Глава 88. О том, что у Бога есть свобода решения
379
Из вышеизложенного можно доказать, что у Бога имеется свобода решения.
О свободе решения мы говорим применительно к тем [вещам], которых мы хотим не по необходимости, а по собственному произволу.380 Так, мы свободны решать, хотим ли мы бежать или идти шагом. Но Бог хочет всех [вещей], кроме себя самого, не по необходимости, как показано выше (1,81). Следовательно, Богу подобает иметь свободу решения.
К тому же. Воля Бога, там, где она не определена его природой, склоняется [к тому или иному решению] разумом, как показано выше (1,82). И о человеке говорят, что он, в отличие от прочих животных, обладает свободой решения, именно потому, что хотеть чего-то склоняет его разум, а не заставляет природа, как у зверей.381 Следовательно, у Бога есть свобода решения.
И еще. Согласно Философу, «воля есть цель, а выбор относится [не к самой цели, а] к [средствам], которые [служат] для [достижения] цели».382 Следовательно, раз Бог хочет самого себя как цели, а прочих [вещей] – как [средств] к цели, значит, в отношении себя у него есть только воля, а в отношении прочих – выбор. Выбор же совершается всегда путем свободного решения. Следовательно, у Бога есть свобода решения.
Кроме того. Человека называют господином своих поступков потому, что у него есть свобода решения. Но в наибольшей степени это [свойство] подобает первому деятелю, чьё действие не зависит от другого. Значит, Бог обладает свободой решения.
Впрочем, это же можно заключить из смысла самого слова. Ибо «свободным называется то, что само себе причина», как говорит Философ в начале Метафизики.383 Так кому же больше подобает свобода, как не первой причине, которая есть Бог.
* * *
Liberum arbitrium – «свободное суждение, или решение», «свобода выбора». Это словосочетание еще с прошлого века было принято переводить по-русски как «свобода воли». Не видя принципиальной разницы между свободой воли и свободой решения, мы все же решили изменить традиции ради большей точности перевода.
См. Аристотель, Никомахова этика, 1113 а 10.
См. Аристотель, О частях животных, 657 b 1.
Аристотель, Никомахова этика, 1111 b 26: «Если желание [направлено], скорее, на цель, то сознательный выбор имеет дело со средствами к цели, например мы желаем быть здоровыми и мы желаем быть счастливыми и так и говорим: [«желаю быть здоровым или счастливым»], но выражение «мы избираем быть здоровыми или счастливыми» нескладно. В целом, выбор, похоже, обращен на то, что зависит от нас». 1113 b 3: «Если цель – это предмет желания, а средства к цели – предмет принимания решений и сознательного выбора, то поступки, связанные со средствами, будут сознательно избранными и произвольными».
982 b 26: «Свободным мы называем того, кто существует ради самого себя».