Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Липлян): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показаны 42 промежуточные версии этого же участника)
Строка 6: Строка 6:


== История ==
== История ==
[[Файл:Церковь_Введения_во_храм_Пресвятой_Богородицы_(Липлян)_2.jpg|мини|слева|Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Липляне]]
В шестнадцати километрах южнее Приштины находится небольшой город Липлян. В нём на протяжении веков жили вместе и сербы, и албанцы. После Косовской войны 1999 г. сербов там осталось не более полутысячи, в основном это пожилые люди. Сербская молодежь стремиться покинуть ставшее для них неродным Косово.
В шестнадцати километрах южнее Приштины находится небольшой город Липлян. В нём на протяжении веков жили вместе и сербы, и албанцы. После Косовской войны 1999 г. сербов там осталось не более полутысячи, в основном это пожилые люди. Сербская молодежь стремиться покинуть ставшее для них неродным Косово.


На одной из липлянских улиц стоит православная церковь. Это древняя средневековая церковь в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она, вероятно, была построена в 20-х или 30-х годах XIV века на фундаменте более старой церкви. В дарственной грамоте царя Душана от 1336 г. эта церковь значится метохом Спасского пирга Хиландарского монастыря. Оригинальная роспись церкви относится к середине XIV века, а ее ктитором был неизвестный дворянин, чей портрет был написан в нефе Введенской церкви.
На одной из липлянских улиц стоит православная церковь. Это древняя средневековая церковь в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она, вероятно, была построена в 20-х или 30-х годах XIV века на фундаменте более старой церкви. В дарственной грамоте царя Душана от 1336 г. эта церковь значится метохом Спасского пирга Хиландарского монастыря. Оригинальная роспись церкви относится к середине XIV века, а ее ктитором был неизвестный дворянин, чей портрет был написан в нефе Введенской церкви. При возведении церкви использовалось чередование камня и кирпича. Фасад украшают орнамент и глухие аркады. Церковь представляет собой однонефное здание, внутреннее пространство которого разделено на три травеи и включает алтарь, неф и нартекс.
 
[[Файл:Церковь_Введения_во_храм_Пресвятой_Богородицы_(Липлян)_3.jpg|мини|слева|alt=Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Липляне]]
 
Церковь представляет собой однонефное здание, внутреннее пространство которого разделено на три травеи и включает алтарь, неф и нартекс.
 
При возведении церкви использовалось чередование камня и кирпича. Фасад украшают орнамент и глухие аркады.


Первоначальные фрески XIV века исключительной красоты и художественной ценности были уничтожены в огне, и до наших дней сохранилось лишь несколько из них. В нижней зоне алтарного пространства церкви сохранились фигуры святителей из композиции «Служба святых отцов». В апсиде – изображения свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста (написаны в XVI веке), на восточной стене алтаря находятся изображения свт. Амфилохия, свт. Григория Богослова и свт. Кирилла Александрийского. На южной стене ‒ св. Власий и фигура неизвестного архиепископа, а на востоке алтарной преграды, скорее всего, представлено изображение свт. Саввы Сербского. В нижней части северной стены сохранилась только фреска св. Спиридона Тримифунтского.
Первоначальные фрески XIV века исключительной красоты и художественной ценности были уничтожены в огне, и до наших дней сохранилось лишь несколько из них. В нижней зоне алтарного пространства церкви сохранились фигуры святителей из композиции «Служба святых отцов». В апсиде – изображения свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста (написаны в XVI веке), на восточной стене алтаря находятся изображения свт. Амфилохия, свт. Григория Богослова и свт. Кирилла Александрийского. На южной стене ‒ св. Власий и фигура неизвестного архиепископа, а на востоке алтарной преграды, скорее всего, представлено изображение свт. Саввы Сербского. В нижней части северной стены сохранилась только фреска св. Спиридона Тримифунтского.
Строка 24: Строка 17:


Во второй половине XVI века была отремонтирована верхняя часть церкви, а в период между 1590 и 1621 годами еще некоторые из частей были заново расписаны.
Во второй половине XVI века была отремонтирована верхняя часть церкви, а в период между 1590 и 1621 годами еще некоторые из частей были заново расписаны.
[[Файл:Церковь_Введения_во_храм_Пресвятой_Богородицы_(Липлян)_4.jpg|мини|справа|alt=Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Липляне]]
[[Файл:Церковь_Введения_во_храм_Пресвятой_Богородицы_(Липлян)_5.jpg|мини|справа|alt=Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Липляне]]
На каменном иконостасе изображена Богоматерь со Христом и два святых столпника, во второй зоне ‒ Деисус с апостолами, в третьей ‒ Распятие и Оплакивание Иисуса Христа, в четвертой зоне ‒ Исцеления слепого и расслабленного, а вверху иконостаса ‒ фрагменты композиция Сошествия Святого Духа на апостолов. Двери алтарной преграды расписаны изображениями святых в полный рост.


