Петропавловская церковь (Ружаны): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 11 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=Беларусь, Брестская обл., Пружанский р-н, г.п. Ружаны, пл. 17 Сентября, 2|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение|локация=52.86698340236645, 24.890767175205326|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Петропавловский собор Ружаны1.jpg|мини|250px|справа|alt=Петропавловская церковь (Ружаны)]]
'''Петропа́вловская це́рковь''' — [[Аннотация::православный храм Брестской епархии, расположенный в городском посёлке Ружаны Пружанского района Брестской области. Памятник архитектуры барокко.]]
'''Петропа́вловская це́рковь''' — [[Аннотация::православный храм Брестской епархии, расположенный в городском посёлке Ружаны Пружанского района Брестской области. Памятник архитектуры барокко.]]


== История ==
== История ==
В 1639 году маршалком Казимиром Львом Сапегой была построена церковь с монастырем базилиан для «исполнения прихожанам духовных треб». В 1675 году княгиня Христина Масальская из Сапегов, которая в то время владела Ружанами, перестроила церковь по образцу униатской. В 1761 году церковь была уже каменная, перестроенная в итальянском стиле придворным архитектором дома Сапегов Яном Самуилом Беккером, на средства князя Александра Сапеги. Немного позже, в 1784-1788 гг. рядом с церковью тем же архитектором было возведено каменное здание базилианского монастыря. 8 декабря 1781 года с благословения униатского митрополита Иоасона Смагаржевского церковь была освящена протоархимандритом базилианского ордена Порфирием Важинским во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
В 1639 году маршалком Казимиром Львом Сапегой была построена церковь с монастырем базилиан для «исполнения прихожанам духовных треб». В 1675 году княгиня Христина Масальская из Сапегов, которая в то время владела Ружанами, перестроила церковь по образцу униатской. В 1761 году церковь была уже каменная, перестроенная в итальянском стиле придворным архитектором дома Сапегов Яном Самуилом Беккером, на средства князя Александра Сапеги. Немного позже, в 1784-1788 гг. рядом с церковью тем же архитектором было возведено каменное здание базилианского монастыря. 8 декабря 1781 года с благословения униатского митрополита Иоасона Смагаржевского церковь была освящена протоархимандритом базилианского ордена Порфирием Важинским во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Во внешнем виде храма за период его существования значительных изменений не произошло, за исключением деталей колокольни и фасада. В 1875 году над алтарной частью был возведен купол на небольшом барабане.
Во внешнем виде храма за период его существования значительных изменений не произошло, за исключением деталей колокольни и фасада. В 1875 году над алтарной частью был возведен купол на небольшом барабане.
Своим фасадом с высокой плоской четырехугольной колокольней церковь повернута на восток, а апсидой с алтарем, крестильней и ризницей - на запад. Это объясняется тем, что строительство церкви началось уже после того, как с восточной стороны площади в 1617 году был построен католический костел. Чтобы архитектурно оформить центр местечка
 
