Монастырь Эсфигмен (Афон): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «'''Эсфигме́н''' (греч. <span lang="el">Μονή Εσφιγμένου</span>) — один из афонских монастырей, занимаю…»)
 
Нет описания правки
 
(не показаны 32 промежуточные версии 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Эсфигме́н''' (греч. <span lang="el">Μονή Εσφιγμένου</span>) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место. Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках.
{{Местоположение|локация=40.35280337397474,24.137984125425024|вид=Монастырь}}
 
[[Файл:Монастырь Эсфигмен.jpg|мини|350px|справа||alt=Монастырь Эсфигмен (Афон), Монастырь Эсфигмен]]
Кафоликон (современное здание — начало XIX века) освящён во имя Вознесения Господня.
'''Эсфигме́н''' — [[Аннотация::один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место; принадлежит '''неканонической''' старостильной «Истинно-Православной Церкви Греции – Синод Хризостома».]] Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках. Братия считает себя пребывающей в юрисдикции старостильной «Истинно-православной церкви Греции», возглавляемой архиепископом Каллиником (Сарандопулосом).
 
Братия считает себя пребывающей в юрисдикции старостильной «Истинно-православной церкви Греции», возглавляемой архиепископом Каллиником (Сарандопулосом).


== История ==
== История ==
Хотя монастырь был признан и утвержден в своём статусе Кинотом в X веке, он был построен намного раньше — в V веке императором Феодосием II
Хотя монастырь Эсфигмен (греч. Μονή Εσφιγμένου) был признан и утвержден в своём статусе Кинотом в X веке, он был построен намного раньше — в V веке императором Феодосием II при учредительстве его сестры Пульхерии. В нескольких сотнях метров от нынешней обители сохранились руины другого, «старого» Эсфигмену, датируемого археологами IV веком.
<nowiki> </nowiki>при учредительстве его сестры Пульхерии. В нескольких сотнях метров от  
нынешней обители сохранились руины другого, «старого» Эсфигмену,  
датируемого археологами IV веком.


Преподобный Антоний Киево-Печерский
[[https://azbyka.org/days/sv-antonij-pecherskij Преподобный Антоний Киево-Печерский]] принял монашеский постриг и подвизался в монастыре Эсфигмен, откуда принес на Русь традиции монашеского благочестия. Его келья с построенной над ней церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне одной из скал рядом с монастырем.
<nowiki> </nowiki>принял монашеский постриг и подвизался в монастыре Эсфигмен, откуда  
принес на Русь традиции монашеского благочестия. Его келья с построенной
<nowiki> </nowiki>над ней церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне  
одной из скал рядом с монастырем.


В XVI веке обитель два раза была уничтожена пиратами, но вновь восстановлена. В XIV веке настоятелем Эсфигмену был будущий святитель Григорий Палама.
В XVI веке обитель два раза была уничтожена пиратами, но вновь восстановлена. В XIV веке настоятелем Эсфигмену был будущий святитель Григорий Палама. В XIX—XX вв. в обители сильно ощущалось русское присутствие: при поддержке русских Царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и несколько параэкклесий — малых храмов, расположенных внутри каре, окружающего монастырский двор.
<nowiki> </nowiki>В XIX—XX вв. в обители сильно ощущалось русское присутствие: при  
поддержке русских Царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и  
несколько параэкклесий — малых храмов, расположенных внутри каре,  
окружающего монастырский двор.


