Мужской монастырь прп. Дионисия Олимпского (Олимп): различия между версиями
Нет описания правки |
DmitryNel (обсуждение | вклад) м (Замена текста — «45» на «45») |
||
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=40.0943301, 22.4295701|вид=Монастырь}} | {{Местоположение святыни|локация=40.0943301, 22.4295701|вид=Монастырь}} | ||
[[Файл:Мужской монастырь Дионисия Олимпского (Олимп).jpg|мини|справа|]] | [[Файл:Мужской монастырь Дионисия Олимпского (Олимп).jpg|мини|справа||alt=Мужской монастырь прп. Дионисия Олимпского (Олимп)]] | ||
[[Аннотация::'''Монастырь Дионисия Олимпского''' основан в 1542 году, один из старейших греческих монастырей в Центральной Македонии]], центр греческого православия и просвещения, а также повстанческой деятельности греков-македонян. Принадлежит Китрской и Катеринской митрополии Элладской Православной Церкви. Греческое название — Μονή του Αγίου Διονυσίου του εν Ολύμπω. Престольный праздник — Воздвижение Честного Креста Господня (14 сентября), Нового монастыря — день памяти прп. Дионисия Олимпийского (23 января). | [[Аннотация::'''Монастырь Дионисия Олимпского''' основан в 1542 году, один из старейших греческих монастырей в Центральной Македонии]], центр греческого православия и просвещения, а также повстанческой деятельности греков-македонян. Принадлежит Китрской и Катеринской митрополии Элладской Православной Церкви. Греческое название — Μονή του Αγίου Διονυσίου του εν Ολύμπω. Престольный праздник — Воздвижение Честного Креста Господня (14 сентября), Нового монастыря — день памяти прп. Дионисия Олимпийского (23 января). | ||
Строка 41: | Строка 41: | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
В Новом монастыре хранятся правая рука и челюсть прп. Дионисия Олимпийского, частицы мощей св. Параскевы, [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/ свт. Григория Чудотворца | В Новом монастыре хранятся правая рука и челюсть прп. Дионисия Олимпийского, частицы мощей св. Параскевы, [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/ свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского], мч. Кирика, мц. Матроны, сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского, мч. Трифона, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, [https://azbyka.org/otechnik/Dionisij_Areopagit/ сщмч. Дионисия Ареопагита]. | ||
В кафоликон Успения Пресвятой Богородицы, построенном в 1950 году, хранятся чтимые иконы Божией Матери «Одигитрия» (1600-1601) и прп. Дионисия Олимпийского. Иконы в иконостасе кафоликона выполнены Ф. Кондоглу. | В кафоликон Успения Пресвятой Богородицы, построенном в 1950 году, хранятся чтимые иконы Божией Матери «Одигитрия» (1600-1601) и прп. Дионисия Олимпийского. Иконы в иконостасе кафоликона выполнены Ф. Кондоглу. | ||
== Видео == | == Видео == |
Текущая версия от 10:41, 13 мая 2020
Монастырь Дионисия Олимпского основан в 1542 году, один из старейших греческих монастырей в Центральной Македонии, центр греческого православия и просвещения, а также повстанческой деятельности греков-македонян. Принадлежит Китрской и Катеринской митрополии Элладской Православной Церкви. Греческое название — Μονή του Αγίου Διονυσίου του εν Ολύμπω. Престольный праздник — Воздвижение Честного Креста Господня (14 сентября), Нового монастыря — день памяти прп. Дионисия Олимпийского (23 января).
История[править | править код]
Старый Монастырь был создан около 1542 года преподобным Дионисием Олимпийским, при патриархе Иеремии II (1522—1546). Вероятно монастырь построен на месте раннее существовавшего византийского монастыря, о чём свидетельствует найденная надпись 1438 года. Святой, возвращаясь с Пелиона, получил от местного турецкого бея разрешение на строительство монастыря. Боле того, турок передал ему окрестности монастыря в собственность. Дионисий Олимпский построил кельи, часовни и мельницы и позаботился о обогащении монастыря реликвиями, иконами (он сам был иконописцем), библиотекой и написал каноны функционирования монастыря. Вскоре за ним в монастырь последовали многие монахи, в силу распространившихся слухов о деяниях святого и его скромной христианской жизни. Через 35 лет после создания монастыря, Феодосий Зигомала (1544—1607) писал католическому миссионеру Стефану Герлаху: Там, в Македонии, на горе Олимп, есть монастырь Святой Троицы с 200 монахами.