Сапеги выбрали для униатского храма противоположную часть Торговой площади.
Первоначально церковь имел шесть алтарей. Перед первым, главным, иконостаса не было. В середине этого алтаря размещалась икона Спасителя, дающего ключи святому апостолу Петру. Второй алтарь был посвящен святому Антонию, третий - Богородице, четвертый - Рождеству Христову, пятый — святому Василию Великому, шестой - Иосафату Кунцевичу. Многое из внутреннего убранства церкви напоминало католический костел: это и образ святого Казимира, королевича польского, и изображение на деревянной доске папы Александра. В 1822 году на средства помещика Калатора был установлен орган на 12 голосов.
Первоначально церковь имел шесть алтарей. Перед первым, главным, иконостаса не было. В середине этого алтаря размещалась икона Спасителя, дающего ключи святому апостолу Петру. Второй алтарь был посвящен святому Антонию, третий - Богородице, четвертый - Рождеству Христову, пятый — святому Василию Великому, шестой - Иосафату Кунцевичу. Многое из внутреннего убранства церкви напоминало католический костел: это и образ святого Казимира, королевича польского, и изображение на деревянной доске папы Александра. В 1822 году на средства помещика Калатора был установлен орган на 12 голосов.
Снаружи церкви, на фронтоне, была небольшая мансарда с окном, наполовину закрытым металлической оградой. На башне возвышалась небольшая, обитая жестью, пирамида с железным крестом. На мансарде с двух сторон от башни стояли три деревянные статуи в рост человека - апостолов Петра и Павла и пророка Моисея. Мансарду украшали четыре деревянных резных цветника, а немного выше размещались четыре деревянных образа ангелов, которые держали кресты.
Снаружи церкви, на фронтоне, была небольшая мансарда с окном, наполовину закрытым металлической оградой. На башне возвышалась небольшая, обитая жестью, пирамида с железным крестом. На мансарде с двух сторон от башни стояли три деревянные статуи в рост человека - апостолов Петра и Павла и пророка Моисея. Мансарду украшали четыре деревянных резных цветника, а немного выше размещались четыре деревянных образа ангелов, которые держали кресты.
Такой униатский вид ружанская Петро-Павловская церковь имела до ликвидации унии в 1839 г. Базилианский монастырь, существовавший при церкви с 1788 года, был закрыт ранее, 20 февраля 1834 ода, особым указом императора Николая I «О ликвидации четырех Греко-униатских монастырей в Виленской, Гродненской и других губерниях» с распоряжением передать всю недвижимость белому духовенству.
Такой униатский вид ружанская Петро-Павловская церковь имела до ликвидации унии в 1839 г. Базилианский монастырь, существовавший при церкви с 1788 года, был закрыт ранее, 20 февраля 1834 ода, особым указом императора Николая I «О ликвидации четырех Греко-униатских монастырей в Виленской, Гродненской и других губерниях» с распоряжением передать всю недвижимость белому духовенству.
Последний владелец Ружан, князь Евстафий Сапега, принял участие в восстании 1830 года, за что Виленская ликвидационная комиссия конфисковала всю его собственность. С этой поры местечко Ружаны, церковь и монастырь переходят в государственную собственность.
Последний владелец Ружан, князь Евстафий Сапега, принял участие в восстании 1830 года, за что Виленская ликвидационная комиссия конфисковала всю его собственность. С этой поры местечко Ружаны, церковь и монастырь переходят в государственную собственность.
После 1839 года началась православная история ружанской Петро- Павловской церкви. Переустройство церкви по православному образцу продолжалось несколько лет. С лета 1839 года начался ремонт храма, которым руководил первый православный настоятель - протоиерей Ипполит (в унии - Фердинанд) Гомолицкий, ректор Литовской Духовной Семинарии. Успеху его дела способствовал указ «О обеспечении причта ружанской православной церкви Слонимского повета (декабрь 1845 г.)». Согласно этому указу к ружанской православной церкви приписывалось 33 десятины земли с фольварком Молочки в «неприкосновенную церковную собственность». Кроме того, за ней оставалось 345 рублей серебром сумма, пожертвованная князем Сапегой для открытия приходского духовного училища и 3.400 рублей серебром выделялось на ремонт самого храма, каплицы на кладбище и монастырского дома.
После 1839 года началась православная история ружанской Петро- Павловской церкви. Переустройство церкви по православному образцу продолжалось несколько лет. С лета 1839 года начался ремонт храма, которым руководил первый православный настоятель - протоиерей Ипполит (в унии - Фердинанд) Гомолицкий, ректор Литовской Духовной Семинарии. Успеху его дела способствовал указ «О обеспечении причта ружанской православной церкви Слонимского повета (декабрь 1845 г.)». Согласно этому указу к ружанской православной церкви приписывалось 33 десятины земли с фольварком Молочки в «неприкосновенную церковную собственность». Кроме того, за ней оставалось 345 рублей серебром сумма, пожертвованная князем Сапегой для открытия приходского духовного училища и 3.400 рублей серебром выделялось на ремонт самого храма, каплицы на кладбище и монастырского дома.
[[Файл:Петропавловский собор Ружаны6.jpg|мини|справа|1915 год|alt=Петропавловская церковь (Ружаны)]]
В середине XIX века ружанская Петро-Павловская церковь выглядела так: над фасадом по-прежнему возвышался конус, который пирамидально заканчивался вверху железным крестом. Было установлено пять колоколов. Внутри церкви и в алтаре пол был мраморный. Престол был из сосны в 1,5 аршина. Антиминс был освящен Высокопреосвященным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом (Семашко) в 1840 году. На горнем месте и над жертвенником находились две иконы первоверховных апостолов Петра и Павла. На левой стерне - образ святителя Николая с надписью: «Этот образ пожертвован офицерами и нижними чинами Конно-Пионерского дивизиона в 1855 году» В церкви были также богатая библиотека и архив по истории церкви и края.
В середине XIX века ружанская Петро-Павловская церковь выглядела так: над фасадом по-прежнему возвышался конус, который пирамидально заканчивался вверху железным крестом. Было установлено пять колоколов. Внутри церкви и в алтаре пол был мраморный. Престол был из сосны в 1,5 аршина. Антиминс был освящен Высокопреосвященным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом (Семашко) в 1840 году. На горнем месте и над жертвенником находились две иконы первоверховных апостолов Петра и Павла. На левой стерне - образ святителя Николая с надписью: «Этот образ пожертвован офицерами и нижними чинами Конно-Пионерского дивизиона в 1855 году» В церкви были также богатая библиотека и архив по истории церкви и края.
Середина 1870-х годов отмечена в истории храма трагическим событием - грандиозным пожаром 1875 года. Настоятелем храма в то время был иерей Иларион Дядевич, которому довелось пережить и сам пожар, и тяжесть восстановления, и обновление внутреннего убранства церкви, после чего она и приобрела свой сегодняшний вид.
Середина 1870-х годов отмечена в истории храма трагическим событием - грандиозным пожаром 1875 года. Настоятелем храма в то время был иерей Иларион Дядевич, которому довелось пережить и сам пожар, и тяжесть восстановления, и обновление внутреннего убранства церкви, после чего она и приобрела свой сегодняшний вид.
Пожар вспыхнул 31 августа 1875 г. Комиссия из Гродненского губернского церковно-строительного присутствия в своих документах не назвала причин пожара, а только отметила, что он возник «по воле Божией». Разрушения были весьма значительны. Фактически, остались только стены и часть крыши с потолком над алтарем. Почти все иконы удалось вынести, однако многое было утрачено. Комиссия, детально ознакомившись с последствиями пожара, констатировала «необходимость накрыть церковь, установить купола, изготовить иконостас и провести все столярные работы. На это из государственных средств было выделено 2000 рублей серебром, церковных средств 5315 рублей серебром и пожертвований частных лиц 2717 рублей серебром. Ремонтные работы в церкви велись до 1878 года, после чего она приобрела свой сегодняшний вид. Большая зигзагообразная трещина слева от входа над крайним окном и сегодня напоминает о события 1875 года.
 
