Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Лядины): различия между версиями
(IvanKabanets переименовал страницу Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Лядины) в Лядинский храмовый ансамбль) |
Elena (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 13 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=61.559498, 38.322591|вид=Приходской храм}} | |||
[[Файл:Лядинский храмовый ансамбль.jpg|350px|мини|справа|alt=Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Лядины)]] | |||
'''Покрово-Власьевская церковь''' [[Аннотация::является ныне утраченной частью храмового деревянного ансамбля в селе Лядины Каргопольского района Архангельской области.]] | |||
'''5 мая 2013 года Покрово-Власьевская Церковь сгорела от удара молнией вместе с колокольней.''' | |||
== История == | |||
Храмовый ансамбль в Лядинах, состоящий из шатровой Покрово-Власьевской церкви 1761 года постройки (в других источниках — 1743 г.), двенадцатиглавой Богоявленской церкви (1793 г.) и шатровой колокольни (ХVIII века, по другим данным 1820 года постройки) располагался в изначальном пространстве так, что отражался в водах озера, исчезновение которого привело к нарушению целостности композиции. | |||
Безусловной доминантой ансамбля являлась шатровая двухэтажная Покрово-Власьевская церковь — «одна из лучших по пропорциям, объемно-пространственному решению и технологическим приемам строительства среди памятников деревянного зодчества периода его расцвета». Она была центром Лядинского погоста: «давая ей простор как 6ы отступили в сторону шатровая колокольня XVIII века и многоглавая (единственная в округе) приземистая Богоявленская церковь 1793 года». Возведенный на невысоком подклетеб, храм представляет собой восьмерик на четверике, «увеличенный едва не вдвое, растянутый по боковому фасаду за счет прирубов — двухэтажной трапезной с притвором, алтарной апсиды, квадратной в плане, перекрытой массивной бочкой». Церковь имела шатровое завершение: «ее шатер, едва ли не самый огромный среди подобных каргополы ких сооружений, увенчан небольшой главкой». | |||
В храме 6ыло два престола, две церкви: нижняя — Власьевская, теплая и приземистая, и верхняя — летняя, более просторная и светлая, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В трапезной, как верхней, так и нижней церкви «мощный брус потолочной матицы поддерживается двумя резными столбами традиционной формы в виде поставленных друг на друга дынек с перехватами в виде жгутов. Вдоль стен тянутся лавки с резными ножками и резной опушкой красивого волнистого профиля». | |||
В верхней церкви были сохранены резной позолоченный иконостас и удивительное расписное двенадцатичастное «Небо». Как отмечает архангельский историк Т.М.Кольцова, «Небо» — это конструкция потолочного перекрытия, имеющая форму пологой усеченной пирамиды, радиальные грани которой возвышаются к центральному кольцу. Расписные перекрытия "небом" были распространены в деревянных храмах Русского Севера в XVII- ХIХ веках». Как по своим архитектурным формам, так и по художественному решению. «небо» было подобием купола каменных храмов. | |||
Каркас конструкции «неба» в Покрово-Власьевской церкви напоминал солнце с расходящимися лучами, что зрительно разрушало плоскость потолка храма и визуально увеличивало его внутреннее пространство. По иконографическому типу «небеса» этого храма относились к композиции с изображением архангелов. В центральном круге был изображен Бог-Отец на престоле, в косяках — апостолы, архангелы, по четырем углам — трубящие ангелы. По описанию Ю.Огурцова, иконография святых была традиционной, но усложненной дополнительными деталями: «Евангелисты изображаются на радиальных гранях вместе со своими символами. Архангелы одеты в разноцветные далматики, украшенные разноцветной каймой по вороту, нижнему краю и спереди. У архангелов Михаила и Гавриила поверх далматиков накинуты красиво задрапированные плащи. Нимбы у святых золотые, с контрастной обводкой по контуру». Насыщенность красок «неба» придавало внутреннему помещению храма нарядность: алые, зеленые одеяния фигур на голубом фоне и позолота добавляли интерьеру храма красочности. По предположению Т.М.Кольцовой, автором уникальной росписи «неба» в Лядинах был «каргопольский иконописец, который создал лучший пример монументальной росписи этого иконографического типа». | |||
