Николо-Одринский женский монастырь: различия между версиями
Karawella (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 27 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение | {{Местоположение|локация=Россия, Брянская область, Карачевский район, с. Одрино (Одрина, Одринское)|вид=Монастырь}} | ||
[[Файл:Николо- | [[Файл:Николо-Одринский_женский_монастырь2.jpeg|мини|Николо-Одринский монастырь|alt=Николо-Одринский женский монастырь]] | ||
Николо-Одринский монастырь (имеющий официальное название Одрино-Николаевский монастырь) | '''Николо-Одринский монастырь''' (имеющий официальное название Одрино-Николаевский монастырь) — монастырь в селе О́дрина (Одрино, Одринское) Карачевского района Брянской области. | ||
Основан в начале XIII-XIV века. Год постройки: между приблизительно 1376 и приблизительно 1425 гг. Главная святыня - чудотворная икона Божьей Матери "Споручница Грешных" (оригинал). | Основан в начале XIII-XIV века. Год постройки: между приблизительно 1376 и приблизительно 1425 гг. Главная святыня - чудотворная икона Божьей Матери "Споручница Грешных" (оригинал). | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
== История == | == История == | ||
[[Файл:Вид храма. Фотография с фотографии конца 19-го - начала 20-го века.jpg|мини|Вид храма. Фотография с фотографии конца 19-го - начала 20-го века]] | [[Файл:Вид храма. Фотография с фотографии конца 19-го - начала 20-го века.jpg|мини|Вид храма. Фотография с фотографии конца 19-го - начала 20-го века|alt=Николо-Одринский женский монастырь]] | ||
Карачевский Одринский мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XIII-XIV века, на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Три брата, жителя Брянска, принесли сей образ в свой город, где сразу прекратилась страшная моровая язва. Церковь, построенная для образа, сгорела, а икона вновь появилась на прежнем месте, на древе сосны близ речки Одрины. Братья расценили это как предзнаменование свыше и на берегу Одрины снова была построена деревянная церковь, ставшая началом будущего монастыря. | Карачевский Одринский мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XIII-XIV века, на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Три брата, жителя Брянска, принесли сей образ в свой город, где сразу прекратилась страшная моровая язва. Церковь, построенная для образа, сгорела, а икона вновь появилась на прежнем месте, на древе сосны близ речки Одрины. Братья расценили это как предзнаменование свыше и на берегу Одрины снова была построена деревянная церковь, ставшая началом будущего монастыря. | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Сам император Петр Первый, не жаловавший монастыри, благоволил обители. В 1720 году "лихие люди" напали на обитель и буквально стерли ее с лица земли, а старца Варнаву предали пытке огнем,от которой он и скончался. Только при игуменье Иувиналии состояние монастыря несколько улучшилось, но во времена Екатерина II вся принадлежащая монастырю земля была отобрана в пользу государственных крестьян. В 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. В 1784 году монастырю вновь были пожертвованы 30 десятин земли и икона Божией Матери "Споручница грешных". | Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Сам император Петр Первый, не жаловавший монастыри, благоволил обители. В 1720 году "лихие люди" напали на обитель и буквально стерли ее с лица земли, а старца Варнаву предали пытке огнем,от которой он и скончался. Только при игуменье Иувиналии состояние монастыря несколько улучшилось, но во времена Екатерина II вся принадлежащая монастырю земля была отобрана в пользу государственных крестьян. В 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. В 1784 году монастырю вновь были пожертвованы 30 десятин земли и икона Божией Матери "Споручница грешных". | ||
[[Файл:Схема монастыря (конец 18-го - начало 19 века).jpg|мини|Схема монастыря (конец 18-го - начало 19 века)]] | [[Файл:Схема монастыря (конец 18-го - начало 19 века).jpg|мини|Схема монастыря (конец 18-го - начало 19 века)|слева|alt=Николо-Одринский женский монастырь]] | ||
Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856 гг.) До своего настоятельства Старец Серапион подвизался в Бело-Бережской Пустыни под руководством известных учеников Преподобного Старца Паисия Величковскрго, таких как Клеопа, Феодор и Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году в здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных". Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосии, который вел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений. | Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856 гг.) До своего настоятельства Старец Серапион подвизался в Бело-Бережской Пустыни под руководством известных учеников Преподобного Старца Паисия Величковскрго, таких как Клеопа, Феодор и [https://azbyka.org/otechnik/Lev_Optinskij/ Лев Оптинский]. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году в здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных". Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосии, который вел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений. | ||
