Измарагд

Измарагд в современных переводах

Содержание

Из «Измарагда» 5. Слово Иоанна Златоуста, как, не ленясь, читать книги 27. Слово из Патерика. О черноризце. Давшем ризу свою нищему. Что он дал ее самому Христу 28. Слово о милостыне Сирахово 29. Слово о милостыне. И смирении 30. Слово о милостыне. О том, что дающий нищему Христу дает и примет сторицей 31. Слово о милостыне. О том, как ею избавимся от всякой напасти и получим царство небесное 32. Слово о Созомоне. О том, что дающий милостыню нищему Богу взаймы дает и сторицей примет 33. Слово о милостыне Венедикта. Как выкупил нищего убогого, выпросив золото 34. Слово о спасшемся от болезни благодаря милостыне. А потом, раскаявшись, умер 39. Слово из притчи и о воспитании детей родителями 96. Слово святых отцов о воине 145. Слово святого Нифонта о русалиях 160. Слово из патерика, как не следует покидать церковь, когда там поют 173. Слово Иоанна Златоуста о тех, кто не встает на заутреню  

 

Из «Измарагда»

Подготовка текста, перевод и комментарии О.В. Творогова

«Измарагдом» («смарагд» – по-гречески «изумруд») в древнерусской книжности именовался сборник устойчивого состава, включавший либо 88 глав (первая редакция «Измарагда»), либо 165 (вторая редакция). «Измарагд» предназначался для домашнего чтения и ставил своей целью наставлять в основных правилах морали и христианских добродетелях: статьи «Измарагда» осуждали сребролюбие, злобу, пьянство, скупость, побуждали к чтению «Божественных» книг, к строгому соблюдению церковных обрядов. Верующих призывали жить в «страхе Божьем», грозили им Страшным судом и адскими муками за прегрешения и т. д.

Рассчитанный на домашнее чтение мирян, не искушенных в книжной премудрости и богословии, «Измарагд» излагает свои наставления простым языком, часто использует жанр нравоучительного сюжетного рассказа и притчи. «Измарагд» пользовался в Древней Руси большой популярностью. До настоящего времени сохранилось множество его списков XV–XVII вв.

В данной публикации представлены семь глав из второй редакции «Измарагда». В них отражены основные темы сборника: наставление о необходимости чтения книг (гл. 4), осуждение мирских радостей и народных празднеств (гл. 33), наставление о поведении в церкви (гл. 38), наставление о воспитании детей в «страхе Божьем» (гл. 53), осуждение пьянства (гл. 71), слово, в котором автор пытается объяснить причины неожиданной смерти, настигающей порой и добродетельных людей, осуждает своеволие (гл. 82); восходящее к византийской легенде сказание о воине (гл. 131) развивает апокрифическую тему о «мытарствах» – испытаниях, которым подвергаются души умерших.

По этим главам можно составить представление и о разнообразии литературных приемов, употребляемых в «Измарагде»: иногда это довольно бесцветные наставления, пересыпаемые цитатами из Священного писания и сочинений византийских проповедников (как в гл. 4, 53 и отчасти 71), а иногда – и довольно часто – сюжетные рассказы и притчи. Так, гл. 33 стремится отвратить читателя от пристрастия к мирским развлечениям с помощью сюжетного рассказа о том, как радуются бесы и сам сатана, глядя на поюших и пляшущих христиан. Идея гл. 38 – не следует покидать церкви до окончания службы – явилась сюжетообразующим мотивом в рассказе о чудесном спасении благочестивого юноши. В гл. 131 осуждение одного из грехов также облечено в форму устрашающего воображение рассказа о муках, претерпеваемых грешником после смерти. Это обилие в «Измарагде» нравоучительных, но в то же время занимательных рассказов, вероятно, немало способствовало его популярности.

В основу публикации положен список «Измарагда» XVI в. (БАН, 13.2.7), который был сопоставлен с несколькими списками конца XV–XVI вв. Слова, исправленные и дополненные на основе этих списков, выделены курсивом.

5. Слово Иоанна Златоуста, как, не ленясь, читать книги

Многие из-за того, что не читают божественных писаний, с пути истинного совратились и, заблудшие, погибли. Другие же, и читая книги, но не обладая умом совершенным, с пути истинного совратились; допустил это Бог за гордыню их, ибо, разумом обладая, по своеволию своему не творят дел праведных.

