(не показано 57 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1:
Строка 1:
[[Категория:Субъекты РФ]] [[Находится в::Россия]]
{{Субъект}}
== Православие в Волгоградской области ==
Первые огоньки христианских лампадок затеплились на берегах Волги и Дона где-то в середине VI в. от Р.Х. В этих степях тогда жили хазары-племена, зависимые от Тюрского каганата, чьё население входило в орбиту влияния Византии и просвещалось светом веры Христовой. Этому способствовала веротерпимость хазар, так что во 2-ой половине VIII века на их землях создаётся Доросская митрополия из 7 епархий. В столице Хазарии г. Итиле размещается кафедра епископа Астильского. Император Михаил III и патриарх Фотий в 861 г. направляют в каганат миссию во главе с братьями Константином (Кириллом) и Мефодием. Они встречаются с каганом, царём и знатью, ведут богословские споры с евреями и мусульманами и крестят 200 человек, возможно из славян, находившихся под игом каганата.
== Карта ==
История отмеряет каганату недолгий срок — в 965 г. князь Святослав берет Итиль, Саркел и Семендер, а в 985 г. уже князь Владимир добивает хазар.
{{#yandexmap:Вологодская область|400|300|cdzMP}}
Крепнувшая Русь ставит на берегу Керченского пролива г. Тьмутаракань, где в 1023г. князь Мстислав закладывает православную церковь. В сферу влияния этого княжества попадают и земли Нижней Волги и Дона. Под именем Саксин восстанавливается г. Итиль, а Саркел превращается в русский град Белая Вежа в начале XI века.
== Православие в Вологодской области ==
Новая страница в истории православия на Нижней Волге связана с монголами. Они также оказались достаточно веротерпимыми. В 1261 г. по инициативе митрополита Кирила II и князя Александра Невского возникает Сарайская епархия. В Орде живёт множество христиан из русских, кипчаков и черкесов, приходят княжеские и церковные посольства, повсеместно строятся храмы. Первым епископом Сарайским стал Митрофан. Известна важная роль Сарайских владык в дипломатических сношениях Орды, Руси и Византии.
== Населённые пункты ==
Авторитет Сарайских епископов ещё более возрос со 2-ой половины XV века, после перенесения кафедры в Москву на Крутицское подворье. Они становятся помощниками митрополитов Московских и всея Руси и, прозываясь владыками Крутицкими, Сарайскими и Подонскими, правят до создания Казанской епархии в 1555г. Юрисдикция Казани распространяется на Астрахань и Самару, Саратов и Царицын. Последние два городка затем будут приписаны к Астраханской епархии, открывшейся в 1602г. В 1799г. Саратов обретает собственную кафедру – Саратовскую, вобравшую Царицынский уезд. А с 1828 г. епископы, как правило, носят титул Саратовских и Царицынских.
В Вологодском кафедральном соборе почивают святые мощи преподобного Иоасафа Каменского. Чудотворения от его мощей начались сразу же, во время похорон. На остров съехалось множество народа, больные касались гроба и исцелялись. На протяжении веков над его ракой исцелялись от лихорадки, слепоты, немоты, бесноватости и других недугов.
Месторасположение храма: г. [[Вологда]].
== Населённые пункты ==
[[Волгоград]]
Святые мощи преподобного Павла Обнорского, келейника преподобного Сергия Радонежского, основателя Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря, покоятся в этом, основанном им, монастыре. В монастыре почивают святые мощи преподобномучеников Обнорских: Ефрема, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана. В монастыре находится кладезь, выкопанный преподобным Павлом Обнорским.
== Святыни Волгоградской области ==
На территории Волгоградской области находятся следующие особо чтимые святыни:
'''Адрес монастыря:''' 162010, Вологодская обл., Грязовецкий р-н, с. Юношеское.
* Урюпинская икона Божией Матери ([[Покровский храм (Урюпинск)|Покровский храм г. Урюпинска]]);
Святые мощи преподобного Корнилия Комельского почивают под спудом в бывшей Комельской обители. Его имя среди вологодских святых ранее почиталось в одном ряду с именами преподобных Кирилла Белозерского и Димитрия Прилуцкого. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Сразу же по кончине Господь прославил Своего угодника. От гроба покойного стали происходить многочисленные исцеления, увеличившие почитателей святого. Преподобные Кассиан Комельский, Вологодский, и Лаврентий Комельский были учениками преподобного Корнилия Комельского. Их святые мощи также покоились в этой обители.
* Мощи священномученика Николая Попова иже в Верхнем Гнутове ([[Волгоградский Свято-Духов мужской монастырь]]);
Известность монастырю снискали не только многоцелебные мощи великого подвижника, но и святые источники преподобного Корнилия, минеральная вода из которых по своим целебным свойствам славилась на всю Россию. На источниках были сооружены даже больницы с ваннами для лечения целебными водами, которые особенно помогали при кожных заболеваниях, при цинге, при параличе. Хотя больница, как и сам монастырь, разрушена, источник преподобного Корнилия сохранился, и сегодня из толстой трубы под мощным напором вырывается вода.
* Святые источники: [[Источник апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Волгоград)|апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Волгоград)]], [[Источник великомученицы Параскевы Пятницы (р.п.Городище)|великомученицы Параскевы Пятницы (р.п.Городище)]], Казанской иконы Божией Матери (близ [[Кременско-Вознесенский мужской монастырь|Кременско-Вознесенского мужского монастыря]]), [[Источник архистратига Михаила (р.п.Ерзовка)|Архистратига Михаила (р.п.Ерзовка)]], Иоанна Предтечи в [[Свято-Троицкий Каменнобродский мужской монастырь (Белогорск)|Свято-Троицком (Белогорском) Каменнобродском мужском монастыре]] и [[Источник Божией Матери (г.Урюпинск)|Урюпинский Божией Матери (г.Урюпинск)]].
# [[Святой источник в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник” (Камышин)]]
'''Месторасположение захоронений и источника:''' Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Корнильево, быв. Корнилиево-Комельский монастырь.
Святые мощи преподобного Феодосия Тотемского почивают в Троицком соборе г. Тотьмы Вологодской области. При гробе преподобного совершались чудеса. В 1796 году при перестройке Вознесенской церкви его мощи были обретены нетленными. Как отметил жизнеописатель, «всех чудес преподобного Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их давно уже перестали...». Возвращение и перенесение святых мощей, изъятых при советской власти, в Тотьму совершилось 14 сентября 1994 года.
== Монастыри Волгоградской области ==
[[Волгоградская область (монастыри)|Все монастыри]]
=== [[Свято-Духов мужской монастырь (Волгоград)|Свято-Духов мужской монастырь]] ===
[[Файл:Волгоградский Свято-Духов мужской монастырь.jpg|мини|справа|alt=Волгоградская область, Волгоградский Свято-Духов мужской монастырь]]
Волгоградский Свято-Духов мужской монастырь — мужской православный монастырь, преобразованный в 1912 году из архиерейского подворья, выстроенного в 1908—1911 годах иеромонахом Илиодором (Труфановым) по благословению епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганёва). Получил всероссийскую известность благодаря агрессивным черносотенным проповедям Илиодора, на которые собирались многотысячные толпы, а затем голодовкой прихожан, протестовавших против выдворения иеромонаха из города.
'''Месторасположение храма:''' Вологодская обл., г. Тотьма.
Был преобразован в женский монастырь в 1913 году, закрыт Советской властью в 1918 году. Служил исправительным лагерем, коммуной, детским домом, общежитием, ремонтной мастерской и воинской частью. Вновь открыт в 1992 году архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом. На территории монастыря находятся резиденция волгоградского архиерея и Православный университет Сергия Радонежского.
Святые мощи блаженного Андрея Тотемского находятся в г. Тотьме под Успенским храмом. Блаженный Андрей зимой и летом ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления.
'''Адрес:''' 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, 26;
'''Месторасположение храма:''' Вологодская обл., г. Тотьма.
'''Телефон:''' [tel:8442396667 (8442) 39-66-67]
В Максимовском храме г. Тотьмы под спудом покоятся святые мощи праведного Максима, иерея Тотемского, который некоторое время был в городе священником Воскресенской церкви, где и был погребен. В течение сорока лет он проходил тяжелый подвиг юродства Христа ради, постоянно находясь в посте и молитве. Скончался блаженный Максим в глубокой старости 16 января 1650 года. Местное почитание святого началось в 1715 году в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе.
[[Свято-Духов мужской монастырь (Волгоград)|Подробнее...]]
'''Месторасположение храма:''' Вологодская обл., г. Тотьма.
=== [[Свято-Вознесенский женский монастырь (Дубовка)|Свято-Вознесенский женский монастырь]] ===
[[Файл:Дубовский Вознесенский монастырь.jpg|мини|справа|alt=Волгоградская область, Дубовский Вознесенский монастырь]]
Основан в 1871 году в виде женской общины при посаде Дубовке на правом берегу реки Волги, в 40 километрах от города Царицына (нынешнего Волгограда). На устройство обители пожертвовали по 18 тысяч рублей протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Посохин. В 1892 году община становится внештатным общежительным женским монастырём. В начале XX века в монастыре было около 270 сестёр.
Под Благовещенской приходской церковью покоятся под спудом святые мощи преподобного Вассиана Тиксненского. Почитание преподобного началось в 1647 году, когда во время моровой язвы у места его погребения многие немощные получили исцеление.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт, в его зданиях размещались различные учреждения. Были разрушены храмы Вознесения Господня и Пресвятой Богородицы, а также стены.
'''Месторасположение церкви:''' Вологодская обл., Тотьминский р-н, д. Погорел ово.
В 1991 году монастырь возрождён. В начале 2000-х годов настоятельницей была сестра Анна (Ерофеева).
Святые мощи праведного Прокопия покоятся в храме во имя святого Прокопия уже почти 700 лет. Будущий святой был немецким купцом, торговавшим в Новгороде. Пленившись благолепием и красотою храмов Божиих, набожностью русского народа, он принял Православие, вступил в обитель преподобного Варлаама Хутынского, а затем, избегая известности, удалился в г. Устюг, избрал здесь «буйственное и юродственное, еже по апостолу, жительство» и был первым мирским юродивым на Руси (ранее его живший праведный Исаакий юродствовал в монастыре). Своими молитвами он спас Устюг от угрожавшей этому городу за грехи его жителей каменной тучи, появление которой он сам и предсказал. Туча, миновав Устюг, разразилась раскаленными камнями над необитаемым местом, называемым Колотово.
'''Адрес:''' 404002, Волгоградской область, г. Дубовка
В советское время богоборцы пытались изъять мощи из земли. Тогда из могилы вырвался пламень, и мощи опустились еще глубже.
'''Настоятельница''' — игумения Анна (Ерофеева)
Паломниками и местными жителями почитаются в Колотово два места, связанные с чудом святого Прокопия: «ближняя туча» и «дальняя туча». На месте «ближней» устроена часовня, вокруг множество оплавленных камней.
[[Свято-Вознесенский женский монастырь (Дубовка)|Подробнее...]]
'''Месторасположение храма:''' Вологодская обл., г. Великий Устюг.
=== [[Свято-Вознесенский Кременский мужской монастырь]] ===
[[Файл:Вознесенский Кременский монастырь2.jpg|мини|справа|alt=Волгоградская область, Вознесенский Кременский монастырь2]]
Монастырь основан в 1693 году иеромонахом (впоследствии игуменом) Никанором.
Святые мощи преподобных Авраамия и Коприя. Преподобные Авраамий и Коприй Печенгские основали в 1492 году Спасскую пустынь на реке Печенге. Обитель упразднена в 1764 году. В бывшей монастырской церкви, ныне приходской, почивают святые мощи преподобных Авраамия и Коприя.
