Храм Успения Божией Матери (Верхотурье): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение|локация=58.866084, 60.816344|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Храм Успения Божией Матери (Верхотурье)4.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Храм Успения Божией Матери (Верхотурье)4.jpg|мини|справа]]
'''Храм Успения Божией Матери в городе Верхотурье''' [[Аннотация::кирпичная кладбищенская церковь с декором в стиле классицизма, сооружённая в 1793-1815. Представляет собой прямоугольный объём, перекрытый купольным сводом, с симметричными апсидальными алтарём и притвором, над притвором поставлен ярус звона колокольни. В XIX в. была приписана к Троицкому собору. Закрыта в 1941, в 1946 возвращена верующим и более не закрывалась.]]  
'''Храм Успения Божией Матери в городе Верхотурье''' [[Аннотация::кирпичный, с декором в стиле классицизма, сооружён в 1793-1815 годах. Представляет собой прямоугольный объём, перекрытый купольным сводом, с симметричными апсидальными алтарём и притвором, над притвором поставлен ярус звона колокольни.]]  


== История ==
== История ==
Кладбищенская Успенская церковь города Верхотурья была заложена по благословенной грамоте Преосвященнейшего Варлаама, архиепископа Тобольского в 1799 году, во времена царствования императора Павла I . Строительство храма продолжалось около 16 лет. Освятили храм по благословенной грамоте епископа Пермского Иустина в 1815 году.
Кладбищенская Успенская церковь города Верхотурья была заложена по благословенной грамоте Преосвященнейшего Варлаама, архиепископа Тобольского в 1799 году, во времена царствования императора Павла I. Строительство храма продолжалось около 16 лет. Освятили храм по благословенной грамоте епископа Пермского Иустина в 1815 году.


Обычно службу здесь совершали только по большим праздникам священнослужители Троицкой соборной церкви. Неказистая снаружи, она не блистала и внутренним убранством: церковные стены были украшены живописью лишь в 1887 году на средства иеромонаха Верхотурского монастыря Иннокентия и других жертвователей. Но именно этому храму уготовано было стать единственным уголком православной веры и исповедания, для всех жителей Верхотурья, да и не только их, в годы богоборческой советской власти.
Обычно службу здесь совершали только по большим праздникам священнослужители [[Собор Троицы Живоначальной (Верхотурье)|Троицкой соборной церкви]]. Неказистая снаружи, она не блистала и внутренним убранством: церковные стены были украшены живописью лишь в 1887 году на средства иеромонаха [[Никольский Верхотурский мужской монастырь|Верхотурского монастыря]] Иннокентия и других жертвователей. Но именно этому храму уготовано было стать единственным уголком православной веры и исповедания, для всех жителей Верхотурья, да и не только их, в годы богоборческой советской власти.


После закрытия Крестовоздвиженского Собора и увоза святых мощей праведного Симеона из Верхотурья в 1929 г. единственной действующей церковью осталась Успенская, хотя на какой-то малый срок была закрыта и она. После же Великой Отечественной войны, в 1946 году, этот небольшой храм был возвращен верующим и стал единственным светильником Христовой веры в Верхотурье. На всю Епархию в этой малой церкви хранилась частица святых мощей праведного Симеона Верхотурского, и именно к ней стекалось огромное количество богомольцев в день памяти угодника Божия 25 сентября.
В Верхотурье в 1929 году единственной действующей церковью осталась Успенская, хотя на какой-то малый срок была закрыта и она. После же Великой Отечественной войны, в 1946 году, этот небольшой храм был возвращен верующим и стал единственным светильником Христовой веры в Верхотурье. На всю Епархию в этой малой церкви хранилась частица святых мощей праведного Симеона Верхотурского, и именно к ней стекалось огромное количество богомольцев в день памяти угодника Божия 25 сентября.


Первым настоятелем вновь возрожденного храма был назначен иеромонах Игнатий (Кевролетин). Ему пришлось немало потрудиться, чтобы благоукрасить Успенскую церковь, т.к. ни иконостаса, ни церковной утвари в храме не сохранилось. Полуразрушенный иконостас, царские врата и пономарские двери обнаружили поваленными друг на друга в одном из приделов Воскресенской церкви, их перенесли в Успенскую церковь. По крохам возвращали сюда и другие сохранившиеся в домах прихожан предметы, необходимые для служб.
Первым настоятелем вновь возрожденного храма был назначен иеромонах Игнатий (Кевролетин). Ему пришлось немало потрудиться, чтобы благоукрасить Успенскую церковь, т. к. ни иконостаса, ни церковной утвари в храме не сохранилось. Полуразрушенный иконостас, царские врата и пономарские двери обнаружили поваленными друг на друга в одном из приделов Воскресенской церкви, их перенесли в Успенскую церковь. По крохам возвращали сюда и другие сохранившиеся в домах прихожан предметы, необходимые для служб.


