15 июля
Память св. равноап. князя Владимира, во святом крещении Василия
В 864 г. язычники-русы предприняли осаду Константинополя и потерпели неудачу. После этого св. патриарх Фотий отправил в Киев епископа и священников, чтобы они посеяли там первые семена христианства219. Но их апостольские труды вскоре были прерваны, когда Киевом овладели варяжские князья Олег и Игорь (880–883), которые утвердили там власть своих языческих соплеменников. Впоследствии Русь трижды покушалась на византийскую столицу (911, 944 и 971). За это время в Константинополе поселились русские купцы, многие из которых приняли христианство. Возвращаясь на родину, они проповедовали его среди соплеменников, так что в 945 г. в Киеве уже была довольно большая христианская община, собиравшаяся в церкви Святого Илии Пророка. Вдова князя Игоря, правительница при малолетнем сыне, св. Ольга приняла крещение [11 ил.], но ее обращение не оказало существенного влияния на народ. Сын Ольги Святослав не воспринял наставлений матери. Напротив, придя к власти, он стал поощрять язычество, ибо считал обращение в христианство предательством традиций своего народа и позором.
По смерти Святослава Киевским князем стал его старший сын Ярополк, больше сочувствовавший христианам, а его младший сын Владимир княжил в Новгороде. Ярополк изгнал его оттуда, и Владимир нашел убежище в Скандинавии. Немногим позже он вернулся с сильным варяжским отрядом, изгнал Ярополка, который погиб в бою, и взял Киев (980). Наставления бабки св. Ольги и матери Малуши все же не смогли заставить Владимира отречься от идолопоклонства. Взойдя на княжеский престол, он стал усердствовать в поклонении варяжским богам и воздвиг на киевских холмах святилище, посвященное богу грома Перуну, где даже приносились человеческие жертвы. Это нечестие вело за собой развратную жизнь, принесшую князю дурную славу.
Будучи воинственным правителем, стремившимся расширять свое княжество, он объявил беспощадную войну соседним народам, болгарам и литовцам. Вернувшись из победоносного похода на ятвягов (983), он решил в благодарность принести богам человеческую жертву. Жребий пал на варяжского купца Феодора и его сына Иоанна, которые были христианами и стали первыми мучениками на Русской земле [12 ил.].
Однако это нечестивое жертвоприношение оставило глубокий след в душе Владимира. Он стал размышлять о вере и сомневаться в язычестве. Эти размышления привели князя к знакомству с верой народов, почитавших единого Бога: волжских булгар, исповедовавших ислам, хазар, принявших иудаизм, германцев, латиноязычных и грекоязычных христиан. Каждый из этих народов прислал в Киев послов, которые пытались повлиять на князя и высказывали свои доводы. Но только византийский посланник смог завладеть его вниманием, опровергнув доводы приверженцев других религий и рассказав князю о спасительных деяниях Господа нашего Иисуса Христа. Посоветовавшись с боярами, князь решил отправить своих послов в разные страны, чтобы они сами составили представление о том, как живут люди той или иной веры.
Когда посланцы, прибывшие в византийскую столицу, побывали на Божественной литургии и других богослужениях в храме Святой Софии, они были совершенно поражены. Христианское богослужение произвело на них столь сильное впечатление, что впоследствии они докладывали о нем своему повелителю так: «И не знали, на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. И не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы уже не можем здесь пребывать в язычестве»220. Когда Владимир услышал этот рассказ, душа его воспламенилась, и с тех пор в нем укоренилось убеждение, что эта слава, явленная во время богослужения, есть сияние истины. Тогда он решил стать христианином вместе со всем народом.
Тем временем византийский император Василий II после изнурительной войны с болгарским царем Самуилом оказался под угрозой изгнания из Константинополя в результате мятежа Варды Фоки (987). Тогда он призвал на помощь Киевского князя. Владимир предложил ему прислать войско из шести тысяч варягов, но взамен попросил руки сестры императора, багрянородной Анны, обещая обратиться в христианство вместе со всем народом. Благодаря помощи варяжского войска мятеж Варды был подавлен, но император не торопился выполнять обещание и отправлять сестру в Киев, которая с отвращением отвергала возможность брака с язычником. В действительности никогда еще царевну и представительницу императорского дома не выдавали замуж за варвара. Тогда Владимир пошел походом на Крым и захватил Херсон-Корсунь, грозя дойти до Константинополя, если император не сдержит обещания221. Василий испугался и тотчас отправил в путь сестру вместе с епископом Михаилом [30 сен.] и священниками, которых избрали для обращения Руси.