К 1711 году были построены ряд зданий, а в 1716 году — храм Вознесения Господня. Считался (наряду с Усть-Медведицким Спасо-Преображенским монастырём) одной из обителей Всевеликого Войска Донского[1]. В 1788 году, по указу Екатерины II, монастырь был упразднён.
В 1798 году, благодара ходатайству казаков, гарантировавших его материальную поддержку из войсковых средств, монастырь был восстановлен, но оставлен вне штата. В монастыре было разрешено проживание 36 насельников.
Святые мощи преподобных Авксентия и Онуфрия. Преподобные Авксентий и Онуфрий основали в 1499 году церковь и пустынь во имя Святой Троицы. Пустынь была упразднена в 1764 году. На ее месте — приходская церковь, в которой покоятся святые мощи преподобных.
В 1844 году, распоряжением епархиального начальства, настоятелями монастыря стали архимандриты. С 1867 по 1872 годы в монастыре проживал на покое епископ Донской Иоанн (Доброзраков).
'''Адрес:''' 403530, Волгоградская область, посёлок Клетский, станица Кременская.
Святые мощи преподобного Леонида Устьнедумского в церкви в честь Введения Божией Матери во храм в с. Озерская. В эти места преподобный пришел после явления ему Божией Матери.
'''Проезд:''' на автобусе до ст. Новогригорьевской, паромная переправа через Дон, далее на попутном транспорте.
Для осушения болот подвижник выкопал три канала длиной около двух километров. Во время этих тяжелых работ его ужалила ядовитая змея. Предав себя воле Божией, преподобный Леонид решил не предпринимать никаких мер для лечения и не думать о последствиях — и остался здоров. В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою — Устьнедумского.
[[Свято-Вознесенский Кременский мужской монастырь|Подробнее...]]
Избранник Божий заслужил почитание как один из первых просветителей этих глухих земель. Скончался преподобный Леонид на сотом году жизни в 1654 году и был погребен в монастырской Введенской церкви (сейчас храм возобновлен как приходской).
== Храмы Волгоградской области ==
[[Волгоградская область (храмы)|Основные храмы Волгоградской области]]
На реке Лузе оборудована «купальня» — дощатый мостик на берегу довольно широкой канавы, тянущейся по болотистому лугу. Вода здесь чудотворная, о чем свидетельствуют многочисленные исцеления. Исцелялись паломники не только от воды, но и от раки преподобного, и от его власяницы. Поток паломников и богомольцев до сих пор не иссяк, ныне на водосвятные молебны приходит более ста человек.
=== [[Плавучий храм святителя Иннокентия Московского (Пятиморск)]] ===
[[Файл:Плавучий храм Иннокентия Московского1.jpg|мини|справа|alt=Волгоградская область, Плавучий храм Иннокентия Московского1]]
5 июня 1998 года в своё первое плавание отправился плавучий храм «Святитель Иннокентий».
'''Месторасположение храма:''' Вологодская обл., с. Озерская.
Он был сделан из обычного дебаркадера при поддержке немецкой организации «Церковь в беде» по инициативе В.И. Корецкого.
Местные жители много рассказывают об исцелениях, об обретении пропаж, о всплывавших по молитве к подвижнику благочестия Иоанникию, утопленниках. В знак благодарности за многочисленные исцеления поставлен крест на повороте тропы от Мезени к могиле праведника.
Строительством церкви на ее борту руководил протоиерей Николай Агафонов.
'''Месторасположение:''' Вологодская обл., Удорский р-н, д. Латьюга.
'''Адрес:''' 404521 Волгоградская область, Калачёвский район, посёлок Пятиморск, пристань ДРГСиС.
Могила подвижника благочестия, старца Максима Погоредовского до наших дней почитается православными, и поток паломников к его могиле не уменьшается.
