Церковь Николы Надеина (Ярославль): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 11 промежуточных версий этого же участника)
Строка 5: Строка 5:
{{Погода|id=27331}}
{{Погода|id=27331}}
== История ==
== История ==
[[Файл:Церковь Николы Надеина (Ярославль)7.jpg|мини|слева|alt=Церковь Николы Надеина (Ярославль), Церковь Николы Надеина (Ярославль)7]]
[[Файл:Церковь Николы Надеина (Ярославль)7.jpg|мини|справа|alt=Церковь Николы Надеина (Ярославль), Церковь Николы Надеина (Ярославль)7]]
Церковь Николы Надеина занимает совершенно особое место в истории ярославского искусства. Это первый каменный храм на городском посаде. По преданию, церковь была заложена на крутом берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца.
Церковь Николы Надеина занимает совершенно особое место в истории ярославского искусства. Это первый каменный храм на городском посаде. По преданию, церковь была заложена на крутом берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца.


Строка 12: Строка 12:
В названии церкви Николы Надеина вошло второе, мирское имя государева гостя Епифания Светешникова — Надея (Надежда). Он был одним из самых богатых людей Русского царства.
В названии церкви Николы Надеина вошло второе, мирское имя государева гостя Епифания Светешникова — Надея (Надежда). Он был одним из самых богатых людей Русского царства.


== Описание ==
''' Архитектурное оформление '''
=== Архитектурное оформление ===
 
Церковь Николы Надеина — одна из первых культовых построек Русского государства, появившихся после прекращения Смуты. Памятник этот во многом переходный — и строители, и художники его обращаются к набору художественных средств предшествующего XVI столетия, однако именно здесь определены те пути, по которым пойдет развитие искусства Ярославля в XVII веке.
Церковь Николы Надеина — одна из первых культовых построек Русского государства, появившихся после прекращения Смуты. Памятник этот во многом переходный — и строители, и художники его обращаются к набору художественных средств предшествующего XVI столетия, однако именно здесь определены те пути, по которым пойдет развитие искусства Ярославля в XVII веке.


Несколько тяжеловесный объём главного храма поднят на высокий подклет. Первоначально храм был увенчан пятью главами, с широко поставленными боковыми главами на тонких шейках барабанов. Массивный четверик, башнеобразный Благовещенский придел, галереи с крыльцом и невысокая колокольня, поставленная над северо-западным крыльцом галереи, создавали единый компактный ансамбль. Стоящий ныне с юга небольшой бесстолпный придел Александра Свирского, был выстроен в 1690-е годы, то есть через 70 лет после возведения храма.
Несколько тяжеловесный объём главного храма поднят на высокий подклет. Первоначально храм был увенчан пятью главами, с широко поставленными боковыми главами на тонких шейках барабанов. Массивный четверик, башнеобразный Благовещенский придел, галереи с крыльцом и невысокая колокольня, поставленная над северо-западным крыльцом галереи, создавали единый компактный ансамбль. Стоящий ныне с юга небольшой бесстолпный придел Александра Свирского, был выстроен в 1690-е годы, то есть через 70 лет после возведения храма.


=== Храмовая роспись ===
'''Храмовая роспись'''
 
Интерьеры Надеинской церкви Николы были расписаны в 1640—1641 годах артелью из 20 мастеров под руководством опытнейшего костромского изографа Любима Агеева. На южной стороне храма указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе». Эта работа стала первым и единственным стенописным ансамблем Ярославля первой половины XVII века. Работы были завершены в довольно сжатые сроки в течение 3 месяцев: с 5 июля по 5 октября, причём все объёмы церкви — главный храм, Благовещенский придел и галереи — расписывались одновременно.
Интерьеры Надеинской церкви Николы были расписаны в 1640—1641 годах артелью из 20 мастеров под руководством опытнейшего костромского изографа Любима Агеева. На южной стороне храма указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе». Эта работа стала первым и единственным стенописным ансамблем Ярославля первой половины XVII века. Работы были завершены в довольно сжатые сроки в течение 3 месяцев: с 5 июля по 5 октября, причём все объёмы церкви — главный храм, Благовещенский придел и галереи — расписывались одновременно.
[[Файл:Церковь Николы Надеина (Ярославль)6.jpg|мини|справа|alt=Церковь Николы Надеина (Ярославль), Церковь Николы Надеина (Ярославль)6]]
В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палехских иконописцев. В настоящее время фрески XVII века находятся под сплошной записью XIX века, однако, запись довольно точно следует первоначальному рисунку. В январе 2007 года были предприняты работы по частичной расчистке первоначальных фресок.