В день Богоявления Великий князь был крещен с именем Василий222 вместе со всей свитой, а затем была отпразднована свадьба223. В знак благодарности Владимир вернул Корсунь Византии и затем отбыл обратно в Киев вместе с царевной и священниками. Из Корсуни на Русь были взяты частицы мощей св. Климента Римского, а также другие славные реликвии, иконы и предметы священной утвари.
По приезде в столицу князь отверг своих языческих жен, объявив, что отныне у него только одна супруга, и начал очищать город от остатков язычества. С тем же усердием, которое Владимир раньше выказывал по отношению к культу ложных богов, теперь он низвергал идолов. Святой князь приказал привязать статую Перуна к хвостам лошадей, которые скатили ее с холма и сбросили в Днепр на глазах всего народа. После этого св. епископ Михаил начал проповедовать слово Божие, и князь Владимир сам ему помогал.
В праздник Пятидесятницы множество жителей Киева было крещено в Днепре. Молодые и старые вместе входили в баню нового рождения: одни погружались в воду по шею, другие – по пояс, дети – у берега, младенцы – на руках у матерей. Епископ отслужил чин крещения и попросил князя Владимира быть крестным всех его подданных.
Полностью изменив свой характер и восприняв евангельскую кротость, св. Владимир отменил смертную казнь и с этих пор стал вести жизнь, угодную Богу, отчего народ прозвал его Владимир Красное Солнышко. Он строил церкви на месте языческих святилищ. Особенно великолепная церковь, посвященная Успению Богородицы, была построена на месте мученичества св. Феодора и его сына. Этой церкви князь даровал десятую долю своих доходов224. Он также основал школы для просвещения народа и обучения священников. В другие княжества были посланы миссионеры, чтобы там возвещать Благую Весть на русском языке225. Так город Киев стал резиденцией митрополита, подчиненного Константинопольскому Патриархату, который получил юрисдикцию над этой огромной территорией. Из-за сопротивления языческих жрецов только Новгородское княжество проявило непокорность, и Владимир ввел там христианство силой.
В конце жизни, после смерти жены, святому князю пришлось пережить тяжелые испытания из-за своих старших сыновей, Святополка и Ярослава. Святополк оказался под влиянием своего тестя, Польского короля, убедившего его перейти под омофор Римской Церкви. Святополк восстал против Владимира и был заключен под стражу. Тогда между Русью и Польшей вспыхнула короткая война (1013). На следующий год Ярослав поднял мятеж, пользуясь враждебностью Новгорода по отношению к Киеву, восходившей еще к соперничеству времен князя Олега. Но еще до объявления войны св. Владимир тяжело заболел. Он послал своего сына Бориса в поход на печенегов, закоренелых свирепых язычников, нападавших на его земли, и отпустил на свободу Святополка.
Вскоре после этого равноапостольный князь отошел ко Господу. Это случилось 15 июля 1015 г. Святополк попытался скрыть от народа смерть отца226. Но на следующий день собор, в который перенесли тело князя, был окружен многотысячной толпой народа разного чина и звания, проливавшего обильные слезы и возносившего к Богу скорбные вопли. Народ потерял своего отца и нового апостола, который, словно новый Константин, возвел его в христианское достоинство и принес ему свет веры. Мощи св. Владимира были спрятаны во время татаро-монгольского нашествия и обретены в развалинах церкви только в 1631 г. Глава св. Владимира хранится в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, его челюсть – в Успенском соборе Московского Кремля и другие частицы мощей – во многих других русских церквях.
* * *
По другим источникам, они были отправлены святым патриархом Игнатием.
«Повесть временных лет»; Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати.
По мнению некоторых историков, взятие Корсуни не было угрозой византийцам, но, напротив, Владимир помог Василию, т. к. город восстал и перешел на сторону Варды Фоки.
В 989 г. в Корсуни или, по другим источникам, в 988 г. в Киеве. В русской начальной Летописи сказано, что Владимир ослеп незадолго до крещения, но, выйдя из воды, вновь прозрел.
По всей видимости, свадьба была отпразднована все же в Киеве, после крещения народа.
Во время великого пожара 1070 г. в Киеве было разрушено семьсот церквей, что свидетельствует о широком распространении христианства. В это время Киев считался одним из важнейших центров Европы в том, что касалось искусства и литературы.
Из Болгарии, где последователи свв. Кирилла и Мефодия продолжали их дело, были привезены переводы, необходимые для создания церковной культуры Киевской Руси. Преемник св. Владимира, Ярослав Мудрый (1019–1054), особенно много сделал для распространения переводов греческих книг.
Чуть позже по его приказу были убиты два любимых сына св. Владимира, рожденные от княгини Анны: свв.Борис и Глеб [24 ил.].