Монастырь Варлаама: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=39.72501906, 21.62999419|вид=Монастырь}}
{{Местоположение|локация=39.72501906, 21.62999419|вид=Монастырь}}
[[Аннотация::'''Монастырь Варлаама''' или '''Всех Святых''' — один из шести действующих монастырей Метеоры, основан в XVI веке]]. Греческое название — Μονή Βαρλαάμ.
[[Файл:Монастырь Варлаама1.jpg|мини|350px|справа||alt=Монастырь Варлаама]]
'''Монастырь Варлаама''' или '''Всех Святых''' — [[Аннотация::один из шести действующих монастырей Метеоры, основан в XVI веке]]. Греческое название — Μονή Βαρλαάμ.


== История основания ==
== История основания ==
Считают, что название монастырь получил от имени монаха Варлаама,  
Считают, что название монастырь получил от имени монаха Варлаама, первого поселенца, который поднялся на скалу в первой половине XIV века и построил маленький храм, посвященный Трём иерархам. Также известно, что монах Варлаам был современником святого [https://azbyka.org/otechnik/Petr_Pigol/prp-grigorij-sinait-i-ego-duhovnye-preemniki/6_4 Афанасия Метеорского], который основал монастырь [[Мегала Метеора]].
первого поселенца, который поднялся на скалу, в первой половине XIV века
<nowiki> </nowiki>и построил маленький храм, посвященный Трём иерархам. Также известно,  
что монах Варлаам был современником святого Афанасия Метеорского, который основал монастырь Мегала Метеора.


Однако настоящими основателями монастыря считают братьев Нектария и  
Однако настоящими основателями монастыря считают братьев Нектария и Феофана Апсара, которые поселились на Метеоре в 1510 году. Апсар — давняя, знаменитая и богатая семья из города Янина. Оба брата стали  
Феофана Апсара, которые поселились на Метеоре в 1510 году. Апсар —  
монахами в последние годы XV века, сначала обосновались на острове Янина и затем в [[монастырь Дионисиат (Афон)|монастыре Дионисиат]] на [[Афон|Афоне]].
давняя, знаменитая и богатая семья из города Янина. Оба брата стали  
монахами в последние годы XV века, сначала обосновались на острове Янина
<nowiki> </nowiki>и затем в монастыре Дионисия на Святом Афоне.


На скале Варлаама, где оставались еще руины скита,
На скале Варлаама, где оставались еще руины скита, Нектарий и Феофан при помощи еще двух монахов начали восстановление монастыря. Когда братия увеличилась, они построили Собор Всех Святых (1541).
<nowiki> </nowiki>Нектарий и Феофаний при помощи еще двух монахов начали восстановление  
монастыря. Когда братия увеличилась они построили, Собор Всех Святых (1541).


В 1544 года умер Феофан, Нектарий умирает в 1550 г.
В 1544 года умер Феофан, Нектарий умирает в 1550 г. Братья погребены под юго-восточным нефом, над своими надгробьями они держат копию храма.
<nowiki> </nowiki>Братья погребены под юго-восточным нефом, над своими надгробьями они  
держат копию храма. Однако и после смерти братьев-основателей монастырь
не падает.


Чрезвычайно ценную работу осуществил монах Христофор, который на  
Чрезвычайно ценную работу осуществил монах Христофор, который на протяжении десятков лет в XVIII веке упорядочивал архив монастыря и сделал полное описание письменных реликвий, некоторые из них  
протяжении десятков лет в XVIII веке упорядочивал архив монастыря и  
сделал полное описание письменных реликвий, некоторые из них  
экспонируются в музее обители.
экспонируются в музее обители.


Строка 31: Строка 19:


=== Собор Всех Святых ===
=== Собор Всех Святых ===
Известно, что Собор построен очень быстро потому, что в качестве строительного материала монахи использовали туф.
Известно, что Собор построен очень быстро, потому что в качестве строительного материала монахи использовали туф. Неф крестообразный. В юго-восточной части собора находится могила создателей. Под сводами храма над окном начертана следующая надпись: ''Нектарий и Феофан — иеромонахи и создатели, с Яннины, Апсара. Год создания — 1542.''
<nowiki> </nowiki>Неф крестообразный. В юго-восточной части собора находится могила  
создателей. Под сводами храма над окном начертана следующая надпись: ''Нектарий и Феофан — иеромонахи и создатели, с Яннины, Апсара. Год создания — 1542.''


