Современная православная икона = Modern orthodox icon
Содержание
Мастерская Иоанна Богослова Георгий Гашев Дмитрий Мироненко, Дарья Джеймс-Леви Антон и Екатерина Дайнеко Яков Прокофьев Ирина Корнилова Алексей Козлов
Возрождение иконописания в России началось с конца 1980-х годов и продолжается до на стоящего времени. В границах этого хронологически сжатого периода совершался и совершается сложный процесс обновления культурной среды и мира иконописца. Попытка соединения новых эстетических критериев с традиционными формами иконописания позволяет к началу 10-х годов XXI века говорить об активном развитии современного церковного искусства и обозначить основные векторы и тенденции этого развития. Во многом они противоречивы: успешное освоение техники и слабость православных основ, обращение к традиции и стремление к поискам «нового языка»; дифференциация творческого метода иконописца – от копирования до попыток самостоятельной трактовки образа.
Ряд положительных тенденций в области развития церковного искусства включает географическое расширение интереса к восточно-христианской традиции, увеличение числа восстановленных и вновь построенных храмов, получивших новое живописное убранство; создание школ и институтов высшего образования, нацеленных на подготовку профессиональных иконописцев; формирование мастерских, на практике осуществляющих всестороннее изучение истории и технологии иконописания.
Однако наряду с определенными успехами современного иконописания рельефно читаются и проблемы, его сопровождающие. Эти проблемы носят социальный, богословско-теоретический, историко-художественный характер. Среди прочих – низкий уровень мастерства, несоблюдение основных технико-технологических приемов, коммерциализация иконного дела, стремление выйти за рамки канона или, напротив, копийно-ремесленный характер работы.
Обширный проблемный пласт современного иконописания во многом определяет «лицо» всего церковного искусства, именно поэтому важным оказывается знакомство с творчеством мастеров, которые своим трудом пытаются преодолеть эту негативную сторону.
В основу концепции альбома «Современная православная икона» положена общность творческого подхода мастеров к церковному искусству, а не территориальный принцип (представление петербургского иконописания), характерный для изданий 2003 и 2007 годов. Продолжая публикацию работ Георгия Гашева и иконописцев мастерской св. Иоанна Богослова (А. Стальнов, В Жданова, X. Прохорова, И. Кусов), мастерской св. Иоанна Дамаскина (Д. Мироненко, Д. Джеймс-Леви), альбом представляет новые для многих имена: Яков Прокофьев, Ирина Корнилова. Алексей Козлов, Антон и Екатерина Дайнеко.
Их объединяет приверженность традиции, уважение к Преданию, общие понятия о церковном искусстве, его каноничности. Эти качества, положенные в основу творчества мастеров, демонстрируют одну из важных особенностей современного иконописания – направленность на общее понимание восточно-христианской традиции, не связанную с географическим делением на школы, характерным для средневековья, следование «классическим» византийским и русским образцам.
Принцип представления работ нескольких иконописцев как примеров индивидуального творчества в лоне церковного искусства не выявляет срез, характеризующий церковное искусство рубежа XX-XXI веков в целом. Он, напротив, свидетельствует о личностном отношении конкретного мастера к образу и его пониманию. Так, эстетизм письма Г. Гашева, академическая выверенность рисунка Д. Мироненко, сдержанность и монументальность образов в иконах мастерской св. Иоанна Богослова широко известны и во многом определяют «лицо» современного русского иконописания. Работы
Я. Прокофьева, А. Козлова, И Корниловой – показательны в плане технического мастерства, стремления к ясным композиционным решениям, сосредоточенности на личном письме, умеренном декоративизме. Наконец, произведения А. и Е. Дайнеко, представляющие современное иконописание Белоруссии, интересны разработкой новых иконографических схем в традиционном прочтении.
Произведения, опирающиеся на один материал – наследие восточно-христианского искусства, находят различное выражение в работах каждого из представленных в альбоме иконописцев. Именно такое искреннее отношение к церковному искусству, стремление к развитию и внимательное, вдумчивое прочтение материала позволяют говорить о начале возрождения иконописания в подлинном его смысле, о преобразовании ремесленничества в иконотворчество. Тот факт, что это явление не остается незамеченным, свидетельствует о его значительности и перспективах.
Анастасия Трапезникова, искусствовед