Если муж книжник, но пьяница, то не может он обрести путь к истинному спасению. А если кто, смысла книг не понимая, мудрствует, то такой подобен стене, без подпор стоящей: если подует ветер, то рухнет. Так и тот, кто мудрствует, а не книжник, – если подует на него ветер греховный, то падет, не имея опоры в словах книжных и в мудрости книжной. Если же и то и другое видится в человеке, то это – словно два глаза в теле, глядящие зорко. Птицам для того даны крылья, чтобы избежать силков, расставляемых людьми, а людям – книги, чтобы обнажить перед ними весь обман дьявольский. Много ведь козней творит коварный дьявол, чтобы совратить человека: одного гневом наполняет, а другого поражает стрелой зависти, иного толкает на воровство и на обиды другим, а иных созывает на зрелища, и на игры, и на пляски, а иных влечет к пьянству и блуду, а в иных спесь обостряет и скупости их учит, а иного – на вздорные россказни и на пение под хлопанье в ладоши толкают и к гуслям влекут, а иных ленью опутывают, чтобы не ходили в церковь.

Многих соблазняют, стремясь нас от Бога отлучить и отвратить нас от царства небесного. Бог святыми книгами открыл людям все соблазны коварного дьявола, чтобы не прельстил тот боящихся Бога. И против дьявола даровал нам честной крест, а против сетей его – святые книги, слушая которые и творя сказанное в них, обретем мы жизнь вечную и со святыми ликованье во Христе Иисусе, Господе нашем.

перевод О.В. Творогова

27. Слово из Патерика. О черноризце. Давшем ризу свою нищему. Что он дал ее самому Христу

Один черноризец имел две одежды. Одну новую. А другую ветхую. И пришел к нему один нищий. Зимой на нем не было и куска ткани. И попросил у него одежды. Он же принес ему хлеб, говоря: Не имею ничего, кроме этого. Убогий же продолжал плакать, говоря: Помилуй меня, мне нечего носить. И умилосердился монах. Он вошел в свое жилище и оделся в более новую одежду. И дал ему ветхую. И когда подавал ему ее, помыслил в себе: Не сотворил я совершенной любви. Оставив себе новую. И подав ему ветхую. Ведь у тебя есть келья. И можешь работать. А у него ничего такого нет. И позвал нищего, говоря: Дай мне то, что я тебе дал. И подам тебе новую, ‒ и взяв у него, оделся в нее. И дал ему лучшую. И взяв нищий одежду, продал ее в городе. И досталась она одной женщине. И пришел монах в город продать свое рукоделие. И увидел, что одежду его носит женщина. И прошла эта женщина один раз и другой мимо того места, где сидел монах, и он узнал, что это его одежда. Та, что он дал нищему. И опечалился он от этого. Пришел печальный в свою келью, плача и говоря: Не лучшим образом я поступил. Разве приятно Богу, что лучшая моя одежда попала в руки этой женщины. И он заснул, в печали и не поев. И вот увидел во сне Исуса, носящего его одежду. С человеколюбием тот ткнул его в ребра. И сказал монах: Кто ты, господин? Отвечал ему: Я Исус, посмотри на меня. Тот посмотрел и увидел, что Исус носит ту одежду. Что он дал нищему. А в комнате засиял свет. И сказал ему: Узнаешь ли ее? Он же сказал: Да, Господи, это моя. И сказал ему Исус: Не печалься. Когда ты отдал ее брату тому. Я принял. Поэтому не печалься. И порадовался монах заботе Божией о людях. О Христе Исусе Господе нашем.

Pro-Life.ru: Движение в защиту жизни

28. Слово о милостыне Сирахово

Детки, прислушайтесь к тому, чему я учу вас. И будьте милостивы. Ведь палящий огонь погасит вода. А милостыня очистит грехи. Не отвращай взгляд от нуждающегося нищего. И не заставляй испытывать скорбь алчущую душу. Не проходите мимо просящего, ничего не дав ему. Свое богатство для человека ‒ избавление души, ведь тот, кто милует, будет помилован. Господь любит милостивого человека. Поэтому не проходите мимо убогого. Добро творите немощному, и возвратит вам не он, но Всевышний. Милостыня человека ‒ как печать с ним. Творящий милостыню взаймы дает Богу, и тот избавит его от всякого зла. И против врагов встанет, защищая тебя. Господь знает, как избавлять от напасти доброчестивых. А неправедных в судный день предает мучению. Сокрушит Господь чресла нечестивых, и не будет добра не дающему хлеба просящим. Говорит Владыка Христос: Блаженны милостивые. Ибо они помилованы будут. И суд без милости не творящим милостыни.

