иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиопольского

Св. Феодор появился на свет в правление Юстиниана (527–565) от союза императорского гонца и блудницы по имени Мария на постоялом дворе деревни Сикеон, расположенной недалеко от Анкиры в Галатии. В момент зачатия его мать увидела большую сияющую звезду, сходящую в ее утробу. Получив от святых людей уверение в том, что дитя призвано сделаться великим в очах Божиих, она оставила позорное ремесло и стала вести честную жизнь.

Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиопольский. Монастырь Пантократора в Дечанах. XIV в.

После того как ребенок был крещен с именем Феодор, что означает «дар Божий», Мария позаботилась о том, чтобы дать ему хорошее образование. Когда Феодору исполнилось шесть лет, мать хотела устроить сына на императорскую службу, но ей явился вмч. Георгий и возвестил, что Царь Небесный имеет нужду в нем. В школе св. Феодор обнаружил блестящие способности к учению и сумел расположить к себе товарищей, не принимая, однако, участия в их шалостях. Исполненный великой ревности духовной, он под влиянием благочестивого и добродетельного слуги приобрел привычку не возвращаться домой в обеденный час и проводить целый день в посте. Под водительством св. Георгия, который являлся ему в виде юноши, он приходил в часовню великомученика, стоявшую на близлежащем холме, чтобы помолиться и поразмышлять в тишине над Священным Писанием. Когда наступал вечер, он посещал церкви и только поздно, уже ночью, съедал немного вареной пшеницы. Иногда св. Георгий приходил за ним посреди ночи и, отгоняя демонов, которые подстерегали их на дороге, вел в часовню для бдения. Мать поначалу пыталась ему воспрепятствовать, но после нового явления св. Георгия оставила сына далее преуспевать в подвижнических трудах.

После этого Феодор начал подолгу жить в безмолвии и затворе, наедине с Богом, и так научился бороться с бесовскими искушениями. Его единственной целью было устремляться к Господу, подражателем Которого он сделался. Он следовал за Ним, словно охотник за добычей, умерщвляя свое тело так, как если бы оно было ему чужим. Поскольку разучивание псалмов давалось ему с великим трудом, он молил Бога помочь ему и по благодати свыше выучил Псалтирь наизусть всего за несколько дней. Услышав о каком-либо человеке Божием, Феодор немедля отправлялся к нему, чтобы узнать о его образе жизни и приобщиться к благодати святого.

В пятнадцать лет он принял решение провести всю жизнь в часовне Святого Георгия. Феодор выкопал себе пещеру под алтарем, где и пребывал в совершенном затворе от Богоявления до Недели Ваий, ничего не вкушая, кроме нескольких плодов по субботам и воскресеньям. Святой мученик испросил для него у Господа власть исцелять недуги и изгонять бесов. Бесы, выходя из своих жертв, кричали: «Горе нам, ибо нас изгоняет младенец! Великое горе постигнет наш род из-за этого сына блудницы!»

Желая избежать славы от людей и предпринять новые духовные труды, он выкопал в горе́ пещеру и прожил в ней два года в полной безвестности. Но мать наконец обнаружила его пристанище и отвела нового Иова в часовню Святого Георгия: тело его было покрыто язвами, в которых копошились ужасные черви. Когда епископ Анастасиополя узнал о подвигах юноши, он в восхищении поспешил ему навстречу и, пренебрегая каноническими установлениями, возвел сначала в чтеца, на следующий день – в диакона, а потом и в священнический сан, чтобы народ Божий не был более лишен его благословения.

С этих пор Феодор с еще большим усердием предался аскетическим подвигам, желая уподобиться Христу Первосвященнику, Который предал Себя на страдания ради спасения мира. Он пешком совершил паломничество в Иерусалим, обошел монастыри и посетил отшельников в пустыне. Придя в Хозевитскую обитель, он принял там монашеский постриг. Когда святой возвратился в Галатию, два ученика пришли к нему в часовню, желая составить вместе с ним слаженный и богоприятный духовный хор. Благодать воссияла на Феодоре, как на новом Моисее: благодаря своим молитвам, постам, бдениям и подвижничеству, не дававшему послаблений плоти, он исцелял больных и обращал в бегство бесов ради христиан, приходивших просить его о помощи.

Считая, однако, свои аскетические подвиги недостаточными, он построил тесную железную клетку и там проводил в затворе весь Великий пост. Кроме того, св. Феодор носил на теле вериги весом в двадцать с половиной килограммов, на шее – тяжелый железный крест, а на ноги и на руки надел железные кольца, которые не снимал до самой смерти. Так, превозмогая собственную природу, он неподвижно стоял в этой клетке до самого вечера, на открытом воздухе, и воспевал хвалы Господу. В морозные дни бывало даже, что его ноги примерзали к полу. А один раз, стоя под жарким солнцем, он потерял сознание. Видя подвиги, совершаемые святым из чистой любви к Богу, а не из стремления к похвалам от людей, Господь умножил в нем благодатные дары. Дикие звери мирно подходили к его клетке, чтобы получить из рук подвижника пищу, а если бесы пытались напасть на Феодора, божественный огонь, исходивший от святого, опалял их.

Однако подвижник не был избавлен от немощи нашей природы и однажды, тяжело заболев, горько плакал при мысли о том, что его покаяние еще не окончено, а также о том, что придется оставить учеников без пастыря. Благодаря заступничеству свв. Космы и Дамиана он получил исцеление и снова ревностно принялся за труды воздержания и духовного руководства.

