Азбука веры Православная библиотека Церковное право Прочее Деяние Константинопольского Собора 1593 года, которым утверждено патриаршество в России

Деяние Константинопольского Собора 1593 года, которым утверждено патриаршество в России

Источник

(Переводено с греческого архимандритом Порфирием Успенским в 1850 году.)

В царствование Феодора Иоанновича благочестивейшого Великого Царя всея Великия России, и богочестивой его Царицы Ирины, первым святейшим Патриархом великороссийским в Москве поставлен был Иов, прежний митрополит сего города. Он принял высочайшую благодать патриаршества от святого Патриарха Константинопольского Иеремии, по разсуждению и избранию великороссийских архиереев, вместе с которыми присутствовали всепреподобнейший митрополит Монемвасийский Иерофей, и смиренный архиепископ Елассонский и Димоникский Арсений, в 7096 лето от создания мира, от рождества же Христова 1588-е, когда было великое собрание и литургия в всечестном и именитом храме Пречистыя Богородицы, что близ царских палат, который почтили и назвали патриаршим, в 26 день месяца Января, в который было и производство Κυρ Иова в Патриарха. Тогда служили литургию все архиереи, архимандриты и игумены великороссийские со всесвятейшим Патриархом Константинопольским Κυρ Иеремиею, в присутствии благочестивейшого Великого Царя всея Великия России, Феодора Иоанновича, окруженного вельможами и боярами его. По окончании литургии все прославили Бога, титуловали и многолетствовали Царя, благодарили Патриарха Иеремию, и новому Патриарху пели, ис поллá éти дéспота. За тем все отправились в большую трапезу Царя, тут угобжены были всеми благами и прославив Бога и многолетствовав царя, возвратились домой.

Смиренный архиепископ Елассонский и Димоникский Арсений.

Соборное Деяние.

Святого и священного великого собора, сошедшагося во имя Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и всеблаженныя Приснодевы Марии, нареченной, Утешение, в Константинополе, во дни благочестивейшого и боговенчанного Царя Московского и Самодержца всея России Феодора Иоанновича, под председательством святейших патриархов православных, всесвятейшого Иеремии Архиепископа Константина града и Патриарха Вселенского, и блаженнейшого Мелетия Папы и Патриарха великого града Александрии и судии вселенной, имевшого голос всесвятейшого Иоакима Патриарха Божия града великой Антиохии и всего Востока, и всесвятейшого Софрония Патриарха святого града Иерусалима и всея Палестины, в бытность знатнейшого посланника вышереченного Богочестивейшого царя, Григория Афанасьева, при заседании и преосвященнейших архиереев из всякой епархии восточной Церкви православных.

Блаженнейший Мелетий александрийский сказал: Вы знаете братие, что отличительный признак любви ко Спасителю Богу есть попечительность пастырская. Ибо сам Он говорит: Петре, любиши ли Мя? паси овцы Моя. По сей причине и мы многие подвиги и труды и опасности многократно переносили и переносим, как это знаете. И вот ныне я, быв приглашен в Константинополь письмами всесвятейшого патриарха вселенского, брата и сослужителя нашего, и прочих архиереев ради нужд Церкви, и притом получив письма из православнейшей Москвы от благочестивейшого Царя Феодора, я, заботясь о том и другом, то есть и о нужде Церкви и о царском деле, прошу ваше благоговеинство, по строгом разсуждении о речах моих, изъявить, что окажется справедливым касательно того, что будет говорено.