Собор расписан настенными фресками высокого мастерства, которые эксперты разделяют на 2 периода. Первый этап датируется 1548 годом, второй — завершение отделки — 1566 г.
Собор расписан настенными фресками высокого мастерства, которые эксперты разделяют на 2 периода. Первый этап датируется 1548 годом, второй — завершение отделки — 1566 г. В общем иконопись храма нарядна и представляет собой много фигур. Венцом украшения являются фигуры Вседержителя на куполе, Платитера под аркой святилища.
<nowiki> </nowiki>В общем иконопись храма нарядна и представляет собой много фигур.  
Венцом украшения являются фигуры Вседержителя на куполе, Платитера под  
аркой святилища.


Стенопись собора делится на 4 пояса. В нишах и верхней части стен  
Стенопись собора делится на 4 пояса. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниш фигуры пророков. В нижней части — фигуры святых.
изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниш фигуры пророков. В
<nowiki> </nowiki>нижней части — фигуры святых.


В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении  
В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи. В следующей полосе — пророки. В восточном углу Христос в вере, в западном — Престол уготованный, в южном — Спас Нерукотворный. Под сводами храма изображена Небесная литургия. В нише святилища — Вознесение. Справа и слева восточной стены архангел Гавриил и Благовещение Богородицы.
ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи. В следующей полосе —  
пророки. В восточном углу Христос в вере, в западном — Престол уготованный, в южном — Спас Нерукотворный. Под сводами храма изображена Небесная литургия. В нише святилища — Вознесение. Справа и слева восточной стены архангел Гавриил и Благовещение Богородицы.


В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. Ниже — Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части — явление Христа ученикам, Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части — раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже — Распятие.
В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. Ниже — Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части — явление Христа ученикам, Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части — раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже — Распятие.


В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/ Иоанна Дамаскина], Козьмы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа.
В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/ Иоанна Дамаскина], Космы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа.


В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой.
В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. Ни куполе — Вознесение Святого Креста. На северной стене — Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе — Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил, Феодор Стратилат, Мина, Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский.
<nowiki> </nowiki>Ни куполе — Вознесение Святого Креста. На северной стене — Святые  
Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе — Шествие Пилата,  
Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил, Феодор Стратилат, Мина, Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский.


На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий  
На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был  
Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с
замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых указывает на тесную связь метеорского монастыря и Янины.
<nowiki> </nowiki>Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был  
замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых говорит о противодействии православия исламу, а также на тесную связь метеорского монастыря и Янины.


Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей  
Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».
обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».


Фрески Кателано Собора монастыря Святого Варалама носят признаки перехода от манеры «критской школы»
Фрески Кателано Собора монастыря Святого Варалама носят признаки перехода от манеры «критской школы» к барочного живописи. Все композиции насыщены движением и жизнью. Вторичные их элементы образуют последовательные содержательные уровни. Фигуры Кателано, в отличие от критских, не полны покоя, они динамичны, всё — одежды, позы — подчеркивают пластичность фигур.
<nowiki> </nowiki>к барочного живописи. Все композиции насыщены движением и жизнью.  
Вторичные их элементы образуют последовательные содержательные уровни.  
Фигуры Кателано, в отличие от критских, не полны покоя, они динамичны,  
всё — одежды, позы — подчеркивают пластичность фигур.


На восточной стене собора изображено Второе пришествие, которое поражает стремительным огненным потоком, несущим всех грешников в пасть чудовища-кита.
На восточной стене собора изображено Второе пришествие, которое поражает стремительным огненным потоком, несущим всех грешников в пасть чудовища-кита.
Строка 75: Строка 44:
На западной стене центральной композицией является монах Сисой перед могилой Александра Великого. Перед скелетом великого царя Сисой оплакивает суету земных. Содержание надписи следующее: ''Тело Великого Александра во славе и после долгих лет, но смерть не щадит и великих мира сего.''
На западной стене центральной композицией является монах Сисой перед могилой Александра Великого. Перед скелетом великого царя Сисой оплакивает суету земных. Содержание надписи следующее: ''Тело Великого Александра во славе и после долгих лет, но смерть не щадит и великих мира сего.''