Большую помощь оказали о. Игнатию возвратившиеся из ссылок монахини бывшего Верхотурского Покровского монастыря во главе с монахиней Олимпиадой (Шубиной). Незадолго до своей кончины иеромонах Игнатий принял схиму с именем Иоанн. Умер он 27 января 1961 г. и был похоронен рядом с Успенской церковью. Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 27 декабря 2000 г. отец Иоанн (Кевролетин) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Большую помощь оказали о. Игнатию возвратившиеся из ссылок монахини бывшего Верхотурского Покровского монастыря во главе с монахиней Олимпиадой (Шубиной). Незадолго до своей кончины иеромонах Игнатий принял схиму с именем Иоанн. Умер он 27 января в 1961 году и был похоронен рядом с Успенской церковью.  


После смерти о. Иоанна много священников служило в этой церкви. Каждый новый настоятель церкви заботился о ней, ремонтировал, и благоукрашал, как мог, и продолжал окормлять прихожан. В годы советской власти в храме и вокруг него сохранились от поругания многие православные святыни. В 1970-1980-е годы в церкви находилась особо почитаемая верхотурская святыня – икона Божией Матери «Умиление». Десятилетия в небольшой верхотурской церкви хранились бесценные уральские святыни, сохранялись заветы православия и традиции монашества, находили спасение сотни, тысячи людей из Верхотурья и его дальних и ближних окрестностей.
После смерти о. Иоанна много священников служило в этой церкви. Каждый новый настоятель церкви заботился о ней, ремонтировал, и благоукрашал, как мог, и продолжал окормлять прихожан. В годы советской власти в храме и вокруг него сохранились от поругания многие православные святыни. В 1970-1980-е годы в церкви находилась особо почитаемая верхотурская святыня – икона Божией Матери «Умиление». Десятилетия в небольшой верхотурской церкви хранились бесценные уральские святыни, сохранялись заветы православия и традиции монашества, находили спасение сотни, тысячи людей из Верхотурья и его дальних и ближних окрестностей.


С 1995 года Успенская церковь была приписана к возродившемуся Верхотурскому Николаевскому монастырю и попечение о ней взяла на себя мужская обитель.
С 1995 года Успенская церковь была приписана к возродившемуся [[Никольский Верхотурский мужской монастырь|Верхотурскому Николаевскому монастырю]] и попечение о ней взяла на себя мужская обитель.


С начала 2012 года по указу правящего архиерея Кирилла митрополита Екатеринбургского и Верхотурского церковь Успения Божией Матери стала самостоятельным приходом. Настоятелем церкви с 2015 года назначен иерей Сергий Демин.
С начала 2012 года по указу правящего архиерея Кирилла митрополита Екатеринбургского и Верхотурского церковь Успения Божией Матери стала самостоятельным приходом.


==Описание==
Кирпичный прямоугольный кладбищенский храм, перекрытый купольным сводом, с симметричными апсидальными алтарём и притвором. Над притвором поставлен ярус звона колокольни. Внешнее декоративное оформление в духе классицизма, однопрестольный.


Успенская церковь, тоже приписная к собору, находится на городском кладбище.
В 1887 году стены этой церкви украшены живописью на средства иеромонаха [[Никольский Верхотурский мужской монастырь|Верхотурскаго Николаевскаго монастыря]] Иннокентия и других жертвователей, о чем свидетельствует надпись на стене у западных дверей храма.
 
Церковь, каменная, однопрестольная, заложена по благословенной грамоте Варлаама, архиепископа Тобольскаго в 1793 г., а освящена 1815 г., по благословенной грамоте Пермскаго епископа Иустина.
 
В 1887 г. стены этой церкви украшены живописью на средства иеромонаха Верхотурскаго Николаевскаго монастыря Иннокентия и других жертвователей, о чем свидетельствует надпись на стене у западных дверей храма.
 
 
 
Храм кирпичный прямоугольный кладбищенский храм, перекрытый купольным сводом, с симметричными апсидальными алтарём и притвором. Над притвором поставлен ярус звона колокольни. Внешнее декоративное оформление в духе классицизма, однопрестольный, заложен по благословенной грамоте Варлаама, архиепископа Тобольскаго в 1793 г., а освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы 1815 г., по благословенной грамоте Пермскаго епископа Иустина.


