29 марта
Память преподобного и богоносного Диадоха, епископа Фотикии Эпирской334
Св. Диадох родился в начале V в. Он стал епископом гор. Фотикии в Старом Эпире между 451 и 458 гг., вскоре после Халкидонского Собора. Впоследствии он показал себя одним из главных противников монофизитства и поставил на службу православной вере остроту ума и глубокое образование. Несмотря на широкий круг пастырских обязанностей, он оставался, тем не менее, молитвенником и духовным наставником и по внушению Святого Духа способствовал созданию богословия, православного в полной мере.
Святой Диадох, епископ Фотикии Эпирской. Церковь Богородицы в Грачанице. XIV в.
В это время Церковь была поражена ядом не только христологических ересей, но также и различных сект, которые превращали в учение духовные наваждения своих создателей. Мессалиане, или евхиты, были наиболее опасными из них335. Они утверждали, что крещение и прочие Таинства бессильны полностью изгнать из души диавола, который продолжает обитать вместе с благодатью в душе христианина. Согласно мессалианам, только постоянная молитва может изгнать сатану из сердца, и «совершенный», однажды ее усвоив, более не нуждается ни в соблюдении заповедей, ни в участии в Таинствах и в остальной жизни Церкви.
В своих «Ста главах о ве́дении», одном из главных сочинений в составе «Добротолюбия», св. Диадох ясно и глубоко опровергает это еретическое учение. Он показывает, что духовная жизнь так же, как чувственно воспринятое через молитву знание о благодати, есть только дальнейшее действие благодати, полученной при крещении и дополненной участием в жизни Церкви. Перед святым крещением, говорит он, «благодать извне призывает душу ко благу, тогда как сатана прячется в ее глубинах; но со времени нашего возрождения именно демон приходит извне, а благодать – изнутри»336.
Изгнанный из сердечных глубин, сатана укрывается в теле и старается соблазнить душу, чтобы заставить ее скатиться в плотские наслаждения. Вот почему мы должны принуждать себя и стараться умело обуздывать тело аскезой, для того чтобы позволить благодати делать свое дело в нашем сердце, сохраняя весь наш ум открытым и внимательным к памяти об Иисусе. Ведь имя Спасителя, удерживаемое памятью в сердечном усердии, действует в нас, как огнь поядающий, который очищает душу от всех следов страстей и возводит ее к вершине целомудрия.
Крещение обновляет в нас образ Божий, изглаживая морщины, оставленные грехом. Но благодать только с нашей помощью, через молитву, накладывает на этот набросок «цвета» подобия Божия337. Призывание славного имени Иисуса дает расцвести одной добродетели на другой и возводит красоту души от славы к славе (2Кор. 3:18) в сокровенном чувстве сладости Божией. А затем Иисусова молитва поведет любящего божественные предметы вплоть до высшей степени этого подобия, познаваемого только через озарение и восхищение ума в совершенной любви.
Итак, дав правильное истолкование совету апостола непрестанно молитесь (1Фес. 5:17), св. Диадох пишет: «Итак, кто хочет очистить свое сердце, пусть постоянно воспламеняет его воспоминанием о Господе Иисусе, делая из этого свое единственное обучение и постоянную практику, поскольку необходимо молиться все время, если есть желание избавиться от своей нечистоты... Отличительное качество человека, дружащего с добродетелью, есть постоянное истребление с помощью мысли о Боге того, что есть земного в его сердце, дабы таким образом мало-помалу зло рассеялось в огне памятования о благе и дабы душа совершенно вернулась к своему естественному блеску с еще большим великолепием»338.
Блж. Диадох почил в мире, вероятно, около 486 г.
* * *
Его память содержится только в редких рукописях Синаксаря, иногда вместе с памятью св. Марка Подвижника [5 марта], чье учение очень близко к учению Диадоха. «Парижский Лекционарий» gr. 282 (IX в.) помещает его память под 27 февраля.
Речь идет не столько о секте с четко обозначенными очертаниями, сколько о еретическом направлении, которое сохранялось еще долго после осуждения его Церковью и которое было тем более пагубно, что использовало для своей выгоды терминологию проповедей, во всем остальном православных, приписываемых св. Макарию Египетскому [19 янв.].
Гл. 76 / SC 5 bis, 134.
Гл. 89 / SC 5 bis, 149–150.
Гл. 97 / SC 5 bis, 159–160.