Pro-Life.ru: Движение в защиту жизни

29. Слово о милостыне. И смирении

Что подобает милостыню творить с желанием. Не знает разницы между злым и добрым, или праведным. В телесных потребностях. Но всем одинаково, что необходимо, раздает. Если ты насытился пищей, различными блюдами. Накорми алчущего хлебом. Напился разными напитками. Дай жаждущему одну чашу. Согрелся во многих мягких и дорогих одеждах. Приодень трясущегося зимой простейшей одеждой. Ты возлежишь в прекрасном и высоком доме. Введи скитающегося по улицам в дом свой. Возвеселился с кем-то своим веселием. Развесели скорбящего. Обрадовался о чем. Обрадуй сетующего. Тебя почтили как богатого. Почти ты убогого. Пусть будет твоя семья служителем Божьим пресвитерам. И всякому церковному чину. Будь, по Иову, глазом слепым. И нога хромым. Нагим одежда. Не имеющим крова кров. Пусть будет твоя нога часто ходящей к темницам и болящим. И к монастырям, святым домам. Богу нашему…

Pro-Life.ru: Движение в защиту жизни

30. Слово о милостыне. О том, что дающий нищему Христу дает и примет сторицей

Была жена християнка, а муж у нее ‒ язычник. Бедны были оба, имея только 50 великих сребреников. И сказал муж жене своей: Давай дадим эти сребреники взаймы. Если же по одному будем их брать ‒ их не останется. Отвечая же, добрая та жена сказала ему: Если хочешь дать взаймы, дай Богу християнскому. И сказал ей муж: И где же Бог християнский. Чтобы нам дать ему взаймы. Сказала ему жена: Я тебе покажу его. И если ему дашь взаймы. То не потеряешь их. Но и процент тебе даст. И капитал твой увеличит в два раза. Он же сказал: Пойди, покажи мне. И дам ему взаймы. Она же, взяв его, повела во святую церковь. И показала ему нищих, говоря: Им дай их. И Бог християнский возьмет их. Ведь все эти ‒ его. Он же с радостью раздал 50 сребреников нищим. И пошел в дом свой. И через три месяца им стало не хватать пищи. И сказал муж: О жена, не хочет ли Бог християнский подать нам от долга того? Ведь мы обнищали. И сказала жена: Иди туда, где положил. И подаст то, что хочешь. Он же пошел в церковь. И был на месте, где сребреники раздал нищим. И обойдя всю церковь, не нашел никого. Кто хотел бы ему что-то подать. Но токмо одних убогих сидящих. И думал он про себя: с кем заговорить и с кого спрашивать? И увидел: у него под ногами на мраморе лежит одна сребреница. И наклонившись, взял ее. И пошел в дом свой. И сказал жене своей: Ходил в церковь вашу. И веру имей мне, жена. Не видел, как ты сказала мне, Бога християнского, никто ничего мне не дал, только сребреницу эту нашел, лежащую там, где я раздал 50 сребреников. Тогда сказала ему чудная та жена: Это и есть, что подал он тебе невидимой силой. Ведь он невидим и невидимой силой управляет миром. Но иди, господин, и купи нам что-то на сегодня поесть. И снова он тебе даст. Он же пошел и купил им хлеба, вина и рыбы. Принес и дал своей жене. Она, взяв рыбу, начала ее мыть. И распоров, нашла в ней камень, совершенно удивительный. И не знала, что это такое. И сохранила его. И когда муж пришел, показала ему камень, говоря: Этот камень я нашла в рыбе. Он же увидев, удивлялся его красоте. И он тоже не знал, что это такое. И сказал: Пойду продам его. Пошел и пришел к торговцу серебром, и говорит ему: Хочешь купить этот камень? Тот говорит: Сколько хочешь за него? Говорит продающий: Ты знаешь, чего он стоит. Купец говорит: Возьми. Пять сребрениц. Продающий же, думая, что он шутит с ним, говорит: Дашь ли столько? Купец же, подумав, что он смеется над ним, отвечает: Да возьми десять сребреников. И сказал купец: Да возьми пятнадцать. Он же ничего не отвечал, а тот и до 30, и до 40, и до 50 сребрениц давал ему. Тогда продающий подумал про себя: Если бы цена этого камня не была огромной, то он не давал бы за него 50 сребреников. И начал увеличивать цену. Купец же, подняв цену до 300, начал заклинать его, чтобы тот взял. Тот же взял серебро и отдал ему камень. И пришел к жене своей, радуясь. Она, видя это, говорит: За сколько продал? ‒ думая, что за 5 или за 10 медниц. Он же достал 300 сребреников и дал ей говоря: Вот, за столько. Она же, удивляясь благодати человеколюбивого Бога, сказала мужу своему: Видишь ли, как благ Бог християнский, и премудр? Не только 50 сребреник и процент подал тебе. Видишь: нет другого Бога ни на небе, ни на земле. Он ‒ один. Уверовал муж и в результате такого испытания стал християнин. И прославил Христа Бога нашего. Ему же слава и честь…

Pro-Life.ru: Движение в защиту жизни

31. Слово о милостыне. О том, как ею избавимся от всякой напасти и получим царство небесное

