28 марта
Память преподобного Исихия Иерусалимского315
Св. Исихий был, вероятно, уроженцем Иерусалима и благодаря близости к святым местам и усердному размышлению над Священным Писанием приобрел редкое знание о Боге. Это присутствие в нем Слова побудило Исихия удалиться в пустыню, где он в себе самом собрал добродетели, которыми восхищался в святых отшельниках Палестины.
Около 412 г. патриарх Иерусалимский Иоанн повелел ему принять священный сан и поселиться в Святом Городе, дабы украсить церковь Воскресения сокровищами своей мудрости. Впоследствии он стал одним из самых лучших помощников св. патриарха Ювеналия [2 июля] в богословских и экзегетических вопросах. Св. Исихий принял участие в борьбе с несторианской ересью, защищая, подобно Кириллу Александрийскому, православное учение о Личности Христа. В «Житии св. Евфимия» Кирилл Скифопольский называет Исихия «богословом и учителем Церкви... чей свет просвещает всю вселенную»316.
О нем рассказывали также, что помимо этого он оставил толкования почти на все Священное Писание, подчеркивая нравственное и духовное значение Ветхого Завета317. Одаренный редким красноречием, св. Исихий произносил проповеди в честь святых и праздников церковного года, полные удивительной силы, основанной на Священном Писании. Он снискал почитание и восхищение всей Церкви.
Св. Исихию также приписывают сочинение «О трезвении и добродетели», адресованное его ученику Феодулу, которое включено в «Добротолюбие»318. Согласно Исихию, трезвение, или бдительность, есть «духовный способ, который с Божией помощью полностью освобождает человека от страстных слов и мыслей, а также и от дурных поступков, но только тогда, когда он ревностно подвизается в трезвении долгое время. Оно дает, насколько это возможно, точное знание о Непостижимом Боге и открывает сокровенные божественные тайны. Оно побуждает к исполнению всех заповедей Божиих, как Ветхого, так и Нового Завета и наделяет всеми благами будущего века. Собственно, именно оно и есть чистота сердечная... Но оно достается очень дорого. Если подвизаться в трезвении ума длительное время, то оно становится проводником, который ведет нас дорогой правильной и угодной Богу, и оно дает нам доступ к созерцанию...»319.
Он добавляет: «Трезвение есть дорога ко всем добродетелям и всем заповедям Божиим. Оно также называется сердечным безмолвием; и став совершенным, больше не возмущаясь никакими представлениями, оно становится само хранителем ума... Постоянное внимание производит внутреннюю устойчивость; внутренняя устойчивость производит естественное усиление трезвения, и это усиление постепенно и в надлежащей мере доставляет созерцание в недрах духовной брани. Это созерцание, в свою очередь, сопровождается настойчивостью в Иисусовой молитве и состоянием, которое дарует Иисус, в котором разум, освобожденный от всех представлений, наслаждается полным покоем»320.
Трезвение, таким образом, соединяется с совокупностью духовной жизни, которая с помощью исполнения заповедей и аскезы, практикуемой со знанием дела, имеет целью очищение от страстей. Но эту продолжительную борьбу, предпринятую ради сердечного безмолвия, нельзя вести без содействия Божественной благодати, приобретаемой постоянным призыванием имени Иисусова.
Молитва, соединенная с трезвением, есть «великое благо, которое содержит все прочие блага, потому что оно очищает сердце, в котором Бог становится видимым верующими»321. «Трезвение и Иисусова молитва взаимно усиливают друг друга. Предельное внимание кладет основание постоянной молитве, и наоборот, молитва кладет основание в уме предельному трезвению и вниманию»322. Св. Исихий, убеждая каждого христианина, будь то монах или мирянин, творить молитву, не перестает восклицать: «Если ты хочешь действительно сделать свои мысли несрамными, живи в блаженном безмолвии и наблюдай за своим сердцем с легкостью, которую Иисусова молитва дает твоему дыханию, и через немного дней ты получишь то, что искал»323.
Св. Исихий отошел ко Господу, вероятно, через несколько лет после Халкидонского Собора (451).
* * *
Мы опустили здесь память св. апостола Иродиона, чья память совершается 8 апреля, согласно службе в Минее.
«Житие св. Евфимия», 26–27.
Сохранились лишь его комментарии на книги Левит, Иова, на Псалмы, а также несколько других отрывков.
В настоящее время установлено, что это сочинение принадлежит Исихию, игумену монастыря Неопалимой купины (Ватос) на горе Синай, который жил между VII и IX вв. О его жизни ничего не известно, но духовной важности этого сочинения достаточно, чтобы показать святость этого другого Исихия.
О трезвении. 1.
Там же. 3 и 7.
Там же. 62.
О трезвении. 94.
Там же. 182.