Монастырь Хиландар (Афон): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «45» на «45»)
Нет описания правки
 
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=40.3400582, 24.120711|вид=Монастырь}}  
{{Местоположение|локация=40.3400582, 24.120711|вид=Монастырь}}  
[[Файл:Монастырь Хиландар.jpg|мини|справа||alt=Монастырь Хиландар (Афон), Монастырь Хиландар]]
[[Файл:Монастырь Хиландар.jpg|мини|350px|справа||alt=Монастырь Хиландар (Афон)]]
[[Аннотация::'''Хиланда́р''' занимает в святогорской иерархии 4-е место; состоит в юрисдикции Константинопольского патриарха, но духовно поддерживается Сербской Православной Церковью, являясь одной из величайших сербских святынь]]. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Престольный праздник: 21 ноября (4 декабря), Введение во храм Пресвятой Богородицы.  
'''Хиланда́р''' [[Аннотация::занимает в святогорской иерархии 4-е место; состоит в юрисдикции Константинопольского патриарха, но духовно поддерживается Сербской Православной Церковью, являясь одной из величайших сербских святынь]]. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова.


== История ==
== История ==
Монастырь Хиландар посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким именем существовала уже в X веке, но со временем пришла в запустение. С этим этапом истории монастыря, связано и его название: первоначально он именовался «обитель Георгия Хиландара» – так звали пустынника подвизавшегося в монастыре в конце X века. От первой обители в Хиландаре сохранился только колодец. В 1198 году указом византийского императора Алексия III Ангела монастырь был передан сербским святым [https://azbyka.org/days/sv-savva-i-serbskij Савве] и его отцу [https://azbyka.org/days/sv-simeon-mirotochivyj-v-miru-stefan-nemanja Стефану Немане] (в иночестве Симеону). Их трудами началось восстановление обители. Попечение о Хиландаре продолжил его второй ктитор – сербский король Стефан Урош Милутин, а после него – царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар (он, между прочим, известен в святогорских преданиях ещё и тем, что поднялся на самую вершину Афона на коне). Став самой значительной славянской обителью на Святой Горе, Хиландар сделался мостом связавшими узами дружбы Сербию и Византию, колыбелью сербской духовности и центром распространения исихастской традиции в славянском мире. Показательно, что с этой обителью были связаны практически все предстоятели Сербской церкви.


Монастырь Хиландар посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким именем существовала уже в X веке, но со временем пришла в запустение. С этим этапом истории монастыря, связано и его название: первоначально он именовался «обитель Георгия Хиландара» – так звали пустынника подвизавшегося в монастыре в конце X века. От первой обители в Хиландаре сохранился только колодец. В 1198 году указом византийского императора Алексия III Ангела монастырь был передан сербским святым Савве и его отцу Стефану Немане (в иночестве Симеону). Их трудами началось восстановление обители. Попечение о Хиландаре продолжил его второй ктитор – сербский король Стефан Урош Милутин, а после него – царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар (он, между прочим, известен в святогорских преданиях ещё и тем, что поднялся на самую вершину Афона на коне). Став самой значительной славянской обителью на Святой Горе, Хиландар сделался мостом связавшими узами дружбы Сербию и Византию, колыбелью сербской духовности и центром распространения исихастской традиции в славянском мире. Показательно, что с этой обителью были связаны практически все предстоятели Сербской церкви.
Покровительствовали монастырю византийские императоры Андроник II и Михаил VII Палеологи и русские цари. Постепенно Хиландар приобрёл многие земли, так что в настоящий момент его владения превосходят по площади даже наделы [[Монастырь Великая Лавра (Афон)|Великой Лавры]].


Покровительствовали монастырю византийские императоры Андроник II и Михаил VII Палеологи и русские цари. Постепенно Хиландар приобрёл многие земли, так что в настоящий момент его владения превосходят по площади даже наделы Великой Лавры.
В XVIII веке в монастыре преобладали иноки из Болгарии. Среди них стоит выделить [https://azbyka.org/days/sv-paisij-hilendarskij-afonskij Паисия Хиландарского] – автора первого текста новейшего периода болгарской письменности – «Истории болгарского народа» (1762).
 