Жил христолюбивый человек в Александрии. Чиновник великого Скорения воеводы. Боящийся Бога. И творивший много милостыни. Был у него обычай подавать милостыню в определенном количестве как благословение от своей семьи одной и той же группе нищих каждый месяц. Дьявол не вытерпел милостыни этого христолюбца. Позавидовал ему. И натравил он на него злоумышленников. Те пошли и оклеветали его перед Скоринием воеводой. И разграбили все его имущество. И имущество жены и детей. И тестя. И порадовался дьявол. Что будет ему нечем милостыню творить. Но христолюбец не перестал милостыню творить. И сам будучи нищим. Ведь написано, что и за чашу холодной воды человек получит награду. И когда прошел месяц. По обычаю пришли нищие. Взять обычную милостыню. Благословение от семьи его. Христолюбец же, с усердием и радостью душевною дал им, что имел. Дьявол же, увидя прилежную его милость к Богу, не стерпя этого, исчез, как прогнанный светом. Пришли нищие и в следующий месяц, и взяли обычную милостыню. И на 3-й месяц нищие пришли и сказали рабу христолюбца, которому было поручено давать милостыню: Скажи господину, чтобы дал нам милостыню по своему обычаю. Раб же сказал господину своему: Что они приходят и забирают? У тебя мало осталось. Отвечал его владыка: Если мы не сделаем этого, придет гнев Божий на нас, если не позволим им. Но пока у меня будет хотя бы одна мера, и ту разделим с ними. Бог же видел милостивое его сердце. И не презрел своего раба. Но вложил ему мысль в сердце. И сказал он: Я оклеветан. Пойду и припаду в день воскресный к воеводе, чтобы он помиловал меня. И сел на коня и поехал и упал на лицо свое перед воеводой, говоря: Молю вашу милость, помилуйте меня. Либо в жизнь, либо в смерть. Я, такой-то, раб твой, молю тебя. Я оклеветан. И испытайте оклеветавших меня и меня. И если найдете меня виновным. Повелите на уды раздробить. И повесьте меня вниз головой. Если я оклеветан ‒ помилуйте меня Бога ради. Установил воевода Скориней, что он оклеветан и велел ему все возвратить. А на оклеветавших его воевода ужасно разгневался. Все это было из-за его милостыни. И мы, в напастях, случающихся нам, да не перестанем молиться Богу, дела наши исправляя, ожидая от него богатой милости. Богу нашему…

Pro-Life.ru: Движение в защиту жизни

32. Слово о Созомоне. О том, что дающий милостыню нищему Богу взаймы дает и сторицей примет

Жил один человек в Иерусалиме. Созомон именем. Идя по городу, он встретил нищего скорбящего. И сняв с себя, отдал ему свое одеяние. И пошел своей дорогой. Было это во время жатвы. И день приближался к вечеру. И ненадолго заснув, тот человек был в восторге. И оказался рядом с неким чудесным домом. В котором был чистый свет. И разные сады, где росли разные плоды. И этот плод был благовонным. А ветви склонялись до земли. И разнообразные птицы сидели на верхушках деревьев. И пели прекрасную песню, не умолкая. Так что голос их был слышен от земли до неба. И сады раскачивались в великой славе. И когда он увидел все это, подошел к нему некий человек и сказал: иди за мной. И пришли они к крытой золотой колоннаде. И в просвете между колоннами он увидел другие двери. И прекрасные палаты. И когда Созомон смотрел на это, вышли из палат тех мужи крылатые, светящиеся как солнце, неся четыре ковчега. И когда ангелы проходили мимо чудных тех дверей, понял Созомон, что они шли у к нему. И встав напротив него, они поставили те ларцы и ждали, когда к ним придет некий вельможа. И видел Созомон, как вышел из палат тех прекрасный муж и подошел к ангелам, держащим те ларцы. И сказал: Покажите человеку этому, что ему хранит та одежда. И с тех пор, как он помиловал нищего. И открыли один из золотых ларцов. И начали выкладывать рубахи. И царские облачения. И расстилали их перед ним, говоря: Господин Созомон, угодны ли они в очах твоих? Он же сказал: Я не достоин смотреть даже на их тень. И показывали ему пестрые и золотые. И были они числом до 1000. Сказали ему: Дающий нищему сторицей примет. И жизнь вечную наследует. Сказал ему повелевающий ангелами: Тебе говорю, Созомон, вот сколько уготовал я тебе благ. За одну одежду, которой ты одел меня, увидев нагим. Иди и поступай так же. И воздастся тебе сторицей. Отвечал Созомон, в страхе и радости: Господи мой! Действительно так? Тот, кто творит милостыню, примет сторицей и станет причастником жизни вечной? Так тебе говорю: Не раскаивайся о милостыне. Не укоряй нищего в том, что что-то дал ему. Тогда вместо награды получишь двойную награду. И услышав это, Созомон воспрянул от сна. И дивился видению, и встав с ложа, сказал: Раз так говорит мне Господь, то и другую одежду дам просящим. И в следующую ночь тот же сон видел. И наутро, встав, раздал нищим все, что имел. И отвергся мира. И стал чудесным черноризцем.