Пока церковь отстраивалась, богослужение велось в Воскресенской церкви-часовне на кладбище. Наконец, 31 декабря 1878 года церковь была освящена Высокопреосвященнейшим архиепископом Литовским Макарием (Булгаковым). Над храмом стали возвышаться два купола - один над колокольней, второй - над алтарной частью. Внутри и снаружи церковь была оштукатурена и побелена. Потолок деревянный, оштукатуренный. Пол в алтаре и на солее - деревянный, остальной - каменный. Церковь накрыли жестяной крышей. На звоннице было три колокола.
Пока церковь отстраивалась, богослужение велось в Воскресенской церкви-часовне на кладбище. Наконец, 31 декабря 1878 года церковь была освящена Высокопреосвященнейшим архиепископом Литовским Макарием (Булгаковым). Над храмом стали возвышаться два купола - один над колокольней, второй - над алтарной частью. Внутри и снаружи церковь была оштукатурена и побелена. Потолок деревянный, оштукатуренный. Пол в алтаре и на солее - деревянный, остальной - каменный. Церковь накрыли жестяной крышей. На звоннице было три колокола.
В 1879 году на стене пристройки, примыкающей к церкви с южной стороны алтарной части была установлена мемориальная доска полусферической формы с текстом следующего содержания: «Вечная память дорогому брату Митрофану Ильичу Экскузовичу, прапорщику лейб-гвардии драгунского полка, погибшего в борьбе с турками за освобождение христиан Болгарии в битве под Горным Дубняком при
 
