.
Начиная с XVI века, монастырь достаточно часто упоминается как в сербских, так и в турецких источниках. Согласно турецкой переписи от 1527 года, в монастыре жили двое монахов. Турецкая перепись от 1537 года гласит, что в монастыре жили твое монахов и притом монастырь платил большой налог, по чему можно предположить, что его материальное положение было неплохим. Согласно турецкой переписи от 1578 года, в монастыре живут шестеро монахов.


Спасаясь от турок в 1690 году, витовницкие монахи нашли приют в монастыре Бешеново (тогда это была территория Австро-Венгрии) и принесли туда Евангелие с собой.
Сохранилось известное Витовницкое Евангелие (серб. Витовничко Jеванђеље), датированное XVI веком. Это рукописное Евангелие, написанное в монастыре Витовница в первой половине XVI века. Точно известно, что в 1557 году Евангелие было оправлено серебром с позолотой – работа известного мастера-златокузнеца того времени Вука Кондо, который оставил в верхней части оправы свою подпись. Евангелие написано чёрными чернилами, особо важные места выделены золотой краской. Орнаменты и начальные буквы глав разрисованы золотой, синей, красной и зелёной красками, золотой краской проставлены и точки между предложениями. Переднюю крышку переплёта украшают изображения двунадесятых праздников, а заднюю крышку – изображение Успения Пресвятой Богородицы. Спасаясь от турок в 1690 году, витовницкие монахи нашли приют в [[Мужской монастырь Бешеново|монастыре Бешеново]] (тогда это была территория Австро-Венгрии) и принесли Евангелие с собой. Сегодня Витовницкое Евангелие хранится в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде под инвентарным номером 355.


Сегодня Витовницкое Евангелие хранится в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде под инвентарным номером 355.
Представление о жизни монастыря в XVII мы можем получить из записей в книгах Витовницы. Некоторые из них, хранившиеся в Национальной библиотеке, погибли в огне во время Второй мировой войны. Одна из книг, написанная ранее 1620 года, находится в Киевской библиотеке. На ней написано: «сия книга была передана в дар монастырю Витовница иеромонаха Никифором».
Монастырь в XVII веке


Представление о жизни монастыря в XVII мы можем получить из записей в книгах Витовницы.
После войны между Австро-Венгрией и Турцией Витовница, вероятнее всего, остаётся в запустении. Монахи уходят за Дунай, большинство их переселяется в [[Мужской монастырь Бешеново|монастырь Бешеново]] на Фрушку-Гору. Из этого периода сохранилась так называемая Витовницкая чаша. Витовницкая чаша – это сосуд для раздавания прихожанам антидора, работа мастера Луки Куюнджича из Кюстендила, 1652 год. Все лики и нимбы на чаше для антидора позолочены. Сейчас она хранится в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде.


Некоторые из них, хранившиеся в Национальной библиотеке, погибли в огне во время Второй мировой войны. Одна из книг, написанная ранее 1620 года, находится в Киевской библиотеке. На ней написано: «сия книга была передана в дар монастырю Витовница иеромонаха Никифором».
В 1753 году была проведена перепись имущества [[Мужской монастырь Бешеново|монастыря Бешеново]], и далее учёт предметов, принадлежащих монастырю Витовница, вёлся отдельно, но в Витовницу братия не вернулась. Витовницкое имущество осталось в монастыре Бешеново до Второй мировой войны, когда он был разграблен и сожжён хорватами.
 
После войны между Австро-Венгрией и Турцией Витовница, вероятнее всего, остаётся в запустении. Монахи уходят за Дунай, большинство их переселяется в монастырь Бешеново на Фрушскую Гору.
 
Из этого периода сохранилась так называемая Витовницкая чаша.
Витовницкая чаша
 
Витовницкая чаша – это сосуд для раздавания прихожанам антидора, работа мастера Луки Куюнджича из Кюстендила, 1652 год.
 
Все лики и нимбы на чаше для антидора позолочены.
 
Сейчас она хранится в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде.
Монастырь в XVIII веке
 
В 1753 году была проведена перепись имущества монастыря Бешеново, и далее учёт предметов, принадлежащих монастырь Ветошница, вёлся отдельно, но в Витовницу братия не вернулась. Витовницкое имущество осталось в монастыре Бешеново до Второй мировой войны, когда он был разграблен и сожжён хорватами.