И так во первых, поскольку Церковь Христова, утвержденная благодатию Божиею, получила совершенство, и в догматах благочестия и в церковном благочинии, определениями и уяснениями самого Спасителя чрез посредство апостолов и отцов святых, пребывавших на земле, как на святом соборе 318 богоносных отцов в Никее, и на прочих шести вселенских соборах до седьмого, созванного во второй раз в Никее, так и на поместных православных соборах, бывших в разныя времена между седмью вселенскими, поскольку, говорю, православная Церковь получила совершенство не только в догматах боговедения и благочестия, но и в священно-церковном благочинии; посему справедливость требует, чтобы и мы устраняли всякое нововведение в ограде Церкви, зная, что нововведения всегда были причинами смут и разделения Церквей, и чтобы следовали определениям святых отцев, сохраняя все законоположенное ими, неизменно, без всякого прибавления и убавления, по первому правилу седмого вселенского собора, гласящему так: – «Приявшим священническое достоинство, свидетельствами и руководством служат начертанныя правила и постановления, которыя охотно приемля воспеваем с богоглаголивым Давидом ко Господу Богу глаголюще: на пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве: и еще: заповедал еси правду; свидения Твоя во век: вразуми мя и жив буду. И аще пророческий глас повелевает нам во веки хранити свидения Божия и жити в них: то явно есть, яко пребывают оныя нерушимы и непоколебимы. Ибо и боговидец Моисей тако глаголет: к сим не подобает приложити, и от сих не подобает отъяти. И божественный апостол Петр, хваляся ими, вопиет: в ня желают ангели приникнути. Такожде и Павел вещает: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Понеже сие верно и засвидетельствовано для нас, то радуяся о сем, подобно как обрел бы кто корысть многу, божественныя правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостолов, святых труб Духа, и от святых шести Вселенских Соборов и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отец наших. Ибо все они от единого и тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем, а кого низложению, тех и мы низлагаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем, кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем. Ибо возшедший до третьяго неба и слышавший неизреченные глаголы божественный апостол Павел ясно вопиет: не сребролюбцы нравом довольни сущими.

Провозглашаем и святый Символ православных отцов так, как он сохранен столькими и такими соборами: Верую во единого Бога Отца Вседержителя Творца.... и проч. и проч. до конца».

После этих слов блаженнейшого (папы) александрийского, Иеремия всесвятейший Патриарх вселенский сказал: – «все мы исповедали сие, когда еще сподоблялись степени архиерейства и даже самого крещения божественного, и теперь исповедуем, и всем повелеваем соблюдать сие, во всем следуем отцам нашим, и, кого приветствуют они, тех приветствуем и мы, кого же и как отвергают они, тех таким же образом отвергаем и мы, согласно с первым правилом святого и вселенского собора халкидонского и с первым правилом седмого собора.

Блаженнейший Мелетий александрийский сказал: – «Поскольку установление патриарших престолов было предначертано древним обычаем кафолической Церкви, яснее же утверждено святым Вселенским первым Собором, как это видно из шестого правила его гласящого так: – «да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и римскому сие обычно. Подобно и в Антиохии и в иных областях да сохраняются преимущества церквей. Вообще же да будет известно сие: аще кто без соизволения митрополита поставлен будет епископом, о таковом великий собор определил, что он не должен быти епископ. Аще же общее всех избрание будет благословно и согласно с правилом церковным: но два или три, по собственному любопрению, будут оному прекословити: да превозмогает мнение большого числа избирающих». – И как видно из правила седмого, которым отцы воздали подобающую честь Иерусалимскому престолу ради бывшого в той стране воплощения Спасителя нашего, хотя и поставили его последним в числе прочих патриарших престолов, предпочтенных, дабы он не задумал прославлять царство Христово земное; – и поскольку мне надобно отвечать на благочестивейшее писание боговенчанного царя; посему я прошу и ваше благоговеинство испытать и определить соборно: справедливо ли и согласно ли с отеческими определениями все то, что я думаю и скажу. А я признаю справедливым, чтобы царствующий, православнейший град Москва, ущедренный человеколюбием и благодатию Божиею, возвеличился и в церковных делах, на основании 28 правила четвертого Собора 630 святых отцев, собравшихся в Халкидоне; правило же это гласит так: – «Во всем последуя определениям святых отец, и признавая читанное ныне правило 150 боголюбезнейших епископов, бывших в соборе во дни благочестивыя памяти великого Феодосия в царствующем граде Константинополе, новом Риме, тожде самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшия Церкви тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхого Рима отцы прилично дали преимущества, поскольку он был царствующий град. Следуя тому же побуждению и 150 боголюбезнейшие епископы предоставили равныя преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно разсудив да град, получивший честь быти градом царя и синклита, и имеющий равныя преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем. Посему токмо митрополиты областей Понтийския, Асийския и Фракийския, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей да поставлятся от вышереченного святейшого престола святейшия Константинопольския Церкви: сиречь, каждый митрополит вышепомянутых областей, с епископами области должны поставляти епархиальных епископов, как предписано божественными правилами. А сами митрополиты вышепомянутых областей должны поставляемы быти, как речено, константинопольским архиепископом, по учинении согласного, по обычаю, избрания и по представлении ему оного». При том и третие правило святых отцов первого константинопольского Собора повелевает: «константинопольский епископ да имеет преимущество чести после римского епископа, потому что град оный есть новый Рим». – Да и святый и великий собор 318 богоносных отцов распределил порядок и епархии патриаршим престолам, тогда признанным, кажется, не по другой какой либо причине, а только смотря по достоинствам царств, так как Александрия была столицею для Египта, Ливии и прочих стран, Антиохия – для Ассирии и всего Востока, Рим для Европы, а для Азии (Малой) Константинополь, который в последствии удостоен был равных с древним Римом преимуществ, потому что оттуда сюда перенесено было царство, как это определяет и 36-е правило святого собора в Трулле, гласящее так: «возобновляя законоположенное 150 святыми отцами, собравшимися в сем богохранимом и царствующем граде, и 630 собравшимися в Халкидоне, определяем: да имеет престол константинопольский преимущества равныя с престолом древняго Рима, и якоже сей да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым но нем: после же оного да числится престол великого града Александрии, потом – антиохийский, а за сим престол града Иерусалима». Итак я признаю справедливым и приглашаю сей святый и великий собор присудить: – престолу благочестивейшого и православного града Москвы быть и называться престолом патриаршим, потому что оную страну Бог удостоил быть царством, – и всей России и северным странам подчиняться сему патриаршему престолу, а Патриарху Москвы и всей России и северных стран занимать место после всесвятейшого иерусалимского, как в священных диптихах, так и в церковных собраниях, дабы нам соблюсти нерушимыми вышеизложенныя правила святых отцев, ему же превышать епископов, митрополитов и архиепископов во всей православно-кафолической Церкви Христовой, а у себя быть и почитаться главою всей области Московской и всей России и северных стран, по 34 правилу святых и всехвальных апостолов, гласящему так: – «епископам всякого народа подобает знати первого в них и признавати его яко главу, и ничего превышающого их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест ея. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух» – так же быть и называться братом православных Патриархов, по силе сего наименования, сочинным и сопрестольным и равным по сану и достоинству, надписываться и подписываться по обычаю Патриархов православных: «Патриарх Московский и всея России и северных стран» – при рукоположении же его соблюдать устав Церкви, заповедующий, чтобы первопрестольный архиерей возглашал молитву 1. Так я сужу. А святый собор да изречет мнение свое.

Всесвященнейший и вселенский Иеремия сказал: «мы еще прежде учинили сие и письменно изложили благочестивейшему Царю».

Софроний всесвятейший Патриарх Иерусалимский подал голос: «и я тоже самое изъявляю».

Святый собор единодушно изрек: поскольку сие дело обсуждено по священным правилам; то все мы тогоже желаем, и кроме того присуждаем, чтобы благочестивейший Царь Московский и Самодержец всея России и северных стран, как поныне воспоминается в священных службах восточной Церкви, в священных диптихах и на святых проскомдиях, так был бы возглашаем и в начале шестопсалмия по окончании двух псалмов о царе, точь в точь, как он возглашается в вышепомянутых службах, т. е. по имени, как православнейший царь.

Все сказали: «и это благословно. – Присуждаем же и то, чтобы сие Деяние, утвержденное нашими подписями, было послано благочестивейшему Царю Московскому и всесвятейшему Иову, Патриарху всея России и северных стран.

Все сказали: «угодно».

1После этих суждений, правильных и законных, боголюбезнейший Митрофан Афинский сказал: «да определит святый собор, чтобы монахи, пребывающие в каждом уезде наших епархий, подчинялись епархиальному епископу». Святый собор повелел прочитать о сем 4-е правило святого и Вселенского четвертого Собора в Халкидоне, гласящее так: «Истинно и искренно проходящие монашеское житие да удостоиваются приличныя чести. Но поскольку некоторые, для вида употребляя одежду монашескую, разстроивают церкви и гражданския дела, произвольно ходя по городам, и даже монастыри сами для себя составляти покушаются: то разсуждено, чтобы никто нигде не созидал и не основывал монастыря, или молитвенного дома без соизволения епископа града. Монашествующие же в каждом граде и стране да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковныя и в житейския дела, и да не участвуют в них оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града по необходимой надобности. Да неприемлется также в монастырях в монашество никакой раб без воли господина его».