==Святые==
*Иеромонах Игнатий (Кевролетин). Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 27 декабря 2000 года отец Иоанн (Кевролетин) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.


== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==

Текущая версия от 18:42, 12 марта 2022

Идёт загрузка карты…

Храм Успения Божией Матери в городе Верхотурье кирпичный, с декором в стиле классицизма, сооружён в 1793-1815 годах. Представляет собой прямоугольный объём, перекрытый купольным сводом, с симметричными апсидальными алтарём и притвором, над притвором поставлен ярус звона колокольни.

История[править | править код]

Кладбищенская Успенская церковь города Верхотурья была заложена по благословенной грамоте Преосвященнейшего Варлаама, архиепископа Тобольского в 1799 году, во времена царствования императора Павла I. Строительство храма продолжалось около 16 лет. Освятили храм по благословенной грамоте епископа Пермского Иустина в 1815 году.

Обычно службу здесь совершали только по большим праздникам священнослужители Троицкой соборной церкви. Неказистая снаружи, она не блистала и внутренним убранством: церковные стены были украшены живописью лишь в 1887 году на средства иеромонаха Верхотурского монастыря Иннокентия и других жертвователей. Но именно этому храму уготовано было стать единственным уголком православной веры и исповедания, для всех жителей Верхотурья, да и не только их, в годы богоборческой советской власти.

В Верхотурье в 1929 году единственной действующей церковью осталась Успенская, хотя на какой-то малый срок была закрыта и она. После же Великой Отечественной войны, в 1946 году, этот небольшой храм был возвращен верующим и стал единственным светильником Христовой веры в Верхотурье. На всю Епархию в этой малой церкви хранилась частица святых мощей праведного Симеона Верхотурского, и именно к ней стекалось огромное количество богомольцев в день памяти угодника Божия 25 сентября.

Первым настоятелем вновь возрожденного храма был назначен иеромонах Игнатий (Кевролетин). Ему пришлось немало потрудиться, чтобы благоукрасить Успенскую церковь, т. к. ни иконостаса, ни церковной утвари в храме не сохранилось. Полуразрушенный иконостас, царские врата и пономарские двери обнаружили поваленными друг на друга в одном из приделов Воскресенской церкви, их перенесли в Успенскую церковь. По крохам возвращали сюда и другие сохранившиеся в домах прихожан предметы, необходимые для служб.

Большую помощь оказали о. Игнатию возвратившиеся из ссылок монахини бывшего Верхотурского Покровского монастыря во главе с монахиней Олимпиадой (Шубиной). Незадолго до своей кончины иеромонах Игнатий принял схиму с именем Иоанн. Умер он 27 января в 1961 году и был похоронен рядом с Успенской церковью.

После смерти о. Иоанна много священников служило в этой церкви. Каждый новый настоятель церкви заботился о ней, ремонтировал, и благоукрашал, как мог, и продолжал окормлять прихожан. В годы советской власти в храме и вокруг него сохранились от поругания многие православные святыни. В 1970-1980-е годы в церкви находилась особо почитаемая верхотурская святыня – икона Божией Матери «Умиление». Десятилетия в небольшой верхотурской церкви хранились бесценные уральские святыни, сохранялись заветы православия и традиции монашества, находили спасение сотни, тысячи людей из Верхотурья и его дальних и ближних окрестностей.

С 1995 года Успенская церковь была приписана к возродившемуся Верхотурскому Николаевскому монастырю и попечение о ней взяла на себя мужская обитель.

С начала 2012 года по указу правящего архиерея Кирилла митрополита Екатеринбургского и Верхотурского церковь Успения Божией Матери стала самостоятельным приходом.

Описание[править | править код]

Кирпичный прямоугольный кладбищенский храм, перекрытый купольным сводом, с симметричными апсидальными алтарём и притвором. Над притвором поставлен ярус звона колокольни. Внешнее декоративное оформление в духе классицизма, однопрестольный.

В 1887 году стены этой церкви украшены живописью на средства иеромонаха Верхотурскаго Николаевскаго монастыря Иннокентия и других жертвователей, о чем свидетельствует надпись на стене у западных дверей храма.

Святые[править | править код]

  • Иеромонах Игнатий (Кевролетин). Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 27 декабря 2000 года отец Иоанн (Кевролетин) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Престольные праздники[править | править код]

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Контакты[править | править код]

Адрес: Свердловская область, Верхотурский район, город Верхотурье, улица Гагарина, дом 27А

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]

Страница храма на сайте епархии

Храм Успения Пресвятой Богородицы в городе Верхотурье Свердловской обл.

Храм Успения в Верхотурье