До революции в обители были: Собор свт. Николая с 5 куполами и 5 приделами: во имя свт. Николая; во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных»; во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»; во имя Воздвижения Креста Господня: во имя иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней (1707 г.). В 1898 г. был повешен большой колокол весом в 368 пудов. Игуменский дом 2-этажный с колоннами (1825-1860 гг.); братский корпус (1856 г.) с храмом во имя свтт. Петра, Ионы и Алексия; надвратный храм во имя Иоанна Воина с приделом прп. Сергия Радонежского; 2-этажная гостиница с колоннами (до 40 меблированных номеров, 1890 г.). Монастырь был обнесен двумя кирпичными оградами: внутренней (1200 м) и внешней (17 км). Всего до закрытия монастыря насчитывалось до 90 кирпичных строений. | До революции в обители были: Собор свт. Николая с 5 куполами и 5 приделами: во имя свт. Николая; во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных»; во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»; во имя Воздвижения Креста Господня: во имя иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней (1707 г.). В 1898 г. был повешен большой колокол весом в 368 пудов. Игуменский дом 2-этажный с колоннами (1825-1860 гг.); братский корпус (1856 г.) с храмом во имя свтт. Петра, Ионы и Алексия; надвратный храм во имя Иоанна Воина с приделом прп. Сергия Радонежского; 2-этажная гостиница с колоннами (до 40 меблированных номеров, 1890 г.). Монастырь был обнесен двумя кирпичными оградами: внутренней (1200 м) и внешней (17 км). Всего до закрытия монастыря насчитывалось до 90 кирпичных строений. | ||
[[Файл:Сестринский корпус с храмом. Современный вид.jpg|мини|Сестринский корпус с храмом. Современный вид]] | [[Файл:Сестринский корпус с храмом. Современный вид.jpg|мини|Сестринский корпус с храмом. Современный вид|alt=Николо-Одринский женский монастырь]] | ||
Все закончилось после революции 1917 года. В 1922 году на территории монастыря была размещена "опытная школа" (детская колония), чуть позже - военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева. В 1930 году шесть братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, Епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться, еще больший урон нанесли местные жители, начавшие разбирать постройки. Органами власти было принято решение разобрать колокольню (1928 г.) и пятипрестольный соборный храм. (1930 г.). До наших дней сохранилось лишь два строения середины XIX-го века — игуменский дом и братский корпус. | Все закончилось после революции 1917 года. В 1922 году на территории монастыря была размещена "опытная школа" (детская колония), чуть позже - военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева. В 1930 году шесть братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, Епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться, еще больший урон нанесли местные жители, начавшие разбирать постройки. Органами власти было принято решение разобрать колокольню (1928 г.) и пятипрестольный соборный храм. (1930 г.). До наших дней сохранилось лишь два строения середины XIX-го века — игуменский дом и братский корпус. | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
В настоящее время в монастыре сохранились две старинные постройки: игуменский корпус и братский корпус, в котором находятся: действующий храм во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, ризница, трапезная и кельи. | В настоящее время в монастыре сохранились две старинные постройки: игуменский корпус и братский корпус, в котором находятся: действующий храм во имя трех святителей [https://azbyka.org/otechnik/Vasilij_Velikij/ Василия Великого], [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Bogoslov/ Григория Богослова] и [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/ Иоанна Златоуста], ризница, трапезная и кельи. | ||
В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией "Споручница грешных". В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого Святого образа. | В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией "Споручница грешных". В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого Святого образа. | ||
Строка 50: | Строка 50: | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
* '''Икона Божией Матери «Споручница грешных»''' | |||
