Евгений Успенский

Обличительное богословие

Источник

Содержание

Предварительные понятия

Понятие о науке и ее задаче

Метод науки

Названия науки

Разделение и состав науки Обличительного Богословия

Замечания относительно названия христианских церквей и обществ

А) Римское вероисповедание Краткий очерк истории постепенного отпадения римской церкви от единой вселенской церкви. Выяснение причин этого отпадения и образования латинства как особого вероисповедования. Значение в латинстве идеи папства и ее историческое развитие Сущность латинства как особого вероисповедания I. Отступление римской церкви от православной в учении об источниках церковного учения: Свящ. Писании и Свящ. Предании 1. Отступление римской церкви от православной в учении о Священном Писании а) Отступление ее в учении о каноне св. книг ветхого завета б) Отступление римской церкви от православной в воззрении на отношения разума к Свящ. Писанию Характеристика римско-католического богословия 2. Заблуждения римской церкви по отношению к Священному Преданию II. Отступление римской церкви от православной в учении о личном свойстве Святого Духа Православное учение о личном свойстве Святого Духа и его истинность Отступление римского учения о Святом Духе от православного: догмат римской церкви об исхождении Святого Духа и от Сына (filioque). Историческое происхождение этого догмата и внесение его римской церковью во вселенский символ веры. Общий характер латинского способа доказывания учения об исхождении Святого Духа и от Сына. Несообразности в этом учении Частнейший разбор оснований, приводимых римскими богословами из Священного Писания в доказательство римского догмата об исхождении Святого Духа и от Сына III. Отступление римской церкви от православной в учении о первородном грехе Сущность православного учения о первородном грехе и отступление римской церкви от этого учения Историческое происхождение римского учения о первородном грехе Несостоятельность римского учения о первобытной праведности и первородном грехе Догмат римской церкви о непорочном зачатии Пресвятой Девы Логическая связь римского догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы с учением римской церкви о первобытной праведности и первородном грехе Отступление римской церкви от православной в учении о Пресвятой Деве: догмат о непорочном зачатии Ее История римского догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы Несообразность римского догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы с некоторыми основными христианскими догматами Общее понятие о способе доказывания римскими богословами догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы Частнейший критический разбор догматических оснований римского учения о непорочном зачатии Пресвятой Девы Несостоятельность теоретических доводов, приводимых римскими богословами в защиту своего догмата Замечания по поводу упрека православным христианам со стороны римских католиков касательно учения о Пресвятой Деве IV. Отступление римской церкви от православной в учении об оправдании и спасении человека Сущность православного учения об оправдании и спасении человека, и отступление от него в вероучении римской церкви Замечание об историческом происхождении и характере римского учения об оправдании человека Несостоятельность латинского воззрения на оправдание человека Римский догмат о сверхдолжных делах и о сокровищнице святых Отступление римской церкви от православной в учении о добрых делах человека: римский догмат о сверхдолжных делах и о сокровищнице святых Критический разбор римского догмата о сокровищнице святых и о сверхдолжных делах V. Отступление римской церкви от православной в учении о церкви и ее устройстве Отступление латинской церкви от православной в учении о главенстве в церкви Отступление римской церкви от православной в учении о средоточии церкви Отступление римской церкви от православной в учении о непогрешимости церкви Догмат римской церкви о главенстве папы (римского епископа) Характеристика римско-католической аргументации догмата о главенстве папы Несостоятельность римского учения о папском главенстве в церкви, с точки зрения учения Священного Писания и здравого богословствующего разума Замечание об общем характере догматических доказательств римского учения о папском главенстве Подробный критический разбор догматических оснований, представляемых римскими богословами для учения о папском главенстве в церкви Разбор римского учения о главенстве папы на основании свидетельств апостольской истории и истории церкви первых веков Несостоятельность теоретически-рассудочных оснований, приводимых римскими богословами в доказательство учения о папском главенстве в церкви Догмат римской церкви о личной непогрешимости папы Связь римского догмата о непогрешимости папы с догматом о главенстве его Замечание об историческом происхождении этого догмата Несостоятельность римского догмата о непогрешимости папы VI. Отступление римской церкви от православной в учении о таинствах 1. Отступление римской церкви от православной в учении о таинствах вообще Отступление римской церкви от православной в учении о каждом из таинств в частности 1. Отступление римской церкви от православной в таинстве крещения а) Отступление в формуле крещения б) Отступление в способе совершения таинства 2. Отступление римской церкви от православной в таинстве миропомазания а) Отступление относительно совершения таинства б) Отступление римской церкви относительно способа совершения таинства миропомазания в) Отступление римской церкви относительно времени совершения таинства и лиц, над которыми следует совершать таинство 3. Отступление римской церкви от православной в таинстве причащение а) Введение опресноков вместо квасного хлеба б) Учение римской церкви о пресуществлении святых Даров после слов Христовых, а не после призывания Святого Духа и благословения св. Даров в) Опущение в римской литургии молитвы призывания Святого Духа г) Лишение в римской церкви чаши мирян д) Недопущение в римской церкви младенцев ко святому причащению 4. Отступление римской церкви от православной в таинствах покаяния а) Учение римской церкви о так называемой сатисфакции (удовлетворении) б) Учение римской церкви об индульгенциях 5. Отступление римской церкви от православной в таинстве брака 6. Отступление римской церкви в таинстве священства 7. Отступление римской церкви от православной в таинстве елеосвящения VII. Отступление римской церкви от православной в учении о загробной судьбе человека – учение об очистилище Учение римской церкви об очистилище. Разбор этого учения Нравственное учение латинской церкви Характер основных принципов в нравственном учении латинской церкви Частнейшее изложение и характеристика недостатков нравственного учения латинской церкви Критика нравственного учения латинской церкви Б) Протестантство Общий взгляд на явление протестантства Общие причины, вызвавшие реформационные движения в латинской церкви Отпадение от Рима и образование особых религиозных обществ Общая характеристика протестантства Общее свойство протестантских вероучений I. Вероучение лютеранское Символические книги лютеранского вероучения Сущность лютеранского вероучения: догматические его неправости Замечание об общем характере богословского доказывания лютеранами догматических неправостей своего вероучения а) Отвержение лютеранами Священного Предания Ложность лютеранского начала в деле отношения к Священному Писанию и неосновательность отвержения в лютеранстве Священного Предания б) Учение лютеран о состоянии человека по падении Учение лютеран о падении человека и первородном грехе. Критический разбор этого учения Частнейший разбор лютеранского учения о следствиях грехопадения человека Учение лютеран о благодатном оправдании человека Сущность лютеранского воззрения на благодатное оправдание человека а) Лютеранское учение о пассивном отношении человека к благодати и к своему спасению б) Учение лютеран об условиях благодатного оправдания человека. Разбор этого учения в) Учение лютеран о существе благодатного оправдания человека. Разбор этого учения Учение лютеран о церкви Учение лютеран о церкви, как невидимом обществе святых. Критика этого учения Учение лютеран об иерархии Догматическая неправость в воззрении лютеран на иерархию: отрицание лютеранами иерархии и священства в смысле таинства Неосновательность учения лютеран об иерархии Учение лютеран о таинствах Учение лютеран о таинствах вообще. Несостоятельность этого учения Учение лютеран о числе таинств. Разбор этого учения Воззрение лютеран на каждое из таинств православной церкви в частности а) Взгляд лютеран на таинство крещения б) Взгляд лютеран на таинство миропомазания. Опровержение этого взгляда в) Учение лютеран о таинстве евхаристии. Неосновательность этого учения г) Взгляд лютеран на таинство покаяния. Опровержение этого взгляда д) Взгляд лютеран на таинство брака. Опровержение этого взгляда е) Взгляд лютеран на таинство елеосвящения. Опровержение этого взгляда Отвержение лютеранами живой связи между церковью земной и небесной а) Отвержение лютеранами догмата о призывании святых б) Отвержение лютеранами почитания св. мощей и икон в) Отвержение лютеранами молитв за умерших II. Реформатское вероисповедание, или кальвинизм В чем реформаты сходятся с лютеранами и в чем разнятся с ними? Заблуждения реформатского исповедания и обличение их а) Учение реформатов о безусловном предопределении одних к блаженству, а других к погибели. Разбор этого учения б) Учение реформаторов о благодати непреодолимой. Разбор этого учения Учение реформатов о таинствах вообще и в частности о таинстве евхаристии III. Англиканское исповедание Краткий исторической обзор англиканского вероисповедания Общая характеристика англиканского исповедания Замечания о современных партиях в англиканстве Дальнейшее развитие протестантизма лютеранского, реформатского и англиканского Краткие указания на дальнейшее развитие протестантизма. Протестантские секты, как характерное порождение протестантизма. Общая характеристика этих сект Новейший протестантизм и краткая характеристика его Замечания о наших сектах, по духу близких к протестантизму Прибавление Общая сравнительная характеристика православия, латинства и протестантизма Критерий для суждения об истинности христианских церквей, указанный во вселенском Символе веры Замечание по поводу вопроса о соединении христианских церквей  

 
Предварительные понятия
Понятие о науке и ее задаче

Обличительное Богословие есть наука, имеющая предметом своего исследования вероисповедные разности инославных современных христианских обществ.

Задача науки Обличительного Богословия состоит в изложении и в критическом, историческом и сравнительном исследовании особенностей разных христианских вероучений. Критическое исследование в Обличительном Богословии должно состоят в разборе тех существенных оснований, которыми современные инославные христианские общества оправдывают и защищают свои особенные, отличные от православия, верования. Вместе с этим критическим обозрением основ инославных христианских вероисповеданий наука Обличительного Богословия при исследовании своего предмета привносить в свою задачу и философско-исторический элемент, состоящий в кратком и общем объяснении исторического происхождения и образования тех или других вероисповеданий. Наконец, задача науки Обличительного Богословия состоит в сравнении и сопоставлении особенностей разных инославных вероисповеданий, с одной стороны, взаимно одних с другими, а с другой стороны – с православным учением, чрез что, очевидно, должны обозначиться безусловные истинности последнего и заблуждения первых. Эти заблуждения всех западных христианских вероисповеданий состоят в их отступлениях и уклонениях от чистоты православного учения вселенской церкви Христовой. Отсюда все исследование в науке Обличительного Богословия должно быть направлено к обличению инославных христианских вероисповеданий в отступлениях от православного учения и к разоблачению их заблуждений.

