Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры: различия между версиями
SergeyU (обсуждение | вклад) (→Видео) |
Elena (обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
||
(не показано 12 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация= | {{Местоположение святыни|локация=56.320287, 38.123220|вид=Приходской храм}} [[Категория:Храмы с гостиницей]] | ||
[[Файл:Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры7.jpg|350px|мини|справа|alt=Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры]] | [[Файл:Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры7.jpg|350px|мини|справа|alt=Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры]] | ||
'''Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры''' с церковью Всех Святых [[Аннотация::по преданию расположено на том месте, куда 17 мая 1746 года во время большого пожара в Лавре и в слободах вынесли для сохранения мощи преподобного Сергия Радонежского.]] Храм Всех Святых в Сергиевом Посаде был построен в 1834 году. В 1928 году у Всехсвятского храма был погребен преподобный Алексий Зосимовский, который вытянул жребий с именем святителя Тихона (Беллавина) во время исторических выборов 5 ноября 1917 года, восстановивших русское патриаршество. | |||
== История == | == История == | ||
Храм сооружался тщанием прихожан трех окрестных церквей: Воскресенской, Ильинской и Рождественской. Особое усердие в строительстве проявил крестьянин Г.А. Ломов. В июле 1840 года к церкви был пристроен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящал его наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный [https://azbyka.ru/days/sv-antonij-medvedev Антоний Радонежский (Медведев)]. | |||
Архитектурный стиль однокупольного здания храма с трапезной и колокольней – ампир. По свидетельству современного историка К.А.Филимонова «наружные фасады церкви были оштукатурены и окрашены масляной краской, металлические кровли церкви были окрашены медянкой в красный цвет, а луковичная глава окрашена голубой масляной краской и украшена двадцатью семью вызолоченными звездами. Такой же вид, вероятно, имела глава, венчавшая колокольню. Третья главка, над алтарем, была полностью вызолочена. Внутри стены церкви были отделаны искусственным мрамором, украшены росписью под мрамор и живописью. Росписи, как можно уверенно предполагать были исполнены в 1870-х годах при ремонте церкви местным иконописцем, бывшим служителем Лавры И.М. Малышевым». | |||
По преданию Всехсвятская церковь стоит на том месте, куда 17 мая 1746 года во время большого пожара в Лавре и в слободах вынесли для сохранения мощи преподобного Сергия Радонежского. Местность к северо-востоку от Лавры в то время была свободна и легко сообщалась с обителью через плотину Конюшенного пруда и Каличьи ворота. Пожар опустошил южную часть и центр Посада вместе с южной половиной монастыря. В память о пожаре 1746 года на одной из стен сооруженной церкви была изображена Лавра в огне | По преданию Всехсвятская церковь стоит на том месте, куда 17 мая 1746 года во время большого пожара в Лавре и в слободах вынесли для сохранения мощи преподобного [https://azbyka.org/days/sv-sergij-radonezhskij Сергия Радонежского]. Местность к северо-востоку от Лавры в то время была свободна и легко сообщалась с обителью через плотину Конюшенного пруда и Каличьи ворота. Пожар опустошил южную часть и центр Посада вместе с южной половиной монастыря. В память о пожаре 1746 года на одной из стен сооруженной церкви была изображена Лавра в огне. | ||
В | В книге историка церкви Е.Е. Голубинского [https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/prepodobnyj-sergij-radonezhskij-i-sozdannaja-im-troitskaja-lavra/ «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра»], изданной им в 1892 году, говорится, что в отличие от других кладбищенских церквей Сергиева Посада, «церковь Кокуевского кладбища имеет собственный причт» (это священники, дьяконы, псаломщики и др.) По Филимонову, причт церкви состоял из двух человек, проживающих в двух церковных домах, на церковной земле, принадлежащей Воскресенской церкви». | ||