[[Файл:Чтимая чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных".jpg|обрамить|Чтимая чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных"|alt=Николо-Одринский женский монастырь]] | |||
Чудотворная икона Богородицы "Споручница Грешных" в монастыре (т.е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница) Чудотворная икона Богородицы "Споручница Грешных" в монастыре (т.е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница)[Файл:Чтимая чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных".jpg|обрамить|слева|Чтимая чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных"]] | |||
Считается, что эта та самая икона прославившаяся в 1843 г. В 1920-е годы, когда уцелевшие иконы из разоренного монастыря, расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице с. Старое Хотынецкого района современной Орловской обл. В 70-е годы ее дом сгорел, она отдала икону соседям, а впоследствии передала Раисе, прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 г. последняя была подстрижена в монахини и уехала вместе с иконой в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 г. поступила Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась в Украине. Вернуть ее обратно вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по ее просьбе из Оптиной пустыни. Помимо того, что Макарий в обывательском понимании был инвалидом, были парализованы ноги, и передвигался он на доске с колесиками, его миссия осложнялась еще и тем, что к тому моменту икона находилась в частной коллекции и наличием таможни. Однако 24 октября 1996 г. чудотворная икона вернулась в стены родной обители. | Считается, что эта та самая икона прославившаяся в 1843 г. В 1920-е годы, когда уцелевшие иконы из разоренного монастыря, расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице с. Старое Хотынецкого района современной Орловской обл. В 70-е годы ее дом сгорел, она отдала икону соседям, а впоследствии передала Раисе, прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 г. последняя была подстрижена в монахини и уехала вместе с иконой в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 г. поступила Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась в Украине. Вернуть ее обратно вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по ее просьбе из Оптиной пустыни. Помимо того, что Макарий в обывательском понимании был инвалидом, были парализованы ноги, и передвигался он на доске с колесиками, его миссия осложнялась еще и тем, что к тому моменту икона находилась в частной коллекции и наличием таможни. Однако 24 октября 1996 г. чудотворная икона вернулась в стены родной обители. | ||
* '''Старинное напрестольное Евангелие''' | |||
[[Файл:Старинное напрестольное Евангелие.JPG|300px|мини|слева|Старинное напрестольное Евангелие|alt=Николо-Одринский женский монастырь]] | |||
Надо сказать, что во время Великой Отечественной войны эти края почти два года были оккупированы Германией и летом 1943 года войска 11-й гв., 50-й и 61-й армий в ходе Хотынецкой наступательной операции, одной из четырех главных операций, составляющих грандиозную битву за Орловский плацдарм, освободили Карачев. При этом немцы оказали упорное сопротивление, объясняемое тем, что у Карачева кончается открытая холмистая местность и начинаются брянские леса, через которые идет на запад лишь одна шоссейная дорога, и он являлся опорным узлом, закрывающим единственно выгодный путь к Брянску с востока. Во время отступления немецких войск, солдат по имени Хельмут, скрываясь от обстрела, укрылся в церкви Сергия Радонежского, выстроенной монастырем для жителей села. Находясь в смятении, он "взмолился Господу о спасении и дал обет, если останется в живых, то посвятит себя Богу". Пройдя всю войну с найденным в храме Евангелием, вернулся домой и стал пастором Лютеранской церкви.Все годы Евангелие он хранил дома. Отреставрировал оклад и отремонтировал переплет. В 1993 г., незадолго до кончины пастор Хельмут посетил Одрино, но храма к тому моменту уже не было, и он передал Евангелие в карачевский собор Михаила Архангела. Через полтора года, когда возобновился Одрин монастырь, настоятель собора передал Евангелие в обитель. В первые годы существования монастыря его посещали родственники уже покойного пастора Хельмута. | |||
Освобожденный 15 августа 1943 года Карачев, был в очередной раз полностью разрушен и сожжен. К. Федин писал: "Стоя в центре города, свободно видишь горизонты. Ничто не препятствует взору, все сооружения, возвышавшиеся, когда-то над землей, низвергнуты и сровнены с низиной, набегающие сюда из далеких болот и лугов. Признаки жилья всюду так основательно уничтожены, что между центром и окраинами не стало разницы, и ветер беспрепятственно несет сюда с недавнего пригородного боя тонко-сладкий, приводящий в содрогание живого человека трупный запах. Воистину можно сказать: здесь был Карачев".<div class="clear"></div> | |||
