Посольский Спасо-Преображенский монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показана 21 промежуточная версия 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Локация|координаты=52.01677, 106.178951}}[[Категория:Монастыри для разметки]][[Находится  в::Россия| ]] [[Находится  в::Башкортостан]]
{{Местоположение|локация=52.0176778,106.1779417|вид=Приходской храм}} [[Категория:Монастыри с гостиницей]]
[[Файл:Посольский Спасо-Преображенский монастырь1.jpg|350px|мини]]
'''Посо́льский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь''' — действующий мужской монастырь Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии Русской Православной Церкви. [[Аннотация::Основан в 1682 году на восточном берегу озера Байкал. Один из старейших архитектурных памятников Забайкалья. Является объектом культурного наследия народов России — охраняется государством. При монастыре имеется гостиница для паломников.]]  


[[Файл:Посольский Спасо-Преображенский монастырь.jpg|мини|Посольский Спасо-Преображенский монастырь]]
== История ==
В начале 1648 года монгольский хан Цысан, ставка которого располагалась около реки Керулен, а поданные кочевали на территориях северной Монголии и Забайкалья, отправил в Москву к Русскому царю посольство во главе со своим помощником Седиком. Целью посольства было просить русского царя принять хана и его народ в подданство России. Прибывшие к царю Алексию Михайловичу монгольские посланники были приняты с большим почетом и долгое время гостили в Москве и других городах. Ответное посольство, возглавляемое Тобольским боярином Ерофеем Заболоцким, было отправлено в Монголию с ответом согласия русского царя о принятии в подданство. Переплыв через Байкал, Ерофей Заболоцкий с товарищами, а также монгольский посол Седик со спутниками, остановившись в заливе Прорва и отправив в ставку к хану казаков за подводами, стали ждать их возвращения. 7 октября 1650 года Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл, подьячий Василий Чаплин, казаки Василий Бессонов, Терентий Соснин, Яков Скороходов и Афанасий Сергеев, промышленный человек Сергей Михайлов вышли из судна-дощаника и отошли от берега сажен на сто, развели огонь и грелись. Их товарищи остались на судне охранять государеву казну. Неожиданно на гревшихся у костра налетело около ста мунгальских разбойников, и несчастные российские посланники, не успев схватиться за оружие, были убиты и ограблены. Напавшие хотели захватить судно, надеясь на богатую добычу. Но казаки с корабля начали отстреливаться из огнестрельного оружия и отогнали грабителей. Тела убитых были погребены на холме, причем отец и сын Заболоцкие - в одной могиле.
Монастырь основан членами Даурской духовной миссии в 1681 году в качестве подворья Селенгинского Троицкого монастыря на побережье озера Байкал, близ места вероломного убиения царского посла Ерофея Заболоцкого и его товарищей монголами племени Цысан-хана.


Так погибли члены первого российского посольства в Монголию, пришедшие в эти земли для установления дружеских взаимоотношений между русским и монгольским народами. Но их гибель все же не была напрасной. Она явилась причиной возникновения здесь Посольского монастыря и его села, а главное - значительно ускорила процесс освоения Россией Забайкалья. А произошло это следующим образом.
Первая часовня пустыни-подворья была названа в честь святителя Николая Чудотворца. В 1700 году освятили новый храм в честь иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы, а в 1718 году – деревянную Спасо-Преображенскую церковь.