Святой Дионсий развернул свою деятельность в более обширной области Олимпа, преподавая, исповедывая и поддерживая освободительное движение, что подтверждает его биограф, Дамаскинос Рединис. Располагаем датой смерти святого (23 января), но не совсем ясно какого года. Святой был похоронен в левой часовне кафоликона монастыря.
После смерти Дионисия, слава монастыря вышла за границы Фессалии и Македонии и дошла до России. Это подтверждается сохранившимся в монастыре посланием от русского двора, датированное 13 июня 1692 года. Соглано послания, монахам Олимпа разрешалось проводить сбор пожертвований в России, при условии принесения для поклонения честной главы св. Дионисия. Следует также отметить, что многие монастыри и храмы Северного Эпира были украшены росписями и иконами иконописцев-монахов Олимпа. Некоторые посвящения в ризнице монастыря написаны на румынском языке, что указывает на то, что слава монастыря достигла тогдашних Дунайских княжеств.
История монастыря в XVII и XVIII веках остаётся в тени. В 1790-91 годах монастырь был разрушен пожаром, как это было отмечено в переписке монахов монастыря с епископом Кампании (западнее Салоник) Теофилом (1715—1793). Монастырь был одной из баз клефтов Олимпа, в силу чего неоднократно подвергался налётам албанцев Али-паши и турок. В годы Греческой революции 1821 года монастырь был осаждён турками и албанцами и после трёхдневной осады был взят ими ограблен и сожжён. С пожаром и грабежом была уничтожена бόльшая часть библиотеки, реликвий и имущества монастыря. Игумен монастыря Мефодий (Палиурас) с 12 монахами был отвезен в Ларису, где все они были повешены. В последующие годы Освободительной войны (1821—1829) монастырь оставался заброшенным.
В 1836 году, с получением султанского фирмана, монастырь был восстановлен. При восстановлении, в результате несчастного случая, сгорела южная сторона монастыря, которая в том же году была восстановлена усилиями игумена Дамиана.
Сан-Стефанский мир 1878 года, завершивший русско-турецкую войну (1877—1878), игнорировал греческие интересы, предусматривал создание «Великой Болгарии», «которая», согласно Дакину, «сама не приложила особых усилий для получения своей свободы» и включение в новое государство греческих, с точки зрения Греции и греков, городов Македонии и Западного Причерноморья. Греческое население Македонии, принявшее участие во всех греческих революциях с 1770 года и жаждущее воссоединения с Грецией пришло в движение.
15 февраля 1878 года 500 революционеров-македонян, проживавших в эмиграции в Греческом королевстве, высадились на побережье города Литохоро с кораблей «Византий» и «Идра». Возглавляли отряд, громко именуемый «Армия Олимпа» лейтенант Думпиотис, Космас, потомки героического рода Лазосов, Толиос и Яннакис Лазос, уже 80-летний к тому времени ветеран Греческой революции 1821 года Захилас, Георгиос и Влахавас-младший. В монастырь Святого Дионисия были доставлены боеприпасы. 2 500 мужчин стеклись туда, желая принять участие в восстании. Оружия для всех не хватало и 2 000 бойцов оставались безоружными. Монастырь стал первой ставкой т. н. «Временного правительства Македонии», членом которого стал епископ Николай I Китрский. Повстанцы заняли Литохоро.
После первоначальных успехов, с подходом многотысячных турецких подкреплений, повстанцы стали отступать. С подавлением восстания в монастырь стеклись тысячи беженцев, женщин и детей, из Литохоро. С приближением турок к монастырю, монахи сами уничтожили церковные реликвии, чтобы они не попали в руки турок.