В церквях Лядинского погоста находились прекрасные иконы, говоря сухим научным языком — «шедевры древнерусской провинциальной живописи». Наиболее яркими примерами памятников иконописи XVI столетия из Покровской церкви, принадлежавших кисти каргополыких мастеров, являются лядинские «Никола» и «Флор и Лавр», в которых запечатлелся оттенок наивности, простодушия и искренности, так характерный для провинциальных произведений. Святые изображены на них приземистыми и коренастыми, их черты лица грубоваты. Рисунок фигур предельно прост, чистые краски положены большими плоскостями. | |||
Еще одним шедевром является икона Святого Евстафия XVI века, хранящаяся в Архангельском музее изобразительных искусств (в этом же музее хранятся иконы праздничного чина XVI века). Для нее характерны следующие особенности: сдержанная манера письма, плавность линий, мягкая моделировка лица, высветленные тона. Манера наложения красок, некоторая плоскостность изображения и общий лирический склад произведения свидетельствуют о том, что она написана местным мастером-профессионалом. | |||
По описанию известного московского исследователя Г.П.Дурасова, рисунок царских врат Покрово-Власьевской церкви отличается простотой композиции, тяжеловесностью форм, четким и ясным силуэтом. Цветовой строй врат. построенный на сочетании тускловатых и глухих охристого, красного и зеленого тонов с холодновато-белыми оживками, созвучен неяркой и суровой природе Каргопольского края. Апостолы и евангелисты, облик которых напоминает внешность северян, изображены величавыми людьми с простонародными лицами. В настоящий момент, врата находятся в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. | |||
В трапезной верхней церкви в ряду местночтимых святых находились иконы Александра Ошевенского и Кирилла Челмогорского, написанные местными жителями или священниками. | |||
Лядинского комплекс был действительным центром общественной и духовной жизни села. | |||
Колокольня ансамбля, имеющая вид статной башни с шатровым завершением, возведена в 1820 году. Внутренняя конструкция ничем особым не отличается. Она состоит из 8 столбов, соответствующих граням, и центрального столба, проходящего через всю конструкцию до креста. Сруб колокольни основного массива представлен восьмериком, поставленным на низкий четверик. Такой прием был довольно распространен в постройках подобного типа, но был необходим, так как опорные колокольные столбы не касались земли и не гнили. Нижний ярус (четверик) приспосабливали под склад церковной утвари. Все здания очень хорошо ухожены, организованы реставрационные работы. | |||
Храмовый ансамбль был поставлен на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от З0 августа 1960 года № 1327 «0 дальнейшем улучшении дела охраны памятников истории и культуры в РСФСР». Памятник находился в ведении «Каргополыкого историко-культурного и художественного музея», которому был передан в безвозмездное пользование договором Ns 453 от 01 января 2007 года между Территориальным управлением Росимущества в Архангельской области и музеем. | |||
== Современное состояние == | |||
В результате катастрофического пожара, произошедшего на Пасху, 5 мая 2013 года. ансамбль Лядинского погоста лишился одной из двух церквей и колокольни. Согласно сводке МЧС от 6 мая 2013 года, «пожар на уникальном Лядинском погосте ... нанес серьезный ущерб культурному наследию Русского Севера. Уже практически нет сомнений, что причиной возгорания стала молния. Пожар, по сообщениям очевидцев, стремительно развился в шатровом куполе церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы и распространялся сверху вниз по старинным деревянным конструкциям. На момент прибытия первых пожарных подразделений купол храма горел открытым огнем по всей площади, создавая непосредственную угрозу всему храмовому ансамблю. Тушение осложнялось как высотой строения, так и тем, что в непосредственной близости находилась 20-метровая деревянная колокольня, которая также приняла на себя огонь от Покрово-Власьевской церкви, при этом площадь пожара разрослась до 400 кв. метров. | |||
Когда первые пожарные прибыли на место, о том, чтобы тушить храм изнутри, не могло быть и речи — внутри шло обрушение конструкций, вокруг стоял нестерпимый жар. К полуночи оба высоких деревянных строения — Покрово-Власьевская церковь и колокольня были значительно повреждены огнем. | |||
В 0:05 пожар был локализован. На место в общей сложности было направлено пять автоцистерн, 14 пожарных. в т.ч. от лесоохраны и ДПД Кенозерского национального парка. В создавшихся крайне тяжелых для тушения условиях пожарным удалось отстоять уникальную 9-главую Богоявленскую церковь 1793 г.п., которая также находилась в непосредственной близости от горевших храма и колокольни». | |||