На колоннах изображены святые: Кириак Анахорит, Святой Пимин, Святой  
На колоннах изображены святые: Кириак Анахорит, Святой Пимин, Святой Феофан, Христос «Вдохновитель всех», Иван Каливит, Святой Алексей, Ефросин — повар, Святой Харитон, Святой Макарий Египетский, Святой  
Феофан, Христос «Вдохновитель всех», Иван Каливит, Святой Алексей,  
Варлаам, Святой Онуфрий, Святой Павел Латрин, Святая Варвара, Святой Иоасаф, Феотоки Параклис, Святой Моисей Эфиоп.
Ефросин — повар, Святой Харитон, Святой Макарий Египетский, Святой  
Варлаам, Святой Онуфрий, Святой Павел Латрин, Святая Варвара, Святой  
Иоасаф, Феотоки Параклис, Святой Моисей Эфиоп.


Эти фрески были выполнены братьями Кодар, их характерными чертами  
Эти фрески были выполнены братьями Кодар, их характерными чертами являются ритмичность, жизнь, смелое сопоставление света и тени. В отличие от Кателано живопись Кодар более статична, современный и  
являются ритмичность, жизнь, смелое сопоставление света и тени. В  
отличие от Кателано живопись Кодар более статична, современный и  
доступна.
доступна.


Все три живописца из Фив являются значительными представителями  
Все три живописца из Фив являются значительными представителями «школы Северо-Западной Греции», а настенные фрески храма Всех Святых Собора монастыря Варлаама — наиболее яркими образцами школы.
«школы Северо-Западной Греции», а настенные фрески храма Всех Святых  
Собора монастыря Варлаама — наиболее яркими образцами школы.


=== Больница ===
=== Больница ===
Больница — квадратное здание, построенное в юго-восточной части  
Больница — квадратное здание, построенное в юго-восточной части скалы. Крыша внешне опирается на четыре колонны. Этой системой образуются девять помещений, из которых восемь покрывается  
скалы. Крыша внешне опирается на четыре колонны. Этой системой  
крестообразным сводом и дополняются девятым, которое покрывается куполом, переходящий в камин. Подобный внешний вид имеет и больница Великой Метеоры. С северной стороны больницы пристроено маленькое помещение, часовня Святых Анаргирон, отведенная для больных и стариков.
образуются девять помещений, из которых восемь покрывается  
крестообразным сводом и дополняются девятым, которое покрывается  
куполом, переходящий в камин. Подобный внешний вид имеет и больница Великой Метеоры. С северной стороны больницы пристроено маленькое помещение, часовня Святых Анаргирон, отведенная для больных и стариков.


=== Замок ===
=== Замок ===
Строка 101: Строка 60:


=== Часовня Трех иерархов ===
=== Часовня Трех иерархов ===
Часовня Трех иерархов — Василия Великого, Григория Диолога и [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/ Иоанна Златоуста] —
Часовня Трех иерархов — Василия Великого, Григория Двоеслова и [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/ Иоанна Златоуста] — сегодня не посещается. Для того, чтобы посетить часовню, которую  
<nowiki> </nowiki>сегодня не посещается. Для того, чтобы посетить часовню, которую  
построил Варлаам в юго-восточной части скалы, нужно взять разрешение у монахов. Когда на скале поселились братья Апсары, она была полностью разрушена, они отстроили ее 1518 г.
построил Варлаам в юго-восточной части скалы, нужно взять разрешение у  
монахов. Когда на скале поселились братья Апсары, она была полностью  
разрушена, они отстроили ее 1518 г.


Это храм, состоящий из одного помещения, покрыт деревянной крышей и переходит в полукруглое своды. В 1627 году,
Это храм, состоящий из одного помещения, покрыт деревянной крышей и переходит в полукруглое своды. В 1627 году, спустя сто десять лет после восстановления братьями Апсарами, часовня Трех иерархов была построена заново и украшена настенными фресками в 1637 г.
<nowiki> </nowiki>спустя сто десять лет после восстановления братьями Апсарами, часовня  
Трех иерархов была построена заново и украшена настенными фресками в 1637 г.


В росписи часовни преобладают темы Благословения, Святого Иоанна  
В росписи часовни преобладают темы Благословения, Святого Иоанна Христосома и поклонения Богоматери, Небесная литургия, Помазание, Распятие. Отсутствие купола, где должен быть изображен Вседержитель,  
Христосома и поклонения Богоматери, Небесная литургия, Помазание,  
возмещается 57 фигурами прародителей по верхнему поясу северной, южной и западной стен.
Распятие. Отсутствие купола, где должен быть изображен Вседержитель,  
возмещается 57 фигурами прародителей по верхнему поясу северной, южной и
<nowiki> </nowiki>западной стен.