После Переселения сербов 1690 года большинство братии Витовницы отправляется в Бешеново, а меньшая часть присоединяется к монахам Раваницы в городе Сентандрея (на территории современной Венгрии). Несколько лет спустя, когда обстановка стала спокойнее, несколько монахов вернулось в Витовницу.
После Переселения сербов 1690 года большинство братии Витовницы отправляется в Бешеново, а меньшая часть присоединяется к монахам Раваницы в городе Сентандрея (на территории современной Венгрии). Несколько лет спустя, когда обстановка стала спокойнее, несколько монахов вернулось в Витовницу.
Строка 54: Строка 24:


Когда в 1739 году Австрия снова потерпела поражение в войне, монастырь опять пустеет, Витовницкие монахи снова уходят в Бешеново. Для монастыря наступают тяжёлые дни. Вплоть до Первого сербского восстания в исторических источниках не было упоминаний о Витовнице.
Когда в 1739 году Австрия снова потерпела поражение в войне, монастырь опять пустеет, Витовницкие монахи снова уходят в Бешеново. Для монастыря наступают тяжёлые дни. Вплоть до Первого сербского восстания в исторических источниках не было упоминаний о Витовнице.
Монастырь в XIX веке – время обновления с процветания
Во время Первого сербского восстания монастырь был полностью разрушен и сожжён турками в отместку за участие в восстании местного населения.
После Второго сербского восстания начинается обновление монастыря Витовница.
В середине XIX века благодаря трудам витовницких монахов Стефана Михайловича, Симеона Николича и в особенности Стефана Бойовича обитель переживает период расцвета.
Игумен Стефан Бойович до сих пор остаётся в памяти народа как символ обновления Витовницы в XIX веке.
Предположительно к 1856 году был заново отстроен весь монастырский комплекс. Улучшение материального положения монастыря позволило построить в 1861 году за его счёт начальную школу в селе Витовница.
Игумен Мефодий
Игуменом монастыря Витовница в период с 1896 до 1902 годов был архимандрит Мефодий (Живота) Милованович.
Игумен Мефодий продолжил обустраивать монастырь. Он был весьма трудолюбив, имел предпринимательские способности и много сделал для Витовницы и монастырского хозяйства.
Будучи игуменом, он в 1897 году основал Общество пчеловодов Сербии и газету «Пчелар», которая выходит и сегодня. Печатаясь в газете «Пчелар», проявил себя как выдающийся теоретик и полемист. Развитие пчеловодства в восточной части Сербии — во многом его заслуга.
Перед тем, как его назначили игуменом Витовницы, он был священником, служил в Шетоне, Раброво и Валево. Овдовев, в 1895 году он принимает монашество и встаёт во главе монастыря Витовница.


Начиная с 1902 года, игумен Мефодий редактировал газету «Беседник». Также он написал три книги о Святой горе Афон и Хиландаре.
Во время Первого сербского восстания монастырь был полностью разрушен и сожжён турками в отместку за участие в восстании местного населения. После Второго сербского восстания начинается обновление монастыря Витовница. В середине XIX века благодаря трудам витовницких монахов Стефана Михайловича, Симеона Николича и в особенности Стефана Бойовича обитель переживает период расцвета. Игумен Стефан Бойович до сих пор остаётся в памяти народа как символ обновления Витовницы в XIX веке. Предположительно к 1856 году был заново отстроен весь монастырский комплекс. Улучшение материального положения монастыря позволило построить в 1861 году за его счёт начальную школу в селе Витовница.