В XVIII веке в монастыре преобладали иноки из Болгарии. Среди них стоит выделить Паисия Хиландарского – автора первого текста новейшего периода болгарской письменности – «Истории болгарского народа» (1762).


Насельники Хиландара поддержали восставших против османского владычества греков, и монастырь был занят и разорён турецкими войсками, причинившими ему значительный ущерб. Также Хиландар серьёзно пострадал от пожаров 1722 и 1891 годов. В 1896 году, спустя несколько лет после второго бедствия, обитель была восстановлена на пожертвования Сербского царя Александра.  
Насельники Хиландара поддержали восставших против османского владычества греков, и монастырь был занят и разорён турецкими войсками, причинившими ему значительный ущерб. Также Хиландар серьёзно пострадал от пожаров 1722 и 1891 годов. В 1896 году, спустя несколько лет после второго бедствия, обитель была восстановлена на пожертвования Сербского царя Александра.  
Строка 22: Строка 21:


Хиландару принадлежит несколько келий в районе афонской столицы Кареи. Среди них стоит выделить «Типикарницу» (в ней хранится чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница»), «Патерицу» (хранится посох Саввы Сербского) и келию Успения Пресвятой Богородицы, более известную как «Моливдоклисья» (она расписана мастерами критской школы в XVI веке).  
Хиландару принадлежит несколько келий в районе афонской столицы Кареи. Среди них стоит выделить «Типикарницу» (в ней хранится чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница»), «Патерицу» (хранится посох Саввы Сербского) и келию Успения Пресвятой Богородицы, более известную как «Моливдоклисья» (она расписана мастерами критской школы в XVI веке).  
'''[https://mountathos360.com/ru/360/iera-monh-xiliandariou/ Совершить виртуальную экскурсию по монастырю]'''
== Святые ==
* [https://azbyka.org/days/sv-simeon-mirotochivyj-v-miru-stefan-nemanja Преподобный Симео́н Мироточивый (в миру Стефа́н Неманя), Хилендарский (Афонский)]
* [https://azbyka.org/days/sv-savva-i-serbskij Святитель Са́вва I, архиепископ Сербский]


== Святыни ==
== Святыни ==
В соборном храме справа от клироса находится посеребрённая гробница, в которой почивало нетленное и мироточивое тело прп. Симеона – основателя монастыря, перенесённое его великим сыном в Сербию для умирения возникшей там смуты. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плоды которой обладают чудесной целебной силой, особенно для бесплодных супругов. В монастыре хранится множество книг с присланными фотографиями новорождённых детей и писем от их благодарных родителей.
'''Чудотворные иконы:'''
* [https://azbyka.org/days/ikona-troeruchica Икона Божией Матери «Троеручица»]
* [https://azbyka.org/days/ikona-popskaja-ierejskaja Икона Божией Матери «Попская»] находится в монастырском соборном храме. С этою иконою совершаются крестные ходы и водосвятия.
* [https://azbyka.org/days/ikona-mlekopitatelnica Икона Божьей Матери «Млекопитательница»] (греч. «Γαλακτοτροφούσα», «Галактотрофуса», Богородица, изображённая кормящей грудью Младенца Иисуса.
* [https://azbyka.org/days/ikona-akafistnaja Икона Божией Матери «Акафистная»] находится в иконостасе соборного храма Введения Богородицы сербского Хиландарского монастыря на Афоне.
* Икона «Вразумившая экклисиарха» (греч. Παναγία ἡ παιδεύσασα τόν ´Εκκλησιάρχη) находиться в соборном храме монастыря.