Во время войны за независимость 1821 года монахи-эсфигмениты  
Во время войны за независимость 1821 года монахи-эсфигмениты отказались выдать предводителя повстанцев Эммануила Паппаса, который укрылся в Эсфигмену, турецкому губернатору Горы Афон, несмотря на все уговоры девятнадцати других монастырей, которые сотрудничали с турецким правителем. В связи с этим с 1821 до 1832 года Эсфигмен не существовал как монастырь из-за того, что оттоманские власти реквизировали здания и использовали их для расквартирования войск во время войны Греции за независимость.
отказались выдать предводителя повстанцев Эммануила Паппаса, который  
укрылся в Эсфигмену, турецкому губернатору Горы Афон, несмотря на все  
уговоры девятнадцати других монастырей, которые сотрудничали с турецким  
правителем. В связи с этим с 1821 до 1832 года Эсфигмен не существовал как монастырь из-за того, что оттоманские власти реквизировали здания и использовали их для расквартирования войск во время войны Греции за независимость.


== Раскол ==
=== Раскол ===  
Первая трещина в отношениях монастыря Эсфигмен и Константинопольского
Первая трещина в отношениях монастыря Эсфигмен и Константинопольского Патриархата возникла в начале 1960-х годов, когда римский еретик встретился с патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) для совместной молитвы. В ответ на это зилоты Эсфигмену в своем Воззвании открыто обвинили Патриархат в связях с ватиканом и экуменизме.
<nowiki> </nowiki>Патриархата возникла в начале 1960-х годов, когда римский еретик  
встретился с патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) для совместной молитвы. В ответ на это зилоты Эсфигмену в своем Воззвании открыто обвинили Патриархат в связях с ватиканом и экуменизме.


13 ноября 1971 года Святое Собрание («Иера Синаксис») горы Афон —
13 ноября 1971 года Святое Собрание («Иера Синаксис») горы Афон — управляющий орган, состоящий из представителей всех монастырей Святой Горы в Карее, постановило: «В вопросе о возобновлении поминовения Вселенского Патриарха каждая обитель, как самоуправляющаяся, должна быть свободной в выборе образа действий, согласно совести».
управляющий орган, состоящий из представителей всех монастырей Святой  
Горы в Карее, — постановило: ''«В
<nowiki> </nowiki>вопросе о возобновлении поминовения Вселенского Патриарха каждая  
обитель, как самоуправляющаяся, должна быть свободной в выборе образа  
действий, согласно совести»''.


С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя Константинопольского Патриарха Димтрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в экуменизме (прежде всего встречах с римскими понтификами) и отсутствии своего представителя в Киноте (правительстве Афона).
С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя Константинопольского Патриарха Димтрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в экуменизме (прежде всего встречах с римскими понтификами) и отсутствии своего представителя в Киноте (правительстве Афона).


11 марта того же года Патриарх Константинопольский Димитрий написал письмо Афонскому Священному Киноту,
11 марта того же года Патриарх Константинопольский Димитрий написал письмо Афонскому Священному Киноту, в котором извещал о наложении прещений на непоминающих его святогорцев. В их число входили архимандрит Афанасий, игумен Эсфигмену, два эпитропа и секретарь монастыря, которые должны были быть немедленно изгнаны со Святой Горы (они поминали старостильного «флоринского» архиепископа Авксентия (Пастраса)); архимандрит Евдоким и игумен Ксенофонт подлежали низложению и изгнанию из своего монастыря, но с дозволением жить в какой-либо другой афонской обители. Игумены двух других братств — архимандриты Дионисий Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в течение двух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени. По получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в Эсфигмену и выставила оцепление снаружи монастыря. Между тем, монахи заперли монастырские врата и вывесили со стены большой черный транспорант с надписью «Православие или смерть». Они предупредили гражданского губернатора Афона, что окажут сопротивление любой попытке войти в монастырь силой. В своей декларации внешнему миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия». К наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него".
<nowiki> </nowiki>в котором извещал о наложении прещений на непоминающих его святогорцев.
<nowiki> </nowiki>В их число входили архимандрит Афанасий, игумен Эсфигмену, два эпитропа
<nowiki> </nowiki>и секретарь монастыря, которые должны были быть немедленно изгнаны со  
Святой Горы (они поминали старостильного «флоринского» архиепископа Авксентия (Пастраса));
<nowiki> </nowiki>архимандрит Евдоким и игумен Ксенофонт подлежали низложению и изгнанию  
из своего монастыря, но с дозволением жить в какой-либо другой афонской  
обители. Игумены двух других братств — архимандриты Дионисий  
Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в  
течение двух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени. По
<nowiki> </nowiki>получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в  
Эсфигмену и выставила оцепление снаружи монастыря. Между тем, монахи  
заперли монастырские врата и вывесили со стены большой черный  
транспорант с надписью «Православие или смерть».
<nowiki> </nowiki>Они предупредили гражданского губернатора Афона, что окажут  
сопротивление любой попытке войти в монастырь силой. В своей декларации  
внешнему миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим  
субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в  
настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия». К
<nowiki> </nowiki>наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него"<sup>[1]</sup>.


Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда  
Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции.
Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда
<nowiki> </nowiki>117 монахов) схизматиками<sup>[2]</sup>,
<nowiki> </nowiki>что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона,  
постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом  
Греции<sup>[3]</sup>.


В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за  
В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем легитимной общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября 2013 года.
которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем легитимной  
общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября  
2013 года<sup>[4]</sup>).


В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь<sup>[5]</sup>. В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю<sup>[6][7]</sup>. Позиция мятежной братии вызывает сочувствие и поддержку в некоторых кругах Русской Церкви<sup>[8]</sup>.
В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь. В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю.


24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря,  
24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6 месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». Периодически, с 2012 года, греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде монастыря.
включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к  
 
году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за
== Святыни ==
<nowiki> </nowiki>отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь,<sup>[9][10]</sup>
В обители хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века.
<nowiki> </nowiki>а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6
<nowiki> </nowiki>месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий  
монастыря».<sup>[11]</sup> Периодически, с 2012 года, греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде монастыря.<sup>[12]</sup>


Библиотека монастыря содержит 372 рукописи (75 на пергаменте) и 8 000 печатных книг.
Библиотека монастыря содержит 372 рукописи (75 на пергаменте) и 8 000 печатных книг.


В обители бережно хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века.
'''[https://mountathos360.com/ru/360/iera-monh-esfigmenou/ Виртуальная экскурсия по монастырю]'''
 
== Паломнику ==
Монастырь Эсфигмен находится на северо-востоке Афона, в его в окрестностях расположены монастыри [[Монастырь Ватопед (Афон)|Ватопед]] и [[Монастырь Хиландар (Афон)|Хиландар]].
 
'''Следует помнить, что монастырь не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Канонически он связан с греческими раскольниками — «старостильниками».'''
 
== Фото ==
<gallery>
Монастырь Эсфигмен (Афон) 1.jpg|Монастырь Эсфигмен, вид от пещеры прп. Антония Печерского
Монастырь Эсфигмен (Афон) 2.jpg|Пирг Эсфигмена
Монастырь Эсфигмен (Афон) 3.jpg|Пещера прп. Антония Печерского
</gallery>
 
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Z_sfzNwmUV8|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=2-pzSsYe6ik|350|left||frame}}
 
== Ссылки ==
* [http://www.ecclesia.gr/greek/news/esfigmenou/moni_deltio.html Разногласия Греческой церкви и Святогорской общины]
* [http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=1521 История монастыря Эсфигмену и его современное положение]
 
{{SEO|на Афон, в монастырь Эсфигмен|Греции}}

Текущая версия от 04:23, 11 августа 2021

Идёт загрузка карты…
Монастырь Эсфигмен (Афон), Монастырь Эсфигмен

Эсфигме́н — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место; принадлежит неканонической старостильной «Истинно-Православной Церкви Греции – Синод Хризостома». Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках. Братия считает себя пребывающей в юрисдикции старостильной «Истинно-православной церкви Греции», возглавляемой архиепископом Каллиником (Сарандопулосом).

