7 февраля
Память преподобного Луки Нового, подвизавшегося на Стирийской горе436
Дед и бабка св. Луки, родом с о. Эгина, бежали в Грецию, спасаясь от арабского нашествия. После многих злоключений они обосновались в деревне Касторий в Фокиде и стали жить в достатке.
Св. Лука родился в этой деревне в 890 г. Он был третьим из семерых детей в семье. С самого раннего возраста без чьего-либо наставления он стал вести строгую затворническую жизнь,достойную старца, опытного в монашеском подвиге. Он воздерживался от мяса, яиц, молочного и вообще от всякой вкусной пищи, обычно питаясь только овсяным хлебом и овощами, запивая их водой, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. Пася скот и обрабатывая поле, он часто лишал себя и этой скудной пищи, отдавая ее бедным. Иногда, раздав им и одежду, он возвращался домой нагим.
Преподобный Лука Новый, подвизавшийся на Стирийской горе. Монастырь ОсиосЛукас. XI в.
Когда отец умер, св. Лука оставил крестьянский труд, чтобы полностью предаться духовной жизни. Он достиг такого совершенства, что во время молитвы его тело поднималось над землей. Жаждая монашества, юный подвижник оставил отчий дом и направился в Фессалию. Но по дороге Луку остановили воины, приняв за беглого раба, и спросили, кто его господин. Лука искренне ответил, что его Господин – Христос. Тогда на него посыпались удары, и его бросили в темницу.
Вернувшись в семью, он молчаливо перенес оскорбления и плети. Однако Бог призрел его настойчивость: Луке удалось убедить мать отпустить его с двумя римскими монахами, которые, направляясь в Иерусалим, проходили через их деревню. Иноки препоручили его игумену одного афинского монастыря. Там он принял малую схиму, потому что был весьма молод: ему было только четырнадцать лет.
Мать Луки, оставшись в одиночестве, так досадила Господу своими жалобами, что игумен, каждую ночь видя ее во сне заплаканной, решился наконец отправить Луку к ней. Через четыре месяца молодой монах добился от матери разрешения поселиться неподалеку, на горе Иоанница (иначе Вардос), недалеко от берега Коринфского залива, где находился небольшой храм, посвященный свв. бессребреникам Косме и Дамиану (911).
Его келья, лишенная простейших удобств, не столько служила убежищем, сколько скрывала от мира его духовную брань во имя любви к Богу. Внутри Лука выкопал яму, чтобы постоянно помнить о смерти. В ревностной борьбе с тиранией сна он проводил ночи в бдении, совершая бесчисленные земные поклоны с молитвой «Господи, помилуй». Он заботливо ухаживал за своим небольшим садом, чтобы раздавать его плоды соседям и посетителям. Чем более он утруждал тело суровыми условиями отшельничества, тем больше светился радостью и любовью к людям и даже к зверям и ядовитым змеям.
Однажды у него остановились два почтенных монаха, направлявшиеся в Рим. Увидев в восемнадцатилетнем юноше совершенный образ, они облачили его в великую ангельскую схиму. Получив эту броню испытанных воинов, Лука усилил затворничество и посты, умножил слезы и молитвы. Тогда Бог даровал ему силу творить чудеса и пророчествовать: так он за несколько лет предсказал нашествие на Грецию болгар (917).
Его слава распространилась по округе, и многие стали приходить к нему за благословением и на исповедь. Он часто помогал людям раскаяться, открывая им их тайные проступки, а потом именем Божиим отпускал грехи и налагал необходимую епитимью. Воспользовавшись этим, дьявол однажды подослал к нему трех женщин под предлогом исповеди и после того, как они ушли, посеял в нем нечистые помыслы. По прошествии трех дней и трех ночей, проведенных в борьбе, слезах и молитвах, он был освобожден от искушения явлением Ангела, который дал ему благодать бесстрастия. Сделавшись как бы Ангелом во плоти, он уже никогда не думал ни о чем плотском, и появление женщин не волновало его.
После семи лет, проведенных на горе Иоанница, Луке и его нескольким спутникам пришлось удалиться на соседний остров из-за угрозы вторжения болгарских войск под предводительством Симеона. Однако болгары пришли и туда, поэтому святому пришлось спасаться вплавь, чтобы укрыться в Коринфе (918).