Несмотря на поражение, Пиерийское восстание усилило дипломатическую позицию Греции на Берлинском конгрессе, который подверг ревизии Сан-Стефанский мир. Македония не была включена в состав нового болгарского государства, что совпадало с позицией и других европейских государств.
Монахи монастыря оказывали помощь греческим иррегулярным отрядам во время странной кратковременной греко-турецкой войны 1897 года и в годы Борьбы за Македонию.
Регион Олимпа был освобождён греческой армией в 1912 году, во время Первой Балканской войны. До 1928 года монастырь был ставропигийным, то есть прямым образом был зависим от Вселенского патриарха. В 1928 году перешёл в ведомство патриаршьих т. н. «Новых стран», по существу в управление Элладской Православной Церкви.
В июне 1936 года в монастыре был проведен Первый Панэллинский Альпинистский съезд, в присутствии почётного председателя Греческого альпинистского союза, наследного принца Павла.
В годы тройной, германо-итало-болгарской, оккупации Греции (1941—1944), монахи оказывали поддержку партизанам Народно-освободительной армии Греции. Как следствие этого, монастырь был полностью разрушен немецкими войсками (уцелела только обитель игумена). После войны монастырь был перенесен в монастырское подворье Скала, недалеко от Литохоро, которое существовало с XVIII о века и упоминается в сигилии Вселенского патриарха 1753 года.
Современное состояние[править | править код]
Сегодня этот мужской (новый) монастырь имеет более 20 монахов и возглавляется архимандритом Максимом Кирицисом. Кафоликон Успения Богородицы построен в 1950 году. Иконы иконостаса кафоликона выполнены греческим художником и иконописцем Фотисом Кондоглу. В монастыре, в недавно обновлённом здании постройки 1860 года, функционирует новая ризница (Церковный Византийский Музей), который официально был открыт Вселенским патриархом Варфоломеем, 29 мая 1999 года. В нём хранятся церковные реликвии большой художественной и исторической ценности, включая иконы XV-XIX веков, патриаршьи сигилии, расшитые церковные одежды, патриаршьи кресты, старые рукописи.
Монастырь следует святогорским канонам и женщины причащаются в внешнем кафоликоне монастыря (доступ женщин в сам монастырь не разрешается).
Недалеко от сегодняшнего монастыря находится местность Мили (Μύλοι), которая получила своё имя от водяной мельницы. Мельница и по сегодняшний день находится в рабочем состоянии и здесь образовано место для отдыха посетителей. Монастырь отмечает память Святого Дионисия 23 июня. Также 14 сентября проводится местное празднество Воздвижения Креста на развалинах старого монастыря Святого Дионисия.
Святые[править | править код]
Святыни[править | править код]
В Новом монастыре хранятся правая рука и челюсть прп. Дионисия Олимпийского, частицы мощей св. Параскевы, свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского, мч. Кирика, мц. Матроны, сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского, мч. Трифона, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, сщмч. Дионисия Ареопагита.
В кафоликон Успения Пресвятой Богородицы, построенном в 1950 году, хранятся чтимые иконы Божией Матери «Одигитрия» (1600-1601) и прп. Дионисия Олимпийского. Иконы в иконостасе кафоликона выполнены Ф. Кондоглу.
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Проезд: Монастырь расположен на северном склоне Олимпа, на высоте 900 м от уровня моря, на укреплённом природой месте, между двумя горными реками и находится в 18 км от города Литохоро.
Адрес: Moni Agiou Dionisiou, Dion Olimpos, 602 00
Ссылки[править | править код]
- ДИОНИСИЯ ОЛИМПИЙСКОГО МОНАСТЫРЬ. Справочная информация
- Монастырь Дионисия Олимпийского. Фотографии
- Монастырь Дионисия Олимпийского. История
- Монастырь Дионисия Олимпийского. Общие сведения
- Старый монастырь и пещера силы св. Дионисия