Верхняя зона '''[https://www.blagofund.org/Archives/Lipljan/sr/Pictures/Interior/Narthex/ нартекса]''' почти полностью расписана сценами из цикла «Страшного суда», фрески покрывают также и колонны, отделяющие нартекс от нефа. В первой зоне на этих колоннах написаны фигуры Богородицы с Христом, Иисуса Христа, архангелов Михаила и Гавриила, во второй зоне ‒ св. Феофана и Иосифа Песнописцев, а в третьей зоне юго-западной колонны находится фреска «Исцеление Стефана Дечанского».
На каменном иконостасе изображена Богоматерь со Христом и два святых столпника, во второй зоне ‒ Деисус с апостолами, в третьей ‒ «Распятие» и «Оплакивание» Иисуса Христа, в четвертой зоне ‒ Исцеления слепого и расслабленного, а вверху иконостаса ‒ фрагменты композиции «Сошествия Святого Духа на апостолов». Двери алтарной преграды расписаны изображениями святых в полный рост.
 
Верхняя зона '''[https://www.blagofund.org/Archives/Lipljan/sr/Pictures/Interior/Narthex/ нартекса]''' почти полностью расписана сценами из цикла «Страшного суда», фрески покрывают также и колонны, отделяющие нартекс от нефа. В первой зоне на этих колоннах написаны фигуры Богородицы со Христом, Иисуса Христа, Архангелов Михаила и Гавриила, во второй зоне ‒ св. Феофана и Иосифа Песнописцев, а в третьей зоне юго-западной колонны находится фреска «Исцеление Стефана Дечанского».


Работы по консервации архитектуры и фресок церкви проводились в 1955-1958 годах.
Работы по консервации архитектуры и фресок церкви проводились в 1955-1958 годах.
В 1934 году рядом с Введенской церковью был построен новый храм в честь святых мучеников Флора и Лавра по проекту архитектора Александра Дерока. Он расположен в непосредственной близости от старой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая, как предполагается, изначально была посвящена святым мученикам Флору и Лавру и являлась резиденцией Липлянского епископата в XI-XIV вв. Новая церковь была повреждена во время мартовского погрома в 2004 г. и восстановлена в 2006 г.


'''Совершить [https://www.blagofund.org/Archives/Lipljan/sr/VR/ виртуальную экскурсию] по храму и посмотреть [https://www.blagofund.org/Archives/Lipljan/sr/Pictures/Exterior/ фотографии церкви]'''.
'''Совершить [https://www.blagofund.org/Archives/Lipljan/sr/VR/ виртуальную экскурсию] по храму и посмотреть [https://www.blagofund.org/Archives/Lipljan/sr/Pictures/Exterior/ фотографии церкви]'''.
=== Новый храм ===
[[Файл:Церковь_Введения_во_храм_Пресвятой_Богородицы_(Липлян)_2.jpg|мини|слева|alt=Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Липляне]]
В 1934 году рядом с Введенской церковью был построен новый храм в честь святых мучеников Флора и Лавра по проекту архитектора Александра Дерока. Он расположен в непосредственной близости от старой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая, как предполагается, изначально была посвящена святым мученикам Флору и Лавру и являлась резиденцией Липлянского епископата в XI-XIV вв.
Новая церковь была повреждена во время мартовского погрома в 2004 г. и восстановлена в 2006 г.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Строка 51: Строка 39:
'''Адрес:''' Shen Flori, Lipjan, Косово
'''Адрес:''' Shen Flori, Lipjan, Косово


'''Проезд:''' Липлян находится в 16 км к югу от Пришиты.
'''Проезд:''' Липлян находится в 16 км к югу от Приштины.
 
== Фото ==
<gallery>
Церковь_Введения_во_храм_Пресвятой_Богородицы_(Липлян)_2.jpg|Средневековая Введенская церковь в Липляне
Церковь_Введения_во_храм_Пресвятой_Богородицы_(Липлян)_5.jpg|Интерьер церкви
Церковь_Введения_во_храм_Пресвятой_Богородицы_(Липлян)_3.jpg|Фрески
Церковь_Введения_во_храм_Пресвятой_Богородицы_(Липлян)_4.jpg|«Исцеление Стефана Дечанского», XIV в.
Церковь_Введения_во_храм_Пресвятой_Богородицы_(Липлян)_6.jpg|Новый храм св.мчч. Флора и Лавра, XX в.
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==

Текущая версия от 04:29, 9 апреля 2021

Идёт загрузка карты…
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Липляне

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (серб. Црква Богородичиног Ваведења у Липљану) находится в населенном пункте Липлян в Косово и Метохии, недалеко от Приштины, и принадлежит Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви.