'''Электронный адрес настоятеля:''' [mailto:igorxfails@mail.ru igorxfails@mail.ru]
Старец Максим своим учителем и наставником называл игумена Иоасафа, ученика и келейника преподобного Серафима Саровского. Старца почитали не только жители Великого Устюга, но и далеко за его пределами, ему было открыто о судьбе последнего царя Николая II. Не раз он близким говорил о мученической кончине православного императора за пятнадцать лет до этого.
[[Плавучий храм святителя Иннокентия Московского (Пятиморск)|Подробнее...]]
По своему предсказанию 13 декабря 1906 года мирно отошел к Господу. Сразу же в день похорон начались исцеления. Множество людей получило благодатную помощь от Господа. Старец Максим завещал приходить к нему на могилку всем болящим и страждущим. Просил все ему высказывать на могиле и обещал помощь и заступничество. Над могилой сооружена часовня.
[[Файл:Храм преподобного Серафима Саровского Волжский.jpeg|мини|справа|alt=Волгоградская область, Храм преподобного Серафима Саровского Волжский]]
Приход преподобного Серафима Саровского учреждён 17 сентября 1993 года. Первым настоятелем Прихода был иеромонах Тихон (Соловьев).
'''Месторасположение:''' Вологодская обл., Красавинский р-н, погост Пятницкой церкви.
С 2001 Указом Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа Приход возглавляет протоиерей Пётр Симора.
Мироточивая икона архангела Рафаила
Первоначально Богослужения совершались в специально оборудованной часовне.
В Покровской церкви Кирилловского района Вологодской области 2 октября 1993 года на воскресной всенощной начала мироточить икона архангела Рафаила в алтаре. Икона была изнесена для поклонения. Капли, похожие на смолу, источали едва заметное благоухание и были настолько густыми, что было невозможно собрать их или пропитать ими ткань. Мироточение продолжалось до дня святителя Николая Чудотворца. Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан засвидетельствовал это чудо.
В 2005 году, по благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского начата роспись стен храма, завершить которую планируется в начале 2013 года.
Святой колодец, оставшийся от праведного Феодосия Тотемского, находится в г. Тотьма Вологодской области возле бывшего Суморина монастыря на окраине городка, на возвышенности, в излучине речек Кодвы и Песье. В Вологодской области почитается также святой источник возле Богоявленского храма в г. Туровец.
В 2006 году на территории прихода было построено здание крестильного храма, который по благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа был назван в честь святой блаженной Пераскевы Дивеевской.
Воронежская и Борисоглебская епархия учреждена в 1682 году. Объединяет приходы и монастыри на территории Воронежской области. Кафедральный город — Воронеж. Кафедральные соборы — Покровский (Воронеж), Благовещенский (Воронеж, строится).
'''Адрес:''' Россия, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Мира 109 "а"
[[Файл:Храм Богоявления Островская.jpg|мини|справа|alt=Волгоградская область, Храм Богоявления Островская]]
Храм Богоявления является главной достопримечательностью и украшением станицы Островской.
=== Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь ===
Как и многие храмы, он был построен в 1711 году из дерева, затем в 1905 году перестроен в каменный.
'''Адрес:''' Россия, Вологодская область, Грязовецкий район, с. Юношеское, Павло-Обнорский монастырь
=== Спасо-Прилуцкий мужской монастырь ===
Это памятник архитектуры областного значения.
'''Адрес:''' 160901 г. Вологда, Прилуки, ул. Монастырская, 2
'''Адрес:''' 403391, Волгоградская область, Даниловский район, станица Островская, Богоявленский храм.
