Храм Димитрия Солунского (Ярославль): различия между версиями
Нет описания правки |
|||
(не показаны 23 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 13: | Строка 13: | ||
1671 году священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен. | 1671 году священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен. | ||
[[Файл:Храм Димитрия Солунского Ярославль 6.jpg|мини|alt=Храм Димитрия Солунского (Ярославль), Храм Димитрия Солунского Ярославль 6]] | |||
Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. Этот энергичный и деятельный человек, хорошо известный не только в Ярославле, но также в Ростове Великом и Москве, отдал своему приходу более 20 лет. Имея влиятельных покровителей при царском дворе и находясь в дружеских отношениях с митрополитом Ионой, Иоаникий к концу жизни значительно продвинулся по служебной лестнице. В 1684 г. он уже числился протоиереем ярославского Успенского собора. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею. | Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. Этот энергичный и деятельный человек, хорошо известный не только в Ярославле, но также в Ростове Великом и Москве, отдал своему приходу более 20 лет. Имея влиятельных покровителей при царском дворе и находясь в дружеских отношениях с митрополитом Ионой, Иоаникий к концу жизни значительно продвинулся по служебной лестнице. В 1684 г. он уже числился протоиереем ярославского Успенского собора. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею. | ||
При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В северную галерею по просьбе жителей Ярославля из упраздненной церкви Власьевского прихода перенесли престол, посвященный 9-ти мученикам Кизическим. | При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В северную галерею по просьбе жителей Ярославля из упраздненной церкви Власьевского прихода перенесли престол, посвященный 9-ти мученикам Кизическим. | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
О том, что собой представляла церковь Димитрия Солунского в конце XVIII столетия можно судить по опубликованным В. Лествициным заметкам ростовского архиепископа Самуила Миславского. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую « в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Помимо этого Миславский отметил наличие святых ворот у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный. | О том, что собой представляла церковь Димитрия Солунского в конце XVIII столетия можно судить по опубликованным В. Лествициным заметкам ростовского архиепископа Самуила Миславского. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую « в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Помимо этого Миславский отметил наличие святых ворот у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный. | ||
Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов.15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован). Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены. | Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов.15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован). Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены. | ||
== Современное состояние == | |||
Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном. | Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном. | ||
[ | А 10 августа 2003 года (спустя 74 года после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в Храме святого великомученика Димитрия Солунского. | ||
[https://yandex.ru/maps/org/tserkov_dimitriya_solunskogo/1359313715/panorama/?ll=39.881354%2C57.621952&panorama%5Bdirection%5D=181.400000%2C10.000000&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=39.881353%2C57.622215&panorama%5Bspan%5D=79.833276%2C60.000000&z=16 '''Посетить виртуальную экскурсию вокруг храма]''' | |||
=== Храмы === | |||
* Храм Димитрия Солунского | |||
* Храм Похвалы Пресвятой Богородицы | |||
== Престольные праздники == | == Престольные праздники == | ||
'''[[Престольный праздник::Димитрий Солунский, великомученик]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij 8 ноября] | * '''[[Престольный праздник::Димитрий Солунский, великомученик]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij 8 ноября] | ||
* '''[[Престольный праздник::Александр Невский, благоверный князь]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-aleksandr-v-shime-aleksij-nevskij 6 декабря (день преставления), 12 сентября (перенесение мощей)] | |||
* '''[[Престольный праздник::Похвала Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-pohvala-presvjatoj-bogorodicy-subbota-akafista Cуббота пятой недели Великого поста] | |||
== Святые == | |||
'''Священномученик Флегонт Понгильский.''' | |||
''' | |||
'''Телефон:''' [tel:+74852328152 +7(4852) 32-81-52] | == Святыни == | ||
* Смоленская икона Божией Матери | |||
* Частица мощей великомученика Димитрия Солунского | |||
== Контакты == | |||
'''Адрес''': Россия, Ярославская область, город Ярославль, улица Большая Октябрьская, 41-А | |||
'''Телефон:''' [tel:+74852328152 +7 (4852) 32-81-52] | |||
'''Сайт:''' http://pohvala.cerkov.ru/ | |||
== Паломнику == | == Паломнику == | ||
Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на | '''Богослужения''' | ||
Богослужения совершаются ежедневно. | |||
[https://vk.com/dsolunskiy Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на странице храма в соцсети]. | |||
=== Как добраться === | |||
'''На автомобиле.''' Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту через реку Коротосль. А затем от площади Богоявления - повернуть налево на Большую Октябрьскую улицу, которая и выводит к храму. | |||
'''На поезде.''' От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Дмитрия Солунского составляет 3 км. До нее можно пройти пешком или подъехать на такси. | |||
== Фото == | == Фото == | ||
Строка 46: | Строка 79: | ||
Храм Димитрия Солунского Ярославль 1.jpg | Храм Димитрия Солунского Ярославль 1.jpg | ||
</gallery> | </gallery> | ||
== Видео == | |||
{{#ev:youtube|https://youtu.be/BiyWOWsECKg|550|left||frame}} | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[ | |||
* [https://ilyabim.livejournal.com/35854.html Церковь Димитрия Солунского в Ярославле.] | |||
* [https://putidorogi-nn.ru/evropa/736-tserkov-dmitriya-solunskogo-v-yaroslavle Два храма Дмитровского прихода - символы победы на Куликовом поле] | |||
{{SEO|в Ярославль, Храм Димитрия Солунского|Ярославской области}} | {{SEO|в Ярославль, Храм Димитрия Солунского|Ярославской области}} |
Текущая версия от 23:19, 24 мая 2023
Храм Димитрия Солунского города Ярославля - относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Ярославского центрального благочиннического округа Русской Православной Церкви.