В Хиландаре пребывает [https://azbyka.org/days/ikona-troeruchica чудотворная икона Божией Матери «Троеручица»]. История этого образа связана с жизнью [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/ прп. Иоанна Дамаскина] – богослова, ревностного борца с иконоборческой ересью, насаждавшейся в VIII веке византийским царём Львом Исавром. Император-еретик оклеветал Святого, служившего при дворе дамасского эмира. Император подделал письмо, в котором христианин Иоанн якобы предлагал императору способ нападения на своего правителя-мусульманина. Эмир приказал отсечь Святому кисть правой руки. Ночью Иоанн приложил отсечённую кисть к руке и, стоя перед иконой Богородицы, просил у Неё исцеления. Совершилось чудо: кисть приросла! В благодарность за исцеление Иоанн заказал серебряную кисть и приложил её к иконе. (Его примеру следуют и поныне благочестивые греки, получившие исцеления молитвами Богородицы или Святых: на многих чудотворных иконах можно видеть привешенные серебряные ручки, ножки, монеты, часы, ордена и т.п.) После этого Иоанн принял монашеский постриг и удалился с этим образом в Лавру прп. Саввы Освященного. Там «Троеручица» пребывала пятьсот лет, пока Лавру не посетил будущий великий сербский святитель Савва, которому она и была передана. Сначала свт. Савва отнёс образ в Сербию, но, когда там возникла смута, икону возложили на осла и пустили его странствовать по воле Царицы Небесной. И осёл пришёл к святогорскому Хиландару.
В соборном храме справа от клироса находится посеребрённая гробница, в которой почивало нетленное и мироточивое тело '''[https://azbyka.org/days/sv-simeon-mirotochivyj-v-miru-stefan-nemanja преподобного Симеона]''' – основателя монастыря, перенесённое его великим [https://azbyka.org/days/sv-savva-i-serbskij сыном] в Сербию для умирения возникшей там смуты. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма '''виноградная лоза''', плоды которой обладают чудесной целебной силой, особенно для бесплодных супругов. В монастыре хранится множество книг с присланными фотографиями новорождённых детей и писем от их благодарных родителей.
 
В Хиландаре пребывает '''[https://azbyka.org/days/ikona-troeruchica чудотворная икона Божией Матери «Троеручица»]'''. История этого образа связана с жизнью '''[https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/ прп. Иоанна Дамаскина]''' – богослова, ревностного борца с иконоборческой ересью, насаждавшейся в VIII веке византийским царём Львом Исавром. Император-еретик оклеветал Святого, служившего при дворе дамасского эмира. Император подделал письмо, в котором христианин Иоанн якобы предлагал императору способ нападения на своего правителя-мусульманина. Эмир приказал отсечь Святому кисть правой руки. Ночью Иоанн приложил отсечённую кисть к руке и, стоя перед иконой Богородицы, просил у Неё исцеления. Совершилось чудо: кисть приросла! В благодарность за исцеление Иоанн заказал серебряную кисть и приложил её к иконе. (Его примеру следуют и поныне благочестивые греки, получившие исцеления молитвами Богородицы или Святых: на многих чудотворных иконах можно видеть привешенные серебряные ручки, ножки, монеты, часы, ордена и т.п.) После этого Иоанн принял монашеский постриг и удалился с этим образом в Лавру прп. Саввы Освященного. Там «Троеручица» пребывала пятьсот лет, пока Лавру не посетил будущий великий сербский святитель Савва, которому она и была передана. Сначала свт. Савва отнёс образ в Сербию, но, когда там возникла смута, икону возложили на осла и пустили его странствовать по воле Царицы Небесной. И осёл пришёл к святогорскому Хиландару.