Братство возрастало, и множество одержимых, которых св. Феодор освободил от бесов, просили позволения остаться рядом со своим избавителем. Поскольку часовня Святого Георгия стала слишком мала, рядом построили прекрасную церковь во имя Архангела Михаила, в которой монахи возносили хвалу Господу. Феодор поставил своего ученика Филумена во главе общины, желая отложить всякое мирское попечение и нерассеянно предстоять Богу. Его чудотворная молитва стала благословением для всего края: она вызывала дождь во время засухи, останавливала воды реки во время половодья, избавляла урожай от саранчи и иных бедствий, умножала запасы муки во время голода и, что особенно важно, исцеляла больных и одержимых, которые проводили в церкви целые дни, ожидая благоволения Божия. Чтобы иметь возможность принимать множество людей, притекавших к монастырю, святому пришлось перестроить часовню, бывшую свидетельницей его первых подвигов, в просторную и богато украшенную церковь. Ее возведение сопровождалось многочисленными чудесами Феодора.

После смерти Анастасиопольского епископа клирики и знать выразили митрополиту Анкирскому желание иметь епископом Феодора. Приведенный силой в Анкиру, Феодор был против воли хиротонисан и с той поры воссиял подобно звезде, изливая на свою епархию благодать Божию как чудесами, так милостыней и духовными наставлениями. Сделавшись всем для всех (1Кор. 9:22), он стал живым образцом христианского совершенства и учил, что совершенство это достижимо для всех, кто к нему стремится.

Однако, неся бремя пастырских забот, Феодор считал, что епископский сан нарушил его блаженную монашескую беспопечительность, и хотел оставить кафедру. Совершив еще одно паломничество в Иерусалим, святой желал остаться там в безмолвии, но св. Георгий явился епископу напомнить о его обязанностях, от которых, однако, обещал освободить, когда придет время.

Возвратившись в Анастасиополь, Феодор был укреплен в своем решении неким сирийским подвижником и, видя, что народ коснеет в распущенности, попросил митрополита сложить с него сан, ведь минуло уже одиннадцать лет его епископству. Однако тот отказал святому в его просьбе под предлогом, что не может найти достойного преемника столь добродетельному мужу. Тогда Феодор апеллировал к патриарху св. Кириаку [27 окт.] и к императору Маврикию, восшествие которого на престол святой некогда предсказал, и получил от них дозволение удалиться в свой монастырь, сохранив, однако, знаки епископского достоинства. Кириак и Маврикий пригласили Феодора в Константинополь, где он был принят с честью и совершил множество чудес, изгоняя бесов и исцелив сына императора, страдавшего слоновой болезнью.

Возвратившись в монастырь, святой решил оставаться там до конца своих дней, пребывая в безмолвии. Помимо чудес, неиссякаемым источником которых он был, святой являлся также опытным врачом: он давал подробные советы тем, кто приходил к нему, чтобы узнать, какие лекарства принимать, какая хирургическая операция нужна или какое требуется лечение. Но еще более он был врачевателем душ, предписывая покаяние тем, кто открывал ему скрытые недуги своего сердца, а тем, кто желал скрыть от него свои грехи, открывал и увещевал прибегнуть к лечению. Он примирял тех, кого разделяла ненависть, и без устали призывал презирать мирские блага – причину всех раздоров среди христиан – и обратиться к братской любви, этому союзу совершенства (Кол. 3:14). Он избавлял бедных от руки сборщиков налогов и ростовщиков, призывая всех людей творить милостыню и оказывать гостеприимство, посредством которых обретается прощение грехов.

Святой предсказал, что император Маврикий будет убит (602), а преемником его станет Фока. Затем, будучи в столице во второй раз, он предсказал патриарху Фоме (607–610), что на империю грозят обрушиться большие бедствия. Патриарх, которому святой был как брат, упросил его остаться в столице на время Великого поста. Феодор удалился в один из константинопольских монастырей, чтобы по обыкновению пребывать в уединении, и напутствовал своими молитвами умирающего предстоятеля, обещая, что они увидятся вскоре пред лицом Христа. Преподав новому патриарху Сергию (610–638) душеполезные наставления, он возвратился в свой монастырь.

Уже в самом конце жизни св. Феодор совершил еще одно путешествие в Константинополь по приглашению нового императора Ираклия (610–641). Правитель просил святого благословить его царствование. На обратном пути в Галатию его сопровождало множество людей, число которых непрерывно возрастало. Со свечами и кадильницами в руках они просили человека Божия благословить дом, поле, деревню или скот.

После этого св. Феодору было явление Пресвятой Богородицы. Матерь Божия преподнесла ему драгоценный перстень. С этого дня силы подвижника начали таять, и, принадлежа всецело миру горнему, он забывал принимать пищу в мире дольнем. Святой заболел и тринадцать дней провел как бы вне себя, в созерцании тайн будущего века. Придя в себя, он оставил жизнь затворника и с рвением послушника включился в жизнь общины. Феодор был первым в церкви и пел всю службу, призывая монахов не покидать церковь и не пропускать службы даже из-за болезни. «Когда мы входим в дом Господень, – говорил он, – мы восходим на Небеса и там встречаем Небесного Царя, окруженного всем воинством Его. Тогда нам дозволяется дерзновенно беседовать с Богом и прямо испрашивать у Него то, чего мы желаем».

Однажды ночью ему явился св. Георгий и, дав дорожный посох, пригласил следовать за собой в долгое путешествие. С великой радостью совершив все богослужения Страстной седмицы и праздника Пасхи, он, простившись с учениками и обещав им свое заступничество пред Богом, если только они сами будут заботиться о своем спасении, почил в мире. Это произошло в Фомино воскресенье, которое в тот год (613) совпало с кануном праздника св. Георгия. Его облачили в епископские одежды поверх вериг, которые не удалось снять. На всенощном бдении молитвы чина погребения перемежались с песнопениями в честь вмч. Георгия – помощника святого во всех его подвигах. После этого тело прп. Феодора было опущено в могилу.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle