Мужской монастырь вмч. Анастасии Узорешительницы (Василика): различия между версиями
м (Р.Б.Геннадий переименовал страницу Мужской монастырь вмч. Анастасии Узорешительница (Василика) в [[Мужской монастырь вмч. Анастасии Узо…) |
DmitryNel (обсуждение | вклад) м (Замена текста — «45» на «45») |
||
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=40.49082661, 23.20322692|вид=Монастырь}} | {{Местоположение святыни|локация=40.49082661, 23.20322692|вид=Монастырь}} | ||
[[Файл:Монастырь Анастасии Узорешительницы (Василика).jpg|мини|справа|]] | [[Файл:Монастырь Анастасии Узорешительницы (Василика).jpg|мини|справа||alt=Мужской монастырь вмч. Анастасии Узорешительницы (Василика)]] | ||
[[Аннотация:: | [[Аннотация::'''Ставропигиальный мужской монастырь святой Анастасии''' основан в 1542 году, один из самых известных монастырей в Центральной Македонии]], центр греческого православия и просвещения, а также повстанческой деятельности греков-македонян. Принадлежит Константинопольской Православной Церкви. Греческое название — Μονή της Αγίας Αναστασίας της Φαρμακολύτριας. Престольные праздники: 22 декабря (память вмц. Анастасии) и в четвертую неделю Великого поста (память свт. Феоны). | ||
== История == | |||
Согласно преданиям монастырь был основан императрицей Феофано, супруги императора Льва VI (866—912), в 888 году cвятая подарила монастырю фрагмент Креста Христова, а своё приданное соседнему селению, получившего в силу этого имя Василика (царское). Однако нет исторических свидетельств о существовании монастыря в византийские годы. | |||
В 1522 году монах Феона (впоследствии митрополит Фессалоникийский и святой) создал сегодняшний монастырь, на месте более ранних развалин. Конкретно, в житие святого написанном в 18-м веке, указывается что Теонас и его спутники, на пути из Афона, «найдя монастырь Св. Анастасии, который был маленьким и ветхим, воздвигли его заново… и благодаря Христу собрались там 150 братьев…». | |||
Монастырь разросся и приобрёл земли в северной Греции, Валахии и в России. Во второй половине XVI века в монастыре пребывали около 300 монахов. Первое разрушение монастыря турками было отмечено в 1789 году. | |||
Значительным был вклад монастыря в Греческую революцию 1821 года. С началом революции монастырь предоставил греческим повстанцам свои торговые суда, которые приняли участие в морском бою в Торонейском заливе. 23 марта 1821 года на Афонском полуострове высадился гетерист Эммануил Паппас и, при поддержке капитанов из города Энос и острова Псара, выгрузил оружие и боеприпасы. Здесь Паппас встретился военачальником с Стаматиосом Капсасом и вместе они приступили к созданию повстанческой армии. При содействии митрополита Маронии Констанция Маронийского к ним примкнули и 1 тысяча монахов. Тем временем Капсас, благодаря своему авторитету среди местного населения, достаточно легко мобилизовал 2 тысячи бойцов из жителей Кассандры, Ситонии и Сикеи Халкидонского полуострова. | |||
Турки ответили зверствами против греческого населения Салоник и Полигироса. Но появились и другие, малые, очаги восстания на территории номов Салоники и Серре. | |||
17 мая 1821 года Паппас провозгласил восстание в Македонии и принял решение разделить повстанческую армию на две части. Сам Паппас, во главе жителей сел Мадемохорья и монахов, в общей сложности чуть меньше 2 тыс. повстанцев, направился в Рентину, с целью остановить подходящие из Драмы и Константинополя османские силы. Капсас вместе с Анастасием Химевтосом, имея под своим началом 2 тыс. повстанцев, направился к Салоникам, с целью занять македонскую столицу с боем. | |||
По ходу Капсас освободил города Урануполи, Иериссос, Арнеа, Агиос Продромос, Галатиста и наконец Василика, недалеко от Салоник. Здесь отряды Капсаса соединились с местными повстанцами. | |||
8 июня 1821 года начался бой за освобождение Салоник, в р-не сегодняшней американской с-х школы. Турецкая конница Ахиед-бея из Янница потерпела поражение. | |||