На северной стене, рядом с создателями Нектарием и Феофаном, что  
На северной стене, рядом с создателями Нектарием и Феофаном, что держат копию часовни в руках, изображен Святой Николай Молодой, замученный в Трикала 1617. С 1617 же года в обители хранится череп святого. Изображение фигуры его появилось здесь через двадцать лет после смерти мученика. Наряду с тем есть несколько и женских фигур — Святая Екатерина, Святая Варвара и Святая Фекла.
держат копию часовни в руках, изображен Святой Николай Молодой,  
замученный в Трикала 1617. С 1617
<nowiki> </nowiki>же года в обители хранится череп святого. Изображение фигуры его  
появилось здесь через двадцать лет после смерти мученика. Наряду с тем  
есть несколько и женских фигур — Святая Екатерина, Святая Варвара и  
Святая Фьокла.


В общем, картина часовни Трех иерархов является примером манеры  
В общем, картина часовни Трех иерархов является примером манеры «критской школы» начального периода, к которой, очевидно, принадлежал главный иконописец часовни — Иоанн.
«критской школы» начального периода, к которой, очевидно, принадлежал  
главный иконописец часовни — Иоанн.


=== Алтарь ===
=== Алтарь ===
Алтарь
Алтарь представляет собой продолговатую здание, которое внешне переходит в трехсторонний купол. Внутри — низкая колоннада, состоящая из пяти столпов, что разделяет помещение на две ниши.
<nowiki> </nowiki>представляет собой продолговатую здание, которое внешне переходит в  
трехсторонний купол. Внутри — низкая колоннада, состоящая из пяти  
столпов, что разделяет помещение на две ниши.


Сегодня алтарь переработан в музей сокровищ монастыря. Там посетитель
Сегодня алтарь переработан в монастырскую ризницу. Там посетитель может увидеть бесценные переносные иконы, из которых наиболее значительной может считаться икона Богоматери с младенцем — работа Эммануила Тзанеса. Выставлены также предметы исключительно искусной работы: вышитые золотом эпитафии, одежды, литургические принадлежности подобное.
<nowiki> </nowiki>может увидеть бесценные переносные иконы, из которых наиболее  
значительной может считаться икона Богоматери с младенцем — работа Эммануила Тзанеса.
<nowiki> </nowiki>Выставлены также предметы исключительно искусной работы: вышитые  
золотом эпитафии, одежды, литургические принадлежности подобное.


== См. также ==
== Святые ==
* Преподобные Нектарий и Феофан Апсары
 
== Святыни ==
* Честные главы ктиторов братьев Феофана и Нектария
* Стопа св. Макрины, сестры св. Василия Великого
* Кисть правой руки св. Нифона, патриарха Царьграда
* Глава Николая новомученика мученика, родом из Мецово
* Глава Иоанна новомученика, родом из Янины
 
В ризнице примечательны следующие предметы:
* Плащаница, шитая шелками и золотом, большого размера в 1609 году.
* Епитрахиль митрополита Митрофана, на котором шелками и золотом вышит акафист Богоматери в 1667 году, другая епитрахиль, вышитая золотом и шёлком в 1179 году.
* Серебряное блюдо, в середине которого на выпуклости, позолоченной и крытой хрусталём, изображена Богородица с Младенцем: дар архиепископа Арсения.
 
== Престольные праздники ==
'''[[Престольный праздник::Собор Всех Святых]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-sobor-vseh-svjatyh первое воскресенье после Дня Святой Троицы]
 
== Паломнику ==
'''Адрес:'''  Μετεώρων, Kalampaka 422 00, Греция
 
'''Проезд:'''
 
* '''Из Афин'''
 
В Каламбаку из столицы страны – города Афины – можно добраться на поезде или автобусе, причем поезда следуют как без пересадок, так и с пересадками в Палеофарсалосе. Дешевле покупать билеты на прямые поезда и сразу в обе стороны. На официальном сайте железных дорог  билеты стоят дешевле, чем в кассах вокзала. Следует также понимать, что в вагоны класса А билеты стоят дороже, чем в вагоны класса В за счет повышенного уровня комфортности.
 