В начале ХХ века настоятелем Всехсвятской церкви был выпускник Вифанской семинарии священник Сергей Пикунов, который служил здесь до конца жизни. Доподлинно известно также, что в 1900 году он преподавал Закон Божий в женском двухклассном городском училище. После революции 1917 года начались гонения на веру. Власти закрывали и отбирали у Церкви здания храмов и монастырей. | |||
Троицкие монахи после изгнания из Лавры стали посещать Всехсвятскую церковь. Молился здесь и поселившийся на Штатной последний наместник дореволюционной Лавры преподобномученик [https://azbyka.ru/days/sv-kronid-ljubimov Кронид (Любимов)]. | |||
'''Кукуевское (ранее | На Всехсвятском (Кокуевском) кладбище он часто приходил к могиле последнего старца Смоленской Зосимовой пустыни, иеросхимонаха [https://azbyka.org/days/sv-aleksij-zosimovskij-solovev Алексия Зосимовского]. | ||
В 1930-е годы в скромном кладбищенском храме богослужения совершал архимандрит [https://azbyka.org/days/sv-mavrikij-poletaev Маврикий (Полетаев)], будущий святой преподобномученик. В 1937 году он был расстрелян в Карлаге, в Караганде, за создание группы, которая под его руководством проводила в лагере богослужения. Вместе с ним в один день был казнен староста Всехсвятской церкви В.Е. Кондратьев за то, что он, будучи «правой рукой» архимандрита, раздавал лагерникам рукописи с Евангелия и иконки. | |||
Храм Всех Святых был последним местом служения в Сергиевом Посаде протоиерея Димитрия Баянова. Выходец из дворян, в прошлом оперный певец и церковный композитор, о. Димитрий был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. | |||
Во Всехсвятскую церковь Баянов перешел в 1935 году после захвата обновленцами храма Петра и Павла. И стал последним настоятелем этой церкви. Осенью 1938 года храм на Кукуевском кладбище закрыли. | |||
'''Кукуевское (ранее – Всехсвятское) кладбище''' | |||
Сегодня бывшее Кукуевское, а ранее Всехсвятское кладбище чаще именуют Березовой рощей. Она до сих пор окружена невысоким земляным валом, который хорошо сохранился со стороны Гражданского поселка. По валу растут огромные старые деревья – так прежде был ограничен весь погост. Наверное, Некоторые молодые жители города, гуляя здесь семьями и компаниями, даже и не замечают почти сравнявшихся с землей могильных холмиков. Но нельзя забывать, что это не так уж давнее кладбище, закрытое перед Великой Отечественной войной. По преданию, начало погосту положили далекие события польско-литовского нашествия XVII века. Тогда, после снятия осады монастыря, все окрестности были усеяны трупами, которые необходимо было предать земле. Впоследствии часть останков перенесли на Никольское кладбище. На рубеже XIX-XX веков Кукуевский погост стал почетным местом захоронения горожан. | Сегодня бывшее Кукуевское, а ранее Всехсвятское кладбище чаще именуют Березовой рощей. Она до сих пор окружена невысоким земляным валом, который хорошо сохранился со стороны Гражданского поселка. По валу растут огромные старые деревья – так прежде был ограничен весь погост. Наверное, Некоторые молодые жители города, гуляя здесь семьями и компаниями, даже и не замечают почти сравнявшихся с землей могильных холмиков. Но нельзя забывать, что это не так уж давнее кладбище, закрытое перед Великой Отечественной войной. По преданию, начало погосту положили далекие события польско-литовского нашествия XVII века. Тогда, после снятия осады монастыря, все окрестности были усеяны трупами, которые необходимо было предать земле. Впоследствии часть останков перенесли на Никольское кладбище. На рубеже XIX-XX веков Кукуевский погост стал почетным местом захоронения горожан. | ||