Телеши 12 октября 1877 года в 9 часов утра. Жил 20 лет». Тело его было перевезено из Болгарии и похоронено в селе Суботца Александровского повета Херсонской губернии. Родственники погибшего по дороге в Херсонскую губернию по какой-то причине сделали остановку в Ружанах, где была отслужена панихида о убиенном. После этого пожертвовали недавно отстроенному после пожара храму немалые суммы на устройство зимней церкви с престолом во имя святителя Митрофана Воронежского, небесного покровителя прапорщика Митрофана Экскузовича. Около ста лет после того события в Петропавловской церкви было два алтаря и зимой богослужения проводились в отапливаемой части храма. Только в конце 1970-х годов иконостас из зимнего придела был демонтирован и перевезен в Чернавчицкую церковь Брестского района, которая ремонтировалась после пожара.
К Ружанскому приходу относилось тогда 11 деревень: Байки, Близная, Власовичи, Воля, Заполье, Калачи, Короли, Куляны, Манчики, Молочки и Поланск. Были в приходе и приписные церкви: кладбищенская Воскресенская в Ружанах, святого Александра Невского - в Близной и Свято-Георгиевская в Молочках. Было братство, а с 1872 г. - приходское опекунство. Имелось две церковно-приходских школы: в Ружанах (с 1893 г.) и в Близной (с 1885 г.)
Первая Мировая война принесла тяжелые испытания белорусскому народу. В августе 1915 года кайзеровские войска были уже в Ружанах. В церковных документах того времени можно прочитать: «...Церковных предметов в настоящий момент недостаточно. Предметы были эвакуированы вглубь России в связи с военными действиями... Оставшееся в церквях уничтожено захватчиками. Церковная ограда из камня наполовину разрушена. Причт не может заниматься хозяйством из-за недостатка средств». Часть церковных книг, церковный архив были уничтожены. Приписные к храму две кладбищенские церкви также были опустошены немцами.
Первая Мировая война принесла тяжелые испытания белорусскому народу. В августе 1915 года кайзеровские войска были уже в Ружанах. В церковных документах того времени можно прочитать: «...Церковных предметов в настоящий момент недостаточно. Предметы были эвакуированы вглубь России в связи с военными действиями... Оставшееся в церквях уничтожено захватчиками. Церковная ограда из камня наполовину разрушена. Причт не может заниматься хозяйством из-за недостатка средств». Часть церковных книг, церковный архив были уничтожены. Приписные к храму две кладбищенские церкви также были опустошены немцами.
С северной стороны церковной ограды под сенью тогда еще молодых деревьев были похоронены немецкие солдаты. Общим памятником погибшим немцам стал плоский гранитный камень с надписью старинным готическим шрифтом: «Храбрые не умирают». Время сровняло могилы с землей. Камень же этот позднее был поднят протоиереем Иоанном Навродским и вставлен в церковную ограду во время ее ремонта после освобождения от фашистской оккупации для того, чтобы советские власти не осквернили могил и тем самым не навредили храму. Это надгробный камень и сейчас можно видеть в стене недалеко от входа, с правой стороны.
С северной стороны церковной ограды под сенью тогда еще молодых деревьев были похоронены немецкие солдаты. Общим памятником погибшим немцам стал плоский гранитный камень с надписью старинным готическим шрифтом: «Храбрые не умирают». Время сровняло могилы с землей. Камень же этот позднее был поднят протоиереем Иоанном Навродским и вставлен в церковную ограду во время ее ремонта после освобождения от фашистской оккупации для того, чтобы советские власти не осквернили могил и тем самым не навредили храму. Это надгробный камень и сейчас можно видеть в стене недалеко от входа, с правой стороны.
[[Файл:Петропавловский собор Ружаны7.jpg|мини|справа|Реконструкция храма|alt=Петропавловская церковь (Ружаны)]]
В 1919 году Ружаны были заняты польскими войсками. Положение православного прихода, безусловно, не изменилось в лучшую сторону. Кладбищенская церковь с тех времен занята католиками. В церковном доме поляки разместили школу. И хотя приход в то время охватывал все те же 11 деревень, число прихожан сократилось наполовину.
В 1919 году Ружаны были заняты польскими войсками. Положение православного прихода, безусловно, не изменилось в лучшую сторону. Кладбищенская церковь с тех времен занята католиками. В церковном доме поляки разместили школу. И хотя приход в то время охватывал все те же 11 деревень, число прихожан сократилось наполовину.
Когда в 1921 году Западная Белоруссия стала частью Польши, Ружаны вошли в состав Полесской епархии Варшавской митрополии.
Когда в 1921 году Западная Белоруссия стала частью Польши, Ружаны вошли в состав Полесской епархии Варшавской митрополии.
Отсутствие возможности вести православное воспитание молодежи, недостаток средств, контроль польских властей — вот основные проблемы прихода в то время. Возглавивший в 1937 году Ружанский приход священник Иоанн Навродский столкнулся со всеми этими проблемами и понес их на своих плечах.
Отсутствие возможности вести православное воспитание молодежи, недостаток средств, контроль польских властей — вот основные проблемы прихода в то время. Возглавивший в 1937 году Ружанский приход священник Иоанн Навродский столкнулся со всеми этими проблемами и понес их на своих плечах.
Вскоре польские власти разрешили православным ученикам ружанской школы изучать Закон Божий, который и стал преподавать отец Иоанн со своей матушкой Лидией Ивановной.
Вскоре польские власти разрешили православным ученикам ружанской школы изучать Закон Божий, который и стал преподавать отец Иоанн со своей матушкой Лидией Ивановной.
Настал 1941 год. Впереди было три тяжелейших года оккупации. В церкви делают лазарет-тюрьму. Вокруг храма, под охраной размещались пленные. В самой церкви находились раненые, а за царскими вратами, в алтаре была устроена операционная и на престоле делали операции. Отец Иоанн, рискуя жизнью, смог организовать постоянное горячее питание для пленных и раненых красноармейцев. Каждый день он и прихожанки с ведрами и бачками приходили в церковь и кормили их.
 
В 1942 году немецкие оккупационные власти выселили отца Иоанна с семьей и диаконом из дома, где они жили. А в доме разместилась антипартизанская спецгруппа. Тогда же во дворе дома кем-то был убит комиссар города, и, чтобы не впутывать в карательные операции гражданских, священника пересилили в пустой заброшенный дом.
Настал 1941 год. Впереди было три тяжелейших года оккупации. В церкви делают лазарет-тюрьму. Вокруг храма, под охраной размещались пленные. В самой церкви находились раненые, а за царскими вратами, в алтаре была устроена операционная и на престоле делали операции. Отец Иоанн, рискуя жизнью, смог организовать постоянное горячее питание для пленных и раненых красноармейцев. Каждый день он и прихожанки с ведрами и бачками приходили в церковь и кормили их. После прихода советских войск в 1944 году и в последующие годы отец Иоанн постоянно вызывался на допросы в НКВД. После смерти отца Иоанна (02.09.1961) его родные и близкие узнали, что за героические действия по спасению раненых воинов в 1941 году, он был награжден орденом Красной Звезды. Этот факт долго скрывался и стал известен только после его смерти.
Больше священники ружанской церкви в бывший монастырский церковный дом так и не возвращались, потому что после войны советская власть использовала его под свои нужды (долгое время в нем располагалась туристическая база).
 