В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палехских иконописцев. В настоящее время фрески XVII века находятся под сплошной записью XIX века, однако, запись довольно точно следует первоначальному рисунку. В январе 2007 года были предприняты работы по частичной расчистке первоначальных фресок.
'''Иконостас'''


=== Иконостас ===
[[Файл:Церковь Николы Надеина (Ярославль)6.jpg|мини|справа|Создание барочного иконостаса приписывается прихожанину Надеинского храма — Фёдору Волкову|alt=Церковь Николы Надеина (Ярославль), Церковь Николы Надеина (Ярославль)6]]
Одним из главных украшений храма является великолепный золочёный барочный иконостас, заменивший собой древний тябловый в 1751 году. Мощные брусья первого иконостаса, расписанные травным орнаментом по серебру, частично сохранились и просматриваются за третьим ярусом существующего ныне иконостаса. Алтарная преграда середины XVIII века масштабна по замыслу и весьма необычна для ярославских храмов по форме и украшению. Она была выполнена по рисунку и при участии основателя первого русского общедоступного театра Фёдора Григорьевича Волкова, бывшего прихожанином церкви Николы Надеина. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок. Иконы, представленные в иконостасе, в основном написаны в XVII веке, но есть несколько и более ранних икон XVI века.
Одним из главных украшений храма является великолепный золочёный барочный иконостас, заменивший собой древний тябловый в 1751 году. Мощные брусья первого иконостаса, расписанные травным орнаментом по серебру, частично сохранились и просматриваются за третьим ярусом существующего ныне иконостаса. Алтарная преграда середины XVIII века масштабна по замыслу и весьма необычна для ярославских храмов по форме и украшению. Она была выполнена по рисунку и при участии основателя первого русского общедоступного театра Фёдора Григорьевича Волкова, бывшего прихожанином церкви Николы Надеина. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок. Иконы, представленные в иконостасе, в основном написаны в XVII веке, но есть несколько и более ранних икон XVI века.
== Современное состояние ==
В настоящее время храм принадлежит Ярославскому художественному музею.


== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==
'''[[Престольный праздник::Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij 22 мая, 19 декабря]
* '''[[Престольный праздник::Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij 22 мая, 19 декабря]
 
* '''[[Престольный праздник::Благовещение Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-blagoveshchenie-presv.. 7 апреля]


'''[[Престольный праздник::Благовещение Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-blagoveshchenie-presv.. 7 апреля]
== Контакты ==
'''Адрес:''' 150000 Россия, г. Ярославль, Богоявленская пл. 25


== Как добраться ==
'''Сайт:''' http://www.nikolanadein.ru/
'''Адрес:''' 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25


'''Приемная:''' тел./факс [tel:4852304072 (4852)30-40-72], [mailto:adm@yarkremlin.ru adm@yarkremlin.ru]
'''Контактные телефоны музея:'''


'''Экскурсионный отдел:''' тел./факс [tel:4852303869 (4852)30-38-69], [mailto:excursion@yarkremlin.ru excursion@yarkremlin.ru]
'''Приемная:''' тел./факс [tel:+74852304072 +7 (4852) 30-40-72], [mailto:adm@yarkremlin.ru adm@yarkremlin.ru]


'''Научная часть''' [tel:4852303537 (4852)30-35-37], [mailto:adm.secretary@yarkremlin.ru adm.secretary@yarkremlin.ru], [mailto:yarmp.1865@gmail.com yarmp.1865@gmail.com]
'''Экскурсионный отдел:''' тел./факс [tel:+74852303869 +7 (4852) 30-38-69], [mailto:excursion@yarkremlin.ru excursion@yarkremlin.ru]
 
'''Научная часть''' [tel:+74852303537 +7 (4852) 30-35-37], [mailto:adm.secretary@yarkremlin.ru adm.secretary@yarkremlin.ru], [mailto:yarmp.1865@gmail.com yarmp.1865@gmail.com]


== Паломнику ==
== Паломнику ==
Режим работы с 10.00 до 17.00, без обеда, выходные дни — среда, четверг, дождливые дни.
 
=== Богослужение ===
 
В храме периодически совершаются богослужения
 
=== Экскурсии ===
 
Режим работы Ярославского музея-заповедника с 10.00 до 17.00, без обеда, выходные дни — среда, четверг, дождливые дни.