Царь Алексей Михайлович болезненно воспринял донесение об убийстве членов его посольства на берегах Байкала. Им было принято решение отправить отряд казаков во главе с енисейским боярином Петром Бекетовым для строительства острожных крепостей в Забайкалье. И при этом Бекетову было заповедано «приводить здешних людей под государеву царскую высокую руку, и привет к ним и ласку держать...». До этой экспедиции Петр Бекетов уже ходил с отрядами в Якутию, на север Забайкалья, к Охотскому побережью. И вот теперь, как и все русские первопроходцы, шедшие в новые земли для расширения границ России для славы ее и просвещения местных народов светом православной веры, Бекетов направился на восток и пересек Байкал. Осенью 1652 года самый крупный за историю 17 века казачий отряд первопроходцев в 300 человек на тридцати суднах-дощаниках высадился в заливе Прорва близ места захоронения убиенных послов. Бекетов планировал после высадки дойти до устья Селенги и там основать острог. Но отсутствие строевого леса в том месте и некоторые другие причины помешали исполнить этот план. Из-за неясности дальнейшего пути и приближения холодов было принято решение зазимовать в Прорве, заложив здесь острожное поселение. В своих сообщениях енисейскому воеводе Петр Бекетов называл его «острожком» и «новым государевым зимовьем на Усть-Прорве реке», как тогда называлась река Большая Речка. Острожек явился первым пунктом этой экспедиции первопроходцев. Перезимовав, ранней весной 1653 года, отряд казаков ушел на восток и основал город Читу и несколько острогов, закрепивших за Россией территорию Забайкалья. Православная часовня над могилами убиенных послов и жилища, поставленные казаками, использовались три десятилетия приплывавшими сюда рыбопромышленниками, а затем перешли в собственность Посольской обители. Таким образом, 350 лет назад было положено начало Российского Забайкалья.
После пожара 1769 года, истребившего почти все здания обители, был заложен собор с нижним приделом во имя иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы и верхним в честь Преображения Господня. Строительство этого древнейшего храма Бурятии было окончено в 1778 году.


В 1681 году Поместный Собор Русской Православной Церкви под председательством царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима принял решение об отправке в Забайкалье Даурской духовной миссии во главе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием для просвещения монгольских народов светом православной веры и поддержания ее в русских переселенцах. От Собора миссия получила такое наставление: «Приехав в Даурию, в Селенгинске и других городах и острогах приглашать всяких иноверцев к христианской вере православной, поучать со всем тщанием и ревностью из Божественного Писания и крестить. Опасаться, чтобы какими-нибудь строптивыми словами не отдалить иноверцев от святого дела». В этом же году, прибыв в Забайкалье, члены миссии основали Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь и в память убиенных послов - Николаевскую Пустынь на Посольском мысу. В дальнейшем эта пустынь была преобразована в Спасо-Преображенский Посольский монастырь. В течение почти 150 лет монастырь являлся не только важнейшим духовным, но и административным центром Забайкалья. Первые десятилетия обитель с ее оградой также выполняла функции зашиты русских переселенцев от воинствующих монгольских племен. Удачное расположение близ залива Прорва, удобного для отстоя судов, уже в 17 веке превратило Посольский монастырь с его портом и селом в ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Из Прибайкалья в Забайкалье, Приамурье, на Дальний Восток, а также Китай, Монголию и обратно через порт монастыря направлялись многие, в том числе известные государственные и общественные деятели, военные, люди науки и культуры, купцы и крестьяне. В летнее и зимнее время обитель  являлась странноприимницей для людей всех чинов и званий. Обеспечивала их жильем и питанием во время вынужденных остановок из-за непогоды. С 1689 года через Посольское пролегал знаменитый Чайный путь, по которому из России в Китай направлялись купеческие караваны.
В 1812 году освящена существующая доныне церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1820 году окончено построение каменной ограды вокруг монастыря и заложен храм в честь святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
[[Файл:Посольский Спасо-Преображенский монастырь0.jpg|мини]]
Расположение обители близ залива Прорва с его морским портом являлось до середины XIX столетия причиной ее посещения многими известными государственными и общественными деятелями на их пути из Прибайкалья в Забайкалье, Китай и Монголию и обратно. Особое внимание уделяли монастырю с его некрополем убиенных послов российские дипломатические миссии, которые принимали здесь послов из других государств.