Освобожденный 15 августа 1943 года Карачев, был в очередной раз полностью разрушен и сожжен. К. Федин писал: "Стоя в центре города, свободно видишь горизонты. Ничто не препятствует взору, все сооружения, возвышавшиеся, когда-то над землей, низвергнуты и сровнены с низиной, набегающие сюда из далеких болот и лугов. Признаки жилья всюду так основательно уничтожены, что между центром и окраинами не стало разницы, и ветер беспрепятственно несет сюда с недавнего пригородного боя тонко-сладкий, приводящий в содрогание живого человека трупный запах. Воистину можно сказать: здесь был Карачев". | |||
* '''Икона Святителя Николая''' | |||
[[Файл:Икона святителя Николая.jpeg|обрамить|Икона святителя Николая|alt=Николо-Одринский женский монастырь]]На глазах у монахинь 4 января 1998 года проявился лик Святителя Николая на старой, совсем темной иконе. Конечно, этими артефактами список святынь не ограничивается, были выделены две, на мой взгляд, наиболее интересных светскому человеку. Они находятся в домовом храме Трех Святителей в братском корпусе. | |||
[ | * '''[http://www.kray32.ru/karachevskiy004_01_6.html Святой колодец во имя Святителя Николая Чудотворца]''' | ||
* '''[http://www.kray32.ru/karachevskiy004_01_7.html Купальня близ Николо-Одринского монастыря]''' | |||
== [[Престольные праздники]] == | |||
'''[[Престольный праздник::Собор Трех Святителей]]''' - [https://azbyka.ru/days/sv-sobor-vselenskih-uchitelej-i-svjatitelej-vasilija-velikogo-grigorija-bogoslova-i-ioanna-zlatoustogo 12 февраля] | |||
== | |||
12 февраля | |||
=== Монастырские праздники === | === Монастырские праздники === | ||
Строка 97: | Строка 76: | ||
Помимо общепринятых двунадесятых и великих праздников и памятных дат РПЦ, у обители есть свои чтимые праздники: | Помимо общепринятых двунадесятых и великих праздников и памятных дат РПЦ, у обители есть свои чтимые праздники: | ||
'''[[Престольный праздник::Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij 22 мая, 19 декабря] | |||
'''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы "Споручница грешных"]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-sporuchnica-greshnyh 11 июня, 20 марта] | |||
24 октября – празднование в честь возвращения в обитель чудотворной иконы Божией Матери "Споручница грешных" | |||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
Находится в 50 км. От Брянска, в Карачевском районе. | Находится в 50 км. От Брянска, в Карачевском районе. | ||
'''Адрес:''' Россия, Брянская область, Карачевский район, с. Одрино | |||
'''Телефон:''' [tel:+74833521004 +7 (48335) 210 04] (игумения Мариам (Шагарова)) | |||
== Видео == | |||
=== | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Lv5-4_Ez6rU|550|left||frame}} | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[http://www.kray32.ru/karachevskiy004_01.html НИКОЛО-ОДРИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ] | |||
http:// | [http://va-brk.narod.ru/odrino1.html Карачевский район. Село Одрино. Николо-Одринский монастырь] | ||
{{SEO|в Николо-Одринский монастырь|Брянской области}} | {{SEO|в Николо-Одринский монастырь|Брянской области}} |
Текущая версия от 21:31, 18 декабря 2022
Николо-Одринский монастырь (имеющий официальное название Одрино-Николаевский монастырь) — монастырь в селе О́дрина (Одрино, Одринское) Карачевского района Брянской области.
Основан в начале XIII-XIV века. Год постройки: между приблизительно 1376 и приблизительно 1425 гг. Главная святыня - чудотворная икона Божьей Матери "Споручница Грешных" (оригинал). Монастырское подворье, 2013
История[править | править код]
Карачевский Одринский мужской монастырь во имя Святителя Николая образовался в начале XIII-XIV века, на месте явления чудотворного образа Святителя Николая. Три брата, жителя Брянска, принесли сей образ в свой город, где сразу прекратилась страшная моровая язва. Церковь, построенная для образа, сгорела, а икона вновь появилась на прежнем месте, на древе сосны близ речки Одрины. Братья расценили это как предзнаменование свыше и на берегу Одрины снова была построена деревянная церковь, ставшая началом будущего монастыря.
Первоначально находился при реке Одрине, затем перенесен был за 2,5 версты на берегу реки Песочни.
Древнее существование монастыря подтверждается грамотой дочери литовского князя Ольгерда инокений Евпраксией, в миру Еленой(была настоятельницей женского монастыря, расположенного недалеко от Одрина), которая пожертвовала монастырю землю в 1352 году. По этой грамоте, часть своих земель она отписала во владение Одриной пустыни, известной по летописям с 1626-27 года. Известно, что монастырь сильно пострадал в "смутное время", но постепенно был восстановлен.