Поначалу «Троеручица» пребывала в алтаре собора. Но через некоторое время в обители возникли нестроения, связанные с выбором нового игумена: монастырские отцы никак не могли прийти к единому решению. И вот однажды братия увидела, что образ «Троеручицы» перенёсся из алтаря и стоит на игуменском месте. Икону перенесли обратно, а собор тщательно закрыли. Однако, несмотря на это, на следующий день «Троеручица» опять оказалась на месте игумена. Когда это повторилось в третий раз, братия поняла, что Пресвятая Дева желает Сама игуменствовать в их монастыре. С тех пор в Хиландаре не выбирают игумена, а перед всяким важным делом иноки берут благословение у своей Игуменьи – «Троеручицы». Интересно что эта икона двусторонняя: на одной стороне изображена Богородица, на другой Святитель Николай Чудотворец.
Поначалу «Троеручица» пребывала в алтаре собора. Но через некоторое время в обители возникли нестроения, связанные с выбором нового игумена: монастырские отцы никак не могли прийти к единому решению. И вот однажды братия увидела, что образ «Троеручицы» перенёсся из алтаря и стоит на игуменском месте. Икону перенесли обратно, а собор тщательно закрыли. Однако, несмотря на это, на следующий день «Троеручица» опять оказалась на месте игумена. Когда это повторилось в третий раз, братия поняла, что Пресвятая Дева желает Сама игуменствовать в их монастыре. С тех пор в Хиландаре не выбирают игумена, а перед всяким важным делом иноки берут благословение у своей Игуменьи – «Троеручицы». Интересно что эта икона двусторонняя: на одной стороне изображена Богородица, на другой Святитель Николай Чудотворец.
Строка 32: Строка 44:
В обители хранится величайшая святыня – окаменевшая Кровь Спасителя. Также здесь пребывают части Животворящего Креста Господня, Его тернового венца, трости и пелен; часть смирны из даров волхвов. В монастыре также хранятся честная глава пророка Исайи, мощи вмчч. Пантелеимона и Феодора Стратилата, мчч. Евстратия и Марины, [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Bogoslov/ свтт. Григория Богослова], Евтихия и Никифора, патриархов Цареградских, прп. Симеона Столпника, вмч. Артемия и других святых.
В обители хранится величайшая святыня – окаменевшая Кровь Спасителя. Также здесь пребывают части Животворящего Креста Господня, Его тернового венца, трости и пелен; часть смирны из даров волхвов. В монастыре также хранятся честная глава пророка Исайи, мощи вмчч. Пантелеимона и Феодора Стратилата, мчч. Евстратия и Марины, [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Bogoslov/ свтт. Григория Богослова], Евтихия и Никифора, патриархов Цареградских, прп. Симеона Столпника, вмч. Артемия и других святых.


В монастыре хранится [https://azbyka.org/days/ikona-mlekopitatelnica чтимая икона Пресвятой Богородицы "Млекопитательница"].
Монастырь  имеет  одну  из  крупнейших  библиотек славянских  и греческих  рукописей.  В библиотеке    хранятся  около  700  славянских  рукописей,  из  которых  25  написаны  на  пергаменте,  и более  6600  томов  книг.


== Фото* ==
== Престольные праздники ==
<gallery>
* '''[[Престольный праздник::Введение во храм Пресвятой Богородицы]]''' - [http://azbyka.org/days/prazdnik-vvedenie-vhod-vo-hram-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 4 декабря]
* '''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы "Троеручица"]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-troeruchica 25 июля, 11 июля]
* '''[[Престольный праздник:: Савва I Сербский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-savva-i-serbskij 25 января]
* '''[[Престольный праздник:: Симеон Мироточивый (в миру Стефан Неманя), Хилендарский (Афонский), преподобный]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-simeon-mirotochivyj-v-miru-stefan-nemanja 26 февраля]
* '''Крестный ход с иконой Богородицы Троиручицы''' - вторник Светлой Седмицы


Fotor8011.jpg | Хиландар
== Паломнику ==
'''Телефон:''' [tel:302377023797 +30 23770 23797], [tel:+302377023760 +30 23770 23760]


Fotor8012.jpg | Хиландар
'''Проезд:''' Монастырь Хиландар находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Паломники могут добраться до Хиландара а)паромом из поселка Иериссос или из монастыря Эсфигмен, б)паромом из Урануполис или из Дафни до пристани монастыря Хиландар, и затем на монастырской машине бесплатно доставляют всех желающих в монастырь Хиландар, в) пешком от [[Монастырь Эсфигмен (Афон)|монастыря Эсфигмен]] (40 мин ходьбы); от [[Монастырь Зограф (Афон)|монастыря Зограф]] (2ч 30м ходьбы); или от [[Монастырь Ватопед (Афон)|монастыря Ватопед]] (4ч ходьбы).