После прихода советских войск в 1944 году и в последующие годы отец Иоанн постоянно вызывался на допросы в НКВД. После смерти отца Иоанна (02.09.1961) его родные и близкие узнали, что за героические действия по спасению раненых воинов в 1941 году, он был награжден орденом Красной Звезды. Этот факт долго скрывался и стал известен только после его смерти.
На посту настоятеля отца Иоанна сменил священник Всеволод Олехнович. Ранее он служил на соседнем приходе, в деревне Ворониловичи, однако в годы хрущевских гонений на Церковь был властями лишен регистрации и два года работал учителем в деревенской школе. Только в 1961 г. он вернулся к пастырской деятельности и был назначен настоятелем Свято-Петро-Павловского храма в Ружанах, где и совершал служение до самой смерти в 1987 году.
На посту настоятеля отца Иоанна сменил священник Всеволод Олехнович. Ранее он служил на соседнем приходе, в деревне Ворониловичи, однако в годы хрущевских гонений на Церковь был властями лишен регистрации и два года работал учителем в деревенской школе. Только в 1961 г. он вернулся к пастырской деятельности и был назначен настоятелем Свято-Петро-Павловского храма в Ружанах, где и совершал служение до самой смерти в 1987 году.
На колокольне в медальоне до сегодняшнего времени находится образ Спаса Нерукотворного. В те же годы медальон был пустой, власти не допускали такого род «агитации».
На колокольне в медальоне до сегодняшнего времени находится образ Спаса Нерукотворного. В те же годы медальон был пустой, власти не допускали такого род «агитации».
В 1987 году настоятелем прихода был назначен священник Алексий Ивашкевич. Прослужив неполных три года, он был вынужден покинуть приход, и три месяца в храме не совершались богослужения.
В 1987 году настоятелем прихода был назначен священник Алексий Ивашкевич. Прослужив неполных три года, он был вынужден покинуть приход, и три месяца в храме не совершались богослужения.
Летом 1990 года настоятелем храма был назначен священник Николай Савчук, который занялся ремонтом храма.
Летом 1990 года настоятелем храма был назначен священник Николай Савчук, который занялся ремонтом храма.
В 1990-х годах началось оживление приходской жизни. При церкви с 1992 года начала работать воскресная детская школа, активизировалась работа с молодежью, традиционными стали пешие паломничества в Жировичский Свято-Успенский монастырь в день явления Чудотворной Жировичской иконы Божией Матери 20 мая.
В 1990-х годах началось оживление приходской жизни. При церкви с 1992 года начала работать воскресная детская школа, активизировалась работа с молодежью, традиционными стали пешие паломничества в Жировичский Свято-Успенский монастырь в день явления Чудотворной Жировичской иконы Божией Матери 20 мая.


== Описание ==
== Описание ==
[[Файл:Петропавловский собор Ружаны2.jpg|мини|справа|Внутреннее убранство|alt=Петропавловская церковь (Ружаны)]]
Проект Беккера, который сохранился, и архитектура храма полностью совпадают. В архитектурном плане церковь состоит из однонефного однобашенного строения и большой полукруглой апсиды. Покатая двухскатная крыша отличается переходом над апсидой в конусовидное покрытие, накрытое головкой. Две квадратные в плане невысокие ризницы, расположенные по сторонам апсиды, покрыты трёхскатными крышами. Для завершения ризолита, выделяющего главный фасад по центру, был выбран развитый антаблемент и двухступенчатый аттик с треугольным фронтоном. Ранее завершением аттика служила балюстрада с четырьмя скульптурами святых, а основания башни — скульптуры парящих ангелов. Двухъярусная четвериковая башня-звонница, возвышающаяся над аттиком, завершена головкой на барабане. Ранее данная башня-звонница отличалась фигурным ярусом с люкарнами и боковыми волютами, а в завершении — высоким утончённым шпилем. Главный фасад обладает барочным пластичным характером, который был создан за счёт многочисленных креповок слоистыми пилястрами, профилированных тяг и различных ниш. Боковые же фасады характеризуются более плоскостной трактовкой и ритмичным членением арочными оконными проёмами в профилированных наличниках и пилястрами в простенках. Их опоясывает расположенный под крышей карниз.
Проект Беккера, который сохранился, и архитектура храма полностью совпадают. В архитектурном плане церковь состоит из однонефного однобашенного строения и большой полукруглой апсиды. Покатая двухскатная крыша отличается переходом над апсидой в конусовидное покрытие, накрытое головкой. Две квадратные в плане невысокие ризницы, расположенные по сторонам апсиды, покрыты трёхскатными крышами. Для завершения ризолита, выделяющего главный фасад по центру, был выбран развитый антаблемент и двухступенчатый аттик с треугольным фронтоном. Ранее завершением аттика служила балюстрада с четырьмя скульптурами святых, а основания башни — скульптуры парящих ангелов. Двухъярусная четвериковая башня-звонница, возвышающаяся над аттиком, завершена головкой на барабане. Ранее данная башня-звонница отличалась фигурным ярусом с люкарнами и боковыми волютами, а в завершении — высоким утончённым шпилем. Главный фасад обладает барочным пластичным характером, который был создан за счёт многочисленных креповок слоистыми пилястрами, профилированных тяг и различных ниш. Боковые же фасады характеризуются более плоскостной трактовкой и ритмичным членением арочными оконными проёмами в профилированных наличниках и пилястрами в простенках. Их опоясывает расположенный под крышей карниз.