Pro-Life.ru: Движение в защиту жизни

33. Слово о милостыне Венедикта. Как выкупил нищего убогого, выпросив золото

Был в Римской стране черноризец. И чудотворец, весьма славный. Именем Венедикт. Святой и чудесный. Настолько, что и мертвых воскрешал. Он был чрезвычайно милостив. И щедр ко всякому просящему. Отец многим монастырям. Совершенно ничего своего не имел. Братия, собранная им, пребывала в убожестве и все раздавала ‒ как говорит слово Господне ‒ со всем усердием. Так они поступали с братией, что во всех его монастырях невозможно было обнаружить ни одного златника. В один же из дней один верующий оказался в беде: одолживший ему деньги потребовал вернуть. Святой же, не имея, что дать ему, но будучи одержим милостыней, сказал ему кротким голосом: Брат, прости меня сейчас, ведь у меня нет 12 златников, что ты просишь. Но пойди и приди через два дня. И пребыл святой на молитве. Прося у Бога выкупа должнику. В третий же день пришел должник к Божию человеку. А в монастыре был сосуд, в котором стояло сочиво. И над сочивом молитвами святого отца обнаружилось тринадцать златниц. Взял их святой и скорбя отдал, говоря: Иди, чадо. 12 дай одолжившему тебе. А один оставь себе для того, что нужно твоей семье. Все это умеет делать всемогущая милостыня и отказ от имущества Христа ради.

Pro-Life.ru: Движение в защиту жизни

34. Слово о спасшемся от болезни благодаря милостыне. А потом, раскаявшись, умер

Один человек в Константинограде разболелся. И приблизившись к смерти, дал нищим 30 литр [денежная единица]. И благодаря этой милостыне выздоровел. И будучи научен дьяволом, начал тужить о золоте, раскаявшись в том, что сотворил милостыню. И рассказал своему богатому другу. Тот же сказал ему: Ни в коем случае, человек, не принимай этого злого совета. А то прогневишь Владыку, воскресившего тебя за милостыню. И наведет на тебя внезапную смерть. И отойдешь без покаяния. Но тот его не слушал. И даже с гневом от него уходил. И сказал друг: Если ты не слушаешь моих слов, которые тебе во спасение, примешь свое. А я тебе скажу другой совет. Тот же сказал: Какой? И как же ответил истинный милостивец? Или со мной в церковь и скажи: Хоть это я сотворил милостыню, но она ‒ его. И я дам тебе 30 литр. Тот обещал так и поступить. Пришел к церкви. Принял в руки золото. Как они и договорились. Выходя же из дверей церковных. Упал и умер. И всех, находившихся там, объял страх и трепет. И воздали они песнь праведному судии Богу. А когда клирики велели господину того золота взять свое, он отказался, сказав: Да не будет у меня даже помышления взять его. Ведь я отдал его Господу Богу, оно ‒ его. И в вышних сокровищах записано. Не могу иметь его в своей власти. Так и Анания с женою Самфирью отдали Богу цену своего земельного участка. И утаив цену, внезапно умерли. Невозможно пренебречь Богом. И все слышавшие получили пользу. И отдали нищим 30 литр золота умершего.

Pro-Life.ru: Движение в защиту жизни

39. Слово из притчи и о воспитании детей родителями

Благослови, отче!

Люди, внимательно вслушайтесь в сказанное: «Наказывайте смолоду детей своих». Вещает премудрость Божья: «Любящий сына своего палки для него не пожалеет. Наказывай его в юности, чтобы он принес тебе покой в старости. Если же смолоду не накажешь, то ожесточится и не покорится». Рассказывается же в книгах Четырех царств такое: «Был некий иерей по имени Илья, смиренный и очень кроткий, И было у него два сына, которых не наказывал он, когда и зло творили, не учил их страху Божьему, но давал им во всем волю. Они же, в буйстве и не ведая наказания, всегда зло творили. И сказал Бог Илье: «Раз не воспитал ты сыновей своих, то оба сына твоих от меча погибнут. И ты сам, и весь дом твой страшно пострадаете из-за сыновей твоих».