Наряду с многолетним служением Богу и народу, он также дал своему отечеству отличного воина. Его сын Милан Милованович[sr] был генералом сербской армии и главой Генштаба.
Игуменом монастыря Витовница в период с 1896 до 1902 годов был архимандрит Мефодий (Живота) Милованович. Игумен Мефодий продолжил обустраивать монастырь. Он был весьма трудолюбив, имел предпринимательские способности и много сделал для Витовницы и монастырского хозяйства. Будучи игуменом, он в 1897 году основал Общество пчеловодов Сербии и газету «Пчелар», которая выходит и сегодня. Печатаясь в газете «Пчелар», проявил себя как выдающийся теоретик и полемист. Развитие пчеловодства в восточной части Сербии — во многом его заслуга. Перед тем, как его назначили игуменом Витовницы, он был священником, служил в Шетоне, Раброво и Валево. Овдовев, в 1895 году он принимает монашество и встаёт во главе монастыря Витовница. Начиная с 1902 года, игумен Мефодий редактировал газету «Беседник». Также он написал три книги о [[Афон|Святой горе Афон]] и [[Монастырь Хиландар (Афон)|Хиландаре]]. Наряду с многолетним служением Богу и народу, он также дал своему отечеству отличного воина. Его сын Милан Милованович был генералом сербской армии и главой Генштаба.
Первая половина XX века – Витовницкая катастрофа


Процветание монастыря длились недолго. Во время Первой мировой войны – в 1915-1918 годах – окрестности Витовница и города Петровац на Млави были частью болгарской оккупационной зоны. Болгары отвели в лагерь витовницкого игумена Исаию Богдановича и там его убили. После этого болгарские солдаты вывезли из монастыря ценные богослужебные предметы и угнали скот. Возле северной стены Витовницы находилась рака с мощами неизвестного святого Синаита; оккупанты ограбили и ее.
Процветание монастыря длились недолго. Во время Первой мировой войны – в 1915-1918 годах – окрестности Витовница и города Петровац-на-Млави были частью болгарской оккупационной зоны. Болгары отвели в лагерь витовницкого игумена Исаию Богдановича и там его убили. После этого болгарские солдаты вывезли из монастыря ценные богослужебные предметы и угнали скот. Возле северной стены Витовницы находилась рака с мощами неизвестного святого Синаита; оккупанты ограбили и ее. Монастырь так и не оправился от этого удара, нанесенного в Первую мировую войну, а на подходе уже были новые бедствия – Вторая мировая война и коммунистический режим.


Монастырь так и не оправился от этого удара, нанесенного в Первую мировую войну, а на подходе уже были новые бедствия – Вторая мировая война и коммунистический режим.
В отместку за нападение на немецкий патруль вблизи монастыря Витовница фашистские оккупационные власти сожгли все монастырские строения, кроме церкви. Все братские корпуса, хозяйственные постройки и всё, что с большим трудом отстраивали на протяжении XIX века, было сожжено немцами в 1943 году. Братия спаслась, укрывшись в окрестных лесах. Но немцы схватили витовницкого иеродиакона Аввакума (Момчиловича) и конвоировали его в лагерь на Банице (Белград), где и убили.


В отместку за нападение на немецкий патруль вблизи монастыря Витовница фашистские оккупационные власти сожгли все монастырские строения, кроме церкви. Все братские корпуса, хозяйственные постройки и всё, что с большим трудом отстраивали на протяжении XIX века, было сожжено немцами в 1943 году. Братия спаслась, укрывшись в окрестных лесах. Но немцы схватили витовницкого иеродиакона Аввакума Момчиловича и конвоировали его в лагерь на Банице (Белград), где и убили.
Когда в 1945 году к власти пришли местные сельские коммунисты, они убили оставшуюся братию и отобрали у монастыря все имущество. Жители села Витовница, коммунисты, убили игумена Витовницы Мардария (Здравковича) и иеромонаха Савву (Марковича), которому было всего 33 года.
 
Когда в 1945 году к власти пришли местные сельские коммунисты, они убили оставшуюся братию и отобрали у монастыря все имущество. Жители села Витовница, коммунисты, убили игумена Витовницы Мардария (Здравковича) и иеромонаха Савву (Маркович), которому было всего 33 года.


Таким образом, во Вторую мировую войну монастырь Витовница лишился и братии, и всех построек.
Таким образом, во Вторую мировую войну монастырь Витовница лишился и братии, и всех построек.
Вторая половина XX века – тяжелый и упорный труд по восстановлению монастыря


В 1946 году в опустошённый и сожжённый монастырь решением тогдашних церковных властей отправляют иеромонаха Хризостома. Он был возведён в сан игумена. В тяжелейших условиях, без крыши над головой, иеромонах Хризостом начинает обновление монастыря. Именно ему принадлежит заслуга в том, что монашество в Витовнице в эти бедственные времена вообще сохранилось.
В 1946 году в опустошённый и сожжённый монастырь решением тогдашних церковных властей отправляют иеромонаха Хризостома. Он был возведён в сан игумена. В тяжелейших условиях, без крыши над головой, иеромонах Хризостом начинает обновление монастыря. Именно ему принадлежит заслуга в том, что монашество в Витовнице в эти бедственные времена вообще сохранилось.