Строка 41: Строка 52:


== Святыни ==
== Святыни ==
икона 1865 г. на доске с орнаментальным фоном «Богоматерь Одигитрия», почитаемая как Ружанская.
Икона 1865 года на доске с орнаментальным фоном «Богоматерь Одигитрия», почитаемая как Ружанская.


== Престольные праздники ==
== [[Престольные праздники]] ==
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла - 12 июля
'''[[Престольный праздник::Петр и Павел, первоверховные апостолы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-slavnyh-i-vsehvalnyh-pervoverhovnyh-apostolov-petra-i-pavla 12 июля].


== Местонахождение ==
== Местонахождение ==
'''Адрес:''' 225154 Брестская обл., Пружанский р-н, г.п. Ружаны, пл. 17 Сентября, 2.  
'''Адрес:''' 225154 Брестская обл., Пружанский р-н, г.п. Ружаны, пл. 17 Сентября, 2.  
== Где остановиться ==


== Фото ==
== Фото ==
 
<gallery>
== Видео ==
Петропавловский_собор_Ружаны5.jpg
Петропавловский_собор_Ружаны.jpg
Петропавловский_собор_Ружаны4.jpg
Петропавловский_собор_Ружаны3.jpg
</gallery>


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[http://www.pravoslavie.by/hram/g-p-ruzhany-hram-vo-imja-svv-app-petra-i-pavla-1675 г. п. Ружаны. Храм во имя Свв. апп. Петра и Павла (1675)]


{{SEO|в Ружаны, Петропавловская церковь|Брестской области}}
{{SEO|в Ружаны, Петропавловскую церковь|Брестской области, Беларуси}}

Текущая версия от 20:17, 2 ноября 2021

Идёт загрузка карты…
Петропавловская церковь (Ружаны)

Петропа́вловская це́рковь — православный храм Брестской епархии, расположенный в городском посёлке Ружаны Пружанского района Брестской области. Памятник архитектуры барокко.

История[править | править код]

В 1639 году маршалком Казимиром Львом Сапегой была построена церковь с монастырем базилиан для «исполнения прихожанам духовных треб». В 1675 году княгиня Христина Масальская из Сапегов, которая в то время владела Ружанами, перестроила церковь по образцу униатской. В 1761 году церковь была уже каменная, перестроенная в итальянском стиле придворным архитектором дома Сапегов Яном Самуилом Беккером, на средства князя Александра Сапеги. Немного позже, в 1784-1788 гг. рядом с церковью тем же архитектором было возведено каменное здание базилианского монастыря. 8 декабря 1781 года с благословения униатского митрополита Иоасона Смагаржевского церковь была освящена протоархимандритом базилианского ордена Порфирием Важинским во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Во внешнем виде храма за период его существования значительных изменений не произошло, за исключением деталей колокольни и фасада. В 1875 году над алтарной частью был возведен купол на небольшом барабане.

Первоначально церковь имел шесть алтарей. Перед первым, главным, иконостаса не было. В середине этого алтаря размещалась икона Спасителя, дающего ключи святому апостолу Петру. Второй алтарь был посвящен святому Антонию, третий - Богородице, четвертый - Рождеству Христову, пятый — святому Василию Великому, шестой - Иосафату Кунцевичу. Многое из внутреннего убранства церкви напоминало католический костел: это и образ святого Казимира, королевича польского, и изображение на деревянной доске папы Александра. В 1822 году на средства помещика Калатора был установлен орган на 12 голосов.

Снаружи церкви, на фронтоне, была небольшая мансарда с окном, наполовину закрытым металлической оградой. На башне возвышалась небольшая, обитая жестью, пирамида с железным крестом. На мансарде с двух сторон от башни стояли три деревянные статуи в рост человека - апостолов Петра и Павла и пророка Моисея. Мансарду украшали четыре деревянных резных цветника, а немного выше размещались четыре деревянных образа ангелов, которые держали кресты.

