Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Глава 94. О том, что в Боге есть созерцательные добродетели

Созерцательные добродетели в высшей степени подобают Богу, на этот счет и сомневаться не приходится.

Мудрость состоит в знании наивысших причин; так определяет ее Философ в начале Метафизики.426 Бог знает самого себя в первую очередь; только через знание себя он знает что-либо другое, как было доказано (1, 47 слл.). При этом он сам – первопричина всего. Очевидно, что именно ему должна быть приписана мудрость в первую очередь. Об этом сказано у Иова: «Премудр сердцем» (9:14). И у Екклесиаста: «Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сирах., 1:1). И Философ говорит в начале Метафизики, что мудрость – «достояние божественное, не человеческое».427

И еще. Знание есть «познание вещи через ее собственную причину».428 Бог знает весь порядок причин и их следствий, а тем самым знает и собственные причины всех единичных [вещей], как показано выше (1, 64 слл.). Ясно, что он обладает знанием в подлинном смысле слова, – но знанием, причиной которого не являются умозаключения, как у нашего знания, причина которого – доказательство. – Об этом сказано в Первой книге Царств: «Господь есть Бог ведения».

К тому же. Нематериальное познание каких-либо вещей без дискурса есть ум.429 Бог обладает именно таким знанием обо всех [вещах], как было показано выше (1,57). Следовательно, в нем есть ум. Об этом говорится в Книге Иова: «У Него совет и разум» (12:13).

Эти добродетели в Боге – прообразы наших [соответствующих добродетелей]; в Боге они совершенны, а в нас несовершенны.

* * *

426

Аристотель, Метафизика, 982 b 9: «... Имя мудрости необходимо отнести к одной ... науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины [т.е. метафизика]».

427

Аристотель, Метафизика, 982 b 28: «...Обладание ею [мудростью] можно по справедливости считать выше человеческих возможностей, ибо во многих отношениях природа людей рабская, так что, по словам Симонида, «бог один иметь лишь мог бы этот дар», человеку же не подобает искать несоразмерного знания».

428

См. Аристотель, Вторая аналитика, 71 b 1.

429

См. Аристотель, Большая этика, 1197 а 20..


Источник: Сумма против язычников / Фома Аквинский; [пер. с лат. и примеч. Т. Ю. Бородай]. : В 2-х Кн. - М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. / Кн. 1. - 440 с. ISBN 5-94242-008-4

Комментарии для сайта Cackle