Поезд до Каламбаки из Афин отправляется со станции Ларисса (одноименная станция метро (красная линия) находится прямо у вокзала). Прямой рейс под номером 884 в сторону Метеор и 885 – обратно. Стоимость билетов от 14 евро на человека в 1 сторону.
 
Также до Каламбаки из Афин можно добраться на автобусе. Он отправляется с автовокзала Лиосион (остановка метро Като Патиссия – зеленая линия), от терминала В. Автобус отправляется каждые 2 часа с 7:30 до 15:30 с пересадкой в Трикале. Цены на билеты можно узнать на официальном сайте автобусной ветки КТЕЛ Трикалы. Также как и на поезд, билет в обе стороны стоит дешевле.
 
Если решили взять авто на прокат и ехать самостоятельно, тогда вам следует отправляться в сторону Ламии, затем в Домокос, Кардицу, Трикалу и Каламбаку. Этот путь займет порядка 4 часов. Расстояние от Афин до Каламбаки 350 км. Однако следует помнить, что на всем участке пути указателей очень мало. Если едите в Метеоры впервые, лучше позаботиться о сопровождающем.
Арендовать автомобиль
 
* '''Из Салоник'''
 
До Каламбаки можно доехать и из Салоник – второго по величине города в Греции. Поезда отправляются от единственного в городе ж/д вокзала. Добраться туда из аэропорта «Македония» можно автобусом, следующим по маршруту №78. Прямой поезд №591 отправляется в 16:17 из Салоник и спустя 3 часа прибывает в пункт назначения. Обратный рейс (№590) отправляется в 8:19 из Каламбаки. Так что при таком варианте рассчитывайте провести в Каламбаке 2 ночи. Стоимость переезда начинается от 12 евро. Можно также подобрать вариант с пересадкой в Палеофарсалосе.
 
Из Салоник до монастырей Метеор можно добраться и на автобусе. Ехать также придется через Трикалу. Актуальные цены и расписание автобусов можно узнать на официальном сайте КТЕЛ Трикалы.
 
На арендованном авто ехать придется по платной скоростной трассе Салоники – Афины (Е75). Едите в сторону Катерини (справа), далее вдоль Олимпийской гряды (слева). В районе Ларисы сворачиваете на Трикалу (трасса Е92) и далее на Каламбаку.
 
В Каламбаке следует найти автобусную остановку у фонтана Plateia Dimarhiou. Именно отсюда дважды в день отправляются автобусы до деревушки Кастраки, а далее к стенам монастыря «Великий Метеор». В выходные дни они отправляются в 8:20 и 13:20, в будни – в 9:00 и в 13:30. Тут же у фонтана можно поймать такси, которое отвезет вас к любому из шести монастырей.
 
'''Режим работы:'''
* В летний период с 1 апреля по 31 октября монастырь открыт с 09:00 до 16:00. По пятницам монастырь закрыт.
* В зимний период с 1 ноября по 31 марта монастырь открыт с 09:00 до 15:00. Монастырь закрыт по четвергам и пятницам.
 
'''Телефон:''' [tel:+302432022277 +30 24320 22277]
 
== Фото ==
<gallery>
Монастырь Варлаама 01.jpg
Монастырь Варлаама 02.jpg
Монастырь Варлаама 03.jpg
</gallery>
 
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=kgfa8pNvrl4|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=O2gj1zz_vdc|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=vB2JE3TijmQ|350|left||frame}}
 
== Ссылки ==
* [https://www.visitmeteora.travel/ Visitmeteora]
* [https://life-routes.ru/greece/kak-dobratsya-do-meteor.html "Дороги жизни": путешествия по России и миру. Как добраться до греческих монастырей Метеор? Правила посещения монастырей]
* [https://ontrips.ru/meteory/ ON TRIPS. Всё для поездок и путешествий. Великие Метеоры — чудо природы]
* [https://www.ksenia-travel.com/greece-sacred/holy-monastery-of-varlaam/ Монастырь Варлаама (Всех Святых)]
* [[Монастыри Метеоры]]
* [[Монастыри Метеоры]]

Текущая версия от 15:46, 31 августа 2021

Идёт загрузка карты…
Монастырь Варлаама

Монастырь Варлаама или Всех Святых — один из шести действующих монастырей Метеоры, основан в XVI веке. Греческое название — Μονή Βαρλαάμ.