Местные жители описывают ситуацию следующим образом: «Погост горел сутки, а дымился ещё двое суток. Началось в 8 вечера, когда одна из молний первой в году грозы попала в крест Власьевской церкви. Молниеотвод на церкви был, но при реставрации его отсоединили от земли. Вся деревня была вокруг, но люди ничего не могли сделать - горело на высоте З8 метров. Приехала машина из Ватамановской, но у неё не было высокой лестницы, и струя была очень маломощная. Рядом — ни речки, ни пожарного водоёма. Приехали пожарные из Кенозерского парка и из Каргополя, — то же самое. Приехали пожарные из Плесецка, у которых было оборудование получше, но они уже физически не успели. Власьевская церковь и колокольня сгорели дотла. Богоявленская — почернела от дыма, но уцелела». | |||
Единственным источником воды для пожарных стали местные колонки водопровода, дававшие напор струи из брандспойта не более З-5 метров (высота шатрового храма, с очагом пожара в куполе. напомним, составляла порядка 38 метров). Организация нового пожарного водоема в непосредственной близости от храмового комплекса планировалось, по словам директора Каргопольского музея Л.И.Севастьяновой, еще несколько лет назад, но из-за бюрократических проволочек было отложено на лето 2013 года. | |||
Громоотвод, установленный на кресте Покровской церкви, по словам очевидцев, не был заземлен из-за проводившихся реставрационных работ. Это идет вразрез с комментариями директора музея, которая утверждала, что «громоотвод был установлен, всё в порядке. Заземляющие все устройства громоотвода, все нормально действовали». Так или иначе. по результатам проверки вина ГБУК АО «Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей» в нанесении вреда памятника истории и культуры не установлена. | |||
'''Уцелела только [[Богоявленская церковь (Лядины)|Богоявленская церковь]].''' | |||
== [[Престольные праздники]] == | |||
'''[[Престольный праздник::Покров Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-pokrov-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 14 октября] | |||
== Как добраться == | |||
'''Адрес:''' Россия, Архангельская область, Каргопольский район, с. Лядины | |||
'''Проезд:''' Автотранспортом по дороге Каргополь-Пудож до села Лядины. | |||
== Фото == | |||
<gallery> | |||
Богоявленская церковь (Лядины) 1.jpg|Храмовый комплекс в селе Лядины (тройник): колокольня (1820 г.), Богоявленская церковь (1793 г.), шатровая Покровско-Власьевская церковь (1743 г.). Конец XIX века. | |||
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Лядины) 0.jpg|Лядинский погост. Фото из книги: Г.Дурасова "Каргополье. Художествнные сокровища" 1984 г. | |||
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Лядины).jpg|Трапезная Покровской церкви Лядинского погоста. Фото 1938г. Фото из книги: Г. Дурасова "Каргополье. Художествнные сокровища" 1984 г. | |||
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Лядины) 2.jpg|Иконостас | |||
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Лядины) 3.jpg|Царские врата | |||
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Лядины) 4.jpg|Интерьер Покровской церкви с. Лядины с иконостасом и расписным "небом". Вторая половина XVIII века. Фото 2010 г. из книги Т.М.Кольцовой "Иконы Каргополя") | |||
Файл:Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Лядины) 5.jpg|"Небеса" | |||
Богоявленская церковь (Лядины) 3.jpg|Храмовый комплекс до пожара | |||
Лядины. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покрово-Власьевская).jpg|Утраченная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покрово-Власьевская) | |||
Лядины. Реставрация Церкви Богоявления.jpg|Реставрация Церкви Богоявления | |||
Лядины. Церковь Богоявления.jpg|Церковь Богоявления после реставрации | |||
</gallery> | |||
== Видео == | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=ZGCG2ALeu7E|350|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=xnYqHfwf4PE|350|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=e0fT-dyqVXw|350|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=aYa9jYqggns|350|left||frame}} | |||
== Ссылки == | |||
* [http://kenozerjelive.ru/mihread-ljadiny.html?ysclid=lc85n9arl362708648 "Кенозерье". Абрамовский В.Н., Юркова М.В. Лядинский погост: спасти, нельзя утратить!] | |||
* [https://vk.com/lyadinsky_pogost?ysclid=lc85s0ft8p362138556 Лядины. Возрождение храмового ансамбля] | |||
* [https://vk.com/album-38050953_186762157 Деревни и церкви Каргополья. Лядины. Фото] | |||
{{SEO|в Лядины, церковь Покрова Пресвятой Богородицы|Архангельской области}} |
Текущая версия от 20:38, 29 декабря 2022
Покрово-Власьевская церковь является ныне утраченной частью храмового деревянного ансамбля в селе Лядины Каргопольского района Архангельской области.