Fotor8014.jpg | Хиландар
Из Хиландара путь лежит в болгарский [[Монастырь Зограф (Афон)|Зограф]], который отстоит километров на десять. В этот монастырь также можно добраться от его причала на западной стороне, удалённого от обители на четыре километра (как правило, паломников прибывших на корабле, подвозят до монастыря на небольшом автобусе).
 
Fotor8013.jpg | Келья св. Саввы Сербского
 
Fotor8012.jpg | Хиландар


== Фото* ==
<gallery>
Fotor8011.jpg|Хиландар
Fotor8012.jpg|Хиландар
Fotor8014.jpg|Хиландар
Fotor8013.jpg|Келья св. Саввы Сербского
Fotor8012.jpg|Хиландар
</gallery>
</gallery>


Строка 52: Строка 72:


== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=C_8nr_Vxl3I|230|left||frame
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=C_8nr_Vxl3I|350|left||frame}}
}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=JI-syFJOrLI|350|left||frame}}
 
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=9gvEZjiUVVA|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=JI-syFJOrLI|230|left||frame
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Oluz09Yu2iU|350|left||frame}}
}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=kbMulVOQmLA|350|left||frame}}
 
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=9gvEZjiUVVA|230|left||frame
}}
 
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Oluz09Yu2iU|230|left||frame
}}
 
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=kbMulVOQmLA|230|left||frame
}}
 
== Информация для паломника ==
Тел.: [tel:302377023797 (30-23770) 23797], 23760.
 
Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова.
 
Из Хиландара путь лежит в болгарский Зограф, который отстоит километров на десять (ок. 3 часов пути). В этот монастырь также можно добраться от его причала на западной стороне, удалённого от обители на четыре километра (как правило, паломников прибывших на корабле, подвозят до монастыря на небольшом автобусе).


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://www.hilandar.org/ Официальный сайт монастыря]
* [http://www.mountathos.gr/active.aspx?mode=en{cf4d1b6f-9cd3-48a9-83c9-5097706a1a15}View Монастырь Хиландар на официальном сайте монастырей Афона]
* [http://www.mountathos.gr/active.aspx?mode=en{cf4d1b6f-9cd3-48a9-83c9-5097706a1a15}View Монастырь Хиландар на официальном сайте монастырей Афона]
* [http://www.hilandar.org/ Official web page of the monastery]
* [https://mountathos360.com/ru/360/iera-monh-xiliandariou/ MountAthos 360. Виртуальный тур по Афону]
* [http://go-athos.com/Монастыри-Скиты-Келии-Святая-Гора-Афон-Хиландар-5.html Go-athos. Монастырь Хиландар]
* [http://agionoros.ru/docs/35.html Путеводитель по Афону]
* [[Афон]]
 
{{SEO|на Афон, в монастырь Хиландар|Греции}}

Текущая версия от 04:28, 10 августа 2021

Идёт загрузка карты…
Монастырь Хиландар (Афон)

Хиланда́р занимает в святогорской иерархии 4-е место; состоит в юрисдикции Константинопольского патриарха, но духовно поддерживается Сербской Православной Церковью, являясь одной из величайших сербских святынь. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова.

История[править | править код]

Монастырь Хиландар посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким именем существовала уже в X веке, но со временем пришла в запустение. С этим этапом истории монастыря, связано и его название: первоначально он именовался «обитель Георгия Хиландара» – так звали пустынника подвизавшегося в монастыре в конце X века. От первой обители в Хиландаре сохранился только колодец. В 1198 году указом византийского императора Алексия III Ангела монастырь был передан сербским святым Савве и его отцу Стефану Немане (в иночестве Симеону). Их трудами началось восстановление обители. Попечение о Хиландаре продолжил его второй ктитор – сербский король Стефан Урош Милутин, а после него – царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар (он, между прочим, известен в святогорских преданиях ещё и тем, что поднялся на самую вершину Афона на коне). Став самой значительной славянской обителью на Святой Горе, Хиландар сделался мостом связавшими узами дружбы Сербию и Византию, колыбелью сербской духовности и центром распространения исихастской традиции в славянском мире. Показательно, что с этой обителью были связаны практически все предстоятели Сербской церкви.