История основания[править | править код]

Считают, что название монастырь получил от имени монаха Варлаама, первого поселенца, который поднялся на скалу в первой половине XIV века и построил маленький храм, посвященный Трём иерархам. Также известно, что монах Варлаам был современником святого Афанасия Метеорского, который основал монастырь Мегала Метеора.

Однако настоящими основателями монастыря считают братьев Нектария и Феофана Апсара, которые поселились на Метеоре в 1510 году. Апсар — давняя, знаменитая и богатая семья из города Янина. Оба брата стали монахами в последние годы XV века, сначала обосновались на острове Янина и затем в монастыре Дионисиат на Афоне.

На скале Варлаама, где оставались еще руины скита, Нектарий и Феофан при помощи еще двух монахов начали восстановление монастыря. Когда братия увеличилась, они построили Собор Всех Святых (1541).

В 1544 года умер Феофан, Нектарий умирает в 1550 г. Братья погребены под юго-восточным нефом, над своими надгробьями они держат копию храма.

Чрезвычайно ценную работу осуществил монах Христофор, который на протяжении десятков лет в XVIII веке упорядочивал архив монастыря и сделал полное описание письменных реликвий, некоторые из них экспонируются в музее обители.

Монастырские строения[править | править код]

Собор Всех Святых[править | править код]

Известно, что Собор построен очень быстро, потому что в качестве строительного материала монахи использовали туф. Неф крестообразный. В юго-восточной части собора находится могила создателей. Под сводами храма над окном начертана следующая надпись: Нектарий и Феофан — иеромонахи и создатели, с Яннины, Апсара. Год создания — 1542.

Собор расписан настенными фресками высокого мастерства, которые эксперты разделяют на 2 периода. Первый этап датируется 1548 годом, второй — завершение отделки — 1566 г. В общем иконопись храма нарядна и представляет собой много фигур. Венцом украшения являются фигуры Вседержителя на куполе, Платитера под аркой святилища.

Стенопись собора делится на 4 пояса. В нишах и верхней части стен изображены сцены из жизни Иисуса Христа. В центре ниш фигуры пророков. В нижней части — фигуры святых.

В куполе помещено изображение Христа Пантократора в окружении ангельских сил, Богоматери и Иоанна Предтечи. В следующей полосе — пророки. В восточном углу Христос в вере, в западном — Престол уготованный, в южном — Спас Нерукотворный. Под сводами храма изображена Небесная литургия. В нише святилища — Вознесение. Справа и слева восточной стены архангел Гавриил и Благовещение Богородицы.

В южном помещении изображено Сретение, избиение младенцев царём Иродом. Ниже — Тайная вечеря, Молитва в Гефсимании и Предательство Иуды. В нише северной части — явление Христа ученикам, Рождество, Преображение, Христос перед синедрионом. Над сводом ниши западной части — раскаяние и самоубийство Иуды и Пилат даёт Иосифу Аримафейскому разрешение похоронить Христа. Ниже — Распятие.

В следующем поясе Успение Богоматери, внизу стены фигуры Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского и сцены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Отречение Петра, Суд Пилата, Бичевание Христа.

В нише северо-западной угловой части изображены сцены Исцеления слепого и Встреча Христа с самаритянкой. Ни куполе — Вознесение Святого Креста. На северной стене — Святые Константин, Елена и Евстафий. В следующем поясе — Шествие Пилата, Перенос Креста. Нижний пояс укрывают фигуры святых, архангел Михаил, Феодор Стратилат, Мина, Иаков Персянин и Меркурий Кесарийский.

На юго-восточной колонне изображен основатель монастыря Нектарий Апсар, его брат Феофан Апсар показан на северо-западной колонне. Наряду с Феофаном изображена фигура святого Иоанна из Яннины. Этот святой был замучен в Константинополе в 1526 году в возрасте 18 лет. Икона Иоанна в Соборе Всех Святых указывает на тесную связь метеорского монастыря и Янины.

Несмотря на то, что имя иконописца не отмечено в надписи создателей обители, исследователи узнают руку знаменитого живописца XVI века Франко Кателано из города Фивы, основателя так называемой «школы Северо-Западной Греции».

Фрески Кателано Собора монастыря Святого Варалама носят признаки перехода от манеры «критской школы» к барочного живописи. Все композиции насыщены движением и жизнью. Вторичные их элементы образуют последовательные содержательные уровни. Фигуры Кателано, в отличие от критских, не полны покоя, они динамичны, всё — одежды, позы — подчеркивают пластичность фигур.