'''Телефоны:'''Секретарь наместника: (8172)559861
'''Проезд:''' на общественном транспорте с автовокзала г. Волгограда:
Привратная (заказ экскурсий): (8172)559224
автобус, маршрут «Волгоград – Даниловка» в 16.00, затем такси до ст. Островская;
Бухгалтерия: (8172)559275;
автобус, маршрут «Волгоград – Котово», автобус «Котово - Орехово» в 14.25 до ст. Островская;
=== Ферапонтов монастырь ===
'''Адрес:''' 161120, Вологодская область, Кирилловский р-н, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, д. 8
'''Телефон:''' (81757) 49-261
маршрутка «Волгоград – Островская» (через Фролово) в 17.20;
Проезд: Автобусами: г. Вологда - с. Липин Бор, г. Вологда - г. Вытегра, г. Кириллов - с. Ферапонтово, г. Череповец - с. Липин Бор, г. Череповец - г. Вытегра
маршрутка «Волгоград – Даниловка» (через г.Михайловку) в 18.00, затем такси.
Режим работы:* Ежедневно с 1 сентября по 31 мая - с 9.00 до 17.00, с 1 июня по 31 августа - с 9.00 до 18.00. Выходной день: с 1 октября по 30 апреля - понедельник, с 1 мая по Внимание:
[[Храм Богоявления (Островская)|Подробнее...]]
только экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности
== Храмы Вологодской области ==
[http://sobory.ru/geo/state/32#map-tab Храмы и монастыри на карте]
== Где остановиться ==
== Где остановиться ==
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]].
== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Файл:Волгоград 1.jpg
Файл:Волгоград 2.jpg
Файл:Волгоград 3.jpg
Файл:Волгоград 4.jpg
Файл:Волгоград 5.jpg
Файл:Волгоград 6.jpg
</gallery>
Раздел нуждается в заполнении. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в этом]].
== Видео ==
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=AgxWpdg660M|350|left|Волгоград с высоты птичьего полета|frame
}}
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=BDvGKyGHeQM|350|left|Мамаев Курган, 10 мая 2015 года полеты на коптере|frame
}}
== Ссылки ==
== Ссылки ==
[http://volgeparhia.ru/ Волгоградская и Камышинская епархия]
<seo title="Паломничество в Волгоградскую область – Азбука паломника" keywords="паломничество в Волгоградскую область, монастыри, святыни, храмы Волгоградской области" description="Паломничество в Волгоградскую область. Вашему вниманию предлагается информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Волгоградской области."></seo>
<seo title="Паломничество в Вологодскую область – Азбука паломника" keywords="паломничество в Вологодскую область, монастыри, святыни, храмы Вологодской области" description="Паломничество в Вологодскую область. Вашему вниманию предлагается информация, которая будет необходима паломнику. Монастыри, храмы, святыни Вологодской области."></seo>
Первые огоньки христианских лампадок затеплились на берегах Волги и Дона где-то в середине VI в. от Р.Х. В этих степях тогда жили хазары-племена, зависимые от Тюрского каганата, чьё население входило в орбиту влияния Византии и просвещалось светом веры Христовой. Этому способствовала веротерпимость хазар, так что во 2-ой половине VIII века на их землях создаётся Доросская митрополия из 7 епархий. В столице Хазарии г. Итиле размещается кафедра епископа Астильского. Император Михаил III и патриарх Фотий в 861 г. направляют в каганат миссию во главе с братьями Константином (Кириллом) и Мефодием. Они встречаются с каганом, царём и знатью, ведут богословские споры с евреями и мусульманами и крестят 200 человек, возможно из славян, находившихся под игом каганата.
История отмеряет каганату недолгий срок — в 965 г. князь Святослав берет Итиль, Саркел и Семендер, а в 985 г. уже князь Владимир добивает хазар.
Крепнувшая Русь ставит на берегу Керченского пролива г. Тьмутаракань, где в 1023г. князь Мстислав закладывает православную церковь. В сферу влияния этого княжества попадают и земли Нижней Волги и Дона. Под именем Саксин восстанавливается г. Итиль, а Саркел превращается в русский град Белая Вежа в начале XI века.
Новая страница в истории православия на Нижней Волге связана с монголами. Они также оказались достаточно веротерпимыми. В 1261 г. по инициативе митрополита Кирила II и князя Александра Невского возникает Сарайская епархия. В Орде живёт множество христиан из русских, кипчаков и черкесов, приходят княжеские и церковные посольства, повсеместно строятся храмы. Первым епископом Сарайским стал Митрофан. Известна важная роль Сарайских владык в дипломатических сношениях Орды, Руси и Византии.