Спасо-Преображенский монастырь был объектом особого миссионерского служения, многие десятилетия связанный с российской духовной миссией в Пекине, а в конце 19-го века ставший резиденцией начальника Забайкальской духовной миссии. Это было местом посещения всех посольств России в Китай и Монголию, встреч с дипломатами этих стран до конца 18-го века, а также опорным пунктом академических экспедиций по изучению Байкала и прилегающих к нему территорий. Село Посольское служило началом почтово-купеческого сообщения России до границы с Китаем. Таким образом, село Посольское с его монастырем внесло серьезный вклад в дело освоения Россией земель, лежащих за Байкалом, и приобщения коренных жителей к православию, формированию дружеских отношений между народами.
С 1862 года в обители находился центр Забайкальской духовной миссии и епископская кафедра Селингинского викарства, перенесенные в 1880 году в областной город Читу.


История монастыря и его села особо связана с дипломатическими отношениями России с Китаем и Монголией. Обитель с некрополем убиенных членов посольства при ее стенах была особо посещаема первыми российскими послами в эти государства. Еще в 1675 году место захоронения Ерофея Заболотского и его товарищей посетил для молитвенного их поминания первый российский посол в Китай Николай Гаврилович Спафарий (Милеску). В 1687 году в монастыре некоторое время находилась вторая посольская миссия в Китай во главе с боярином, великим и полномочным послом России Феодором Алексеевичем Головиным, со временем ставшим ближним сотрудником Петра I и главным руководителем российской внешней политики. Прибывавшие к Феодору Головину китайские послы принимались им в Посольской обители. В 1693 году здесь побывал третий посол в Китайское государство Избранд Эберхард Идес. Летописцы зафиксировали посещение монастыря в начале 18 века также посольствами Льва Васильевича Измайлова и Саввы Лукича Владиславовича-Рагузинского, основателя Кяхты, подписавшего в 1728 году знаменитый русско-китайский Буринский или Кяхтинский договор. Дипломатические задания Петра I выполнял и главный ктитор обители того времени, комиссар торговых караванов Григорий Афанасьевич Осколков, который в 1712 году добился разрешения китайского императора об отправке в Пекин постоянной Русской духовной миссии. Эта миссия, кроме своего официального назначения, в течение почти 200 лет уделяла особое внимание вопросам дипломатического характера, что усугублялось недопущением нахождения в Китае посольских представительств большинства государств. Несколько настоятелей монастыря в период с 1734 года по 1764 год были руководителями этой миссии, а многие иеромонахи – ее членами. На содержании обители находилась Иркутская школа китайского и монгольского языков, готовящая переводчиков и миссионеров для этих стран. Иркутские власти несколько десятилетий использовали монастырь как место дипломатических встреч с послами из Китая и Монголии.
В 1901 году монастырь преобразован из мужского в женский.


Воспоминания о селе Посольское и монастыре оставили академик Мессершмидт, первый российский ученый в 1723 году посетивший Байкал. Также изучавшие озеро в 18-ом веке академики Миллер и Гмелин, академик Лаксман, в 70-е годы академики Паллас и Георги оставили заметки о монастыре. Описание места захоронения послов при стенах монастыря в 1824 году сделал известный путешественник и публицист Алексей Мартос. Начиная с 1733 года в течение 4-х лет, капитан-командор Витус Беринг перед вторым своим посещением Камчатки обустраивавший в Забайкалье почтово-купеческое сообщение, имел опорным пунктом Посольскую обитель. В начале 18-го века село Посольское посещали известный шотландский врач Джон Белл и направлявшийся к калмыцкому хану Аюке цинский посол маньчжур Тумииэня. В 1830-е годы при возвращении из Забайкальской каторги после помилования через Посольское держали путь домой многие декабристы, в  том числе семья Анненковых, едва не погибшая при внезапном шторме. Близ монастыря у богатого посольского крестьянина Кыштымова некоторое время проживали братья Бестужевы, оставившие описание обители, ее окрестностей, нравов и быта жителей этих мест. В 1820 году в обители побывал генерал-губернатор Сибири М.М.Сперанский. В 1719-ом году посетил монастырь митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский). В 1722 году здесь побывал святитель Иркутский Иннокентий (Кульчицкий). Он еще не раз жил в монастыре в последующие 5 лет своего нахождения в Забайкалье. Именно он дал монастырскому селу название Посольское. В последствие в обитель приезжал святитель Иркутский Софроний (Кристаллевский). А в марте 1868-го года здесь побывал апостол Америки святитель Иннокентий (Вениаминов). Посещали монастырь и другие Иркутские архиереи 18-19-го веков.
После революции 1917 года обитель закрыли, все ее сооружения кроме двух храмов, в 1930-е годы разобрали и вывезли.