Австрийский консул в Салониках со страхом писал канцлеру Меттерниху о вероятном занятии города повстанцами. Но Паппас был вынужден отступать после боев у Рентины и Аполлонии Салоникской с превосходящими силами османов. В конечном итоге, когда Паппас соединился с силами Хапсаса, у него оставалось только 200 повстанцев. | |||
К тому времени Эбу Лубут Паша из Салоник собрал 30 тысяч пехотинцев и 5 тысяч кавалеристов и двинулся на повстанцев стоящих в Василика. | |||
Хапсас выбрал позицию для обороны в теснине Антемунта, возле монастыря святой Анастасии. Часть повстанцев, под командованием Химевтоса, Хапсас послал к полуострову Кассандра, опасаясь высадки осман с моря. С началом боя у Василика, турки приступили к резне населения и население стекалось к монастырю святой Анастасии, укреплённого повстанцами. Капсас принялт решение остаться на поле боя с 67 бойцами, в то время как Паппас сопровождал население к монастырю. | |||
На поле боя 10 июня 1821 года пали все 68 бойцов — большинство из Сикеи Халкидонского полуострова, вместе с Капсасом, принеся себя в жертву ради спасения костяка повстанческой армии и населения. | |||
На месте их жертвы сегодня у монастыря поставлен памятник и надпись на мраморной табличке гласит: ΤΟ ΜΑΚΕΔΝΟΝ ΤΩΝ ΕΛΛΗΝΩΝ ΓΕΝΟΣ ΠΡΟΜΑΧΕΙ ΥΠΕΡ ΠΑΤΡΙΔΟΣ ΚΑΙ ΔΙΚΑΙΩΝ ΠΑΝΕΛΛΗΝΩΝ. (Греческий Македонский Род сражается за Отечество и права всех эллинов). Последняя информация о Хапсасе была, что его видели атакующего турок с ножом в зубах, а за ним шли на встречу со смертью Халалис, Турлакис и Караяннис — все из Вавдоса п-ва Халкидики. 12 июня 1821 года монастырь и окружающие сёла были разрушены туркам. | |||
В 1832 году монастырь был восстановлен, но 1853 году вновь сгорел. В начале XX века в монастыре проживало 20 монахов. | |||
В 1898 году епископ Амфипольский Прокопий (Лазаридис) в качестве экзарха Вселенского Патриархата прибыл в монастырь с целью восстановления единства и мира в монашеском братстве. Позднее епископ Прокопий был избран митрополитом Иконийским в Малой Азии, где и принял смерть мученика в 1922 году. | |||
Центральная Македония была освобождена греческой армией в ходе Первой Балканской войны. В период 1921—1971 годов в монастыре функционировало Церковное училище. | |||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
Южное и западное крылья монастыря являются частью комплекса зданий XVI века. Кафоликон принадлежит типу базилики 3-х нефов, с куполом, и восходит к годам после восстановления монастыря (1832). | |||
Монастырю принадлежит часовня Святых Кирика и Иулитты, расписанная художниками из соседнего села Галатиста в XIX веке, и является одним из немногих сохранившихся образцов пост-византийской живописи на полуострове Халкидики. | |||
У внешних ворот монастыря воздвигнут памятник Бою при Василика и военачальнику Стаматиосу Капсасу. | |||
Подворьем монастыря является Храм Богородицы Фанеромени в городке Неа Сикиони на полуострове Халкидики, с настенными росписями XVI века. | |||
В настоящее время монастырь святой Анастасии является ставропигиальным и напрямую зависит от Вселенского патриарха. | |||
== Святые == | == Святые == | ||
* [http://azbyka.ru/days/sv-feona свт. Феона Солунский] | |||
== Святыни == | == Святыни == | ||
* | * частица Честного Древа Креста Господня, подаренная св. Феофанией | ||
* глава и правая нога вмц. Анастасии, подаренные св. Феофанией | |||
* глава мч. Иакова Персянина | |||
* мощи свт. Феоны Солунского, обретенные после его кончины (ок. 1541) нетленными и мироточивыми | |||
* мощи мучеников дружины свт. Феоны: игум. Иакова из Кастории, диак. Иакова и мон. Дионисия | |||
== Видео == | == Видео == | ||
<youtube>http://www.youtube.com/watch?v= | <youtube>http://www.youtube.com/watch?v=Lexgwl0GeXM</youtube> | ||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Проезд:''' | '''Проезд:''' Монастырь святой Анастасии Фармаколитрии (Узорешительницы) расположен на южных отрогах горы Омврианос, которая в свою очередь является ответвлением хребта Хортиатис. Монастырь находится вблизи городка Василика нома Фессалоники, Центральная Македония. | ||