Покровительствовали монастырю византийские императоры Андроник II и Михаил VII Палеологи и русские цари. Постепенно Хиландар приобрёл многие земли, так что в настоящий момент его владения превосходят по площади даже наделы Великой Лавры.

В XVIII веке в монастыре преобладали иноки из Болгарии. Среди них стоит выделить Паисия Хиландарского – автора первого текста новейшего периода болгарской письменности – «Истории болгарского народа» (1762).

Насельники Хиландара поддержали восставших против османского владычества греков, и монастырь был занят и разорён турецкими войсками, причинившими ему значительный ущерб. Также Хиландар серьёзно пострадал от пожаров 1722 и 1891 годов. В 1896 году, спустя несколько лет после второго бедствия, обитель была восстановлена на пожертвования Сербского царя Александра.

Соборный храм Хиландара был построен в начале XIII века, на месте и с учётом архитектурных особенностей и пропорций кафоликона, существовавшего здесь в X веке, т.е. в начальный период жизни монастыря. Он считается одним из самых красивых афонских соборов и характерным образцом храмовой архитектуры Византии. Первоначальные фрески датировались 1320 годом и принадлежали знаменитому мастеру Георгию Каллиергию из греческой провинции Македония. К сожалению, позднее храм был расписан ещё раз (1803–1804 гг.), и значительная часть древних фресок была утрачена. Деревянный иконостас кафоликона датируется 1774 годом, а некоторые иконы в нём XVI века. За ним сохранился и древний мраморный иконостас. В западной части литийного притвора можно увидеть изображение сербского царя Стефана V Уроша Милутина и его тестя византийского императора Андроника Палеолога. Там же находится хоругвь, привезённая в монастырь Александром I Обреновичем в 1896 году.

Около 1200 года была построена «башня Святого Саввы», которая в последующие годы несколько раз достраивалась. На четвёртом этаже пирга расположена часовня Иоанна Предтечи, расписанная в конце XVII века. Рядом с башней в XIV веке был построен параклис Архангелов. По соседству с фиалом, расписанным в 1847 году, находятся два кипариса, посаженные самим святым Саввой. Они несколько раз становились убежищем не только для многочисленных певчих птиц, но и для монастырских сокровищ. В минуту опасности иноки прятали там самое ценное. Колокольня Хиландара находится в восточном корпусе обители. На её последнем четвёртом этаже располагается параклис св. Иоанна Рыльского, а к югу от него находится монастырская больница и часовня Покрова Божией Матери, построенная в 1740 году на средства архимандрита Герасима.

19 февраля 2004 года в Хиландаре произошёл страшный пожар. За ночь сгорело более двух третей построек, сохранились в основном лишь те, что были заложены ещё самим святителем Саввой. Сгорел и обширный архондарик. Приходящий в Хиландар может приложиться к иконе Божией Матери «Троеручица», может даже попасть и на трапезу, но рассчитывать на ночлег можно не всегда. Работы по восстановлению обители продолжаются: большую помощь Хиландару оказало сербское правительство и многие организации и частные лица из Греции, Сербии и других стран.

В 1979 года в Хиландаре был открыт двухэтажный музей, включающий в себя экспонаты из монастырской ризницы, библиотеки и архива. Одно из главных сокровищ – царские врата, современные основателю монастыря Георгию Хиландару. Широко известна мозаичная икона Одигитрии XII века, большой интерес представляют и другие уникальные сокровища, хранящиеся в музее.

Хиландару принадлежит несколько келий в районе афонской столицы Кареи. Среди них стоит выделить «Типикарницу» (в ней хранится чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница»), «Патерицу» (хранится посох Саввы Сербского) и келию Успения Пресвятой Богородицы, более известную как «Моливдоклисья» (она расписана мастерами критской школы в XVI веке).

Совершить виртуальную экскурсию по монастырю

Святые[править | править код]

Святыни[править | править код]

Чудотворные иконы:

В соборном храме справа от клироса находится посеребрённая гробница, в которой почивало нетленное и мироточивое тело преподобного Симеона – основателя монастыря, перенесённое его великим сыном в Сербию для умирения возникшей там смуты. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плоды которой обладают чудесной целебной силой, особенно для бесплодных супругов. В монастыре хранится множество книг с присланными фотографиями новорождённых детей и писем от их благодарных родителей.