В 1955 году из Косова в свою родную Браничевскую епархию возвращается Святой Фаддей Витовницкий. Его назначают игуменом монастыря Горняк неподалёку от Витовницы. Святой Фаддей, кроме восстановления Горняка, участвует и в восстановлении Витовницы, а позднее становится её игуменом.
В 1955 году из Косова в свою родную Браничевскую епархию возвращается Святой [https://azbyka.org/otechnik/Faddej_Vitovnitskij/ Фаддей Витовницкий]. Его назначают игуменом [[Женский монастырь Горняк|монастыря Горняк]] неподалёку от Витовницы. Святой Фаддей, кроме восстановления Горняка, участвует и в восстановлении Витовницы, а позднее становится её игуменом. Благодаря игуменам Витовницы послевоенного периода: Хризостому, Феодору, Фаддею и Лазарю монастырь был восстановлен вопреки огромным лишениям, которые он претерпел за первую половину XX века.


Благодаря игуменам Витовницы послевоенного периода: Хризостому, Феодору, Фаддею и Лазарю монастырь был восстановлен вопреки огромным лишениям, которые он претерпел за первую половину XX века.
Святой Фаддей Витовницкий родился в день святого апостола Фомы 6 октября 1914 года в селе Витовница, что в восточной Сербии, которое расположено всего за километр от самого монастыря Витовница. В 1932 году он уходит в [[монастырь Мильково]] и становится послушником. Настоятель монастыря – русский схиархимандрит Амвросий (Курганов)<ref>Схиархимандрит Амвросий (в миру Владимир Зиновьевич Курганов; 1 (14) января 1894, село Говорово, Пензенская губерния — 17 (30) мая 1933, Мильков монастырь, Сербия) — русский религиозный деятель, настоятель Милькова монастыря. Его учениками были такие подвижники как архимандрит Фаддей Витовницкий и архиепископ [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Maksimovich/ Иоанн (Максимович)]. Был послушником в [[Оптина пустынь|Оптиной пустыни]]. </ref> – произвёл большое впечатление на Святого Фаддея, тогдашнего послушника Томислава. Год спустя, в 1933 году, игумен Амвросий упокоился молодым, за год до своего 39-летия, и братия перешла в другие монастыри. Часть монахов переселилась в монастырь Горняк, где также был русский игумен, с ними был и послушник Томислав, будущий святой Фаддей Витовницкий. В 1935 году, в Горняке, Фаддей Витовницкий был пострижен в монахи и в 1937 году рукоположен во священника.
Святой Фаддей Витовницкий
 
Святой Фаддей Витовницкий родился в день святого апостола Фомы 6 октября 1914 года в селе Витовница, что в восточной Сербии, которое расположено всего за километр от самого монастыря Витовница.
 
В 1932 году он уходит в монастырь Мильково и становится послушником. Настоятель монастыря – русский схиархимандрит Амвросий (Курганов) произвёл большое впечатление на Святого Фаддея, - тогдашнего послушника Томислава.
 
Год спустя, в 1933 году, игумен Амвросий упокоился молодым, за год до своего 39-летия, и братия перешла в другие монастыри. Часть монахов переселилась в монастырь Горняк, где также был русский игумен, с ними был и послушник Томислав, будущий святой Фаддей Витовницкий.
 
В 1935 году, в Горняке, Фаддей Витовницкий был пострижен в монахи и в 1937 году рукоположен в священники.


Беседуя с русскими монахами в Мильково и Горняке, он хорошо изучил русский язык. Святой Фаддей Витовницкий хорошо говорил, читал и писал по-русски. В то время существовало мало произведений отцов церкви, переведённых на сербский язык, и Святой Фаддей переводил с русского языка на сербский избранные труды для своей братии. Святой Фаддей питал очень большую любовь к русскому народу.
Беседуя с русскими монахами в Мильково и Горняке, он хорошо изучил русский язык. Святой Фаддей Витовницкий хорошо говорил, читал и писал по-русски. В то время существовало мало произведений отцов церкви, переведённых на сербский язык, и Святой Фаддей переводил с русского языка на сербский избранные труды для своей братии. Святой Фаддей питал очень большую любовь к русскому народу.