5 мая 2013 года Покрово-Власьевская Церковь сгорела от удара молнией вместе с колокольней.
История[править | править код]
Храмовый ансамбль в Лядинах, состоящий из шатровой Покрово-Власьевской церкви 1761 года постройки (в других источниках — 1743 г.), двенадцатиглавой Богоявленской церкви (1793 г.) и шатровой колокольни (ХVIII века, по другим данным 1820 года постройки) располагался в изначальном пространстве так, что отражался в водах озера, исчезновение которого привело к нарушению целостности композиции.
Безусловной доминантой ансамбля являлась шатровая двухэтажная Покрово-Власьевская церковь — «одна из лучших по пропорциям, объемно-пространственному решению и технологическим приемам строительства среди памятников деревянного зодчества периода его расцвета». Она была центром Лядинского погоста: «давая ей простор как 6ы отступили в сторону шатровая колокольня XVIII века и многоглавая (единственная в округе) приземистая Богоявленская церковь 1793 года». Возведенный на невысоком подклетеб, храм представляет собой восьмерик на четверике, «увеличенный едва не вдвое, растянутый по боковому фасаду за счет прирубов — двухэтажной трапезной с притвором, алтарной апсиды, квадратной в плане, перекрытой массивной бочкой». Церковь имела шатровое завершение: «ее шатер, едва ли не самый огромный среди подобных каргополы ких сооружений, увенчан небольшой главкой».
В храме 6ыло два престола, две церкви: нижняя — Власьевская, теплая и приземистая, и верхняя — летняя, более просторная и светлая, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В трапезной, как верхней, так и нижней церкви «мощный брус потолочной матицы поддерживается двумя резными столбами традиционной формы в виде поставленных друг на друга дынек с перехватами в виде жгутов. Вдоль стен тянутся лавки с резными ножками и резной опушкой красивого волнистого профиля».
В верхней церкви были сохранены резной позолоченный иконостас и удивительное расписное двенадцатичастное «Небо». Как отмечает архангельский историк Т.М.Кольцова, «Небо» — это конструкция потолочного перекрытия, имеющая форму пологой усеченной пирамиды, радиальные грани которой возвышаются к центральному кольцу. Расписные перекрытия "небом" были распространены в деревянных храмах Русского Севера в XVII- ХIХ веках». Как по своим архитектурным формам, так и по художественному решению. «небо» было подобием купола каменных храмов.
