19 июня
Память преподобного Паисия Великого703
Прп. Паисий жил в IV–начале V в. Он был младшим из семерых детей в большой семье. После явления Ангела мать решила посвятить мальчика Господу. Достигнув совершеннолетия, он удалился в Нитрийскую пустыню к авве Памво [18 ил.], который постриг его в монахи. Прп. Паисий подчинялся духовному отцу как Самому Богу и быстро возрастал на пути подвижнических трудов.
Однажды авва Памво решил его испытать. Он приказал Паисию ходить с опущенной головой и никогда не смотреть никому в глаза. Прп. Паисий три года ходил с глазами, вперенными в землю, духом погруженный в молитву, постоянно повторяя устами слова Священного Писания, которые были для него слаще меда.
После смерти аввы Памво Паисий жил с прп. Иоанном Коловом [9 н.] в одной келье. Они имели одни и те же духовные устремления и вели одинаковую подвижническую жизнь. Тем не менее через некоторое время прп. Паисий, всецело стремясь к более высокому совершенству, начал поститься в течение всей недели и вкушал только немного хлеба с солью по субботам. Затем он стал поститься по две недели кряду. Его охватило страстное желание уединиться, дабы пребывать с единым Богом. Оба подвижника молились, чтобы Господь указал им, угодно ли Ему это желание. В ответ на их молитву явился Ангел и повелел прп. Иоанну оставаться в этом месте, чтобы вести по пути добродетели тех, кто к нему придет, а прп. Паисию предписал удалиться в западную часть Скитской пустыни.
Паисий пришел в место, указанное Ангелом, высек в скале пещеру и предался молитве с таким усердием, что нередко ему являлся Сам Христос и свидетельствовал о Своей милости. Господь открыл преподобному, что эта пустыня скоро наполнится подвижниками, которые придут к нему, чтобы вести подобный образ жизни. Кроме того, Господь обещал позаботиться об их земных нуждах и защитить от диавольских козней.
Прп. Паисий мужественно сопротивлялся искушениям. Когда к нему пришел богатый египтянин и предложил крупную сумму денег, святой понял, что это – бесовская западня, которая лишит его добродетели евангельской бедности. Тогда он, не колеблясь, отказался от пожертвования.
Однажды во время молитвы прп. Паисий был восхищен в рай, в лоно церкви первенцев (Евр. 12:23), и получил особую благодать: он мог совсем обходиться без пищи. Единственным источником жизни было для него Святое Причастие, которое он получал каждое воскресенье. Так святой прожил семьдесят лет, до конца своих дней, не чувствуя голода, ибо его укрепляла Божественная благодать.
Сияние святости прп. Паисия распространялось всё дальше и дальше. Многие миряне и монахи приходили, желая присоединиться к нему, подобно пчелам, собирающимся в улье, чтобы насладиться духовным медом наставлений подвижника. Наделенный высшей мудростью, святой дозволял одним сразу же приступить к отшельнической жизни, другим советовал жить в общине, в послушании и подчинении,– каждому в соответствии с его возможностями. Однако всем давал одну совершенную заповедь: ничего не делать по собственной воле, но во всём действовать в соответствии с волей духовного отца.
Дав наставления первым ученикам, прп. Паисий удалился на три года во внутреннюю пустыню. Там он жил в пещере, привязав свои длинные волосы к поставленному повыше шесту, так что должен был всё время стоять на ногах. В ответ на новое превышение возможностей человеческой природы Христос явился ему во славе и обещал даровать прощение всякому грешнику, о котором попросит служитель Божий. Так вскоре прп. Паисий смог спасти из ада душу одного нерадивого монаха, о котором пришел молить его духовный отец.
Прп. Паисий всегда стремился уйти подальше от людей, но Господь повелел ему вернуться во «внешнюю пустыню», Нитрию, чтобы наставлять братий. Христос обещал ему за это двойную награду и сказал: «Тот, кто подвизается в одиночестве,– Мой служитель, а тот, кто служит другим наставлениями,– Мой сын и Мой наследник».
Преподобный Паисий Великий. Монастырь Св. Неофита на Кипре. XII в.