«Преступающему же сие наше определение, определили мы быти чуждым общения церковного, да не хулится имя Божие. Впрочем епископу града надлежит имети о монастырях должное попечение». Святый собор сказал: справедливо соблюдать и это, как определенное отцами.

2Мелетий святейший Патриарх сказал: «поскольку и по немощи нашей, и по трудности нашего времени, забыто многое из того, что благотворно и хорошо узаконено отцами, – тем более, что не читаются священныя книги и правила соборныя; посему справедливо, по законам, быть собору два раза в год для пересмотра и обсуждения дел Церкви, и для того, чтобы все сообразовались с определениями отцев».

Святый соборь сказал: «это совершенно справедливо, но затруднительно по причине неустроенности настоящого времени. Посему собор пусть будет однажды в год для разсмотрения церковных дел. Когда же прилучится что-либо, требующее скорейшого решения; тогда архиереи, находящиеся в сем царствующем граде и ближайшие к нему, пусть собираются со всесвятейшим вселенским, и пусть разсматривают дела и судят о них по законам».

3Возобновляем шестое правило святого и Вселенского четвертого Собора: никого не рукополагать без назначения к какой либо Церкви и за деньги, по определениям отцов и апостольским правилам, и епископам и прочим клирикам не переходить из города в город.

4Признаем справедливым: обвиненным, или подсудимым, до рукоположения, или после рукоположения, и как оскверняющим священство, не быть иереями, рукоположение же недостойных считать недействительным, так, чтобы они оставались на ряду с непосвященными.

5На случай участия кого либо в житейских делах и мирских должностях да соблюдается то, что постановлено св. апостолами в 6-м правиле их. – «Епископ или пресвитер или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений: а иначе да будет извержен от священного чина». – и то, что узаконено 630 богоносными отцами, собравшимися в Халкидоне, в 7 правиле, гласящем так: – «Вчиненным единожды в клир и монахам определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе, дерзнувших сие и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме».

6Возобновляем 16-е правило седьмого собора отцов собравшихся во второй раз в Никее: священным лицам не носить драгоценных, или роскошныхь одеяний».

7Святый собор определил: каждому епископу в своей епархии заботиться, с посильными издержками, о том, чтобы изучаемы были божественныя и священныя писания, и по возможности помогать учащим и учащимся, если нужны люди способные.

8Желаем, чтобы определенное отцами касательно святой и спасительной Пасхи оставалось непоколебимым. Определено же так: «всем дерзающим нарушать постановление святого Вселенского великого Собора, бывшого в Никее в присутствии боголюбезнейшого царя Константина, касающееся до святого праздника спасительной Пасхи, не иметь общения с Церковию и быть изверженными из нея, если они с упорством будут оспоривать то, что заповедано основательно. И это сказано о мирянах. Если же кто из предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения, дерзал бы для развращения народов и смущения Церквей особиться и совершать Пасху вместе с иудеями: такового святый собор осудил на отчуждение от Церкви». – Итак должно сообразоваться с сим правилом отцов: что и поныне наравне со всем прочим, Божиею благодатию, соблюдает Церковь Христова. Аминь.

7101 (1593) года Февраля 12 дня.

Память святого Мелетия в Константинополе.

* * *

Это деяние извлечено из греческой рукописи, хранящейся в библиотеке священной обители синайской, и там переписано 28-го Июня месяца 1850 года, рукою тогдашняго послушника моего Николая Крылова, а переведено в св. граде Иерусалиме в 1850 году.

Архимандрит Порфирий Успенский.

* * *

1

Божественная благодать, всегда немощная врачующи и проч.


Источник: Деяние Константинопольского Собора 1593 года, которым утверждено патриаршество в России. // Журнал «Труды Киевской духовной академии» — 1865. — Том III. — Киев: В типографiи Киевопечерской Лавры, 1865. — С. 237-248.

Комментарии для сайта Cackle