Выполняя свою задачу, Обличительное Богословие способствует достижению той цели, чтобы истинный христианин имел средства воспитать в себе разумную твердость и стойкость своих православных религиозных убеждений, чтобы он имел возможность твердо убедиться в той неоспоримой истине, что православная вера есть неизменно и неуклонно сохраняющаяся апостольская и вселенская, а потому всецело истинная и непререкаемая вера, – напротив, все инославные вероисповедания не чужды заблуждений или отступлений от вселенской истины христианской церкви, хотя они и претендуют на полную истинность и вселенское значение.

Метод науки

Метод науки Обличительного Богословия определяется ее задачей и есть по преимуществу критико-полемический, состоящий в показании несообразности инославных вероучений и в обличении их отступлений от учения Слова Божия и православной церкви. Само собой разумеется, что Обличительное Богословие должно руководиться в своем исследовании тем началами, которые лежат в основании всякого православного богословия, т. е. Священным Писанием и Священным Преданием; держась твердо на почве этих источников, наука Обличительного Богословия должна прибегать к здравому смыслу при обсуждении своего предмета.

Названия науки

Из понятия о задаче и методе науки Обличительного Богословия произошли и названия ее, обозначаемые в прилагаемых к ней эпитетах «Сравнительное и Обличительное Богословие». На западе эта наука известна под названием «Символики»; такое название наука получила здесь потому, что имеет своим предметом изложение символического учения вероисповедных систем на основании их так называемых символических книг. Символики эти написаны как римско-католическими писателями-богословами (таковы символики Малера, Бухмана и других), так и протестантскими (например, символики Марганеке, Герике, Келльнера, Бодемана и других). Как на характеристику этих символик можно указать то, что они излагают учение вероисповедных символом не объективно, а каждая с известной тенденциозной точки зрения ее автора, обусловленной влиянием вероисповедной вражды – исторической и догматической.

Разделение и состав науки Обличительного Богословия

Из понятия о науке Обличительного Богословия определяется и ее объем, или состав. Именно в составе ее не должно входить обозрение нехристианских вероисповеданий, например, язычества, иудейства, магометанства и других; Обличительное Богословие не имеет также своей задачей рассмотрение и христианских вероисповеданий, несовременных нам, каковы арианское, пелагианское и другие: предметом его служат одни только современные христианские вероисповедания и преимущественно главнейшие. А эти главнейшие вероисповедания христианские, находящиеся вне православия, суть следующие: А) Римское и Б) Протестантские. Последние вероисповедания в свою очередь подразделяются на три главнейшие вида: а) Лютеранское, б) Реформатское, или Кальвинизм и в) Англиканское 1 . На этом основании и состав Обличительного Богословия может слагаться из двух частей: А) о римском католицизме и Б) о протестантстве со всеми его частными отраслями.

Замечания относительно названия христианских церквей и обществ

Название христианской церкви «православной» (ορθοδοξία – из ορθὸς правильный и δόξα мнение, учение) означает правомыслящее или правоверное исповедание веры и по праву прилагается к восточной церкви, так как она пребывает всецело верной учению Слова Божия и православной древневселенской церкви Христовой. На этом основании она называется и «вселенской» или «кафолической». Это последнее название усвоила себе и латинская церковь, хотя оно ей и несвойственно, так как она не во всем своем вероучении осталась верной учению вселенской церкви, а содержит последнее с примесью измышленных лжеучений; более точное и правильное название ее – это «римская церковь» по имени народности. Название «протестантская церковь» есть название чисто отрицательное, неопределенное, не имеющее положительного смысла и содержание и совершенно несовместное с понятием церкви; оно произошло от протеста членов латинской церкви против ее заблуждений и злоупотреблений. Протестантство называет себя также лютеранской и кальвинской церковью. Но название церкви по именам ее основателей – обыкновенных людей – ясно свидетельствует о том, что она носит печать личностей и, следовательно, чужда вселенского характера. Наконец, название «реформатского вероисповедания» усвоено тому протестантскому вероисповеданию, в котором преобразовано, или реформировано, учение Лютера по началам учения Кальвина и Цингли. Название это имеет тот же неопределенный характер, несовместимый с понятием истинной церкви, как и название вероисповедания «протестантским».

* * *

1

Более частые виды протестантства составляют разные секты – секты методистов, гернгутеров, квакеров, социниан, армяниан и других. Так как главная основа вероучений всех этих сект есть обще-протестантская, то в Обличительном Богословии после обстоятельного рассмотрения общих начал протестантизма достаточно ограничиться самым кратким замечанием об этих сектах.


Источник: Обличительное богословие / Сост. магистр богословия Евгений Успенский. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : тип. С.П. Яковлева, 1895. - [2], VI, 262 с.

Комментарии для сайта Cackle