История[править | править код]
Храмы прихода находятся на том месте, где когда-то впадала в Которосль небольшая речка Нетеча (засыпана в XIX веке). Когда появились на берегу Нетечи первые храмы — точно не известно.
По преданию, основание прихода относится к XIV веку и связано с возведением деревянного храма великомученика Димитрия Солунского (именно поэтому в народе приход всегда именовался Дмитриевским), небесного покровителя Димитрия Донского в честь и память победы Русского войска на Куликовом поле. Вокруг храма со временем образовалось воинское кладбище, первоначально из захоронений усопших ярославцев-ветеранов битвы на Куликовом поле. В дальнейшем храм и воинское кладбище приобрели мемориальный характер памятника победы над татарами.
Первые упоминания о Похвальской церкви относятся к началу XVII столетия. На то, что до конца XVI в. церковь Дмитрия Солунского являлась местом поминовения представителей ярославского княжеского дома и содержалась на деньги родственников умерших, указывает уникальный документ 1580-го года – « Променная запись княгини Ульяны Алабышевой».
1671 году священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен.
Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. Этот энергичный и деятельный человек, хорошо известный не только в Ярославле, но также в Ростове Великом и Москве, отдал своему приходу более 20 лет. Имея влиятельных покровителей при царском дворе и находясь в дружеских отношениях с митрополитом Ионой, Иоаникий к концу жизни значительно продвинулся по служебной лестнице. В 1684 г. он уже числился протоиереем ярославского Успенского собора. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею. При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В северную галерею по просьбе жителей Ярославля из упраздненной церкви Власьевского прихода перенесли престол, посвященный 9-ти мученикам Кизическим.
Христианские мученики Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон известны как обличители язычества (приняли смерть от меча между 284 – 305 гг.). Их чудотворные мощи были обретены в малоазийском городе Кизике. По легенде от святых мощей исцелялись безумные и страдавшие «трясовичной» болезнью.
О том, что собой представляла церковь Димитрия Солунского в конце XVIII столетия можно судить по опубликованным В. Лествициным заметкам ростовского архиепископа Самуила Миславского. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую « в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Помимо этого Миславский отметил наличие святых ворот у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный.
Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов.15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован). Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены.
Современное состояние[править | править код]
Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном.
А 10 августа 2003 года (спустя 74 года после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в Храме святого великомученика Димитрия Солунского.
Посетить виртуальную экскурсию вокруг храма
Храмы[править | править код]
- Храм Димитрия Солунского
- Храм Похвалы Пресвятой Богородицы
Престольные праздники[править | править код]
- Александр Невский, благоверный князь - 6 декабря (день преставления), 12 сентября (перенесение мощей)
Святые[править | править код]
Священномученик Флегонт Понгильский.
Святыни[править | править код]
- Смоленская икона Божией Матери
- Частица мощей великомученика Димитрия Солунского
Контакты[править | править код]
Адрес: Россия, Ярославская область, город Ярославль, улица Большая Октябрьская, 41-А
Телефон: +7 (4852) 32-81-52
Сайт: http://pohvala.cerkov.ru/
Паломнику[править | править код]
Богослужения
Богослужения совершаются ежедневно.
Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на странице храма в соцсети.
Как добраться[править | править код]
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту через реку Коротосль. А затем от площади Богоявления - повернуть налево на Большую Октябрьскую улицу, которая и выводит к храму.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Дмитрия Солунского составляет 3 км. До нее можно пройти пешком или подъехать на такси.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]