До революции 1917 года кладбище при Всехсвятской церкви делилось на три части. Участок погоста, примыкавший к церкви и составлявший примерно пятую часть от общей территории, предназначался для захоронения монахов и священнослужителей. Он был обнесен кирпичной стеной с 12 башнями (4 больших и 8 малых), увенчанными куполами с флюгерами в виде серафимов. В ограде имелись Святые Врата и над ними – малая башня с киотом, в котором находилась икона Божией Матери. Венчали композицию луковичная главка и крест. К северу от храма располагалось так называемое «мирское кладбище», где хоронили граждан города. Над его входом тоже были свои ворота с надписью: | До революции 1917 года кладбище при Всехсвятской церкви делилось на три части. Участок погоста, примыкавший к церкви и составлявший примерно пятую часть от общей территории, предназначался для захоронения монахов и священнослужителей. Он был обнесен кирпичной стеной с 12 башнями (4 больших и 8 малых), увенчанными куполами с флюгерами в виде серафимов. В ограде имелись Святые Врата и над ними – малая башня с киотом, в котором находилась икона Божией Матери. Венчали композицию луковичная главка и крест. К северу от храма располагалось так называемое «мирское кладбище», где хоронили граждан города. Над его входом тоже были свои ворота с надписью: «Да упокоится всяк, здесь погребенный». В 1871 году Лавра приобрела еще две десятины земли к югу от церкви для захоронения паломников, умиравших в благотворительных заведениях монастыря. Эту часть стали называть «безымянным кладбищем». | ||
Поблизости от храма обычно размещались захоронения самых известных людей. Так, в 1928 году у алтарной стены Всехсвятской церкви погребли старца Смоленской Зосимовой пустыни [https://azbyka.org/days/sv-aleksij-zosimovskij-solovev Алексия Затворник]. Этот знаменитый на всю Россию старец (в миру Федор Алексеевич Соловьев) в 1917 году был избран членом Всероссийского Поместного Собора. И ему было предоставлено почетное право в храме Христа Спасителя вынуть жребий, определивший избрание митрополита Московского [https://azbyka.org/days/sv-tihon-belavin Тихона Беллавина] на Московский Патриарший престол. В последние годы старец проживал в Сергиевом Посаде. Скончался он 19 сентября 1928 года на 83-м году жизни. На похороны пришла масса людей. Гроб несли на руках от дома до [Храм Воскресения Христова с приделом святых апостолов Петра и Павла (Сергиев Посад) храма Петра и Павла], потом из церкви до Кукуевского кладбища. Шел дождь. Промокшие, не евшие весь день люди шли по глубокой грязи за гробом, пели и читали молитвы. 40 священников собрались для отпевания старца – явление необычайное, тем более в те страшные годы. Через несколько лет почти все они были репрессированы, многие расстреляны или погибли в лагерях. В 1953 году останки старца Алексия были перенесены на Старое (Северное) кладбище Сергиева Посада (тогда Загорска), в семейное захоронение Беневоленских. Сделано это было благодаря С.М. Боскину. А в 1994 году произошло второе перезахоронение. Останки старца положили в новый гроб и перевезли в Зосимову пустынь, которая тогда начала возрождаться. | |||
На Всехсвятском кладбище похоронены также: ординарный профессор Московской духовной академии по кафедре Литургики и церковной археологии, член Правления Академии, доктор церковной истории и отец десятерых детей Александр Петрович Голубцов (1840-1911); журналист и поэт, преподаватель русской литературы и собиратель старины, редактор «Русского обозрения» Анатолий Александрович Александров (1861-1930); знаменитый резчик-миниатюрист и его семья Иван Семенович Хрустачев, подаривший царю сделанную им икону «Благословение князя Дмитрия Донского на брань против Мамая преподобным Сергием Радонежским»; художница, дворянка по происхождению Екатерина Федоровна Цветаева; художница, сестра [https://azbyka.org/otechnik/Pavel_Florenskij/ о. Павла Флоренского] Раиса Александровна Флоренская; главный смотритель и один из основателей лесного хозяйства, лесничий Николай Николаевич Колесников, посадивший несколько березовых рощ и кедры в Семхозе на берегу Копаного пруда и много других деревьев. | |||
Официально погост был закрыт в 1935 году «в связи предполагаемым проектом использования Кукуевского кладбища в будущем под организацию парка. Скорее всего осуществлению этого кощунственного плана помешала война. Какое-то время захоронения еще продолжались. Самые последние могилы появились со стороны Гражданского поселка. | |||
== Современное состояние == | |||
В 1997 году перестроенное и сильно искаженное здание было вновь передано Русской православной церкви. В настоящее время оно восстановлено как Покровский храм Всехсвятского подворья '''[[Свято-Троицкая Сергиева лавра|Троице-Сергиевой Лавры]]'''. | |||