На восточной стене собора изображено Второе пришествие, которое поражает стремительным огненным потоком, несущим всех грешников в пасть чудовища-кита.

На западной стене центральной композицией является монах Сисой перед могилой Александра Великого. Перед скелетом великого царя Сисой оплакивает суету земных. Содержание надписи следующее: Тело Великого Александра во славе и после долгих лет, но смерть не щадит и великих мира сего.

На колоннах изображены святые: Кириак Анахорит, Святой Пимин, Святой Феофан, Христос «Вдохновитель всех», Иван Каливит, Святой Алексей, Ефросин — повар, Святой Харитон, Святой Макарий Египетский, Святой Варлаам, Святой Онуфрий, Святой Павел Латрин, Святая Варвара, Святой Иоасаф, Феотоки Параклис, Святой Моисей Эфиоп.

Эти фрески были выполнены братьями Кодар, их характерными чертами являются ритмичность, жизнь, смелое сопоставление света и тени. В отличие от Кателано живопись Кодар более статична, современный и доступна.

Все три живописца из Фив являются значительными представителями «школы Северо-Западной Греции», а настенные фрески храма Всех Святых Собора монастыря Варлаама — наиболее яркими образцами школы.

Больница[править | править код]

Больница — квадратное здание, построенное в юго-восточной части скалы. Крыша внешне опирается на четыре колонны. Этой системой образуются девять помещений, из которых восемь покрывается крестообразным сводом и дополняются девятым, которое покрывается куполом, переходящий в камин. Подобный внешний вид имеет и больница Великой Метеоры. С северной стороны больницы пристроено маленькое помещение, часовня Святых Анаргирон, отведенная для больных и стариков.

Замок[править | править код]

Балконный замок монастыря Варлаама имеет высоту 40 м. На нем видна надпись, где отмечаются имена создателей и год создания — 1536 год: Нектарий и Феофан, создатели этого, 1536 год.

Часовня Трех иерархов[править | править код]

Часовня Трех иерархов — Василия Великого, Григория Двоеслова и Иоанна Златоуста — сегодня не посещается. Для того, чтобы посетить часовню, которую построил Варлаам в юго-восточной части скалы, нужно взять разрешение у монахов. Когда на скале поселились братья Апсары, она была полностью разрушена, они отстроили ее 1518 г.

Это храм, состоящий из одного помещения, покрыт деревянной крышей и переходит в полукруглое своды. В 1627 году, спустя сто десять лет после восстановления братьями Апсарами, часовня Трех иерархов была построена заново и украшена настенными фресками в 1637 г.

В росписи часовни преобладают темы Благословения, Святого Иоанна Христосома и поклонения Богоматери, Небесная литургия, Помазание, Распятие. Отсутствие купола, где должен быть изображен Вседержитель, возмещается 57 фигурами прародителей по верхнему поясу северной, южной и западной стен.

На северной стене, рядом с создателями Нектарием и Феофаном, что держат копию часовни в руках, изображен Святой Николай Молодой, замученный в Трикала 1617. С 1617 же года в обители хранится череп святого. Изображение фигуры его появилось здесь через двадцать лет после смерти мученика. Наряду с тем есть несколько и женских фигур — Святая Екатерина, Святая Варвара и Святая Фекла.

В общем, картина часовни Трех иерархов является примером манеры «критской школы» начального периода, к которой, очевидно, принадлежал главный иконописец часовни — Иоанн.

Алтарь[править | править код]

Алтарь представляет собой продолговатую здание, которое внешне переходит в трехсторонний купол. Внутри — низкая колоннада, состоящая из пяти столпов, что разделяет помещение на две ниши.

Сегодня алтарь переработан в монастырскую ризницу. Там посетитель может увидеть бесценные переносные иконы, из которых наиболее значительной может считаться икона Богоматери с младенцем — работа Эммануила Тзанеса. Выставлены также предметы исключительно искусной работы: вышитые золотом эпитафии, одежды, литургические принадлежности подобное.