Авторитет Сарайских епископов ещё более возрос со 2-ой половины XV века, после перенесения кафедры в Москву на Крутицское подворье. Они становятся помощниками митрополитов Московских и всея Руси и, прозываясь владыками Крутицкими, Сарайскими и Подонскими, правят до создания Казанской епархии в 1555г. Юрисдикция Казани распространяется на Астрахань и Самару, Саратов и Царицын. Последние два городка затем будут приписаны к Астраханской епархии, открывшейся в 1602г. В 1799г. Саратов обретает собственную кафедру – Саратовскую, вобравшую Царицынский уезд. А с 1828 г. епископы, как правило, носят титул Саратовских и Царицынских.
Волгоградский Свято-Духов мужской монастырь — мужской православный монастырь, преобразованный в 1912 году из архиерейского подворья, выстроенного в 1908—1911 годах иеромонахом Илиодором (Труфановым) по благословению епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганёва). Получил всероссийскую известность благодаря агрессивным черносотенным проповедям Илиодора, на которые собирались многотысячные толпы, а затем голодовкой прихожан, протестовавших против выдворения иеромонаха из города.
Был преобразован в женский монастырь в 1913 году, закрыт Советской властью в 1918 году. Служил исправительным лагерем, коммуной, детским домом, общежитием, ремонтной мастерской и воинской частью. Вновь открыт в 1992 году архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом. На территории монастыря находятся резиденция волгоградского архиерея и Православный университет Сергия Радонежского.
Основан в 1871 году в виде женской общины при посаде Дубовке на правом берегу реки Волги, в 40 километрах от города Царицына (нынешнего Волгограда). На устройство обители пожертвовали по 18 тысяч рублей протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Посохин. В 1892 году община становится внештатным общежительным женским монастырём. В начале XX века в монастыре было около 270 сестёр.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт, в его зданиях размещались различные учреждения. Были разрушены храмы Вознесения Господня и Пресвятой Богородицы, а также стены.
В 1991 году монастырь возрождён. В начале 2000-х годов настоятельницей была сестра Анна (Ерофеева).
Монастырь основан в 1693 году иеромонахом (впоследствии игуменом) Никанором.
К 1711 году были построены ряд зданий, а в 1716 году — храм Вознесения Господня. Считался (наряду с Усть-Медведицким Спасо-Преображенским монастырём) одной из обителей Всевеликого Войска Донского[1]. В 1788 году, по указу Екатерины II, монастырь был упразднён.
В 1798 году, благодара ходатайству казаков, гарантировавших его материальную поддержку из войсковых средств, монастырь был восстановлен, но оставлен вне штата. В монастыре было разрешено проживание 36 насельников.
В 1844 году, распоряжением епархиального начальства, настоятелями монастыря стали архимандриты. С 1867 по 1872 годы в монастыре проживал на покое епископ Донской Иоанн (Доброзраков).
Адрес: 403530, Волгоградская область, посёлок Клетский, станица Кременская.
Проезд: на автобусе до ст. Новогригорьевской, паромная переправа через Дон, далее на попутном транспорте.
Приход преподобного Серафима Саровского учреждён 17 сентября 1993 года. Первым настоятелем Прихода был иеромонах Тихон (Соловьев).
С 2001 Указом Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа Приход возглавляет протоиерей Пётр Симора.
Первоначально Богослужения совершались в специально оборудованной часовне.
С 2003 года богослужения совершаются в храме.
В 2005 году, по благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского начата роспись стен храма, завершить которую планируется в начале 2013 года.
В 2006 году на территории прихода было построено здание крестильного храма, который по благословению Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа был назван в честь святой блаженной Пераскевы Дивеевской.
Адрес: Россия, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Мира 109 "а"