Послушайте, братья: «Хотя бы и богоугодно вы жили, но если кто из вас не наставлял детей своих в страхе Божьем, то за это пострадает». Да если и в Ветхом завете это было, то что же нам следует принять, в Новом завете живущим? Если кто не наказывает своих детей, то (как говорит об этом Златоуст): «Если кто детей своих не учит покоряться воле Божьей, то осужден будет суровее, чем разбойник: убийца ведь тело умертвляет, а родители, не воспитывающие детей, душу губят». Но вы, братья и сестры, наставляйте смолоду детей своих в законе Божьем, чтобы страх Божий укоренился в них. Если же не слушаются тебя твои дети, то не щади их. Как вещает божественная премудрость: «Шесть ударов или двенадцать – сыну или дочери. Если же велика провинность, то двадцать ударов плетью». Учите же детей своих Бога бояться, а дурных обычаев избегать, и будет это в помощь душе вашей. Не оставляйте детей без наказания. Если и палкой побьешь – не умрет, но еще здоровее будет. Душу его спасешь, если накажешь. Имеешь ли ты дочерей – держи их в страхе, чтобы оградить их от плотского, не будет посрамлено лицо твое, если выдашь дочь свою замуж непорочной, и перед всеми похвалишься ею. Если же любишь сына своего, бей его часто, и тогда впоследствии порадует он тебя и хвалы удостоишься от всех знающих тебя. Воспитай чадо свое в строгости и обретешь почет и благословение от Бога. Не дай в юности воли чаду, но наказывай его, пока растет. Иначе, огрубев, не станет слушать тебя и будут тебе от него огорчения великие, и мука душевная, и скорбь немалая, и дома разорение, и богатства утрата, и укоры соседей, и позор перед недругами, и штрафы властелинам, и горькая обида.

Поэтому, братья и сестры, наказывайте детей своих не только словом, но и побоями. Тогда и ныне не будете ими посрамлены перед людьми и в будущий век не примете мук с ними.

перевод О.В. Творогова

96. Слово святых отцов о воине

Был в Картигании во времена патрикие Никиты некий воин в военном лагере. В городе том был страшный мор. И тот воин, покаявшись в грехах своих, покинул город и ушел с женою в село, и тут зажил безгрешно. Дьявол же, не терпящий спасения каждого, совратил того на прелюбодеяние с женою его крестьянина. И через несколько дней укусила его змея, и он умер. Был в одной версте от того места монастырь, туда и отвезла жена умершего своего мужа, и погребли его в третьем часу дня.

И когда начали отпевать, на девятый час услышали вопль: «Помилуйте меня! Выведите меня отсюда!» Пришли все в ужас, и пошли, и раскопали могилу, вывели того и стали расспрашивать, желая узнать, что с ним было. Он же ничего не мог сказать, только плакал и всхлипывал. И отвели его к игумену, но не мог воин еще три дня говорить и едва на четвертый день поведал со слезами:

«Я, отцы и братья, когда умирал, то увидел страшных бесов, подошедших ко мне, и ужас охватил мою душу. И потом увидел двух юношей, прекрасных видом и лицом, которые душу мою взяли, и вознеслись мы от земли, и достигли мытарств, где в воздухе вопрошают проносящиеся мимо души: одних – о лжи, других – о клевете, зависти, укорах, гневе, гордости, пьянстве, воровстве, скупости и о прочих грехах. Каждый из них был испытываем в воздухе. И достигли мы мытарства блудного, что у врат небесных. И тут задержали меня, обо всех блудодеяниях моих вспоминая, какие совершил я в течение жизни начиная с двенадцати лет. И сказали ангелы: «Покаялся он обо всем, и простил его Бог». Они же сказали: «После покаяния соблудил в селе с женою крестьянина своего». Отошли ангелы, оставив меня, а бесы, схватив и жестоко избивая, свели на землю. И расступилась земля, в преисподнюю, в темницу адскую, ввели меня, где души грешные заключены в земле тьмы вечной, как говорил Иов: «Где света нет людям, но вечные страдания, и бесконечные муки, и печаль непрестанная, и плач, невыразимая туга всегда». «О горе!» – взывают и отчаянно вопят. Невозможно о страданиях тех рассказать. Из глубины сердца стонут, но нет никого, кто помиловал бы их, плачут и молятся, но нет никого, кто бы им помог. С ними и я был заключен в тех же местах и, плача, находился там до девятого часа. И увидел, что пришли два ангела, и стал я истово молиться им, чтобы меня вывели оттуда, и дал обет сердечный покаяться. Они же отвечали мне: «О человек! Уже напрасны мольбы твои». Я же плакал горько и искренне, и сказал один другому: «Поручишься ли за него?» Он же ответил: «Охотно поручусь: от сердца ведь кается». Тогда ангелы привели меня на землю, в гроб, к телу моему. И с отвращением не решался я в тело свое войти, было оно как грязь черно и издавало сильный смрад. И сказали мне ангелы: «Нельзя иначе покаяться, как не в теле, которым согрешил». Я же умолял их, чтобы мне в тело не входить. Они же сказали мне: «Войди человек в тело. Если же нет – то отведем тебя туда же. Войди же – да иным дашь пример своим покаянием». И тогда увидел я, что вошел через рот, и начал взывать: «Помилуйте меня!» И так вывели меня».