Святые[править | править код]

  • Преподобные Нектарий и Феофан Апсары

Святыни[править | править код]

  • Честные главы ктиторов братьев Феофана и Нектария
  • Стопа св. Макрины, сестры св. Василия Великого
  • Кисть правой руки св. Нифона, патриарха Царьграда
  • Глава Николая новомученика мученика, родом из Мецово
  • Глава Иоанна новомученика, родом из Янины

В ризнице примечательны следующие предметы:

  • Плащаница, шитая шелками и золотом, большого размера в 1609 году.
  • Епитрахиль митрополита Митрофана, на котором шелками и золотом вышит акафист Богоматери в 1667 году, другая епитрахиль, вышитая золотом и шёлком в 1179 году.
  • Серебряное блюдо, в середине которого на выпуклости, позолоченной и крытой хрусталём, изображена Богородица с Младенцем: дар архиепископа Арсения.

Престольные праздники[править | править код]

Собор Всех Святых - первое воскресенье после Дня Святой Троицы

Паломнику[править | править код]

Адрес: Μετεώρων, Kalampaka 422 00, Греция

Проезд:

  • Из Афин

В Каламбаку из столицы страны – города Афины – можно добраться на поезде или автобусе, причем поезда следуют как без пересадок, так и с пересадками в Палеофарсалосе. Дешевле покупать билеты на прямые поезда и сразу в обе стороны. На официальном сайте железных дорог билеты стоят дешевле, чем в кассах вокзала. Следует также понимать, что в вагоны класса А билеты стоят дороже, чем в вагоны класса В за счет повышенного уровня комфортности.

Поезд до Каламбаки из Афин отправляется со станции Ларисса (одноименная станция метро (красная линия) находится прямо у вокзала). Прямой рейс под номером 884 в сторону Метеор и 885 – обратно. Стоимость билетов от 14 евро на человека в 1 сторону.

Также до Каламбаки из Афин можно добраться на автобусе. Он отправляется с автовокзала Лиосион (остановка метро Като Патиссия – зеленая линия), от терминала В. Автобус отправляется каждые 2 часа с 7:30 до 15:30 с пересадкой в Трикале. Цены на билеты можно узнать на официальном сайте автобусной ветки КТЕЛ Трикалы. Также как и на поезд, билет в обе стороны стоит дешевле.

Если решили взять авто на прокат и ехать самостоятельно, тогда вам следует отправляться в сторону Ламии, затем в Домокос, Кардицу, Трикалу и Каламбаку. Этот путь займет порядка 4 часов. Расстояние от Афин до Каламбаки 350 км. Однако следует помнить, что на всем участке пути указателей очень мало. Если едите в Метеоры впервые, лучше позаботиться о сопровождающем. Арендовать автомобиль

  • Из Салоник

До Каламбаки можно доехать и из Салоник – второго по величине города в Греции. Поезда отправляются от единственного в городе ж/д вокзала. Добраться туда из аэропорта «Македония» можно автобусом, следующим по маршруту №78. Прямой поезд №591 отправляется в 16:17 из Салоник и спустя 3 часа прибывает в пункт назначения. Обратный рейс (№590) отправляется в 8:19 из Каламбаки. Так что при таком варианте рассчитывайте провести в Каламбаке 2 ночи. Стоимость переезда начинается от 12 евро. Можно также подобрать вариант с пересадкой в Палеофарсалосе.

Из Салоник до монастырей Метеор можно добраться и на автобусе. Ехать также придется через Трикалу. Актуальные цены и расписание автобусов можно узнать на официальном сайте КТЕЛ Трикалы.

На арендованном авто ехать придется по платной скоростной трассе Салоники – Афины (Е75). Едите в сторону Катерини (справа), далее вдоль Олимпийской гряды (слева). В районе Ларисы сворачиваете на Трикалу (трасса Е92) и далее на Каламбаку.

В Каламбаке следует найти автобусную остановку у фонтана Plateia Dimarhiou. Именно отсюда дважды в день отправляются автобусы до деревушки Кастраки, а далее к стенам монастыря «Великий Метеор». В выходные дни они отправляются в 8:20 и 13:20, в будни – в 9:00 и в 13:30. Тут же у фонтана можно поймать такси, которое отвезет вас к любому из шести монастырей.

Режим работы:

  • В летний период с 1 апреля по 31 октября монастырь открыт с 09:00 до 16:00. По пятницам монастырь закрыт.
  • В зимний период с 1 ноября по 31 марта монастырь открыт с 09:00 до 15:00. Монастырь закрыт по четвергам и пятницам.

Телефон: +30 24320 22277

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]