С момента возобновления богослужения, над восстановлением храма трудились игумен Давид (Коробейников), архимандрит Герман (Чесноков). | |||
С 2004 года настоятелем храма Указом Патриарха Алексия II, назначен протоиерей Сергий Сухенко. | |||
При Освящении Всехсвятского храма 4 сентября 2011 года, в Святой престол Всехсвятского алтаря, были положены святые мощи священномученика [https://azbyka.ru/days/sv-ioann-pommer Иоанна (Поммер)], архиепископа Рижского и Латвийского. | |||
На Всехсвятском подворье действует гостиница на 40 мест, небольшая библиотека, воскресная школа, трапезная для паломников. | |||
'''[https://www.instagram.com/p/CBtOWYpBPWm/ Посмотреть план подворья]''' | |||
== Святыни == | == Святыни == | ||
* Ковчег со святыми мощами (тридцать частиц) | |||
* Ковчег со святыми мощами (тридцать частиц) | * Икона святителя Нектария Эгинского | ||
* Икона святителя Нектария Эгинского | * Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) | ||
* Икона преподобного Алексия Зосимовского ( | * Икона преподобного [https://azbyka.org/otechnik/Aleksij_Zosimovskij/prepodobnyj-aleksij-starets-smolenskoj-zosimovoj/ Алексия Зосимовского] | ||
* Икона Божией Матери | * Могила преподобного Алексия Зосимовского (†1928 г.) | ||
* Икона Божией Матери «Владимирская» | |||
== [[Престольные праздники]] == | == [[Престольные праздники]] == | ||
* '''[[Престольный праздник::Собор Всех Святых]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-sobor-vseh-svjatyh первое воскресенье после Дня Святой Троицы] | |||
* '''[[Престольный праздник::Покров Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-pokrov-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 14 октября] | |||
'''[[Престольный праздник::Собор Всех Святых]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-sobor-vseh-svjatyh первое воскресенье после Дня Святой Троицы] | |||
'''[[Престольный праздник::Покров Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-pokrov-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 14 октября] | |||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Адрес подворья:''' Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Северный тупик, 12. | '''Адрес подворья:''' Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Северный тупик, 12. | ||
'''Проезд:''' От Уточьей Башни Троице-Сергиевой Лавры | '''Проезд:''' От Уточьей Башни Троице-Сергиевой Лавры вниз по асфальтовой дороге, в овраг, до маленькой речки (метров пятьдесят). Перейдя через речку, повернуть направо и идти вдоль нее, поднимаясь на высокий берег. Идти по улице вдоль берега около 1,5 км до кладбища; церковь находится тут же, чуть левей, и легко заметна. Или на автобусе №10 несколько остановок до пруда на Гражданском Посёлке (пруд находится справа от дороги). Кладбище с храмом Всех Святых находится тут же, за прудом. | ||
'''Телефон:''' [tel: | '''Телефон:''' [tel:+74965405489 +7 496 540 54 89] | ||
== Паломнику == | == Паломнику == | ||
=== Расписание богослужений === | === Расписание богослужений === | ||
'''[http://всехсвятское-подворье.рф/расписание-богослужений/ Актуальное расписание богослужений доступно на сайте подворья]''' | |||
=== Гостиница === | |||
На Всехсвятском подворье есть своя гостиница на 40 мест, также есть трапезная для паломников. | |||
'''Телефон:''' [tel:+79647107846 +7 964 710 78 46] | |||
'''Электронная почта:''' [mailto:vpstsl.site@mail.ru vpstsl.site@mail.ru] | |||
== Фото == | == Фото == | ||
<gallery> | <gallery> | ||
Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры3.jpg | |||
Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры6.jpg | |||
Всеxсвятское_подворье_Троице-Сергиевой_лавры1.jpg | Всеxсвятское_подворье_Троице-Сергиевой_лавры1.jpg | ||
Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры09.jpg | Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры09.jpg | ||
Строка 77: | Строка 92: | ||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=IUNk5ebsbqc|550|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v= | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[http://www.stsl.ru/about_lavra/all/vsesvyatskoe-podvore-troitse-sergievoy-lavry-/ Всеxсвятское подворье] | * [http://www.stsl.ru/about_lavra/all/vsesvyatskoe-podvore-troitse-sergievoy-lavry-/ Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Всеxсвятское подворье] | ||
* [http://всехсвятское-подворье.рф/ Официальный сайт Всехсвятского Подворья] | |||
[https://monasterium.ru/monastyri/monastery/vsexsvyatskoe-podvore/ Всеxсвятское подворье] | * [https://www.instagram.com/vp.stsl/ Официальная страница Всехсвятского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Instagram] | ||
* [https://monasterium.ru/monastyri/monastery/vsexsvyatskoe-podvore/ Монастырский вестник. Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры] | |||
[[Свято-Троицкая Сергиева лавра]] | * [[Свято-Троицкая Сергиева лавра]] | ||
{{SEO|в Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры|Московской области}} | {{SEO|в Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры|Московской области}} |
Текущая версия от 00:10, 29 июля 2021
Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры с церковью Всех Святых по преданию расположено на том месте, куда 17 мая 1746 года во время большого пожара в Лавре и в слободах вынесли для сохранения мощи преподобного Сергия Радонежского. Храм Всех Святых в Сергиевом Посаде был построен в 1834 году. В 1928 году у Всехсвятского храма был погребен преподобный Алексий Зосимовский, который вытянул жребий с именем святителя Тихона (Беллавина) во время исторических выборов 5 ноября 1917 года, восстановивших русское патриаршество.
История[править | править код]
Храм сооружался тщанием прихожан трех окрестных церквей: Воскресенской, Ильинской и Рождественской. Особое усердие в строительстве проявил крестьянин Г.А. Ломов. В июле 1840 года к церкви был пристроен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящал его наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний Радонежский (Медведев).
Архитектурный стиль однокупольного здания храма с трапезной и колокольней – ампир. По свидетельству современного историка К.А.Филимонова «наружные фасады церкви были оштукатурены и окрашены масляной краской, металлические кровли церкви были окрашены медянкой в красный цвет, а луковичная глава окрашена голубой масляной краской и украшена двадцатью семью вызолоченными звездами. Такой же вид, вероятно, имела глава, венчавшая колокольню. Третья главка, над алтарем, была полностью вызолочена. Внутри стены церкви были отделаны искусственным мрамором, украшены росписью под мрамор и живописью. Росписи, как можно уверенно предполагать были исполнены в 1870-х годах при ремонте церкви местным иконописцем, бывшим служителем Лавры И.М. Малышевым».
По преданию Всехсвятская церковь стоит на том месте, куда 17 мая 1746 года во время большого пожара в Лавре и в слободах вынесли для сохранения мощи преподобного Сергия Радонежского. Местность к северо-востоку от Лавры в то время была свободна и легко сообщалась с обителью через плотину Конюшенного пруда и Каличьи ворота. Пожар опустошил южную часть и центр Посада вместе с южной половиной монастыря. В память о пожаре 1746 года на одной из стен сооруженной церкви была изображена Лавра в огне.
В книге историка церкви Е.Е. Голубинского «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра», изданной им в 1892 году, говорится, что в отличие от других кладбищенских церквей Сергиева Посада, «церковь Кокуевского кладбища имеет собственный причт» (это священники, дьяконы, псаломщики и др.) По Филимонову, причт церкви состоял из двух человек, проживающих в двух церковных домах, на церковной земле, принадлежащей Воскресенской церкви».
В начале ХХ века настоятелем Всехсвятской церкви был выпускник Вифанской семинарии священник Сергей Пикунов, который служил здесь до конца жизни. Доподлинно известно также, что в 1900 году он преподавал Закон Божий в женском двухклассном городском училище. После революции 1917 года начались гонения на веру. Власти закрывали и отбирали у Церкви здания храмов и монастырей.
Троицкие монахи после изгнания из Лавры стали посещать Всехсвятскую церковь. Молился здесь и поселившийся на Штатной последний наместник дореволюционной Лавры преподобномученик Кронид (Любимов).
На Всехсвятском (Кокуевском) кладбище он часто приходил к могиле последнего старца Смоленской Зосимовой пустыни, иеросхимонаха Алексия Зосимовского.
В 1930-е годы в скромном кладбищенском храме богослужения совершал архимандрит Маврикий (Полетаев), будущий святой преподобномученик. В 1937 году он был расстрелян в Карлаге, в Караганде, за создание группы, которая под его руководством проводила в лагере богослужения. Вместе с ним в один день был казнен староста Всехсвятской церкви В.Е. Кондратьев за то, что он, будучи «правой рукой» архимандрита, раздавал лагерникам рукописи с Евангелия и иконки.
Храм Всех Святых был последним местом служения в Сергиевом Посаде протоиерея Димитрия Баянова. Выходец из дворян, в прошлом оперный певец и церковный композитор, о. Димитрий был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.
Во Всехсвятскую церковь Баянов перешел в 1935 году после захвата обновленцами храма Петра и Павла. И стал последним настоятелем этой церкви. Осенью 1938 года храм на Кукуевском кладбище закрыли.
Кукуевское (ранее – Всехсвятское) кладбище
Сегодня бывшее Кукуевское, а ранее Всехсвятское кладбище чаще именуют Березовой рощей. Она до сих пор окружена невысоким земляным валом, который хорошо сохранился со стороны Гражданского поселка. По валу растут огромные старые деревья – так прежде был ограничен весь погост. Наверное, Некоторые молодые жители города, гуляя здесь семьями и компаниями, даже и не замечают почти сравнявшихся с землей могильных холмиков. Но нельзя забывать, что это не так уж давнее кладбище, закрытое перед Великой Отечественной войной. По преданию, начало погосту положили далекие события польско-литовского нашествия XVII века. Тогда, после снятия осады монастыря, все окрестности были усеяны трупами, которые необходимо было предать земле. Впоследствии часть останков перенесли на Никольское кладбище. На рубеже XIX-XX веков Кукуевский погост стал почетным местом захоронения горожан.
До революции 1917 года кладбище при Всехсвятской церкви делилось на три части. Участок погоста, примыкавший к церкви и составлявший примерно пятую часть от общей территории, предназначался для захоронения монахов и священнослужителей. Он был обнесен кирпичной стеной с 12 башнями (4 больших и 8 малых), увенчанными куполами с флюгерами в виде серафимов. В ограде имелись Святые Врата и над ними – малая башня с киотом, в котором находилась икона Божией Матери. Венчали композицию луковичная главка и крест. К северу от храма располагалось так называемое «мирское кладбище», где хоронили граждан города. Над его входом тоже были свои ворота с надписью: «Да упокоится всяк, здесь погребенный». В 1871 году Лавра приобрела еще две десятины земли к югу от церкви для захоронения паломников, умиравших в благотворительных заведениях монастыря. Эту часть стали называть «безымянным кладбищем».
Поблизости от храма обычно размещались захоронения самых известных людей. Так, в 1928 году у алтарной стены Всехсвятской церкви погребли старца Смоленской Зосимовой пустыни Алексия Затворник. Этот знаменитый на всю Россию старец (в миру Федор Алексеевич Соловьев) в 1917 году был избран членом Всероссийского Поместного Собора. И ему было предоставлено почетное право в храме Христа Спасителя вынуть жребий, определивший избрание митрополита Московского Тихона Беллавина на Московский Патриарший престол. В последние годы старец проживал в Сергиевом Посаде. Скончался он 19 сентября 1928 года на 83-м году жизни. На похороны пришла масса людей. Гроб несли на руках от дома до [Храм Воскресения Христова с приделом святых апостолов Петра и Павла (Сергиев Посад) храма Петра и Павла], потом из церкви до Кукуевского кладбища. Шел дождь. Промокшие, не евшие весь день люди шли по глубокой грязи за гробом, пели и читали молитвы. 40 священников собрались для отпевания старца – явление необычайное, тем более в те страшные годы. Через несколько лет почти все они были репрессированы, многие расстреляны или погибли в лагерях. В 1953 году останки старца Алексия были перенесены на Старое (Северное) кладбище Сергиева Посада (тогда Загорска), в семейное захоронение Беневоленских. Сделано это было благодаря С.М. Боскину. А в 1994 году произошло второе перезахоронение. Останки старца положили в новый гроб и перевезли в Зосимову пустынь, которая тогда начала возрождаться.