В 1697 году Святейший Патриарх Адриан утвердил основание Одрина монастыря. Расцвет обители приходится на время управления ею духоносным настоятелем-игуменом Варнавой (1705-1720 гг.), назначенным императором Павлом Первым. За период его недолгого настоятельства в монастыре было произведено множество построек, в частности, каменный храм в честь иконы Божией Матери "Знамение" со звонницей и Николаевский соборный храм (вместо бывшей деревянной церкви).
Одрина пустынь, ранее малоизвестная, стала центром усердного паломничества. Сам император Петр Первый, не жаловавший монастыри, благоволил обители. В 1720 году "лихие люди" напали на обитель и буквально стерли ее с лица земли, а старца Варнаву предали пытке огнем,от которой он и скончался. Только при игуменье Иувиналии состояние монастыря несколько улучшилось, но во времена Екатерина II вся принадлежащая монастырю земля была отобрана в пользу государственных крестьян. В 1764 году монастырь был признан заштатным и долгие годы бедствовал. В 1784 году монастырю вновь были пожертвованы 30 десятин земли и икона Божией Матери "Споручница грешных".
Своего наибольшего величия и благолепия Одрин монастырь достиг при игумене Серапионе (1834-1856 гг.) До своего настоятельства Старец Серапион подвизался в Бело-Бережской Пустыни под руководством известных учеников Преподобного Старца Паисия Величковскрго, таких как Клеопа, Феодор и Лев Оптинский. Игумен Серапион возвел духовное устроение монастыря на высокий уровень, много сил было положено им и на внешнее благоустроение обители. Время настоятельства отца Серапиона ознаменовалось особо значимым для монастыря событием. В 1843 году в здесь была прославлена чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных". Одним из последних настоятелей монастыря был архимандрит Феодосии, который вел обширную хозяйственную деятельность. При нем был выстроен кирпичный завод и из собственного кирпича возведена ограда длиной 17 км, построена двухэтажная гостиница, разбиты пруды, в селе Одрино построена Воскресная школа. Всего ко времени закрытия монастыря насчитывалось более семидесяти кирпичных строений.
До революции в обители были: Собор свт. Николая с 5 куполами и 5 приделами: во имя свт. Николая; во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных»; во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»; во имя Воздвижения Креста Господня: во имя иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней (1707 г.). В 1898 г. был повешен большой колокол весом в 368 пудов. Игуменский дом 2-этажный с колоннами (1825-1860 гг.); братский корпус (1856 г.) с храмом во имя свтт. Петра, Ионы и Алексия; надвратный храм во имя Иоанна Воина с приделом прп. Сергия Радонежского; 2-этажная гостиница с колоннами (до 40 меблированных номеров, 1890 г.). Монастырь был обнесен двумя кирпичными оградами: внутренней (1200 м) и внешней (17 км). Всего до закрытия монастыря насчитывалось до 90 кирпичных строений.
Все закончилось после революции 1917 года. В 1922 году на территории монастыря была размещена "опытная школа" (детская колония), чуть позже - военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева. В 1930 году шесть братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, Епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться, еще больший урон нанесли местные жители, начавшие разбирать постройки. Органами власти было принято решение разобрать колокольню (1928 г.) и пятипрестольный соборный храм. (1930 г.). До наших дней сохранилось лишь два строения середины XIX-го века — игуменский дом и братский корпус.
Во время Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны здесь был детский дом и средняя школа-восьмилетка. В 1970 г. детский дом закрыли. Некоторое время здесь находилась база отдыха швейной фабрики. Но за 10-12 лет до открытия монастыря здания опустели и были на грани разрушения. Была даже скотоводческая ферма и в конце просто свалка.
2 марта 1995 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Николо-Одринский монастырь объявлен действующим женским монастырем. Настоятельница монастыря — игумения Мариам (Шагарова.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время в монастыре сохранились две старинные постройки: игуменский корпус и братский корпус, в котором находятся: действующий храм во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, ризница, трапезная и кельи.
В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией "Споручница грешных". В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого Святого образа.