Когда до Нитрийских монахов дошла весть о скором приходе прп. Паисия, они поспешно вышли ему навстречу. Среди них был и прп. Иоанн Колов, его прежний сподвижник. Постучав в дверь кельи Паисия, Иоанн услышал, как тот беседует с неким таинственным посетителем. Войдя, св. Иоанн с изумлением увидел, что старец в келье один. Тогда прп. Паисий объяснил, что это был св. Константин Великий, который по Божию повелению пришел свидетельствовать о том восхищении, с которым он относился к монахам. Св. Константин сказал, что даже он не стяжал на Небе такой славы и такой близости к Господу и сожалеет о том, что не оставил пурпур ради простой иноческой рясы.
Авва Пимен [27 авг.], бывший тогда еще молодым, тоже пришел посетить человека Божия вместе с прп. Павлом Фивейским [15 ян.]704, другом прп. Паисия, но его внезапно охватил страх и он не решался переступить порог кельи. Прп. Паисий догадался, что юноша стоит за дверью, ввел его внутрь, нежно обнял и предсказал, что Пимен станет светильником пустыни и многим откроет путь ко спасению.
Сам прп. Паисий жил уединенно, а его ученики создали в окрестностях нечто вроде сообщества отшельников. Будучи закаленным в духовной брани, он рассеивал их заблуждения, призывал к покаянию и помогал различать искушения, приходящие от бесов, и дурные мысли, внушенные их собственными страстями.
Однажды силой молитвы он связал беса и помешал ему искушать тех братьев, которые были еще слишком слабы, чтобы вступить с ним в сражение. В другой раз святой пригрозил лукавому, и тот признался, что не нападает на начинающих, ибо их защищает Божественная благодать и их собственное рвение, но он терпеливо дожидается того времени, когда они начнут предаваться небрежению, и тогда легко уловляет их в свои сети.
Когда старца спросили, какую из добродетелей он считает большей, он отвечал: «Ту, которая совершается втайне». Другому брату, который задал тот же вопрос, прп. Паисий сказал: «Наибольшая из добродетелей – следовать совету другого, а не собственной воле». Сам же он, живя среди братий, ни в чем не открывал своего образа жизни, и если какой-либо из его подвигов становился известен, он тотчас оставлял его, чтобы избежать похвалы от людей.
Однажды, когда преподобный молился в своей келье, ему явился Христос в сопровождении двух Ангелов. Святой, подобно праотцу Аврааму, омыл Ему ноги. Господь благословил его и сказал: «Мир тебе, Мой избранный служитель!» Один из учеников прп. Паисия отказался выпить ту воду, которой были омыты ноги Господа. Тогда прп. Паисий отправил его на могилу трех святых, обладавших даром пророчества. Один из них воскрес и призвал монаха к безоговорочному послушанию. Ученик горько раскаялся в непослушании, лишившем его великой благодати.
Достигнув преклонного возраста, прп. Паисий пришел к авве Павлу, и они некоторое время провели в совместном молитвенном подвиге. Словно новоначальный, святой подвижник предложил старцу вступить с ним в соревнование, чтобы беспрерывно восходить в молитве всё выше, настолько, насколько Господь даст им силы.
Затем, вернувшись в свою пустыню, он почил в мире, поселившись в обителях праведных немного раньше прп. Павла. По преданию, когда авва Исидор узнал о кончине прп. Паисия, он пришел взять его святые мощи, чтобы перенести в Писидию. Но его корабль, проплывая мимо места погребения прп. Павла, остановился. Тогда один прозорливый монах объяснил это знамение Божие: оно означало, что нужно взять на корабль и мощи прп. Павла. Так два подвижника оказались вместе и после смерти. Святые мощи погребли в одном из писидийских монастырей, где от них произошло множество чудес705.
* * *
Здесь мы излагаем вкратце греческое «Житие», приписываемое прп. Иоанну Колову [9 н.].
Согласно греческому «Житию», прп. Паисий был современником первых египетских монахов. Восточные источники относят его к третьему поколению скитских отцов, что более вероятно.
Других свидетельств о почитании этих великих египетских подвижников в Писидии не имеется.