Со времени основания монастыря залив Прорва превратился в крупнейший морской порт на Байкале. Способствовало этому как отсутствие до начала 19-го века удобных для передвижения и безопасных от разбойных нападений сухопутных путей, так и кратчайшее расстояние от залива до устья реки Ангара, связывающей Байкал с Иркутском. В 1726 году здесь была заведена постоянная казенная переправа, состоявшая из бота и морской лодки. Чуть позже через порт организовано почтовое сообщение на казенных и частных судах  в сопровождении военной команды. В 1735 году обитель стала начальным пунктом почтово-купеческого сообщения из России до границ Китая. В 1739 году на верфи порта с использованием лиственного корабельного леса из вотчины Посольского монастыря в деревне Исток началось строительство кораблей, положивших начало государственному флоту на Байкале, реках Ангаре и Селенге. Первый маяк на Байкале был построен именно в Посольском порту. Порт в заливе Прорва действовал до 1839 года, вплоть до упразднения Иркутского Адмиралтейства.
В конце 1950-х был разрушен световой этаж и купола Спасо-Преображенского собора. До времени регистрации здесь в 1995 году православного прихода монастырь использовали под клуб, школу и больницу психически больных детей.


В начале 18-го века во владениях Посольского монастыря находилась территория площадью более 3000 кв.км. с сенными покосами на 2200 копен, 33-мя десятинами пашни. В 1727 году грамотой Петра I обители определены свободные рыбные промыслы в любом месте Байкальского моря. К середине 18-го века монастырю принадлежали находящиеся на его землях шесть деревень и заимок, в вотчинах обители числились 220 крестьян и вкладчиков. Вся эта собственность сохранялась за монастырем  до 1764 года, когда в ходе реформ государство отняло у церкви все ее владения. Эта реформа, значительно ухудшавшая экономическое  положение обители, все же не помешала ее восстановлению после пожара в 1769 году и строительству каменного Спасо-Преображенского собора монастыря. В 1797 году обители  были возвращены сенные покосы и некоторые рыбные ловли на Байкале. Но серьезное изменение в хозяйственной жизни монастыря произошло только в 1866 году, когда ей было в качестве пособия на содержание Забайкальской духовной миссии в вечное владение передано 500 десятин сенокосной  и частью пахотной земли, и 7 рыбных статей на реке Селенга. Доход  монастыря составлял  тогда только от рыбной ловли  6 тысяч рублей золотом в год. Монастырь, располагая огромным и примерным хозяйством, вызывал интерес у коренных жителей Забайкалья методами его ведения и, привлекая к участию в хозяйственной деятельности, оказывал серьезное влияние на их культуру и быт. При этом решался вопрос приобщения местных народов к Православию.
19 апреля 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить Спасо-Преображенский Посольский мужской монастырь на Байкале.


Миссионерское служение являлось главной задачей Спасо-Преображенского Посольского монастыря, и было направлено на просвещение бурят и тунгусов светом Православной веры, возвращение старообрядцев в лоно Церкви. Во всех местах, где имелись монастырские владения, образовывались целые селения новокрещеных. В 1701 году была заведена даже особая Кударинская обитель для новокрещеных бурят. Но в 1734 году Православная миссионерская деятельность в Забайкалье была запрещена правительством России из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем. И в период с середины 18 века до середины 19 века некоторые попытки осуществления монастырем миссионерского служения не принесли заметных результатов. В 1862 году в обители была основана резиденция Забайкальской духовной миссии, возглавляемая викарным епископом Вениамином (Благонравовым). При нем в монастыре было открыто училище с целью подготовки способных мальчиков из бурят к миссионерскому служению с обучением их нескольким языкам народностей, живущих за Байкалом. Выпускниками училища стали будущий благочинный при Агинской Степной думе и переводчик на бурятский язык многих богослужебных книг Алексей Норбоев, священнослужители Николай Гармаев, Василий Тарбаев, Михаил Языков, Григорий Очиров и многие другие, понесшие Христову веру коренным жителям Забайкалья и Дальнего Востока. Преосвященный Вениамин, высоко поставив деятельность миссии, явился и сам одним из виднейших проповедников и православных писателей-публицистов, оставив, кроме того, уникальные историко-краеведческие сведения о Восточной Сибири. После епископа Виниамина возглавляли миссию поочередно епископ Мартиниан (Муратовский) и святитель Мелетий (Якимов), также положивший многие труды в деле благовествования. За период с 1862 года по 1880 год миссионерами было крещено около 2000 бурят и тунгусов. А в 1878 году в водах Байкала принял крещения даже перешедший в православие лама-врач маньчжур Тапчин Мангулов, получивший при таинстве имя Владимир и фамилию Байкалов. За это время были возвращены в лоно Церкви также почти 2000 старообрядцев. К началу 80-х годов 19 века в Забайкалье было организовано более 20 миссионерских станов, управление которыми осуществлялось из монастыря. В 1880 году резиденция Забайкальской духовной миссии была перенесена в областной город Читу.
12 июля 2002 года в монастыре зазвонили новые колокола. С 18 июля 2002 года ведутся ремонтно-реставрационные работы на главном храме обители. В ходе археологических исследований, проведенных летом 2002 года, были определены места захоронения убиенных послов, расположение часовен, каменной ограды со святыми вратами и башнями. Планируется восстановление всего монастырского комплекса.


После перенесения Забайкальской духовной миссии в Читу духовная и хозяйственная  жизнь обители стала быстро затухать, что привело к началу 90-х годов 19 века к значительному сокращению числа ее насельников. В результате возникла угроза закрытия обители. Церковные власти приняли решение с целью сохранения преобразовать его из мужского монастыря в одноименный женский. В 1900 году здесь начала действовать женская обитель, по  количеству насельниц ставшая одной из самых многочисленных в Забайкалье. Направление хозяйственной деятельности изменилось от рыболовного промысла и сельского хозяйства к свечному производству, освоив которое монастырь обеспечивал все Забайкалье свечами.
== Современное состояние ==
В обители идет возрождение монастырской жизни.  


Революция отрицательно сказалась на жизни и численности насельниц обители, хотя еще в 1920 году здесь происходили монашеские постриги. В первые годы советской власти монастырь существовал под видом сельскохозяйственной артели, но к концу 20-х годов был закрыт. Монастырский комплекс некоторое время использовался под клуб и школу. В 1936 году часть деревянных и каменных строений были разобраны и вывезены для постройки Кабанской МТС. В 40-е годы Посольский монастырь занимал детский дом Министерства соцобеспечения Бурятской АССР. В 1961 году его архитектурно - исторический комплекс был отнесен к памятникам федерального значения. В течении длительного времени на территории обители находился стационар для больных детей.
В монастырском храме святителя Николая Чудотворца ежедневно совершается суточный круг богослужения.  


В период до революции жизнь монастыря и села находилась в постоянной взаимосвязи. Позже, и особенно после упразднения обители, эти связи значительно ослабели, но не были утрачены до конца. Стены святой обители всегда привлекали сердца людей своим величием к Небу, к Богу. Послереволюционное восстановление страны, беды Великой Отечественной войны, и возрождение по ее окончанию – все это коснулось села и его жителей, которые были сопричастниками всех горестей и радостей народа. Перестройка, принесшая серьезнейший ущерб государству и его экономике, все же не смогла разрушить хозяйственную жизнь села Посольское. Деятельность его основного предприятия - Кабанского рыбозавода - не была приостановлена и сегодня оно является одним из лучших в Бурятии. Но жизнь без веры не может дать человеку полноты жизни и радости. И возрождение Посольского монастыря сегодня все больше обращает взоры жителей села и всей Бурятии к этой великой святыне, к Православной вере, к Богу. И мы верим, что начавшийся рассвет духовной, хозяйственной и нравственной жизни будет происходить в единстве Спасо-Преображенского монастыря и всех жителей села Посольское<ref>[http://pos-monastyr.narod.ru/p202.html Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Официальный сайт]</ref>. .
Посольский Спасо-Преображенский монастырь является объектом культурного наследия народов России.
 