Такой униатский вид ружанская Петро-Павловская церковь имела до ликвидации унии в 1839 г. Базилианский монастырь, существовавший при церкви с 1788 года, был закрыт ранее, 20 февраля 1834 ода, особым указом императора Николая I «О ликвидации четырех Греко-униатских монастырей в Виленской, Гродненской и других губерниях» с распоряжением передать всю недвижимость белому духовенству.

Последний владелец Ружан, князь Евстафий Сапега, принял участие в восстании 1830 года, за что Виленская ликвидационная комиссия конфисковала всю его собственность. С этой поры местечко Ружаны, церковь и монастырь переходят в государственную собственность.

После 1839 года началась православная история ружанской Петро- Павловской церкви. Переустройство церкви по православному образцу продолжалось несколько лет. С лета 1839 года начался ремонт храма, которым руководил первый православный настоятель - протоиерей Ипполит (в унии - Фердинанд) Гомолицкий, ректор Литовской Духовной Семинарии. Успеху его дела способствовал указ «О обеспечении причта ружанской православной церкви Слонимского повета (декабрь 1845 г.)». Согласно этому указу к ружанской православной церкви приписывалось 33 десятины земли с фольварком Молочки в «неприкосновенную церковную собственность». Кроме того, за ней оставалось 345 рублей серебром сумма, пожертвованная князем Сапегой для открытия приходского духовного училища и 3.400 рублей серебром выделялось на ремонт самого храма, каплицы на кладбище и монастырского дома.

Петропавловская церковь (Ружаны)
1915 год

В середине XIX века ружанская Петро-Павловская церковь выглядела так: над фасадом по-прежнему возвышался конус, который пирамидально заканчивался вверху железным крестом. Было установлено пять колоколов. Внутри церкви и в алтаре пол был мраморный. Престол был из сосны в 1,5 аршина. Антиминс был освящен Высокопреосвященным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом (Семашко) в 1840 году. На горнем месте и над жертвенником находились две иконы первоверховных апостолов Петра и Павла. На левой стерне - образ святителя Николая с надписью: «Этот образ пожертвован офицерами и нижними чинами Конно-Пионерского дивизиона в 1855 году» В церкви были также богатая библиотека и архив по истории церкви и края.

Середина 1870-х годов отмечена в истории храма трагическим событием - грандиозным пожаром 1875 года. Настоятелем храма в то время был иерей Иларион Дядевич, которому довелось пережить и сам пожар, и тяжесть восстановления, и обновление внутреннего убранства церкви, после чего она и приобрела свой сегодняшний вид.

Пока церковь отстраивалась, богослужение велось в Воскресенской церкви-часовне на кладбище. Наконец, 31 декабря 1878 года церковь была освящена Высокопреосвященнейшим архиепископом Литовским Макарием (Булгаковым). Над храмом стали возвышаться два купола - один над колокольней, второй - над алтарной частью. Внутри и снаружи церковь была оштукатурена и побелена. Потолок деревянный, оштукатуренный. Пол в алтаре и на солее - деревянный, остальной - каменный. Церковь накрыли жестяной крышей. На звоннице было три колокола.

Первая Мировая война принесла тяжелые испытания белорусскому народу. В августе 1915 года кайзеровские войска были уже в Ружанах. В церковных документах того времени можно прочитать: «...Церковных предметов в настоящий момент недостаточно. Предметы были эвакуированы вглубь России в связи с военными действиями... Оставшееся в церквях уничтожено захватчиками. Церковная ограда из камня наполовину разрушена. Причт не может заниматься хозяйством из-за недостатка средств». Часть церковных книг, церковный архив были уничтожены. Приписные к храму две кладбищенские церкви также были опустошены немцами.

С северной стороны церковной ограды под сенью тогда еще молодых деревьев были похоронены немецкие солдаты. Общим памятником погибшим немцам стал плоский гранитный камень с надписью старинным готическим шрифтом: «Храбрые не умирают». Время сровняло могилы с землей. Камень же этот позднее был поднят протоиереем Иоанном Навродским и вставлен в церковную ограду во время ее ремонта после освобождения от фашистской оккупации для того, чтобы советские власти не осквернили могил и тем самым не навредили храму. Это надгробный камень и сейчас можно видеть в стене недалеко от входа, с правой стороны.

Петропавловская церковь (Ружаны)
Реконструкция храма

В 1919 году Ружаны были заняты польскими войсками. Положение православного прихода, безусловно, не изменилось в лучшую сторону. Кладбищенская церковь с тех времен занята католиками. В церковном доме поляки разместили школу. И хотя приход в то время охватывал все те же 11 деревень, число прихожан сократилось наполовину.

