Скит Параклит: различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) (→Фото) |
Elena (обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
||
(не показано 10 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 6: | Строка 6: | ||
В шести километрах к юго-востоку от Троице-Сергиевой лавры, неподалеку от [[Гефсиманский Черниговский скит|Гефсиманского Черниговского скита]], в тишине березовых и хвойных рощ укрылся маленький скит Параклит – подворье [[Свято-Троицкая Сергиева лавра|Троице-Сергиевой лавры]]. Параклит – слово греческое. В переводе означает Дух-Утешитель. Эти земли когда-то принадлежали крестьянам сергиевопосадской слободки Кокуева, но во второй половине XIX века здесь началась совсем другая жизнь. | В шести километрах к юго-востоку от Троице-Сергиевой лавры, неподалеку от [[Гефсиманский Черниговский скит|Гефсиманского Черниговского скита]], в тишине березовых и хвойных рощ укрылся маленький скит Параклит – подворье [[Свято-Троицкая Сергиева лавра|Троице-Сергиевой лавры]]. Параклит – слово греческое. В переводе означает Дух-Утешитель. Эти земли когда-то принадлежали крестьянам сергиевопосадской слободки Кокуева, но во второй половине XIX века здесь началась совсем другая жизнь. | ||
В 1857 году у Государя Александра Николаевича родился сын | В 1857 году у Государя Александра Николаевича родился сын – Великий князь Сергей Александрович. В честь радостного события император подарил Троице-Сергиевой Лавре несколько десятин леса возле Гефсиманского скита. Ближайшие селения отстояли отсюда на два с половиной километра, проезжих дорог не было. Такое место как раз и искали для безмолвного уединения старцы Гефсиманского скита. | ||
Летом 1858 года наместник [[Свято-Троицкая Сергиева лавра|Лавры]] архимандрит [https://azbyka.org/days/sv-antonij-medvedev Антоний (Медведев)] вместе с иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом выбрали в лесу подходящее место, и вскоре здесь появились первые кельи. Когда московский купец Иван Кириллович Королев узнал, что «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом старцы, по колено в грязи или снегу, бредут в Гефсиманский Скит к Литургии», то предложил отцу-наместнику свою помощь в строительстве храма. И 2 июля 1861 года митрополит Московский [https://azbyka.org/days/sv-filaret-moskovskij-drozdov Филарет (Дроздов)] освятил двухэтажную Церковь во имя Святого Духа Параклита с престолом в честь Сошествия Святого Духа в верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи в нижнем этаже. Это была седьмая построенная Королевым церковь. В скиту Иван Кириллович любил проводить Великий и Успенский посты. И здесь вместе с супругой был похоронен. | Летом 1858 года наместник [[Свято-Троицкая Сергиева лавра|Лавры]] архимандрит [https://azbyka.org/days/sv-antonij-medvedev Антоний (Медведев)] вместе с иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом выбрали в лесу подходящее место, и вскоре здесь появились первые кельи. Когда московский купец Иван Кириллович Королев узнал, что «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом старцы, по колено в грязи или снегу, бредут в Гефсиманский Скит к Литургии», то предложил отцу-наместнику свою помощь в строительстве храма. И 2 июля 1861 года митрополит Московский [https://azbyka.org/days/sv-filaret-moskovskij-drozdov Филарет (Дроздов)] освятил двухэтажную Церковь во имя Святого Духа Параклита с престолом в честь Сошествия Святого Духа в верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи в нижнем этаже. Это была седьмая построенная Королевым церковь. В скиту Иван Кириллович любил проводить Великий и Успенский посты. И здесь вместе с супругой был похоронен. | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