На Всехсвятском кладбище похоронены также: ординарный профессор Московской духовной академии по кафедре Литургики и церковной археологии, член Правления Академии, доктор церковной истории и отец десятерых детей Александр Петрович Голубцов (1840-1911); журналист и поэт, преподаватель русской литературы и собиратель старины, редактор «Русского обозрения» Анатолий Александрович Александров (1861-1930); знаменитый резчик-миниатюрист и его семья Иван Семенович Хрустачев, подаривший царю сделанную им икону «Благословение князя Дмитрия Донского на брань против Мамая преподобным Сергием Радонежским»; художница, дворянка по происхождению Екатерина Федоровна Цветаева; художница, сестра о. Павла Флоренского Раиса Александровна Флоренская; главный смотритель и один из основателей лесного хозяйства, лесничий Николай Николаевич Колесников, посадивший несколько березовых рощ и кедры в Семхозе на берегу Копаного пруда и много других деревьев.
Официально погост был закрыт в 1935 году «в связи предполагаемым проектом использования Кукуевского кладбища в будущем под организацию парка. Скорее всего осуществлению этого кощунственного плана помешала война. Какое-то время захоронения еще продолжались. Самые последние могилы появились со стороны Гражданского поселка.
Современное состояние[править | править код]
В 1997 году перестроенное и сильно искаженное здание было вновь передано Русской православной церкви. В настоящее время оно восстановлено как Покровский храм Всехсвятского подворья Троице-Сергиевой Лавры.
С момента возобновления богослужения, над восстановлением храма трудились игумен Давид (Коробейников), архимандрит Герман (Чесноков).
С 2004 года настоятелем храма Указом Патриарха Алексия II, назначен протоиерей Сергий Сухенко.
При Освящении Всехсвятского храма 4 сентября 2011 года, в Святой престол Всехсвятского алтаря, были положены святые мощи священномученика Иоанна (Поммер), архиепископа Рижского и Латвийского.
На Всехсвятском подворье действует гостиница на 40 мест, небольшая библиотека, воскресная школа, трапезная для паломников.
Святыни[править | править код]
- Ковчег со святыми мощами (тридцать частиц)
- Икона святителя Нектария Эгинского
- Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
- Икона преподобного Алексия Зосимовского
- Могила преподобного Алексия Зосимовского (†1928 г.)
- Икона Божией Матери «Владимирская»
Престольные праздники[править | править код]
- Собор Всех Святых - первое воскресенье после Дня Святой Троицы
- Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
Как добраться[править | править код]
Адрес подворья: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Северный тупик, 12.
Проезд: От Уточьей Башни Троице-Сергиевой Лавры вниз по асфальтовой дороге, в овраг, до маленькой речки (метров пятьдесят). Перейдя через речку, повернуть направо и идти вдоль нее, поднимаясь на высокий берег. Идти по улице вдоль берега около 1,5 км до кладбища; церковь находится тут же, чуть левей, и легко заметна. Или на автобусе №10 несколько остановок до пруда на Гражданском Посёлке (пруд находится справа от дороги). Кладбище с храмом Всех Святых находится тут же, за прудом.
Телефон: +7 496 540 54 89
Паломнику[править | править код]
Расписание богослужений[править | править код]
Актуальное расписание богослужений доступно на сайте подворья
Гостиница[править | править код]
На Всехсвятском подворье есть своя гостиница на 40 мест, также есть трапезная для паломников.
Телефон: +7 964 710 78 46
Электронная почта: vpstsl.site@mail.ru
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Всеxсвятское подворье
- Официальный сайт Всехсвятского Подворья
- Официальная страница Всехсвятского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Instagram
- Монастырский вестник. Всеxсвятское подворье Троице-Сергиевой лавры
- Свято-Троицкая Сергиева лавра