Когда в 1921 году Западная Белоруссия стала частью Польши, Ружаны вошли в состав Полесской епархии Варшавской митрополии. Отсутствие возможности вести православное воспитание молодежи, недостаток средств, контроль польских властей — вот основные проблемы прихода в то время. Возглавивший в 1937 году Ружанский приход священник Иоанн Навродский столкнулся со всеми этими проблемами и понес их на своих плечах. Вскоре польские власти разрешили православным ученикам ружанской школы изучать Закон Божий, который и стал преподавать отец Иоанн со своей матушкой Лидией Ивановной.

Настал 1941 год. Впереди было три тяжелейших года оккупации. В церкви делают лазарет-тюрьму. Вокруг храма, под охраной размещались пленные. В самой церкви находились раненые, а за царскими вратами, в алтаре была устроена операционная и на престоле делали операции. Отец Иоанн, рискуя жизнью, смог организовать постоянное горячее питание для пленных и раненых красноармейцев. Каждый день он и прихожанки с ведрами и бачками приходили в церковь и кормили их. После прихода советских войск в 1944 году и в последующие годы отец Иоанн постоянно вызывался на допросы в НКВД. После смерти отца Иоанна (02.09.1961) его родные и близкие узнали, что за героические действия по спасению раненых воинов в 1941 году, он был награжден орденом Красной Звезды. Этот факт долго скрывался и стал известен только после его смерти.

На посту настоятеля отца Иоанна сменил священник Всеволод Олехнович. Ранее он служил на соседнем приходе, в деревне Ворониловичи, однако в годы хрущевских гонений на Церковь был властями лишен регистрации и два года работал учителем в деревенской школе. Только в 1961 г. он вернулся к пастырской деятельности и был назначен настоятелем Свято-Петро-Павловского храма в Ружанах, где и совершал служение до самой смерти в 1987 году.

На колокольне в медальоне до сегодняшнего времени находится образ Спаса Нерукотворного. В те же годы медальон был пустой, власти не допускали такого род «агитации».

В 1987 году настоятелем прихода был назначен священник Алексий Ивашкевич. Прослужив неполных три года, он был вынужден покинуть приход, и три месяца в храме не совершались богослужения.

Летом 1990 года настоятелем храма был назначен священник Николай Савчук, который занялся ремонтом храма. В 1990-х годах началось оживление приходской жизни. При церкви с 1992 года начала работать воскресная детская школа, активизировалась работа с молодежью, традиционными стали пешие паломничества в Жировичский Свято-Успенский монастырь в день явления Чудотворной Жировичской иконы Божией Матери 20 мая.

Описание[править | править код]

Петропавловская церковь (Ружаны)
Внутреннее убранство

Проект Беккера, который сохранился, и архитектура храма полностью совпадают. В архитектурном плане церковь состоит из однонефного однобашенного строения и большой полукруглой апсиды. Покатая двухскатная крыша отличается переходом над апсидой в конусовидное покрытие, накрытое головкой. Две квадратные в плане невысокие ризницы, расположенные по сторонам апсиды, покрыты трёхскатными крышами. Для завершения ризолита, выделяющего главный фасад по центру, был выбран развитый антаблемент и двухступенчатый аттик с треугольным фронтоном. Ранее завершением аттика служила балюстрада с четырьмя скульптурами святых, а основания башни — скульптуры парящих ангелов. Двухъярусная четвериковая башня-звонница, возвышающаяся над аттиком, завершена головкой на барабане. Ранее данная башня-звонница отличалась фигурным ярусом с люкарнами и боковыми волютами, а в завершении — высоким утончённым шпилем. Главный фасад обладает барочным пластичным характером, который был создан за счёт многочисленных креповок слоистыми пилястрами, профилированных тяг и различных ниш. Боковые же фасады характеризуются более плоскостной трактовкой и ритмичным членением арочными оконными проёмами в профилированных наличниках и пилястрами в простенках. Их опоясывает расположенный под крышей карниз.

Для перекрытия зала церкви был использован зеркальный свод. Роспись «Преображение» на его плафоне была восстановлена в начале XX века после пожара 1895 года. Роспись на плафоне апсиды — «Бог Саваоф». По обеим сторонам апсиды, отделённой деревянным резным иконостасом, расположены медальоны, изображающие апостолов Петра и Павла. В церкви хранится образ 1865 года, выполненный на доске с орнаментальным фоном «Богоматерь Одигитрия» (около 1648 года). Считается, что именно эта икона защитила храм от пожара 5 мая 1895 года, который практически полностью уничтожил селение.

Святыни[править | править код]

  • Икона 1865 года на доске с орнаментальным фоном «Богоматерь Одигитрия», почитаемая как Ружанская.

Престольные праздники[править | править код]

Петр и Павел, первоверховные апостолы - 12 июля.

Местонахождение[править | править код]

Адрес: 225154 Брестская обл., Пружанский р-н, г.п. Ружаны, пл. 17 Сентября, 2.

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]