== Фото ==
== Фото ==
Строка 57: Строка 73:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[http://www.nikolanadein.ru Храм Николы Надеина]  
* [http://www.nikolanadein.ru Храм Николы Надеина]
* [http://www.nikolanadein.ru/about/first-posad-church-of-yaroslavl/  Первый посадский храм Ярославля]
* [https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/khram-nikoly-nadeina/ Храм Николы Надеина. Путеводитель по России.]
* [https://velocrunch.ru/articles/golden-ring-tserkov-nikoly-nadeina Храм Николы Надеина (Ярославль)]


{{SEO|в Ярославль, церковь Николы Надеина|Ярославля}}
{{SEO|в Ярославль, церковь Николы Надеина|Ярославля}}

Текущая версия от 01:10, 26 мая 2023

Идёт загрузка карты…
Церковь Николы Надеина (Ярославль), Церковь Николы Надеина (Ярославль)

Церковь Нико́лы Наде́ина — первый каменный храм на городском посаде в Ярославле. Расположена во внутридворовой территории на берегу Волги. Старейший из сохранившихся каменных памятников архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Церковь Николы Надеина (Ярославль), Церковь Николы Надеина (Ярославль)7

Церковь Николы Надеина занимает совершенно особое место в истории ярославского искусства. Это первый каменный храм на городском посаде. По преданию, церковь была заложена на крутом берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца.

Предшествующие каменные постройки Ярославля были немногочисленны и строились на средства князей или властей Спасского монастыря. Заказчик Надеинского храма — купец Надея Светешников — не только заложил церковь, но и дал начало новой традиции. Жители города, сначала богатые купеческие династии, а затем и ремесленные слободы, строили великолепные каменные храмы, соревнуясь, чья приходская церковь будет больше, богаче, красивее.

В названии церкви Николы Надеина вошло второе, мирское имя государева гостя Епифания Светешникова — Надея (Надежда). Он был одним из самых богатых людей Русского царства.

Архитектурное оформление

Церковь Николы Надеина — одна из первых культовых построек Русского государства, появившихся после прекращения Смуты. Памятник этот во многом переходный — и строители, и художники его обращаются к набору художественных средств предшествующего XVI столетия, однако именно здесь определены те пути, по которым пойдет развитие искусства Ярославля в XVII веке.

Несколько тяжеловесный объём главного храма поднят на высокий подклет. Первоначально храм был увенчан пятью главами, с широко поставленными боковыми главами на тонких шейках барабанов. Массивный четверик, башнеобразный Благовещенский придел, галереи с крыльцом и невысокая колокольня, поставленная над северо-западным крыльцом галереи, создавали единый компактный ансамбль. Стоящий ныне с юга небольшой бесстолпный придел Александра Свирского, был выстроен в 1690-е годы, то есть через 70 лет после возведения храма.

Храмовая роспись

Интерьеры Надеинской церкви Николы были расписаны в 1640—1641 годах артелью из 20 мастеров под руководством опытнейшего костромского изографа Любима Агеева. На южной стороне храма указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе». Эта работа стала первым и единственным стенописным ансамблем Ярославля первой половины XVII века. Работы были завершены в довольно сжатые сроки в течение 3 месяцев: с 5 июля по 5 октября, причём все объёмы церкви — главный храм, Благовещенский придел и галереи — расписывались одновременно.

Церковь Николы Надеина (Ярославль), Церковь Николы Надеина (Ярославль)6

В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палехских иконописцев. В настоящее время фрески XVII века находятся под сплошной записью XIX века, однако, запись довольно точно следует первоначальному рисунку. В январе 2007 года были предприняты работы по частичной расчистке первоначальных фресок.

Иконостас

Одним из главных украшений храма является великолепный золочёный барочный иконостас, заменивший собой древний тябловый в 1751 году. Мощные брусья первого иконостаса, расписанные травным орнаментом по серебру, частично сохранились и просматриваются за третьим ярусом существующего ныне иконостаса. Алтарная преграда середины XVIII века масштабна по замыслу и весьма необычна для ярославских храмов по форме и украшению. Она была выполнена по рисунку и при участии основателя первого русского общедоступного театра Фёдора Григорьевича Волкова, бывшего прихожанином церкви Николы Надеина. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок. Иконы, представленные в иконостасе, в основном написаны в XVII веке, но есть несколько и более ранних икон XVI века.

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время храм принадлежит Ярославскому художественному музею.

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: 150000 Россия, г. Ярославль, Богоявленская пл. 25

Сайт: http://www.nikolanadein.ru/

Контактные телефоны музея:

Приемная: тел./факс +7 (4852) 30-40-72, adm@yarkremlin.ru

Экскурсионный отдел: тел./факс +7 (4852) 30-38-69, excursion@yarkremlin.ru

Научная часть +7 (4852) 30-35-37, adm.secretary@yarkremlin.ru, yarmp.1865@gmail.com

Паломнику[править | править код]

Богослужение[править | править код]

В храме периодически совершаются богослужения

Экскурсии[править | править код]

Режим работы Ярославского музея-заповедника с 10.00 до 17.00, без обеда, выходные дни — среда, четверг, дождливые дни.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]