При обители действует Воскресная школа.
 
== Святыни ==
* Икона с частицей мощей преподобного Варлаама Чикойского
* Икона с частицей мощей святителя Димитрия Ростовского
* Икона "Знамение Пресвятыя Богородицы"
* Икона с частицей мощей святителя Иоанна Златоустого
* Икона с частицей мощей святителя Николая Мирликийскиского
* Распятие с частичкой древа Животворящего Креста Господня
* Ковчег с частицами мощей св. Георгия,св. мученика Вонифатия, св. Дионисий, св. апостол Иакова, св. Иоанна Крестителя, св. Николая Чудотворца, св. Дарии, свв. Космы и Дамиана, свт. Василия Великого
 
== [[Престольные праздники]] ==
'''[[Престольный праздник::Преображение Господне]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista 19 августа]
 
== Как добраться ==
'''Адрес:''' 671206, Россия, Республика Бурятия, Кабанский район, село Посольское, улица Кольцевая
 
'''Проезд:'''
* Микроавтобусом из города Улан-Удэ. Микроавтобус отходит с привокзальной площади железнодорожного вокзала Улан-Удэ два раза в сутки: в 11.00 (посадка с 10.00) и в 19.00 (посадка с 18.00).
* На электропоезде от вокзала Улан-Удэ или со станции Мысовая до остановки Большая Речка.
* Поездом до станции Посольская,через село Большая Речка на попутном транспорте порядка 12 км.
* По федеральной трассе М-55 «Иркутск-Чита». Отворот на село Большая Речка обозначен.
 
'''Телефон:''' [tel:+73013891069 +7 301 389-10-69]
 
== Паломнику ==
В монастыре по предварительной заявке организуются экскурсии по территории обители.
 
При монастыре работает гостиница «Дом паломника».
 
== Фото ==
<gallery>
Посольский_Спасо-Преображенский_монастырь5.jpg
Посольский_Спасо-Преображенский_монастырь3.jpg
Посольский_Спасо-Преображенский_монастырь4.jpg
Посольский_Спасо-Преображенский_монастырь.jpg
</gallery>
 
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=K8O7CVe0u7k|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Ull7TSoSbmg|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=ola4Xs9JiTA|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=S2kjM_kSKvs|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=5CCcInZ1HY4|350|left||frame}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://posolsk-monastery.prihod.ru Официальный сайт монастыря]
* [https://pravoslavnaya-buryatiya.ru/2020/11/10/spaso-preobrazhenskij-posolskij-muzhskoj-monastyr-v-sele-posolskoe/ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПОСОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ С. ПОСОЛЬСКОЕ]
* [https://baikaltravel.ru/places/monasteries/6/ Посольский Спасо-Преображенский монастырь]
* [https://drevo-info.ru/articles/6599.html ПОСОЛЬСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ]


<seo title="Паломничество в Посольский Спасо-Преображенский монастырь – Азбука паломника" keywords="паломничество в Посольский Спасо-Преображенский монастырь"
{{SEO|в Посольский Спасо-Преображенский монастырь|Бурятии}}
description="Паломничество в Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Вашему вниманию предлагается информация, которая будет необходима паломнику."></seo>

Текущая версия от 18:00, 15 декабря 2021

Идёт загрузка карты…

Посо́льский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь — действующий мужской монастырь Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии Русской Православной Церкви. Основан в 1682 году на восточном берегу озера Байкал. Один из старейших архитектурных памятников Забайкалья. Является объектом культурного наследия народов России — охраняется государством. При монастыре имеется гостиница для паломников.