'''Адрес:''' Moni Agias Anastasias, Poligiros, 630 73 | '''Адрес:''' Moni Agias Anastasias, Poligiros, 630 73 | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [ | * [http://www.pravenc.ru/text/114786.html АНАСТАСИИ СВЯТОЙ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ МУЖСКОЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ. Справочная информация] | ||
* [http://magdax.blogspot.ru/2012/03/monastery-of-stanastasia-thessaloniki.html Монастырь вмч. Анастасии Узорешительницы. Фотографии] | |||
* [http://orthonord.ru/gallery/photo/greece/vasilika/ Мужской ставропигиальный монастырь вмч. Анастасии Узорешительницы] | |||
* [ | * [http://www.solun.gr/holy-places-greece/12-vasilika Святые места Греции. Василика] | ||
* [] | |||
* [] | |||
{{SEO|в Мужской монастырь вмч. Анастасии Узорешительницы (Василика)|Греции}} | {{SEO|в Мужской монастырь вмч. Анастасии Узорешительницы (Василика)|Греции}} |
Текущая версия от 10:41, 13 мая 2020
Ставропигиальный мужской монастырь святой Анастасии основан в 1542 году, один из самых известных монастырей в Центральной Македонии, центр греческого православия и просвещения, а также повстанческой деятельности греков-македонян. Принадлежит Константинопольской Православной Церкви. Греческое название — Μονή της Αγίας Αναστασίας της Φαρμακολύτριας. Престольные праздники: 22 декабря (память вмц. Анастасии) и в четвертую неделю Великого поста (память свт. Феоны).
История[править | править код]
Согласно преданиям монастырь был основан императрицей Феофано, супруги императора Льва VI (866—912), в 888 году cвятая подарила монастырю фрагмент Креста Христова, а своё приданное соседнему селению, получившего в силу этого имя Василика (царское). Однако нет исторических свидетельств о существовании монастыря в византийские годы.
В 1522 году монах Феона (впоследствии митрополит Фессалоникийский и святой) создал сегодняшний монастырь, на месте более ранних развалин. Конкретно, в житие святого написанном в 18-м веке, указывается что Теонас и его спутники, на пути из Афона, «найдя монастырь Св. Анастасии, который был маленьким и ветхим, воздвигли его заново… и благодаря Христу собрались там 150 братьев…».
Монастырь разросся и приобрёл земли в северной Греции, Валахии и в России. Во второй половине XVI века в монастыре пребывали около 300 монахов. Первое разрушение монастыря турками было отмечено в 1789 году.
Значительным был вклад монастыря в Греческую революцию 1821 года. С началом революции монастырь предоставил греческим повстанцам свои торговые суда, которые приняли участие в морском бою в Торонейском заливе. 23 марта 1821 года на Афонском полуострове высадился гетерист Эммануил Паппас и, при поддержке капитанов из города Энос и острова Псара, выгрузил оружие и боеприпасы. Здесь Паппас встретился военачальником с Стаматиосом Капсасом и вместе они приступили к созданию повстанческой армии. При содействии митрополита Маронии Констанция Маронийского к ним примкнули и 1 тысяча монахов. Тем временем Капсас, благодаря своему авторитету среди местного населения, достаточно легко мобилизовал 2 тысячи бойцов из жителей Кассандры, Ситонии и Сикеи Халкидонского полуострова.
Турки ответили зверствами против греческого населения Салоник и Полигироса. Но появились и другие, малые, очаги восстания на территории номов Салоники и Серре.
17 мая 1821 года Паппас провозгласил восстание в Македонии и принял решение разделить повстанческую армию на две части. Сам Паппас, во главе жителей сел Мадемохорья и монахов, в общей сложности чуть меньше 2 тыс. повстанцев, направился в Рентину, с целью остановить подходящие из Драмы и Константинополя османские силы. Капсас вместе с Анастасием Химевтосом, имея под своим началом 2 тыс. повстанцев, направился к Салоникам, с целью занять македонскую столицу с боем.
По ходу Капсас освободил города Урануполи, Иериссос, Арнеа, Агиос Продромос, Галатиста и наконец Василика, недалеко от Салоник. Здесь отряды Капсаса соединились с местными повстанцами.
8 июня 1821 года начался бой за освобождение Салоник, в р-не сегодняшней американской с-х школы. Турецкая конница Ахиед-бея из Янница потерпела поражение.