В конце XIX века в скиту подвизались 12 монахов и столько же послушников – по числу Апостолов. В это время здесь появились новые деревянные постройки, были заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и жилые корпуса. Все выглядело аскетично и скромно. Таким скит и застал священник Федор Соловьев, в будущем известный старец [https://azbyka.org/otechnik/Aleksij_Zosimovskij/ Алексий Зосимовский]. Овдовев, он решил стать монахом в монастыре со строгим уставом и для этого в июне 1897 года в сопровождении племянника отправился в скит Параклит. | В конце XIX века в скиту подвизались 12 монахов и столько же послушников – по числу Апостолов. В это время здесь появились новые деревянные постройки, были заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и жилые корпуса. Все выглядело аскетично и скромно. Таким скит и застал священник Федор Соловьев, в будущем известный старец [https://azbyka.org/otechnik/Aleksij_Zosimovskij/ Алексий Зосимовский]. Овдовев, он решил стать монахом в монастыре со строгим уставом и для этого в июне 1897 года в сопровождении племянника отправился в скит Параклит. | ||
«Я мечтал о Параклите, – писал он. | «Я мечтал о Параклите, – писал он. – Это пустынька в лесах за Троицей, недалеко от Черниговской; устав там строгий, подвижнический, женщин в обитель не пускают… День был жаркий, солнечный, мы ехали, все углубляясь в лес. И чем дальше мы ехали, тем глуше становилось, и такая благодать. Кругом все лес, всюду цветы, земляникой в воздухе пахнет; солнце светит сквозь чащу ветвей, птички поют, а кроме их голосов, кругом полная тишина, сердцу так легко, так хорошо от тишины. “Вот – говорю я племяннику, – где может быть настоящее житие монашеское”. Вскоре увидели деревянные домики и церковь, обнесенные деревянным забором. Входим в пустынь. Кругом ни души, будто никто здесь и не живет, обошли мы все строения – никого. Наконец, натолкнулись на монаха, шедшего в обитель с косой на плече, видимо, с работы. Мы к нему: “Где братия?” – спрашиваем, – “На работе, на лугу сено косят”. – “Можно церковь посмотреть?” – объясняем, кто мы такие. – “Можно, – говорит, – сейчас будет вечерня, я сам иду к вечерне, я ведь пономарь”, – а сам с трудом переступает от усталости. Отпер он церковь, очень она мне понравилась. “Вот, подумал я, – где молиться хорошо!” Стали мы сбоку, ждем начало службы. Видим: входит старый инок, такой смиренный и скромный, становится в стороне, в углу, вместе с братией, – это, оказалось, сам игумен; и старец там был, тоже замечательной жизни, подвижник, и тоже стал смиренно позади всех. И братья все, хотя, видимо, усталые, только с послушания пришли, а стоят с полным вниманием и благоговением. Служба идет так чинно, и чтение уставное – громкое, явственное, и пение стройное, неспешное – очень все это мне по душе было…» | ||
В 1920-х годах в скиту побывал юный князь Сергей Михайлович Голицын. «Троице-Сергиевская лавра была закрыта, но скиты | В 1920-х годах в скиту побывал юный князь Сергей Михайлович Голицын. «Троице-Сергиевская лавра была закрыта, но скиты Гефсиманский – вблизи Глинкова, и Параклит – подальше еще существовали, – вспоминал он. – В лесу или по дороге в Сергиев Посад можно было встретить монаха в скуфейке, в запыленных стоптанных сапогах, который шел, наклонив голову, шепча молитвы. На фоне елового леса, придорожных цветов он казался словно спустившимся с картин Нестерова или с этюдов Корина…» | ||
В 1919 году многие лаврские монахи перебрались в скит Параклит. На тот момент он был самостоятельным и официально числился трудовой артелью. В 1927 году здесь принял постриг будущий Патриарх Пимен (Извеков). И вскоре после этого скит закрыли. До середины 1960-х годов в верхнем храме располагался сельский клуб со сценой в алтаре, а в нижнем | В 1919 году многие лаврские монахи перебрались в скит Параклит. На тот момент он был самостоятельным и официально числился трудовой артелью. В 1927 году здесь принял постриг будущий Патриарх Пимен (Извеков). И вскоре после этого скит закрыли. До середины 1960-х годов в верхнем храме располагался сельский клуб со сценой в алтаре, а в нижнем – овощехранилище. | ||
В 1992 году пустынь вновь была возвращена Церкви. | В 1992 году пустынь вновь была возвращена Церкви. | ||
Строка 37: | Строка 37: | ||
'''[http://paraklitova-pustyn.ru/контакты/ Подробнее см. на сайте скита]''' | '''[http://paraklitova-pustyn.ru/контакты/ Подробнее см. на сайте скита]''' | ||
Посещение скита возможно и с паломнической экскурсией. | |||
'''Электронная почта:''' [mailto:paraklitova.pustyn@gmail.com paraklitova.pustyn@gmail.com] | '''Электронная почта:''' [mailto:paraklitova.pustyn@gmail.com paraklitova.pustyn@gmail.com] | ||
Строка 53: | Строка 53: | ||
Скит_Параклит3.jpg | Скит_Параклит3.jpg | ||
Скит_Параклит6.jpg | Скит_Параклит6.jpg | ||
</gallery> | </gallery> | ||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v= | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=PK3Yp8snuxg|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=pMymTTfinH0| | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=pMymTTfinH0|350|left||frame}} | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http://paraklitova-pustyn.ru/ Официальный сайт Параклитовой Пустыни | * [http://paraklitova-pustyn.ru/ Официальный сайт Параклитовой Пустыни – подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры] | ||
* [http://www.stsl.ru/about_lavra/all/skit-paraklit/ Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Скит Параклит] | * [http://www.stsl.ru/about_lavra/all/skit-paraklit/ Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Скит Параклит] | ||
* [ | * [[Свято-Троицкая Сергиева лавра]] | ||
{{SEO|в скит Параклит|Московской области}} | {{SEO|в скит Параклит|Московской области}} |
Текущая версия от 00:04, 29 июля 2021
Пу́стынь Свято́го Пара́клита (Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя (Параклита), Параклитова пустынь) — мужской скит Троице-Сергиевой лавры. Располагается в деревне Смена близ Сергиева Посада, в 6 км от Лавры.
История[править | править код]
В шести километрах к юго-востоку от Троице-Сергиевой лавры, неподалеку от Гефсиманского Черниговского скита, в тишине березовых и хвойных рощ укрылся маленький скит Параклит – подворье Троице-Сергиевой лавры. Параклит – слово греческое. В переводе означает Дух-Утешитель. Эти земли когда-то принадлежали крестьянам сергиевопосадской слободки Кокуева, но во второй половине XIX века здесь началась совсем другая жизнь.
В 1857 году у Государя Александра Николаевича родился сын – Великий князь Сергей Александрович. В честь радостного события император подарил Троице-Сергиевой Лавре несколько десятин леса возле Гефсиманского скита. Ближайшие селения отстояли отсюда на два с половиной километра, проезжих дорог не было. Такое место как раз и искали для безмолвного уединения старцы Гефсиманского скита.
Летом 1858 года наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) вместе с иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом выбрали в лесу подходящее место, и вскоре здесь появились первые кельи. Когда московский купец Иван Кириллович Королев узнал, что «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом старцы, по колено в грязи или снегу, бредут в Гефсиманский Скит к Литургии», то предложил отцу-наместнику свою помощь в строительстве храма. И 2 июля 1861 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил двухэтажную Церковь во имя Святого Духа Параклита с престолом в честь Сошествия Святого Духа в верхнем этаже и с престолом в память обретения главы Иоанна Предтечи в нижнем этаже. Это была седьмая построенная Королевым церковь. В скиту Иван Кириллович любил проводить Великий и Успенский посты. И здесь вместе с супругой был похоронен.
В конце XIX века в скиту подвизались 12 монахов и столько же послушников – по числу Апостолов. В это время здесь появились новые деревянные постройки, были заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и жилые корпуса. Все выглядело аскетично и скромно. Таким скит и застал священник Федор Соловьев, в будущем известный старец Алексий Зосимовский. Овдовев, он решил стать монахом в монастыре со строгим уставом и для этого в июне 1897 года в сопровождении племянника отправился в скит Параклит.