Каркас конструкции «неба» в Покрово-Власьевской церкви напоминал солнце с расходящимися лучами, что зрительно разрушало плоскость потолка храма и визуально увеличивало его внутреннее пространство. По иконографическому типу «небеса» этого храма относились к композиции с изображением архангелов. В центральном круге был изображен Бог-Отец на престоле, в косяках — апостолы, архангелы, по четырем углам — трубящие ангелы. По описанию Ю.Огурцова, иконография святых была традиционной, но усложненной дополнительными деталями: «Евангелисты изображаются на радиальных гранях вместе со своими символами. Архангелы одеты в разноцветные далматики, украшенные разноцветной каймой по вороту, нижнему краю и спереди. У архангелов Михаила и Гавриила поверх далматиков накинуты красиво задрапированные плащи. Нимбы у святых золотые, с контрастной обводкой по контуру». Насыщенность красок «неба» придавало внутреннему помещению храма нарядность: алые, зеленые одеяния фигур на голубом фоне и позолота добавляли интерьеру храма красочности. По предположению Т.М.Кольцовой, автором уникальной росписи «неба» в Лядинах был «каргопольский иконописец, который создал лучший пример монументальной росписи этого иконографического типа».
В церквях Лядинского погоста находились прекрасные иконы, говоря сухим научным языком — «шедевры древнерусской провинциальной живописи». Наиболее яркими примерами памятников иконописи XVI столетия из Покровской церкви, принадлежавших кисти каргополыких мастеров, являются лядинские «Никола» и «Флор и Лавр», в которых запечатлелся оттенок наивности, простодушия и искренности, так характерный для провинциальных произведений. Святые изображены на них приземистыми и коренастыми, их черты лица грубоваты. Рисунок фигур предельно прост, чистые краски положены большими плоскостями.
Еще одним шедевром является икона Святого Евстафия XVI века, хранящаяся в Архангельском музее изобразительных искусств (в этом же музее хранятся иконы праздничного чина XVI века). Для нее характерны следующие особенности: сдержанная манера письма, плавность линий, мягкая моделировка лица, высветленные тона. Манера наложения красок, некоторая плоскостность изображения и общий лирический склад произведения свидетельствуют о том, что она написана местным мастером-профессионалом.
По описанию известного московского исследователя Г.П.Дурасова, рисунок царских врат Покрово-Власьевской церкви отличается простотой композиции, тяжеловесностью форм, четким и ясным силуэтом. Цветовой строй врат. построенный на сочетании тускловатых и глухих охристого, красного и зеленого тонов с холодновато-белыми оживками, созвучен неяркой и суровой природе Каргопольского края. Апостолы и евангелисты, облик которых напоминает внешность северян, изображены величавыми людьми с простонародными лицами. В настоящий момент, врата находятся в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
В трапезной верхней церкви в ряду местночтимых святых находились иконы Александра Ошевенского и Кирилла Челмогорского, написанные местными жителями или священниками.
Лядинского комплекс был действительным центром общественной и духовной жизни села.
Колокольня ансамбля, имеющая вид статной башни с шатровым завершением, возведена в 1820 году. Внутренняя конструкция ничем особым не отличается. Она состоит из 8 столбов, соответствующих граням, и центрального столба, проходящего через всю конструкцию до креста. Сруб колокольни основного массива представлен восьмериком, поставленным на низкий четверик. Такой прием был довольно распространен в постройках подобного типа, но был необходим, так как опорные колокольные столбы не касались земли и не гнили. Нижний ярус (четверик) приспосабливали под склад церковной утвари. Все здания очень хорошо ухожены, организованы реставрационные работы.
Храмовый ансамбль был поставлен на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от З0 августа 1960 года № 1327 «0 дальнейшем улучшении дела охраны памятников истории и культуры в РСФСР». Памятник находился в ведении «Каргополыкого историко-культурного и художественного музея», которому был передан в безвозмездное пользование договором Ns 453 от 01 января 2007 года между Территориальным управлением Росимущества в Архангельской области и музеем.
Современное состояние[править | править код]
В результате катастрофического пожара, произошедшего на Пасху, 5 мая 2013 года. ансамбль Лядинского погоста лишился одной из двух церквей и колокольни. Согласно сводке МЧС от 6 мая 2013 года, «пожар на уникальном Лядинском погосте ... нанес серьезный ущерб культурному наследию Русского Севера. Уже практически нет сомнений, что причиной возгорания стала молния. Пожар, по сообщениям очевидцев, стремительно развился в шатровом куполе церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы и распространялся сверху вниз по старинным деревянным конструкциям. На момент прибытия первых пожарных подразделений купол храма горел открытым огнем по всей площади, создавая непосредственную угрозу всему храмовому ансамблю. Тушение осложнялось как высотой строения, так и тем, что в непосредственной близости находилась 20-метровая деревянная колокольня, которая также приняла на себя огонь от Покрово-Власьевской церкви, при этом площадь пожара разрослась до 400 кв. метров.