В Хиландаре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». История этого образа связана с жизнью прп. Иоанна Дамаскина – богослова, ревностного борца с иконоборческой ересью, насаждавшейся в VIII веке византийским царём Львом Исавром. Император-еретик оклеветал Святого, служившего при дворе дамасского эмира. Император подделал письмо, в котором христианин Иоанн якобы предлагал императору способ нападения на своего правителя-мусульманина. Эмир приказал отсечь Святому кисть правой руки. Ночью Иоанн приложил отсечённую кисть к руке и, стоя перед иконой Богородицы, просил у Неё исцеления. Совершилось чудо: кисть приросла! В благодарность за исцеление Иоанн заказал серебряную кисть и приложил её к иконе. (Его примеру следуют и поныне благочестивые греки, получившие исцеления молитвами Богородицы или Святых: на многих чудотворных иконах можно видеть привешенные серебряные ручки, ножки, монеты, часы, ордена и т.п.) После этого Иоанн принял монашеский постриг и удалился с этим образом в Лавру прп. Саввы Освященного. Там «Троеручица» пребывала пятьсот лет, пока Лавру не посетил будущий великий сербский святитель Савва, которому она и была передана. Сначала свт. Савва отнёс образ в Сербию, но, когда там возникла смута, икону возложили на осла и пустили его странствовать по воле Царицы Небесной. И осёл пришёл к святогорскому Хиландару.

Поначалу «Троеручица» пребывала в алтаре собора. Но через некоторое время в обители возникли нестроения, связанные с выбором нового игумена: монастырские отцы никак не могли прийти к единому решению. И вот однажды братия увидела, что образ «Троеручицы» перенёсся из алтаря и стоит на игуменском месте. Икону перенесли обратно, а собор тщательно закрыли. Однако, несмотря на это, на следующий день «Троеручица» опять оказалась на месте игумена. Когда это повторилось в третий раз, братия поняла, что Пресвятая Дева желает Сама игуменствовать в их монастыре. С тех пор в Хиландаре не выбирают игумена, а перед всяким важным делом иноки берут благословение у своей Игуменьи – «Троеручицы». Интересно что эта икона двусторонняя: на одной стороне изображена Богородица, на другой Святитель Николай Чудотворец.

В обители хранится величайшая святыня – окаменевшая Кровь Спасителя. Также здесь пребывают части Животворящего Креста Господня, Его тернового венца, трости и пелен; часть смирны из даров волхвов. В монастыре также хранятся честная глава пророка Исайи, мощи вмчч. Пантелеимона и Феодора Стратилата, мчч. Евстратия и Марины, свтт. Григория Богослова, Евтихия и Никифора, патриархов Цареградских, прп. Симеона Столпника, вмч. Артемия и других святых.

Монастырь имеет одну из крупнейших библиотек славянских и греческих рукописей. В библиотеке хранятся около 700 славянских рукописей, из которых 25 написаны на пергаменте, и более 6600 томов книг.

Престольные праздники[править | править код]

Паломнику[править | править код]

Телефон: +30 23770 23797, +30 23770 23760

Проезд: Монастырь Хиландар находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Паломники могут добраться до Хиландара а)паромом из поселка Иериссос или из монастыря Эсфигмен, б)паромом из Урануполис или из Дафни до пристани монастыря Хиландар, и затем на монастырской машине бесплатно доставляют всех желающих в монастырь Хиландар, в) пешком от монастыря Эсфигмен (40 мин ходьбы); от монастыря Зограф (2ч 30м ходьбы); или от монастыря Ватопед (4ч ходьбы).

Из Хиландара путь лежит в болгарский Зограф, который отстоит километров на десять. В этот монастырь также можно добраться от его причала на западной стороне, удалённого от обители на четыре километра (как правило, паломников прибывших на корабле, подвозят до монастыря на небольшом автобусе).

Фото*[править | править код]


(*) автор фото: прот. Константин Пархоменко

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]