Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Глава 90. О том, что радость и удовольствие не противоречат Божьему совершенству

Есть, однако, такие страсти, которые не подобают Богу, поскольку они страсти, но в своем видовом определении не несут ничего, что противоречило бы Божьему совершенству. К их числу принадлежат радость и удовольствие. Радуемся мы присутствию блага. Таким образом, ни по сути своего объекта – блага, ни по способу своего отношения к объекту -· актуальное обладание им, радость, по видовому своему определению, не противоречит Божьему совершенству.

Что радость и удовольствие в собственном своем смысле присущи Богу, становится очевидно [из следующего рассуждения].

Благо и зло – это объекты, воспринимаемые как чувственным, так и разумным стремлением. И то и другое стремятся достичь блага и избежать зла, руководствуясь в этом одно истиной, другое – мнением. Разница только в том, что объект разумного стремления более общий, чем объект чувственного, потому что разумное стремление усматривает чистое благо или зло, а чувственное стремление – благо или зло, как [они даны] чувствам; и вообще объект ума – более общий, чем объект чувств. Но действия стремления определяются тем или иным объектом.389 Следовательно, действия разумного стремления, то есть воли, будут по видовому определению такими же, как и действия чувственного стремления. Разница между ними только в том, что в чувственном стремлении, поскольку оно связано с телесным органом [чувств], присутствуют страсти, а в разумном стремлении – только чистые действия. Так, например, благодаря страсти страха, присутствующей в чувственном стремлении, [человек] избегает грядущего зла, но точно такое же действие производит и разумное стремление, только без страсти. – Итак, поскольку радость и удовольствие не противны Богу по своему виду, но лишь поскольку они – страсти; поскольку, далее, они присутствуют в воле только по своему виду, а не как страсти [ибо воля – способность разумная, а не чувственная], – постольку приходится признать, что и Божьей воле они не чужды.

И еще. Радость и удовольствие – это своего рода успокоение воли в том, чего она хотела. Главное, чего хочет Бог, – это он сам; поэтому он, обретая всяческое удовлетворение в самом себе, в наивысшей степени спокоен. Значит, Бог обретает в самом себе наивысшую радость и удовольствие для своей воли.

Кроме того. Удовольствие некоторым образом венчает [успешную] деятельность, как объясняет Философ в десятой книге Этики: «Оно венчает деятельность, как красота венчает молодость».390 Но Бог занят наисовершеннейшей деятельностью – своим мышлением; даже нам достаточно совершенное мышление приятно; а Богу оно доставляет наивысшее удовольствие.

Далее. Всё [на свете] по природе радуется подобному себе, тому, что ему сообразно; разве что по совпадению подобное оказывается помехой собственной пользе: так враждуют «друг с другом горшечники»391 из-за того, что каждый уменьшает прибыль другого. Но божественной благости подобно всякое благо, как показано выше (1,40), и ни одно благо не наносит ей ущерба. Следовательно, Бог радуется всякому благу.

Итак, в Боге есть и радость и удовольствие в собственном их смысле. – Нужно, однако, заметить, что понятия радости и удовольствия различны. Удовольствие происходит от реального392 соединения с благом; а радость этого не требует: для нее достаточно успокоения воли в том, чего она хотела. Так что если брать понятия в их собственном значении, то удовольствие относится только к благу, соединенному [с нами], а радость – к благу внешнему. Из чего понятно, что Бог получает удовольствие, в собственном смысле, только в самом себе, а радуется и самому себе и другим [вещам].

* * *

389

Operationes appetitus speciem ex obiectis sortiuntur. – Букв.: «Их вид достается действиям стремления по жребию от их объектов». – Вид (логический) – это определение вещи; достается по жребию – значит, случайно, независимо от природы способности стремления или её субъекта. То есть стремление определяется как хорошее или дурное не по своей природе (интеллектуальное оно или чувственное), а по тому, на что оно направлено – на благо или на зло.

390

Аристотель, Никомахова этика, 1174 а 31: «Удовольствие завершает деятельность [и делает ее полной] – не как свойство, в ней заложенное, но как некая полнота [или сопутствующая цель – telos], возникающая попутно, как красота у людей в расцвете молодости».

391

Аристотель, Риторика, 1388 а 16.

392

Realiter – т.е. вещественным образом.


Источник: Сумма против язычников / Фома Аквинский; [пер. с лат. и примеч. Т. Ю. Бородай]. : В 2-х Кн. - М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. / Кн. 1. - 440 с. ISBN 5-94242-008-4

Комментарии для сайта Cackle