Когда первые пожарные прибыли на место, о том, чтобы тушить храм изнутри, не могло быть и речи — внутри шло обрушение конструкций, вокруг стоял нестерпимый жар. К полуночи оба высоких деревянных строения — Покрово-Власьевская церковь и колокольня были значительно повреждены огнем.
В 0:05 пожар был локализован. На место в общей сложности было направлено пять автоцистерн, 14 пожарных. в т.ч. от лесоохраны и ДПД Кенозерского национального парка. В создавшихся крайне тяжелых для тушения условиях пожарным удалось отстоять уникальную 9-главую Богоявленскую церковь 1793 г.п., которая также находилась в непосредственной близости от горевших храма и колокольни».
Местные жители описывают ситуацию следующим образом: «Погост горел сутки, а дымился ещё двое суток. Началось в 8 вечера, когда одна из молний первой в году грозы попала в крест Власьевской церкви. Молниеотвод на церкви был, но при реставрации его отсоединили от земли. Вся деревня была вокруг, но люди ничего не могли сделать - горело на высоте З8 метров. Приехала машина из Ватамановской, но у неё не было высокой лестницы, и струя была очень маломощная. Рядом — ни речки, ни пожарного водоёма. Приехали пожарные из Кенозерского парка и из Каргополя, — то же самое. Приехали пожарные из Плесецка, у которых было оборудование получше, но они уже физически не успели. Власьевская церковь и колокольня сгорели дотла. Богоявленская — почернела от дыма, но уцелела».
Единственным источником воды для пожарных стали местные колонки водопровода, дававшие напор струи из брандспойта не более З-5 метров (высота шатрового храма, с очагом пожара в куполе. напомним, составляла порядка 38 метров). Организация нового пожарного водоема в непосредственной близости от храмового комплекса планировалось, по словам директора Каргопольского музея Л.И.Севастьяновой, еще несколько лет назад, но из-за бюрократических проволочек было отложено на лето 2013 года.
Громоотвод, установленный на кресте Покровской церкви, по словам очевидцев, не был заземлен из-за проводившихся реставрационных работ. Это идет вразрез с комментариями директора музея, которая утверждала, что «громоотвод был установлен, всё в порядке. Заземляющие все устройства громоотвода, все нормально действовали». Так или иначе. по результатам проверки вина ГБУК АО «Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей» в нанесении вреда памятника истории и культуры не установлена.
Уцелела только Богоявленская церковь.
Престольные праздники[править | править код]
Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, с. Лядины
Проезд: Автотранспортом по дороге Каргополь-Пудож до села Лядины.
Фото[править | править код]
-
Храмовый комплекс в селе Лядины (тройник): колокольня (1820 г.), Богоявленская церковь (1793 г.), шатровая Покровско-Власьевская церковь (1743 г.). Конец XIX века.
-
Лядинский погост. Фото из книги: Г.Дурасова "Каргополье. Художествнные сокровища" 1984 г.
-
Трапезная Покровской церкви Лядинского погоста. Фото 1938г. Фото из книги: Г. Дурасова "Каргополье. Художествнные сокровища" 1984 г.
-
Иконостас
-
Царские врата
-
Интерьер Покровской церкви с. Лядины с иконостасом и расписным "небом". Вторая половина XVIII века. Фото 2010 г. из книги Т.М.Кольцовой "Иконы Каргополя")
-
"Небеса"
-
Храмовый комплекс до пожара
-
Утраченная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покрово-Власьевская)
-
Реставрация Церкви Богоявления
-
Церковь Богоявления после реставрации
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- "Кенозерье". Абрамовский В.Н., Юркова М.В. Лядинский погост: спасти, нельзя утратить!
- Лядины. Возрождение храмового ансамбля
- Деревни и церкви Каргополья. Лядины. Фото