Чтобы Фаддей завершил монашеское обучение, монастырь Горняк послал его в монастырь Раковица.
Чтобы Фаддей завершил монашеское обучение, монастырь Горняк послал его в [[монастырь Раковица]].
 
В 1939 году монастырь Печская Патриархия, что в Косове, попросил Патриарха Димитрия прислать в помощники одного иеромонаха. И Патриарх выбрал иеромонаха Фаддея, как самого младшего ученика духовной семинарии монастыря Раковица.
 
С 1939 до 1955 года, с перерывами, иеромонах Фаддей пребывает в Косове. Во время Второй мировой войны он находился в Витовнице.
 
С 1947 года иеромонах Фаддей становится настоятелем монастыря Печская Патриархия.


Власти помешали ему находиться в Косове, и в 1955 году он возвращается в родную Браничевскую епархию, к епископу Хризостому, который ставит его настоятелем монастыря Горняк. Тогда же Святой Фаддей берёт на себя духовное окормление и монастыря Витовница.
В 1939 году [[Печский патриарший женский монастырь|монастырь Печская Патриархия]], что в Косове, попросили Патриарха Димитрия прислать в помощники одного иеромонаха. И Патриарх выбрал иеромонаха Фаддея, как самого младшего ученика духовной семинарии монастыря Раковица. С 1939 до 1955 года, с перерывами, иеромонах Фаддей пребывает в Косове. Во время Второй мировой войны он находился в Витовнице. С 1947 года иеромонах Фаддей становится настоятелем монастыря Печская Патриархия. Власти помешали ему находиться в Косове, и в 1955 году он возвращается в родную Браничевскую епархию, к епископу Хризостому, который ставит его настоятелем монастыря Горняк. Тогда же Святой Фаддей берёт на себя духовное окормление и монастыря Витовница.


В 1962 году он становится игуменом монастыря Витовницы. В Браничеву монахов и священников не хватало, и Святой Фаддей служил и в других монастырях и приходах Браничевской епархии.
В 1962 году он становится игуменом монастыря Витовница. В Браничеве монахов и священников не хватало, и отец Фаддей служил и в других монастырях и приходах Браничевской епархии.


Упокоился он в 2003 году. Верующими признан современным святителем, а место его захоронения - в монастыре Витовницы стало местом паломничества.  
Упокоился он в 2003 году, а место его захоронения в монастыре Витовницы стало местом паломничества.


== Святые ==
== Святые ==
Строка 134: Строка 65:
'''Адрес:''' Витовница, Сербия
'''Адрес:''' Витовница, Сербия


'''Проезд:''' Монастырь расположен в десяти километрах к востоку от города Петровац-на-Млави (20-25 минут езды), примерно в 120 км к юго-западу от Белграда. Поездка из Белграда до Петровац-на-Млави займет чуть больше 1,5 ч. Добраться до монастыря можно только на автомобильном транспорте. Неподалеку находится [[монастырь Святой Троицы (Ждрело)]].
'''Проезд:''' Монастырь расположен в десяти километрах к востоку от города Петровац-на-Млави (20-25 минут езды), примерно в 120 км к юго-западу от Белграда. Поездка из Белграда до Петровац-на-Млави займет чуть больше 1,5 ч. Добраться до монастыря можно только на автомобильном транспорте. Неподалеку находится монастыри [[Монастырь Ждрело|Ждрело]] и [[Женский монастырь Горняк|Горняк]].


