22 мая
Память святого праведного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца312. Память Второго Вселенского Собора
Память Второго Вселенского Собора
Святой и великий Собор, созванный в Константинополе императором Феодосием Великим вскоре после его воцарения, проходил с мая по июль в 381 г. На него собрались сто пятьдесят епископов Востока313. Вначале председательствовал почитаемый императором свт. Мелетий Антиохийский [12 фев.], горячий поборник Православия. Через несколько дней после открытия Собора он внезапно умер. На его необычайно торжественных похоронах присутствовали император и святые отцы.
Затем председательствующим был избран свт. Григорий Богослов, незадолго до этого ставший архиепископом Константинопольским. Но епископы никак не могли прийти к согласию по вопросу о преемнике Мелетия на Антиохийском престоле и обвиняли Григория в том, что он в нарушение святых канонов присвоил себе Константинопольскую кафедру. Тогда Григорий был вынужден удалиться [25 ян.], а его преемником не только на патриаршем престоле, но и в председательстве на Соборе избрали св. Нектария [11 окт.].
Святые отцы Второго Вселенского Собора. Монастырь Пантократора в Дечанах. XIVв.
Среди святых отцов, блиставших на Соборе, были свт. Кирилл Иерусалимский [18 мар.], свт. Амфилохий Иконийский [23 н.] и два брата св. Василия Великого [1 ян.]: свт. Петр Севастийский [9 ян.] и свт. Григорий Нисский [10 ян.]. Последний был настоящим вдохновителем дискуссий и смог успешно провести программу, выработанную его братом ценой долгих и тяжелых споров. Поэтому с полным правом можно сказать, что при посредстве своих братьев и учеников свт. Василий, умерший за два года до этого, духом присутствовал среди святых отцов. Собор увенчал как его богословские труды, так и его вклад в дело церковного устроения.
Осененные Святым Духом, отцы провозгласили единую природу Отца и Сына и положили конец последствиям арианства, которое разделяло Восток в течение пятидесяти лет. Они предали анафеме сторонников Македония – пневматомахов (духоборцев), отрицавших Божество Святого Духа, и опровергли всех других еретиков: Савеллия, Маркелла Анкирского, Фотина Сирмийского, Евномия, Аэтия, Павла Самосатского, Аполлинария (Правило 1). Также они четко и ясно утвердили веру в Святую Нераздельную Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, три Божественных Лица, единосущных в различных ипостасях,– и веру в воплощение Сына Божия, как определили отцы Первого Вселенского Собора.
Затем они дополнили и окончательно скрепили Символ веры, который передали Церкви как совершенное определение тайны спасения. Это краткое и величественное выражение христианского вероучения было подтверждено всеми дальнейшими церковными Вселенскими Соборами и считается непогрешимым мерилом православной веры, незыблемым в веках. Произносимый ежедневно верующими314, этот «божественный гимн православного благочестия, запечатленный благодатью Святого Духа», делает читающего его причастным к вере святых отцов, наследников апостолов, и поддерживает всю Церковь в единстве и согласии.
Прежде чем проститься друг с другом, святые отцы составили семь Правил с изложением важных дисциплинарных вопросов, касающихся общения Поместных Церквей, где, в частности, говорилось, что епископ Константинополя, Нового Рима и императорской столицы, почитается по старшинству вслед за епископом Римским (Правило 3).
Тридцатого июля 381 г. император Феодосий издал эдикт, подтвердивший решения Церковного Собора, где предписывалось считать православными только тех, кто находится в общении с отцами Собора, и передать православным храмы, удерживаемые еретиками.
* * *
См. статью о нем под 23 октября.
Несмотря на то что на Соборе присутствовали только епископы Восточной Церкви, на Халкидонском Соборе (451) он был признан Вселенским. Это ясно говорит о том, что вселенскость Соборов является скорее вероучительным, нежели географическим понятием, потому что другие Соборы, собиравшие более представителей как Востока, так и Запада, выступали в защиту той или иной формы арианства. Так что Семи Вселенским Соборам их поистине вселенский характер придала истинность вероучения, подтвержденная плодами святости.
Чтение Символа веры было введено в Божественную литургию в VI в. Он также читается во время полунощницы и повечерия, чтобы освятить врата утра и вечера исповеданием истинной веры.