Австрийский консул в Салониках со страхом писал канцлеру Меттерниху о вероятном занятии города повстанцами. Но Паппас был вынужден отступать после боев у Рентины и Аполлонии Салоникской с превосходящими силами османов. В конечном итоге, когда Паппас соединился с силами Хапсаса, у него оставалось только 200 повстанцев.
К тому времени Эбу Лубут Паша из Салоник собрал 30 тысяч пехотинцев и 5 тысяч кавалеристов и двинулся на повстанцев стоящих в Василика.
Хапсас выбрал позицию для обороны в теснине Антемунта, возле монастыря святой Анастасии. Часть повстанцев, под командованием Химевтоса, Хапсас послал к полуострову Кассандра, опасаясь высадки осман с моря. С началом боя у Василика, турки приступили к резне населения и население стекалось к монастырю святой Анастасии, укреплённого повстанцами. Капсас принялт решение остаться на поле боя с 67 бойцами, в то время как Паппас сопровождал население к монастырю.
На поле боя 10 июня 1821 года пали все 68 бойцов — большинство из Сикеи Халкидонского полуострова, вместе с Капсасом, принеся себя в жертву ради спасения костяка повстанческой армии и населения.
На месте их жертвы сегодня у монастыря поставлен памятник и надпись на мраморной табличке гласит: ΤΟ ΜΑΚΕΔΝΟΝ ΤΩΝ ΕΛΛΗΝΩΝ ΓΕΝΟΣ ΠΡΟΜΑΧΕΙ ΥΠΕΡ ΠΑΤΡΙΔΟΣ ΚΑΙ ΔΙΚΑΙΩΝ ΠΑΝΕΛΛΗΝΩΝ. (Греческий Македонский Род сражается за Отечество и права всех эллинов). Последняя информация о Хапсасе была, что его видели атакующего турок с ножом в зубах, а за ним шли на встречу со смертью Халалис, Турлакис и Караяннис — все из Вавдоса п-ва Халкидики. 12 июня 1821 года монастырь и окружающие сёла были разрушены туркам.
В 1832 году монастырь был восстановлен, но 1853 году вновь сгорел. В начале XX века в монастыре проживало 20 монахов.
В 1898 году епископ Амфипольский Прокопий (Лазаридис) в качестве экзарха Вселенского Патриархата прибыл в монастырь с целью восстановления единства и мира в монашеском братстве. Позднее епископ Прокопий был избран митрополитом Иконийским в Малой Азии, где и принял смерть мученика в 1922 году.
Центральная Македония была освобождена греческой армией в ходе Первой Балканской войны. В период 1921—1971 годов в монастыре функционировало Церковное училище.
Современное состояние[править | править код]
Южное и западное крылья монастыря являются частью комплекса зданий XVI века. Кафоликон принадлежит типу базилики 3-х нефов, с куполом, и восходит к годам после восстановления монастыря (1832).
Монастырю принадлежит часовня Святых Кирика и Иулитты, расписанная художниками из соседнего села Галатиста в XIX веке, и является одним из немногих сохранившихся образцов пост-византийской живописи на полуострове Халкидики.
У внешних ворот монастыря воздвигнут памятник Бою при Василика и военачальнику Стаматиосу Капсасу.
Подворьем монастыря является Храм Богородицы Фанеромени в городке Неа Сикиони на полуострове Халкидики, с настенными росписями XVI века.
В настоящее время монастырь святой Анастасии является ставропигиальным и напрямую зависит от Вселенского патриарха.
Святые[править | править код]
Святыни[править | править код]
- частица Честного Древа Креста Господня, подаренная св. Феофанией
- глава и правая нога вмц. Анастасии, подаренные св. Феофанией
- глава мч. Иакова Персянина
- мощи свт. Феоны Солунского, обретенные после его кончины (ок. 1541) нетленными и мироточивыми
- мощи мучеников дружины свт. Феоны: игум. Иакова из Кастории, диак. Иакова и мон. Дионисия
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Проезд: Монастырь святой Анастасии Фармаколитрии (Узорешительницы) расположен на южных отрогах горы Омврианос, которая в свою очередь является ответвлением хребта Хортиатис. Монастырь находится вблизи городка Василика нома Фессалоники, Центральная Македония.
Адрес: Moni Agias Anastasias, Poligiros, 630 73
Ссылки[править | править код]
- АНАСТАСИИ СВЯТОЙ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ МУЖСКОЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ. Справочная информация
- Монастырь вмч. Анастасии Узорешительницы. Фотографии
- Мужской ставропигиальный монастырь вмч. Анастасии Узорешительницы
- Святые места Греции. Василика