История[править | править код]

Хотя монастырь Эсфигмен (греч. Μονή Εσφιγμένου) был признан и утвержден в своём статусе Кинотом в X веке, он был построен намного раньше — в V веке императором Феодосием II при учредительстве его сестры Пульхерии. В нескольких сотнях метров от нынешней обители сохранились руины другого, «старого» Эсфигмену, датируемого археологами IV веком.

[Преподобный Антоний Киево-Печерский] принял монашеский постриг и подвизался в монастыре Эсфигмен, откуда принес на Русь традиции монашеского благочестия. Его келья с построенной над ней церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне одной из скал рядом с монастырем.

В XVI веке обитель два раза была уничтожена пиратами, но вновь восстановлена. В XIV веке настоятелем Эсфигмену был будущий святитель Григорий Палама. В XIX—XX вв. в обители сильно ощущалось русское присутствие: при поддержке русских Царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и несколько параэкклесий — малых храмов, расположенных внутри каре, окружающего монастырский двор.

Во время войны за независимость 1821 года монахи-эсфигмениты отказались выдать предводителя повстанцев Эммануила Паппаса, который укрылся в Эсфигмену, турецкому губернатору Горы Афон, несмотря на все уговоры девятнадцати других монастырей, которые сотрудничали с турецким правителем. В связи с этим с 1821 до 1832 года Эсфигмен не существовал как монастырь из-за того, что оттоманские власти реквизировали здания и использовали их для расквартирования войск во время войны Греции за независимость.

Раскол[править | править код]

Первая трещина в отношениях монастыря Эсфигмен и Константинопольского Патриархата возникла в начале 1960-х годов, когда римский еретик встретился с патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) для совместной молитвы. В ответ на это зилоты Эсфигмену в своем Воззвании открыто обвинили Патриархат в связях с ватиканом и экуменизме.

13 ноября 1971 года Святое Собрание («Иера Синаксис») горы Афон — управляющий орган, состоящий из представителей всех монастырей Святой Горы в Карее, — постановило: «В вопросе о возобновлении поминовения Вселенского Патриарха каждая обитель, как самоуправляющаяся, должна быть свободной в выборе образа действий, согласно совести».

С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя Константинопольского Патриарха Димтрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в экуменизме (прежде всего встречах с римскими понтификами) и отсутствии своего представителя в Киноте (правительстве Афона).

11 марта того же года Патриарх Константинопольский Димитрий написал письмо Афонскому Священному Киноту, в котором извещал о наложении прещений на непоминающих его святогорцев. В их число входили архимандрит Афанасий, игумен Эсфигмену, два эпитропа и секретарь монастыря, которые должны были быть немедленно изгнаны со Святой Горы (они поминали старостильного «флоринского» архиепископа Авксентия (Пастраса)); архимандрит Евдоким и игумен Ксенофонт подлежали низложению и изгнанию из своего монастыря, но с дозволением жить в какой-либо другой афонской обители. Игумены двух других братств — архимандриты Дионисий Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в течение двух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени. По получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в Эсфигмену и выставила оцепление снаружи монастыря. Между тем, монахи заперли монастырские врата и вывесили со стены большой черный транспорант с надписью «Православие или смерть». Они предупредили гражданского губернатора Афона, что окажут сопротивление любой попытке войти в монастырь силой. В своей декларации внешнему миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия». К наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него".

Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции.

В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем легитимной общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября 2013 года.

В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь. В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю.

24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6 месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». Периодически, с 2012 года, греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде монастыря.

Святыни[править | править код]

В обители хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века.

Библиотека монастыря содержит 372 рукописи (75 на пергаменте) и 8 000 печатных книг.

Виртуальная экскурсия по монастырю

Паломнику[править | править код]

Монастырь Эсфигмен находится на северо-востоке Афона, в его в окрестностях расположены монастыри Ватопед и Хиландар.

Следует помнить, что монастырь не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Канонически он связан с греческими раскольниками — «старостильниками».

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]