История[править | править код]

В шестнадцати километрах южнее Приштины находится небольшой город Липлян. В нём на протяжении веков жили вместе и сербы, и албанцы. После Косовской войны 1999 г. сербов там осталось не более полутысячи, в основном это пожилые люди. Сербская молодежь стремиться покинуть ставшее для них неродным Косово.

На одной из липлянских улиц стоит православная церковь. Это древняя средневековая церковь в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она, вероятно, была построена в 20-х или 30-х годах XIV века на фундаменте более старой церкви. В дарственной грамоте царя Душана от 1336 г. эта церковь значится метохом Спасского пирга Хиландарского монастыря. Оригинальная роспись церкви относится к середине XIV века, а ее ктитором был неизвестный дворянин, чей портрет был написан в нефе Введенской церкви. При возведении церкви использовалось чередование камня и кирпича. Фасад украшают орнамент и глухие аркады. Церковь представляет собой однонефное здание, внутреннее пространство которого разделено на три травеи и включает алтарь, неф и нартекс.

Первоначальные фрески XIV века исключительной красоты и художественной ценности были уничтожены в огне, и до наших дней сохранилось лишь несколько из них. В нижней зоне алтарного пространства церкви сохранились фигуры святителей из композиции «Служба святых отцов». В апсиде – изображения свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста (написаны в XVI веке), на восточной стене алтаря находятся изображения свт. Амфилохия, свт. Григория Богослова и свт. Кирилла Александрийского. На южной стене ‒ св. Власий и фигура неизвестного архиепископа, а на востоке алтарной преграды, скорее всего, представлено изображение свт. Саввы Сербского. В нижней части северной стены сохранилась только фреска св. Спиридона Тримифунтского.

В верхней зоне алтарного пространства сохранились фрагменты фигуры Богородицы и Архангела Гавриила из сцены «Благовещения», а также «Видение Петра Александрийского» и «Уверение Фомы».

В нижней части нефа, в неглубокой нише северной стены, находится поврежденная фреска-икона свт. Николая с ктитором храма. От оригинальной росписи верхних зон нефа сохранилось несколько сцен из цикла «Страстей Христовых»: «Тайная вечеря», «Омовение ног» и «Путь на Голгофу». На западной стене нефа находится фреска «Успения Пресвятой Богородицы».

Во второй половине XVI века была отремонтирована верхняя часть церкви, а в период между 1590 и 1621 годами еще некоторые из частей были заново расписаны.

На каменном иконостасе изображена Богоматерь со Христом и два святых столпника, во второй зоне ‒ Деисус с апостолами, в третьей ‒ «Распятие» и «Оплакивание» Иисуса Христа, в четвертой зоне ‒ Исцеления слепого и расслабленного, а вверху иконостаса ‒ фрагменты композиции «Сошествия Святого Духа на апостолов». Двери алтарной преграды расписаны изображениями святых в полный рост.

Верхняя зона нартекса почти полностью расписана сценами из цикла «Страшного суда», фрески покрывают также и колонны, отделяющие нартекс от нефа. В первой зоне на этих колоннах написаны фигуры Богородицы со Христом, Иисуса Христа, Архангелов Михаила и Гавриила, во второй зоне ‒ св. Феофана и Иосифа Песнописцев, а в третьей зоне юго-западной колонны находится фреска «Исцеление Стефана Дечанского».

Работы по консервации архитектуры и фресок церкви проводились в 1955-1958 годах.

В 1934 году рядом с Введенской церковью был построен новый храм в честь святых мучеников Флора и Лавра по проекту архитектора Александра Дерока. Он расположен в непосредственной близости от старой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая, как предполагается, изначально была посвящена святым мученикам Флору и Лавру и являлась резиденцией Липлянского епископата в XI-XIV вв. Новая церковь была повреждена во время мартовского погрома в 2004 г. и восстановлена в 2006 г.

Совершить виртуальную экскурсию по храму и посмотреть фотографии церкви.

Современное состояние[править | править код]

Фрески в Введенской церкви были отреставрированы в 2009 году.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Липляне является памятником культуры Сербии исключительного значения.

Престольные праздники[править | править код]

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря

Как добраться[править | править код]

Адрес: Shen Flori, Lipjan, Косово

Проезд: Липлян находится в 16 км к югу от Приштины.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]