И сказал ему игумен: «Возьми поешь, брат!» Воин же не взял еды ни крошки, но, переходя с места на место, каялся и плакал горько и говорил людям со слезами: «О братья! Горе грешников ждет. Беда же великая будет тем, кто оскверняет тело свое блудом». И, прожив сорок дней, отошел к Богу праведником.

Это Таласий-игумен и монахи все видели и нам на пользу написали и слушающим на благо о Христе Иисусе, Господе нашем.

перевод О.В. Творогова

145. Слово святого Нифонта о русалиях

Однажды шел блаженный Нифонт в церковь святой Богородицы на заутреню и увидел идущего мимо церкви демона, князя бесам, и с ним двенадцать бесов. И они, услышав церковное пение, пришли в ужас и в ярость и стали поносить князя своего, говоря ему: «Видишь ли, как славим Иисус рабами своими! Когда слышим мы пение это, лишь ужас охватывает нас. Горе нам, окаянным, ибо сила и крепость наша погибли. Пока царь наш был с нами, успешно одолевали мы христиан, но когда поднялись евреи против Христа и распяли его, с тех пор сокрушена сила наша. Иисус ведь, связав его, в огненной преисподне повелел его заточить. С той поры сила царя нашего сокрушилась и надежда наша растоптана». Так бесы укоряли князя своего. Он же сказал им: «О том ли вы печалитесь, что славим Иисуса в церкви Марииной? Напрасно об этом скорбите. Очень скоро все переменится, а нас многие станут славить мирскими песнями и плясками. И теперь подождите немного, увидите, что славить начнут нас, а о Иисусе и не вспомнят».

И после обедни случилось так, что пошел человек, приплясывая под звуки сопели, и за ним – множество народа: одни пели и в ладоши били, а другие плясали. И, увидев это, окаянные бесы обрадовались радостью великой и начали прельщать тех – кого на игры и на пляски, а кого – на песни. А некий муж богатый смотрел из палат своих, и подучил его бес – велел перед собой играть и плясать. И, достав серебряную монету, дал ее музыканту. Тот же положил ее в суму. А бесы, вытащив ее, послали к отцу своему сатане в бездну. И сказали посланному бесу: «Иди и скажи отцу нашему, связанному там Иисусом Назарянином: «Этот дар послал тебе Алазион-князь. Будет он тебе в знак чести, отец, мы – рабы твои и многих соблазнили христиан, врагов наших». И сказав так, вручили бесу серебро и медь, полученные музыкантом за игру. И возгордились этим коварные бесы.

Дойдя до адского жилища, вошел туда посланный бес и принес пагубные дары сатане. Тот же, взяв, очень обрадовался и сказал: «Всегда получаю я жертву от поклоняющихся идолам, но не могут они меня так порадовать, как эти <дары> – принесенные от христиан». Так изрек сатана и вернул посланному к нему бесу все, что тот принес ему, и сказал: «Иди, и призывайте христиан к играм, и к пляскам, и к иному, мною любимому». И поспешил бес к пославшим его, и поведал им слова сатаны, и серебро и медь снова вложил в суму Оптиолу-музыканту. Бесы же отправились искушать и других людей.

Все это блаженный Нифонт видел очами сердца своего, и сетовал о заблуждениях христиан, и многих наставлял, чтобы сторонились игр и не ходили смотреть на них, ибо как труба собирает воинов, так чтение книг ангелов Божьих собирает, а сопели и гусли собирают вокруг себя бесстыдных бесов, а любящий сопели и гусли сатану славит, а кто чтит и одаривает музыкантов – тот беса коварного одаривает. Если кто не оставит деяний этих проклятых, то осужден будет с иноверцами и с идолопоклонниками. Богу нашему слава!

перевод О.В. Творогова

160. Слово из патерика, как не следует покидать церковь, когда там поют

О том, что случилось в древности, поведал нам некто из благоверных. Был некий муж богобоязненный, и имел он единственного сына. А в стране той был сильный голод. Обнищал богобоязненный муж и сказал сыну своему: «Чадо, видишь, как обеднели: нечего у меня есть. Если хочешь, продам я тебя, и ты будешь жив, и родители твои не умрут от голода». И сказал ему сын: «Делай, отец, как хочешь». Отец же, взяв с собой сына, отвел его к одному из вельмож и получил деньги за сына своего. И сказал ему: «Чадо мое! Вот что завещаю тебе: когда идет служба в святой церкви, не посмей покинуть ее, пока не окончится». Сказав так, возвратился в дом свой. Послушный же отрок следовал завету отца своего.

По прошествии года увидел он как-то госпожу свою блудящей со слугою. Никому о том не поведал, но молил Бога, чтобы простил тем грех их. Однако госпожу его охватил гнев, и она, не в силах перенести позор свой, сказала мужу своему: «Этот новокупленный раб не надежен, ибо замышляет убить тебя. Так лучше его убить, чем он убьет тебя – жизнь мою». Так говорила коварная и блудливая жена своему мужу. Он же, лживые ее слова услышав, поверил им и приговорил праведного к смерти, а тот и не догадывался. И договорился с эпархом: кого пришлю к тебе с полотенцем, тому отруби голову и отдай ее тому, кто придет к тебе вслед за ним. А имени не назвал ни одного из слуг. И, вернувшись домой, послал его, праведника, вручив ему полотенце. Он же, ничего не зная, пошел на смерть. И случилось ему проходить мимо церкви, и услышал пение божественной песни. Вспомнил он о завете отца своего, стал в церкви, ожидая окончания службы.

Госпожа же его, распаляемая гневом, поспешила послать к палачу виноватого. Тот же пошел и увидел друга своего, стоящего в церкви. Спросил тот этого: «Куда идешь?» Посланный же сказал: «Велено мне к палачу идти». И другой сказал: «И я к тому же послан с полотенцем этим. Отнеси ты, что мы будем оба трудиться». Тот же, взяв полотенце, пошел. И в тот же час отрубил палач голову виноватого и завернул ее в полотенце.

Когда же окончилась божественная служба в церкви, пришел к палачу и праведный тот отрок. Палач же, взяв голову, отдал ему и сказал: «Отнеси к господину своему». Госпожа же и господин удивились, что вернулся живым посланный на смерть, а пошедший за головой его – умер. И расспросили его. Отрок же рассказал перед всеми: «Я не ослушался завета отца своего, простоял в церкви до окончания службы. Друг мой поспешил, и я отдал ему полотенце. Он погиб страшной смертью, а я вернулся живым». И все прославили Бога, что спасся отрок от смерти, соблюдая заповедь отца, а виновный умер страшной смертью.

Об этом, братья и сестры, услышав, не покидайте церкви прежде окончания службы, а особенно во время литургии, и будете избавлены от бед и благополучно проживете. Богу нашему слава!

перевод О.В. Творогова

173. Слово Иоанна Златоуста о тех, кто не встает на заутреню

Кто в жизни своей в лености пребывает, тот не спасется. Если поленишьcя встать к заутрене, то лиши тело свое еды в тот день до вечера. Написано же: «Праздный да не ест». Если же кто крадет – тот вину на себя берет. Так же вину возлагает Бог на тех, кто не встает к заутрене в церкви, если только не помешала тому болезнь или горе великое, но и от больного и от несчастного ждет Бог молитвы и служения душевного. Да никто пусть не осудит живущего в миру, с женой и с детьми, и в заботах о доме; не говорите: «Не могу Богу угодить». Видим мы многих угодников Божьих и в миру заповеди его творящих. Разве не был Давид богат, не царь ли он был, но так Богу говорил: «Семь раз на день славил тебя и снова, встав в полуночи, исповедался тебе». Так, если бывший царем семь раз на день воспевал Бога и, в полуночи встав, молился Богу, а столько горя перенес, то как же мы будем прощены, живущие в довольстве, если ленимся в церковь идти к заутрене, и на литургию, и на вечерню.

Что творишь ты, человек, беспутно и мерзко живущий, пропивающий час молитвы, любящий обычай неверных, ибо для тех веселье в пьянстве, а христианам следует – когда обедаешь, тогда и пить. А ты весь день сидишь, губя себя пьянством, и не способен к делам физическим и душевным, все в пьянстве растратив и душу и тело губя. Сказано ведь в законе: есть и пить следует в положеное время, а не пьянствовать. Многие же, пьянствуя, весь день губят, словно они – бессловесные скоты и звери, которые не думают о возмездии и Бога не знают. И не смеются ли они над нами: и мы, мол, несмысленные, того не творим, что делают эти люди ненасытные, покоя не знающие пьяницы, что льют в себя, словно в бездонный сосуд, пока не взбесятся от пьянства.

Два различных вида есть пьянства. И многие хвалят один из них, говоря: <уж лучше> тот пьяница, который, упившись, спит, словно мертвец. И словно идол валяется, и весь в грязи, и обмочится, и воняет. И лежит в час заутрени не в силах и головы поднять, рыгая, воняя от чрез меру выпитого, обмякший и потный. И до горла, точно мех, налит. Чем отличается от иноверцев такой? Видите, какое зло пьянство. Если кто пьяницей умрет, тот с иноверцами осужден будет. А бывает драчливый пьяница: дерется он, и сквернословит, и оскорбляет трезвенников, и боголюбцев поносит и укоряет. А если он властелин – того хуже: всех хочет подчинить своему пороку, боясь от трезвенников укора, их же ненавидит, а себе подобных любит, кто потакает ему и совращает его. Если так поступающий смерть примет, то осужден будет с идолопоклонниками.

перевод О.В. Творогова

Комментарии для сайта Cackle