Храмы[править | править код]
Церковь иконы Божией Матери "Споручница грешных"[править | править код]
Церковь Трех Святителей в братском корпусе[править | править код]
Часовня Николая Чудотворца[править | править код]
Святыни[править | править код]
- Икона Божией Матери «Споручница грешных»
Чудотворная икона Богородицы "Споручница Грешных" в монастыре (т.е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница) Чудотворная икона Богородицы "Споручница Грешных" в монастыре (т.е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница)[Файл:Чтимая чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных".jpg|обрамить|слева|Чтимая чудотворная икона Божией Матери "Споручница грешных"]]
Считается, что эта та самая икона прославившаяся в 1843 г. В 1920-е годы, когда уцелевшие иконы из разоренного монастыря, расходились по окрестным деревням, эта икона досталась жительнице с. Старое Хотынецкого района современной Орловской обл. В 70-е годы ее дом сгорел, она отдала икону соседям, а впоследствии передала Раисе, прихожанке карачевского храма Всех Святых. В 1994 г. последняя была подстрижена в монахини и уехала вместе с иконой в монастырь под Одессой. Однако примерно через год она вернулась и в декабре 1995 г. поступила Николо-Одринскую обитель, при этом икона осталась в Украине. Вернуть ее обратно вызвался схимонах Макарий, первый послушник и помощник настоятельницы Мариам, приехавший по ее просьбе из Оптиной пустыни. Помимо того, что Макарий в обывательском понимании был инвалидом, были парализованы ноги, и передвигался он на доске с колесиками, его миссия осложнялась еще и тем, что к тому моменту икона находилась в частной коллекции и наличием таможни. Однако 24 октября 1996 г. чудотворная икона вернулась в стены родной обители.
- Старинное напрестольное Евангелие
Надо сказать, что во время Великой Отечественной войны эти края почти два года были оккупированы Германией и летом 1943 года войска 11-й гв., 50-й и 61-й армий в ходе Хотынецкой наступательной операции, одной из четырех главных операций, составляющих грандиозную битву за Орловский плацдарм, освободили Карачев. При этом немцы оказали упорное сопротивление, объясняемое тем, что у Карачева кончается открытая холмистая местность и начинаются брянские леса, через которые идет на запад лишь одна шоссейная дорога, и он являлся опорным узлом, закрывающим единственно выгодный путь к Брянску с востока. Во время отступления немецких войск, солдат по имени Хельмут, скрываясь от обстрела, укрылся в церкви Сергия Радонежского, выстроенной монастырем для жителей села. Находясь в смятении, он "взмолился Господу о спасении и дал обет, если останется в живых, то посвятит себя Богу". Пройдя всю войну с найденным в храме Евангелием, вернулся домой и стал пастором Лютеранской церкви.Все годы Евангелие он хранил дома. Отреставрировал оклад и отремонтировал переплет. В 1993 г., незадолго до кончины пастор Хельмут посетил Одрино, но храма к тому моменту уже не было, и он передал Евангелие в карачевский собор Михаила Архангела. Через полтора года, когда возобновился Одрин монастырь, настоятель собора передал Евангелие в обитель. В первые годы существования монастыря его посещали родственники уже покойного пастора Хельмута.
Освобожденный 15 августа 1943 года Карачев, был в очередной раз полностью разрушен и сожжен. К. Федин писал: "Стоя в центре города, свободно видишь горизонты. Ничто не препятствует взору, все сооружения, возвышавшиеся, когда-то над землей, низвергнуты и сровнены с низиной, набегающие сюда из далеких болот и лугов. Признаки жилья всюду так основательно уничтожены, что между центром и окраинами не стало разницы, и ветер беспрепятственно несет сюда с недавнего пригородного боя тонко-сладкий, приводящий в содрогание живого человека трупный запах. Воистину можно сказать: здесь был Карачев".
- Икона Святителя Николая
На глазах у монахинь 4 января 1998 года проявился лик Святителя Николая на старой, совсем темной иконе. Конечно, этими артефактами список святынь не ограничивается, были выделены две, на мой взгляд, наиболее интересных светскому человеку. Они находятся в домовом храме Трех Святителей в братском корпусе.
Престольные праздники[править | править код]
Собор Трех Святителей - 12 февраля
Монастырские праздники[править | править код]
Помимо общепринятых двунадесятых и великих праздников и памятных дат РПЦ, у обители есть свои чтимые праздники:
Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
Икона Пресвятой Богородицы "Споручница грешных" - 11 июня, 20 марта
24 октября – празднование в честь возвращения в обитель чудотворной иконы Божией Матери "Споручница грешных"
Как добраться[править | править код]
Находится в 50 км. От Брянска, в Карачевском районе.
Адрес: Россия, Брянская область, Карачевский район, с. Одрино
Телефон: +7 (48335) 210 04 (игумения Мариам (Шагарова))
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
НИКОЛО-ОДРИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Карачевский район. Село Одрино. Николо-Одринский монастырь