«Я мечтал о Параклите, – писал он. – Это пустынька в лесах за Троицей, недалеко от Черниговской; устав там строгий, подвижнический, женщин в обитель не пускают… День был жаркий, солнечный, мы ехали, все углубляясь в лес. И чем дальше мы ехали, тем глуше становилось, и такая благодать. Кругом все лес, всюду цветы, земляникой в воздухе пахнет; солнце светит сквозь чащу ветвей, птички поют, а кроме их голосов, кругом полная тишина, сердцу так легко, так хорошо от тишины. “Вот – говорю я племяннику, – где может быть настоящее житие монашеское”. Вскоре увидели деревянные домики и церковь, обнесенные деревянным забором. Входим в пустынь. Кругом ни души, будто никто здесь и не живет, обошли мы все строения – никого. Наконец, натолкнулись на монаха, шедшего в обитель с косой на плече, видимо, с работы. Мы к нему: “Где братия?” – спрашиваем, – “На работе, на лугу сено косят”. – “Можно церковь посмотреть?” – объясняем, кто мы такие. – “Можно, – говорит, – сейчас будет вечерня, я сам иду к вечерне, я ведь пономарь”, – а сам с трудом переступает от усталости. Отпер он церковь, очень она мне понравилась. “Вот, подумал я, – где молиться хорошо!” Стали мы сбоку, ждем начало службы. Видим: входит старый инок, такой смиренный и скромный, становится в стороне, в углу, вместе с братией, – это, оказалось, сам игумен; и старец там был, тоже замечательной жизни, подвижник, и тоже стал смиренно позади всех. И братья все, хотя, видимо, усталые, только с послушания пришли, а стоят с полным вниманием и благоговением. Служба идет так чинно, и чтение уставное – громкое, явственное, и пение стройное, неспешное – очень все это мне по душе было…»
В 1920-х годах в скиту побывал юный князь Сергей Михайлович Голицын. «Троице-Сергиевская лавра была закрыта, но скиты Гефсиманский – вблизи Глинкова, и Параклит – подальше еще существовали, – вспоминал он. – В лесу или по дороге в Сергиев Посад можно было встретить монаха в скуфейке, в запыленных стоптанных сапогах, который шел, наклонив голову, шепча молитвы. На фоне елового леса, придорожных цветов он казался словно спустившимся с картин Нестерова или с этюдов Корина…»
В 1919 году многие лаврские монахи перебрались в скит Параклит. На тот момент он был самостоятельным и официально числился трудовой артелью. В 1927 году здесь принял постриг будущий Патриарх Пимен (Извеков). И вскоре после этого скит закрыли. До середины 1960-х годов в верхнем храме располагался сельский клуб со сценой в алтаре, а в нижнем – овощехранилище.
В 1992 году пустынь вновь была возвращена Церкви.
Современное состояние[править | править код]
За последние сто лет обстановка здесь совсем не изменилась: все тот же лес, огород, сенокосы и молитвенная тишина. Внутри храма сохранилась дореволюционная лепная отделка и старинный пол из каменных плит.
Престольные праздники[править | править код]
День Святого Духа - Cледующий за Пятидесятницей понедельник
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, 141312, Московская обл., г. Сергиев Посад, пос. Смена
Проезд:
- Общественным транспортом. Пустынь в честь Святого Духа Параклита расположена в 6 км от Троице-Сергиевой Лавры и в 4 км от Гефсиманского скита. Добраться сюда можно от городского автовокзала, доехав на 38-м автобусе до поворота, не заезжая в поселок Смена. Затем пройти пешком по дороге между гаражами и далее не более километра.
- На машине. Если добираться на машине до Параклитовой пустыни из Москвы или из Сергиева Посада, необходимо развернуться на Ярославском шоссе. Затем повернуть у заправки и далее двигаться как показано на карте.
Посещение скита возможно и с паломнической экскурсией.
Электронная почта: paraklitova.pustyn@gmail.com
Паломнику[править | править код]
В Параклитовой пустыни ежедневно совершается Божественная Литургия.
Актуальное расписание богослужений доступно на официальном сайте скита.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт Параклитовой Пустыни – подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
- Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Скит Параклит
- Свято-Троицкая Сергиева лавра