История[править | править код]

Монастырь основан членами Даурской духовной миссии в 1681 году в качестве подворья Селенгинского Троицкого монастыря на побережье озера Байкал, близ места вероломного убиения царского посла Ерофея Заболоцкого и его товарищей монголами племени Цысан-хана.

Первая часовня пустыни-подворья была названа в честь святителя Николая Чудотворца. В 1700 году освятили новый храм в честь иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы, а в 1718 году – деревянную Спасо-Преображенскую церковь.

После пожара 1769 года, истребившего почти все здания обители, был заложен собор с нижним приделом во имя иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы и верхним в честь Преображения Господня. Строительство этого древнейшего храма Бурятии было окончено в 1778 году.

В 1812 году освящена существующая доныне церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1820 году окончено построение каменной ограды вокруг монастыря и заложен храм в честь святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Расположение обители близ залива Прорва с его морским портом являлось до середины XIX столетия причиной ее посещения многими известными государственными и общественными деятелями на их пути из Прибайкалья в Забайкалье, Китай и Монголию и обратно. Особое внимание уделяли монастырю с его некрополем убиенных послов российские дипломатические миссии, которые принимали здесь послов из других государств.

С 1862 года в обители находился центр Забайкальской духовной миссии и епископская кафедра Селингинского викарства, перенесенные в 1880 году в областной город Читу.

В 1901 году монастырь преобразован из мужского в женский.

После революции 1917 года обитель закрыли, все ее сооружения кроме двух храмов, в 1930-е годы разобрали и вывезли.

В конце 1950-х был разрушен световой этаж и купола Спасо-Преображенского собора. До времени регистрации здесь в 1995 году православного прихода монастырь использовали под клуб, школу и больницу психически больных детей.

19 апреля 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить Спасо-Преображенский Посольский мужской монастырь на Байкале.

12 июля 2002 года в монастыре зазвонили новые колокола. С 18 июля 2002 года ведутся ремонтно-реставрационные работы на главном храме обители. В ходе археологических исследований, проведенных летом 2002 года, были определены места захоронения убиенных послов, расположение часовен, каменной ограды со святыми вратами и башнями. Планируется восстановление всего монастырского комплекса.

Современное состояние[править | править код]

В обители идет возрождение монастырской жизни.

В монастырском храме святителя Николая Чудотворца ежедневно совершается суточный круг богослужения.

Посольский Спасо-Преображенский монастырь является объектом культурного наследия народов России.

При обители действует Воскресная школа.

Святыни[править | править код]

  • Икона с частицей мощей преподобного Варлаама Чикойского
  • Икона с частицей мощей святителя Димитрия Ростовского
  • Икона "Знамение Пресвятыя Богородицы"
  • Икона с частицей мощей святителя Иоанна Златоустого
  • Икона с частицей мощей святителя Николая Мирликийскиского
  • Распятие с частичкой древа Животворящего Креста Господня
  • Ковчег с частицами мощей св. Георгия,св. мученика Вонифатия, св. Дионисий, св. апостол Иакова, св. Иоанна Крестителя, св. Николая Чудотворца, св. Дарии, свв. Космы и Дамиана, свт. Василия Великого

Престольные праздники[править | править код]

Преображение Господне - 19 августа

Как добраться[править | править код]

Адрес: 671206, Россия, Республика Бурятия, Кабанский район, село Посольское, улица Кольцевая

Проезд:

  • Микроавтобусом из города Улан-Удэ. Микроавтобус отходит с привокзальной площади железнодорожного вокзала Улан-Удэ два раза в сутки: в 11.00 (посадка с 10.00) и в 19.00 (посадка с 18.00).
  • На электропоезде от вокзала Улан-Удэ или со станции Мысовая до остановки Большая Речка.
  • Поездом до станции Посольская,через село Большая Речка на попутном транспорте порядка 12 км.
  • По федеральной трассе М-55 «Иркутск-Чита». Отворот на село Большая Речка обозначен.

Телефон: +7 301 389-10-69

Паломнику[править | править код]

В монастыре по предварительной заявке организуются экскурсии по территории обители.

При монастыре работает гостиница «Дом паломника».

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]