Хотя он уже достиг зрелого возраста, желание научиться читать Священное Писание подвигло его пойти в школу. Но дурное поведение учеников вскоре заставило его предпочесть неграмотность столь вредному общению. Святой подвижник собирался удалиться к одному знаменитому столпнику в Патры, но его пригласил к себе другой столпник, подвизавшийся неподалеку от Коринфа. Лука с радостью принял это послушание и десять лет служил ему: ловил рыбу, носил воду и хворост, смиренно выполнял все повеления старца.
При новом болгарском царе Петре (927) мир был восстановлен, и Лука вернулся в затвор на гору Иоанница. Он удвоил аскетическое рвение и милосердие ко всем, кто приходил к нему. Узнав о приезде архиепископа Коринфского, подвижник пришел изъявить ему почтение и принес овощей из своего сада. Иерарх попросил показать ему келью. Впечатленный его бедностью и образом жизни, он предложил Луке золота, но тот отказался, объяснив, что нуждается не в золоте, а в молитве и наставлении. Отвечая на вопрос подвижника, епископ рассказал ему, что отшельники, живущие вдалеке от храмов, могут причащаться Преждеосвященных Даров.
Однажды святого спросили, почему он не приходит в монастыри на праздники. Он отвечал: «Праздники и песнопения нужны для наставления в страхе Божием. Зачем же они тому, кто достиг его безмолвием и молчанием?»
Как-то раз он по обыкновению отправился в один монастырь неподалеку от Фив, и к нему обратился видный горожанин с просьбой помочь его тяжелобольному сыну. Святой вначале отказался, сославшись на то, что только Бог излечивает тела и души. Но после увещеваний своего друга Антония, игумена монастыря, решил направиться ночью к ложу больного для молитвы. Утром выздоровевший человек встал, сел на коня и поехал в баню.
Слава о чудесах и пророчествах человека Божия стала привлекать к его келье столь многих посетителей, что это уже не позволяло ему спокойно жить. Он оставил Иоанницу и поселился в тихом портовом местечке Каламион, откуда его через три года изгнали венгры (943).
Тогда он скрылся на пустынном острове Ампелон. Сестра иногда привозила ему хлеб, который он тут же раздавал нуждающимся и морякам, утешая их и предсказывая приход лучших дней. Три года Лука переносил лишение всего самого необходимого и страдал от тяжелой болезни, добровольно отказавшись от открытого ему в видении лекарства, чтобы не лишиться Небесного воздаяния. Но наконец уговоры учеников возымели над ним действие, и святой вернулся в Фокиду, в место труднодостижимое и очень красивое, под названием Стирий (или Сотирий). Он разбил там сад и поселился неподалеку (946). Подвизаясь вместе с самыми близкими учениками, св. Лука скрывал свои добродетели до самой кончины.
Тем не менее знаменитые люди той области, прознав о славе нового пророка, приходили к нему и соперничали, добиваясь его дружбы. Святой предсказывал им, как сложится их карьера, и возвестил отвоевание Крита у арабов императором Никифором Фокой (961) за двадцать лет до этого события. В те годы постоянных нападений пиратов и варваров божественный голос всегда предупреждал святого об опасности: Лука сообщал об этом местным жителям, и те уходили в леca и пещеры. Однажды он явился во сне одному посетителю, который плохо о нем подумал: подвижник излучал свет, стоя на пурпурном ковре, расстеленном на Небесах.
На седьмой год пребывания в Стирии св. Лука заболел. Поцеловав учеников и всех, кто пришел в последний раз насладиться его присутствием, он попросил помолиться за него и мирно отошел ко Господу 7 февраля 953 г. Мироточащая гробница подвижника стала местом, где многие излечивались от болезней. По завещанию святого на том месте построили две величественные церкви и монастырь, остающийся по сей день крупным центром паломничества.
* * *
Следует отличать его от св. Луки Столпника [11 дек.] и другого св. Луки Нового, родившегося на Сицилии и скончавшегося в Коринфе [6 н.].