== Фото ==
== Фото ==
Строка 149: Строка 80:


== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=7hja2dklrAQ|350|left|Монастырь Витовница в наши дни|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=7hja2dklrAQ|350|left|Монастырь Витовница – аэросъемка|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=oNIEWQurfFQ|350|left|Монастырь Витовница|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=oNIEWQurfFQ|350|left|Монастырь Витовница в наши дни|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=a3I_cy25Vzo|350|left|Святой Фаддей Витовницкий: видеосъемка 1990 года|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=a3I_cy25Vzo|350|left|Святой Фаддей Витовницкий: видеосъемка 1990 года|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=JU_ULulXTZo|350|left|Святой Фаддей Витовницкий - Литургия|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=JU_ULulXTZo|350|left|Святой Фаддей Витовницкий - Литургия|frame}}

Текущая версия от 22:54, 2 октября 2023

Идёт загрузка карты…
Мужской монастырь Витовница

Монастырь Витовница (серб. Манасир Витовница) — монастырь Браничевской епархии Сербской Православной Церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Расположен в восточной части Сербии на правом берегу реки Витовницы, в десяти километрах от Петровац-на-Млави.

История[править | править код]

Монастырь основал сербский король Стефан Милутин в 1291 году после победы над болгарскими мятежниками Дрманом и Куделином, которые укрепились в местечке Ждрело, неподалёку от нынешнего монастыря Горняк. Дрман и Куделин превратили Браничевскую область в своего рода разбойничье логово, из которого они совершали набеги на соседние области. В честь победы над мятежниками св. Милутин выстроил свою задушбину – монастырь Витовницу.

В выпуске журнала «Старинар» Сербского археологического общества за 1888 год Михаило Ризнич пишет: «Король Милутин мог построить этот монастырь после боя с татарами в 1291 году. Тогда восстали против северного сербского короля, Милутинова брата Драгутина, двое мятежников в Ждрело в Браничевской области, Дрман и Куделин. Милутин собрал сильное войско и наголову разбил татар, так что воды Млавы окрасились кровью».

Начиная с XVI века, монастырь достаточно часто упоминается как в сербских, так и в турецких источниках. Согласно турецкой переписи от 1527 года, в монастыре жили двое монахов. Турецкая перепись от 1537 года гласит, что в монастыре жили твое монахов и притом монастырь платил большой налог, по чему можно предположить, что его материальное положение было неплохим. Согласно турецкой переписи от 1578 года, в монастыре живут шестеро монахов.

Сохранилось известное Витовницкое Евангелие (серб. Витовничко Jеванђеље), датированное XVI веком. Это рукописное Евангелие, написанное в монастыре Витовница в первой половине XVI века. Точно известно, что в 1557 году Евангелие было оправлено серебром с позолотой – работа известного мастера-златокузнеца того времени Вука Кондо, который оставил в верхней части оправы свою подпись. Евангелие написано чёрными чернилами, особо важные места выделены золотой краской. Орнаменты и начальные буквы глав разрисованы золотой, синей, красной и зелёной красками, золотой краской проставлены и точки между предложениями. Переднюю крышку переплёта украшают изображения двунадесятых праздников, а заднюю крышку – изображение Успения Пресвятой Богородицы. Спасаясь от турок в 1690 году, витовницкие монахи нашли приют в монастыре Бешеново (тогда это была территория Австро-Венгрии) и принесли Евангелие с собой. Сегодня Витовницкое Евангелие хранится в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде под инвентарным номером 355.

Представление о жизни монастыря в XVII мы можем получить из записей в книгах Витовницы. Некоторые из них, хранившиеся в Национальной библиотеке, погибли в огне во время Второй мировой войны. Одна из книг, написанная ранее 1620 года, находится в Киевской библиотеке. На ней написано: «сия книга была передана в дар монастырю Витовница иеромонаха Никифором».

После войны между Австро-Венгрией и Турцией Витовница, вероятнее всего, остаётся в запустении. Монахи уходят за Дунай, большинство их переселяется в монастырь Бешеново на Фрушку-Гору. Из этого периода сохранилась так называемая Витовницкая чаша. Витовницкая чаша – это сосуд для раздавания прихожанам антидора, работа мастера Луки Куюнджича из Кюстендила, 1652 год. Все лики и нимбы на чаше для антидора позолочены. Сейчас она хранится в Музее Сербской Православной Церкви в Белграде.

В 1753 году была проведена перепись имущества монастыря Бешеново, и далее учёт предметов, принадлежащих монастырю Витовница, вёлся отдельно, но в Витовницу братия не вернулась. Витовницкое имущество осталось в монастыре Бешеново до Второй мировой войны, когда он был разграблен и сожжён хорватами.

После Переселения сербов 1690 года большинство братии Витовницы отправляется в Бешеново, а меньшая часть присоединяется к монахам Раваницы в городе Сентандрея (на территории современной Венгрии). Несколько лет спустя, когда обстановка стала спокойнее, несколько монахов вернулось в Витовницу.

Посланник митрополита Карловацкого в 1733 году посетил Витовницу, в то время там жили два монаха.

Когда в 1739 году Австрия снова потерпела поражение в войне, монастырь опять пустеет, Витовницкие монахи снова уходят в Бешеново. Для монастыря наступают тяжёлые дни. Вплоть до Первого сербского восстания в исторических источниках не было упоминаний о Витовнице.

Во время Первого сербского восстания монастырь был полностью разрушен и сожжён турками в отместку за участие в восстании местного населения. После Второго сербского восстания начинается обновление монастыря Витовница. В середине XIX века благодаря трудам витовницких монахов Стефана Михайловича, Симеона Николича и в особенности Стефана Бойовича обитель переживает период расцвета. Игумен Стефан Бойович до сих пор остаётся в памяти народа как символ обновления Витовницы в XIX веке. Предположительно к 1856 году был заново отстроен весь монастырский комплекс. Улучшение материального положения монастыря позволило построить в 1861 году за его счёт начальную школу в селе Витовница.

Игуменом монастыря Витовница в период с 1896 до 1902 годов был архимандрит Мефодий (Живота) Милованович. Игумен Мефодий продолжил обустраивать монастырь. Он был весьма трудолюбив, имел предпринимательские способности и много сделал для Витовницы и монастырского хозяйства. Будучи игуменом, он в 1897 году основал Общество пчеловодов Сербии и газету «Пчелар», которая выходит и сегодня. Печатаясь в газете «Пчелар», проявил себя как выдающийся теоретик и полемист. Развитие пчеловодства в восточной части Сербии — во многом его заслуга. Перед тем, как его назначили игуменом Витовницы, он был священником, служил в Шетоне, Раброво и Валево. Овдовев, в 1895 году он принимает монашество и встаёт во главе монастыря Витовница. Начиная с 1902 года, игумен Мефодий редактировал газету «Беседник». Также он написал три книги о Святой горе Афон и Хиландаре. Наряду с многолетним служением Богу и народу, он также дал своему отечеству отличного воина. Его сын Милан Милованович был генералом сербской армии и главой Генштаба.

Процветание монастыря длились недолго. Во время Первой мировой войны – в 1915-1918 годах – окрестности Витовница и города Петровац-на-Млави были частью болгарской оккупационной зоны. Болгары отвели в лагерь витовницкого игумена Исаию Богдановича и там его убили. После этого болгарские солдаты вывезли из монастыря ценные богослужебные предметы и угнали скот. Возле северной стены Витовницы находилась рака с мощами неизвестного святого Синаита; оккупанты ограбили и ее. Монастырь так и не оправился от этого удара, нанесенного в Первую мировую войну, а на подходе уже были новые бедствия – Вторая мировая война и коммунистический режим.

В отместку за нападение на немецкий патруль вблизи монастыря Витовница фашистские оккупационные власти сожгли все монастырские строения, кроме церкви. Все братские корпуса, хозяйственные постройки и всё, что с большим трудом отстраивали на протяжении XIX века, было сожжено немцами в 1943 году. Братия спаслась, укрывшись в окрестных лесах. Но немцы схватили витовницкого иеродиакона Аввакума (Момчиловича) и конвоировали его в лагерь на Банице (Белград), где и убили.

Когда в 1945 году к власти пришли местные сельские коммунисты, они убили оставшуюся братию и отобрали у монастыря все имущество. Жители села Витовница, коммунисты, убили игумена Витовницы Мардария (Здравковича) и иеромонаха Савву (Марковича), которому было всего 33 года.

Таким образом, во Вторую мировую войну монастырь Витовница лишился и братии, и всех построек.

В 1946 году в опустошённый и сожжённый монастырь решением тогдашних церковных властей отправляют иеромонаха Хризостома. Он был возведён в сан игумена. В тяжелейших условиях, без крыши над головой, иеромонах Хризостом начинает обновление монастыря. Именно ему принадлежит заслуга в том, что монашество в Витовнице в эти бедственные времена вообще сохранилось.

В 1955 году из Косова в свою родную Браничевскую епархию возвращается Святой Фаддей Витовницкий. Его назначают игуменом монастыря Горняк неподалёку от Витовницы. Святой Фаддей, кроме восстановления Горняка, участвует и в восстановлении Витовницы, а позднее становится её игуменом. Благодаря игуменам Витовницы послевоенного периода: Хризостому, Феодору, Фаддею и Лазарю монастырь был восстановлен вопреки огромным лишениям, которые он претерпел за первую половину XX века.

Святой Фаддей Витовницкий родился в день святого апостола Фомы 6 октября 1914 года в селе Витовница, что в восточной Сербии, которое расположено всего за километр от самого монастыря Витовница. В 1932 году он уходит в монастырь Мильково и становится послушником. Настоятель монастыря – русский схиархимандрит Амвросий (Курганов)[1] – произвёл большое впечатление на Святого Фаддея, тогдашнего послушника Томислава. Год спустя, в 1933 году, игумен Амвросий упокоился молодым, за год до своего 39-летия, и братия перешла в другие монастыри. Часть монахов переселилась в монастырь Горняк, где также был русский игумен, с ними был и послушник Томислав, будущий святой Фаддей Витовницкий. В 1935 году, в Горняке, Фаддей Витовницкий был пострижен в монахи и в 1937 году рукоположен во священника.

Беседуя с русскими монахами в Мильково и Горняке, он хорошо изучил русский язык. Святой Фаддей Витовницкий хорошо говорил, читал и писал по-русски. В то время существовало мало произведений отцов церкви, переведённых на сербский язык, и Святой Фаддей переводил с русского языка на сербский избранные труды для своей братии. Святой Фаддей питал очень большую любовь к русскому народу.

Чтобы Фаддей завершил монашеское обучение, монастырь Горняк послал его в монастырь Раковица.

В 1939 году монастырь Печская Патриархия, что в Косове, попросили Патриарха Димитрия прислать в помощники одного иеромонаха. И Патриарх выбрал иеромонаха Фаддея, как самого младшего ученика духовной семинарии монастыря Раковица. С 1939 до 1955 года, с перерывами, иеромонах Фаддей пребывает в Косове. Во время Второй мировой войны он находился в Витовнице. С 1947 года иеромонах Фаддей становится настоятелем монастыря Печская Патриархия. Власти помешали ему находиться в Косове, и в 1955 году он возвращается в родную Браничевскую епархию, к епископу Хризостому, который ставит его настоятелем монастыря Горняк. Тогда же Святой Фаддей берёт на себя духовное окормление и монастыря Витовница.

В 1962 году он становится игуменом монастыря Витовница. В Браничеве монахов и священников не хватало, и отец Фаддей служил и в других монастырях и приходах Браничевской епархии.

Упокоился он в 2003 году, а место его захоронения в монастыре Витовницы стало местом паломничества.

Святые[править | править код]

Святыни[править | править код]

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: Витовница, Сербия

Проезд: Монастырь расположен в десяти километрах к востоку от города Петровац-на-Млави (20-25 минут езды), примерно в 120 км к юго-западу от Белграда. Поездка из Белграда до Петровац-на-Млави займет чуть больше 1,5 ч. Добраться до монастыря можно только на автомобильном транспорте. Неподалеку находится монастыри Ждрело и Горняк.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Монастырь Витовница – аэросъемка
Монастырь Витовница в наши дни
Святой Фаддей Витовницкий: видеосъемка 1990 года
Святой Фаддей Витовницкий - Литургия
Старец Фаддей Витовницкий - «Каковы мысли твои, такова и жизнь твоя»

Ссылки[править | править код]


  1. Схиархимандрит Амвросий (в миру Владимир Зиновьевич Курганов; 1 (14) января 1894, село Говорово, Пензенская губерния — 17 (30) мая 1933, Мильков монастырь, Сербия) — русский религиозный деятель, настоятель Милькова монастыря. Его учениками были такие подвижники как архимандрит Фаддей Витовницкий и архиепископ Иоанн (Максимович). Был послушником в Оптиной пустыни.